Методы обеспечения бжд из профессии дизайнер

Обновлено: 11.05.2024

Для раскрытия методов обеспечения безопасности введем следующие определения.
Гомосфера — пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.
Ноксосфера — пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.
Совмещение гомосферы и ноксосферы может привести к реализации опасности для человека.
Обеспечение безопасности достигается тремя основными методами.
А-метод разделения гомосферы и ноксосферы в пространстве или во времени. Этот метод реализуется следующими средствами:
-ограждение механизмов, обеспечением недоступности в опасную зону, использованием блокирующих и предохранительных устройств;
-герметизацией оборудования и аппаратуры;
-тепловой изоляцией нагретых поверхностей или применением средств защиты от лучистого тепла;

Содержание

Контрольный теоретический вопрос………………………..
Контрольные тестовые задания…………………………….
Практическая часть………………………………………….
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Для раскрытия методов обеспечения безопасности введем следующие определения.docx

  1. Контрольный теоретический вопрос………………………..
  2. Контрольные тестовые задания…………………………….
  3. Практическая часть………………………………………….
  4. Список литературы…………………………………………….

Контрольный теоретический вопрос.

Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Для раскрытия методов обеспечения безопасности введем следующие определения.

Гомосфера — пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.

Ноксосфера — пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.

Совмещение гомосферы и ноксосферы может привести к реализации опасности для человека.

Обеспечение безопасности достигается тремя основными методами.

А-метод разделения гомосферы и ноксосферы в пространстве или во времени. Этот метод реализуется следующими средствами:

-ограждение механизмов, обеспечением недоступности в опасную зону, использованием блокирующих и предохранительных устройств;

-герметизацией оборудования и аппаратуры;

-тепловой изоляцией нагретых поверхностей или применением средств защиты от лучистого тепла;

-переходом к технологиям и оборудованию с замкнутым циклом движения жидких и газообразных веществ;

-проведением периодического технического обслуживания и проверкой технического состояния оборудования на соответствие требованиям безопасной эксплуатации;

-обеспечением функциональной диагностики состояния оборудования в процессе работы;

-использованием дистанционного управления технологическими процессами и оборудованием;

-использованием средств автоматизации и станков с программным управлением;

Б-метод, состоящий в нормализации ноксосферы, т.е. путём исключения опасности. Достигается следующими средствами:

-использованием экранов, демпферов, поглотителей, фильтров, для защиты от шума, пыли, вибрации, излучений, электромагнитных полей и т.д.;

-заменой сухих способов транспортировки и обработки пылящих материалов мокрыми;

-заменой технологических процессов, связанных с возникновением шума, вибрации и других опасных и вредных факторов, процессами, где эти факторы отсутствуют или имеют несущественную интенсивность;

-организацией полного улавливания или очистки технологических выбросов и сбросов.

В-метод, включающий гамму приёмов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Это достигается:

-закалкой организма, общей физической культурой;

-обучением, получением инструктажа на отдельные виды работ;

-психологической подготовкой к восприятию опасностей и отработкой практических навыков и норм поведения в экстремальных условиях;

-использованием индивидуальных средств защиты, спецодежды, противогазов, инструмента с изолированными ручками, измерительных средств и приборов.

В реальных условиях используется комбинация названных методов.

Средства обеспечения безопасности классифицируются на средства индивидуальной (СИЗ) и коллективной (СКЗ) защиты, которые, в свою очередь, делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т. д.

Для повышения безопасности технических систем и снижения техногенного риска существуют типовые принципы, методы и средства предупредительного, контролирующего и защитного характера. Их применяют на различных этапах жизненного цикла технических систем: в процессе проектирования, на стадиях производства и эксплуатации систем.

На стадии проектирования предупредительные методы включают в себя: анализ альтернативных решений, выбор высоконадежных и экологичных материалов, определение запаса прочности, обучение проектировщиков и т. д.

Контрольные методы характеризуются экспериментальной проверкой технических решений, проверкой режимов функционирования, контролем надежности и качества и др.

Защитные включают в себя введение в состав системы специальных защитных приборов, принятие решений по локализации отказов, обеспечение сохранения работоспособности рабочих элементов при отказах в системах.

На стадии производства технических систем:

  • предупредительные — выбор прогрессивных технологий, обучение производственного персонала, надзор за производственным оборудованием и пр.;
  • контрольные — проведение входного и выходного пооперационного контроля, контроль качества трудовых и технологических процессов и пр.;
  • защитные – дублирование средств защиты, введение блокировок, разработка систем обслуживания и пр.

На стадии эксплуатации технически систем:

  • предупредительные — использование автоматизированных средств контроля и поиска неисправностей, оценка и прогнозирование технического состояния и надежности, обучение обслуживающего персонала и пр.;
  • контрольные — автоматизированная обработка информации об отказах и неисправностях, контроль качества, надзор и пр.;
  • защитные — использование автоматических средств защиты, анализ последствий отказов и реализация защитных мероприятий, обучение персонала для работы при возникновении отказов и др.

Современными методами обеспечения БЖД являются:

1) создание оптимальных (нормативных) условий в зонах жизнедеятельности человека;

2) идентификация опасных и вредных факторов в этих зонах и снижение их до нормативно допустимых уровней;

3) прогнозирование зон повышенного риска и использование защитных мер и специальных служб и формирований для локализации и ликвидации негативных воздействий на объектах с повышенным техногенным риском и для защиты от естественных негативных воздействий;

4) подготовка кадров по вопросам БЖД. [2, с. 44-46]

2. Контрольные тестовые задания

1. Факторы травмоопасных условий труда вызывают:

1) риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний в течение смены;

2) временную утрату трудоспособности;

3) негативные, но обратимые функциональные нарушения организма;

4) развитие хронических заболеваний

Ответ: а. Риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний в течение смены.

Производственная травма – это следствие действий на организм различных внешних, опасных производственных факторов. Чаще производственная травма – это результат механического воздействия при наездах, падениях или контакте с механическим оборудованием.

Травмирование возможно вследствие воздействий: химических факторов (ядохимикаты, в виде отравления и ожогов); электрического тока (ожоги, электрические удары), высокая или низкая температура (ожоги и обморожение); движущие машины и механизмы; обломки разрушающих конструкций и т.д.

Производственный травматизм – это совокупность несчастных случаев на производстве.

Мероприятия по профилактике травмотизма включает решение вопросов охраны труда, внедрение новых, передовых методов организаций безопасной работы на каждом производственном участке. [3, с. 92]

  1. Все опасности по источникам возникновения классифицируются на:

4) действующие на человека.

Ответ: г. Действующие на человека

Опасность-это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных наносить ущерб здоровью человека или окружающейсреде.
Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Говорят также, что такие системы обладают так называемым остаточным риском, т.е. способностью к потере устойчивости или длительному отрицательному воздействию на человека, окружающую среду.

  • угроза для жизни;
  • возможность нанесения ущерба здоровью;
  • нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
  • нарушение условий нормального функционирования экологических систем

1) врожденные, т.е. постоянные для каждого вида;

2) врожденные, передающиеся по наследству;

3) видовые, т.е. постоянные для каждого вида;

4) относительно постоянные.

Ответ: а. Врожденными, то есть постоянны для каждого вида.

-это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма

-являются видовыми, т. е. свойственными всем представителям данного вида

-относительно постоянны, как правило, сохраняются в течение всех жизни

-осуществляются в ответ на адекватные раздражения, приложенные к одному определенному рецептивному полю

-замыкаются на уровне спинного мозга и стволовой части головного мозга

-осуществляются через филогенетически закрепленную, анатомически выраженную рефлекторную дугу.

Все безусловные рефлексы по степени сложности и выраженности реакций организма разделяют на простые и сложные; в зависимости от вида реакции — на пищевые, половые, оборонительные, ориентировочно- исследовательские и др.; в зависимости от отношения животного к раздражителю — на биологически положительные и биологически отрицательные.

Безусловные рефлексы возникают главным образом под влиянием контактного раздражения: пищевой безусловный рефлекс - при попадании пищи в рот и воздействии ее на рецепторы языка; оборонительный — при раздражении болевых рецепторов. Однако возникновение безусловных рефлексов возможно и под влиянием таких раздражителей, как звук, вид и запах предмета. Так, половой безусловный рефлекс возникает под влиянием специфического полового раздражителя (вид, запах и другие раздражители, исходящие от самки или самца).

Ориентировочно - исследовательский безусловный рефлекс возникает всегда в ответ на внезапный малоизвестный раздражитель и проявляется обычно в повороте головы и движении животного в сторону раздражителя.

Биологический смысл его заключается в обследовании данного раздражителя и всей внешней окружающей обстановки.

К сложным безусловным рефлексам относятся такие, которые имеют циклический характер и сопровождаются различными эмоциональными реакциями (инстинкты).

Безусловные рефлексы служат основой для образования условных рефлексов. Нарушение или извращение безусловных рефлексов обычно связано с органическими поражениями головного мозга; исследование безусловных рефлексов проводится для диагностики ряда заболеваний центральной нервной системы. [1, с. 33-35]

В химических отраслях аварии делят на две категории:

I — аварии в результате взрывов, вызывающих разрушение технологической схемы, инженерных сооружений, вследствие чего прекращается выпуск продукции и для восстановления требуются специальные ассигнования от вышестоящих организаций;

II — аварии, в результате которых повреждено техническое оборудование, инженерные сооружения, вследствие чего прекращается выпуск продукции и для восстановления требуются нормативные суммы на плановый капитальный ремонт, но не требуются специальные ассигнования вышестоящих инстанций.

С точки зрения ГО классификация аварий должна отвечать на вопросы о степени опасности. Поэтому она выглядит следующим образом.

Частная (локальная) — авария, либо не связанная с выбросом СДЯВ, либо произошла незначительная утечка ядовитых веществ.

Объектовая — авария, связанная с утечкой СДЯВ из технологического оборудования. Глубина пороговой зоны менее радиуса санитарнозащитной зоны вокруг предприятия.

Местная авария — авария на ХОО, связанная с разрушением большой единичной емкости СДЯВ. Химическая опасность сохраняется до шести часов. Последствия ограничиваются пределами города, района, области. Облако достигает зоны жилой застройки. Требует срочного проведения эвакуации из ближайших жилых районов, населенных пунктов и других мероприятий по экстренной защите населения;

Региональная авария — авария на ХОО со значительными, иногда многократными выбросами СДЯВ, локализовать которую не удается в течение 6 часов и более. Последствия ограничиваются пределами нескольких областей.

2. Выбор методов и средств обеспечения БЖД работников в помещении.

Обеспечение БЖД достигается при проектировании тремя методами

А- метод использующий пространственное или временное разделение номосферы и ноксосферы. Это достигается при механизации, автоматизации производственных процессов, дистационным управлением оборудовании, использование манипуляторов и роботов

Б- направленный на нормализацию ноксосферы путем исключения опасностей и на приведение характер. Ноксосферы в соответствии с характ. Человека от шума, вибраций газа, пыли и.т.д. с помощью СКЗ.

В- направленный на адаптацию человека к соотв. Среде и повыш. Его защищённости(наприьер с помощью СИЗ) он реализ. Путем профотбора, обучения инструктирования психологического воздействия и.т.д.

Вреальных условиях используют названные методы в том или ином сочетании(Г-метод)

Для обеспечения БЖД работников в помещении следует поддерживать требуемое качество воздуха, т.е. оптимальные параметры микроклимата, постоянство газового состава и отсутствие вредных примесей в воздухе. Для этого необходимо подавать в эти помещения определенное количество чистого наружного воздуха, потребность в котором регламентируется СНиП 2.04.05-91. Для поддержания определенных параметров микроклимата используется отопление, вентиляция, кондиционирование, которое является важнейшей частью инженерного сооружения.

Отопление – это система поддержания в закрытых помещениях нормируемой температуры воздуха не ниже установленной ГОСТ 12.1.005-88 и СниП 2.04.05-91. В помещениях с электронно-вычислительной техникой предусматривают центральное отопление в сочетании с приточной вентиляцией или кондиционирование воздуха

Вентиляция – это организованный и регулируемый воздухообмен в помещениях, в процессе которого загрязненный или нагретый воздух удаляется и на его место подается свежий чистый воздух.

Кондиционирование – это автоматическое поддержание в закрытых помещениях всех или отдельных параметров воздуха с целью обеспечения оптимальных микроклиматических условий.

Согласно СНиП 2.04.05-91 системы вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления рекомендуется предусматривать: 1) отдельными для каждой группы помещений по взрывопожарной опасности, размещенных в пределах одного пожарного отсека; 2) общими для следующих помещений: а) жилых; б) общественных, административно-бытовых и производственных категорий.

Важное место в комплексе мероприятий по охране труда и оздоровлению условий труда работающих с вычислительной техникой занимает создание оптимальной световой среды, т.е. рациональная организация естественного и искусственного освещения помещения и рабочих мест.

Требования, которые должны соблюдаться при оборудовании рабочих мест, предназначенных для работы с вычислительной техникой:

Обеспечить уровни освещенности и контрастности на экране и вокруг него, которые обеспечили бы зрительный комфорт и позволяли бы адаптацию к типу задачи оператору.Соблюдать равномерную яркость в различных зонах зрительного пространства так, чтобы избежать зрительного дискомфорта.

Инженерные решения по результатам расчета

С целью снижения всех вышеперечисленных расходов, связанных сРВ, при проектировании промышленных предприятий и выборе места для его строительства необходимо учитывать близость АЭС. Кроме того, на промышленных предприятиях необходимо принимать меры для полного обеспечения безопасности персонала в случае с аварией с выбросомРВ. необходимо иметь средства сигнализации об опасности вследствие выброса РВ, и. приятии необходимо иметь специально обученный действиям при аварии персонал , чтобы не было необходимости в привлечении персонала МЧС ( при небольшом масштабе аварии). На предприятии, согласно утвержденного графика, необходимо проводить учения с иммитацией выброса РВ в небольших количествах на промпредприятии и большой аварии на химическом предприятии, находящемся вблизи ОЭ. На промпредприятии должна быть четко отработана схема эвакуации персонала объекта ( а в случае необходимости и членов их семей) в чистую зону. Персонал должен четко знать, что в случае аварии он эвакуируется из зоны заражения строго против ветра, должен уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты, имеющимися на рабочих местах. Эти мероприятия должны снизить вероятность больших последствий аварий с выбросом РВ, а также количество погибших и получивших ранения (и как следствие - инвалидность), что соответственно уменьшит процент экономического ущерба предприятия в случае аварии на самом объекте или соседнем с ним химическом объекте.

Вопрос обеспечения БЖД работников фирм и предприятий и по сей день является актуальным, что обусловлено прежде всего тем, что обусловлено прежде всего тем, что на протяжении последних лет усугубляется неблагоприятная ситуация в промышленности с охраной труда, а в ОС - с качеством природной среды. Растут число и масштабы техногенных ЧС. В промышленности растет уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Растут и масштабы загрязнения атмосферы.

Рост масштабов производственной деятельности, расширение области применения технических систем, автоматизация производственных процессов приводят к появлению новых неблагоприятных факторов производственной среды, учет которых является необходимым условием обеспечения требуемой эффективности деятельности и сохранение здоровья работников. Поэтому в курсовой работе были рассмотрены возможные поражающие, опасные и вредные факторы производственной среды, также были описаны методы и средства обеспечения БЖД работников, основные мероприятия по электробезопасности, охране ОС, предупреждению пожаров и аварий в помещении и ликвидации последствий ЧС. Кроме того, особое внимание было уделено расчетно-конструктивным решениям по основным СКЗ работников помещения при нормального и аварийном режимах работы.

Финансируются за счет ассигнований , выделяемых отдельной строкой в федеральном республиканском областном городском районном и поселковом бюджете. За счет прибыли (доходов) предприятия, а также их фондов ОТ.

Работники предприятия не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели (ст.17 основ.)


10 чел. помогло.

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД


  1. Информационная.

  2. Биофизическая.

  3. Энергетическая.

  4. Пространственно антропометрическая

  5. Технико-эстетическая.

^ Биофизическая совместимость подразумевает создание такой окружающей среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физиологическое состояние.

^ Энергетическая совместимость подразумевает согласования органов управления машиной с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий.

^ Пространственная антропометрическая совместимость предполагает учет размеров тела человека, возможность обзора внешнего пространства, позы человека во время работы.

Технико-эстетическая совместимость заключается в обеспечении удовлетворенности человека от общения с машиной, технологическим процессом.

ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЖД


В структуре общей теории безопасности принципы и методы играют методологическую роль. Дают целостное представление о связях в рассматриваемой области знания. Принцип - это идея, мысль, основное положение. Метод - это путь, способ достижения цели исходящих из знания наиболее общих закономерностей. Методы и принципы определенным способом взаимодействуют. Средства обеспечения безопасности - это конструктивно - организационное, материальное поощрение, конкретная реализация принципов и методов. Принципы обеспечения безопасности: 1 ориентирующие, 2 технические, 3 организационные, 4 управленческие. 1 - активность, гуманизация, замена оператора, ликвидация опасности. 2 - блокировки, герметизация, прочность, слабое звено, экранирование. 3 - защита временем, информация, несовместимость, нормирование, подбор кадров, последовательность, эргономичность. 4 - контроль, обратная связь руководства и коллектива, ответственность.
^

МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Гомосфера (рабочая зона) - это пространство, где находится человек в процессе деятельности. Нокосфера - это пространство, в котором существует постоянно или периодически возникает опасность. Обеспечение безопасности достигается 3 основными методами:

Метод А: состоит в пространственном или временном разделении гомосферы и нокосферы. Достигается средствами дистанционного управления. Например, управление комбайном в лаве без присутствия человека.

Метод Б: состоит в нормализации нокосферы, путем исключения безопасности. Различные средства защиты.

Метод В: включает сумму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению ее защищенности. Подготовка персонала, проф. отбор зависит от типа человека. Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ). СКЗ и СИЗ делятся на групповые в зависимости от опасности и индивидуальные. Групповые: камеры ожидания. Индивидуальные: самоспасатели.

НАДЕЖНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ БЕЗОПАСНОСТИ

В повышении безопасности производства важную роль играют средства защиты: системы контроля состояния среды.

Под надежностью понимаются свойства системы выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах. Существуют 2 режима: а) режим ожидания б) режим исполнения.

Надежность может быть: а) функциональной в режиме ожидания, б) технологической в процессе работы, в) эксплуатационной (на прочность).

Показатели безопасности: а) вероятность безотказной работы, б) время работы, в) средняя наработка на отказ.

Показатели восстановления: а) вероятность восстановления, б) интенсивность -«-«-, в) среднее время -«-«-.

Анализ отказов средств безопасности свидетельствует о том, что отказы являются внезапными и независимыми между собой.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЖД

Как всякая система она имеет свойство, чтобы ей управляли. Понятие об управлении БЖД. Это риск и объективная возможность воздействия на уровне безопасности, выдвигает вопросы методики, и техники управления безопасностью. Под управлением БЖД понимается организационное воздействие на систему человек - среда с целью достижения заданных результатов.

Нормативно-правовые требования Отчетная информация

Управляющая система

Управляемая система информация


  • Процесс принятия решения должен начинаться с выявления конечных целей.

  • Всю проблему следует рассматривать как единое целое.

  • Анализ путей достижения поставленных целей. Цель должна удовлетворять условиям реальности. Формирование цели это наиболее трудная задача в управлении БЖД.

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА


  • Научный замысел.

  • Воплощение замысла.

  • Реализация проекта.

  • Исполнение.

  • Испытание.

  • Внедрение в производство.

  • После отработки - снятие.

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ БЖД


  1. Анализ и оценка состояния объекта.

  2. Прогнозирование и планирование мероприятий для достижения целей и задач управления.

  3. Организация или формирование системы управляющей и управляемой.

  4. Контроль - это проверка хода организации управления.

  5. Определение эффективности мероприятий.

  6. Стимулирование.

СРЕДСТВА УПРАЛЕНИЯ БЖД

В БЖД выделяют следующие аспекты управления: мировоззренческий, физиологический, психологический, воспитательный, эргономический, экологический, медицинский, технический, организационно – правовой, экономический.


  1. Техногенная группа.

  2. Стихийные силы природы.

  3. Государственная разрушительная система (оружие, войны).

  4. Действие и бездействие лиц создающие реальную угрозу жизни и здоровью людей.

  1. Общественное отношение, содержанием которых являются права и обязанности субъектов по доставлению достоверной информации.

  2. Правоотношения, связанные с вопросами профессиональной подготовки работающих, образования населения в сфере безопасности.

  3. Нормы, регулирующие правоотношения в области промышленной безопасности. Они несут основную нагрузку по защите жизни людей и их здоровья (законодательство).

  4. Правоотношения в области здравоохранения.

  5. Правоотношения в области охраны труда, регулируемые нормами трудового и других отраслей права.

Практическое обеспечение безопасности жизнедеятельности при проведении технологических процессов и эксплуатации технических систем во многом определяется решениями и действиями инженеров и техников. Безопасность жизнедеятельности на производстве необходима для того чтобы снизить риск и предотвратить получения травм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Роль безопасности жизнедеятельности в подготовке специалиста
2 Цель, методы и средства профотбора.
2.1 Виды инструктажа
3 Классификация видов опасности, основные методы обеспечения безопасности
3.1 Методы обеспечения безопасности
4 Образование в области безопасности жизнедеятельности
5 Перспективы развития безопасности жизнедеятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

Роль безопасности жизнедеятельности в подготовке специалиста

Цель, методы и средства профотбора.

Классификация видов опасности, основные методы обеспечения безопасности

Методы обеспечения безопасности

Образование в области безопасности жизнедеятельности

Перспективы развития безопасности жизнедеятельности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Цель курса: сформировать у специалистов представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Задачи курса: вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

• создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

• идентификации опасностей среды обитания природного и антропогенного характера;

• разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

• проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями их безопасности и экологичности;

• обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

• прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;

• принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

В результате изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" специалист должен знать:

  • теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек – среда обитания";
  • правовые, нормативно–технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
  • основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо–физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;
  • идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, средства и методы повышения безопасности и экологичности технических средств и технологических процессов;
  • методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;
  • методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.

Научиться устанавливать опасность.

Не допустить опасность, ликвидировать угрозу её возникновения.

Ликвидировать её последствия с минимальными затратами для экономики и здоровья.

Методы и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Рациональные условия труда (трудовая деятельность).

Экологические, правовые и организационные основы БЖ.

1 РОЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА

Практическое обеспечение безопасности жизнедеятельности при проведении технологических процессов и эксплуатации технических систем во многом определяется решениями и действиями инженеров и техников. Безопасность жизнедеятельности на производстве необходима для того чтобы снизить риск и предотвратить получения травм. Руководитель производственного процесса обязан:

  • обеспечивать оптимальные (допустимые) условия деятельности на рабочих местах подчиненных ему сотрудников;
  • идентифицировать травмирующие и вредные факторы, сопутствующие реализации производственного процесса;
  • обеспечивать применение и правильную эксплуатацию средств защиты работающих и окружающей среды;
  • постоянно (периодически) осуществлять контроль условий деятельности, уровня воздействия травмирующих и вредных факторов на работающих;
  • организовывать инструктаж или обучение работающих безопасным приемам деятельности;
  • лично соблюдать правила безопасности и контролировать их соблюдение подчиненными;
  • при возникновении аварий организовывать спасение людей, локализацию огня, воздействия электрического тока, химических и других опасных воздействий.

Разработчик технических средств и технологических процессов на этапе проектирования и подготовки производства обязан:

  • идентифицировать травмирующие и вредные факторы, возникновение которых потенциально возможно при эксплуатации разрабатываемых технических систем и реализации производственных процессов в штатных и аварийных режимах работы;
  • применять в технических системах и производственных процессах экобиозащитную технику с целью снижения вредных воздействий до допустимых значений;
  • определить риск возникновения травмоопасного воздействия в системе и снизить его значение до допустимого уровня применением защитных устройств и других мероприятий;
  • обеспечить конструктивными решениями непрерывный (периодический) контроль за состоянием защитных средств и параметров или процесса, влияющих на уровень их безопасности и экологичности;
  • сформулировать требования к уровню профессиональной подготовки оператора технических систем или технологических процессов;
  • при выборе технического решения обеспечить малоотходность производства и максимальную эффективность использования энергоресурсов.

Задачи специалиста в области безопасности жизнедеятельности сводятся к следующему:

  • контроль и поддержание допустимых условий (параметры микроклимата, освещение и др.) жизнедеятельности человека в техносфере;
  • идентификация опасностей, генерируемых различными источниками в техносферу;
  • определение допустимых негативных воздействий производств и технических систем на техносферу;
  • разработка и применение экобиозащитной техники для создания допустимых условий жизнедеятельности человека и его защиты от опасностей;
  • обучение работающих и населения основам безопасности жизнедеятельности в техносфере.

2 ЦЕЛЬ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПРОФОТБОРА. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ И ПРИГОДНОСТЬ. ОТБОР И ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ.

В настоящее время постоянно возрастает роль профотбора при приеме людей на работу. Многие предприятия, стремящиеся к повышению эффективности труда, пытаются использовать передовой зарубежный опыт, который свидетельствует, что успеха можно достичь не только за счет использования новых технологий, но и за счет более качественно отобранных кадровых ресурсов.

Профессиональный отбор — процедура вероятностной оценки ((проф.пригодности)) человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей. В профессиональном отборе выделяют 4 компонента:

    1. Медицинский отбор
    2. Образовательный отбор
    3. Социально-психологический отбор
    4. Психофизиологический отбор.

Профотбор состоит в научно обоснованном допуске человека к определенному труду в случае обнаружения у него необходимых задатков, достаточной физической и образовательной подготовки. Профотбору обычно предшествует профподбор. Профподбор служит для определения круга профессий, наиболее подходящих для данного человека, т. е. помогает ему подобрать профессию с помощью научно обоснованных методов и средств. Для целей профподбора (профотбора) используют анкетный, аппаратурный и тестовый методы.

Психофизиологическая диагностика. Психофизиологическая диагностика - это обобщенная оценка психофизиологических возможностей работника относительно эффективного выполнения конкретного вида деятельности и психофизиологической пригодности к выполнению работ повышенной опасности.

Виды психологических тестов применяемых при профотборе:

  • интеллектуальные тесты. Предназначены для выяснения уровня интеллекта и образования кандидата.
  • тесты на внимание и память, Личностные тесты, тесты на выявления уровня мотивации, Тесты межличностных отношений, Тесты способностей.

ОБЩИЕ - присущие всем людям основные формы психического отражения: способности ощущать, воспринимать, запоминать, переживать, мыслить; а также в большей или меньшей степени присущие всем людям способности к общечеловеческим видам деятельности: игре, учению, труду, общению.

ЧАСТНЫЕ - присущие не всем людям способности: музыкальный слух, точный глазомер, настойчивость, смысловая память; а также: профессиональные, специфические, особенные. оценка персонала является важной составляющей принятия объективного решения при найме персонала. Обычно предлагаются следующие процедуры отбора персонала: предварительная отборочная беседа — анкетирование — собеседование — тестирование — проверка рекомендаций послужного списка — медицинский осмотр; собеседование кандидата с сотрудниками отдела человеческих ресурсов — наведение справок о кандидате — собеседование с. руководителями подразделения — испытание и т. д. Для каждой категории сотрудников существуют свои наиболее оптимальные методы оценки.

2.1 Виды инструктажа

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, а также с командированными работниками, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

Первичный инструктаж на рабочем месте должен проводиться со всеми вновь принятыми на работу работниками. Данный вид инструктажа проводится с каждым работником индивидуально с демонстрацией безопасных приемов труда.

Повторный инструктаж проводится с целью проверки и повышения уровня знаний работником правил и инструкций по охране труда индивидуально или с группой работников одной профессии или бригады по программе инструктажа на рабочем месте. Данный вид инструктажа должны проходить все работающие не реже чем через 6 месяцев после проведения очередного инструктажа, за исключением тех работников, которые не связаны с использованием в их трудовой деятельности инструментов и оборудования.

Внеплановый инструктаж должен проводиться в случае изменения правил по охране труда, при изменении технологических процессов, замене оборудования и других изменениях, влияющих на безопасность труда работников.

Целевой инструктаж необходимо проводить в случаях поручения работнику выполнения разовых работ, не связаны с прямыми трудовыми обязанностями работника по его основной специальности. Аналогичный инструктаж должен проводиться с работниками в случае поручения им выполнения работ по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, производства работ, на которые необходимо оформлять наряд-допуск, специальное разрешение и иные документы, а также в других случаях, предусмотренных правилами по охране труда.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой осуществляется непосредственным руководителем работ (мастером, начальником бюро, лаборатории и т. д.). Инструктаж на рабочем месте должен завершаться проверкой знаний инструктируемого посредством устного опроса или с помощью технических средств обучения, а также фактической проверкой приобретенных навыков безопасных приемов работы. Оценку знаний работников осуществляет тот же руководитель, который проводил соответствующий инструктаж.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания при проведении проверки, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОПАСНОСТИ, ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Опасность – это явление, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др.Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр.

Дизайнер (англ. design — замысел, проект, рисунок) — это специалист, занимающийся художественным конструированием предметов, интерьеров, проектированием эстетического облика промышленных изделий.
Одной из профессий XX века, непосредственно обусловленной прогрессом науки и техники, является профессия художника конструктора, или, как часто ее называют, профессия дизайнера.
Современный этап развития общества характеризуется проявлением особого внимания к удовлетворению духовных и материальных потребностей людей. Создание красивых и практичных предметов домашнего обихода, изящной и
удобной одежды, эстетически содержательной обстановки на производстве — всем этим занимается дизайнер.
В профессии дизайнера объединяются функции инженера, художника (архитектора), психофизиолога (гигиениста), социолога, экономиста (маркетолога), эргономиста (специалиста по оптимальным режимам труда).

  • промышленный дизайн — проектирование максимально удобных, дешевых и красивых изделий (станок, автомобиль, телевизор и др.);
  • графический дизайн — оформление деловой документации, книжно-журнальной и газетной продукции, создание технических и рекламных надписей;
  • дизайн предметов среды — создание ансамбля предметов в пространстве промышленных и общественных помещений.

Содержание труда.

Психологические характеристики профессии
В обязанности дизайнера (художника-конструктора) входят:
• разработка художественно-конструкторских проектов изделий (комплексов) производственного и бытового назначения;
• отбор и анализ патентной и другой научно-технической информации, необходимой на различных этапах художественного конструирования;
• разработка технической документации на проектируемое изделие (рисунки, схемы, чертежи, модели) и подготовка данных для расчетов экономического обоснования изделия;
• участие в выполнении отдельных этапов при разработке художественно-конструкторских предложений;
• контроль и авторский надзор за реализацией художественно-конструкторских решений при проектировании, изготовлении, испытании и доводке опытных образцов;
• проведение сравнительного анализа аналогичной отечественной и зарубежной продукции, оценивание ее эстетического уровня.
Таким образом, основная цель деятельности дизайнера — эстетизация, гармонизация и рационализация предметного окружения современного человека.

Основной предмет труда — художественный образ (изобразительное искусство), сопутствующий — знаковые системы (схемы, чертежи, графики, цифры).

В своей работе дизайнер использует средства труда:
• вещественные (орудийные) — ручные (карандаши, краски, кисти, ножницы), механические (аэрограф, дрель), электрифицированные (персональный компьютер);
• невещественные (функциональные) — творческое наглядно-образное мышление, долговременную образную память, объемное, распределенное внимание, воссоздающее и творческое воображение; речь; общую координацию движений тела и мелкую моторику рук; органы чувств — зрение, слух, осязание.

Дизайнер осуществляет деятельность в соответствии с действующими:
• должностными обязанностями;
• постановлениями, распоряжениями, приказами вышестоящих органов;
• правилами, стандартами, руководящими, методическими и нормативными материалами по художественному конструированию, при этом работа имеет малоопределенный характер, отличается большим количеством ситуаций новизны и требует от специалиста постоянной активности в поиске вариантов реализации процесса труда, принятия ответственного, часто неординарного, решения.
Труд дизайнера имеет и индивидуальную организацию, при которой он самостоятельно выполняет часть работы, и коллективную, когда конечный результат зависит от действий других профессионалов своей и сопряженных сфер деятельности.
Функционально дизайнер является и организатором собственной работы, самостоятельно планируя, распределяя рабочую нагрузку и изменяя способы работы, и организатором работы других контактных людей и организаций.
Контакты немногочисленные, в основном с коллегами или клиентами-заказчиками.
Ответственность повышенная моральная — за формирование культурного и духовного облика завтрашнего потребителя создаваемого сегодня продукта.
Дизайнер работает в основном в комфортных условиях — в помещении, рабочие позы — сидя, стоя.

Требования профессии
К индивидуальным способностям и особенностям:
• художественные и конструкторские способности;
• хороший глазомер, способности цветоразличения.

К личностным способностям и качествам:
• личная организованность;
• интеллектуальная самостоятельность, независимость, оригинальность;
• наблюдательность;
• организаторские и коммуникативные способности;
• склонности к эстетическому восприятию окружающего мира;
• стремление к профессиональному самосовершенствованию;
• ответственность.

К состоянию здоровья (медицинские противопоказания).
Работа дизайнера не рекомендуется людям с заболеваниями:
• нервно-психическими (органические заболевания центральной и периферической нервной системы, психические, логоневроз);
• опорно-двигательной системы (деформации и заболевания верхних конечностей, кистей рук);
• бронхо-легочными (туберкулез, хронические заболевания бронхов, легких);
• кожи (хронические заболевания в выраженной степени, аллергические);
• зрения (хронические аллергические и воспалительные заболевания глаз, расстройства цветоощущения, нарушения бинокулярного зрения).

К допрофессиональному образованию:
необходимы знания по русскому языку, литературе, истории в рамках школьной программы, а также навыки в графике и живописи.

К профессиональному образованию:
среднее и высшее профессиональное образование, курсы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.

Родственные профессии
Инженер-конструктор, специалист по эргономике, художник-оформитель, архитектор, художник декоратор, специалист по рекламе, иллюстратор.

© ДДЮТ Фрунзенского района (г. Санкт-Петербург), 2009-2022 г. Создание и разработка сайта — Figaroo Group, Ольга Игнатенко.

Читайте также: