Сотрудник федеральной противопожарной службы считается выполняющим служебные обязанности

Обновлено: 16.05.2024

Государственная противопожарная служба (ГПС) является сегодня самым многочисленным видом пожарной охраны. Ее численность составляет около 280 тысяч человек, которые содержатся за счет федерального бюджета (23,4%), бюджетов субъектов (49,3%) и на договорной основе с охраняемыми предприятиями (27,3%).

Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" пожарная охрана в Российской Федерации подразделяется на следующие виды:

- Государственная противопожарная служба;

- муниципальная пожарная охрана;

- ведомственная пожарная охрана;

- частная пожарная охрана;

- добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

- организация и осуществление профилактики пожаров;

- спасение людей и имущества при пожарах;

- организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

- лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудников);

- военнослужащих федеральной противопожарной службы;

- лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).

В Государственную противопожарную службу принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы.

На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в вооруженных силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации.

В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы).

В системе ГПС большое внимание уделяется научному обеспечению и подготовке профессиональных кадров.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области пожарной безопасности проводятся во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны, шести ведомственных учебных заведениях пожарно-технического профиля и 70 испытательных пожарных лабораториях.

Подразделения пожарной охраны обладают мощным потенциалом высококвалифицированных специалистов. На сегодняшний день в системе ГПС в шести учебных заведениях осуществляется подготовка специалистов по программам высшего профессионального и среднего технического образования, а в более чем в двадцати - первоначальная профессиональная подготовка личного состава.

Для организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ежедневно в подразделениях Государственной противопожарной службы в боевом расчете находятся 17606 единиц основной и специальной пожарной автотехники, 55 пожарных катеров. Для проведения работ в не пригодной для дыхания среде личный состав ГПС имеет на вооружении более 60 тысяч аппаратов индивидуальной защиты органов дыхания.

В 2004 году для совершенствования материально-технической базы ГПС были закуплены пожарно-техническое вооружение, пожарная техника, аварийно-спасательное снаряжение и оборудование на сумму более 492 млн. рублей.

В результате работы по предотвращению и тушению пожаров государству ежегодно удается избежать потерь в сумме 45 млрд. рублей и предотвратить сотни тысяч пожаров.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся:

- разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением;

- разработка, организация выполнения и финансирование федеральных целевых программ;

- участие в разработке технических регламентов, национальных стандартов, норм, правил пожарной безопасности и других нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе регламентирующих порядок и организацию тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

- формирование предложений по проекту федерального бюджета на соответствующий год в части расходов на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проводимых федеральными органами исполнительной власти, обеспечение целевого использования средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета;

- создание, реорганизация и ликвидация органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений, содержащихся за счет средств федерального бюджета;

- организация государственного пожарного надзора;

- организация развития науки и техники, координация основных научных исследований и разработок;

- утверждение номенклатуры, объемов поставок для государственных нужд пожарно-технической продукции, в том числе по оборонному заказу;

- установление общих принципов подтверждения соответствия;

- создание государственных систем информационного обеспечения, а также систем статистического учета пожаров и их последствий;

- организация тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

- организация ведомственного пожарного надзора на объектах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

- подготовка перечня организаций, в которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, утверждаемого в установленном порядке.

К полномочиям органов Государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:

- нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;

- организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

- разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

- организация обучения населения мерам пожарной безопасности;

- разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ;

- осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;

- осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей;

- создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- организация тушения пожаров (за исключением пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);

- утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов Российской Федерации.

Вопросы организационно-правового, финансового и материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Решение вопросов обеспечения пожарной безопасности возложено законодательством также на органы местного самоуправления.

Привлечение населения и органов местного самоуправления к обеспечению пожарной безопасности по месту проживания в границах населенного пункта значительно повышает эффективность профилактических мероприятий и снижает ущерб от пожаров.

К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

Вопросы организационно-правового, финансового и материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

При тушении особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

- проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

- создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

- использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

- ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

- охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

- эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества.


В статье рассмотрены основные элементы правового статуса государственного служащего Федеральной противопожарной службы с учетом последних изменений в законодательстве, выделены ключевые проблемы и предложены пути их решения.

Ключевые слова: правовой статус, служащий, прав, обязанности, ограничения, запреты, федеральная противопожарная служба

– права служащих (ст. 11);

– обязанности служащих (ст. 12);

– требования к служебному поведению (ст. 13);

– ограничения и запреты для служащих (ст. 14)

– ответственность служащих (ст. 15).

Нормами закона предусмотрено, что сотрудникам федеральной противопожарной службы сохраняются специальные звания внутренней службы, институты присвоения специальных званий в соответствии с занимаемой должностью, сроки выслуги в присвоенных специальных званиях. В целях обеспечения преемственности с ранее действовавшими нормами закреплено соотнесение специальных званий с воинскими званиями, классными чинами государственной гражданской службы и иными видами государственной службы Российской Федерации.

Квалификационные требования к должностям сотрудников федеральной противопожарной службы определены ст. 9 закона № 141 — ФЗ и Приказом МЧС от 01.12.2016 № 653 [4]. Эти требования включают в себя требования к образованию, стажу службы, профессиональным знаниям и профессиональным навыкам. Уровень требования зависит от занимаемой должности. Так, претендент на должность старшего начальствующего состава должен иметь высшее образование, соответствующее направлению деятельности, стаже службы более 5 лет, а также целый ряд управленческих, правовых и профессиональных умений и навыков [4].

На сотрудников распространяется широкий перечень ограничений и запретов, которые создают основу для борьбы с коррупцией. К примеру, сотрудники не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать ценные бумаги [5, c. 117]. Не могут занимать должности лица, имеющие судимость, утратившие доверие, не соответствующие требованиям по состоянию здоровья.

За нарушение административных запретов, ограничений, неисполнений должностных обязанностей, причинение вреда применяются меры юридической ответственности. Сотрудники федеральной противопожарной службы могут быть привлечены к административной, уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой и материальной ответственности. Среди перечисленных видов закон № 141 — ФЗ прямо регулирует порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, а остальные нормы являются отсылочными к действующему административному, уголовному, гражданскому и трудовому законодательству.

Принятие закона представляет собой большой шаг в создании нормативной базы, определяющей статус сотрудников федеральной противопожарной службы. Однако реализация его отдельных положений нуждается в дальнейшей нормативной проработке.

Статья 13 закона № 141 — ФЗ определяет требования к служебному поведению, при этом в части третьей данной статьи указано, что иные требования определяются Кодексом служебного поведения. На начало 2017 г. такой Кодекс не разработан. Представляется, что в качестве образца могут быть использованы Кодекс служебного поведения других органов государственной власти. Принятие Кодекса может способствовать укреплению правосознания, дисциплины и положительно повлиять на восприятие сотрудников обществом.

Статьей 57 закона № 141 — ФЗ предусмотрено, что часть основного отпуска сотрудника федеральной противопожарной службы, превышающая 30 календарных дней, может быть по его желанию заменена денежной компенсацией в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. Пока данный порядок не установлен.

Финансовое обеспечение службы в федеральной противопожарной службе является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета, рассматриваемые положения законопроекта могут привести к необходимости выделения дополнительных средств из федерального бюджета, в связи с чем требуют корректировки бюджета. Таким образом, данная норма повышает уровень гарантий для служащих федеральной противопожарной службы, однако для ее реализации необходимы дополнительные финансовые средства.

Острым вопросом является вопрос о предельном возрасте служащих. Закон № 141 — ФЗ устанавливает ряд переходных норм (таблица 1).

Предельный возраст нахождения на службе

Сотрудники

Предельный возраст (до 1 января 2022г.)

Предельный возраст (до 1 января 2022г.)

1. Служебное время - период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени.

2. Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника федеральной противопожарной службы не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

3. Для сотрудника федеральной противопожарной службы, замещающего должность, связанную с осуществлением педагогической деятельности в образовательной организации федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, нормальная продолжительность служебного времени устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Для сотрудников федеральной противопожарной службы, проходящих службу во вредных и (или) опасных условиях, устанавливается сокращенное служебное время - не более 36 часов в неделю. Перечень (список) должностей в федеральной противопожарной службе, по которым устанавливается сокращенное служебное время, а также порядок и условия прохождения сотрудниками службы во вредных и (или) опасных условиях утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.

5. Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников федеральной противопожарной службы, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в федеральной противопожарной службе, в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности перечнем должностей в федеральной противопожарной службе, что указывается в контракте. Сотруднику, имеющему ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 59 настоящего Федерального закона.

6. Сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

7. Продолжительность служебного дня накануне нерабочих праздничных дней сокращается на один час.

8. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится в порядке, определяемом трудовым законодательством.

9. Продолжительность служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы в дневное и ночное время одинакова.

10. Порядок предоставления сотруднику федеральной противопожарной службы дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.

11. Для выполнения служебных поручений вне места постоянной службы сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть направлен в служебную командировку. Порядок и условия командирования сотрудника определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности.

1. Сотрудник ФПС (далее также - сотрудник) - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению службы в ФПС в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим ФЗ порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

2. Сотрудник ФПС может проходить службу в ФПС в случае его зачисления в распоряжение ФОИВ в области пожарной безопасности или подразделения либо в случае его прикомандирования, предусмотренного статьей 32 настоящего ФЗ. При этом сотрудник не замещает должность в ФПС. ФЗ и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в ФПС, когда он не замещает должность в ФПС.

3. Правовое положение (статус) сотрудника ФПС определяется настоящим ФЗ и другими ФЗ, регулирующими особенности прохождения службы в ФПС.

4. Сотруднику ФПС выдаются служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером. Образцы служебного удостоверения и специального жетона сотрудника ФПС и порядок их выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность сотрудника ФПС, принадлежность его к федеральному органу исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделению, должность и специальное звание сотрудника ФПС, права и полномочия, предоставленные ему законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Статья 11. Права сотрудника ФПС

1. Сотрудник ФПС имеет право на:

1) надлежащие условия, необходимые для выполнения служебных обязанностей и профессионального развития;

2) ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и служебные обязанности, критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, а также с показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в ФПС;

3) отдых в соответствии с законодательством РФ;

4) денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности ФОИВ в области пожарной безопасности;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) посещение в установленном порядке в связи с выполнением служебных обязанностей объектов защиты для их обследования, а также для проведения исследования, испытания, экспертизы, расследования и других мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности;

8) ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими определенными федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности;

9) приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

10) защиту своих персональных данных;

11) продвижение по службе с учетом результатов служебной деятельности, стажа службы в ФПС, уровня образования;

12) прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования;

13) рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством РФ;

14) проведение по его просьбе, выраженной в письменной форме, служебной проверки;

15) обращение к вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицам, в вышестоящие органы и (или) в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также для разрешения споров, связанных с прохождением службы в ФПС;

16) обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством РФ;

17) государственную защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ;

19) медицинское обеспечение в соответствии с законодательством РФ;

20) обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, определяемых законодательством РФ;

21) надлежащие организационно-технические и санитарно-гигиенические условия службы с учетом особенностей службы в ФПС;

22) создание и участие в деятельности общественных объединений, не преследующих политических целей, в свободное от выполнения служебных обязанностей время, если это не влечет за собой возникновение конфликта интересов.

2. Права сотрудника ФПС при осуществлении им должностных полномочий наряду с настоящим ФЗ определяются также иными нормативными правовыми актами РФ.

3. Права сотрудника ФПС по замещаемой должности в ФПС определяются должностным регламентом (должностной инструкцией).

4. Иные права могут быть предоставлены сотруднику ФПС в соответствии с законодательством РФ.

Статья 12. Основные обязанности сотрудника ФПС

1. Сотрудник ФПС обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию РФ, законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, необходимые для выполнения служебных обязанностей и профессионального развития, обеспечивать их исполнение, а также проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности, регулярные проверки знания Конституции РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в указанной сфере;

2) знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямого руководителя (начальника), непосредственного руководителя (начальника), а также руководствоваться законодательством РФ при получении приказа либо распоряжения прямого руководителя (начальника) или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству РФ;

3) обращаться по служебным и личным вопросам к своему непосредственному руководителю (начальнику), а при необходимости и к прямому руководителю (начальнику), поставив при этом в известность непосредственного руководителя (начальника);

4) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

5) соблюдать внутренний служебный распорядок ФОИВ в области пожарной безопасности, подразделения, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником служебных обязанностей;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей, проходить в установленном порядке профессиональное обучение и (или) получать дополнительное профессиональное образование;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе имущество, предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

9) представлять в порядке, установленном законодательством РФ, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

10) сообщить непосредственному руководителю (начальнику) о подаче заявления о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день подачи заявления;

11) сообщить непосредственному руководителю (начальнику) о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

12) не допускать злоупотребления предоставленными служебными полномочиями, соблюдать установленные ФЗ ограничения и запреты, связанные со службой в ФПС, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника;

13) сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

14) уведомлять в порядке, установленном законодательством РФ о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения;

15) соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям к замещаемой должности в ФПС;

16) проходить ежегодно диспансеризацию, а также по направлению медицинской организации либо уполномоченного руководителя медицинское освидетельствование;

17) рассматривать в пределах служебных обязанностей и в установленные сроки обращения граждан и организаций;

18) в порядке, установленном статьей 31 настоящего ФЗ, временно исполнять по решению руководителя ФОИВ в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя служебные обязанности, не предусмотренные должностным регламентом (должностной инструкцией) по замещаемой должности, без освобождения от замещаемой должности;

19) выполнять по решению руководителя ФОИВ в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя и в соответствии с настоящим ФЗ служебные обязанности, аналогичные выполняемым ранее служебным обязанностям, при перемещении сотрудника в том же подразделении и в той же местности;

20) пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с законодательством РФ;

21) знать и соблюдать требования охраны труда при осуществлении профессиональной служебной деятельности.

2. Иные обязанности могут возлагаться на сотрудника ФПС в соответствии с законодательством РФ.

3. Служебные обязанности сотрудника ФПС определяются должностным регламентом (должностной инструкцией).

Статья 13. Требования к служебному поведению сотрудника ФПС

1. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник ФПС должен:

1) исходить из необходимости проведения целенаправленной работы по обеспечению безопасности граждан и объектов защиты от пожаров;

2) заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету ФОИВ в области пожарной безопасности, а также государственной власти;

3) проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, в пределах предоставленных должностных полномочий оказывать им содействие в реализации их прав и свобод;

4) соблюдать нейтральность, не оказывать предпочтение каким-либо политическим партиям, другим общественным объединениям, религиозным и иным организациям, профессиональным или социальным группам, гражданам;

5) не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности;

6) проявлять уважение к национальным обычаям и традициям, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, не допускать действия, нарушающие межнациональное и межконфессиональное согласие;

7) выполнять служебные обязанности в рамках компетенции ФОИВ в области пожарной безопасности, установленной законодательством РФ;

8) выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

9) соблюдать установленные настоящим ФЗ и другими ФЗ ограничения и запреты, связанные с прохождением федеральной ГС.

2. Сотрудник ФПС, замещающий должность руководителя (начальника), обязан не допускать случаи принуждения сотрудников к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций.

3. Иные требования к служебному поведению сотрудника ФПС определяются законодательством РФ и кодексом служебного поведения сотрудника ФПС, утверждаемым руководителем ФОИВ в области пожарной безопасности.

Статья 14. Ограничения, запреты и обязанности, связанные со службой в ФПС

1. Сотрудник ФПС не может находиться на службе в ФПС (быть принят на службу в ФПС) в следующих случаях:

1) признание его недееспособным либо ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника на службе в ФПС преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

4) отказ от прохождения процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей связано с использованием таких сведений;

5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья, установленным для сотрудников;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудниками, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства РФ;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства, наличие вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание на территории иностранного государства;

9) непредставление сведений (представление подложных документов, заведомо недостоверных или неполных сведений) при поступлении на службу в ФПС, непредставление сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

10) утрата доверия к сотруднику в случаях, предусмотренных статьей 84 настоящего ФЗ;

11) если гражданин является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

12) если гражданин неоднократно в течение года, предшествующего дню поступления на службу в ФПС, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения.

Статья 15. Ответственность сотрудника ФПС

1. За совершение преступления сотрудник ФПС несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

2. За совершение административного правонарушения сотрудник ФПС несет дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим ФЗ, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

3. За нарушения служебной дисциплины на сотрудника ФПС в соответствии со статьями 48, 49 и 51 настоящего ФЗ налагаются дисциплинарные взыскания.

4. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправным действием (бездействием) сотрудника ФПС при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством РФ. В случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправным действием (бездействием) сотрудника, федеральный орган исполнительной власти в области пожарной безопасности имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения, для чего может обратиться в суд от имени РФ с соответствующим исковым заявлением.

5. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделению, сотрудник ФПС несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены законодательством РФ.

Статья 16. Форменная одежда, знаки различия и ведомственные знаки отличия сотрудника ФПС

1. В целях отражения принадлежности сотрудника ФПС к службе в ФПС Правительством РФ устанавливаются форменная одежда и знаки различия по специальным званиям. Описания форменной одежды и знаков различия по специальным званиям, а также правила ношения форменной одежды определяются федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.

2. Ведомственные знаки отличия сотрудника ФПС, знаки различия по принадлежности сотрудника к федеральному органу исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделению, знаки различия по функциональному предназначению и направлению деятельности сотрудника и правила их ношения определяются федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.

3. Гражданам, имеющим специальные звания высшего начальствующего состава, уволенным со службы в ФПС с правом на пенсию, разрешается ношение форменной одежды, а гражданам, имеющим специальные звания младшего, среднего и старшего начальствующего состава, уволенным со службы в ФПС с правом на пенсию, может быть разрешено ношение форменной одежды по решению руководителя ФОИВ в области пожарной безопасности или уполномоченного руководителя.

4. Форменная одежда и знаки различия работников ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, членов общественных объединений, не являющихся сотрудниками ФПС, не могут быть аналогичными форменной одежде и знакам различия сотрудников ФПС. Ношение форменной одежды и знаков различия по специальным званиям сотрудников ФПС гражданами, не имеющими на это права, запрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Прием на службу граждан на должности рядового и начальствующего состава. Откомандирование сотрудника в другую местность. Перемещение сотрудников на нижестоящую должность. Назначение исполняющим обязанности. Правила оформления переводов по службе.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 13.12.2015
Размер файла 13,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Академия Государственной противопожарной службы

Кафедра правового и кадрового обеспечения деятельности ГПС

капитан внутренней службы Бигалиев Е.А.

Зачетная книжка № 13038

1. Порядок приема на службу

2 . Перемещение по службе сотрудников МЧС. Основание и порядок

Сотрудниками являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава или состоящие в кадрах Государственной противопожарной службы МЧС России, которым в установленном порядке присвоено специальное звание.

Состоящими в кадрах ГПС МЧС России считаются сотрудники:

а) находящиеся в распоряжении организаций МЧС России;

б) прикомандированные к органам государственной власти, а также к иным организациям в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Всем сотрудникам выдаются служебные удостоверения установленного образца, а также присваиваются личные номера с указанием их на жетонах установленного образца. За сотрудниками среднего, старшего и высшего начальствующего состава личные номера сохраняются в течение всего периода службы в организациях МЧС России за исключением лиц, лишенных специальных званий в соответствии со статьей 33 Положения.

Сотрудникам, замещающим должности рядового и младшего начальствующего состава, личные номера присваиваются на период прохождения службы в соответствующей организации МЧС России, за которыми в установленном порядке закреплены специальные серии личных номеров.

Жетоны с личными номерами вручаются сотрудникам одновременно с объявлением под роспись приказа о присвоении первого специального звания. О получении жетонов сотрудники расписываются на титульном листе послужного списка личного дела. При перемещении сотрудников, замещающих должности рядового и младшего начальствующего состава, новые жетоны вручаются кадровым органом на основании приказов руководителей соответствующих организаций МЧС России.

Образцы служебных удостоверений, а также жетонов утверждаются приказом МЧС России.

должность сотрудник служба откомандирование

1. Порядок приема на службу

В соответствии со статьями 1, 8, 9, 9.1 Положения на службу в организации МЧС России принимаются граждане Российской Федерации. При определении принадлежности к гражданству Российской Федерации следует руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Предварительное изучение кандидатов, принимаемых на службу (учебу) в организации МЧС России, осуществляется соответствующим кадровым органом.

В процессе предварительного изучения личности кандидата выясняется состояние его здоровья, соответствие имеющегося у него образования и специальной подготовки требованиям, предъявляемым к должности, на которую он принимается, деловые, личные и нравственные качества, проводится психофизиологическое исследование, как правило, оформляется личное поручительство.

По результатам предварительного изучения кадровый орган организации МЧС России заполняет соответствующий раздел заключения о приеме на службу в федеральную противопожарную службу, которое направляет руководителю организации МЧС России, имеющему право назначения на должность. Последний рассматривает поступившие документы и при положительном решении дает кадровому органу указание для проведения специальной проверки кандидата и направления его на военно-врачебную комиссию для определения годности к службе. При отсутствии сведений, препятствующих приему кандидата на службу, а также признания его военно-врачебной комиссией годным к этой службе, кандидат пишет заявление о приеме на службу.

Прием на службу граждан на должности рядового и начальствующего состава осуществляется: а) путем заключения индивидуальных контрактов; б) по конкурсу; в) посредством назначения на должность. Прием кандидатов на службу в организации МЧС России (в том числе ранее проходивших службу в органах внутренних дел, МЧС России, а также офицеров запаса) оформляется с учетом требований статей 8, 9, 9.1, 59 Положения приказами руководителей согласно их компетенции. Приказ о приеме на службу, назначении на должность объявляется сотруднику (стажеру) под расписку не позднее трех дней с момента его поступления в организацию МЧС России.

Решение вопросов приема и прохождения службы сотрудниками, состоящими между собой в близком родстве или свойстве, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Положения. Сотрудники, являющиеся близкими родственниками или свойственниками, могут проходить службу в одной и той же организации МЧС России при условии, если они не будут непосредственно подчинены или подконтрольны один другому.

Сотрудникам разрешается работать по совместительству в системе МЧС России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Перемещение по службе сотрудников МЧС. Основание и порядок

Перемещение по службе сотрудника оформляется приказом руководителя соответствующей организации МЧС России с указанием основания перемещения. При этом если перемещение производится по инициативе руководителя организации МЧС России, то готовится аттестация (в случаях, предусмотренных статьей 17 Положения), а по инициативе сотрудника - подается рапорт. В случае несогласия руководителя организации МЧС России, где проходит службу сотрудник с его перемещением, перевод в другую организацию МЧС России может осуществляться приказом соответствующего вышестоящего руководителя по рапорту перемещаемого по службе сотрудника.

При поступлении запроса из другой организации МЧС России на личное дело сотрудника, в связи с рассмотрением вопроса о возможном прохождении его дальнейшей службы, решение должно быть принято не позднее тридцати дней с момента поступления запроса. При положительном рассмотрении вопроса о дальнейшем прохождении службы в предлагаемой должности, откомандирование сотрудника в организацию МЧС России, направившую запрос, должно осуществляться не позднее 14 дней с момента поступления запроса на откомандирование. Не допускается отказ в назначении прибывшего сотрудника на должность в организацию МЧС России, направившую запрос на его откомандирование. В случае перемещения на нижестоящую должность по сокращению штатов или по состоянию здоровья с уменьшением размера должностного оклада сотрудникам органов внутренних дел, имеющим выслугу 15 и более лет (в календарном исчислении), сохраняется размер должностного оклада по последнему месту службы. В указанную в настоящем пункте выслугу лет включаются все периоды (в календарном исчислении), засчитываемые в выслугу лет при назначении пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. 56. При перемещении на службу в другую местность по инициативе сотрудника учитывается необходимость в изменении его места жительства по состоянию здоровья или состоянию здоровья членов семьи сотрудника.

Рапорт сотрудника с согласием на откомандирование и назначение на предлагаемую должность направляется в организацию МЧС России, в которую перемещается сотрудник, для приобщения к личному делу. 58. Проезд и перевозка имущества сотрудника и членов его семьи к новому месту службы осуществляется за счет средств МЧС России в порядке, установленном действующим законодательством.

Сотрудник может быть временно отстранен от должности в случае привлечения его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также в случае грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей. За время отстранения от должности сотруднику выплачивается денежное довольствие в полном размере. Отстранение от должности применяется в крайних, не терпящих отлагательства случаях, а также в целях полноты и объективности расследования уголовного дела или служебной проверки. Основанием для принятия такого решения является постановление о привлечении сотрудника в качестве обвиняемого в совершении преступления или факт грубого нарушения служебной дисциплины, делающие невозможным исполнение им служебных обязанностей. Решение о временном отстранении от исполнения обязанностей по занимаемой должности сотрудника принимается руководителем организации МЧС России, которому предоставлено право приема его на службу и оформляется приказом.

Приказ об отстранении от должности объявляется сотруднику под роспись. Сотрудники, временно отстраненные от исполнения обязанностей по занимаемой должности, выполняют поручения по службе руководителя организации МЧС России (кроме сотрудников, привлекаемых в качестве обвиняемых в совершении преступления, к которым применена мера пресечения в виде содержания под стражей).

Сотрудникам, уволенным из организации МЧС России на основании вступившего в силу обвинительного приговора суда, а затем реабилитированным в установленном порядке, а также в случае вынесения оправдательного приговора или прекращения уголовного дела в отношении отстраненного от должности сотрудника по реабилитирующим основаниям, за время вынужденного отсутствия на службе возмещение денежного довольствия производится в установленном законом порядке. По окончании уголовного дела либо служебной проверки по реабилитирующим основаниям руководитель, издавший приказ об отстранении сотрудника от должности, издает приказ о возложении на него служебных обязанностей по ранее занимаемой должности.

Сотрудник может быть назначен исполняющим обязанности по должности. При назначении сотрудника, являющегося штатным заместителем, исполняющим обязанности руководителя этой организации, денежное довольствие ему выплачивается по занимаемой им штатной должности. В случае назначения исполняющим обязанности сотрудника, не являющегося штатным заместителем, денежное довольствие выплачивается по исполняемой им должности. Исполнение обязанностей не может осуществляться более двух месяцев по вакантной должности и более четырех месяцев по невакантной должности. По должностям руководителей, замещающим должности высшего начальствующего состава (назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации), исполнение обязанностей не может осуществляться более 6 месяцев.

Сотрудник может быть зачислен в распоряжение организации МЧС России по основаниям, указанным в части первой статьи 16.1 Положения. При изменении наименования организации МЧС России либо штатной должности зачисление сотрудника в распоряжение не производится, если не меняются должностные обязанности и оклад по занимаемой должности сотрудника.

В срок нахождения в распоряжении организации МЧС России не засчитываются период освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни и период пребывания в очередном ежегодном и (или) дополнительном отпусках за текущий год. До назначения на другую должность или прекращения службы в организации МЧС России зачисленный в распоряжение организации МЧС России сотрудник выполняет приказы, распоряжения и указания руководителя соответствующей организации МЧС России либо другого уполномоченного руководителя.

На сотрудника, зачисленного в распоряжение организации МЧС России, распространяется режим рабочего времени, установленный в соответствующей организации МЧС России. К сотруднику, зачисленному в распоряжение организации МЧС России, могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные Положением. Период нахождения сотрудника в распоряжении организации МЧС России засчитывается в стаж службы, в том числе для назначения пенсии и процентных надбавок за выслугу лет, и в срок выслуги в специальном звании.

На период нахождения в распоряжении организации МЧС России сотруднику сохраняется денежное довольствие в размере оклада по ранее замещаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет. Сотрудникам, которые были прикомандированы к органам государственной власти Российской Федерации, при направлении их в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для решения вопроса о дальнейшем прохождении службы, выплачиваются оклад по последней государственной должности федеральной государственной службы, замещаемой этими сотрудниками в указанных органах, оклад по присвоенному специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет.

При этом сотрудникам, которые были прикомандированы к органам государственной власти Российской Федерации, оклад по последней государственной должности федеральной государственной службы, замещаемой этими сотрудниками в указанных органах, выплачивается с учетом его повышения в размере, установленном актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Нахождение сотрудника в распоряжении организации МЧС России оформляется приказом руководителя соответствующей организации МЧС России. Во время нахождения в распоряжении сотрудник имеет право на предоставление ему в установленном порядке очередного ежегодного и других видов отпусков, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Представление сотрудника, находящегося в распоряжении, к присвоению очередного специального звания не производится. Издание приказа о зачислении в распоряжение и ознакомление сотрудника с ним производится в трехдневный срок, за исключением выходных и праздничных дней, со дня поступления в организацию МЧС России приказа (выписки из приказа) о проведении организационно-штатного мероприятия, но не ранее даты вступления его в силу. В случае болезни, нахождения сотрудника в отпуске, командировке или отсутствия его на службе по иным уважительным причинам ознакомление сотрудника с приказом о зачислении в распоряжение производится в трехдневный срок, за исключением выходных и нерабочих праздничных дней, с момента выхода сотрудника на службу. Руководителем организации МЧС России или по его поручению одним из заместителей в присутствии представителей кадрового и правового подразделений, а также руководителя соответствующего структурного подразделения проводится собеседование с сотрудниками, находящимися в распоряжении организации МЧС России. В ходе собеседования сотрудникам разъясняются:

- порядок проведения организационно-штатных мероприятий;

- основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы;

- порядок возможного увольнения сотрудника в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями;

- права и гарантии социальной защиты сотрудника, зачисленного в распоряжение или увольняемого со службы.

Сотруднику в ходе собеседования должны предлагаться штатные вакантные должности при их наличии в данной или иной организации, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности. Предложение штатной вакантной должности, а также отказ от нее должны быть зафиксированы в письменной форме. Результаты собеседования и предложенные штатные вакантные должности отражаются в листе собеседования. В случае отказа сотрудника от подписания листа собеседования составляется акт. Лист собеседования (акт) хранится в личном деле сотрудника. Сроки нахождения сотрудников в распоряжении определены в статье 16.1 Положения. Основанием для прекращения нахождения сотрудника в распоряжении является приказ о назначении сотрудника на другую должность, его переводе на службу в другую организацию или увольнении со службы.

1. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

2. Приказ МЧС РФ от 3 ноября 2011 г. N 668 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"

Читайте также: