Социальная профилактика как технология социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями

Обновлено: 17.05.2024

1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

Автор работы:
студент 3 курса, 5105 гр.
Керексибесов Б. В.
Научный руководитель:
доктор психологических наук,
профессор кафедры СРСиКП
Корытова Г.С.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Значительный рост преступности в среде несовершеннолетних,
вызывает необходимость поиска эффективных методов работы
по предупреждению правонарушений, а также форм социальной
работы, проводимой с ними. Делинквентное поведение
несовершеннолетних (от. лат. delinquo – совершить проступок,
провиниться) – это совокупность асоциальных и противоправных
действий, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет.
Противоправное поведение несовершеннолетних, является
составной частью преступности вообще, но и имеет свои
специфические особенности, что позволяет рассматривать его в
качестве самостоятельного объекта социально-психологического
изучения.

3. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

изучить
методы социальной работы с
несовершеннолетними
правонарушителями, составить
рекомендации по профилактике
делинквентного поведения подростков.

4. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
социальная
работа с детьми и подростками,
совершившими противоправные поступки.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
методы
социальной работы с
несовершеннолетними правонарушителями.

5. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) изучить особенности делинквентного поведения
несовершеннолетних правонарушителей;
2) познакомиться с нормативно-правовыми основами
социальной работы с осуждёнными;
3) проанализировать методы социальной работы с
делинквентными подростками;
4) составить рекомендации по профилактике
противоправного поведения несовершеннолетних.

6. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

мы
предполагаем, что для успешной
ресоциализации несовершеннолетних
правонарушителей необходимо применять
комплекс методов социальной работы.

7. Социальный опыт работы с несовершеннолетними правонарушителями

Для повышения эффективности социальной работы с
несовершеннолетними правонарушителями в Москве и ряде
городов России созданы Методические Центры.
Центр в своей деятельности руководствуется Федеральными
законами Российской Федерации, Указами и
Распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства РФ,
нормативными правовыми актами, приказами,
распоряжениями, инструкция-ми и указаниями областного
департамента, курирующего семейную и молодёжную
политику региона.

8. Основные задачи Центра выступает:

1. Объединение усилий судебных органов, органов законодательной и
исполнительной власти, местного самоуправления, органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, некоммерческих общественных организаций в
проведении судебно-правовой реформы в Российской Федерации.
2. Содействие внедрению программ восстановительного правосудия.
3. Оказание помощи несовершеннолетним и их законным
представителям в защите законных прав и интересов детей и
подростков.
4. Обеспечение комплекса мер по сопровождению, реабилитации и
ресоциализации несовершеннолетних, совершивших правонарушения.

9. Основные задачи Центра выступает:

5. Оказание содействия органам и учреждениям системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних при осуществлении сопровождения,
реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних,
совершивших правонарушения.
6. Содействие разработке и внедрению образовательных и
иных программ подготовки специалистов и социальных
работников в сфере ювенальных технологий.
7. Участие в правовом просвещении населения.
8. Освещение в средствах массовой информации
деятельности Центра.

10. K пределам компетенции специалистов Центра относят:

- участие в разработке и реализации перспективных и годовых планов;
- составление календарных ежемесячных планы работы и обеспечение
контроля за их выполнением;
- ведение учёта и отчётности по направлениям своей работы и деятельности
в пределах своей компетенции;
- формирование единого информационного пространства и координация
работы по информированию учреждений, работающих с детьми,
подростками и молодежью, об организациях и службах, осуществляющих
социальное сопровождение и помощь несовершеннолетним;
- участие в разработке нормативно-правовых актов по вопросам
формирования, внедрения и развития социальных технологий;

11. Основные проблемы в работе с несовершеннолетними правонарушителями

Анализ деятельности Центра показывает, что основной
проблемой в работе с несовершеннолетними
правонарушителями является установление первичного
контакта. Существующие методы и порядок работы
отличаются высокой степенью формализованности, что
существенно мешает установлению доверительных
отношений с подростком.

12. Решения этой проблемы можно предложить осуществление ряда мер.

Во-первых, целесообразно создание в рамках аналогичных
центров отделения дневного пребывания для
несовершеннолетних, основными задачами которого станут
профилактика беспризорности и безнадзорности,
социальная реабилитация несовершеннолетних и оказание
им психолого-педагогической помощи
Во-вторых, организовать профилактическую работу с
несовершеннолетними правонарушителями через труд, так
как на этом этапе трудовой деятельности им необходимы
поддержка и психологическое сопровождение со стороны
взрослых

13. Основными методами работы отделения должны быть:

1)
индивидуальный подход к проблемам и
интересам несовершеннолетнего;
2) активизация творческого потенциала
подростка путем организации досуга детей
(кружки по интересам, спорт, молодежные
субкультуры и т.д.).

14. Повышение эффективности работы

Должно сопровождаться предоставлением необходимой
материально-технической
базы:
автотранспорта,
оргтехники, организационно-технических средств и т.д.
Для эффективной работы Центра также необходима
усовершенствованная система оплаты труда и социальных
льгот для специалистов, занятых профилактической,
охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной
работой.

15. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних

Профилактика социально-отклоняющегося поведения у
детей – это одно из наиболее важных направлений в
деле предупреждения делинквентного поведения детей
и подростков. С древнейших времен известно, что
корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно
решить, если суметь создать наиболее благоприятные
возможности семейной жизни и семейного воспитания
для детей.

16. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем несемейного и внутрисемейного характера

во-первых, требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и
воспитанию своих детей. В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и
воспитанию детей
Во-вторых, немаловажное значение имеет создание благоприятной нравственной
обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.
В-третьих, предупреждение ошибок в семейном воспитании. Как правило, в каждой
нормальной семье родители заинтересовано относятся к воспитанию своих детей.
В-четвертых, формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной
позиции.
В-пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного
достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.
В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, наоборот,
формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым,
немощным.

17. Заключение:

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию
можно констатировать, что цель нашей курсовой работы
достигнута, задачи, поставленные на начальном этапе
исследования, решены, наше научное предположение,
оформленное в виде исследовательской гипотезы, доказано.
Вместе с тем, говоря о перспективах дальнейшего изучения
и
разрешения
проблемы
девиантного
поведения
несовершеннолетних
правонарушителей,
необходимо
отметить, что большой потенциал к развитию имеет
социальная
работа
с
несовершеннолетними
правонарушителями
в
системе
пенитенциарных
учреждений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
1.1 Характеристика несовершеннолетних правонарушителей в системе социальной работы
1.2 Проблемы детской преступности в РФ
1.3 Нормативно – правовые документы социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
2.1 Основные направления социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями
2.2 Профилактика несовершеннолетних правонарушителей в системе социальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

1.1 Характеристика несовершеннолетних правонарушителей в системе социальной работы

1.2 Проблемы детской преступности в РФ

1.3 Нормативно – правовые документы социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями

  1. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

2.1 Основные направления социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями

2.2 Профилактика несовершеннолетних правонарушителей в системе социальной работы

Социальная психиатрия детского возраста характеризуется, как известно, рядом специфических особенностей:

(1) за точку отсчета она берет ребенка в контексте социальной ситуации развития, т.е. такой системы социальных отношений, в которой ребенок находится с рождения до достижения зрелости, и которая меняется как в ответ на стечение обстоятельств, так и по мере взросления;

(2) она использует многоосевой подход, оперируя как клиническими, так и социальными факторами, подразумевая, что здоровье ребенка определяется совокупностью этих факторов;

(3) она уделяет особое внимание личностному развитию ребенка (Вострокнутов Н. В. с соавт., 2004) [16].

К факторам риска нарушений социализации ребенка относятся: алкоголизм, асоциальная личностная деформация и криминальность родных; психопатические черты у родителей в виде психической ригидности с повышенной аффективной возбудимостью, а также их незрелость и изолированность, неустойчивая самооценка, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы: потребность родителей установить жесткий контроль над ребенком; амбивалентные отношения; одиночество и плохое здоровье матери. Эмоциональное отвержение ребенка и плохое обращение более вероятны, когда существует совпадающее влияние деструктивных факторов: психологические (психопатологические) особенности родителей (опекунов), конфликтные внутрисемейные отношения, негативное влияние других членов семьи и асоциального окружения, безразличное отношение общества к фактам плохого обращения с ребенком (Вострокнутов Н. В. с соавт., 2002) [15].

Согласно статистическим данным число семей с хроническими конфликтными отношениями, а также дезорганизованных, асоциальных семей составляет большую социальную группу и она является областью повышенного риска насилия по отношению к детям, эмоционального отвержения детей, не обеспечения их условиями для реализации жизненно необходимых потребностей, включая потребности в защите и уходе. Эти семьи являются и областью повышенного риска формирования у детей безнадзорности, делинквентного и криминального поведения. Поэтому необходимым аспектом социально-психиатрического исследования является изучение влияния нарушений адаптации в условиях семьи и школы на социальные отношения и формирование антисоциального поведения несовершеннолетних.

К детям социального риска дезадаптации следует относить следующие группы: дети, лишенные родительского попечения (сироты); дети с криминальной активностью, не достигшие возраста уголовной ответственности (14 лет); дети и подростки, находящиеся в связи с антисоциальным поведением в специальных воспитательных и исправительных учреждениях (специальные школы, ПТУ, воспитательные колонии).

Следовательно, разработка проблем оказания социально-психиатрической помощи несовершеннолетним с нарушениями развития и поведения является социально значимой в связи с широкой распространенностью явлений семейной, школьной и социальной дезадаптации в детско-подростковой среде, а также тяжестью ее последствий в виде безнадзорности и повышенной криминальной активности детей и подростков.

До настоящего времени отсутствует системная, комплексная оценка психических расстройств и расстройств поведения у ребенка с безнадзорностью и противоправным поведением.

(1) незрелостью и мозаичностью личностных свойств;

(2) трудностью выделения ведущих факторов риска, определяющих психические отклонения;

(3) характером сопутствующих, чаще всего рудиментарных психических расстройств;

(4) значительным влиянием нарушений социализации и отклонений возрастного психического развития на формирование безнадзорности и повышенной криминальной активности несовершеннолетних.

До настоящего времени не проводился сравнительный анализ по отдельным социальным группам детей с общими сходными признаками нарушений ранней социализации - социальное сиротство, хроническая психогенная ситуация с семейной жестокостью, стойкая внутрисемейная конфликтность. Недостаточно исследованы те формы десоциализации, которые протекают на докриминальном уровне, но определяют выраженную психическую дезадаптацию, как это наблюдается при безнадзорности и беспризорности.

Анализу проблем профилактики и реабилитации несовершеннолетних с психическими расстройствами и асоциальным поведением должна предшествовать оценка этапов возрастного психического развития с учетом ведущих факторов социализации, а также обоснование социально-психологических и медицинских критериев выделения из общей детско-подростковой популяции детей групп социального риска развития психических расстройств, сопровождающихся криминальной активностью, тем более что статистический и криминологический анализ преступности за 2000-2003 гг., проведенный в МВД РФ, убедительно продемонстрировал, что в то время, как общие показатели преступности в России имеют устойчивую тенденцию к снижению, преступность несовершеннолетних растет в среднем на 15% ежегодно. Сегодня каждое десятое преступление в России совершается несовершеннолетними либо с участием несовершеннолетних (Долгова А. И., 2003) [44].

Психическое состояние детей, оставшихся без родительского попечения (безнадзорные, беспризорные, социальные сироты) и выявляемые у них психогенные и депривационные нарушения во многом определяются характером предшествующей социализации.

Особенности семейных отношений характеризуются следующими признаками:

(1) неполная семья, наличие мачехи или отчима;

(2) частые физические наказания;

(3) противоречивая направленность воспитательных мер: со стороны отца, отчима - физические наказания, со стороны матери - гиперопека с потаканием или оправданием поведения.

Антиобщественное поведение формируется рано, как правило, в младшем школьном возрасте. Более чем в половине случаев стойкие асоциальные нарушения поведения сформировались и закрепились в возрасте от 7 до 12 лет (см. главу 3). Явлениям безнадзорности предшествовало самовольное оставление школы, частые уходы из дома, случаи ранней и систематической алкоголизации.

У детей со стойкой школьной неуспешностью доминируют следующие мотивы оставления школы:

(1) 45% детей покинули школу из-за конфликтов с учителями;

(2) 24% - в связи с отставанием в учебе;

В этой группе детей и подростков наблюдаются следующие варианты отклоняющегося (девиантного) поведения:

(1) самовольное и систематическое уклонение от учебы – у 70-80%;

(2) уходы из дома и бродяжничество – у половины подростков;

(3) аутоагрессивное поведение – у 10%.

Для оценки медицинских профилактических мер при характеристике психического состояния детей и подростков с безнадзорностью необходимо пользоваться критериям групп психического здоровья (Вострокнутов Н. В. с соавт., 2002) [12].

Первая группа психического здоровья (частота встречаемости до 9,0 - 10,0 %). В этой группе детей и подростков не определяется признаков психических отклонений; в прошлом не устанавливается воздействие каких-либо патологических факторов с документально подтвержденными психическими расстройствами. Безнадзорность и отклоняющееся (девиантное) поведение связано с конфликтными семейными ситуациями, школьной дезадаптацией, ситуативными социально-средовыми обстоятельствами. Признаки устойчивой социально-психологической деформации личности отсутствуют.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет.

Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике. Для решения проблем несовершеннолетних правонарушителей нужно заниматься ее ранней профилактикой. Под профилактикой понимается совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий. Вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков [2, с. 6].

Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.

Профилактика правонарушения будет эффективна, если создавать условия для успешности ребенка в учебной деятельности и эмоционально позитивную систему отношений со сверстниками, родителями, учителями.

Также несовершеннолетний должен быть психологически и социально защищен (знать свои права и обязанности, их соблюдение всеми участниками учебно-воспитательного процесса, психологическое и социальное равенство всех детей в стенах одного образовательного учреждения, исключение дискриминации по любому признаку).

Социальный педагог всегда остается на стороне ребенка, стремится не приспособить правонарушителя к окружающей среде, а помочь ему самому приспособиться к ней с минимальными потерями [3, с.116].

Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьми включает в себя:

- работу по организации благоприятной среды воспитания и общения;

- своевременную коррекцию семейных отношений;

- поиск форм занятости детей в свободное время;

- формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи;

- постановка детей на социально-педагогический учет;

- патронирование отдельных детей [1, с.10].

Рассмотрим методы работы социального педагога по профилактике правонарушений несовершеннолетних:

1. Метод убеждения - педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.

2. Метод наблюдения - дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.

3. Метод беседы - важно, чтобы социальный педагог готовился к беседе. Ему в этом может помочь анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

5. Метод социометрии - при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

6. Метод анкетирования - метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых.

7. Метод тестирования - это исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. (тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические и др.).

8. Метод оценивания - исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемые явления.

9. Метод экспертной оценки - основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых социальный педагог может выявить информацию, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности.

10. Метод консультирования - это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных норм жизнедеятельности и общения.

11. Тренинг - это форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказание психологической помощи поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

12. Игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

13. Экскурсии - это форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях [4, с.87-88].

Таким образом, для решения проблем несовершеннолетних правонарушителецй нужно заниматься ее ранней профилактикой. Социальный педагог может использовать разнообразные методы работы в рамках профессиональной деятельности, так как они развивают у детей личность и воспитывают ее. Кроме этого социальному педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности и уровень воспитанности подростков. Так как на основе психологической характеристики подростка социальный педагог использует определенные методы работы с ними.

Литература:

Бланков, А.С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних [Текст] / А.С. Бланков. – М: МПА, 2001. – с. 10.

Галагузова, М.А Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой [Текст] / М.А. Галагузова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 6.

Лебедев, О.Е, Золотухина, В.И. и др. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования [Текст] / О.Е. Лебедев, В.И. Золотухина и др. – М.: Интеллект-центр, 2003.– 116с.

Лелеков,В.А., Кошелева, Е.В. О предупреждении преступности несовершеннолетних [Текст] / В.А.Лелеков, Е.В.Кошелева // Социологические исследования. – 2007.– №3.– с. 87-88.

Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р.В. Овчарова. - М. : ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.

В данной статье рассматривается психические и биологические особенности подростков, факторы делинквентного поведения подростка, формирование профилактической работы по правонарушениям несовершеннолетних. В данной статье рассматривается психические и биологические особенности подростков, факторы делинквентного поведения подростка, формирование профилактической работы по правонарушениям несовершеннолетних. В данной статье рассматривается психические и биологические особенности подростков, факторы делинквентного поведения подростка, формирование профилактической работы по правонарушениям несовершеннолетних.


2. Алексеева Л. С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы / Л.С. Алексеева // Семья в России. - 2011. - № 3. - С. 45-50.

4. Лелеков В. А., Кошелева Е.В. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социологические исследования. 2006. № 1.

5. Плоткин, М. М. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей / М.М. Плоткин, В.И. Ширинсит // Семья в России. - 2012. - № 2. - с. 46.

6. Реабилитация социально дезаптированных детей и подростков: Краткий словарь для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / Сост. Г.М. Иващенко, В. Н. Бушуева при участии В.И. Ширинского. - М.: Сфера, 2008. - 225 с.

7. Симоненко А.В. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2005.

8. Холостова Е. И. Технология социальной работы : учебник / Е.И.Холостова, Л.И.Кононова. – М. : Дашков и К, 2016. – 478 с.

В последние годы подростки стали криминально активной категорией населения, это проявляется в поступках (действиях или бездействии), наносящих вред, как отдельным людям, так и обществу в целом. И представляет собой асоциальное, противоправное поведение человека. Это понятие оперируется с представителями криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии и др. Название такого определения - делинквентное поведение (от лат. delictum - проступок)[5; с.6].

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей и т.д. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК РФ.

Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

По данным Ф.Э. Шереги, к основным причинам, которые негативно влияют на поведение несовершеннолетних, не противостоят, а способствуют совершению ими правонарушений, относятся: воспитание детей в условиях неполной семьи, одним родителем; наличие в семье судимых родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек); злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи, скандалы, драки, сексуальная распущенность; тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия семей, нужда в питании, одежде; низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей и других взрослых членов семьи; грубость, жестокость, насилие в семье, воспитание детей в условиях эмоционального голода [4; с.103-113]. При таких условиях вернуть несовершеннолетнего из группы риска в благополучную среду очень трудно.

Несовершеннолетние преступники - это обыкновенные дети, которые в результате неправильного воспитания и дурного примера стали правонарушителями. И для них собрана профилактическая работа, состоящая из совокупности государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. В профилактике психофизического развития подростка выделяют первичную, вторичную и третичную:

  • первичная профилактика - предупреждение возникновения у подростков отклонений в психофизическом развитии;
  • вторичная профилактика - предупреждение перехода нарушений развития в хронические формы, возникновения вторичных отклонений;
  • третичная профилактика - социально-трудовая адаптация лиц, страдающих отклонениями [7].

Под социальной профилактикой понимается совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению рецидивной преступности у несовершеннолетних, а также разработку мер по его предупреждению [6; с.67]. Социальная профилактика рецидивной преступности у подростков представляет собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных), осуществляемых путем выявления и устранения причин и условий, способствующих развитию рецидивной преступности у несовершеннолетних. Социальная профилактика рецидивной преступности у подростков это, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

  • предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
  • сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья подростков;
  • содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Профилактическая деятельность в ее социально приоритетном выборе включает:

б) частную, направленную на предупреждение асоциального поведения определенных групп и лиц [2; с.47].

Как видно, процесс профилактики делинквентного поведения подростков – это сложный, непрерывно развивающийся процесс, который можно обозначить двумя основными движущими силами благотворного воздействия на становление личности несовершеннолетних, то есть это воспитание и образование.

По профилактики делинквентного поведения подростков необходима реализация предотвращения проблемы среды несовершеннолетних правонарушителей поэтому центр образования работает по следующим направлениям: защита прав и законных интересов детей; профилактика социального сиротства, безнадзорности и бродяжничества детей; профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних; духовно-нравственное воспитание, пропаганда здорового образа жизни; социально-психологическая поддержка в личностном, социальном и нравственном развитии.

Администрация школы считает, что развитие совершенствования психолого–педагогической коррекции и социальной реабилитации обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, является одним из возможных факторов к повышению уровня повышения мотивации и успеваемости обучающихся школы.

Социальная характеристика ученического состава с 7 -12 класс состоит на следующих категориях учащихся:

  • Многодетные семьи – 71;
  • Дети, находящиеся под опекой – 13;
  • Дети, воспитуемые одним отцом – 11;
  • Неблагополучные семьи – 13;
  • Молодые мамы из числа учащихся – 24;
  • Беременные из числа учащихся – 6;

В внутришкольном учете состоят – 133 учащихся из них, ПДН – 99 учащихся, КДН -41 учащийся.

Программа профилактики делинквентного поведения у несовершеннолетних правонарушителей создана для устранения делинквентного поведения и коррекционная работа с несовершеннолетними правонарушителями, которая включает нацеленную готовность к изменению, ориентированные на накопление подростков нравственно положительных качеств, формирующие самовоспитание.

Диагностическая работа - выявить отклонения в поведении.

Профилактическая работа с респондентами:

1 направление

  • профориентационная работа;
  • проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.

Организация досуговой деятельности респондентов делинквентного поведения:

  • заинтересовать респондентов в кружковые работы и спортивные секции;
  • проявить интерес в трудоустройстве в летний период.

2 направление:

  • вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
  • приглашение на беседу медийные лица, а так же лица бывших заключенных.

Профилактическая работа с родителями:

  • Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий;
  • Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий;
  • Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей;
  • Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении.

Читайте также: