Составитель поездов обязанности и характер работы

Обновлено: 17.05.2024

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 сентября 2014 г. N 2291р

В целях организации работы составителей поездов и помощников составителя поездов:
1. Утвердить и ввести в действие с 10 октября 2014 года прилагаемую "Инструкцию составителю поездов и помощнику составителя поездов" (далее -Инструкция).
2. Начальникам дирекций управления движением организовать изучение и проверку знания причастными работниками Инструкции.

Старший вице-президент ОАО "РЖД"
А.А. Краснощек

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением ОАО "РЖД"
от 30.09.2014 N 2291р

ИНСТРУКЦИЯ
СОСТАВИТЕЛЮ ПОЕЗДОВ И ПОМОЩНИКУ СОСТАВИТЕЛЯ ПОЕЗДОВ

I. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает обязанности составителя поездов и помощника составителя поездов при производстве маневров на железнодорожной станции (далее - станция).
1.2. Составитель поездов является руководителем маневров, ответственным за правильное и безопасное их выполнение. Составитель поездов и помощник составителя поездов в соответствии с технологическим процессом работы станции выполняют следующие виды работ:
формирование и расформирование поездов на сортировочной горке;
формирование и расформирование поездов на вытяжных путях железнодорожной станции;
маневровая работа с транзитными поездами;
перестановка вагонов (одиночных, групп вагонов или целых составов) с одного пути станции на другой, из парка в парк или передача их маневровыми локомотивами с одной станции на другую;
маневровая работа с местными вагонами;
маневровая работа со сборными, вывозными, передаточными и хозяйственными поездами на промежуточных станциях;
маневровая работа с пассажирскими вагонами и поездами;
маневровая работа с восстановительными и пожарными поездами на станциях и перегонах.
1.3. Составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
формировать поезда в точном соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и нормативных документов ОАО "РЖД";
обеспечивать правильную расстановку и согласованность действий работников, участвующих в маневрах, на основе ознакомления их с планом и способами выполнения предстоящей маневровой работы;
точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;
организовывать маневровую работу с обязательным условием обеспечения безопасности движения поездов, личной безопасности работников, участвующих в маневрах, сохранности подвижного состава и грузов;
производить с особой осторожностью маневровую работу с вагонами, занятыми людьми, загруженными негабаритными и опасными грузами, особенно класса 1 "ВМ", в соответствии с техническо-распорядительным актом станции (далее - ТРА станции);
переводить и запирать нецентрализованные и оборудованные контрольными замками стрелки при производстве маневровой работы в соответствии с ТРА станции;
проверять свободность стрелочного перевода от подвижного состава, переводить курбелем и запирать централизованные стрелки на навесные замки в случае неисправности устройств сигнализации, централизации и блокировки (далее - устройства СЦБ);
устанавливать сбрасывающие устройства в положение "на сброс" в соответствии с ТРА станции;
закреплять подвижной состав и составы поездов на путях станции от ухода;
устанавливать и снимать тормозные упоры в соответствии с руководством по их эксплуатации;
выполнять другие обязанности согласно ТРА станции в соответствии с местными условиями.
При необходимости на малоинтенсивных линиях (участках) составитель поездов выполняет следующую работу:
выполняет приемосдаточные операции;
проверяет состояние, размещение и крепление грузов на открытом подвижном составе (за исключением негабаритных грузов, а также грузов, погруженных в соответствии с местными (МТУ) и непредусмотренными (НТУ) технических условиями), наличие и целостность запорно-пломбировочных устройств, выполняет другие приемосдаточные операции (при наличии сдачи испытаний на знание нормативных документов, соответствующих квалификационным требованиям должности приемосдатчитка груза и багажа);
проверяет правильность формирования поезда;
принимает участие в сокращенном опробовании автоматических тормозов поезда;
обеспечивает сохранность грузов, перевозимых в вагонах и контейнерах (только на участках следования со сборными, вывозными и передаточными поездами);
выполняет ограждение поезда и закрепление его тормозными башмаками и ручными тормозами при остановке на перегоне.
Работа составителя поездов без помощника "в одно лицо" допускается только при оборудовании маневрового локомотива радиосвязью и наличии у составителя поездов носимой радиостанции, обеспечивающей надежную связь между ним и машинистом маневрового локомотива.
1.4. Помощник составителя поездов производит маневры под руководством составителя поездов и в соответствии с его указаниями выполняет обязанности, изложенные в пункте 1.3 настоящей Инструкции;
1.5. Составитель поездов и помощник составителя поездов при назначении на должность и периодически проходят испытания в знании нормативных актов по безопасности движения, пожарной безопасности и охране труда, касающихся работы составителя поездов или помощника составителя поездов в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и владельцем инфраструктуры, в том числе:
Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ);
Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
должностных инструкций составителю поездов и помощнику составителя поездов;
ТРА станции и приложений к нему в части, касающейся работы составителя поездов и помощника составителя поездов;
местной инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ в части, касающейся работы составителя поездов или помощника составителя поездов;
местной инструкции о порядке работы с вагонами, загруженными опасными грузами класса 1 "ВМ" и другими опасными грузами;
технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах; выписок из должностной инструкции приемосдатчику (при возложении на составителя, дополнительных обязанностей по обслуживанию станций, расположенных на малоинтенсивных линиях (участках), предусмотренных пунктом 1.3.
местной инструкции о порядке пользования носимыми радиостанциями;
правил и инструкций по охране труда, правил нахождения на железнодорожных путях.
Составитель поездов и помощник составителя поездов должны быть обучены приемам оказания первой помощи пострадавшим в соответствии с требованиями статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.6. К самостоятельной работе составителем поездов и помощником составителя поездов допускаются лица мужского пола, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие: обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, начальное профессиональное обучение (с получением соответствующего свидетельства), стажировку по охране труда, первичную проверку знаний требований охраны труда.
Составитель поездов и помощник составителя поездов, прошедшие испытания в знании нормативных актов, указанных в пункте 1.5 настоящей Инструкции, допускаются к самостоятельной работе после того, как они отработают под руководством опытного составителя поездов не менее шести дежурств и сдачи практических и теоретических испытаний.
Допуск к самостоятельной работе составителя поездов и помощника составителя поездов оформляется распоряжением начальника станции.
При перерыве в работе в должности более 1 года составитель поездов и помощник составителя поездов должны пройти стажировку по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Составителя поездов и помощника составителя поездов, совмещающих профессии, требуется обучать, инструктировать, проводить проверку знания требований охраны труда в полном объеме, как по основной, так и по совмещаемой профессии (работе).
1.7. При перемещении на работу из одного маневрового района станции в другой, составитель поездов и помощник составителя поездов должны быть проинструктированы начальником станции (его заместителем, главным инженером) об особенностях маневровой работы в данном маневровом районе станции.
1.8. В помещении составителя поездов и помощника составителя поездов (на тех станциях, где оно имеется) должна находиться следующая нормативная и техническая документация:
ПТЭ;
настоящая Инструкция;
выписки из ТРА станций и технологических процессов работы станций, обслуживаемых составителем поездов и помощником составителя поездов;
должностные инструкции составителю поездов и помощнику составителя поездов;
инструкционно-технологическая карта;
выписка из местной инструкции по работе сортировочной горки станции, касающаяся работы составителя поездов;
местная инструкция о порядке работы с вагонами, загруженными взрывчатыми материалами и другими опасными грузами;
местная инструкция о порядке действия работников станции при возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами и при пожаре;
местная инструкция по эксплуатации маневровой радиосвязи и связи громкоговорящего оповещения;
инструкция по охране труда для составителя поездов станции;
руководство по эксплуатации тормозного упора;
журнал учета тормозных башмаков;
журнал приема дежурств;
опись инвентаря;
выписки из правил по охране труда, касающиеся работы составителя поездов и помощника составителя поездов;
плакаты по охране труда и безопасным приемам выполнения работ;
график сменных дежурств;
схема маршрута служебных (технологических) проходов к рабочим местам;
схемы путей станции и путей необщего пользования с указанием негабаритных мест;
перечень условных звуковых сигналов, применяемых при маневровой работе (на постах, в районе которых производятся маневры).
При возложении на составителя, дополнительных обязанностей по обслуживанию станций, расположенных на малоинтенсивных линиях (участках), предусмотренных пунктом 1.3. в помещении составителя поездов должна находиться следующая нормативная и техническая документация:
технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах;
выписки из должностной инструкции приемосдатчику.
На постах, где имеются устройства СЦБ, вывешивается опись приборов на аппарате управления этими устройствами, подлежащих пломбированию, с указанием количества пломб.
1.9. Во время дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов должны иметь при себе:
желтый флаг (днем);
ручной сигнальный фонарь с прозрачно-белым огнем (ночью);
сигнальный свисток;
носимую радиостанцию;
служебное удостоверение, предупредительный талон по охране труда.
Радиостанцию и сигнальные принадлежности (желтый флаг, ручной сигнальный фонарь и сигнальный свисток) составитель поездов и помощник составителя поездов должны содержать в чистоте и исправности.
1.10. Составителю поездов и помощнику составителя поездов бесплатно выдаются по установленным нормам спецодежда, спецобувь (средства индивидуальной защиты - СИЗ) и сигнальные принадлежности. При переводе на другую работу или увольнении составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны сдать все выданные им спецодежду, спецобувь и сигнальные принадлежности.
Составитель поездов и помощник составителя поездов не допускаются к выполнению работ на железнодорожных путях без выданных им СИЗ, а также в неисправных и загрязненных СИЗ.
Во время выполнения работ на железнодорожных путях составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны носить сигнальный жилет со светоотражающими вставками и с маркировкой со стороны спины "ДС", указывающей принадлежность к подразделению, с левой стороны груди "Д" - к дирекции.
1.11. Во время дежурства составитель поездов непосредственно подчиняется только одному лицу, распоряжающемуся маневрами на станции или в данном районе станции в соответствии с ТРА станции: дежурному по железнодорожной станции, диспетчеру маневровому железнодорожной станции, дежурному по сортировочной горке, дежурному по парку железнодорожной станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией - диспетчеру поездному.
Помощник составителя поездов подчиняется непосредственно составителю поездов.
1.12. В пределах установленного района маневровой работы составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны знать расположение, нумерацию и назначение путей станции, их профиль, вместимость каждого пути в условных вагонах, расположение стрелочных переводов, тормозных упоров, постоянных сигналов, постов централизации, стрелочных постов, районы действия устройств СЦБ и порядок их обслуживания, а также порядок закрепления подвижного состава от ухода, изъятия тормозных башмаков, установки и снятия тормозных упоров, а также инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, железнодорожного пути, находящегося в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО "РЖД".
1.13. В процессе работы составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
применять передовые приемы и методы труда, в том числе совмещение расформирования поездов с формированием, под формирование групп вагонов в процессе их накопления на поезд;
добиваться сокращения интервалов между роспусками вагонов с сортировочной горки;
маневры на вытяжных путях станции производить, как правило, толчками. При производстве маневров толчками в ТРА станции для районов, где этот метод является основным при организации маневровой работы, должны быть указаны порядок торможения отцепов, наличие и порядок применения технических средств (связи, башмаконакладывателей, башмакосбрасывателей) и другие условия обеспечения безопасности маневров;
соблюдать установленные требования по охране труда, безопасности при нахождении на железнодорожных путях и выполнении работы, следовать по установленным маршрутам служебного (технологического) прохода.
1.14. При неисправности стрелочного перевода или тормозного упора составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны немедленно поставить об этом в известность лицо, распоряжающееся маневрами на станции или в данном районе станции. В случае, если неисправность стрелочного перевода или тормозного упора угрожает безопасности движения, составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны прекратить движение подвижного состава по стрелочному переводу.
1.15. При сильном ветре составитель поездов обязан, не ожидая указания лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции, самостоятельно проверить в районе поста надежность закрепления подвижного состава от ухода, принять совместно с помощником составителя поездов меры по дополнительному закреплению и доложить об этом лицу, распоряжающемуся маневрами на станции или в данном районе станции.
1.16. Составителю поездов и помощнику составителя поездов запрещается:
оставлять неосвещенными в ночное время, а также при плохой видимости днем, стрелочные указатели, которые согласно требованиям ТРА станции должны освещаться;
выводить стрелки и тормозные упоры из нормального положения без приказа дежурного по железнодорожной станции;
держать незапертыми стрелки, которые согласно требованиям ТРА станции должны быть заперты;
отлучаться из района маневровой работы без разрешения лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции;
допускать посторонних лиц к стрелочным переводам и устройствам СЦБ в районе маневровой работы.

II. Прием дежурства составителем поездов и помощником составителя поездов

2.1. Порядок приема дежурства составителем поездов и помощником составителя поездов устанавливает начальник железнодорожной станции в соответствии с конкретными условиями их работы.
2.2. При приеме дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
ознакомиться с наличием и расположением подвижного состава на путях станции своего района маневровой работы и путях необщего пользования;
убедиться в том, что поезда и вагоны, стоящие на путях станции, не выходят за предельные столбики, сцеплены между собой, надежно закреплены от ухода;
осмотреть стрелочные переводы и тормозные упоры своего района маневровой работы и убедиться в их исправности (при осмотре стрелочных переводов следует обращать особое внимание на плотность прилегания остряков к рамным рельсам, на крепление болтов у стрелочных тяг, серьги к остряку, болтов в корневом креплении остряков, на исправность замков, закладок, шарнирно-коленчатых замыкателей, на очистку стрелочных переводов и тормозных упоров от снега, льда или мусора);
проверить согласно описи в присутствии сдающих дежурство составителя поездов и помощника составителя поездов инвентарь, сигнальные принадлежности и инструмент, а на постах, где имеются устройства СЦБ, кроме того, проверить наличие и исправность пломб на аппаратах управления этими устройствами;
получить от составителя поездов и помощника составителя поездов информацию о распоряжениях дежурного по железнодорожной станции, касающихся приема, отправления поездов и маневровой работы.
2.3. Составитель поездов и помощник составителя поездов после приема дежурства обо всех выявленных неисправностях обязаны доложить лицу, распоряжающемуся маневрами на станции или в данном районе станции.
2.4. Прием дежурства составителем поездов и помощником составителя поездов должен производиться с минимальной затратой времени и сохранением нормального ритма работы станции.

III. Обязанности составителя поездов и помощника составителя поездов при производстве маневров

IV. Сдача дежурства составителем поездов и помощником составителя поездов

4.1. Перед сдачей дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
расставить подвижной состав на путях станции в соответствии с установленной их специализацией;
проверить соединение между собой вагонов на путях станции, где производились маневры;
проверить размещение подвижного состава в пределах полезной длины путей станции;
проверить закрепление подвижного состава от ухода согласно ТРА станции;
обеспечить выполнение заданий на маневровую работу, полученных от лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции.
4.2. При сдаче дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны сдать в установленном на станции порядке инвентарь строгого учета: тормозные башмаки, носимую радиостанцию, сигнальные принадлежности, а также проверить наличие пломб на аппаратах управления устройствами СЦБ.
4.3. При сдаче дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов должны информировать принимающих дежурство составителя поездов и помощника составителя поездов о состоянии стрелочных переводов, о расположении в маневровом районе подвижного состава и его закреплении, о полученных от лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции, заданиях, касающихся маневровой работы.

от 17 декабря 2001 года N ЦД-920

составителю поездов и помощнику составителя поездов

I. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает обязанности составителя поездов и помощника составителя поездов при производстве маневров на железнодорожной станции (далее - станция).

1.2. Составитель поездов является руководителем маневров, ответственным за правильное и безопасное их выполнение. Составитель поездов и помощник составителя поездов в соответствии с технологическим процессом работы станции выполняет следующую маневровую работу:

формирование и расформирование поездов на сортировочной горке;

формирование и расформирование поездов на вытяжных путях железнодорожной станции;

маневровая работа с транзитными поездами;

перестановка вагонов (одиночных, групп вагонов или целых составов) с одного пути станции на другой, из парка в парк или передача их маневровыми локомотивами с одной станции на другую;

маневровая работа с местными вагонами;

маневровая работа со сборными, вывозными и хозяйственными поездами на промежуточных станциях;

маневровая работа с пассажирскими вагонами и поездами;

маневровая работа с восстановительными и пожарными поездами на станциях и перегонах.

1.3. Составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:

формировать поезда в точном соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, иных нормативных актов МПС России;

обеспечивать правильную расстановку и согласованность действий работников станции, участвующих в маневрах, на основе ознакомления их с планом и способами выполнения предстоящей маневровой работы;

точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;

организовывать маневровую работу с обязательным условием обеспечения безопасности движения поездов, личной безопасности работников, сохранности подвижного состава и грузов;

производить с особой осторожностью маневровую работу с вагонами, занятыми людьми, загруженными негабаритными и опасными грузами, особенно класса 1 "ВМ", в соответствии с техническо-распорядительным актом станции (далее - ТРА станции);

переводить и запирать нецентрализованные и оборудованные контрольными замками стрелки при производстве маневровой работы в соответствии с ТРА станции;

проверять свободность стрелочного перевода от подвижного состава, переводить курбелем и запирать централизованные стрелки на навесные замки в случае неисправности устройств сигнализации, централизации и блокировки (далее - устройства СЦБ);

устанавливать сбрасывающие устройства в положение на сброс в соответствии с ТРА станции;

закреплять подвижной состав и составы поездов на путях станции от ухода;

устанавливать и снимать тормозные упоры в соответствии с руководством по их эксплуатации;

выполнять другие обязанности согласно ТРА станции в соответствии с местными условиями.

Работа составителя поездов без помощника "в одно лицо" допускается только при оборудовании маневрового локомотива радиосвязью и наличии у составителя поездов носимой радиостанции, обеспечивающей надежную связь между ним и машинистом маневрового локомотива.

1.4. Помощник составителя поездов производит маневры под руководством составителя поездов и в соответствии с его указаниями выполняет обязанности, изложенные в пункте 1.3 настоящей Инструкции;

должностных инструкций составителю поездов и помощнику составителя поездов;

ТРА станции и приложений к нему в части, касающейся работы составителя поездов и помощника составителя поездов;

местной инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ в части, касающейся работы составителя поездов или помощника составителя поездов;

местной инструкции о порядке работы с вагонами, загруженными опасными грузами класса 1 "ВМ" и другими опасными грузами;

местной инструкции о порядке пользования носимыми радиостанциями;

нормативных актов МПС России, приказов начальника железной дороги по обеспечению безопасности движения и техники безопасности, касающихся работы составителя поездов или помощника составителя поездов.

Составитель поездов и помощник составителя поездов должны быть обучены приемам оказания первой помощи пострадавшим в соответствии с требованиями Правил электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрофицированных железных дорогах по оказанию доврачебной и врачебной помощи пострадавшим от удара электротоком и других несчастных случаев.

1.6. Составитель поездов и помощник составителя поездов, прошедшие испытания в знании нормативных актов указанных в пункте 1.5 настоящей Инструкции, допускаются к самостоятельной работе после того, как они отработают под руководством опытного составителя поездов не менее шести дежурств.

Допуск к самостоятельной работе составителя поездов и помощника составителя поездов оформляется приказом начальника станции.

1.7. При перемещении на работу из одного маневрового района станции в другой, составитель поездов и помощник составителя поездов должны быть проинструктированы начальником станции (его заместителем, главным инженером) об особенностях маневровой работы в данном маневровом районе станции.

1.8. В помещении составителя поездов и помощника составителя поездов (на тех станциях, где оно имеется) должна находиться следующая нормативная и техническая документация:

выписки из ТРА станции и технологического процесса работы станции;

должностные инструкции составителю поездов и помощнику составителя поездов;

выписка из местной инструкции по работе сортировочной горки станции, касающаяся работы составителя поездов;

план формирования грузовых поездов;

местная инструкция о порядке работы с вагонами, загруженными взрывчатыми материалами и другими опасными грузами;

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность составителя поездов [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).

1.2. Составитель поездов назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Составитель поездов относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность составителя поездов назначается лицо, имеющее профессиональную подготовку и стаж работы не менее 1 года.

1.5. В практической деятельности составитель поездов должен руководствоваться:

  • законами РФ в области гражданского и трудового права;
  • правилами внутреннего распорядка организации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
  • Уставом организации;
  • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании.

1.6. Составитель поездов должен знать:

  • правила перевозки груза;
  • план формирования поездов;
  • инструкцию о порядке работы с вагонами, загруженными опасным грузом класса 1 (взрывчатыми материалами);
  • инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования;
  • устройство тормозных башмаков, тормозных упоров и правила пользования ими;
  • порядок перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, находящихся на местном управлении;
  • общие сведения об устройстве вагонов и самоходного подвижного состава;
  • план, профиль, специализацию и вместимость железнодорожных путей;
  • расположение пунктов производства грузовых операций в обслуживаемых маневровых районах;
  • правила хранения и пользования носимой радиостанцией и другими средствами связи.

1.7. В период временного отсутствия составителя поездов его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Составитель поездов осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Руководство движением локомотива, выполняющего маневровую работу.

2.2. Обеспечение правильной расстановки и согласованности действий рабочих, участвующих в производстве маневровой работы.

2.3. Выполнение маневровой работы по:

  • расформированию-формированию составов (групп вагонов);
  • отцепке и прицепке вагонов к поездам, подаче вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборке их с этих путей;
  • перестановке вагонов и составов с одного пути на другой, из парка в парк.

2.4. Участие в опробовании автоматических тормозов поезда.

2.5. Укладка (изъятие) тормозных башмаков, установка (съем) тормозных упоров для закрепления составов и вагонов на путях железнодорожной станции.

2.6. Перевод при выполнении маневровой работы нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, или централизованных стрелок, переданных в местное управление.

2.7. Расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок.

2.8. Регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа.

В случае служебной необходимости составитель поездов может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Составитель поездов имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Составитель поездов несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы составителя поездов осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы составителя поездов является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы составителя поездов определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью составитель поездов обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

Примечания:

1. Составитель поездов при выполнении маневровых работ без помощника составителя поездов тарифицируется на один разряд выше.

2. Помощник составителя поездов тарифицируется на один разряд ниже составителя поездов, под руководством которого он работает.

Составитель поезда — очень важная и сложная профессия. Обо всех тонкостях и особенностях этой работы и пойдет речь в этой статье.

Кто такой составитель поездов?

Как можно вкратце охарактеризовать профессию? Если принять официальную формулировку, инструктор — это лицо, занимающееся демонтажом и формированием подвижного состава. То есть вся работа рассматриваемого специалиста заключается в перестановке вагонов поезда, обязательно в определенном порядке. Конечно, это можно сделать только со знаниями и после образования.

производитель поездов

О профессиональных обязанностях

Также следует упомянуть обязанности производителя поезда. У этого специалиста действительно много функций: от него зависит эффективность железнодорожных перевозок. Вот лишь некоторые из основных обязанностей представителя рассматриваемой профессии:

  • Работает при изменении состава поездов — управление маневрами локомотива.
  • Отцепка и сцепка вагонов.
  • Своевременное ограждение вагонов тормозными колодками.
  • Обеспечение безопасности поездов.
  • Он работает для перевода децентрализованных стрелок.

Конечно, у строителя поезда много других обязанностей и функций. Однако их количество будет зависеть только от места работы, а именно от самой станции и региона, в котором она расположена.

Рабочий день: принятие и сдача дежурства

Сухой список основных профессиональных обязанностей, если он дает представление о работе, является минимальным. Поэтому стоит прямо описать сам рабочий день специалиста, как он выглядит, как он спланирован.

ответственность производителя поезда

Также стоит учесть, что каждое свое действие тренер согласовывает по радио с дежурным. Работать действительно много, и скучать представителю рассматриваемой профессии точно не придется. А кроме обслуживания вагонов нужно подготовить поезда, правильно заполнить регистр, проверить полученные вагоны и убедиться, что вы это делаете сами! Так что у сотрудника станции действительно много работы.

Должностная инструкция инструктора требует, чтобы принятие задания всегда устанавливалось и фиксировалось менеджером станции в соответствии со всеми условиями и правилами. При вступлении в должность сотрудник обязан проверить состояние всех автомобилей, их местонахождение, наличие инвентаря и специальных пломб на приборах. Пошлина доставляется только после проверки поездов, расстановки вагонов на их место и обеспечения безопасности по установленным правилам.

Какими качествами должен обладать составитель поездов?

Как и любой другой служащий, строитель поезда должен обладать определенными качествами и чертами характера. Но какие? Прежде всего, это, конечно, добросовестность и внимание. Только эти два качества будут составляющими высокого профессионализма. Однако не забывайте об общительности, стрессоустойчивости и отсутствии конфликтности. Дело в том, что нужно работать с реальными людьми. Часто возникает необходимость руководить сотрудниками более низкой квалификации — это могут быть специалисты более низкого уровня или помощники составителя поезда.

инструкции по обучению компилятору

Конечно, ошибаться может каждый. И ни в коем случае не стоит сильно нервничать — это только усугубит ситуацию. Именно такое качество, как стрессоустойчивость, поможет достичь взаимопонимания с коллегами. В рассматриваемой профессии очень важно сохранять спокойствие и уравновешенность. Также нужно быть хладнокровным. Чтобы работа была слаженной, эффективной и организованной, нужно работать, прежде всего, над собой, над своим характером.

Где можно обучиться профессии?

  • обеспечить сохранность грузов и их разгрузку.
  • грамотная фиксация поездов на рельсах;
  • использование тормозных колодок;
  • управление движением локомотивов;
  • использование специальных акустических и ручных сигналов;
  • дорожная безопасность;
  • использование портативных радиостанций;

помощник планировщика поездов

Также стоит указать примерный перечень тем, по которым будет проводиться курс уроков:

  • Расстановка грузовых вагонов и их обслуживание.
  • ОБЖ или БЖД.
  • Безопасность и здоровье на работе.
  • Железнодорожный курс.

О разрядах в профессии

Как и во многих других профессиях, работа машиниста поезда делится на определенные категории. Всего их четыре:

  • 6 класс. Обладатели этой последней и самой сложной категории работают в напряженных районах с общественным рельсовым транспортом.
  • 5-я категория. Специалисты работают с общественным рельсовым транспортом. Однако работа ведется в сферах с низкой активностью, то есть там, где работают специалисты с третьей категорией.
  • 4-я категория характеризуется тем, что ее перевозчики должны работать с рельсовым транспортом необщего пользования, но уже в напряженных районах. В результате за счет этого сложность работы по сравнению с третьей категорией значительно возрастает.
  • 3-я категория. Представитель низшей категории выполняет свою работу на небольших участках проезжей части на железных дорогах, которые не являются общедоступными. Поэтому сфера деятельности сотрудника с третьим образованием несколько ограничена.

охрана труда конструктора поезда

Поэтому обязанности производителя поездов очень разные. Кроме того, данная классификация по категориям позволяет выстроить систему отношений между начальством и подчиненными. Высокопоставленным представителям начальство может выдавать под свое руководство более низкоквалифицированных рабочих. Однако это опять же зависит от станции и региона, в котором она расположена.

О правах составителя поездов

Образование представителей данной профессии дает работникам определенные права. Ниже мы упомянем лишь некоторые из самых основных прав производителя поездов. Следовательно, работник вправе запросить у руководства необходимое для работы оборудование, а именно:

  • рации и портативные радиостанции, а также другие аксессуары.
  • желтый флаг;
  • сигнальная лампа;
  • особая форма работы;

профессиональный строитель поездов

Работник имеет право подать жалобу, если ему не были предоставлены аксессуары в виде спецодежды, спецобуви, сигнальных принадлежностей и т.д. Стоит отметить, что работник станции также имеет такое важное право принимать и прекращать услугу в минимальные сроки и с оптимальным темпом прохождения всей станции. Проще говоря, начало и окончание работы должно быть своевременным, а рабочее время специалиста не должно превышать нормы.

Недостатки профессии

У профессии поездостроителя есть свои недостатки. Конечно, их не так много, но стоит отметить:

  • Физическая работа. Рассматриваемая профессия очень сложная и поистине мужская. Поэтому часто приходится работать руками. Не забывайте о ночных сменах, которые могут быть довольно утомительными.
  • Высокая ответственность. Работа строителя поездов непростая и очень важная. Стоит понимать, какая ответственность лежит на представителях профессии. Конечно, чем выше оценка, тем больше ответственность: но опыт дает о себе знать. Со временем профессия уже не будет казаться такой утомительной и сложной.

Конечно, в работе машиниста есть много других недостатков. Но большинство из них будут субъективными, поэтому указывать их не стоит.

Достоинства профессии

У составителя поезда есть много преимуществ. К основным преимуществам работы можно отнести:

должностная инструкция строителя поездов

  • Взаимодействие с командой. Многие сотрудники согласятся, что работу любят прежде всего за то, что в ней работает здоровый и дружный коллектив. И это тоже достоинство профессии.
  • Запрос. Этот момент отнюдь не искусственный: профессия действительно востребована на рынке труда. Часто на вокзалах не хватает качественных специалистов, способных организовать четкую и слаженную работу.
  • Хороший доход. Заработная плата специалиста, о котором идет речь, действительно достойная. Однако указать точные цифры не получится — все зависит от региона, самой станции, а также от имеющейся категории. Многие производители поездов заявляют, что их заработная плата достаточно высока, чтобы удерживать их в бизнесе.

1. Составитель поездов принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации по представлению _________________________.

2. Составитель поездов подчиняется __________________________.

3. В своей деятельности составитель поездов руководствуется:

- правилами трудового распорядка;

- приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);

- настоящей рабочей инструкцией.

4. Составитель поездов должен знать:

- инструкцию и техническо-распорядительный акт составителя поездов;

- правила перевозок грузов;

- технологический процесс работы обслуживаемых станций;

- план формирования поездов;

- устройство тормозных башмаков и правила пользования ими;

- порядок перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, переданных на местное управление;

- общие сведения об устройстве вагонов и контейнеров;

- план, профиль, специализацию и вместимость путей, расположение пунктов погрузки-выгрузки вагонов в обслуживаемых маневровых районах;

- правила хранения и пользования радиостанцией и другими средствами связи.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

5. Составителю поездов поручается:

5.1. Руководство движением маневрового локомотива.

5.2. Обеспечение правильной расстановки и согласованности действий работников, участвующих в производстве маневров.

5.3. Расформирование-формирование составов и групп вагонов.

5.4. Отцепка и прицепка вагонов к поездам, подача вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборка их с этих путей.

5.5. Перестановка вагонов и составов с пути на путь, из парка в парк и передача их с одной станции на другую.

5.6. Закрепление и ограждение составов и вагонов, стоящих на путях, тормозными башмаками и изъятие их из-под вагонов.

5.7. Участие в опробовании автоматических тормозов поезда.

5.8. Перевод при маневрах нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, и централизованных стрелок, переданных на местное управление.

5.9. Расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок.

5.10. Регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа.

5.11. Обеспечение безопасности движения, сохранности подвижного состава и груза.

5.12. Содержание в чистоте и исправности радиостанции, сигнальных принадлежностей.

3. ПРАВА

6. Составитель поездов имеет право:

6.1. Требовать прохождения периодических инструктажей по охране труда.

6.2. Иметь необходимые для работы инструкции, инструмент, индивидуальные средства защиты и требовать от администрации обеспечения ими.

6.3. Знакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.

6.4. Вносить предложения по совершенствованию технологии работы.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

7. Составитель поездов несет ответственность:

7.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своей работы, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

7.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

7.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

КОММЕНТАРИЙ

При выполнении маневровой работы:

в малодеятельных районах промышленного железнодорожного транспорта - 3-й разряд;

в напряженных маневровых районах промышленного железнодорожного транспорта - 4-й разряд;

в малодеятельных маневровых районах на станциях магистрального железнодорожного транспорта - 5-й разряд;

в напряженных маневровых районах на станциях магистрального железнодорожного транспорта - 6-й разряд.

Рабочая инструкция разработана в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (Выпуск 52), Раздел: Железнодорожный транспорт и метрополитен, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.11.2003 N 147.

Данная инструкция является примерной. Она может применятся как основа при разработке соответствующей инструкции работника с учетом специфики деятельности организации.

Читайте также: