Социальная работа с несовершеннолетними осужденными освобождающимися из мест лишения свободы

Обновлено: 02.05.2024

10 июля 2020 года в кабинете главы администрации Орловского района проведена межведомственная комиссия по социальной реабилитации лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и лиц, осужденных к наказаниям, не связанных с лишением свободы. На повестке дня рассматривалось 4 вопроса:

  1. О работе Котельничского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН по Орловскому району по итогам I полугодия 2020 года.
  2. Об обеспечении контроля за своевременной регистрацией лиц, вышедших из мест лишения свободы.
  3. О порядке предоставления услуг лицам, освободившихся из мест лишения свободы, по содействию трудоустройства, занятости, адаптации к рынку труда.
  4. Информация о проведении личных бесед с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в том числе несовершеннолетними, по вопросам оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве по месту жительства.
  5. Обеспечение взаимодействия и координации деятельности органов местного самоуправления, правоохранительных органов, учреждения социального обслуживания населения, Центра занятости в социальной адаптации лиц, вышедших из мест лишения свободы.

Комиссией были приняты следующие решения:

Администрации Орловского городского или Орловского сельского поселений-информационно-консультативные услуги;

Центре занятости населения – профессиональная ориентация, профессиональное обучение и переобучение, содействие в трудоустройстве;

МКЦСОН– информационно-консультативные услуги по оказанию социальных услуг;

Управлении образования (для несовершеннолетних) – информационно-консультативные услуги образовательной направленности;

Отделе культуры и социальной работы – информационно-консультативные услуги досуговой направленности;

Наркологом – информационно-консультативные услуги медицинской направленности;

Психиатром – информационно-консультативные услуги общей медицинской направленности. Освидетельствование. Психотерапия. Медикаментозное лечение.

Данная Карта является обязательным документом, дополняется и корректируется в процессе работы с данным лицом.

Регулярно проводить анализ исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в отношении подростков, склонных к совершению правонарушений. В ходе деятельности обращать особое внимание на изучение причин и условий совершения ими повторных преступлений, добиваться реального устранения нарушений в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

-своевременно информировать органы местного самоуправления о лицах, освобождающихся из мест лишения свободы, для дальнейшего решения вопросов их социализации;

-по каждому факту совершения повторных преступлений осужденными

проводить тщательные проверки, давать объективную оценку эффективности проводимой с ними профилактической работы;

-для предупреждения совершения осужденными повторных преступлений регулярно анализировать структуру и динамику рецидивной преступности на территории Орловского района Кировской области, о результатах информировать ежеквартально межведомственную комиссии по социальной реабилитации лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и лиц, осужденных к наказаниям, не связанных с лишением свободы

  1. Межведомственной комиссиипо социальной реабилитации лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и лиц, осужденных к наказаниям, не связанных с лишением свободы обеспечить систематический анализ реализации мероприятий государственных, муниципальных и иных программ (подпрограмм) в сфере профилактики преступлений и правонарушений на предмет полноты и эффективности их выполнения, в том числе финансирования.

На регулярной основе информировать население Орловского района через средства массовой информации о состоянии работы по ресоциализации осужденных и предупреждению рецидивной преступности.

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать что Вас это устраивает. Ok


Ключевые слова: социализация, несовершеннолетние, социальная реабилитация, технологии.

Дестабилизация российской экономики, разрушение старой системы ценностей, кризис института семьи, духовности негативно отражается на социальном самочувствии общества в целом. Прежде всего, происходящие процессы оказывают значительное влияние на неокрепшую психику несовершеннолетних, тем самым затрудняя процесс их социализации и усвоения ими социальных норм. Все это не может не указывать на существование в современном обществе факта социально-психологической и экономической депривации детей и подростков.

Рост числа несовершеннолетних лиц с девиантным и делинквентным поведением, проявляющийся в озлобленности, жестокости, асоциальных действиях продолжают вызывать серьезную озабоченность со стороны общественности и сегодня. Так, удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в 2017 году составил 4,1 % от всех предварительно расследованных преступлений (45288) [1, с. 9], из них порядка 23 % (10238) относятся к категории тяжких и особо тяжких [1, с. 44].

В таких обстоятельствах, российский законодатель, следуя международной традиции о помощи несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, в частности Минимальным стандартным правилам Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г. последовательно проводит процесс гуманизации уголовной политики России в отношении несовершеннолетних, направленный на необходимость расширения оснований для применения уголовных наказаний альтернативных лишению свободы [3], а также поиска современных адекватных мер оказания социальной помощи, которые должны носить не карательный, а прежде всего воспитательный, реабилитационный характер, так как подрастающее поколение это будущий потенциал развития страны.

Иными словами, процесс социальной реабилитации несовершеннолетних после освобождения из мест лишения свободы представляет собой комплексный процесс взаимодействия подростка и общества, который включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта через включение его в систему общественных отношений, а с другой стороны, процесс индивидуально-личностных изменений. В целом, социальная реабилитация, проводимая государственными, частными и общественными организациями направлена на выход молодого человека в режим самообеспечения и самостоятельной организации своей жизни.

Тем не менее, несовершеннолетний после своего освобождения из мест лишения свободы остро нуждается в поддержке и помощи. Проблема вернуться в нормальное жизненное пространство по мнению социальных реабилитологов возникает даже у тех лиц, которые совершили преступление неумышленно.

Несовершеннолетний после освобождения чаще всего ставит перед собой следующие приоритетные задачи собственной адаптации: переосмысление собственной жизни; попытка претворения нового жизненного сценария; стремление приспособиться к изменившимся условиям жизни; изменение привычных стереотипов поведения, сформированных в местах лишения свободы. Однако, при этом он сталкивается и с рядом адаптационных проблем. В обобщенном виде, это проблемы, связанные с созданием внешних условий своей жизнедеятельности, то есть с удовлетворением потребностей в пище, жилье, заработке, так и проблемы, связанные с вхождением в новую микросреду: семью и иные социальные группы.

Как правило, все это все это вызывает у несовершеннолетнего нервозность, замкнутость, повышает степень духовной изоляции, влечет за собой отчуждение от общества. Воспитательное воздействие на них отбытого наказания незначительно, нормы закона и социальные нормы не становятся регуляторами поведения для освобожденных. И как следствие, устойчивое негативное отношение к социальным ценностям, ощущение враждебности окружающего мира, вероятность рецидива преступлений.

В общем виде, ученые выделяют три периода (этапа) социальной реабилитации:

– адаптационный период, который связан, прежде всего, с решением семейно-бытовых вопросов. Этот этап признается решающим, и это очевидно, так как от него зависит возможность дальнейшей жизни несовершеннолетнего в рамках закона;

– период вхождения в обновленную социально-позитивную роль, связан с освоением нового социального приемлемого поведения. Это требует новых взглядов, знаний, навыков, и может породить стрессовые ситуации у несовершеннолетнего;

– период завершения правовой ресоциализации связан с утверждением в психике бывшего заключенного позитивных навыков, взглядов, желания жить в раках законодательного и морально-нравственных поля.

Однако, к сожалению, не все бывшие заключенные достигают последнего этапа социальной реабилитации, о чем говорят данные уголовной статистики.

Таким образом, многолетние исследования позволяют выделить следующие факторы, влияющие на процесс социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы: социальная среда, в которую попадает после освобождения подросток (индивид принимает нормы той микросреды, к которой он пытается примкнуть); личностные особенности освобожденного; индивидуально-психологические свойства освобожденного (темперамент, характер, жизненная позиция); характер прошлой преступной деятельности и ряд других факторов.

В зависимости от характера личностных или социальных проблем данной категории несовершеннолетних и определённых задач, применяются следующие виды социальной реабилитации:

– социально-психологическая реабилитация — комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня психологического и психического здоровья несовершеннолетнего, выявления внутренних возможностей личности, оптимизации межгрупповых связей и отношений, психологическая коррекция;

– социально-трудовая реабилитация — направлена на формирование новых и восстановление утраченных трудовых навыков и умений, необходимых как в настоящей жизни, так и для будущей профессиональной деятельности (эффективность технологий связана с соблюдением ряда требований к труду подростков: разнообразие, доступность, посильность, целенаправленность, результативность и систематичность) [8, с. 61];

– социально-средовая реабилитация — направлена на восстановление у несовершеннолетнего чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды (знакомство с основными характеристиками новой среды, коррекция системы средовых отношений; помощь в организации повседневной жизни);

– социально-правовая реабилитация — направлена на приведение процессов жизнедеятельности молодого человека в соответствии с нормами права (юридическая защита интересов ребенка, правовое просвещение и контроль).

Каждый указанный вид социальной реабилитации определяет порядок и меры практической реализации, которые, однако, подчиняются единому ряду основополагающих принципов: своевременность и поэтапность, системность и комплексность, последовательность и непрерывность; индивидуальность и конфиденциальность; личная ответственность и доступность.

Повышение эффективности процессов социальной реабилитации несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, достигается посредством ее технологизации, направленной, прежде всего, на создание условий по раскрытию и реализации способностей детей и подростков, социальную адаптацию к существующим условиям жизнедеятельности, гармонизацию отношений с социальным окружением, оказание экстренной психолого-педагогической и правовой помощи.

Так, сегодня, в практике социальной реабилитации несовершеннолетних применяют следующие технологии: психолого-педагогическая коррекция, обучение навыкам самообслуживания, здоровьесберегающие технологии, интенсивная семейная терапия, социально-правовое сопровождение, профилактика употребления психоактивных веществ, оздоровление и отдых, стабилизация межличностных отношений, профориентация и трудовая реабилитация. Высокую эффективность показали и такие технологии социального воздействия, как оценочные, релаксационные, тренинговые, коммуникативные, тьюторские и патронажные и др. [8, с. 59].

В заключении хочется отметить, что социальная реабилитация несовершеннолетних в постпенитенциарный период в современном российском обществе приобретает все большую актуальность и становится одним из условий социальной безопасности страны. Основной целью обозначенного процесса является содействие в формировании и развитии субъектных способностей молодого человека для преодоления им личной пограничной ситуации, а также достижения независимого образа жизни. Однако, решение данной задачи возможно только при условии комплексных преобразований современного общества, связанных с укреплением правопорядка, выхода страны из социально-экономического кризиса, а также реализации законодательных и практических рекомендаций, направленных на обеспечение реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы.

2. Кузнецова, Л. П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. / Л. П. Кузнецова. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. — 92 с.

4. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 26. — Ст. 3851.

6. Технологии социальной реабилитации несовершеннолетних, реализуемые в учреждениях системы социальной защиты Ханты-Мансийского автономного округа — Югры / авт.сост: А. В. Сутула, Л. Я. Мавлютова. — Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Методический центр развития социального обслуживания, 2013. — 78 с.

7. Дубова, О. Ф. Адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы / О. Ф. Дубова // Социальная работа. — 2007. — № 1. — С.48–53.

8. Белых, О. Б. Технологии социальной работы / О. Б. Белых // Омский научный вестник. — 2008. — N 67. — С. 59–62.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная реабилитация, место лишения свободы, молодой человек, комплекс мероприятий, норма, социальная адаптация, Социальная реабилитация детей, социальная среда, социальный статус, трудная жизненная ситуация.

Система помощи несовершеннолетним,

отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы,

несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы,

а также возвращающимся из специальных учебно-воспитательных

учреждений закрытого типа

В соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации несовершеннолетним, осужденным за совершение преступлений, могут быть назначены следующие виды наказаний, не связанные с изоляцией от общества: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы.

Уголовное наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями. При этом подразделения Федеральной службы судебных приставов согласно Федеральному закону N 120-ФЗ не входят в перечень органов и учреждений системы профилактики.

Остальные виды уголовных наказаний, назначаемых несовершеннолетним осужденным, исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы:

- наказание в виде лишения свободы - воспитательными колониями;

- лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы - уголовно-исполнительными инспекциями (далее - УИИ).

Кроме того, УИИ осуществляется:

- контроль за поведением несовершеннолетних осужденных, которым назначено условное осуждение; контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденной беременной женщиной, женщиной, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, и осужденным мужчиной, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющимся единственным родителем;

- контроль за поведением осужденных с отсрочкой отбывания наказания, признанных больными наркоманией;

- контроль за исполнением обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию осужденными, признанными больными наркоманией, которым назначено основное наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Федеральным законом N 120-ФЗ указанные выше учреждения уголовно-исполнительной системы (воспитательные колонии, УИИ) включены в перечень органов и учреждений системы профилактики.

При этом к категории лиц, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики проводится индивидуальная профилактическая работа, относятся несовершеннолетние, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, несовершеннолетние, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Кроме того, статьей 5 Федерального закона N 120-ФЗ к категориям детей, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, также относятся несовершеннолетние:

- освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

- совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

- условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

- которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

- освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

- осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 120-ФЗ к основным задачам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а также социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Федеральными законами N 120-ФЗ, N 273-ФЗ могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:

- не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

- достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 УК РФ, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

- осуждены за совершение преступления средней тяжести и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 УК РФ.

Сроки пребывания подростков в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа определяются судом и не могут превышать трех лет.

В рамках работы данных учреждений организуются реабилитация и ресоциализация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, получение ими образования, оказывается воспитательное воздействие с целью формирования навыков законопослушного поведения.

Необходимым направлением деятельности по профилактике девиантного поведения воспитанников СУВУ ЗТ является развитие комплекса социально-реабилитационных, психологических и нормативно-правовых мер, направленных на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального статуса несовершеннолетнего этой категории, возвращении его в семью, образовательную организацию и к общественно-полезной деятельности. Реабилитация, ресоциализация и дальнейшее позитивное развитие таких подростков во многом зависят от организации процесса их пребывания в специальном учреждении, использовании технологий профилактики девиантного поведения и стигматизации подростков с учетом социальных ожиданий и организацией социального контроля.

В рамках своей деятельности СУВУ ЗТ:

1) обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя охрану территории указанного учреждения; личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния; ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц; изоляцию несовершеннолетних, исключающую возможность их ухода с территории указанного учреждения по собственному желанию;

2) информирует органы внутренних дел по месту нахождения указанного учреждения и по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних о случаях их самовольного ухода и совместно с органами внутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению в указанное учреждение;

3) направляет в комиссию по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетнего извещение о его выпуске из указанного учреждения не позднее чем за один месяц до выпуска, а также характеристику несовершеннолетнего и рекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве;

4) организует психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвует в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;

5) осуществляет защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечивает их медицинское обслуживание, получение ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

6) обеспечивает организацию спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

7) осуществляет меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Воспитательные колонии - учреждения уголовно-исполнительной системы, в которых отбывают наказание за совершенное преступное деяние в виде лишения свободы по приговору суда несовершеннолетние с 14 до 18 лет, а также осужденные, оставленные в ВК до достижения ими возраста 19 лет.

В ВК могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет.

Нормативным источником, регулирующим организацию и проведение психологического обеспечения ресоциализации несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, является Инструкция по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. N 238.

Эффективным институтом социальной поддержки несовершеннолетних, содержащихся в местах лишения свободы, являются попечительские советы, созданные при ВК. Это важная форма участия общественности в процессе исправления осужденных.

В рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года начата разработка новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристик. При проведении этой работы начали использоваться компьютерные технологии.

В полной мере используется потенциал религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников уголовно-исполнительной системы, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Заключены соглашения о сотрудничестве с Русской Православной Церковью, Центральной мусульманской организацией Совет Муфтиев России, Федерацией еврейских общин России, Буддийской традиционной Сангхой России.

Основными этапами социальной защиты и помощи осужденным в ВК являются:

- начальный период пребывания и период адаптации в отряде - социальная адаптация;

- основной период пребывания в ВК - исправление и ресоциализация несовершеннолетних - социальная помощь и защита;

- завершающий период (примерно за полгода до освобождения), связанный с подготовкой к освобождению из ВК, - социальная реабилитация.

Наиболее сложным периодом является третий - завершающий период.

Основные направления деятельности ВК по подготовке осужденных к освобождению и их социальной адаптации:

1) организация занятий с осужденными в "школе по подготовке к освобождению" осуществляется в соответствии с приказом Минюста России от 13 января 2006 г. N 2 "Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы". К проведению занятий привлекаются представители заинтересованных служб учреждения, муниципальных социальных служб;

2) проведение индивидуальных бесед с каждым освобождающимся;

3) взаимодействие с территориальными органами службы занятости по избранным местам жительства освобождающихся из ВК;

4) взаимодействие с органами, осуществляющими управление в сфере образования и управления социальной защитой населения по устройству освобождающихся из ВК лиц в учреждения для несовершеннолетних (социально-реабилитационные центры и т.д.);

5) оказание помощи осужденным в получении необходимых документов, имеющих значение для социальной адаптации после освобождения (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении ребенка и т.д.);

7) проведение с лицами, находящимися в стадии подготовки к освобождению, специальных реабилитационных мероприятий: социально-психологических тренингов, социальных ролевых игр и т.д.;

8) взаимодействие с прочими территориальными и неправительственными организациями в проведении социальной работы с осужденными и подготовки их к освобождению, с уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации; с органами местного самоуправления; с общественными организациями; религиозными организациями; попечительскими и общественными советами; родительскими комитетами, создающимися в ВК из числа родственников осужденных.

В целях повышения эффективности организации индивидуально-воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, оказания им психологической помощи, создания предпосылок для их исправления и ресоциализации, а также успешной адаптации после отбытия наказания, органам и учреждениям системы профилактики рекомендуется составление на несовершеннолетних "Социальных карт несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации" (далее - социальная карта).

В данных социальных картах необходимо отражать сведения о несовершеннолетнем и его ближайшем окружении, а также работу, проводимую органами и учреждениями системы профилактики по осуществлению мероприятий, направленных на его социальную адаптацию в обществе.

В случае осуждения несовершеннолетнего к лишению свободы или наказанию, не связанному с изоляцией осужденного от общества, социальные карты с приложением характеризующих материалов (характеристик, справок образовательных организаций, психологических портретов) направлять в соответствующее учреждение системы профилактики (ВК или УИИ).

1. В период отбывания наказания социальная карта ведется в учреждении уголовно-исполнительной системы.

В отношении несовершеннолетних, освобождающихся из мест лишения свободы (ВК), в социальной карте отражается перечень мероприятий по подготовке осужденного к освобождению, в том числе запросы в органы и учреждения системы профилактики, поступающие ответы, результаты проводимых мероприятий, направленных на оказание помощи несовершеннолетнему в его ресоциализации. Аналогичные материалы, содержащие сведения о проводимой с несовершеннолетним работе по оказанию ему помощи, отражаются в социальной карте, которая ведется в УИИ. При освобождении из ВК несовершеннолетнего осужденного, которому неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания, а также несовершеннолетнего осужденного, имеющего неотбытый дополнительный вид наказания, исполняемый УИИ, социальная карта направляется администрацией ВК в УИИ.

В других случаях социальная карта направляется в КДН и ЗП по месту жительства несовершеннолетнего осужденного, освобождаемого из мест лишения свободы.

В случае замены неотбытой части наказания, не связанного с изоляцией несовершеннолетнего осужденного от общества, лишением свободы, отмены условного осуждения, отсрочки отбывания наказания и исполнением наказания, назначенного приговором суда, УИИ направляет социальную карту в ВК для продолжения работы с несовершеннолетним осужденным.

После снятия несовершеннолетнего осужденного с учета УИИ в связи с отбытием им наказания, не связанного с изоляцией от общества, истечением испытательного срока и срока отсрочки отбывания наказания, отменой условного осуждения, сокращением срока отсрочки отбывания наказания и снятием судимости социальная карта направляется УИИ в КДН и ЗП по месту жительства несовершеннолетнего осужденного.

ВК в пределах своей компетенции организуют оказание несовершеннолетним осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего, а также среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, оказывают им помощь в социальной адаптации (пункт 2 статьи 23.1 Федерального закона N 120-ФЗ).

УИИ в пределах своей компетенции оказывают помощь в трудоустройстве несовершеннолетним осужденным, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы (пункт 3 статьи 23.1 Федерального закона N 120-ФЗ).

При выявлении несовершеннолетних, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетних, освобождающихся из мест лишения свободы, нуждающихся в оказании помощи, учреждение уголовно-исполнительной системы (ВК или УИИ) информирует об этом органы и учреждения системы профилактики для оказания помощи несовершеннолетним в соответствии со своей компетенцией.

2. Органы и учреждения системы профилактики:

2.1. Информируют учреждения уголовно-исполнительной системы (ВК, УИИ) о мероприятиях, проведенных с целью оказания помощи осужденным несовершеннолетним, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы.

2.2. Информируют УИИ о выявлении состоящих на учете в УИИ несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве (подпункт 5.1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона N 120-ФЗ).

3. Информация, направляемая органами и учреждениями системы профилактики, подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающим ее конфиденциальность (пункт 2 статьи 9 Федерального закона N 120-ФЗ).

При наличии возможностей предусматриваются создание и ведение единой электронной базы в отношении осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетних, освобождающихся из мест лишения свободы, нуждающихся в оказании им помощи, а также направление информации органами и учреждениями системы профилактики в порядке электронного документооборота.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона N 120-ФЗ, КДН и ЗП в пределах своей компетенции обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом согласно подпункту "б" пункта 7 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995, региональные комиссии могут принимать участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и вправе в установленном порядке посещать указанные исправительные учреждения.

Несмотря на то, что и режим отбывания наказания, и труд осужденных в местах лишения свободы, как и их общеобразовательное и профессиональное обучение, выполняют воспитательную функцию, законодатель в качестве самостоятельного основного средства пенитенциарного воздействия на осужденных определил воспитательную работу.

Воспитательная работа как одно из средств достижения цели наказания - исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений представляет собой комплексную систему форм, методов и средств целенаправленного позитивного воздействия на личность и поведение осужденных.

Поскольку воспитательная работа в ИУ осуществляется в специфических условиях и с лицами, совершившими преступления, то наиболее важные вопросы ее организации урегулированы уголовно-исполнительным законодательством (ст. 109, 110 УИК) и принимаемыми на его основе нормативными актами. В них, в частности, устанавливается порядок проведения клубной, библиотечной и физкультурно-спортивной работы с осужденными; определяются нормативы материально-технической базы для организации воспитательной работы в ИУ.

Законодатель (ч. 1 ст. 109 УИК) определил следующие основные направления воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: их исправление; формирование у этих лиц уважительного отношения к человеку, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития; повышение образовательного и культурного уровня осужденных.

Воспитательные мероприятия оказывают позитивное воздействие на сознание, поведение, взгляды и привычки осужденных, на формирование у них общественно полезных качеств и навыков. Ставить же, как это было раньше, перед органами, исполняющими наказания, задачу искоренения всех антисоциальных свойств личности осужденных нереально - она не может быть достигнута в неблагоприятных для этого условиях отбывания наказания.

Закон устанавливает норму: участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Это оправдано практикой, так как активное участие или безразличное отношение осужденных к проводимым воспитательным мероприятиям является одним из реальных критериев их исправления. К тому же этот критерий учитывается при решении весьма важных юридических вопросов и, в частности, при представлении осужденных к условно-досрочному освобождению, применению актов об амнистии, помиловании и т.д.

Важнейшие направления воспитательной работы в местах лишения свободы реализуются через определенные формы и методы, к которым законодатель относит прежде всего нравственное, трудовое и физическое воспитание.

Кроме того, следует отметить и относительно новую форму воспитания - религиозное воспитание, которое реализуется в том числе и в виде отправления осужденными религиозных обрядов в возводимых ими в колониях церквях.

Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцировано с учетом вида ИУ, срока наказания и условий содержания. Она проводится в индивидуальных, групповых и массовых формах.

Социальная работа с осужденными является составной частью и элементом многоуровневой системы государственного и негосударственного содействия гражданину в трудной жизненной ситуации. Это специфический вид профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи, поддержки и защиты осужденных в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также адаптации (реадаптации) в обществе после освобождения.

Специалисты по социальной работе осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы. Этот документ определяет назначение и содержание, ее основные цели, задачи, функции, права и обязанности сотрудников, а так же перечень документации, которую составляют и ведут специалисты по социальной работе.

Цель социальной работы с осужденными в исправительном учреждении - создание предпосылок для исправления и ресоциализации осужденных, а также для их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.

Основными задачами такой работы в исправительном учреждении являются:

- выявление и решение социальных проблем осужденных, оказание им дифференцированной социальной помощи;

- организация и обеспечение социальной защиты всех категорий осужденных, особенно нуждающихся в ней (пенсионеров, инвалидов, утративших родственные связи, переведенных из воспитательных колоний, престарелых, страдающих от алкогольной или наркотической зависимости, не имеющих определенного места жительства, больных неизлечимыми или трудноизлечимыми заболеваниями);

- содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий отбытия наказания;

- содействие в восстановлении и укреплении социально полезных связей осужденных, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения, решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением осужденных;

- выявление лиц и принятие мер по получению документов, удостоверяющих личность осужденного, а также подтверждающих его право на социальное обеспечение;

- привлечение специалистов различных служб социальной защиты населения к оказанию помощи осужденным, в том числе консультативной;

- привлечение общественности к решению социальных проблем осужденных, в том числе в трудовом и бытовом устройстве после

- помощь в социальном развитии осужденного, включая повышение их социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностных ориентаций, повышение уровня социального самоконтроля;

Социальная работа проводится со всеми осужденными, нуждающимися в материальной, юридической, психологической и иной помощи.

Таким образов, воспитательная и социальная работа, проводимая с осужденными, отбывающими наказание в местах лишения свободы, входит в комплекс мероприятий, направленных на исправление осужденных, а значит и на достижения целей наказания.


архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо


Телефон доверия





При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна. Попытки исказить информацию,
размещенную на сайте, или приостановить его работу рассматриваются как противодействие работе сотрудников правоохранительных органов и преследуются по закону.

В России одной из наиболее уязвимых групп населения являются подростки, совершившие правонарушение и отбывающие наказание в воспитательных колониях. Организация социальной работы в этих учреждениях является труднейшей задачей для специалистов по социальной работе.

В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник - это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны: постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т.д.); следование отрицательным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, участие в азартных играх; бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений; ранние половые связи, половая распущенность; систематическое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, грубости, актов насильственного поведения; виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи; культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся успехами в учебе, дисциплинированным поведением; привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у слабого.

Личность преступника, в частности и несовершеннолетнего, – это совокупность социально-демографических, нравственных и правых свойств, признаков связей, отношений, характеризующих лицо, совершившее преступление. Личность несовершеннолетнего преступника ещё не сформирована и находится в процессе своего дальнейшего развития (Орехов В.В., 2006).

Проблема социальной работы с несовершеннолетними осужденными требует, прежде всего, тщательного изучения социальной среды, в которую попадают подростки, а именно воспитательную колонию.

С одной стороны, воспитательная колония открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для возвращения несовершеннолетних осужденных к правопослушному трудовому образу жизни в обществе. С другой стороны, уголовный мир, среда мест заключения – это особый мир со своими законами и правилами, обеспечивающими выживание тому, кто строго их придерживается. Наряду с правовыми и психологическими факторами социальной изоляции они влияют на возникновение разного рода девиаций в поведении осужденных.

Особенно жестоко колония травмирует неокрепшую психику подростков, возраст которых 14-18 лет. Здесь возможны тяжкие, необратимые психические деформации личности. Значительная часть подростков становится правонарушителями уже в силу имеющихся у них психических аномалий, психопатий и личностных акцентуаций. Эта психическая дезадаптация в условиях колонии еще более усугубляется.

Деятельность социального работника, при поступлении несовершеннолетнего осужденного в колонию, направлена на обеспечение благоприятных условий для адаптации осужденных к условиям лишения свободы, осуществление социальной защиты осужденных в период отбывания наказания, решение социальных проблем, восстановление и укрепление социально полезных связей, содействие в трудовом и бытовом устройстве после освобождения.

Социальная работа начинается с момента поступления осужденных в карантин и проводится непрерывно до освобождения. В карантинном отделении исправительного учреждения вновь прибывший осужденный находится 15 дней. Там проводится полная регистрация поступивших осужденных, социальная диагностика: выявляется образовательный, культурный уровень, устанавливаются связи со внешней средой, вскрываются другие социальные проблемы. Социальный работник выясняет характер отношений осужденных с родителями, обстановку в семье, направляет письма родственникам, разъясняя необходимость поддержки. Следует отметить, что большинство лиц, отбывающих наказание, педагогически запущенные, с низким уровнем образования, нравственно опустошенные, озлобленные.

В период пребывания вновь прибывших осужденных в карантинном отделении специалист по социальной работе совместно с осужденным разрабатывает план индивидуальной помощи со стороны как самого социального работника, так и психолога, медиков, преподавателей и других сотрудников исправительного учреждения, а также самопомощи, активизации собственных усилий осужденного на решение выявленных проблем. При разработке такого плана специалист по социальной работе совершает следующие последовательные действия:




а) информирует о порядке законодательного регулирования тех или иных вопросов, связанных с оказанием индивидуальной помощи и решением имеющейся социальной проблемы;

б) раскрывает материальные возможности и возможности специалистов исправительного учреждения по оказанию индивидуальной социальной помощи осужденному;

в) анализирует потенциал внешних ресурсов, на которые можно рассчитывать осужденным, в получении социальной помощи;

г) с каждым специалистом, от которого осужденный намерен получить помощь, проводится встреча-беседа в индивидуальном порядке, результаты которой заносятся в служебную документацию специалиста по социальной работе.

Важной необходимостью со стороны сотрудников воспитательной колонии является обеспечение успешности протекания процесса адаптации к условиям лишения свободы, что зависит от ряда факторов: понимание смысла и необходимости правоограничений, которым подросток подвергается; осознание серьезности своего нового положения; включение в деятельность для поиска путей, которые могли бы законным образом облегчить положение, влияния других осужденных.

Повышению эффективности социальной адаптации в среде несовершеннолетних осужденных способствует совместные действия администрации, психолога, социального и медицинского работников, инструктора по физической культуре, что позволят добиться гармоничного развития подростков.

При проведении социальной работы с данной категорией, следует большое внимание уделять вовлечению подростков в обучение. Важным моментом является организация обучения в школе, профессиональном училище, приобретение трудовых навыков на предприятии, для того, чтобы при освобождении каждый воспитанник имел специальность, востребованную на рынке труда в современных экономических условиях России.

У тех несовершеннолетних осужденных, которые имеют образование, важно развивать интерес к трудовой деятельности. Трудовая деятельность в исправительном учреждении организуется согласно трудовому законодательству для несовершеннолетних. В соответствии со ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск. Все отработанное время включается в трудовой стаж. В связи с введением нового трудового кодекса Российской Федерации все осужденные по мере их зачисления в учебно-производственную мастерскую обеспечиваются трудовыми книжками.

Большое внимание необходимо уделять организации свободного времени осуждённых. Социальные работники совместно с учителями школы организуют многочисленные кружки художественной самодеятельности, технического творчества, хореографии, вокала. Немаловажное место в жизни осужденных занимает спорт. Дружеские встречи по волейболу, баскетболу, футболу имеют большое социальное значение для приучения ведения несовершеннолетними здорового образа жизни.

В соответствии со ст. 142 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, утверждено примерное Положение о попечительском совете при воспитательных колониях, которые создаются для оказания помощи администрации воспитательной колони в укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц. В их состав входят представители органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, учреждений, акционерных обществ. Члены попечительского совета в установленном порядке посещают воспитательную колонию, знакомятся в пределах своей компетентности с ее деятельностью, встречаются с осужденными, проводят с ними беседы, содействуют своевременному и правильному рассмотрению их заявлений и жалоб. Посещают колонию в праздничные дни, принимают участие в проведении торжественных линеек.

Большое значение имеет для социальной подготовки воспитанников к освобождению применение такого поощрения, как право выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей и право посещения мероприятий и сотрудника исправительного учреждения. Свободное общение с родными в непринужденной обстановке является мощным положительным импульсом для воспитанника. В настоящий праздник превращается для воспитанников проведение родительской конференции - дня открытых дверей, выезды воспитанников за пределы колонии по итогам трудового соревнования.

В соответствии с Инструкцией об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнителыной системы (от 13 января 2006 г. № 2), подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении, начинается не позднее, чем за шесть месяцев до окончания срока лишения свободы. Она включает в себя проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, а так же позволяет выяснить имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе. Специалист по социальной работе разъясняет несовершеннолетнему осужденному целесообразность возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения. Занятия в школе подготовки осужденных к освобождению проводят: специалист по социальной работе, инспектор по трудовому и бытовому устройству, психологи, сотрудники спецотдела, оперативного отдела, бухгалтерии, учителя, приглашаются сотрудники центра занятости населения и Федеральной миграционной службы.

Основными темами занятий могут быть следующие: права и обязанности осужденных, освобождаемых из мест лишения свободы; порядок оформления и назначения пенсии по случаю потери кормильца или получения инвалидности в период освобождения; порядок обращения в отдел службы занятости, обучение навыкам самостоятельного поиска работы, составление резюме; социальные болезни общества и их профилактика; порядок оформления страхового медицинского полиса; документы, выдаваемые осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы; оказание материальной помощи осужденным, оплата проезда освобождаемым от отбывания наказания, выдачи средств, хранящихся на лицевых счетах; психологические тренинги с выработкой соответствующих психологических установок; сотрудничество с департаментом социальной защиты населения; консультации юриста по вопросам регистрации, правилам пользования жилым помещением, разъяснение норм действующего законодательства.

Несовершеннолетние осужденные, подлежащие освобождению из воспитательных колоний, направляются к месту жительства родственников либо иных лиц, которым специалист по социальной работе сообщает о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагает прибыть в воспитательную колонию для встречи и сопровождения его к месту жительства. Если у освобождаемого несовершеннолетнего осужденного нет родственников или иных лиц, социальный работник совместно с администрацией колонии направляет запрос в орган опеки и попечительства, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учебу и обеспечения его жилой площадью. В необходимых случаях несовершеннолетний осужденный после освобождения может быть направлен в школу-интернат, другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства. Несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо социального работника исправительного учреждения. Освобождение из ИУ лиц, отбывших наказание, включает в себя выдачу принадлежащих им вещей, ценностей, необходимой по сезону одежды при ее отсутствии; обеспечение бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда.

Таким образом, проводимая в воспитательных колониях социальная работа, направлена на оказание социальной помощи, поддержки и защиты несовершеннолетним осужденным, с целью их исправления, ресоциализации и возвращения в общество полноценных граждан нашей страны.

Читайте также: