Что такое просветительская работа психолога

Обновлено: 17.05.2024

Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что может рассматриваться как средство психопрофилактики.

Психологическое просвещение направлено на формирование у родителей, педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии.

Таким образом, для реализации данного направления работы проводятся:

1. Систематизированное психологическое просвещение педагогов в форме семинаров, практикумов, консультаций и др. форм по темам:

- Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.

2. Систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний, круглых столов, семинаров – практикумов, тренинговых занятий и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых вопросов для родителей по темам:

- Адаптация ребенка к ДОУ.

- Кризисы дошкольного возраста.

- Психологическая готовность к обучению в школе и др.

Цель психопрофилактической работы состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер посредством создания благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении.

Для достижения данной цели организовано взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательных отношений, направленное на содействие им в построении психологически безопасной образовательной среды в ДОУ, а именно:

  • создание в ДОУ благоприятного психологического климата, предполагающего эмоциональный комфорт всех субъектов образовательных отношений;
  • профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ;
  • развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте;
  • психологический анализ образовательной и детской деятельности.

Таким образом, для реализации данного направления работы в течение года проводятся:

  • Систематизированная психопрофилактическая работа с педагогами в форме семинаров, тренингов, практикумов, деловых игр, консультаций и др. форм по темам:

- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

- Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду.

- Организация работы с дошкольниками с различными особенностями

- Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ.

- Профессиональный и личностный рост педагога.

- Саморегуляция эмоционального состояния педагога.

- Оптимизация психологического здоровья педагогов

- Психологическая безопасность в ДОУ.

- Закономерности и условия благоприятного психического развития ребенка

- Профилактика жестокого обращения с ребенком в семье. Признаки жестокого обращения и последующие действия педагога и др.

  • Систематизированная психопрофилактическая работа с родителями в форме родительских собраний, круглых столов, семинаров – практикумов, тренинговых занятий, лекций, бесед, консультаций с использованием буклетов, памяток, рекомендаций, стендовая информация и пр. по темам:

- Роль семьи и внутрисемейных отношений в развитии личности ребенка.

- Что должен знать и уметь будущий первоклассник.

- Зачем нам психолог?

  • Систематизированная психопрофилактическая работа с воспитанниками в форме развивающих занятий, проведения игровых упражнений:

- На развитие эмоциональной сферы

- На развитие коммуникативной сферы

- На развитие познавательной сферы

- На сохранение психологического здоровья

Все направления психолого-педагогического сопровождения отражены в годовом плане педагога-психолога на учебный год.

Психогигиена— область гигиены, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на психическое здоровье человека, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека. В психологическом словаре А.Ребера (2000) сказано, что первоначальным значением этого термина было: искусство развития и поддержания психического здоровья.

Основные задачи психогигиены определены тремя главными проблемами фундаментальной психогигиены: 1) изучение природы психического здоровья и саногенного потенциала личности; 2) определение важнейших направлений и правил психогигиенической практики; 3) разработка основ профилактики состояний риска, ситуаций риска и поведения риска (зависимого поведения).

Частные задачи: изу­чение влияния различных условий среды на психику человека; раз­работка оптимальных норм труда, отдыха и быта; внедрение в практику мероприятий по укреплению нервно­психического здоровья; повышение значения психогигиенического и психологического просвещения в пси­хопрофилактике.

Для психогигиены, как и гигиены в целом, особенно важной является задача распространения знаний о здоровье, здоровом образе жизни, формирование навыков оздоровительного поведения, т.е. поведения, нацеленного на здоровье (в англоязычной литературе health knowledge).

Под оздоровительным поведением понимается любая мера, предпринятая индивидуумом, независимо от фактиче­ского или субъективно воспринимаемого состояния здоровья с целью укрепления, защиты или поддержания здоровья. При этом объективная эффективность такого поведения, с точки зрения до­стижения цели, в расчет не берется.

Инструментом для практической реализации достижений психогигиены являются:

1) создание для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия обеспечения различных видов социального функционирования человека;

Психогигиена и психопрофилактика

. психического здоровья в пожилом возрасте способствует соблюдение общегигиенических правил и режима дня, прогулки на свежем воздухе, неутомительный труд. Психогигиена быта. Большую часть времени человек . и требований: строгое соблюдение правил поведения; длительное пребывание в относительно неподвижной . Установлено, что продолжительность непрерывного чтения не должна превышать 15 минут, а .

2) обучение определенных контингентов населения, передача психогигиенических знаний, привитие навыков (медицинским работникам, педагогам, родителям и др.);

3) санитарно-просветительная психогигиеническая работа среди широких слоев населения;

4) широкая пропаганда психогигиенических знаний с привлечением общественных организаций

Психопрофилактика и психогигиена, как направления в работе практического психолога, фиксируются в следующих документах: годовой план работы, в котором выделено данное направление, сформулированы задачи и определено содержание работы; план-сетка на наделю, в которой указано время, содержание и категория клиентов, с которыми проводится работа; разработанные психологом программы психопрофилактики; материалы консилиумов; журнал учета работы психолога; по необходимости данная работа фиксируется в индивидуальных картах клиентов.

2. Психологическое просвещение— одна из традиционных, действенных и наиболее распространенных составляющих частей психопрофилактической работы — общего направления практической деятельности педагога-психолога, независимо от того, где, в каком учреждении или в какой из отраслей практики он работают.

Психологическое просвещение — раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Таким образом, исходя из этого определения, психологическое просвещение выполняет три задачи:

— первая задача — формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума) [45]; — вторая задача — информирование населения по вопросам психологического знания; — третья — формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития.

Выделяют следующие формы психологического просвещения:

Психологическое поведение спортсменов

. созданную ими культуру, научиться строить на их основе свою профессиональную деятельность и поведение, с одной стороны, и необходимостью их постоянно совершенствовать и, следовательно, не . может неосознанно пользоваться одной из масок психологической защиты этой боли. Классификация типов поведения человека с пониженной самоценностью: 1. Обвиняющий тип:обвиняет, чтобы другой человек считал его .

Наглядные формы психологического просвещения.

К примеру, способствуя определенному настрою, размещенные в психологическом кабинете плакаты, буклеты, подборки литературы и т. п., если они вовремя не убираются или не закрываются экраном (шторой) — такого вида наглядность только отвлекает внимание ребенка при индивидуальной работе с ним. Более действенно в практической психологии непосредственное общение и преимущественно устные вербальные формы информирования и просвещения.

Беседа (индивидуальная и групповая)

Все перечисленные выше формы проведения психологического просвещения в какой-то мере ограничены в плане диалогического общения. Любая беседа чаще превращается в монолог, где специалист старается отстоять свою точку зрения. Коллегиальное же обсуждение располагает уже по своему определению к ди- и полиалогу.

Лекция предполагает последовательное изложение учебного (учебно-методического, научного) материала. Основные дидактические требования к лекции высокий научно-теоретический уровень (с учетом подготовленности аудитории); целостное раскрытие темы; анализ конкретных фактов и явлений в их взаимосвязи; их обобщение; связь с ранее изученным материалом: эмоциональность изложения и т. п. Особенностью этого вида публицистического выступления является, то, что в ее основе лежит ораторское искусство. Столь необходимая при лекционной работе эта основа любого устного выступления является врожденной [36]. Любые техники могут лишь улучшить эту способность. А если таковых способностей нет? Для представителей педагогической профессии это почти неразрешимый вопрос: ни в одной из практических областей столь часто и грубо не игнорируются индивидуальные особенности и способности, присущие как отдельным учащимся, так и коллегам по работе как в образовании.

Выступление на методическом совещании и семинаре

Психологическое просвещение как направление в работе практического психолога находит отражение в следующей документации: годовой план работы, в котором выделено данное направление, сформулированы задачи и определено содержание работы; план-сетка на неделю, в которой указаны дни, время проведения различных форм психологического просвещения и категория клиентов; разработанные психологом тексты лекций, информация для стендов, фотографии и другие материалы по проведению различных форм работы; журнал учета работы психолога.

Специфика просветительной работы психолога в разных учреждениях.

В учреждениях образованияпсихологическое просвещение должно бы занимать одно из центральных мест в системе психопрофилактической работы. При благоприятном стечении обстоятельств в любом из типов образовательных учреждений может быть применено все многообразие форм психологического просвещения. При неблагоприятном же — на психолога возложат основной груз по осуществлению всей методической работы учреждения или, в крайнем случае — будут просто игнорировать эту часть его деятельности. Здесь необходимо определить общие точки соприкосновения и сотрудничества со всеми участниками методического обеспечения учреждения.

Некоторые особенности имеет просветительская работа среди педагогического и обслуживающего персонала детских домах. В частности, педагогический персонал оказывается совершенно не компетентным в вопросах полового воспитания и оценке некоторых из моментов поведения детей, связанных с половым созреванием.

Особым типом учреждения системы образования является ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация/комиссия). Психологическое просвещение здесь предусматривается в рамках профилактической работы сотрудников учреждения [9]. Выполняемая представителями этого учреждения (педагогами-психологами, учителями-логопедами, коррекционными педагогами и врачами) психопрофилактическая работа сводится до трех форм: индивидуальной беседы (с родителями, детьми, педагогами), обсуждений вопросов на методическом совещании и/или педагогическом консилиуме, и выступлений в СМИ. Как показывает опыт, дефектологическая тематика не столь часто привлекает внимание сотрудников СМИ, поэтому целесообразнее предлагать в них материалы по общим педагогическим, психологическим и медицинским вопросам.

Рекомендации по работе с учащимися

Психологическое просвещение в молодежной и подростковой среде, а также в контингенте учащихся младшего школьного возраста необходимо осуществлять с учетом психологии самих реципиентов информации.

Применительно к задачам санитарного просвещения эксперты ВОЗ рекомендуют сделать это просвещение частью школьной программы — в этом случае дети воспримут такую информацию с интересом. В этом же докладе выделяются несколько важных аспектов для эффективности просвещения:

Работа среди родителей учащихся

Традиционно психолого-педагогическое просвещение в образовании применительно к специфике работы с родителями осуществляется в рамках педагогического всеобуча.

Психологическое просвещение в системе экстренной психологической помощи.

Психологическое просвещение в работе психолога прокураторы.

Статья психолога, написанная в порядке личной инициативы и подписанная им без указания его должностного положения, может не проходить процедуру визирования. Этот вид работы, выполняющей профилактическую роль, необходим особенно в случаях, когда прямой уголовной или гражданской ответственности за проступки Законом не предусмотрено. Таким образом, психологическое просвещение в этом случае, являясь одной из форм работы, как и любого психолога — психопрофилактической, у психолога прокуратуры имеет дополнительную грань: выступления в СМИ выполняют, помимо этого, и функцию профилактики преступности и правонарушений. Исключительная возможность для психолога прокуратуры представляется в тех случаях, когда те или иные события получили огласку в региональной прессе. Особую возможность представляют ситуации, когда того или иного рода события имели в СМИ одностороннюю, пристрастную или некомпетентную интерпретацию в психологическом плане.

При осуществлении психологического просвещения необходимо учитывать возрастные и социально-психологические характеристики тех по отношению к кому осуществляется эта работа. Так для детей школьного возраста целесообразно включение этих вопросов в сам учебный процесс. Эффективным является просвещение тогда, когда в нем принимают активное посильное участие сами учащиеся или их сверстники. При работе с родителями это направление деятельности практического психолога уместнее осуществлять через систему родительского педагогического всеобуча. При этом необходимо учитывать их общекультурный и образовательный уровень, возможности и опыт в воспитании детей (педагогический потенциал семьи).

Психологическое просвещение в системе психологической службы образования не должно замыкаться в периметре стен образовательных учреждений. Так называемые наглядные формы просвещения, используемые широко в системе медицинского санитарного просвещения в психологическом просвещении мало эффективны. Его эффективность в большей степени зависит и от того, как психолог использует помимо традиционных бесед, лекций, семинаров и другие формы, и каналы передачи информации от психолога к населению. Включение в процесс психологического просвещения каналов печатных и электронных СМИ способствует не только большему доступу населения, особенно молодежи, к психологической информации, но и позволяет реально фиксировать результат этой работы.

В известной степени, психолог сам сможет внести элемент творчества в разнообразие этих форм и разработку новых при осуществлении психологического просвещения среди учащихся и воспитанников учреждений образования.

3. Психодиагностика

Основные области применения психодиагностики:

Варианты использования психодиагностических данных:

  • Данные используются обследуемым в личных целях (например, для самоусовершенствования).
  • Данные используются психодиагностом (например, для психокоррекционной работы).
  • Данные используются администрацией для принятия решения.

В психодиагностическом обследовании модно выделить три основных этапа: сбор данных, переработку и интерпретацию данных, вынесение решения (написание заключения).

Диагноз как основная цель психодиагностики может устанавливаться на разных уровнях: первый уровень – симптоматический, или эмпирический. На этом уровне диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов (признаков); второй уровень – этиологический, учитывающий не только наличие характеристик, но и причины их возникновения; третий, высший, уровень – уровень типологического диагноза, заключающийся в определении места и значения выявленных характеристик в психической жизни человека.

Основные требования к психологическому заключению:

  • Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа.
  • Психологическое заключение должно соответствовать уровню подготовки заказчика к восприятию и использованию результатов обследования.
  • Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.
  • В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации (если таковые требовались заказчиком).
  • Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.
  • В заключении необходимо описывать существенные признаки ситуации во время диагностики, такие как: состояние респондента; характер контакта испытуемого с психологом; нестандартные условия тестирования; и другие существенные признаки.

При проведении диагностики психолог учитывает влияние различных факторов на ее результаты: ситуация, ее понимание испытуемым, инструкция, личност ь и поведение психолога, состояние клиента. Психолог ведет следующую документацию по психодиагностической работе : годовой план работы, в котором выделено данно е направление, сформулированы задачи и определено содержание работы по психодиагностике ; план-сетка на наделю, в которой указаны дни, время проведения диагностики, цель диагностики, категория клиентов ; программы психодиагностики, в которых указаны цель, задачи, категория клиентов , сроки, используемые методики диагностики; протоколы психодиагностических обследований с заключениями по их результатам (хранятся в сейфе и предъявляются для анализ а специалисту-психологу) ; справки по итогам обследований; журнал учета психодиагностической работы, личные карточки клиентов, в которые заносится информация о проведенной диагностике и ее результатах, рекомендации психолога.

Примеры похожих учебных работ

Автоматизированное рабочее место психолога для психологической диагностики

Основные психологические формы поведения личности в конфликте

. исследования: различные формы поведения личности в конфликтной ситуации. Цель: выявить основные психологические формы поведения личности . независимых характеристик, анализ литературы. Библиография: в работах Р.С. Немова и Р.В. Куприянова даны точные .

Доклад психологические формы работы УИИ

. не менее 1 раза в полугодие); работа с референтными лицами в жизни подростка; индивидуальная и групповая психокоррекционная работа с несовершеннолетним; психологическое просвещение; патриотическое и духовное воспитание; опосредованное воздействие .

Современные формы работы классного руководителя с родителями

. также форм организации педагогического просвещения. Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с . способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в .

Психологическое сопровождение развитияличности ребенка-инвалида

Психологические трудности дошкольников

. детей младшего дошкольного возраста. 3. Психологические трудности дошкольников. 4. Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей. 5. . у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок .


ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемой изучения деятельности психологических служб образовательных организаций уделяли и уделяют внимание ученые М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, В.Е. Бенера, Овчарова, Н.П. Матвеева и др. Но несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме организации деятельности психологической службы в школе, не все её аспекты остаются раскрытыми и проанализированными. В частности, не хватает методического обоснования организации информационно-просветительского направления деятельности психологической службы образовательной организации. Поэтому наше исследование было посвящено изучению основных направлений информационно-просветительской деятельности психолога школы.

Психологическая служба системы образования – это совокупность учреждений, подразделений и должностей, входящих в единую субординативную систему, основу которой составляют специалисты в области практической (прикладной) психологии, социальной педагогики и методисты соответствующих кабинетов (центров) [2].

Основной целью деятельности психологической службы системы образования является обеспечение и повышение эффективности учебно-воспитательного процесса путем его индивидуализации и, одновременно, защиту психического здоровья и социального благополучия всех его участников на основе применения методов и технологий прикладной психологии и социальной педагогики [1].

Психологическая служба системы образования является составной частью государственной системы охраны физического и психического здоровья населения и действует с целью выявления и создания оптимальных социально-психологических условий для развития и саморазвития личности. Служба обеспечивает своевременное и систематическое изучение психофизического развития ребенка, мотивов его поведения и деятельности с учетом возрастных, интеллектуальных, физических, половых и других индивидуальных особенностей, создание психологических условий для саморазвития и самовоспитания, способствует выполнению образовательных и воспитательных задач образовательными заведениями.

Деятельность службы в системе образования обеспечивается практическими психологами, социальными педагогами, консультантами психолого-медико-педагогических консультаций, методистами, которые имеют высшее специальное образование. По своему статусу работники службы относятся к педагогическим работникам и в соответствии с действующим законодательством пользуются всеми правами и гарантиями, предусмотренными для них. Основными видами деятельности школьного психолога являются: просветительская и психопрофилактическая работа, психологическое консультирование, психодиагностика и психокоррекция. Школьный психолог выбирает и объединяет конкретные виды и направления работ, определяет какие из них будут приоритетными, в зависимости от специфики заведения и проблем, требующих решения.

Нетрадиционная форма проведения занятий, разнообразие содержания, использование большого количества игр, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить плохую отметку, — все это создает у ребят особый положительный эмоциональный фон и желание выполнять предлагаемые задания. На таких занятиях учащиеся не только имеют возможность сидеть свободно, но и достаточно много двигаться, играя в подвижные игры. Игры способствуют снятию напряжения и в то же время дисциплинируют, организуют ребят благодаря необходимости выполнять правила. В играх ребята охотнее выполняют то, что кажется им трудным в жизненных ситуациях, и легче усваивают предлагаемую информацию. Сочетание различных форм обучения способствует тому, что материалы занятий усваиваются намного эффективнее, чем на традиционных занятиях.

Мы рассчитываем, что проект будет способствовать наилучшей адаптации детей в условиях современного учебного процесса, а также содействует развитию общей психологической культуры:

1) развитие интеллектуальных и творческих способностей раскрывает учебный потенциал детей, что придает им уверенности в собственных силах;

2) содействие эмоциональному раскрепощению детей, умению понимать и описывать собственные чувства и чувства другого, способствует развитию эмпатии, а значит, и развитию умения конструктивно строить отношения со сверстниками и взрослыми;

3) развитие культуры общения и поведения подростков. Развитие данных показателей способствует раскрытию внутреннего потенциала личности каждого ребенка и умению пользоваться своими внутренними ресурсами всегда, когда это необходимо.

Мы считаем, что данный проект возможно и нужно применять педагогу-психологу в современной школе, это поможет учащимся в адаптации учебного процесса, а также содействует развитию общей психологической культуры ребенка и его родителей.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998.

Матвеева Н.П. Организация работы школьного психолога: метод. рекомендации / Н.П. Матвеева. – Каменец-Подольский, 2001.

Психологическое просвещение – деятельность психолога, направленная на повышение психологической грамотности клиентов (в нашем случае: участников образовательной среды), и в пределе – психологической культуры общества.

В психологической литературе описываются уровни психологической культуры отдельного человека, сообщества. Б. С. Гершунский, исследуя философские проблемы менталитета в образовании, предлагает следующее структурное и содержательное соотношение понятий "культура" и "компетентность": первый уровень – грамотность, где представлены предметные знания; компетентность – умения применять знания, культура – ценностно-смысловой уровень образования .

Аналогично можно представить иерархию феноменов психологической культуры в динамике ее развития. Психологическая грамотность – знания о психологических феноменах и закономерностях субъективной психологической реальности человека, обеспечивающие адекватное поведение и взаимодействие; следующий уровень – психологическая компетентность – интегральная характеристика личности, проявляющаяся в способности эффективно использовать психологические знания при решении жизненных задач; и, наконец, уровень психологической культуры – ценностно-смысловой уровень жизнедеятельности.

Феномен компетентности в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как включающий в себя несколько структурных компонентов:

готовность к проявлению этого свойства в деятельности, поведении человека;

знание средств, способов, программ выполнения действий, решения типичных и творческих задач, осуществления правил и норм поведения;

опыт реализации знаний, т.е. умения, навыки;

ценностно-смысловое отношение к содержанию деятельности, ее личностная значимость;

эмоционально-волевая регуляция деятельности.

При определении компетентности как цели обучения рекомендуется исходить из модели: компетентен – значит: хочу (мотивационная готовность), знаю как (знания), умею (умения, навык, опыт), могу оценить верность решения, творчески изменить способ действия в соответствии с ситуацией (блок личностных качеств).

Различие между грамотностью и компетентностью – в разном уровне успешности поведения. Знания без ресурсов опыта эффективности, личностных качеств остаются только на уровне осознания, не влияют на деятельность субъекта. Такие же уровни генезиса психологической культуры выделены в исследованиях В. В. Семикина. Основным критерием психологической компетентности В. В. Семикин предлагает считать эффективность и успешность социального взаимодействия.

Высший уровень развития психологической культуры он определяет как "зрелую психологическую культуру, которая служит универсальным психологическим механизмом саморегуляции человека в различных формах социального взаимодействия, обеспечивающим и эффективное, и безопасное, и гуманное взаимодействие с людьми".

Невозможно рассказать о всех потенциальных психологических проявлениях Человека, его взаимодействия с другими, невозможно передать в образовании все умения, необходимые для успешного решения жизненных задач, но базовый уровень ценностного отношения к себе, миру и другому позволит обнаружить, создать эффективный способ поведения в каждой конкретной жизненной ситуации. Поэтому психологическая культура оказывается конечной целью психологического и педагогического образования, а также целью саморазвития личности. При попытке определить основной критерий психологически культурного человека мы выходим на уровень духовных ценностей и личностной зрелости. Это состояние и должно быть аттрактором развития Человека в индивидуальной и культурной реальности существования.

Задача психологического просвещения – помочь людям, неспециалистам в области психологии, в осознании возможных психологических причин трудностей решения жизненных задач: в понимании особенностей психологической реальности межличностных отношений, самоотношения; причин школьной неуспешности, трудностей в детско-родительских отношениях, способах совладания со стрессом или мотивации на достижение целей. В. Я. Ляудис определяет в качестве цели обучения психологии теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности.

Таким образом, психологическое просвещение осуществляется психологом методами обучения психологическому знанию. Важно понимать, что специфика психологического знания состоит в том, что:

профессиональные психологические термины описывают феномены, которые имеют свои обозначения на обыденном языке;

это знание легко проверяется на себе, своем жизненном опыте;

оно требует достаточного уровня личностной рефлексии;

оно признает высокую степень уникальности индивидуального человеческого опыта.

В процессе обучения будущие психологи овладевают профессиональной терминологией, для того чтобы общаться в профессиональной среде. Каждый термин определен существенными признаками – такой язык помогает лучше понять, что именно имеет в виду человек, который называет этот термин.

Виды просветительской деятельности в образовательном учреждении: контактное, дистантное.

Контактное – при непосредственном контакте психолога и клиента, клиентов (участники образовательного пространства).

Дистантное подразумевает, что контакт опосредован: печатные тексты, видео, аудиозаписи.

Формы просвещения в образовании:

информационные стенды психологической службы в образовательном учреждении, в общежитии (в вузах); публикации статей в школьных и студенческих газетах, на страницах интернет-ресурсов (сайг образовательного учреждения, социальные сети), просветительские лекции, обсуждения, дискуссии, социальные акции, конкурсы, родительские собрания, педагогические советы, конференции, консилиум.

В просветительской деятельности могут использоваться :

социальные (социально-педагогические) технологии, которые направлены на создание условий повышения психологической грамотности.

К таким технологиям относятся следующие.

1. Технологии организации просветительских акций.

2. Технологии организации конкурсов (например, конкурсов социальной рекламы против употребления психически активных веществ или рекламы за здоровый образ жизни).

3. Технологии проведения просветительских лекций.

4. Технологии проведения культурно-досуговых мероприятий.

5. Технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального и личностного становления студентов.

6. Технологии привлечения к участию в программах профилактической деятельности родственников и непосредственного окружения студентов.

7. Информационные социальные технологии размещения информации в интернет-пространстве (социальных сетях).

Педагогические и лингвистические компетенции психолога в образовании. Таким образом, психолог образования в просветительской деятельности, помимо багажа активного психологического знания, психологической компетентности, должен владеть литературными навыками – для написания качественного текста и ораторским мастерством – для продуктивного публичного выступления.

Остановимся подробнее на психолингвистических компетентностях психолога в просветительской деятельности. Они включают в себя:

научное психологическое знание, в том числе психолингвистику;

знание теории и методов дистантного психологического консультирования;

филологические знания (семантика, стиль текстов, виды психологических статей и т.д.);

умения, связанные с определением специфики и тематики создаваемых психологических текстов, написанием научно-популярных статей, комментированием других текстов в Интернете, правильным реагированием на агрессивное поведение пользователей интернет-среды, интерпретацией и переложением научных теорий, навыками библиотерапии и дистантного консультирования.

Структура популярной или научно-популярной статьи может быть такой:

1) постановка проблемы (вопрос клиента, описание проблемной ситуации);

2) описание феноменологии переживания проблемы. Примеры из культурных текстов (в том числе притчи, поговорки, песни, сказки и пр.);

3) варианты разрешения проблемы, которые используют чаще всего (здесь принято писать о непродуктивных способах);

4) рекомендации о продуктивных способах совладания.

В научно-популярной статье при раскрытии решения

проблемы необходимо приводить описания экспериментов, в ходе которых эти решения были обнаружены.

Специализации, которые являются смежными с этим блоком компетентности – практический психолог, филолог (писатель).

Интернет является одним из основных источников психологического знания. Научно-популярная психология в Интернете представлена таким образом:

популярные сайты – библиотеки;

авторские сайты, сайты психологических центров;

электронные СМИ (специализированные);

популярные журналы и посты на информационных сайтах.

Всю информацию, которую можно найти в Интернете и в продукции книгоиздательства, можно разделить на научную, научно-популярную и популярную. Научно-популярных статей по психологии очень мало. Чаще всего эго статьи по задачам психологического консультирования и статьи для родителей. Можно рекомендовать два наиболее качественных научно-популярных журнала по психологии: "Psychologies", "Наша психология". Они существуют как в печатном, так и в электронном виде.

Основные содержательные недостатки популярных психологических текстов:

смешивание профессиональных и личных ценностей: от имени профессионала-психолога сообщаются частные оценки и даются сомнительные советы;

фрагментарность изложения, как феноменологии проблемы, так и рекомендаций по ее разрешению;

использование в популярных статьях психологической профессиональной терминологии, что делает их недоступными для понимания широких масс;

отсутствие четкой ориентации на клиентскую группу: если на стенде в школе будет висеть статья, в которой будут даваться рекомендации сразу и родителям, и учителям, то, скорее всего, ни одни, ни другие ее не прочитают;

Читайте также: