Совокупность правовых моральных требований предъявляемых к социальному работнику его профессией это

Обновлено: 18.05.2024

3. Смысл и содержание профессионального долга

социального работника
Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальныx работников, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а профессиональные действия непосредственно связаны и направлены на достижение физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества.
Деонтология социальной работы – это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.
Таким образом, профессиональный долг специалиста – это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью.
Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.
Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются тем, что он занят конкретной специфической социальной деятельностью пo решению проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его профессиональной деятельности.
Осознание социальным работником своего профессионального долга есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности.

Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специалиста.

Чувство долга побуждает социального работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями и нормами профессиональной морали.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности и социальный институт возникают в ответ на объективную общественную необходимость. Соответственно, обязанности социального работника и функции социальной работы являются отражением объективной социальной реальности.

Обязанности человека в отношении общества одновременно и объективны, и субъективны. Первое означает, что эти обязанности существуют независимо от того, признает их человек или нет. Они вытекают из самого факта жизни человека в обществе. Второе означает, что личность признает наличие этих обязанностей и добровольно возлагает их на себя. Содержание профессионального долга, таким образом, вытекает из требований, предъявляемых обществом к деятельности и поведению людей, выполняющих от имени общества определенные функции и занятых в данной профессиональной сфере. Это содержание профессионального долга может быть документировано в большей или меньшей степени, но оно существует объективно.

Не всякая функциональная обязанность социального работника может рассматриваться как его долг. Те обязанности, ко­торые навязываются социальному работнику извне под влия­нием ситуации или вышестоящими должностными лицами и не идущие на пользу клиенту и обществу, не могут рассматри­ваться как его долг, но вместе с тем они могут быть выполнены. Мерилом ответственности социального работника за выполне­ние такого рода обязанностей в данном случае являются его моральное чувство, честь и достоинство, гражданское чувство ответственности и дисциплинированность исполнителя.


  • высокий профессионально-квалификационнный уровень как гарант качества работы;

  • четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;

  • профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;

  • глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;

  • сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;

  • заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;

  • высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;

  • наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;

  • стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.

Таким образом. можно сказать, что деонтология показывает, какие требования предъявляет общество к социальному работнику как к специалисту, гражданину и человеку.

Кодекс создан для развития и поддержания лояльности медицинских работников к пациентам;

Кодекс является документом, определяющим совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при осуществлении профессиональной медицинской деятельности.

Кодекс дает нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинского работника, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета профессии медицинского работника в обществе.

Нормы Кодекса содержат нормы этического (морально-нравственного) поведения медицинского работника. В случае совпадения норм этики с действующими нормами закона в Кодексе подразумевается этический аспект норм действующего законодательства. 15


РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные понятия и терминология


1) Медицинский работник - физическое лицо, которое имеет высшее или среднее медицинское образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности;
2) Пациент - физическое лицо, которое нуждается в медицинской помощи, которое обратилось за оказанием медицинской помощи или которому оказывается медицинская помощь;

3) Здоровье – способность человека осуществлять нормальную (имеются в виду медицинские нормы) жизнедеятельность, то есть нормально действовать;


4) Лояльность к пациентам - доброжелательное, этичное и законное отношение к лицам, которые нуждаются в медицинской помощи, обратились за ней или получают ее.

Статья 2. Цель профессиональной деятельности и система ценностей

Основная цель профессиональной деятельности медицинского работника – это сохранение жизни человека, проведение мероприятий по улучшению его здоровья, когда это возможно, по охране здоровья, если имеются для него угрозы, и медицинской помощи в случае болезни, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях.

Системой ценностей медицинских работников, работающих в медицинских организациях, является:

1) Цель и смысл профессиональной деятельности медицинских работников и медицинских организаций, а также системы здравоохранения в целом - улучшение здоровья пациента, включая его охрану и медицинскую помощь;

2) Осознание п риоритета здоровья пациента – при исполнении профессиональных обязанностей медицинским работником здоровье пациента выше любых других проблем;

3) Забота о б езопасности пациента – принцип максимального уменьшение вреда для здоровья пациента в ходе лечения, недопустимость превышения риска вреда от вмешательства над риском вреда от болезни;

4) Чувство ответственности – способность извиниться за причиненный вред или готовность медицинского работника нести наказание - моральное, имущественное и/или правовое - в случае нарушения закона или этических норм;

5) Коллегиальность важных решений – постоянное сотрудничество с коллегами, привлечение их и разделение ответственности с коллегами за особенно важные решения для здоровья пациентов, отсутствие морального права отказаться от просьбы коллеги в выработке коллегиального решения;

6) Прозрачность – соблюдение принципов честности и порядочности в личных и коллективных действиях; коллегиальность не может быть выше прозрачности;

7) Профессионализм – направление лучших знаний, возможностей и опыта на благо пациента на основе постоянного развития и обучения.

Статья 3. Принципы деятельности

1) В своей деятельности медицинский работник руководствуется законодательством Российской Федерации, своими должностными обязанностями, приказами, иными нормативно-правовыми актами, клятвой врача, настоящим Кодексом.

3) Медицинский работник обязан оказать медицинскую помощь любому человеку вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, места проживания, его социального статуса, религиозных и политических убеждений, а также иных немедицинских факторов.

4) Медицинский работник должен постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и умения, навыки и эрудицию.

5) Медицинский работник несет ответственность, в том числе и моральную, за обеспечение доступной, своевременной, качественной и безопасной медицинской помощи в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями и служебными обязанностями.

6) Медицинский работник должен участвовать в формировании принципа лояльности к пациенту при осуществлении деятельности медицинской организации, быть доброжелательным и терпеливым, не допускать возникновения и развития конфликтов.

7) Медицинский работник личным примером обязан демонстрировать здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, в том числе курения на территории медицинской организации, и призывать коллег и пациентов следовать его примеру, поддерживать и принимать посильное участие в общественных мероприятиях, особенно тех, где пропагандируется здоровый образ жизни.

8) Поведение медицинского работника не должно быть примером отрицательного отношения к здоровью.

9) Моральная обязанность медицинского работника соблюдать чистоту рядов медицинского сообщества, беспристрастно анализировать как свои собственные ошибки, так и ошибки своих коллег . Препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов.

10) Медицинский работник должен соблюдать алгоритм общения с пациентами, основанный на принципах доброжелательности, уважительного отношения и вежливости, милосердия, чувства сострадания к состоянию пациента, не навязывать информацию, если она не запрошена или пациент от нее отказывается.

11) Медицинский работник должен своим внешним видом соответствовать требованиям гигиены и санитарно-эпидемиологического режима медицинской организации, соблюдая при этом принцип медицинского дресс-кода, принимаемого коллективом медицинской организации, включая форму и цвет одежды, требования к прическе, в случае отсутствия необходимости ношения медицинской шапочки, ношение обуви на низком каблуке (в целях предупреждения раздражающего шума для пациентов при осуществлении профессиональной деятельности), ношение таблички (бейджа), с указанием фамилии, имени, отчества медицинского работника и занимаемой должности в учреждении.

12) Медицинский работник должен участвовать в создании эстетического имиджа медицинской организации, соответствующей правилам гигиены.
Медицинский работник должен бережно относиться к медицинской документации, своевременно оформлять документацию в соответствии с установленными требованиями.

13) Медицинский работник должен соблюдать график работы медицинской организации.


Статья 4. Недопустимые действия медицинского работника

1) Медицинский работник не вправе:

  • использовать свои знания и возможности в негуманных целях;
  • без достаточных оснований применять медицинские меры или отказывать в них;
  • использовать методы медицинского воздействия на пациента в интересах третьих лиц;
  • навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды;
  • наносить пациенту физический, нравственный или материальный ущерб ни намеренно, ни по небрежности и безучастно относиться к действиям третьих лиц, причиняющих такой ущерб.

2) Злоупотреблять знаниями и положением медицинского работника.

3) Личные предубеждения медицинского работника и иные непрофессиональные мотивы не должны оказывать воздействия на диагностику и лечение.

4) Подарки не должны вручаться или приниматься в обмен за услуги. Медицинский работник не имеет права, пользуясь своим положением, эмоциональным состоянием пациента, заключать с ним имущественные сделки, использовать в личных целях его труд, а также заниматься вымогательством и взяточничеством.

5) Публикации и выступления медицинского характера, просветительская деятельность в прессе, на радио и телевидении должны ограничиваться объективной научно-практической информацией и не содержать элементов недобросовестной конкуренции, рекламы и саморекламы.


Статья 5. Профессиональная независимость

Право и долг медицинского работника — хранить свою профессиональную независимость.

Оказывая медицинскую помощь новорожденным и старикам, военнослужащим и гражданским лицам, руководителям высшего ранга и лицам, содержащимся под стражей, медицинский работник принимает на себя всю полноту ответственности за профессиональное решение, а потому обязан отклонить любые попытки давления со стороны администрации, пациентов или иных лиц.

Медицинский работник должен отказаться от сотрудничества с любым физическим или юридическим лицом, если оно требует от него действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, этическим принципам, профессиональному долгу.

Участвуя в экспертизах, консилиумах, комиссиях, консультациях и т. п., медицинский работник обязан ясно и открыто заявлять о своей позиции, отстаивать свою точку зрения, а в случаях давления на него — прибегать к юридической и общественной защите.


РАЗДЕЛ II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА И ПАЦИЕНТА

Статья 6. Уважение чести и достоинства пациента

Медицинский работник должен быть лоялен к пациентам - уважать их честь и достоинство пациента, проявлять доброжелательное, внимательное и терпеливое отношение к нему и к его близким. Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение кому-либо из пациентов предпочтения или неприязни со стороны медицинского работника недопустимы.

Статья 7. Условия оказания медицинской помощи

Медицинский работник должен оказывать медицинскую помощь в условиях минимально возможного стеснения свободы и достоинства пациента, при строгом соблюдении правил гигиены и санитарно-эпидемиологического режима, с применением современных средств гигиены (разовых салфеток, полотенец, жидкого мыла в диспансерах и т.д.).


Статья 8. Конфликт интересов

При возникновении конфликта интересов пациент-общество, пациент-семья и т.п. медицинский работник должен отдать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим.

Медицинский работник должен использовать алгоритм действий по оказанию медицинской помощи во внештатных ситуациях, с обязательным информированием руководства учреждения о препятствиях его деятельности, в том числе невозможности обслуживания пациента в определенных случаях, связанных с непредвиденными аварийными ситуациями, бытовыми проблемами пациента и другими возникающими проблемами социального характера.

Статья 9. Врачебная тайна

Пациент вправе рассчитывать на то, что медицинский работник сохранит втайне всю медицинскую и доверенную ему личную информацию.
Медицинский работник не вправе разглашать без разрешения пациента, его доверенного лица или его законного представителя сведения, полученные в ходе обследования и лечения, включая и сам факт обращения за медицинской помощью.
Медицинский работник должен принять меры, препятствующие разглашению врачебной тайны. Смерть пациента не освобождает от обязанности хранить врачебную тайну. Разглашение врачебной тайны допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Врачебная тайна – не может быть тайной от самого пациента, а также согласно позиции Конституционного Суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2015 г. № 1275-О) тайной во всех случаях от родственников умершего пациента.

Статья 10. Поддержка пациента, находящегося при смерти


1) Медицинский работник обязан облегчить страдания умирающего всеми доступными и легальными способами, включая применение наркотических обезболивающих препаратов по показаниям.

2) Медицинский работник обязан гарантировать пациенту право по его желанию воспользоваться духовной поддержкой служителя любой религиозной конфессии.


Статья 11. Выбор медицинского работника

1) Медицинский работник не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому специалисту. Однако каждый медицинский работник обязан оказать помощь в рамках действующего законодательства, нормативных актов, обычно предъявляемых требований и, если имеется, договора.

2) Медицинский работник может отказаться от работы с пациентом, направив его другому специалисту в следующих случаях:

  • если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;
  • данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам специалиста;
  • если имеются противоречия с пациентом или его родственниками в плане лечения и обследования.

РАЗДЕЛ III. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Статья 12. Взаимоотношения между коллегами

1) Взаимоотношения между медицинскими работниками должны строиться на взаимном уважении, доверии и отличаться соблюдением интересов пациента и лояльностью к нему.

2) Во взаимоотношениях с коллегами медицинский работник должен быть принципиален, честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, должен с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передать им свой опыт и знания.

3) Моральное право руководства другими медицинскими работниками требует высокого уровня профессиональной компетентности и высокой нравственности.

4) Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и не оскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискредитации коллег.

5) Медицинский работник не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии пациентов и их родственников.

6) В течение всей жизни медицинский работник обязан хранить уважение и чувство благодарности к тем, кто учил его искусству лечения.

7) Медицинский работник должен вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.
Медицинский работник не вправе публично ставить под сомнение профессиональную квалификацию другого врача или каким-либо иным образом его дискредитировать.

8) В тяжелых клинических случаях врачи должны предоставлять советы и помощь своим коллегам в корректной форме. За процесс лечения всю ответственность несет только лечащий врач, который может учесть или отказаться от рекомендаций, руководствуясь при этом исключительно интересами больного.

9) Врач не должен создавать условия для перехода к нему пациентов от других коллег.

РАЗДЕЛ IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ Кодекса, ПОРЯДОК ЕГО ПЕРЕСМОТРА

Статья 13. Ответственность за нарушение Кодекса

Статья 14. Изменения в Кодексе

является одной из основ профессиональной деятельности социальных работников, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а профессиональные действия непосредственно связаны и направлены на достижение физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества. Учение о долге является центральным звеном системы профессиональной этики. Профессиональная деонтология представляет собой учение о долге и обязанностях представителя профессии перед обществом и государством, перед своей профессией, перед коллегами и перед людьми, на которых в конечном счете направлена деятельность.

Применительно к социальной работе деонтология — это комплекс профессиональных, правовых и морально-этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника. Деонтология социальной работыэто комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.

Таким образом, профессиональный долг специалиста — это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.

Осознание социальным работником своего профессионального долга — есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специалиста. Сознательное выполнение своего долга является условием высокоэффективной деятельности как самого социального работника, так и всей социальной службы и института социальной работы в целом.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности и социальный институт возникают в ответ на объективную общественную необходимость. Соответственно, и обязанности социального работника (и функции социальной работы) являются отражением объективной социальной реальности.

1 Тугаринов В. П. Личность и общество. — М., 1965.

Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юридические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. Вместе с тем он поступает:

свободно, поскольку принятая обществом система морально-нравственных нормативов не является универсальной и из всего многообразия норм, которые имеют место в обществе, — от групповых до общественных — специалист может выбирать те, которые в наибольшей степени отвечают его внутренним устремлениям и представлениям о добре и благе;

сознательно, так как решение поступить так или иначе принято им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из значительного количества вариантов возможных решений;

добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждением и доминирующим мотивом деятельности, и именно это обстоятельство определяет поведение и деятельность специалиста в повседневной практике.

Осознание социальным работником своего профессионального долга означает:

высокий профессионально-квалификационный уровень как гарант качества работы;

четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;

профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;

глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;

сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;

заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;

высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;

наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;

стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.

При этом сознательное начало, регулирующее поведение, требования к профессиональным и личностным качествам социального работника и привычка к должному поведению не противоречат друг другу — напротив, они дополняют друг друга.

Нравственное поведение в профессиональной деятельности, даже в такой гуманной и этичной, как социальная работа, вовсе не вытекает автоматически из контекста обстановки, в которой проходит деятельность, и содержания труда, хотя до некоторой степени определяется стандартными функциональными обязанностями. Однако профессиональная деятельность никогда не сводится к механическому выполнению функциональных обязанностей. Обязанности, ставшие моральным долгом, профессионал выполняет по внутреннему убеждению и побуждению, без непосредственного побуждающего воздействия извне, действуя при этом сознательно и творчески. Это является одной из особенностей труда социального работника — существующие формы управления профессиональной деятельностью специалиста, система прав и обязанностей и способы их реализации оставляют простор для творчества социального работника, что делает еще более значимым мотивирование профессиональной деятельности соображениями морального долга.

Деятельность социального работника, имеющая в своей основе должное поведение, всегда ориентирована на тщательное, творческое выполнение профессиональных обязанностей и достижение высоких результатов, сопровождающиеся сознанием личной ответственности за произведенные действия. Такая деятельность стимулируется потребностью в самоуважении, поддержании профессионального авторитета и личного достоинства, статуса трудового коллектива и профессии в обществе. Она не может быть ориентирована на чисто внешние показатели, на поддающиеся официальному учету и контролю критерии эффективности с целью получения поощрений в любой форме. Деонтология показывает, какие требования предъявляет общество к социальному работнику как к специалисту, гражданину и человеку.

Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:

личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;

компетентности специалиста;

— рационального подхода к решению поставленных задач;

соответствия полномочий и ответственности;

правовой регламентации деятельности;

подотчетности;

инициативы, и творческого подхода;

— организованности и дисциплины;

контроля и проверки исполнения;

критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;

доверия и свободы действий;

поощрения и наказания и другие.

Условно деонтологию социальной работы можно рассматривать по тому, какие субъекты и объекты рассматриваются как стороны конкретного профессионального отношения. Соответственно можно выделить пять типов таких отношений, представленные в виде соответствующих разделов книги.

•Соблюдает Кодекс этики, утверждает ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, отстаивает, совершенствует и популяризирует их.

•Повышает качество и эффективность социальных услуг, предоставляемых людям.

•Повышает статус социальной работы, защищает ее от необоснованной критики и укрепляет у людей веру в ее необходимость.

•Принимает участие и поощряет других к творческому поиску новых подходов, технологий, методов.

•Критически оценивает достигнутые в личной практической работе результаты, не преувеличивает свои профессиональные и личные возможности.

•Разъясняет окружающим назначение, цели и задачи профессиональной социальной работы.

Деонтология в социальной работе. Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством.

Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальных работников, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а профессиональные действия непосредственно связаны и направлены на достижением физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества. Учение о долге является центральным звеном системы профессиональной этики. Профессиональная деонтология представляет собой учение о долге и обязанностях представителя профессии перед обществом и государством, перед своей профессией, перед коллегами и перед людьми, на которых, в конечном счете, направлена деятельность.

Деонтология социальной работы - это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.

Таким образом, профессиональный долг специалиста - это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.

Осознание социальным работником своего профессионального долга - есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специалиста. Сознательное выполнение своего долга является условием высокоэффективной деятельности как самого социального рaботника, так и всей социальной службы и института социальной работы в целом.

Категория "профессиональный долг" выражает нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой, прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.

Долг - одна из важнейших категорий как общей, так и профессиональной этики, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними. Сознание своего долга определяет поведение специалиста, выбор им определенных норм морали, которым он следует в своей повседневной практической деятельности. В отличие от профессиональных обязанностей профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определённых действий.




В категории "долг" наиболее ярко проявляется социальный характер деятельности социального работника и нормативный характер профессиональной этики. Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются тем, что он занят конкретной специфической социальной деятельностью по решению проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его профессиональной деятельности. Чувство долга побуждает социального работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями и нормами профессиональной морали.

Долг как "высокая нравственная необходимость, ставшая внутриличностным источником добровольного подчинения своей воли задачам достижения, сохранения тех или иных моральных ценностей", внутренне закономерно связан с ответственностью, выражающей соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей.

Ответственность специалиста характеризует его личность с точки зрения нравственных требований, предъявляемых к ней в части профессионально-квалификационных и личностных качеств и деятельности. Когда же , долг специалиста состоит в том, чтобы в конкретной ситуации осознать и практически реализовать требования профессиональной морали, то ответственность его определяется с точки зрения выполнимости долга. Ответственность без долга беспредметна, она никогда не выступает изолированно, особенно если речь идет об ответственности перед самим собой.

Деятельность социального работника сопряжена с высокой степенью самостоятельности и моральной ответственности, представляющей собой сознательное отношение к профессиональному долгу. Ответственность в свою очередь не является отвлеченным понятием, она неотделима от творчества и самостоятельности, внимания к людям, окружающим социального работника в его повседневной практической деятельности. В этих случаях понятие профессионального долга вменяет в обязанность специалисту быть способным предвидеть последствия своей деятельности, особенно негативные последствия, - в соответствии с известным принципом - "прежде всего, не навреди", приписываемом Гиппократу.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности и социальный институт возникают в ответ на объективную общественную необходимость. Соответственно, и обязанности социального работника являются отражением объективной социальной реальности. Содержание профессионального долга, таким образом, вытекает из требований, предъявляемых обществом к деятельности и поведению людей, выполняющих от имени общества определенные функции и занятых в данной профессиональной сфере.

При определенных условиях объективный и профессиональный долг становится фактически внутренним нравственным долгом социального работника как личности и как представителя профессии. Моральный долг - как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе "человек - среда" - для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии. Для профессионального социального работника требования профессионального долга во многом совпадают с его личными интересами, в силу чего он осознает долг как необходимость, внутреннюю потребность, моральную обязанность. Веления профессионального долга, ставшие внутренними убеждениями социального работника, являются определяющим духовным стимулом его деятельности. Требования морального долга заставляют социального работника рассматривать свои обязанности шире, чем этого требует профессиональный долг.

Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юридические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. Вместе с тем он поступает:

свободно, поскольку принятая обществом система морально-нравственных нормативов не является универсальной и из всего многообразия норм, которые имеют место в обществе, - от групповых до общественных - специалист может выбирать те, которые в наибольшей степени отвечают его внутренним устремлениям и представлениям о добре и благе;

сознательно, так как решение поступить так или иначе принято им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из значительного количества вариантов возможных решений;

добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждением и доминирующим мотивом деятельности, и именно это обстоятельство определяет поведение и деятельность специалиста в повседневной практике.

Осознание социальным работником своего профессионального долга означает:

· высокий профессионально-квалификационный уровень как гарант качества работы; четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение; профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы; глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента; сознательное и активное участие в профессиональной деятельности; целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента; заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы; высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению; наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга; стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.

При этом сознательное начало, регулирующее поведение, требования к профессиональным и личностным качествам социального работника и привычка к должному поведению не противоречат друг другу - напротив, они дополняют друг друга.

Нравственное поведение в профессиональной деятельности, даже в такой гуманной и этичной, как социальная работа, вовсе не вытекает автоматически из контекста обстановки, в которой проходит деятельность, и содержания труда, хотя до некоторой степени определяется стандартными функциональными обязанностями. Однако профессиональная деятельность никогда не сводится к механическому выполнению функциональных обязанностей. Обязанности, ставшие моральным долгом, профессионал выполняет по внутреннему убеждению и побуждению, без непосредственного побуждающего воздействия извне, действуя при этом сознательно и творчески. Это является одной из особенностей труда социального работника - существующие формы управления профессиональной деятельностью специалиста, система прав и обязанностей и способы их реализации оставляют простор для творчества социального работника, что делает еще более значимым мотивирование профессиональной деятельности соображениями морального долга.

Деятельность социального работника, имеющая в своей основе должное поведение, всегда ориентирована на тщательное, творческое выполнение профессиональных обязанностей и достижение высоких результатов, сопровождающиеся сознанием личной ответственности за произведенные действия. Такая деятельность стимулируется потребностью в самоуважении, поддержании профессионального авторитета и личного достоинства, статуса трудового коллектива и профессии в обществе. Она не может быть ориентирована на чисто внешние показатели, на поддающиеся официальному учету и контролю критерии эффективности с целью получения поощрений в любой форме. Деонтология показывает, какие требования предъявляет общество к социальному работнику как к специалисту, гражданину и человеку.

Читайте также: