Совершенствование педагогической работы предоставление обратной связи

Обновлено: 14.05.2024

Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.

Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.

Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.

-->Магазин детских колготок -->

Что такое обратная связь и зачем она нужна? Обратная связь - это связь между результатом определенного процесса и его ходом. Обратная связь между последствиями определенной деятельности (учебной, трудовой, игровой) и процессом реализации этой деятельности. Например, существует связь между эффективностью понимание, усвоение учащимися нового материала и процессом его объяснения учителем. Так, если в ходе урока учителя интересует результат (качество восприятия и овладение школьниками информацией), то педагог во время объяснения обращает внимание на то, как отдельные ученики и весь класс ведут. Направлены ли взгляды учеников на учителя, или они внимательно слушают, или, возможно, занимаются посторонними делами, разговаривают.

Чтобы обратная связь была успешной, нужно уметь видеть, слышать и понимать партнера по общению. То есть, по внешнему виду, интонацией, паузами, темпом речи узнавать о внутреннем состоянии собеседника, о подтексте полученной информации и умело использовать это для улучшения совместной деятельности и общения.

Исследования показывают, что влияние на людей оказывают не столько сама информация и смысл сказанного, сколько коммуникативное поведение собеседника. Так, по разным исследованиям только 20-40% влияния зависит от слов, но на 60-80% влияние на собеседника зависит от тона голоса и языка тела.

Современная практическая психология использует термин "рапорт" для определение глубокого обратной связи в общении.

Установить рапόрт - это умело отражать позы, жесты, взгляды партнера по общению, приспосабливаться к его языка тела, дыхание (например, замедлять голос, наклоняться так, как это делает собеседник). Конечно, делать это нужно естественно, не копировать грубо позы и движения, иначе это может выглядеть странно, смешно и бестактно.

Для установления эффективной обратной связи учителю необходимо помнить, что человек воспринимает мир преимущественно тремя каналами: визуальным, слуховым и кинестетическими (реже обонятельным и вкусовым). Есть люди, которые предоставляют предпочтение одному из каналов. Это отражается и в их речи.

Например, если человек говорит: "я вижу, что вы говорите", а слушая рассказ о лесе, он видит дерева, разнообразие красок, солнечные поляны - то в такого человека преобладает визуальный канал восприятия. Когда ученик говорит:

"Я слышу, что вы мне показываете", а представляя лес, слышит шорох листьев под ногами, шелест, ветра, пение птиц - то перед вами человек со слуховой системой восприятия. В том же случае, когда человек, представляя лес, чувствует, как ее ноги пружинят на мягком ковре листьев, как дует ветер и т.п. – то это означает, что она воспринимает мир преимущественно кинестетическими каналом.

Для учителя важно помнить об этом и, обращаясь к ученикам, использовать в речи различные выражения, поможет детям с различными типами восприятия лучше понимать то, что говорит педагог.

Необходимость учета в учебном процессе индивидуальных различий ученического восприятия подтверждают и специальные исследования, согласно которым только 30% учащихся запоминает 75% того, о чем говорили на уроке; 40% детей запоминает три четверти того, что видели или что прочитали. Такие "визуальные" ученики делятся на два типа: некоторые усваивают информацию в форме писаного слова, другие - из диаграммы или рисунки. 15% лучше учатся с помощью тактильных ощущений. Такие ученики должны подержать в руках учебный материал, написать, разрисовать его, то есть привлечь к обучению конкретный опыт. Еще 15% составляют учащиеся, предпочитают кинестетического методу, то есть они эффективно учатся тогда, когда выполняют какие-то физические действия, например, участвуют в практической деятельности, непосредственно касается их жизни.

У каждого из нас преобладает один из основных способов восприятия, часто совмещенный с другим, вторичным. Если учебный метод в классе не отвечать основном способу восприятия ребенка, у ребенка будет проблемы с учебой, разве что сможет компенсировать это несоответствие вторичным способом. Поэтому искусство общения педагога, мастерство в установлении им обратной связи заключается, в частности, в том, чтобы научиться понимать, какая система восприятия характерна для партнера по диалогическому взаимодействию и умело использовать это в ходе работы.

В процессе обеспечения эффективной обратной связи важное место занимает умение визуального сканирования - то есть, чтение эмоциональных состояний и мыслей человека глазами. Наблюдая за позами и жестами учеников, педагог может узнать об их состоянии, отношение к воспринятой информации, настроенность на работу и т.п. Например, наклонена в сторону председатель свидетельствует о

заинтересованность. Если слушатели выпрямляют головы, их взгляды блуждают по стенах или потолку - интерес потерян, преобладает усталость. Если ученик внимательно смотрит в глаза учителю, пытаясь продемонстрировать свое внимание, но при этом его ноги крепко стоят на полу, а корпус прямой, - то он просто пытается создать впечатление, а на самом деле не слушает. Если ученик склонился вперед, сидя на краю стула, склонил голову набок, оперся ею на руку – он действительно слушает. Если указательный палец вытянут вдоль щеки, большой подпирает подбородок, остальные - изогнутые, а все это сопровождается наклоном тела от партнера по общению (учителя) - то эта поза означает критическое отношение.

Главным признаком эффективного слушания является его активность, что означает заинтересованность слушающего, его физическую и умственную внимание. Но если эта активность будет проявляться в перебивании, оценке, анализе, то это означает, что слушатель концентрирует внимание на себе, а не на собеседнике, что может привести к нарушению процесса общения.

Существуют определенные правила и приемы эффективного активного слушания.

Нерефлексивное слушания - умение молчать, когда говорит другой, выражая при этом только поддержку, одобрение, понимание, используя визуальный контакт, мимику, жесты, короткие высказывания ( "Да-да", "продолжай" и т.п.). Нерефлексивное слушания нужно в таких ситуациях:

- в начале беседы;

- во время проведения интервью;

- во время слушания ответа ученика на вопрос, заданный учителем;

- когда собеседник находится в возбужденном эмоциональном состоянии;

- при наличии затруднений в речи партнера по общению;

- во время слушания жалоб;

- в ходе разговора с человеком, который занимает более высокое положение, при опасении испортить отношения.

В других случаях целесообразно использование рефлексивного слушания, то есть слушания с более активным выражением мыслей и мнений.

Существует 4 основных приема рефлексивного слушания:

- выяснение - то есть обращения за уточнением ( "Что вы имели в виду?" «Не объясните мне . ");

- отражение чувств - это то же перефразирование, но акцент делается не на содержании услышанного, а на эмоциональном состоянии собеседника ( "Вы очень взволнованы "," Мне кажется, вы чувствуете . ");

- резюмирование - или суммирования основных идей и чувств того, кто говорит ( "Если суммировать сказанное . " "Вашими основными идеями, как я понял, есть . ").

Пользуясь приведенным приемами эффективного слушания, стоит соблюдать определенные правила и принципы:

- изучите свои привычки слушания - это первый шаг к их усовершенствованию;

- помните, в разговоре участвуют как минимум двое собеседников, в роли слушателей они выступают по очереди; поэтому основное правило слушания

- каждый говорит только после точного повторения идеи или отображения чувств собеседника; концентрируйте свое внимание на человеке, который обращается к вам, поддерживайте визуальный контакт, тактично "отражает" позы, мимику и жесты собеседника;

- старайтесь понять не только смысл сказанного, но и чувства собеседника; воспользовавшись приемами рефлексивного слушания, старайтесь выразить свое понимание;

- следуя, одобряя установки, поддерживайте собеседника, делайте процесс слушания эмпатийным.

Кроме этого, в процессе слушания не стоит:

- принимать молчание за внимательность;

- делать вид, что слушаешь;

- перебивать без надобности;

- делать поспешные оценочные выводы;

- задавать слишком много вопросов;

- давать советы, когда вас о них никто не просит;

- принимать общие фразы типа "я хорошо понимаю ваши чувства";

- быть слишком чувствительными к эмоциональным словам.

Обеспечивать качественную обратную связь, научиться слышать, видеть и понимать своих учеников педагогу поможет внимательное отношение к ним в процессе общения, опыт и обработки специальной литературы.

Невозможно совершенствоваться и делать большие успехи в процессе обучения, когда у человека нет понимания, в правильном ли направлении он движется. Поэтому важно научиться давать обратную связь, которая помогает ученикам получать необходимые результаты от обучения.

Что такое обратная связь

Термин “обратная связь” (англ. feedback) — это отклик, ответная реакция на определенное действие или просто фидбэк. Например, наставник реагирует на выполненное упражнение ученика в виде рекомендаций или комментариев. Обратная связь играет ключевую роль в обучении и влияет на его результаты. Особенно, когда речь заходит про дистанционный формат.

Обратная связь в обучении

У удаленного обучения есть основной недостаток — ограниченное взаимодействие ученика с наставником. Ощущается недостаток “живого” общения. Ученик самостоятельно изучает теоретический материал и выполняет автоматизированные упражнения. Как правило, если ему что-то непонятно, он не может задать вопрос и тут же получить ответ. В процессе такого обучения начинают копиться вопросы к преподавателю. В определенный момент из-за отсутствия информации у ученика может сформироваться неправильное понимание или полное непонимание материала. В результате человек не получает ясности в вопросе и не достигает главной цели обучения.

Решить проблему помогают контрольные вопросы на понимание и развернутая, объективная обратная связь. Она формирует у человека ясное представление о его сильных сторонах, корректирует ошибки и подтягивает слабые стороны, задает направление дальнейших действий. У ученика появляется уверенность в своих действиях, понимание зачем он изучает данный материал и повышается мотивация к обучению.

Предоставлять фидбэк можно различными способами.

Виды обратной связи

Обратную связь делят на внутреннюю и внешнюю. Внешняя идет от наставника к ученику, от ученика к наставнику или от ученика к ученику. То есть дает информацию извне. Внутренняя идет от ученика к самому себе или от наставника к самому себе. Это называется самооцениванием. В этом случае происходит коррекция собственной деятельности.

Виды обратной связи, внешняя и внутренняя обратная связь

Для осуществления внешней связи наставник-ученик наставник анализирует действие ученика, сравнивает его с заранее известной информацией и на основе сопоставления дает ему оценку или корректирует ошибки. Самый распространенный случай, когда ученик в рамках упражнения дает развернутый ответ на открытый вопрос и наставник предоставляет ему обратную связь по этому ответу. В следующем разделе статьи мы подробно разберем как организовать такой отклик и на что влияет его качество.

Важное значение имеет обратная связь ученик-ученик. Ее суть в том, чтобы ученики учились друг у друга. Вы создаете общий чат, где ученики могут обмениваться своими работами и мнениями, обсуждать непонятные или спорные вопросы. В чем преимущества формата? Ученик быстрей освоит сложную тему, если попытается научить этому кого-то другого. Благодаря такому фидбэку ученики учатся самостоятельно мыслить в рамках нового материала и отстаивать свою точку зрения.

Не стоит упускать из виду обратную связь ученик-наставник. Она реализовывается в виде отзыва ученика по работе наставника. Следует регулярно призывать учеников давать оценку учителю. Она дает возможность увидеть слабые и сильные стороны наставника или всей системы обучения и усовершенствовать ее. Следовательно будет полезным поощрять подобную обратную связь от учеников.

Способы предоставления обратной связи

В зависимости от особенностей и задач обучения выбирается подходящий формат для организации обратной связи.

Способы предоставления обратной связи

При личной встрече фидбэк предоставляется в устном разговоре. Например, наставник задает ученику вопрос, тот отвечает и сразу получает реакцию на свой ответ.

Участники обучения часто общаются в мессенджерах — групповых или индивидуальных чатах. В процессе такого общения кроме текстового формата, используют еще видео и аудио формат. Такие ответы должны быть записаны в хорошем качестве, доброжелательным позитивным голосом и длиться не дольше 2 минут. А для продолжительного видео-формата рекомендуем создать видеоконференцию, например в Zoom, и пригласить туда всех участников. Если обучение проводится на платформе Unicraft, такой видео-урок с обратной связью можно включить в программу обучения.

Таким образом, в зависимости от задач подбирается подходящий формат. Но недостаточно выбрать формат, чтобы предоставить правильную обратную связь. Важно, чтобы ее содержание соответствовало определенным принципам.

Принципы эффективной обратной связи

То, как вы оцениваете важность обратной связи, определяет ее качество и эффективность. Билл Гейтс говорил, что эффективная обратная связь важнее, чем само обучение. Она повышает мотивацию разбираться в непонятных вопросах, дает недостающие знания и независимо от правильности ответа дает ученику уверенность в своих силах. У отрицательной неконструктивной обратной связи прямо противоположный эффект.

Эффект от обратной связи

Какой характер фидбэка эффективней, на ваш взгляд:

— Вы все сделали неправильно. Нужно переделать. Удивительно, как можно было упустить самое важное.

— Вы правильно донесли основную мысль. Давайте поработаем над деталями. Попробуйте сделать вот так, тогда вы получите такой результат.

На основе этих примеров можно увидеть, какую информацию должна нести конструктивная обратная связь и каким образом эта информация преподносится. Обсудим подробнее.

Конструктивная обратная связь включает ответы на три основных вопроса:

  1. Как у меня дела? Показывает текущий уровень результатов ученика и какие ошибки он допускает.
  2. Как мне прийти к результату? Дает понимание, в каком направлении нужно двигаться человеку.
  3. Над чем мне нужно поработать? Предлагает конкретные шаги для достижения результата.

Однако недостаточно просто ответить на эти вопросы. Чтобы человек адекватно воспринял эту информацию и прислушался к ней, важно донести ее, следуя 6-ти основным принципам обратной связи.

1 — Индивидуальная

Пример: В этом задании у вас получилось подробней раскрыть тему, чем в предыдущих. Молодец, так держать!

2 — Объективная и конкретная

Антипример: Вы плохо сделали задание. (обобщение и оценивание)

Пример: Вы неверно ответили на 3 вопроса. Попробуйте еще раз. (конкретика и объективность)

3 — Объясняет причины

Антипример: Вы ответили неправильно. Нужно вот так.

Пример: Ответ неправильный, потому что… Подумайте, как лучше поступить в описанной ситуации, чтобы …

4 — Уместная и своевременная

Обратная связь должна касаться процессов, на которые человек может влиять и которые может контролировать. Тогда он увидит, зачем ему эти знания и применит их на практике. Своевременность означает, что фидбэк предоставляется быстро, пока человек еще погружен в этот вопрос и он для него актуальный. Если ответ придет поздно, скорее всего человек не обратит на него внимания.

5 — Содержит мотивационный язык

Обратная связь должна делать акцент на победах. Если человек хорошо справился с заданием, то вместо ответа “Ответ засчитан”, скажите “Вы молодец, отлично справились”. А если человек допустил ошибки, не говорите “Вы провалили экзамен”, скажите “Попробуйте еще раз, у вас обязательно получится”. Таким образом вы управляете тем, как ученик воспринимает успехи и неудачи и мотивируете его продолжать учиться.

6 — Короткая и интересная

Техники предоставления обратной связи

Чтобы проще было применить описанные правила, воспользуйтесь методами предоставления обратной связи.

Правило сэндвича

Структура конструктивной обратной связи делится на 3 уровня.

Правило бутерброда

Когда вы начинаете обращение с приятных фраз, человек становится открытым к этой информации. В середине вы говорите, над чем ему нужно поработать. И заканчиваете обращение на позитивной ноте, чтобы оставить приятное “послевкусие”.

Пример: Андрей, вы молодец, что прислали задание в срок. Уточните ответ на второй и третий вопрос. Распишите подробнее … для того чтобы … Жду вашего ответа. Уверен, вы справитесь.

Техника SOR (Standart, Obversation, Result)

Пример: В этом курсе мы научились … Основное правило, которое важно закрепить звучит так … В ситуации, которую вы описали, правило не соблюдено. Это приведет к … Поэтому рекомендую внести изменения в свой ответ.

Техника SLC (Success, Learn, Change)

Пример: Имя, вы верно выполнили … А во втором задании вы допустили такую ошибку. Это приведет к… Рекомендую выполнить задание по следующей технологии, которая состоит из этих шагов.

Алгоритм предоставления обратной связи

Вашу обратную связь можно считать эффективной, если она удовлетворяет правилу трех П:

Планируйте обратную связь заранее и используйте рекомендации из статьи, чтобы формировать положительный фидбэк и вести учеников к необходимым результатам в обучении.


Жаксылыкова Г.Т.

Человек не может по-настоящему совершенствоваться,
если не помогает усовершенствоваться другим.
Ч. Диккенс

Сейчас свыше 12 тысяч школ Республики Казахстан работают в формате дистанционного обучения. 27 тысяч школьников получают образование в онлайн режиме, что обязывает учителей применять в своей практике оптимальные и разнообразные виды деятельности, такие как телеуроки, различные уроки-конференции посредством интернет-платформ, различные виды самостоятельной работы, чат-занятия. Как известно, улучшение дистанционного обучения зависит от пяти ключевых условий:

  • эффективной обратной связи от учителя к ученикам,
  • активного включения учеников в процесс собственного учения,
  • понимание того, как от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников,
  • учета в преподавании результатов, полученных при оценивании,
  • способности учеников к самооцениванию.

Следовательно, четкое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного процесса обучения.

Обратными связями называются связи, идущие от обучаемого к обучающему и от него к обучаемому (внешняя обратная связь) или идущие от обучаемого к нему самому (внутренняя обратная связь), по которым проходит информация о ходе процесса и результатах обучения. Информация о ходе и результатах обучения, получаемая учителем (по внешней обратной связи) или учеником (по внутренней обратной связи) сопоставляется с заранее известной нормативной, и результаты этого сопоставления служат для учителя основанием для оценки и коррекции процесса обучения, а для учащегося — основанием для самооценки и самокоррекции своей учебной деятельности (в случае отрицательной обратной связи, придающей системе обучения и научения состояние устойчивости по отношению к нормальному процессу) и подкреплением для стимуляции процесса учения (в случае положительной обратной связи).

В научных исследованиях описываются характеристики обратной связи, такие как адресность, конструктивность, полезность, своевременность, ясность и достоверность.

Адресность предполагает, что обратная связь должна даваться с учетом индивидуальных способностей и интересов учащегося, она должна повышать его ценность и значимость, а не унижать чувство собственного достоинства. Конструктивность: при обратной связи не следует давать оценок личности, а высказывать свою позицию по поводу слышанной информации; полезность: информация, предоставленная в виде обратной связи, должна помогать в решении проблем; своевременность: чем быстрее осуществляется обратная связь, тем лучше; ясность: она должна осуществляться с помощью четких, однозначно понимаемых фраз; достоверность: информация, передаваемая обратной связью, должна быть надежна и отражать реальное состояние дел.

Игнорирование- самый опасный инструмент обратной связи. Оно бывает эффективным только в том случае, если у учащегося высокая саморегуляция и то в качестве негативной оценки. Вообще, негативная оценка вызывает конфликт, краткосрочную активность, стрессовую ситуацию. Определение границ действий, наказание, страх перед наказанием, прекращение неадекватного поведения ведет к ослаблению эффективности обратной связи. Сами факты о негативной обратной связи говорят сами за себя. Их сложно озвучивать, эффективно применить, они не разрешают проблем, применительно только в нормальной учебной среде, правильно воспринимающих критику и всегда их необходимо сочетать с положительной обратной связью. Итак, главной функцией обратной связи являются воздействие на образовательный процесс с целью повышения его эффективности и комфортности, а также преобразования психолого-педагогических характеристик и сравнения их с эталоном. Следовательно, это функция контроля и коррекции познавательной деятельности учащегося.

Для обратной связи присущи свои правила, такие как индивидуальность, объективная оценка, связь конкретных действий с результатом, актуальность, заслуженность, возможность похвалиться, подчеркивание ценностей.

Выявлены следующие принципы: принцип свободы выбора, принцип открытости, принцип деятельности, принцип идеальности, принцип обратной связи.

  • Давать ее непосредственно и в атмосфере взаимного доверия
  • Избегать обобщений, используя наглядные примеры
  • Давать обратную связь тогда, когда получатель более всего готов принять ее.
  • Делать акцент на вещах, которые он может контролировать
  • Огранивать объем информации для одного раза. .

Действующие приемы и правила эффективной обратной связи при дистанционном обучении:

  • Правильно или неправильно, всегда объясняйте почему
  • Поощряйте взаимную обратную связь
  • Трансформируйте обучение в реальный опыт
  • Задействуйте игровые стимулы- гейминификация
  • Используйте мотивационный язык

Через инструменты такие как устная, письменная, графически, аудио, видео многие учителя осуществляют обратную связь. Но насколько она полезна для учащегося и конструктивна. Эффективная обратная связь эта информация, которая дает учащемуся ответы на вопросы:

  • На каком этапе обучения я нахожусь?
  • Каким образом я достигну результата?
  • Над чем, необходимо работать, чтобы восполнить пробелы?

Исследователи предлагают 4 ключевые техники эффективной обратной связи:

  1. правило бутерброда заключается в блоках: 1 блок- позитивная ОС, 2 блок- развивающая ОС,3 блок- позитивная ОС
  2. В.О.F.F. Behaviour (поведение) Наблюдение за деятельностью учащегося в он лайн режиме, только факты и действия;

Future (будущее) Что можно сделать в будущем, чтобы исключить подобное отношение;

Outcome(результат)Как отношение или действие сказывается на результате

Feelings(чувство) Что вы чувствуете?

3.SOI

Standart(стандарт)напоминание об установленных стандартах;

Observation(наблюдение) изложить факты наблюдения;

Result обсудить влияние результата на с указанием последующих действий .

Successes (успехи), learn (уроки), change (изменения

Хочу предложить вам алгоритм обратной связи, который представлен следующим образом:

– определить время и место, делать вскоре после свершения события

– конкретность – определить конкретные поступки человека, которые требуют изменений

  1. Содержательный аналииз без оценки
  2. Конструктивность как подсказка выхода из ситуации

Как должна идти подготовка и подача обратной связи? Вот что предлагает M.Dawney.2003 г.:

– нет негативной обратной связи, нет позитивной обратной связи;

– есть просто обратная связь- данные, факты;

– данные должны быть самого высокого качества;

– единственное ценное намерение-повысить осведомленность;

– если намерение-доказать свою правоту или сорвать злость-лучше не давать обратной связи;

– наша эмоциональная реакция присутствует почти во всем, что мы говорим, даже помимо нашей воли;

– эмоциональный заряд нужно осознавать и управлять им;

– если эмоциональный заряд сильнее цели, лучше не давать в этот момент обратную связь.

Обратная связь

возможности

Плюсы

минусы

при индивидуальной работе

Четкая инструкция учителя с вычерченным алгоритмом

выполнения задания;разбивка УЦ на микроцели;напоминание;п редоставленный образец через WhatsApp общий чат или личную страничку, а также Кейс-стади в eLearning

Целенаправленная индивидуальная работа со слабыми ученикам

ИД с сильными учащимися

Детализация зон затруднений

Конкретность и достоверность информации о достижениях учащихся

Требует большого количества времени

Негативный эмоциональный фон

Этическая сторона вопроса

при парной работе

создать обсуждение в закрытой группе в Контакте или в Facebook

Сложные цели разбиваются на микроцели

выполнение одного и того же задания разными путями с целью достижения УЦ

совершенствование новых навыков

поддержка сверстников через взаимооценивание

могут не обратить внимание на критерии оценивания при выражении собственного мнения о работе

Больше субъективизма, чем объективности

Копирование чужих идей

при групповой работе

Платформа ZOOM, Microsot Teams все работы шифруются, загрузка на общую платформу и критериев оценивании в соответствии с УЦ ( первоначально учитель дает общую ОС)

Охват вовлеченности учащихся выразить свое мнение

Под руководством учителя могут давать конструктивную ОС

Возможность сравнения собственной работы с другими

Получить объективную ОС

Доминирование ОС сильных учеников

Списывание или отписка

Негативность может преобладать

Жаксылыкова Г.Т.
тренер филиала Центра Педагогического мастерства, г. Кызылорда


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ С УЧАЩИМИСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

1 Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского Государственного Университета, Ишим

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обратная связь имеет благотворное влияние на процесс обучения. С помощью обратной связи можно сократить разрыв между текущим уровнем успеваемости школьников и поставленной целью образования. Обратная связь, с акцентом на необходимые улучшения, повышает у учащихся уверенность в своих силах и успеваемость. Формативное оценивание даёт возможность всем участникам образовательного процесса получить конкретную и своевременную информацию:

– учителю – внести изменения в программу обучения, сопоставить методы и приемы обучения с учётом потребностей учащегося;

– учащимся – получить от преподавателя обратную связь и, используя её, изменить подходы к усвоению знаний, повысить уровень образовательных достижений.

Проведено много исследований по данной проблеме. В 1998 году П. Блэк и Д. Уильям изучили влияние обратной связи на успеваемость учащихся. Они доказали, что обратная связь оказывает влияние на мотивацию школьников к обучению, восприятие своих интеллектуальных способностей и способностей к обучению.

Обратная связь

Известно, что обратная связь – это процесс предоставления и получения знаний о конкретных действиях, ситуациях, вопросах, которые помогают достичь цели. Обратная связь обеспечивает успех обучения, если она сопутствуется атмосферой взаимоуважения и доброжелательности, то у обучающихся появляется время для подготовки правильного ответа и исправления ошибок.

Обратная связь носит личностно–ориентированный характер, так как направлена на конкретного учащегося, его проблему, и привлекает его к корректировке допущенных ошибок [3, c . 56–58].

Рассматривая обратную связь, следует уделять особое внимание двум ключевым аспектам: обратная связь для учителя и обратная связь для учащегося.

Схема 1. Механизм обратной связи

По результатам работы учащихся, учитель узнает о ходе процесса обучения, достижениях и затруднениях отдельно взятого учащегося и в целом всего класса. Получив информацию, учитель выполняет следующие действия:

1) анализирует результаты класса в целом и принимает соответствующие решения – либо продолжить изучение/закрепление нового материала или вернуться и повторить пройденный материал, применив другие подходы, приёмы обучения, возможно, перераспределив время;

2) определяет причины затруднения отдельных учащихся, планирует и организует индивидуальные задания;

3) даёт конкретным учащимся советы по улучшению работы.

Учитель предоставляет учащимся описательную обратную связь. Следует также научить учащихся правильно применить рекомендации учителя – конкретизировать проблемные места, определять ошибки, вносить коррективы и дополнения в работу. Задача обратной связи состоит в том, чтобы привлечь именно учащихся к исправлениюдопущенных ошибок, научить их не допускатьошибки.

Для школьного урока и образовательного процесса в целом обратная связь имеет первостепенное значение. Она:

• обеспечивает эффективное планирование. План, конспект или технологическая карта, включающие обратную связь, — это основа эффективности будущего урока;

• создаёт предпосылки для отслеживания процесса учения школьников, поскольку задаёт для этого соответствующий инструментарий;

• сама является важным для учащихся дидактическим умением.

Если на уроках учителем часто применяется обратная связь, то ученики овладевают соответствующими процедурами:

• оказывает на учащихся эмоциональное воздействие и служит мощным мотивирующим фактором: ученик радуется своим успехам и видит, над чем конкретно ему нужно ещё поработать;

• даёт учащимся рекомендации по коррекции их деятельности;

• формирует адекватную самооценку учащихся [ 1, c . 189–190 ].

Деятельность учителя по обеспечению обратной связи осуществляется на трёх этапах: планирование урока, его проведение, анализ.

На этапе планирования учитель с учётом достигнутого учащимися уровня владения учебным материалом и их познавательных возможностей, применительно к содержанию предстоящего урока определяет обучающую цель как ожидаемый образовательный результат. Эта цель может быть оформлена по-разному:

1) планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать. уметь. ;

2) владение учащимися следующими умениями. ;

3) предполагается, что после урока ученики смогут верно выполнить следующий тест. (далее сам тест или ссылка на него).

Все эти варианты позволяют видеть и понимать то, на что будет обращаться внимание во время оценки. Затем учитель планирует, каким образом цель будет доведена до учащихся, принята или самостоятельно ими определена. При этом важно, чтобы она была конкретна и диагностична. В этом случае ученики смогут сами стать субъектами обратной связи и оценки своих успехов и неудач. Далее педагог определяет этапы урока, их продолжительность, ожидаемые результаты и средства диагностики (задания, вопросы) для контроля и оценки достижения этих результатов [4 , c . 256–258 ].

В процессе проведения учебного занятия, которое характеризуется сильной обратной связью, параллельно идут процессы обучения–учения и контроля–оценки, а также самоконтроля–самооценки. Учащемуся важно на каждом этапе видеть своё продвижение, соотносить то, что он сделал и делает с нормами, образцами, эталонами. Это создаёт ситуацию успеха, мотивирует учащихся на продолжение деятельности. При этом самооценка ученика предшествует внешней оценке со стороны учителя. На выходе с урока учащимся дается возможность сравнить свои работы с эталонами.

Занятие может завершаться и рефлексией, в процессе которой учащиеся восстанавливают свою собственную деятельность, оценивают её по заранее выработанным критериям, определяют следующие действия по закреплению своей успешности и коррекции пробелов. На этапе анализа урока учителем он соотносит замысел урока с его реализацией, выделяет в своей деятельности сущностные элементы, достраивает предварительный проект недостающими моментами, отбрасывает то, что было неудачным [5 , c . 121–123 ].

Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идёт процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач.

Важной также является адекватная профессиональная позиция педагога, которая характеризуется следующими правилами:

1. При планировании урока я всегда определяю критерии оценки его результативности.

2. Я всегда знакомлю учащихся с этими критериями.

3. Я даю учащимся возможность обратной связи.

4. Я оцениваю работу учащихся только после их самооценки.

5. Я даю учащимся возможность улучшить свою работу и показываю им, как это можно сделать.

6. Я верю, в возможности учащихся и демонстрирую им большие ожидания.

7. Я получаю от учащихся информацию о том, хорошо ли я их обучаю.

Таким образом, урок с сильной обратной связью существенно отличается от уроков в рамках традиционной модели обучения. Естественно, это требует соответствующей педагогической и методической подготовки учителя.

Список литературы

1. Логинова А.А., Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. Москва: Просвещение, 2014. 256 с.

3. Плахова Т.В. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС: методическое пособие. Волгоград: Учитель, 2014. 157 с.

4. Степанов Е.Н., Авдакова С.С., Баранова Е.И. Организация процесса воспитания детей. Современные подходы, формы и методы. Педагогический поиск. М.: Просвещение, 2013. 376 с.

5. Степанов П.В., Степанова И.В. Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014. 80 с.

Читайте также: