Сотрудник консульского отдела обязанности

Обновлено: 08.05.2024

К персоналу дипломатического представительства относятся:

- глава представительства— лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действия в этом качестве;

- сотрудники представительства — глава представительства и члены персонала представительства;

- члены персонала представительства— члены дипломатичес­кого персонала, административно-технического персонала и об­служивающего персонала представительства;

- члены дипломатического персонала — члены персонала пред­ставительства, имеющие дипломатические ранги;

- дипломатический агент— глава представительства или член дипломатического персонала представительства;

- административно-технический персонал— персонал, осущест­вляющий административно-техническое обслуживание представи­тельства;

- обслуживающий персонал — персонала представительства, выполняющий обязанности по обслуживанию представительства;

- частный домашний работник— лицо, выполняющее обязан­ности домашнего работника у сотрудника представительства и не являющееся служащим аккредитующего государства.

В зависимости от принадлежности к той или другой категории, работники наделяются определенными иммунитетами и привиле­гиями.

Прежде всего это личная неприкосновенность. Дипломатичес­кий служащий не подлежит аресту или задержанию, в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство. Личная неприкосновенность является самым важным иммунитетом, из которого вытекают все остальные иммунитеты и привилегии, которые и являются надежной гаран­тией нормального осуществления им дипломатических функций.

Особая ответственность за обеспечение реальной защиты дип­ломатов от посягательств частных лиц ложится, естественно, на государство пребывания. Тем более эта ответственность возрастает, когда власти заранее получают информацию о готовящемся пося­гательстве или когда угроза такого посягательства становится ре­альной. В подобных случаях государство пребывания может при­менять самые жесткие меры обеспечения безопасности, которые в обычных условиях не могут рассматриваться приемлемыми (воору­женная охрана при передвижении по территории государства пре­бывания, разрешение дипломатам носить оружие, установление постов вооруженной охраны у диппредставительств и др.). Хотя ясно, что для государства пребывания предупреждение посяга­тельств на иностранных дипломатов является одной из первооче­редных задач. В случае же свершения преступления, наказание ви­новных осуществляется в соответствии с нормами национального уголовного законодательства.

В Конвенции 1973 г. содержится перечень преступлений, за которые должны предусматриваться повышенные санкции. Это убийства, похищения и другие противоправные действия против личности или свободы дипломата; насильственные нападения на жилые помещения и транспортные средства дипломата; угрозы и попытки такого нападения, а также соучастие в нем.

Таким образом, международно-правовая норма четко опреде­лила, что отказываться от иммунитетов дипломата может только аккредитующее государство, но не сам дипломат. Заявленный акк­редитующим государством отказ не может быть взят обратно, а дипломат обязан подчиниться решению, принятому аккредитую­щим государством. Причем согласие дипломата на отказ от имму­нитетов не требуется.

Вопросы, касающиеся иммунитетов обслуживающего персона­ла, в разных странах решаются по-разному. Одни государства (Ве­ликобритания, Дания, Индия, США и др.) предоставляют, правда, в различных объемах, иммунитеты обслуживающему персоналу. Другие (Франция, Италия, Швейцария) никаких иммунитетов об­служивающему персоналу не предоставляют.

Конвенция 1961 г. закрепила по существу компромиссное ре­шение по данному вопросу. В ней зафиксировано, что члены об­служивающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совер­шенных ими при исполнении служебных обязанностей, освобож­даются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. Однако они не освобождаются от трудовых и воинских повинностей.

- глава консульского учреждения: лицо, которому поручено действовать в этом качестве;

- консульский служащий: лицо, выполняющее административ­ные или технические обязанности в консульском учреждении (переводчик, референт, секретарь, шифровальщик, машинистка);

- работник обслуживающего персонала: лицо, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения (води­тель, садовник, повар, горничная и др.);

- частный домашний работник: лицо, состоящее исключительно на частной службе у работника консульского учреждения;

- работники консульского учреждения: консульские должност­ные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала;

- консульский персонал:консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), а также консуль­ские служащие и работники обслуживающего персонала;

- Консул: должностное лицо, назначенное одной страной в ка­честве своего постоянного представителя в другой стране для вы­полнения консульских функций и допущенное к выполнению этого компетентными властями другой страны в соответствии с правилами и формальностями, установленными в этой стране;

- генеральный консул: консул, возглавляющий в стране пребы­вания Генеральное консульство своего государства.

- вице-консул: звание (класс) консула, возглавляющего вице-консульство в стране пребывания или являющегося заместителем консула в консульском учреждении, имеющем более высокий класс, например в генеральном консульстве или консульстве;

- консульский агент: звание (класс) консула, связанное с зани­маемым им служебным положением в консульстве или консула, возглавляющего консульское агентство;

- проконсул:помощник консула по узкому кругу вопросов;

- консульский стажер: лицо, прикомандированное к консуль­скому учреждению для подготовки к последующей службе.

- консульское должностное лицо: лицо, включая главу консуль­ского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций. К этой категории относятся: генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент, проконсул и консуль­ский стажер.

Если против консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетентные органы. Консул также может быть вызван в местные компетентные орга­ны, но и при этом ему оказывается уважение и государство пребы­вания не должно чинить ему препятствий в выполнении консуль­ских функций.

Вопросы, относящиеся к консульским иммунитетам и приви­легиям, регулируются не только Венской Конвенцией 1963 г., но и двусторонними консульскими конвенциями. Причем некоторые определения по одному и тому же вопросу далеко неоднозначны, решаются по-разному. Так, неприкосновенностью и полным им­мунитетом от юрисдикции страны пребывания пользуется только глава консульского учреждения в Италии и Норвегии; иммуните­том от уголовной юрисдикции государства пребывания пользуются консульские должностные лица в Японии и Швеции; иммуните­том от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, а значит не подлежат аресту или задержа­нию, в какой бы то ни было форме консульские должностные лица и члены их семей в Беларуси, Польше, Литве, КНДР.

Практически во всех двусторонних консульских конвенциях зафиксировано, что государство пребывания относится к консульским должностным лицам с уважением и принимает все надлежа­щие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство. Эта защита в равной мере отно­сится и к членам их семей.

Имеются различия и в вопросах свободы передвижения кон­сульских должностных лиц. Ряд конвенций разрешает свободу по­ездок по всей территории страны пребывания, а другие — только на территории консульского округа.

Свои особенности имеются и в решении налоговых и таможен­ных вопросов. В Конвенции 1963 г. зафиксировано, что консуль­ские должностные лица и проживающие вместе с ними члены семей, освобождаются (за некоторыми исключениями) от налогов, сборов и личных, имущественных, государственных, районных и муниципальных пошлин. Таможенные пошлины не взимаются с предметов личного пользования, включая предметы, предназна­ченные для его обзаведения. От досмотра освобождается личный багаж, следующий вместе с ними. Личный багаж может быть до­смотрен лишь в том случае, если имеются серьезные основания предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз ко­торых запрещен законами и правилами государства пребывания. Причем досмотр должен производиться только в присутствии со­ответствующего консульского должностного лица или члена его семьи.

Консульские должностные лица освобождаются от всех трудо­вых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от воинских повинностей: реквизиции, контрибуции, военного постоя. Это также относится к членам семей консуль­ских должностных лиц, проживающих вместе с ними.

Значительную часть личного состава консульского учреждения составляет административно-технический и обслуживающий персо­нал консульств. Некоторые из них, например, делопроизводители, секретари-референты и особенно шифровальщики обладают таким объемом важной информации, что их нельзя сравнивать с отдель­ными консульскими должностными лицами. Не случайно Конвен­ция 1963 г. определяет, что консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершенных ими при выпол­нении консульских функций. Такой объем иммунитетов фактичес­ки равен иммунитетам консульских должностных лиц. Их имму­нитеты и привилегии носят функциональный (служебный) харак­тер и распространяются на действия, которые совершаются кон­сульскими служащими при исполнении своих функциональных обязанностей.

Однако следует иметь в виду, что иммунитеты консульских служащих и работников обслуживающего персонала, как впрочем, и консульских должностных лиц разных стран в одном и том же государстве пребывания не одинаковы, а иногда существенно от­личаются друг от друга. В двусторонних конвенциях даже деление работников консульских* учреждений на категории неоднозначно и является условным. Например, в конвенциях России с Беларусью, Польшей, Литвой, Францией, Италией работники консульских уч­реждений делятся на три категории (консульские должностные лица, консульские служащие, обслуживающий персонал), а в кон­венциях с Финляндией, Швецией, Норвегией, Великобританией, Японией — на две категории (консульские должностные лица, со­трудники консульского учреждения). В Конвенции с ФРГ к кон­сульским должностным лицам отнесены секретари и референты, а к сотрудникам консульства — сотрудники канцелярии, переводчи­ки, машинистки, стенографистки, бухгалтеры, заведующие хозяй­ством, шоферы и другой обслуживающий персонал. В Соглашении России с КНР вообще нет деления на категории. Включение в ту или иную категорию сотрудников консульского учреждения, фак­тически зависит от аккредитующего государства, позиция которого может не совпадать с позицией государства пребывания.

По-разному регулируются вопросы, связанные с предоставле­нием иммунитетов жилым помещениям административно-техни­ческого и обслуживающего персонала. Например, в двусторонней Конвенции с Польшей содержится норма о неприкосновенности жилых помещений административно-технического персонала и в то же время ничего не сказано о помещениях обслуживающего персонала. А вот жилые помещения административно-техническо­го и обслуживающего персонала консульства КНДР неприкосно­венны. Само консульство и средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, ареста и реквизиции также как и дипло­матические представительства, и их персонал. В то же время в дву­сторонних конвенциях Российской Федерации с некоторыми дру­гими странами неприкосновенность жилых помещений, а также средств передвижения административно-технического и обслужи­вающего персонала вообще не регламентирована.

Особо следует сказать о таможенных привилегиях. Сотрудники и члены их семей консульств США, Китая, Швеции, Норвегии и Финляндии освобождены от таможенных пошлин наравне с адми­нистративно-техническим персоналом посольств. Консульские ра­ботники из КНДР кроме пошлин освобождены также и от досмот­ра на таможне. Для сравнения отметим, что административно-тех­нический персонал консульств Беларуси, Литвы, Франции и Ита­лии освобожден от таможенных пошлин только на предметы, ко­торые предназначены для первоначального обзаведения.

Из приведенных фактов видно, что практика различных госу­дарств в регулировании вопросов, связанных с иммунитетами ад­министративно-технического и обслуживающего персонала загранучреждений неоднозначна. Однако она не противоправна. В Вен­ской Конвенции о консульских сношениях 1963 г. зафиксировано, что дискриминация отсутствует, если страна пребывания применя­ет положения Венской Конвенции ограничительно, если по обы­чаю или по соглашениям государства предоставляют друг другу режим, более благоприятный, чем тот, который требуется положе­ниями Венской Конвенцией. Аналогичная правовая норма сформулирована и в Венской Конвенции о дипломатических сношени­ях 1961 года.

Таковы основные привилегии и иммунитеты дипломатических и консульских служащих. Их особенностью является то, что лица, на которых они распространяются, не могут отказаться от них по своему желанию. Право отказа принадлежит аккредитующему го­сударству, причем такой отказ должен быть явно выражен.

Как видно из вышеизложенного, привилегии и иммунитеты, которыми пользуются сотрудники дипломатических представи­тельств и консульских учреждений, достаточно конкретны и ши­роки. Однако указанные привилегии и иммунитеты предоставля­ются не для выгод отдельных лиц, а для высокоэффективного осу­ществления функций дипломатических и консульских представительств как органов, представляющих интересы своих государств.

Контрольные вопросы

1. В чем состоят статус и принципы загранпредставительства Рос­сийской Федерации?

2. Какие существуют категории сотрудников дипломатических представительств?

3. Какие существуют категории сотрудников консульских учрежде­ний?

4. В чем смысл и назначение дипломатических и консульских им­мунитетов и привилегий?

5. Что такое функциональный (служебный) иммунитет?

6. Какова роль принципа взаимности в государственно-правовом регулировании статуса дипломатических представительств, .консуль­ских учреждений и их персонала?

8. Пользуется ли неприкосновенностью временная резиденция (номер в гостинице) дипломатического (консульского) курьера?

9. Какими иммунитетами пользуются дипломатические и консуль­ские средства передвижения? Имеются ли между ними различия?

10. Каков таможенно-правовой режим для средств передвижения и перемещения на них через государственную границу посольских и консульских грузов?

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г.

3. Венская Конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присоединении к Конвенции принят 16 февраля 1989 г.

4. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверж­дена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. // Дипло­матический вестник. 2000. № 8. С. 3—11.

5. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Феде­рации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 12. Ст. 1033.

6. О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Россий­ской Федерации от 27 апреля 2002 г. № 417. Выписка // Дипломати­ческий вестник. 2002. № 6. С. 11.

7. Положение о посольстве Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 28 октября 1996 г., № 1497.// Собрание законодательства РФ. 1996. № 45. Ст. 5090.

8. Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 7 сентября 1999 г. 1180 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 1. Ст. 101.

9. 9. Положение о консульском учреждении Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 5 ноября 1998 г., № 1330 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 45. Ст. 5509.

10. Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1990.

11. Богуславский М.М. Иммунитет государства. М., 1962.

12. Ганюшкин В.В. Дипломатическое право международных орга­низаций. М., 1972.

13. Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995.

14. Зубков Н.Г. Международно-правовое положение консульских представительств и их персонала. М., 1980.

15. Елисеев И.И., Жаров Ю.Ф. Консульская служба Российской Федерации. Учебное пособие. М., 2001.

16. Матвеев В.М. Дипломатическая служба США. М., 1987.

17. Плотникова О.В. Консульские отношения и консульское право. М., 1999.

18. Попов В.И. Современная дипломатия. Теория и практика. Курс лекций. Часть 1: Дипломатия — наука и искусство. М., 2000.

19. Тункин Т.Н. Вопросы посольского права на XI сессии Комис­сии международного права ООН // Советское государство и право. 1957. № 12. С. 73-83.

Согласно Венской конвенции о консульских сношениях 1963 персонал консульских учреждений делится на три категории:

1) консульские должностные лица, находящиеся на консульской службе и выполняют консульские функции;

2) консульские служащие, выполняющие административно-техническую работу;

3) обслуживающий персонал.

Консульские должностные лица должны быть, как правило, гражданами представляемого государства. Граждане государства пребывания или третьих государств могут назначаться на консульские должности представляемым государством, только с точно выраженного согласия государства пребывания (статья 22).

Суверенным правом государства пребывания есть право в любое время сообщить представляемом государстве, о том, что та или иная консульское должностное лицо является persona non grata или что любой работник консульского персонала является неприемлемым. В таком случае представляемое государство, должна отозвать это лицо или прекратить его функции в консульском учреждении (статья 23).

Власти государства пребывания (обычно министерство иностранных дел) выдают консулам консульские карточки, подтверждающие их должностное положение и наличие привилегий и иммунитетов в соответствии с международным правом.

Функции работников консульского учреждения прекращаются по следующим основаниям:

б) аннулирования экзекватуры (объявление persona non grata);

Консульское право – совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности. Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содержатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях (схема 14).

Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства "в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты”. Архивы, документы и официальная переписка консульского учреждения неприкосновенны.

Связь консульского учреждения со своим правительством и дипломатическим представительством своей страны на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и дипломатического представительства. Консульское учреждение на основе взаимности освобождается от всех общегосударственных и местных налогов и сборов. Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобождением от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства. На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и устанавливается эмблема представляемого государства.

Вопрос о характере иммунитетов главы консульства и других консульских должностных лиц решается не единообразно. Широкое распространение получили нормы, предусматривающие ограниченное (функциональное) освобождение указанных лиц от юрисдикции государства пребывания: они не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, т.е. в том, что касается служебной деятельности. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных функций. Однако в случае отказа к ним не могут применяться меры принуждения или наказания. В ряде двусторонних консульских конвенций этот вопрос решен таким же образом, как в Венской конвенции о дипломатических сношениях.

Имея в виду современный характер и тенденции развития института консулов, представляется, что консульское право следует определять как совокупность принципов и норм, регулирующих консульскую деятельность, статус и функции консульских учреждений. В настоящее время консульское право составляет часть дипломатического права, образуя вместе с ним единую отрасль современного международного права.

В широком смысле работу консула часто относят к работе дипломата, но формально в состав дипломатического корпуса консул не входит, он не может без особых полномочий заключать международные договоры.

Большая часть государств отрицает за консулом дипломатический статус. Однако на практике консульские и дипломатические функции нередко совмещаются, в последнее время многие государства по существу приравнивают иммунитет консула к дипломатическому. На основе анализа практики государств следует признать, что современный консул в первую очередь – это направленный государством за границу административный агент, нотариус, отчасти даже судья, имеющий сложные и обширные полномочия.

Назначение консулов определяется статьями 10-15 Венской конвенции 1963 года. Поскольку консулы обладают определенными правами в отношении своих граждан, а также поскольку граждане государства пребывания имеют определенные связи с направляющим государством, назначение консулов и их принятие требует особого соглашения между государством пребывания и направляющим государством. Этим проблемам Венской конвенцией было уделено особое внимание, и ниже мы коснемся их с некоторыми изъятиями.

Для того чтобы консул мог выполнять свои обязанности, необходимы два государственных документа. Представляемое государство снабжает его документом, удостоверяющим его назначение и именуемым иногда консульской доверенностью или патентом, в котором указывается его статус и примерные границы территории, на которой он будет выполнять свои функции. Выдавая консулу экзекватуру, государство пребывания подтверждает его право на свободное выполнение своих обязанностей, предусмотренных местным законодательством и консульской конвенцией по таким вопросам, а также право на пользование положенными ему привилегиями и иммунитетами.

Государство может отказаться принять консула. Более того, в статье 12 указанной Конвенции оговаривается, что в данном случае государство не обязано сообщать направляющему государству причины отказа.

До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций. В этом случае он обычно должен быть представлен своим предшественником.

Полномочия консула, таким образом, ограничиваются действием законов двух стран. В то время как при его назначении на него возлагаются обязанности в соответствии с законами его страны, осуществление этих обязанностей ограничивается законами страны пребывания.

Статья 18 предусматривает, что консул может выполнять консульские функции по поручению нескольких государств, если государство пребывания не имеет возражений. В статье 15 Венской конвенции содержатся подробные правила, касающиеся назначения временного консульского агента, и условия, на которых он может пользоваться привилегиями и иммунитетами, положенными ему по занимаемой должности.

Статья 17 предусматривает в принципе возможность совершения главой консульского учреждения дипломатических актов в государстве, в котором его правительство не представлено; статус поверенного в делах не дает ему права на дипломатические иммунитеты. Указанная статья дает также право консулам действовать в качестве представителя своего государства при любой межправительственной организации и определяет иммунитеты, которыми они могут пользоваться.

Оперативный персонал всех консульских учреждений, находящихся в каком-то определенном пункте (порт, город) государства пребывания. Во главе К.к. стоит старшина, старший по рангу и по времени получения консульской экзекватуры. Он имеет в основном церемониальные функции, в которые входит: представительство всего К.к. при коллективных выступлениях; защита прав членов К.к. в случае их нарушения властями страны пребывания; ознакомление вновь прибывших членов К.к. с особенностями и традициями государства пребывания; разрешение возможных внутренних проблем в рамках К.к. К.к. не должен использоваться для каких-либо совместных политических действий в отношении государства пребывания. В К.к., где это уместно, входят нештатные (почетные) консулы и работники консульских отделов посольств. В широком смысле в К.к. входят члены семей упомянутых консульских работников, на которых распространяются соответствующие привилегии и иммунитеты.

Дипломатический протокол создает соответствующие условия для того, чтобы отношения между государствами, правительствами и их представителями могли развиваться в дружественной, мирной атмосфере и в обстановке взаимоуважения Сейчас в международном общении участвует почти 300 государств, каждое из которых имеет свои социально-экономическое и общественно-политическое устройство, историю, культуру, язык, религию, традиции Нормальное общение бы уло бы невозможным, если бы все они не придерживались общих принципов взаимоотношений, в первую очередь таких, как уважение государственного суверенитета и национальной независимости, невмешательства во внутренние спра вы другого государства, соблюдения равенства между государствами, территориальная целостность, соблюдения условий международных соглашений и договоров, строгое выполнение взятых на себя обязаннь

Дипломатический протокол - совокупность общепринятых в международных отношениях правил, определяющих порядок осуществления различных дипломатических актов, формы отношений между дипломатами и руководящими где ержавнимы деятелями разных стран

Дипломатический протокол является важным инструментом реализации основных принципов внешней политики государства Принцип суверенитета государства, например, выражается в таких протокольных нормах, как выполнение гимна, проявление почестей государственному флагу и т.п. Здесь надо особенно учитывать, чтобы флаг был поднят правильно с учетом его цвета или других важных символов (в некоторых странах, например, перевернутый государственный флаг означает состояние войныи).

Принцип равенства государств проявляется в соблюдении альтернативы в подготовке двусторонних договоров и соглашений, по-дежурного старшинства на официальных мероприятиях, упорядоченной рассадки дипломатических представителями икив согласно их классам и рангам.

Агреман (от французского \"agrement\" - согласие) на назначение посла и экзекватура на назначение консула, церемониал вступления дипломатов на должности, форма одежды, оформления и использования визитных карточек - все это необходимые атрибуты посольского и консульского права государствомава держав.

Заключение международных договоров или присоединение к ним, порядок их действий также оговариваются соответствующей процедуре и церемониалом.

Характерной чертой современных международных отно­шений являются бурно развивающиеся интеграционные про­цессы. Выступая их активными участниками, государства на­ходятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Одним из средств установления, поддержания и укрепления торго­вых, экономических, культурных и научных связей являются консульские отношения. На сегодняшний день Российская Федерация имеет широкую сеть как своих консульских учреж­дений за рубежом, так и иностранных консульств на террито­рии Российской Федерации.

Осуществление работниками консульских учреждений деятельности по выполнению своих функций невозможно без наделения их особым правовым статусом. В отличие от статуса членов персонала дипломатических представительств право­вой статус работников консульских учреждений на между­народно-правовом уровне устанавливается не только много­сторонним договором - Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. (далее - ВККС), но и многочисленными дву­сторонними консульскими соглашениями. Так, в соответствии с ч.2 ст.73 ВККС нормы Конвенции не отражаются на действу­ющих между государствами международных соглашениях и не препятствуют заключению новых, подтверждающих, до­полняющих распространяющих или расширяющих ее положения.

В настоящее время консульские отношения Российской Федерации с иностранными государствами регулируют более 70 консульских договоров, включая те, что были подписаны в период существования СССР. Положения последних приме­няются в порядке правопреемства при отсутствии обновлен­ного двустороннего соглашения и официально выраженных возражений сторон. Так, например, не утратила юридическую силу Консульская конвенция между СССР и Чехословацкой Социалистической Республикой 1972 г., которая в современ­ных реалиях регламентирует консульские вопросы между Рос­сийской Федерацией и двумя независимыми государствами - Словакией и Чехией.


Одним из основополагающих факторов, влияющих на объем и содержание правового статуса работников кон­сульских учреждений, является та категория, к которой они принадлежат. Вопрос о классификации данных работни­ков затрагивался в работах Б.Б. Алексиевой, Б.В. Ганюшкина,

О.В. Плотниковой, Н.В. Пустоваловой, К.П. Пэдурару, однако детального его рассмотрения в науке международного права произведено не было. В связи с этим назрела необходимость восполнения указанного пробела.

В большей части двусторонних консульских соглашений, ратифицированных нашим государством, выделяются 3 кате­гории работников, в связи с чем, трудно согласиться с Н.В. Пу­стоваловой, утверждающей о господстве противоположного подхода. После присоединения СССР к ВККС в 1989 г. все заключенные в последующем 32 консульские конвенции ду­блируют ее положения в части классификации работников консульских учреждений. В связи с этим можно констатиро­вать, что на сегодняшний день в отечественной консульской договорной практике сформировалась тенденция разделения работников консульских учреждений на 3 категории.

Указанная тенденция прослеживается и в двусторонних консульских соглашениях, заключенных странами-участница- ми СНГ, как между собой, так и с другими государствами. В частности, все консульские конвенции, ратифицированные Бе­лоруссией, содержат классификацию работников консульских учреждений, предусмотренную ВККС. Из 23 консульских до­говоров, подписанных Украиной, лишь два первых, с Венгрией (1991)18 и Польшей (1991), предусматривают 2 категории ра­ботников. Аналогичным исключением среди всех консульских соглашений, в которых участвует Казахстан, являются конвен­ции с Венгрией (1995) и КНДР (1996).

Отсутствие единообразного подхода в вопросе классифи­кации работников консульских учреждений характерно и для двусторонних консульских договоров других зарубежных госу­дарств. Так, например, в тексте конвенций США с Алжиром (1989 г.), Тунисом (1988 г.) по аналогии с ВККС выделяются 3 категории работников, в то время как в большинстве других соглашений, заключенных США, преобладает иной подход. Следует подчеркнуть, что ратификация американской сторо­ной ВККС в 1969 г. не повлекла отказа от выделения 2 кате­горий работников консульских учреждений в двусторонних договорах.

В консульских конвенциях, действующих между Велико­британией и Северной Ирландией и другими странами также доминирует подход, согласно которому работники консульских учреждений подразделяются на 2 категории. При этом, как и в большинстве двусторонних консульских договоров, существую­щих между другими государствами, под консульскими долж­ностными лицами понимаются все те, кто исполняет консуль­ские функции (включая главу консульского учреждения), а под сотрудниками консульских учреждений - члены администра­тивно-технического и обслуживающего персонала.

Вместе с тем в ряде консульских конвенций, например с Австрией (1960 г.), Грецией (1953 г., Данией (1962 г.), Япо­нией (1966 г.), к консульским должностным лицам относят­ся работники, получившие экзекватуру или другую форму одобрения (в том числе предварительную) на деятельность в этом качестве со стороны государства пребывания, а под со­трудниками консульских учреждений понимаются лица, не относящиеся к первой категории и выполняющие консуль­ские функции. В содержание последнего термина не включа­ются водители, равно как и другие члены обслуживающего персонала, что влечет за собой неопределенность их право­вого статуса. В то же время по конвенции с США (1951 г.) к сотрудникам консульств принадлежат лица, выполняющие административно-технические и иные профессиональные обязанности, делопроизводители, водители, охранники, ку­рьеры, о назначении которых были уведомлены власти госу­дарства пребывания.

3 категории работников консульских учреждений пред­усмотрено консульской конвенций между Великобританией и Северной Ирландией и Румынией (1968 г.), а по соглашению с Францией (1951 г.) наряду с консульскими должностными лицами и сотрудниками консульств выделяется консульский агент, данное в конвенции определение которого не позволяет выявить круг его обязанностей. Как и в случае с США, рати­фикация Великобританией и Северной Ирландией ВККС в 1972 г. не сказалась на применяемом в двусторонних консуль­ских договорах подходе к классификации работников консуль­ских учреждений на 2 группы.

Исследование категорий работников консульских учреж­дений как существенного фактора, воздействующего на их правовой статус, имеет не только теоретическую, но и прак­тическую значимость. В зависимости от того, к какой из них принадлежит конкретное лицо, в отношении него может уста­навливаться особая процедура назначения на должность. Так, согласно ч.2 ст.19 ВККС, представляемое государство обязано заблаговременно сообщить государству пребывания сведения обо всех назначаемых консульских должностных лицах, в то время как для консульских служащих и работников обслужи­вающего персонала это не требуется. А в соответствии с ч.2 ст.5 консульской конвенции СССР с Грецией (1978 г.), предусма­тривающей 2 категории работников консульских учреждений, предварительное уведомление о назначении распространяется как на консульских должностных лиц, так и на сотрудников консульства.

В качестве примера первой ситуации можно привести по­ложения консульских конвенций СССР с Боливией (1980 г.), Финляндией (1966 г.), в соответствии с которыми, водитель, относящийся к сотрудникам консульства, пользуется полным иммунитетом от юрисдикции государства пребывания (за исключением 3 групп гражданских исков), в то время как во­дитель дипломатического представительства этих же стран, согласно нормам Венской конвенции о дипломатических сно­шениях 1961 г., являясь членом обслуживающего персонала, обладает иммунитетом только в отношении служебных дей­ствий.

Вторую ситуацию характеризует, в частности, консуль­ская конвенция между Великобританией и Северной Ирлан­дией и Польшей (1967 г.), устанавливающая, что лица, выпол­няющие административные или технические обязанности, а равно обязанности по обслуживанию консульств, наделяется иммунитетом от юрисдикции только в отношении действий, совершенных при исполнении своих функций за исключени­ем 3 групп гражданских исков.

В некоторых случаях приравнивание указанных работни­ков консульских учреждений в объеме предоставляемых им привилегий и иммунитетов может идти вразрез с нормами ВККС и двусторонних консульских договоров, предусматри­вающих 3 категории работников. Так, например, в ряде стран осуществляется выдача только двух разновидностей докумен­тов, удостоверяющих личность и статус работников иностран­ных консульств на своей территории: консульских карточек для консульских должностных лиц и служебных карточек для лиц, выполняющих административно-технические обязанности, и обслуживающего персонала консульских учреждений. Это, в свою очередь, может на практике повлечь за собой ошибочное восприятие привилегий и иммунитетов работников обслужи­вающего персонала как равных привилегиям и иммунитетам консульских служащих. В связи с этим считаем необходимым использовать для каждой категории работников консульских учреждений отдельный вид соответствующего документа.

Таким образом, можно констатировать следующее:

  1. Классификация работников консульских учреждений по категориям оказывает существенное влияние на их право­вой статус в целом и на каждый его элемент в частности. На сегодняшний день в двусторонних консульских соглашениях, заключенных между различными государствами, отсутствует универсальный подход к вопросу разделения указанных ра­ботников на категории и содержанию каждой из них.
  2. Анализ ныне действующих двусторонних консульских договоров, заключенных нашим государством (включая совет­ский период), показал, что при классификации работников консульских учреждений применяется два подхода, в соот­ветствии с которыми, они разделяются на 2 или 3 категории. В отличие от ряда западных стран, присоединение СССР к ВККС предопределило формирование в отечественной кон­сульской договорной практике тенденции выделения 3 кате­горий работников консульских учреждений. Полагаем, что в дальнейшем при заключении Российской Федерацией новых двусторонних консульских конвенций следует придерживать­ся сложившегося подхода.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 1 (92) 2016

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Генеральное консульство Российской Федерации в Страсбурге (Франция)

Консульские функции — это полномочия консульских учреждений и консульских отделов дипломатических представительств по защите в государстве пребывания прав и интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц).

Консульские функции весьма разнообразны и по мере развития международных отношений их объем и характер претерпел серьезные изменения. Консулы были лишены права исполнять политические, т. е. дипломатические функции, когда широкое распространение получили постоянные посольства – дипломатические представительства. Главы дипломатических представительств стали единственными представителями глав государств. В период расцвета абсолютной монархии и формирования новой концепции суверенитета, в соответствии с которой положения внутреннего законодательства распространяются на каждого человека на территории государства, консулы были лишены существенной части своих иммунитетов и консульской юрисдикции.

После Второй мировой войны наблюдается тенденция к дублированию функций консульских и дипломатических служб. Распространенной практикой стало выполнение дипломатическими представителями консульских функций и выполнение консульскими должностными лицами дипломатических обязанностей. Таким образом, главная дипломатическая функция – защита интересов направляющего государства возлагается также и на консульские учреждения. Данная функция играет особо важную роль в государствах, между которыми не установлены дипломатические отношения.

Исчерпывающего перечня консульских функций не существует. Они содержатся в положениях кодифицированных международных договоров (например, Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. [Венская конвенция 1963 г.]), двусторонних консульских договорах и иных международных соглашениях, нормах международного обычного права и, что особенно важно, во внутригосударственных постановлениях, консульских уставах, регламентах, инструкциях. Консулы в принципе могут выполнять любые функции, возложенные на них представляемым государством, при условии, что выполнение этих функций не запрещается законами и правилами государства пребывания или не вызывает возражений государства пребывания (ст. 5 (m) Венской конвенции 1963 г.). Таким образом, состав и содержание консульских функции в основном определяется национальным законодательством и можно составить только их приблизительный перечень.

Консульские функции по защите прав и интересов граждан

Право государства оказывать помощь и содействие гражданам за пределами своих границ стало общепризнанным принципом международного права еще задолго до заключения Венской конвенции 1963 г.

В случае смерти гражданина консулы помогают организовать транспортировку тела на родину. В критических ситуациях, например, при утрате имущества или отсутствии денежных средств для возвращения, консульские учреждения оказывают финансовую помощь.

Ненадлежащее выполнение консульских функций консулом государства-участника Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ЕКПЧ) представляет собой нарушение ЕКПЧ. Согласно интерпретации ЕКПЧ, право на надлежащую консульскую защиту следует рассматривать как одно из прав человека, гарантированных ЕКПЧ, даже если консул выполняет свои функции в государстве, не являющемся участником ЕКПЧ.

Консульские функции административного характера

Консульские учреждения отвечают за прием заявлений на получение гражданства и выход из него, а также за выдачу свидетельств о гражданстве. Двусторонними соглашениями данный вопрос не регулируются, поскольку гражданство является предметом внутреннего законодательства.

Консульские учреждения, в соответствии с положениями национального законодательства, могут в обязательном либо добровольном порядке ставить на консульский учет граждан, постоянно или временно проживающих в их консульском округе. Постановка на консульский учет может быть предварительным условием для предоставления гражданам консульской защиты и необходима для обеспечения их безопасности.

Консульские функции включают выдачу паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство. В исключительных случаях некоторые консульские договоры разрешают выдачу паспортов не только гражданам, но и иностранцам и лицам без гражданства. Компетенция по выдаче виз конкретизирована в двусторонних соглашениях и внутреннем законодательстве. В некоторых случаях консулы имеют право вносить изменения в паспорта и визы или аннулировать их.

Еще одной административной функцией консулов является регистрация актов гражданского состояния. Компетенции консульских учреждений в отношении регистрации и расторжения браков определяется в соответствии с полномочиями, данными направляющим государством, и не должны противоречить законам и правилам принимающего государства. Консулы также ведут регистрацию рождений и смертей граждан представляемого государства.

Консульские функции юридического характера

Консульские функции юридического характера тесно связаны с консульской защитой граждан представляемого государства, особенно в случае их задержания, ареста или лишения свободы на территории государства пребывания.

Консул, действуя в соответствии с межгосударственными соглашениями и законами государства пребывания, имеет право передавать судебные и несудебных документы или исполнять судебные поручения от властей представляемого государства, брать присяги и свидетельские показания от граждан представляемого государства, а также опрашивать их в качестве сторон, свидетелей или экспертов в судебном процессе (см. также Консульская юрисдикция).

Консульские функции нотариального характера

Объем нотариальных функций консула зависит от двусторонних соглашений и от роли нотариусов в правовой системе представляемого государства. Согласно большинству консульских договоров, консулы имеют право составлять и удостоверять доверенности, договоры, акты, завещания граждан представляемого государства. В консульские функции может также входить легализация документов, заверение подлинности переводов и т. п.

Документы, составленные, легализованные или заверенные консульским должностным лицом и не противоречащие законодательству государства пребывания, имеют такую же юридическую силу, что и документы, составленные, легализованные или заверенные компетентными органами государства пребывания.

Консульские функции в отношении судов, воздушных судов и членов их экипажей

Одной из старейших и важнейших консульских функций является оказание помощи судам представляемого государства и членам экипажа этих судов во время их нахождения в порту, внутренних водах или территориальном море государства пребывания. Функции консула не ограничиваются только правовой защитой судов и их экипажа, но также включают решение судебных, административных, налоговых и санитарных вопросов.

Консулы обеспечивают соблюдение обязательств, налагаемых на суда представляемым государством, и поддерживают дисциплину на борту во избежание вмешательства портовых властей. Консул имеет право разрешать споры между капитаном и другими членами экипаж. Как правило, юрисдикция властей государства в отношении судов значительно уже, нежели их юрисдикция в отношении иностранцев на своей территории.

Правила, касающиеся судов, с соответствующими изменениями применяются и к воздушным судам.

Консульские функции по защите прав и интересов представляемого государства

Защита интересов государства означает, прежде всего, защиту интересов, вытекающих из международных обязательств государства пребывания. Консулы наблюдают за выполнением международных договоров и при необходимости сообщают о проблемах властям государства пребывания, а также дипломатическому представительству и министерству иностранных дел представляемого государства.

Консулы собирают любую информацию, которая может иметь отношение к представляемому государству и его гражданам. Такая практика не должна нарушать какие-либо международные обязательства или законы и правила государства пребывания. В частности, не допускается шпионаж в какой-либо форме или вмешательство во внутренние дела принимающего государства. Основное внимание при сборе сведений уделяется изменениям внутреннего законодательства государства пребывания и соглашениям, заключаемым ими с третьими государствами.

Похожие записи

Дипломатическая защита — это дипломатическая процедура (механизм), используемая государством для обеспечения защиты прав и

Консульская юрисдикция — это судебная власть консула над своими соотечественниками на иностранной территории.

Консул

Консул – уполномоченное лицо, представляющее интересы родной страны, также он защищает права граждан в другом государстве. Для работы в этой сфере нужны глубокие знания в области международного права, иностранных языков, экономики, политологии, регионоведения, социокультурной политики. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.


Краткое описание

Консул – официальный представитель государства, работающий на территории другой страны. Он оказывает всестороннюю помощь согражданам, общается с людьми, которые желают принять гражданство, хотят сочетаться браком или нуждаются в политическом убежище. Является штатным сотрудником консульского учреждения. Также существуют нештатные консулы (их еще называют почетными), которые не являются сотрудниками дипломатической службы, но уполномочены решать ряд вопросов. Например, они не могут оформлять документы или регистрировать расторжение брака, но вправе подавать ходатайства.


Особенности профессии

Консулами не становятся сразу после окончания вуза, путь к этой должности долгий и тернистый. Например, кандидатуру генерального консула выбирают представители МИД направляющего государства, после этого претендент утверждается принимающей стороной. Обязанности консулов разного уровня следующие:

  • разработка мер, направленных на развитие культурных, экономических, дипломатических связей между двумя государствами. Защита интересов и поддержание имиджа родного государства;
  • выдача и регистрация разных видов документов: визы для иностранцев, нотариальные процедуры, паспорта, свидетельства и т. д.;
  • подготовка документов и содействие в организации визитов первых лиц государства, известных сограждан;
  • рассмотрение вопросов, касающихся получения гражданства;
  • регистрация заключения и расторжения брака, смены имени, рождения или смерти человека, других актов гражданского состояния.

Консулы оказывают поддержку людям, которые попали в сложную ситуацию во время пребывания на территории чужой страны. Речь идет о правонарушениях, утере документов, административных и других вопросах. Работа связана с высокой ответственностью, график может быть ненормированным, ведь в случае форс-мажора консула будут вызывать в любое время суток. Консульства взаимодействуют с гражданами, что отличает их от посольств, которые сосредоточены преимущественно на политических вопросах.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Престижность профессии.
  2. Солидный оклад, большой пакет социальных льгот, привилегий.
  3. Права консула отлично защищены.
  4. Работа имеет колоссальное социальное значение, ведь консул изо дня в день оказывает посильную помощь своим согражданам, укрепляет имидж государства на мировой арене.
  5. Возможность поработать в разных странах.
  6. Опыт, полученный по время работы, позволяет консулу занимать другие важные должности, например, политического советника, дипломата и т. д.
  7. Широкий круг полномочий.


Минусы

  1. Профессия связана с публичностью, психоэмоциональным перенапряжением.
  2. График ненормированный, возможные частые форс-мажоры.
  3. Консулов направляют и в развитые страны, и в страны третьего мира.


Важные личные качества

Консул обязан обладать коммуникабельностью, ведь во время работы он общается с разными людьми, контактирует с представителями органов власти принимающей страны. Также важны следующие черты:

  • активность,
  • терпеливость,
  • многозадачность,
  • порядочность,
  • пунктуальность,
  • эмаптия.

Консул должен уметь работать в команде и правильно расставлять приоритеты. Важны хорошо поставленная речь, ответственность, высокая скорость принятия решений. Консул должен быть сдержанным и аккуратным человеком, ведь он является уполномоченным представителем государства, поэтому обязан соответствовать занимаемой должности.

Обучение на консула

Для получения должности консула необходимо иметь высшее образование. Консулы свободно владеют международным английским языком, а также одним дополнительным, например, французским или китайским. Абитуриент, желающий в перспективе работать консулом, может получить образование по одной из специальностей, перечисленных ниже:

Во время обучения или после получения диплома можно посещать дополнительные языковые курсы, а также учебные программы, направленные на подготовку дипломатов и сотрудников консульских учреждений.

Читайте также: