Социально правовые особенности работы с клиентами социальных служб

Обновлено: 17.05.2024

Клиентами социальных работников могут быть: отдельный человек; семья; группа; сообщество людей или организация. Функции социальной работы во многом связаны с оказанием разнообразной социальной, психологической и педагогической помощи в любых обстоятельствах, где она только может понадобиться. Сюда относятся: различные кризисные ситуации; коррекция социальных девиаций; семейные проблемы и многое другое.

Содержание работы
Содержимое работы - 1 файл

реферат.docx

2. Подходы к клиенту в социальной работе (биопсихосоциальный, ролевой, системно-институциональный)……… ………………………………………. 5

3. Категории клиентов социальной работы……………………………………..8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………15

Как известно, главные роли на сцене практической социальной работы играют два основных персонажа: клиент и социальный работник.

Поведение, индивидуальные качества, социальный статус, социальные роли, приобретённые или утраченные, – это важные доминанты, влияющие на изменение жизненной позиции человека и присвоение ему роли клиента.

Уникальность социальной работы для оказания помощи людям, заключается именно в том, чтобы способствовать достижению изменений во взаимодействиях между людьми и окружающим их миром.

В соответствии с признанным международным сообществом определением практической социальной работы клиентом социальных служб может быть практически каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию [9, c. 63].

Клиент социальной службы является особой категорией, стать клиентом нелегко. Ведь человеку приходится приносить в жертву очень многое: независимость, свободу, самостоятельность, значимые связи, привычки, наклонности, прочно удерживающие его в той системе отношений, которая представляется ему единственно возможной. Это свидетельствует о том, что не каждый человек может принять на себя роль клиента, занимая ту или иную позицию во взаимодействии со специалистом [1, c. 71].

Клиент – лицо, пользующееся услугами социальной службы или отдельного специалиста: социального работника, социального педагога, психотерапевта.

Уникальность социальной работы и ее отличие от других профессий, предназначенных для оказания помощи людям, в том, чтобы способствовать достижению изменений во взаимодействиях между людьми и окружающим их миром. Каждому клиенту свойственны определенные личностные характерные черты, которые должны быть обнаружены и задействованы социальным работником в процессе работы. Вне зависимости от того, является ли клиентом социального работника отдельная личность, группа, семья или более крупная социальная структура, ей будут свойственны особые потребности, система ценностей, возможности, уровень знаний, система вероисповедания наряду с физическими характеристиками и накопленным опытом, которые каждую ситуацию делают по истине уникальной [6, c. 103].

К тому же клиенты не находятся в вакууме. Их непосредственное окружение также оказывает на них свое влияние. В непосредственное окружение могут входить друзья, семья, работники школы, работодатели, соседи и все те, кто просто хочет оказать помощь, как профессиональную, так и непрофессиональную, непосредственно, от всего сердца, руководствуясь своими знаниями и жизненным опытом. Вследствие того, что непосредственное окружение также вносит свой вклад в решение проблемы, необходимо в интегральное понятие клиента социальной работы включить и непосредственных участников этого социального окружения, к участникам которого можно будет прибегнуть в ходе работы с клиентом [6, c. 106].

2. Подходы к клиенту в социальной работе (биопсихосоциальный, ролевой, системно-институциональный)

Рассмотрим, какие особенности к подходу клиентов раскрываются в биопсихосоциальном, ролевом, системно-институциональном подходах к клиенту в социальной работе. На основе этих подходов постараемся рассмотреть, какие представления существуют о клиенте.

С. Бриар и Г. Миллер разработали ролевую концепцию подхода к клиенту. Они определяют субъектность клиента исходя из его роли. Клиент – это социальная роль, которая формируется у индивида благодаря четырём источникам:

    • социальному агентству;
    • нормативным ожиданиям социального работника и его референтных групп;
    • самооценки клиента;
    • социальным группам, чьи требования и ожидания воздействуют на клиента, социального работника и агентство [3, c. 203].

    Опираясь на классификацию С. Бриар и Г. Миллер, выделяют следующие роли агентства на основании ориентации клиента:

    Таким образом, С. Бриар и Г. Миллер считают что ценности и нормы специалиста и агентства заложены в определение и структуру роли клиента, они влияют на ожидание индивида, его установки, мотивацию к изменению [3, c. 207].

    Системный подход – это динамический подход к проблемам клиента, где главный акцент делается на процесс изменения и взаимодействия. А. Пинкус и А. Минахан распространяют системный подход и на клиента, имеющего особые нужды, рассматривая его систему, идущую на контакт; или как систему, оказывающую сопротивление. Система клиентуры – это клиенты, которые обратились к специалисту по социальной работе с просьбой о помощи в решении их проблем и оформили соответствующий контракт (устное соглашение) о сотрудничестве. Специалист, заключивший контакт с клиентами, не только проявляет уважение к их гражданским правам, но и организует процесс взаимодействия как процесс равноправного сотрудничества и партнёрства. Субъектам, требующим вмешательства, может быть и организация, и община, и отдельный институт, мешающий функционированию других субъектов и групп. Силы сопротивления, характерные для данной системы: нежелание принимать, чью либо помощь; страх утраты собственных позиций; неверие в возможность перемен; нежелание тратить времени; препятствия на пути к сотрудничеству; неуверенность [3, c. 212].

    Системный подход позволяет подойти к проблемам клиентов на основе их общности, и поэтому объединяются, казалось бы, не объединённые объекты, отдельные индивиды и группы, институты и территориальные сообщества. Этот подход позволяет эффективно внедрять ценности и знания социальной работы, преодолевать этическую определённость и ценностные противоречия, встречающиеся в практике социальной работы [3, c. 215].

    3. Категории клиентов социальной работы

    В социальной работе имеются два вида клиентуры: добровольная и обязательная. Важнейшая задача социальной работы – распознать и учитывать особенности социально значимых проблем потенциальных или реальных клиентов и одновременно определить источники их конфронтации со службой и нежелания наладить взаимоотношения с ней. Согласно украинскому законодательству, лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получить социальную помощь в случае обращения в социальную службу [5, c. 19].

    У специалистов по социальной работе, которые ведут приём населения, сталкиваясь с проблемами клиентов, существуют своя классификация клиентов. В основе её лежит экзистенциальная проблематика клиентов: справедливость, законность, смысл существования, ответственность [2, c. 34].

    Клиентами социальных работников могут быть: отдельный человек; семья; группа; сообщество людей или организация. Функции социальной работы во многом связаны с оказанием разнообразной социальной, психологической и педагогической помощи в любых обстоятельствах, где она только может понадобиться. Сюда относятся: различные кризисные ситуации; коррекция социальных девиаций; семейные проблемы и многое другое [7, c. 63].

    В общем смысле в социальной работе принято считать, что клиентами могут быть индивид, семья, группа, община или организация, имеющая проблемы. Клиенты, которым обычно оказывает услуги социальный работник, подразделяются на следующие категории:

    Читайте также: