Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях когда разрешено

Обновлено: 15.05.2024

Задержанные часто жалуются на необоснованное применение физической силы сотрудниками полиции. Работники органов МВД так же часто обращают внимание общественности на неадекватность задержанных. Действительно, мы все видели видеоролики, в которых странные люди в ответ на просьбу показать водительское удостоверение, например, внезапно разражаются бранью или лезут в драку.

На самом деле хороши и те, и эти. А дело в элементарном незнании своих прав и обязанностей. И если для сотрудника полиции это должностное преступление, то почему-то считается, что незнание прав для обычного человека — в порядке вещей. Но полицейские — тоже люди, и если вы стремитесь обязательно дотянуться до лица сотрудника МВД кулаками или ногтями, то в конце концов получите ответ.

Мы сейчас не оправдываем тех полицейских, которые считают дубинку логическим продолжением руки. Однако точно зная, где заканчиваются права и начинаются обязанности, и грамотно применяя эти знания на практике, вы уменьшите возможность встречи с полицейским неадекватом процентов так на 50%. А мы вам в этом поможем.

Если вы уже столкнулись с таким и не знаете, как избежать ответственности за то, в чем совсем не виноваты, не впадайте в панику, обратитесь к юристам.

Они подскажут, куда обратиться с жалобой, защитят ваши интересы в суде, максимально противодействуя преступным действиям со стороны работников правоохранительных органов.

Когда применение физической силы разрешено

Главный принцип применения физического воздействия полицией: только если другие методы — не силовые — не обеспечивают выполнения функциональных обязанностей.

То есть насильственные действия правомерны только после того, как другие меры принуждения к сохранению правопорядка исчерпаны. Этот принцип реализуется в следующих случаях:

  • при пресечении полицией правонарушений и преступлений;
  • во время задержания и доставления в отдел лиц, совершивших правонарушение/преступление;
  • если кто-либо активно противодействует законным требованиям сотрудника полиции.

Также применение физической силы полицией считается правомерным при использовании сотрудником (в рамках закона) спецсредств или огнестрельного оружия.

Действия полиции, если применена физическая сила

Перед тем как сотрудник решит прибегнуть к силовому воздействию, он обязан представиться, сообщить, что он — работник правоохранительных органов. Затем предупредить присутствующих о своем намерении и дать время на выполнение законных требований. Конечно, это правило действует не всегда

. Если ситуация требует быстрой реакции, закон разрешает сотруднику полиции действовать с учетом обстановки, применить силу безо всяких предупреждений. Однако требование о минимизации любого ущерба от действий полицейских сохраняется.

О любом случае применения полицией действий, в результате которых гражданин получил ранения, травмы, или наступил летальный исход, извещается прокурор. Также не позднее 24 часов с момента происшествия. В обязанности сотрудника входит сохранение неприкосновенности места происшествия. Зачем — в законе не сказано. Видимо, для последующего расследования.

В это же время — 24 часа — сотрудник должен известить свое непосредственное начальство о физических мерах воздействия и нанесении ущерба здоровью потерпевшего. Это должен быть соответствующий рапорт.

В законе нет четкой дифференциации того, при пресечении каких правонарушений работникам милиции разрешено силовое вмешательство. Сравним: переход дороги в неположенном месте и драка в ресторане.

Два очень разных правонарушения — но разграничения, разрешающего или запрещающего применение физической силы полицией, нет. Видимо, законодатели при написании рассчитывали на здравый смысл сотрудников. Часто оказывается, что они ошибались.

Таким образом, превышением полномочий считается любое силовое воздействие, которое не было вызвано крайней необходимостью или злостным неповиновением.

Куда жаловаться, если физическая сила применена полицией необоснованно

Наверное, единственное средство защиты от полиции в ситуации необоснованного применения физической силы ее сотрудниками — мобильный телефон. Можно снимать на камеру, можно записывать на диктофон. Говорят, хороший метод — прямая трансляция, тогда работники органов правопорядка не смогут удалить эту запись. Если все получится, вы сможете приложить запись к жалобе в качестве доказательства.

Письменную жалобу подавайте в УСБ или прокуратуру. Не поддавайтесь эмоциям, здесь важно в деталях описать происходящее, точно указать полицейских, нарушивших ваши права.

Поэтому старайтесь запомнить или записать фамилии, звания, номера машин и нагрудных знаков работников. Также подробно укажите свои личные данные. Иск в суд о признании методов, используемых сотрудниками полиции, незаконными и требование компенсации — тоже ваше право.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Процедура доставления прямо предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Доставление представляет собой принудительное препровождение гражданина, подозреваемого в совершении правонарушения, для составления протокола об административном правонарушении. При это доставление возможно лишь тогда, когда такой протокол не может быть наставлен на месте выявления правонарушения.

Сотрудники полиции вправе доставить гражданина в случае, если предполагаемое правонарушение относится к их компетенции, а также когда к ним обратились другие должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях в случае выявления таких правонарушений. К примеру, если кто-то проводит шумные ремонтные работы ночью и тем самым нарушает региональный закон, то местные чиновники вправе обратиться к полиции за помощью, чтобы зафиксировать правонарушении и при наличии оснований доставить нарушителя для составления протокола.

В соответствии с законом полиция вправе доставлять граждан в служебное помещение органов внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.

Кроме того, доставлять могут также подозреваемого в совершении преступления. В таком случае гражданин доставляется в орган дознания или к следователя, а доставление фактически является элементом задержания.

Основные нормы закона:

Статья 27.1 КоАП РФ (Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении);

Статья 27.2 КоАП РФ (Доставление).

Задержание гражданина полицией

Задержание – это ни что иное как лишение свободы. В соответствии с положениями статьи 22 Конституции Российской Федерации до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

При задержании полицейский обязан назвать гражданину свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, а также разъяснить ему причину и основания задержания, а также возникающие в связи с этим права: право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

При задержании гражданина и его личные вещи, а также автомобиль, досматривают. Не позднее трех часов с момента задержания задержанный имеет право на телефонный разговор.

В случае задержания гражданина полицейские обязаны составить протокол о задержании, в котором указать дату, время и место, основания и мотивы задержания, сведения о факте уведомления близких задержанного и другие сведения. Копия этого протокола обязательно должна быть вручена гражданину.

Во время задержания граждане содержатся в специально отведенных помещениях под охраной. Они также должны обеспечиваются питанием и медицинской помощью, а также определенными минимальными условиями содержания.

Так, срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения задержанного, в то время как срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, а именно с момента доставления в полицейский участок.

Основные нормы закона:

Статья 22 Конституции Российской Федерации;

Глава 12 УПК РФ (Задержание подозреваемого);

Статья 27.1 КоАП РФ (Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении);

Статья 27.3 КоАП РФ (Административное задержание);

Статья 27.4 КоАП РФ (Протокол об административном задержании).

Право на свободу и личную неприкосновенность

Это конституционное право, суть которого заключается в том, что никто не может быть лишен свободы иначе как в строго определенных случаях и в порядке, установленном законом. Иными словами, в правовом государстве не допускается произвольное лишение свободы (задержание или арест)

Во-первых, любое задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.

Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в соответствующем протоколе.

В-третьих, лишение свободы должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли такое ограничение права на свободу и личную неприкосновенность единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.

Незаконное лишение свободы является уголовным преступлением, ответственность за которое предусмотрена статьей 127 УК РФ.

Вред, причиненный гражданину в результате незаконного лишения свободы, подлежит возмещению в порядке статьи 1070 ГК РФ в полном объеме, независимо от наличия или отсутствия вины должностных лиц.

Основные нормы закона:

Статья 22 Конституции Российской Федерации;

Статья 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Право на свободу и личную неприкосновенность).

Применение полицией физической силы, спецсредств и оружия

Исполнение полицейскими обязанностей нередко связано с различными рисками. Причинение физической силы или даже оружия может потребоваться в самых разных ситуациях – как для защиты жизни или здоровья, так и, к примеру, задержания преступников, поэтому является правом полиции.

Перечень случаев, когда сотрудники правоохранительных органов имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также порядок их применения, четко регламентированы законом.

Физическую силу сотрудник полиции вправе применять только тогда, когда несиловые способы не обеспечивают выполнения должностных обязанностей, а именно если необходимо преодолеть противодействие законным требованиям полицейского (к примеру, когда полицейский просит освободить часть тротуар для проезда спецтранспорта), пресечь правонарушение или преступление, либо же доставить правонарушителя в служебное помещение.

Кроме того, сотрудник вправе применять физическую силу в случаях, когда разрешается применение специальных средств или огнестрельного оружия оружия.

На вооружении у полицейских имеется большое количество специальных средств – начиная от резиновых палок и газовых баллончиков и до водометов и бронемашин.

Перечень ситуаций, в которых сотрудник полиции может применять специальные средства:

  1. для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
  2. для пресечения преступления или административного правонарушения;
  3. для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
  4. для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
  5. для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
  6. для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
  7. для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
  8. для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
  9. для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
  10. для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
  11. для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
  12. в случаях, когда полицейскому разрешено применение огнестрельного оружия;

Вместе с тем, сотруднику полиции запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видными признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, если они не оказывают вооруженного сопротивления и не пытаются нападать на посторонних граждан или полицейских группой, либо же если такое нападение угрожает чьей бы то ни было жизни или здоровью. В некоторых случаях закон предусматривает отступления и от этих ограничений.

Наконец, полиция также вправе применять огнестрельное оружие:

  1. для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
  2. для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
  3. для освобождения заложников;
  4. для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
  5. для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
  6. для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
  7. для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
  8. для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
  9. для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
  10. для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения;
  11. для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Закон запрещает применять оружие с выстрелами на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев, когда эти лица оказывают вооруженное сопротивление, совершают вооруженное или групповое нападение, которого угрожает чьей-либо жизни или здоровью.

Также запрещено применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если это может повлечь за собой ранение случайных лиц.

Закон предполагает, что если у полицейского отсутствуют спецсредства или оружие, то в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании преступника, он имеет право использовать любые подручные средства или иное оружие, не состоящее на вооружении в МВД.

Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законом.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Основные нормы закона:

Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия обязан предупредить граждан о своем намерении и предоставить им время и возможность для выполнения законных требований сотрудника полиции.
В порядке исключения — если промедление применения силы создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции, либо может повлечь иные тяжкие последствия, сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении.

Когда разрешено применять физическую силу сотруднику полиции?

Применять физическую силу сотруднику полиции разрешено:— для пресечения преступлений и административных правонарушений;
— для доставления в подразделение полиции, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц, при их сопротивлении;

Когда разрешено использовать специльные средства

Применять специальные средства (наручники, дубинки, электрошокеры, газовые средства и т.д.) сотруднику полиции разрешено:

— для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
— для пресечения преступления или административного правонарушения;
— для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
-для задержания лица, застигнутого при совершении преступления или пытающегося скрыться;
— для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
— для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию, а также, в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
— для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
— для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
— для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения.

Когда разрешено применять огнестрельное оружие сотруднику полиции

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

Когда зарещено применять специальные средства

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;
2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.
Важно!

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, Законом о полиции и другими федеральными законами.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия определен в главе 5 Закона о полиции.

Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований.

В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда Законом о полиции разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца.

Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 Закона о полиции;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Справка подготовлена В.А. Шпановым,
аппарат Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге.
Актуально по состоянию на 09.04.2020.

Читайте также: