Соглашение о трудовой миграции между россией и казахстаном

Обновлено: 02.05.2024

Статья руководителя кадровой службы КСК ГРУПП Аиды Ибрагимовой, опубликованная в сентябрьском номере российской правовой газеты "эж-Юрист".

На трудовые отношения между работником-иностранцем и работодателем распространяются правила, установленные трудовым и миграционным законодательством. Самые высокие риски в сфере трудовых отношений работодатели несут именно за нарушение миграционного законодательства. Так, размер штрафа может достигать 800 000 руб., а для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей – до 1 000 000 руб., причем штрафы назначаются за каждое нарушение и в отношении каждого работника-иностранца. Поэтому, если организация привлекает к трудовой деятельности иностранцев, необходимо учитывать особенности работы с ними, некоторые из которых рассмотрим в данной статье.

Основные изменения

Миграционное право является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей права. Так, в 2016 году вступили в силу следующие наиболее значимые изменения, касающиеся осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами:

Также Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1458 утвержден перечень работодателей, на которых не распространяется запрет на прием граждан Турции.

2. Функции ФМС переданы МВД. В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 упразднена Федеральная миграционная служба России и с 01 июля 2016 года ее функции и полномочия переданы в Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ.

Теперь работодатели уведомляют о приеме и увольнении иностранных граждан Главное управления по вопросам миграции МВД России или его территориальные органы.

Особенности приема на работу иностранных граждан

В зависимости от статуса иностранного гражданина определяется, какие разрешительные документы требуются для компании и самого работника, а также каковы ограничения по их трудоустройству (таблица 1).


При заключении трудового договора работник-иностранец предъявляет:

Содержание трудового договора с иностранным работником также имеет свои особенности. Так, в соответствии со ст. 327.2 ТК РФ, наряду со сведениями, предусмотренными ч. 1 ст. 57 ТК РФ, в трудовом договоре с работником-иностранцем указываются:

  • сведения о разрешении на работу или патенте и условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора с указанием реквизитов договора (полиса) ДМС;
  • сведения о разрешении на временное проживание – для временно проживающих;
  • сведения о виде на жительство – для постоянно проживающих.

Данное Соглашение распространяется в отношении следующих государств: Таджикистан, Казахстан, Молдавия, Украина, Узбекистан, Киргизия, Армения, Азербайджан, Белоруссия.

В трудовом договоре работников вышеперечисленных иностранных государств, должны содержаться следующие условия: основные реквизиты работодателя и работника, профессиональные требования к работнику, сведения о характере работы, условиях труда и его оплаты, продолжительности рабочего дня и отдыха, условия проживания, а также срок действия трудового договора, условия его расторжения, порядок покрытия транспортных расходов.

Внимание! Между работником-иностранцем и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок. Нельзя заключать срочный трудовой договор на срок действия разрешительных документов. Срочный трудовой договор может быть заключен только по основаниям, предусмотренным ст. 59 ТК РФ.

Кого и о чем нужно уведомить

Вне зависимости от статуса иностранного работника (визовые, безвизовые, временно или постоянно проживающие, высококвалифицированные специалисты) работодатель должен уведомить территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России, на территории которого трудится работник, о заключении и расторжении трудового договора с иностранцем.

Внимание! С 2015 года направлять уведомления необходимо даже в случае приема или увольнения иностранцев, которым для трудоустройства не требуются разрешительные документы, в том числе имеющих статус беженца, имеющих временное убежище, участвующих в программе добровольного переселения, а также граждан стран – участниц ЕАЭС.

Срок уведомления составляет три рабочих дней с даты заключения (фактического допуска к работе) или расторжения трудового договора.

Работодатель должен представить уведомление в отношении каждого принимаемого и увольняемого иностранца, уведомления рекомендуем подавать лично в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России. Формы и порядок подачи уведомления, а также правила заполнения бланка установлены Приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147.

Помимо уведомления о приеме и увольнении работника-иностранца организация должна уведомить территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России о следующем:

Как уже было отмечено, самые большие риски для работодателя несут нарушения, связанные с трудовой деятельностью иностранных граждан. Причем, если в компании трудятся иностранцы, при любой проверке (ГИТ, Прокуратуры, ФСС, ПФР, МВД и др.) первым делом у организации запросят документы на работников-иностранцев. Поэтому работодателю необходимо строго соблюдать требования трудового и миграционного права в отношении работников-иностранцев, так как любое отступление от буквы закона может обернуться крупным штрафом.

Всех иностранных граждан, которых приезжают в РФ (вне зависимости от целей въезда) можно разделить на две большие категории: визовые и безвизовые. Акимова Александра, юрист "Школы миграционных специалистов", рассматривает сегодня безвизовых иностранцев из стран ЕАЭС с точки зрения трудовой миграции.

Визовые мигранты – это иностранцы, которым для въезда в РФ необходимо получить приглашение в нашу страну (от работодателя), а после - оформить визу на въезд в РФ.

Безвизовые мигранты - граждане, которым для въезда в Россию не нужна виза. В основном к ним относятся приезжие из стран СНГ. Среди безвизовых мигрантов можно выделить привилегированную категорию иностранцев – это граждане стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

29.05.2014 года был подписан договор о ЕАЭС, который сформировал единый Евразийский экономический союз между следующими странами:

10.10.2014 года к договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения, а с 23.12.2014 года - Кыргызская Республика.

Разберем основные этапы, которые обязан пройти каждый иностранец из ЕАЭС с момента прибытия в Россию.

Въезд иностранца из ЕАЭС в Россию

Все иностранцы, которые въезжают в РФ, получают на границе миграционную карту. Если иностранец планирует трудоустраиваться в РФ, он должны указать рабочую цель въезда в миграционной карте.

Граждане республики Беларусь не оформляют миграционную карту, благодаря соглашению между нашими странами от 24.01.06 года.

А так как белорусы не получают миграционную карту на границе, отследить сроки их пребывания в РФ сложно. Именно поэтому среди белорусов можно найти большое количество нелегалов. Будьте внимательны при трудоустройстве данных мигрантов.

Оформление полиса ОМС/ДМС для иностранца

С первого дня въезда каждый иностранец, пребывающий в нашу страну, обязан оформить себе медицинский полис для легального пребывания, а также для дальнейшего трудоустройства (п.5 ст.27 ФЗ № 114, ст. 327.2 ТК РФ).

Граждане ЕАЭС вправе самостоятельно выбирать, какой полис им необходим – ДМС или ОМС (приказ Минздрава РФ от 27.10.2016 N 803н).

Миграционный учет иностранцев из ЕАЭС

Граждане ЕАЭС могут встать на миграционный учет по особенным условиям, в отличие от других стран: им дается 30 календарных дней, а не 7 рабочих, как большинству мигрантов.

Внимание! Если иностранец приезжает во время ЧМ-2018 по футболу, то зарегистрироваться он должен за 3 календарных дня, согласно Указа Президента РФ от 12.05.2018 № 214.

Чтобы встать на миграционный учет, иностранцу необходима принимающая сторона. Ей могут быть:

  • физическое лицо (если иностранный гражданин живет у него или работает)
  • юридическое лицо (если это работодатель иностранца).

Оформление трудового договора

Для осуществления трудовой деятельности в России гражданам ЕАЭС не нужно оформлять патент на работу (в рамках Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г.).

Таким образом, для трудоустройства в РФ гражданам ЕАЭС потребуются:

  • паспорт,
  • миграционная карта (кроме белорусов),
  • полис ОМС/ДМС
  • миграционный учет (если прошло более 30 дней со дня прибытия в Россию)

После оформления трудового договора работодатель обязан:

  • оформить иностранному сотруднику трудовую книжку и СНИЛС (п.10 ст. 65 ТК РФ),
  • перерегистрировать и продлить регистрацию сотруднику на срок действия его трудового договора, но не более чем на 1 год (сделать это необходимо за 7 рабочих дней, пп.2 п. 2 ст. 20 Закона № 109 от 18.07.2006),
  • уведомить МВД о найме иностранного сотрудника за 3 рабочих дня.

Иностранец должен оформить себе ИНН и сообщить работодателю номер документа для оплаты НДФЛ.

Действия работодателя после оформления иностранца из ЕАЭС в штат

Даже после оформления работника в штат расслабляться не стоит. Во время трудовых отношений вы должны следить за сроками действия миграционных документов иностранного сотрудника.

Помните, что медицинский полис иностранца всегда должен быть действительным. ДМС продлевается после того, как истек срок, на который он был оформлен. Сумма страхового покрытия для мигранта должна быть не менее 100 000 рублей.

ОМС также необходимо продлевать ежегодно (Приказ Минздрава РФ от 27.10.2016 N 803н). Данный полис действует только до конца календарного года, поэтому с первого января 2018 года у мигрантов должен быть оформлен новый полис ОМС, который будет действовать до конца 2018 года и т.д.

Миграционный учет необходимо заново оформлять, если сотрудник выезжал из страны, находился на лечении в больнице или регистрировался в гостиницах и отелях (даже если они находятся в вашем городе).

Так как граждане ЕАЭС не оформляют патент на работу, процедура их трудоустройства мало отличается от оформления в штат российских граждан. Но все же нюансы присутствуют, и мы их подробно разобрали.

Прием на работу иностранных граждан в 2021 году: пошаговая инструкция

Статусы иностранных граждан

Способы оформления иностранных граждан на работу

Независимо от того, какой из договоров будет оформлен с иностранцем, могут потребоваться дополнительные разрешительные документы.

Так, если кандидат приехал из страны, с которой у России установлен визовый режим (и в его паспорте есть соответствующая виза), то для трудоустройства ему необходимо иметь разрешение на работу. В большинстве случаев разрешение на прием такого сотрудника понадобится и самому работодателю.

Если же родиной потенциального работника является страна, с которой у России нет визового режима, то работодателю не нужно иметь разрешение на прием сотрудника. А вот иностранцу для трудоустройства может потребоваться специальный патент, который оформляется органами МВД. Исключение составляют работники из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Гражданам этих государств для работы в России дополнительные разрешения (в т.ч. патент) получать не нужно.

Сдать сведения о среднесписочной численности через интернет Сдать бесплатно

Какие документы представляют иностранцы при приеме на работу

При заключении трудового договора иностранные граждане должны представить пакет документов. Он несколько отличается от того, который кадровые работники привыкли требовать при трудоустройстве россиян.

Так, иностранцы предъявляют паспорт и документы об образовании, если таковые требуются для соответствующей должности. При этом, если указанные документы составлены на иностранном языке, нужно попросить работника представить их официальный перевод.

Документы воинского учета у мигрантов требовать не нужно. Зато им необходимы разрешительные документы. Их состав зависит от статуса иностранца.

Подготовить кадровую отчетность для военкомата и других контролирующих органов Попробовать бесплатно

Так, постоянно и временно проживающие в России иностранцы представляют работодателю документ, подтверждающий право на проживание (вид на жительство, паспорт с отметкой, разрешение на временное проживание).

СПРАВКА

Подписать трудовой договор с иностранцем можно и без предъявления последним разрешения на работу. Такое допустимо, если для получения разрешения иностранец должен предоставить контракт с работодателем. В этом случае подписанный сторонами договор не вступит в силу до тех пор, пока иностранец не получит разрешение. Данные об этом разрешении нужно будет внести в текст трудового договора. Для этого можно оформить дополнительное соглашение (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).

При трудоустройстве у иностранца (независимо от его статуса) нужно потребовать трудовую книжку, если ранее он уже работал в России, либо если у него имеется оформленная в иностранном государстве трудовая книжка советского образца (1938 или 1973 г.). В этих ситуациях работодатель обязан продолжить вести предъявленный иностранцем документ.

Схожим образом решается вопрос с документом о регистрации в Пенсионном фонде. Если кандидат (независимо от его статуса) ранее уже работал в России, либо самостоятельно прошел такую регистрацию, то он должен предъявить карточку СНИЛС или уведомление о регистрации (АДИ-РЕГ). Если же у иностранного гражданина нет индивидуального лицевого счета, работодатель обязан сам подать необходимые сведения в территориальный орган ПФР ( ч. 5 ст. 11 ТК РФ, ч. 4 ст. 65 ТК РФ, ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ ).

Наконец, если иностранец принимается на должность, запрещенную для лиц, которые имеют или имели судимость, либо подвергались уголовному преследованию, то с него надо потребовать справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования (либо справку о прекращении такового по реабилитирующим основаниям).

Особенности заключения трудового договора с иностранцем

В трудовой договор с гражданином другого государства нужно включить все те же сведения и условия, которые прописываются при заключении договора с россиянином (ст. 57 ТК РФ). Помимо этого, надо внести дополнительные данные. В частности, это сведения о разрешении на работу или патенте, если таковые требуются при трудоустройстве. А в отношении постоянно или временно проживающих в РФ иностранцев указываются сведения о виде на жительство или разрешении на временное проживание (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).

СПРАВКА

Должность (профессия, специальность) в трудовом договоре с мигрантом должна соответствовать той, которая указана в разрешении на работу. В противном случае работодателя и работника могут привлечь к административной ответственности (ст. 18.10 КоАП РФ и ст. 18.15 КоАП РФ).

Также в трудовой договор с иностранцем (кроме лиц, постоянно или временно проживающих в РФ, а также граждан Белоруссии) нужно включить условие о предоставлении работнику медицинской помощи в течение срока действия этого договора. Так, необходимо указать реквизиты полиса ДМС или договора между работодателем и медицинской организацией о предоставлении сотруднику платных медуслуг. Напомним, что по такому полису или договору иностранец должен иметь право на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ).

Трудовой договор с иностранцем, который находится в РФ на основании открытой ему визы, будет действовать только при условии получения кандидатом разрешения на работу. При этом, как уже упоминалось, составить и подписать такой договор можно и до того момента, когда потенциальный сотрудник получит разрешение. Но действовать трудовой договор начнет только после выдачи этого разрешения.

Прием на работу высококвалифицированных специалистов

Чтобы заключить трудовой договор с высококвалифицированным специалистом (ВКС), который прибыл из страны, имеющей с Россией визовый режим, работодатель может не оформлять разрешение на привлечение иностранных работников. А вот сам ВКС обязан получить разрешение на работу в РФ. При этом от работодателя потребуется представить ряд документов, необходимых для выдачи такого разрешения (п. 6 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

При оформлении трудового договора нужно учесть, что заработная плата высококвалифицированного иностранного работника не может быть ниже порогового значения. В общем случае эта величина равна 167 000 руб. в месяц (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ). Но для некоторых работ установлен пониженный размер. К примеру, зарплата ВКС, привлекаемого к трудовой деятельности в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, не может быть ниже 58 500 руб. в месяц. А иностранные специалисты — резиденты промышленно-производственных, туристско-рекреационных или портовых особых экономических зон должны получать более 83 500 руб. в месяц.

При трудоустройстве высококвалифицированный специалист обязан предъявить полис ДМС. Либо сам работодатель должен заключить договор на оказание такому сотруднику платных медицинских услуг (п. 14 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Иностранец, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, при устройстве на работу должен предъявить патент, выданный органами МВД России. Этот документ подтверждает, что кандидат выполнил все требования миграционного законодательства: у него в порядке миграционная карта, имеется справка о здоровье и документы о знании русского языка. Также потребуется полис ДМС (если работодатель не готов оплачивать медпомощь для такого работника).

СПРАВКА

Прием на работу иностранца с РВП

Временно проживающие в России иностранцы не должны предъявлять при трудоустройстве полис ДМС. Такие лица признаются застрахованными в системе ОМС и имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в том же объеме, что и россияне ( п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.10 № 326-ФЗ).

Как принять на работу иностранного гражданина: порядок оформления

Подготовка и сбор документов

В большинстве случаев все документы, необходимые для трудоустройства, иностранный кандидат собирает самостоятельно. Как уже упоминалось, в этот пакет помимо паспорта (и его перевода) могут входить разрешение на работу или патент, документ об образовании, СНИЛС, трудовая книжка.

Определение статуса

Статус иностранного гражданина устанавливается на основании представленных им документов. Правила следующие.

Если это вид на жительство в РФ, то статус иностранца — постоянно проживающий.

Если в паспорте имеется открытая виза или предъявлена миграционная карта, то статус — временно пребывающий.

Исключение составляют белорусы, которые могут находиться в РФ на основании общегражданского паспорта гражданина Республики Беларусь.

Определение гражданства

Гражданство потенциального работника устанавливается на основании данных его паспорта. При этом нужно помнить, что особые правила трудоустройства действуют для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Им не нужно получать патент или разрешение на работу. А гражданам Белоруссии также не потребуется и полис ДМС.

Оформление в штат

После сбора и проверки всех документов, с иностранцем можно заключить трудовой договор. Затем нужно издать приказ о приеме мигранта на работу, и внести сведения в его трудовую книжку. В целом при оформлении в штат иностранного сотрудника совершаются те же действия, что и при трудоустройстве россиянина. В том числе, нужно оформить личную карточку ( форма № Т-2 ).

Уведомление о приеме иностранца на работу

О заключении с иностранцем трудового договора работодатель обязан уведомить территориальный орган МВД, занимающийся вопросами миграции. Сделать это надо в течение 3 рабочих дней с даты оформления договора (п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

СПРАВКА

Расчет НДФЛ и взносов с зарплаты иностранца

Начисление страховых взносов и НДФЛ с заработной платы иностранных работников зависит от множества факторов — гражданства, основания и срока нахождения на территории РФ, наличия статуса ВКС и т.д.

Если обобщить положения законодательства, то ситуация получается следующей.

С зарплаты иностранцев, которые при трудоустройстве предъявили вид на жительство в РФ, либо паспорт со штампом о разрешении временного проживания, страховые взносы начисляются в том же порядке и в тех же размерах, что и с зарплаты россиян. То же самое касается страховых взносов с заработной платы работников из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Причем, вне зависимости от того, какой документ они предъявили при трудоустройстве.

При начислении НДФЛ многое зависит от гражданства работника и основания трудоустройства, а также от времени непрерывного пребывания в РФ. Так, если имеются документы, подтверждающие, что иностранец провел в РФ как минимум 183 дня за предыдущие 12 последовательных месяцев, то ставка НДФЛ будет 13% вне зависимости от всех иных факторов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Если же условие о сроке пребывания в России не выполняются, то для определения ставки НДФЛ придется учитывать дополнительные нюансы. Так, доходы от трудовой деятельности граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении облагаются НДФЛ по ставке 13% с первого дня работы в РФ (ст. 73 Договора о ЕАЭС). Эта же ставка применяется к зарплате высококвалифицированных специалистов и сотрудников, работающих на основании патента (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Также вне зависимости от срока нахождения на территории РФ по ставке 13% нужно удерживать НДФЛ с зарплаты беженцев и лиц, получивших в РФ временное убежище, участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей. Доходы иных иностранцев, которые не провели в Российской Федерации 183 дня и более за предыдущие 12 месяцев, облагаются НДФЛ по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Ответственность работодателей за нарушение законодательства

За прием на работу иностранца, у которого нет разрешения на работу либо патента (в тех случаях, когда они обязательны), работодателя- юрлицо могут оштрафовать на 800 тыс. руб. или приостановить его деятельность на 90 суток (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ). Если это нарушение допущено организацией из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей, штраф может составить 1 млн. руб. (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ).

СПРАВКА

Если работодатель примет в штат иностранцев с поддельными разрешениями на работу, он также может быть привлечен к административной ответственности. Поэтому Минтруд рекомендует проверять подлинность разрешений на работу сотрудников из других стран.

Аналогичные штрафные санкции (800 тыс. и 1 млн. руб.) грозят работодателю, который не получил разрешение о привлечении на работу иностранных сотрудников, или вовремя не уведомил органы МВД о приеме на работу мигранта. В этих случаях также возможна приостановка деятельности на 90 суток (ч. 2, 3 и 4 ст. 18.15 КоАП РФ).

Отдельное наказание установлено для работодателей, которые нарушили правила Трудового кодекса, регулирующие трудоустройство иностранных граждан. Так, за прием на работу мигранта без полиса ДМС (если это требуется по закону), а равно за невключение в трудовой договор положений об этом полисе, патенте, разрешении на работу и других обязательных сведений, компанию могут оштрафовать на 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

В заключение отметим, что знание правил, установленных для приема на работу иностранцев, позволит организациям и ИП избежать конфликтов с такими работниками по поводу представления документов, ведения трудовой книжки или удержаний из заработной платы. Также очень важно помнить, что цена ошибки за нарушения, допущенные при трудоустройстве иностранного сотрудника, очень велика: сумма штрафа доходит до 1 млн. руб.. А при неблагоприятном сценарии такая ошибка может обернуться закрытием бизнеса на 3 месяца.

руководствуясь стремлением к развитию добрососедских, партнерских отношений между своими государствами и сотрудничества между ними в различных областях, в том числе в области борьбы с незаконной миграцией и трансграничной организованной преступностью,

будучи убеждены, что введение в действие согласованных Сторонами принципов и норм, определяющих порядок возврата, приема и передачи лиц, находящихся на территориях их государств в нарушение порядка въезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, является важной составной частью регулирования процессов миграции, а также вкладом в борьбу с незаконной миграцией и организованной преступностью,

уважая суверенное право каждого из государств Сторон в соответствии с его законодательством устанавливать ответственность за незаконную миграцию на его территории или через нее иностранных граждан и лиц без гражданства,

подчеркивая, что настоящее Соглашение не умаляет прав, обязательств и ответственности государств Сторон по международному праву, включая нормы международного права, закрепленные, в частности, во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, в Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 года и Протоколе, касающемся статуса беженцев, от 31 января 1967 года, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года и Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года,

согласились о нижеследующем:

Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:

Стороны по пути следования из государства запрашивающей Стороны в государство назначения.

Реадмиссия граждан государств Сторон

1. Компетентные органы государства запрашиваемой Стороны принимают по запросу центрального компетентного органа государства запрашивающей Стороны лиц, которые въехали или находятся на территории государства запрашивающей Стороны с нарушением законодательства этого государства по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, если установлено, что они являются гражданами государства запрашиваемой Стороны либо утратили его гражданство после въезда на территорию государства запрашивающей Стороны и не приобрели гражданство другого государства.

2. В случае необходимости компетентный орган государства запрашиваемой Стороны выдает передаваемому лицу документ, необходимый для его въезда на территорию этого государства, срок действия которого составляет 30 календарных дней с даты его выдачи.

3. Перечень документов, на основании которых определяется наличие у лица гражданства государства запрашиваемой Стороны, определен в Исполнительном протоколе.

Стороны в течение 30 календарных дней с даты вступления в силу настоящего Соглашения и Исполнительного протокола обмениваются по дипломатическим каналам образцами таких документов. В последующем каждая из Сторон уведомляет другую Сторону по дипломатическим каналам о любых изменениях в таких документах.

4. Если ни один из документов, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, не может быть представлен, компетентные органы государств Сторон договариваются о проведении на территории государства запрашивающей Стороны собеседования с лицом, подлежащим реадмиссии, с целью получения сведений о его гражданстве. Процедура проведения собеседований осуществляется в соответствии с Исполнительным протоколом.

5. Компетентные органы государства запрашивающей Стороны принимают обратно переданное ими лицо в течение 30 календарных дней с даты его передачи, если установлено, что отсутствуют основания для его реадмиссии, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи. В этом случае центральный компетентный орган государства запрашиваемой Стороны передает центральному компетентному органу государства запрашивающей Стороны имеющиеся в его распоряжении материалы, касающиеся этого лица.

6. В случае если лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, имеет действительный документ, удостоверяющий личность гражданина государства запрашиваемой Стороны, направление запроса о реадмиссии не требуется. Передача таких лиц осуществляется в соответствии со статьей 9 Исполнительного протокола.

Реадмиссия граждан третьих государств и лиц без гражданства

1. Компетентные органы государства запрашиваемой Стороны принимают по запросу центрального компетентного органа государства запрашивающей Стороны гражданина третьего государства или лицо без гражданства, которые находятся на территории государства запрашивающей Стороны с нарушением законодательства этого государства по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, если представлены доказательства того, что такое лицо:

въехало на территорию государства запрашивающей Стороны непосредственно с территории государства запрашиваемой Стороны с нарушением законодательства государства запрашивающей Стороны по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства;

на момент направления запроса о реадмиссии имеет законные основания для проживания или пребывания на территории государства запрашиваемой Стороны.

2. Обязательство по реадмиссии, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, не применяется, если гражданин третьего государства или лицо без гражданства:

прибыло на законных основаниях на территорию государства запрашивающей Стороны в безвизовом порядке в соответствии с международным договором участником которого является государство запрашивающей Стороны;

непосредственно перед прибытием на территорию государства запрашивающей Стороны находилось исключительно в транзитной зоне международного аэропорта на территории государства запрашиваемой Стороны.

3. В случае если гражданин третьего государства или лицо без гражданства не имеет документа, удостоверяющего личность, и отсутствует возможность выдачи такого документа компетентным органом государства гражданства или постоянного проживания этого лица, то после получения положительного ответа на запрос о реадмиссии запрашивающая Сторона выдает такому лицу документ, необходимый для въезда на территорию государства запрашиваемой Стороны, срок действия которого составляет не менее 30 календарных дней с даты его выдачи.

Стороны в течение 30 календарных дней с даты вступления в силу настоящего Соглашения обмениваются по дипломатическим каналам образцами таких документов. В последующем каждая из Сторон уведомляет другую Сторону по дипломатическим каналам о любых изменениях в таких документах.

4. Перечень документов, указывающих на наличие оснований для реадмиссии граждан третьих государств и лиц без гражданства, определен в Исполнительном протоколе.

Стороны в течение 30 календарных дней с даты вступления в силу настоящего Соглашения и Исполнительного протокола обмениваются по дипломатическим каналам образцами таких документов. В последующем каждая из Сторон уведомляет другую Сторону по дипломатическим каналам о любых изменениях в таких документах.

5. Компетентные органы государства запрашивающей Стороны принимают обратно переданное ими лицо в течение 30 календарных дней с даты его передачи, если установлено, что отсутствуют основания для его реадмиссии, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи. В этом случае центральный компетентный орган государства запрашиваемой Стороны передает центральному компетентному органу государства запрашивающей Стороны имеющиеся в его распоряжении материалы, касающиеся этого лица.

6. В случае если лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, имеет действительное разрешение на проживание, выданное уполномоченными органами государства запрашиваемой Стороны, направление запроса о реадмиссии не требуется. Передача таких лиц осуществляется в соответствии со статьей 9 Исполнительного протокола.

Сроки направления и рассмотрения запросов о реадмиссии

1. Запрос о реадмиссии в отношении гражданина третьего государства или лица без гражданства направляется центральным компетентным органом государства запрашивающей Стороны непосредственно центральному компетентному органу государства запрашиваемой Стороны в срок, не превышающий 180 календарных дней с даты установления факта незаконного въезда или незаконного пребывания этого лица на территории государства запрашивающей Стороны и (или) установления его личности.

2. Центральный компетентный орган государства запрашиваемой Стороны в течение 30 календарных дней с даты получения запроса о реадмиссии лица дает согласие на прием или мотивированный отказ в его приеме, если компетентными органами государства запрашиваемой Стороны установлено отсутствие необходимых для передачи этого лица условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 и пунктом 1 статьи 3 настоящего Соглашения. При наличии обстоятельств юридического или фактического характера, препятствующих своевременному ответу на запрос о реадмиссии, сроки ответа на основании мотивированного обращения центрального компетентного органа государства запрашиваемой Стороны продлеваются до 60 календарных дней.

Сроки передачи и приема лиц

1. Передача лиц, в отношении которых запрашиваемой Стороной дано согласие на реадмиссию, осуществляется в течение 30 календарных дней с даты получения такого согласия запрашивающей Стороной, если центральные компетентные органы государств Сторон в каждом конкретном случае не договорятся об ином.

2. Срок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, может быть продлен, если упомянутые в нем лица не могут быть переданы компетентным органам государства запрашиваемой Стороны по причине возникновения обстоятельств, объективно препятствующих передаче, о чем направляется соответствующее письменное уведомление.

3. При невозможности передачи лица, в отношении которого запрашиваемой Стороной дано согласие на реадмиссию, центральный компетентный орган государства запрашивающей Стороны незамедлительно направляет центральному компетентному органу государства запрапшваемой Стороны соответствующее письменное уведомление.

1. Центральный компетентный орган государства запрашиваемой Стороны по запросу центрального компетентного органа государства запрашивающей Стороны разрешает транзит граждан третьих государств и лиц без гражданства, передаваемых в порядке реадмиссии в третьи государства через территорию государства запрашиваемой Стороны, если центральный компетентный орган государства запрашивающей Стороны гарантирует, что указанным в настоящем пункте лицам будет предоставлен беспрепятственный въезд на территорию третьего государства независимо от того, является ли оно государством транзита или государством назначения.

2. Транзит лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может осуществляться в сопровождении сотрудников компетентных органов государства запрашивающей Стороны.

3. Запрос о транзите лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, направляется центральным компетентным органом государства запрашивающей Стороны заблаговременно, однако не позднее чем за 15 календарных дней до предполагаемой даты въезда лица на территорию государства запрашиваемой Стороны с целью транзита, если центральные компетентные органы государств Сторон в каждом конкретном случае не договорятся об ином.

4. Центральный компетентный орган государства запрашиваемой Стороны в течение 7 календарных дней с даты получения запроса о транзите лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, дает согласие на транзит или мотивированный отказ в осуществлении транзита.

5. При осуществлении транзита лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, компетентные органы государства запрашиваемой Стороны по просьбе компетентных органов государства запрашивающей Стороны оказывают возможное содействие.

6. Центральный компетентный орган государства запрашиваемой Стороны может отказать в транзите лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в случае, если:

существует угроза того, что в государстве назначения или в государстве транзита гражданин третьего государства или лицо без гражданства подвергнется пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, смертной казни или преследованию по признаку расовой, религиозной, национальной принадлежности, а также по принадлежности к определенной социальной группе или по признаку политических убеждений;

нахождение таких лиц на территории государства запрашиваемой Стороны является нежелательным, в том числе по соображениям национальной безопасности, охраны общественного порядка или здоровья населения.

7. Компетентные органы государства запрашиваемой Стороны, несмотря на выданное разрешение на транзитный проезд, могут возвратить лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, компетентным органам государства запрашивающей Стороны, если после их въезда на территорию государства запрашиваемой Стороны в отношении их будут установлены обстоятельства, предусмотренные пунктом 6 настоящей статьи, а также если беспрепятственный въезд на территорию государства назначения или государства транзита более нельзя считать гарантированным.

8. Стороны на основе взаимности принимают меры по ограничению случаев транзита граждан третьих государств и лиц без гражданства, которые могут быть возвращены непосредственно в государства их гражданства или государства их постоянного проживания.

9. Стороны осуществляют транзит граждан третьих государств и лиц без гражданства преимущественно воздушным транспортом.

Защита персональных данных

1. Персональные данные, которыми компетентные органы государств Сторон обмениваются или передают друг другу в связи с реализацией положений настоящего Соглашения, подлежат защите в государстве каждой из Сторон в соответствии с его законодательством и международными договорами, участниками которых являются государства Сторон.

2. Компетентные органы государств Сторон обмениваются персональными данными только для целей настоящего Соглашения и обеспечивают их конфиденциальность.

1. Расходы, связанные с реадмиссией и возможным сопровождением лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 и пункте 1 статьи 3 настоящего Соглашения, до пункта пропуска через государственную границу государства запрашиваемой Стороны, несет запрашивающая Сторона в случае, если расходы не могут быть оплачены указанными лицами самостоятельно или третьими сторонами.

2. Расходы, связанные с транзитом и возможным сопровождением лиц, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Соглашения, а также с их возможным возвращением, несет запрашивающая Сторона в случае, если расходы не могут быть оплачены указанными лицами самостоятельно или третьими сторонами.

3. Расходы, связанные с передачей лиц, указанных в пункте 5 статьи 2 и пункте 5 статьи 3 настоящего Соглашения, и их возможным сопровождением до пункта пропуска через государственную границу государства запрашивающей Стороны, несет Сторона, действия или бездействие которой привели к передаче лица, основания для реадмиссии которого отсутствовали.

Стороны заключат Исполнительный протокол, который содержит правила, касающиеся:

компетентных органов и распределения полномочий между ними;

содержания и порядка направления запроса о реадмиссии или транзите;

процедуры реадмиссии или транзита;

условий передачи лиц с сопровождением, в том числе в случае транзита граждан третьих государств и лиц без гражданства;

порядка осуществления взаиморасчетов, связанных с выполнением настоящего Соглашения.

Приостановление и возобновление применения Соглашения

1. Каждая Сторона может по причинам, связанным с защитой национальной безопасности, обеспечением общественного порядка или охраной здоровья населения, частично или полностью приостановить применение настоящего Соглашения.

2. О приостановлении или возобновлении применения настоящего Соглашения одна Сторона уведомляет в письменной форме по дипломатическим каналам другую Сторону не позднее 72 часов до начала реализации такого решения.

1. Все спорные вопросы, возникающие в отношениях между Сторонами и связанные с реализацией или толкованием настоящего Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров между ними.

2. По взаимной договоренности компетентные органы государств Сторон могут проводить рабочие встречи и консультации экспертов по вопросам, связанным с реализацией настоящего Соглашения.

Отношение к другим международным договорам

1. Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств каждой из Сторон, вытекающих из других международных договоров, участником которых является ее государство.

2. Ничто в настоящем Соглашении не препятствует возвращению того или иного лица на основании иных формальных или неформальных договоренностей.

1. С соблюдением пункта 2 настоящей статьи, настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

2. Положения статьи 3 настоящего Соглашения начинают применяться по истечении 3 лет с даты вступления в силу настоящего Соглашения. В течение этого 3-летнего периода указанные положения применяются только в отношении граждан тех третьих государств и к лицам без гражданства из тех третьих государств, с которыми Российская Федерация и Республика Казахстан заключили международные договоры о реадмиссии.

3. По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, являющиеся его неотъемлемой частью и оформленные соответствующим протоколом.

4. Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок, и его действие прекращается по истечении 60 календарных дней с даты получения одной Стороной по дипломатическим каналам письменного уведомления другой Стороны о ее намерении прекратить его действие.

5. В случае прекращения действия настоящего Соглашения Стороны урегулируют обязательства, возникшие в период его действия.

В случае разногласий при толковании настоящего Соглашения Стороны используют текст на русском языке.


Трудовое и миграционное законодательство требует от работодателя соблюдения целого ряда правил при увольнении иностранного работника. Нюансы рассмотрела наш ведущий юрист-консультант Галия Текарёва.

Отслеживать трудовое и миграционное законодательство и правильно всё оформлять поможет справочно-правовая система КонсультантПлюс.

Увольнение иностранного работника происходит по основаниям, которые условно можно разделить на две группы: общие основания, которые не имеют отношения к гражданству работника, предусмотренные статьёй 77 ТК РФ, и особые (специальные) основания. Последние характерны только для иностранных работников, которые перечислены в части 1 статьи 327.6 ТК РФ. Применение этих оснований зависит от статуса иностранца.

Специальные основания расторжения трудовых договоров

Начнём с наиболее привилегированных категорий иностранных работников, к которым относятся постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане (с видом на жительство в РФ), временно проживающие на территории РФ (с разрешением на временное проживание) и граждане, прибывшие из стран иностранных государств ‒ членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан).

Постоянно проживающих иностранцев можно уволить (если иное не предусмотрено законом или международным договором РФ) в связи с аннулированием или окончанием срока действия вида на жительство в РФ[1].

Временно проживающих иностранцев можно уволить (если иное не предусмотрено законом или международным договором РФ) в связи с аннулированием или окончанием срока действия разрешения на временное проживание в РФ[2].

Увольнение граждан Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана не предусмотрено по специальным основаниям, например в связи с окончанием срока патента или разрешения на работу, и другим основаниям, перечисленным в части 1 статьи 327.6 ТК РФ с учётом положений международных договоров РФ. Но остаётся открытым вопрос об увольнении граждан государств ЕАЭС (кроме граждан Беларуси, так как им полис ДМС не нужен) по пункту 8 части 1 статьи 327.6 ТК РФ, то есть в связи с окончанием срока действия договора (полиса) ДМС или прекращением действия договора с медицинской организацией об оказании иностранцам медицинских услуг. Минтруд РФ официальных разъяснений пока не дал, поэтому возможны риски работодателя при увольнении иностранных граждан стран ЕАЭС по данному основанию.

Самое большое количество специальных оснований прекращения трудового договора предусмотрено законодательством для договоров, заключённых с иностранными гражданами, временно пребывающими на территории Российской Федерации.

При увольнении временно пребывающих иностранцев, работающих по патенту или разрешению на работу, ТК РФ предусмотрены следующие специальные основания:

  • окончание срока действия патента или разрешения на работу[4];
  • аннулирование патента или разрешения на работу[5];
  • окончание срока действия на территории РФ договора (полиса) ДМС или прекращение действия договора между работодателем и медицинской организацией об оказании иностранцу медицинских услуг[6];

Это основание не может быть причиной увольнения высококвалифицированных специалистов (ВКС), так как работодатель должен обеспечить им гарантии получения медицинской помощи в течение всего срока действия трудового договора[7].

  • приведение численности работников-иностранцев в соответствие с допустимой долей таких работников для вашего вида экономической деятельности[8].

Трудовое законодательство предоставляет иностранному сотруднику срок для устранения специальных причин увольнения. Отстранение возможно на срок до одного месяца. Этот срок указан в статье 327.6 ТК РФ, и он даётся на переоформление новых документов. Отстранение необходимо оформить приказом.

В случае если по истечении месяца иностранный работник не получит новых разрешительных документов, работодатель имеет право прекратить трудовой договор на основании соответствующего пункта статьи 327.6 ТК РФ.

При расторжении трудового договора с иностранным сотрудником оформляется приказ, с которым сотрудника нужно ознакомить под личную подпись. В день прекращения трудового договора организация обязана выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчёт. Также по письменному заявлению сотрудника работодатель должен выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой[9].

Уведомление об увольнении иностранца

Наиболее важным моментом при расторжении трудовых договоров с иностранными работниками является обязанность работодателя уведомить об этом факте территориальный орган МВД в том субъекте РФ, где работал уволенный сотрудник. Это следует из норм абзазца 1 пункта 8 статьи 13 Закона об иностранцах, пункта 2 Порядка уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров с иностранцами[10].

Если увольняется иностранец, который обучается в РФ очно в профессиональной образовательной организации (образовательной организации высшего образования) по основной профессиональной образовательной программе, имеющей госаккредитацию, то необходимо уведомить региональный орган службы занятости. Уведомление налоговой инспекции при увольнении иностранного работника не нужно (эта обязанность отменена ещё в 2015 году). Эти сведения налоговый орган получит от миграционного в рамках межведомственного взаимодействия.

На заметку! Уведомление о расторжении трудового договора с иностранным гражданином направляется работодателем независимо от основания прекращения трудовых отношений.

Уведомить территориальный орган МВД России необходимо об увольнении любого работника-иностранца, поскольку в абзаце 1 пункта 8 статьи 13 Закона об иностранцах нет исключений в отношении каких-либо категорий иностранцев.

Итак, подробнее о порядке уведомления. Уведомить об увольнении иностранца необходимо территориальный орган МВД России в том субъекте РФ, где работал уволенный. Для этого направляется не позднее трёх рабочих дней с даты увольнения работника уведомление по установленной форме[11]. Форма уведомления и порядок подачи утверждена Приказом МВД России от 10.01.2018 № 11. Сведения об увольнении нужно подать о каждом уволенном иностранном работнике. Уведомление заполняется от руки или на компьютере, на русском языке, разборчиво, без сокращений, зачеркиваний или исправлений. Обязательно заполняются все поля в бланке уведомления.

Для направления уведомления в территориальный орган МВД России законодатель предлагает несколько способов:

Подтверждение желательно хранить не менее года, так как срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение порядка уведомления составляет один год[12].

За неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) договора с иностранным гражданином в установленный срок предусмотрена административная ответственность согласно частям 3, 4 статьи 18.15 КоАП РФ.

Снятие с миграционного учёта

Работодателю иностранного работника также необходимо знать о снятия с миграционного учета уволившегося иностранца, если он был поставлен на учёт по месту пребывания по адресу организации-работодателя. Эта норма применяется с недавних пор в отношении работодателя принимающей стороны и установлена Федеральным законом от 29.07.2018 № 257-ФЗ (вступил в силу 10.08.2018).

Теперь факт убытия иностранного гражданина из места пребывания, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 ‒ 4 ч. 1 статьи 23 Закона № 109-ФЗ, является самостоятельным основанием для снятия его с учёта по месту пребывания[13].

Итак, снятие иностранца с учёта по месту пребывания осуществляется в случае:

- его постановки на учёт по новому месту пребывания;

- его выезда из Российской Федерации;

- смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в РФ, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

- установления в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, факта фиктивной постановки на учёт по месту пребывания;

- убытия иностранного гражданина из места пребывания, за исключением вышеперечисленных случаев.

С учёта по месту пребывания снимает орган МВД России после получения уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания согласно пункта 5 части 2 статьи 23 Закона № 109-ФЗ.

Уведомление об убытии по инициативе работодателя

Форма уведомления, перечень содержащихся в нём сведений и требования к его оформлению утверждены Приказом МВД России от 18.03.2019 № 142. Этим же приказом утверждён Порядок направления в орган миграционного учёта уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания. Этот приказ вступил в силу с 28.07.2019.

Уведомление об убытии направляется в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном или районном уровне по месту постановки на учёт по месту пребывания иностранного гражданина.

Это можно сделать несколькими способами (ч. 2.2 ст. 23 Закона о миграционном учёте, п. п. 1, 4 Порядка направления в орган миграционного учёта уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания): лично, через МФЦ или почтовым отправлением.

За нарушение требований об уведомлении, например за непредставление уведомления об убытии иностранного работника-вахтовика, поставленного на учёт по месту пребывания по адресу организации (если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния), грозит штраф (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ):

  • от 40 000 до 50 000 руб. ‒ для должностных лиц организации;
  • от 400 000 до 500 000 руб. ‒ для организации.

Таким образом, при расторжении трудового договора с иностранным работником, работодателю необходимо учитывать все нормы и ограничения миграционного законодательства и своевременно отслеживать изменения нормативных правовых актов.

[1] П. п. 4, 7 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[2] П. п. 3, 6 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[3] П. 9 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[4] П. 5 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[5] П. 2 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[6] П. 8 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[8] П. 9 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

Читайте также: