Что за профессия ямщик

Обновлено: 25.05.2024

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 6 засаживаться

-аюсь, -аешься; несов.

- Ну, братцы, проворней, засаживайтесь! - закричал он ямщикам. Златовратский, Из одних воспоминаний. лес.

2. за что или с неопр. разг.

Приниматься за какое-л. дело, работу.

- С зимы непременно покупаю все эти книжонки, трактующие о мужике, и положительно засаживаюсь за них. Эртель, Записки степняка.

целковый

То же, что целковый рубль.

[Хлестаков:] Ямщикам скажи, что я буду давать по целковому; чтобы так как фельдъегеря катили! и песни бы пели! Гоголь, Ревизор.

- Сейчас [хозяин] отпускает жене на расходы целковый; на свечку казанской божией матери тоже рубль серебра. Гл. Успенский, Нравы Растеряевой улицы.

Вообще один рубль.

- Всей этой шапке, ежели желаете знать, красная цена - пять целковых! Чехов, Холодная кровь.

серебряная монета достоинством в один рубль.

скрещивать

СКРЕЩИВАТЬ - или скрещать, скрестить что, перекрестить, положить, поставить или скрепить крестом, на крестьян. Двое часовых у дверей скрестили ружья, не пропускают. Бойцы скрестили сабли, вступили в бой.

| Скрещивать виды или породы растений, животных, случать, для порождения помеси, выродков, для улучшения пород. Чугунку неохотно скрсщают с другими дорогами. -ся, страд. и ·возвр. по смыслу. Где дороги скрещиваются, там жди меня. Мы с ним скрестились в Орле, мы встретились, перерезав друг другу путь поперек, наакрест. Хлеб в поле скрестился, полег и перепутался. Скрещивание ·длит. скрещение ·окончат. действие по гл. Скрёс муж., вост. или вскрёс, воскресенье; говорят ·в·знач. отдыха, покоя от дела, работ, трудов и забот. Ямщикам скрёсу нет, такая гоньба! Больной ребенок матери скрёсу не дает, ни днем, ни ночью. Чаяли, что больному и скрёсу не будет, ан отпустило. Скрёсный, к сему относящийся. Скрёсток, перекресток, распутье. Опойцу на скрестке хоронят, чтоб сеногною не было. Скрестный, скрещенный, взятый накрест, вперекрест, перекрестный.

ямщики

Ямщики́ - в России до конца XIX в. крестьяне, исполнявшие ямскую, затем государственную извозную повинности. Были кучерами на ямских лошадях. Жили в селениях на почтовых трактах (ямах). Получали жалованье, до конца XVII в. освобождались от налогов.

целковый рубль

Целковый рубль - ; ЦЕЛКОВИК, а, м; ЦЕЛКО/ВЫЙ, ого, м., в знач. сущ.

1. Серебряная монета достоинством в один рубль; вообще один рубль.

► [Городничий:] Так вот тебе пара целковиков на чай. ГОГ. Рев.; [Хлестаков:] Ямщикам скажи, что я буду давать по целковому; чтобы так, как фельдъегеря катили! И песни бы пели! ГОГ. Рев.; Причудливая старуха. на другой день выслала Герасиму целковый. // Тургенев. Муму //; Обломов вынул еще целковый и с досадой сунул ему. // Гончаров. Обломов //

почта

ПО́ЧТА - первым шагом по упорядочению пересылки и передачи письм. известий на Руси стало учреждение "повоза", упоминания о к-ром появляются в 984. Повоз - особая повинность нас., проживающего вдоль рек и дорог, соединявших Киев с др. рус. городами. Все люди (за исключением духовенства и бояр) обязывались по первому требованию княж. посланников предоставлять безвозмездно лошадей, повозки и лодки с гребцами.

В 13 в. в центр. части рус. гос-ва вместо стихийно действовавшего повоза создается система перевозки гонцов, правит. чиновников, грузов и письм. известий - скорая ямская гоньба. Смена ямщиков и лошадей производилась в "ямах" - почтовых станциях, состоявших из ямского проезжего двора и ямской слободы (земли, выделенной ямщикам), расположенных через каждые 30-100 верст. Руководство ямской гоньбой осуществлялось централизов. органом - Ямским приказом (первое упоминание относится к 1574). Создание ямов, назначение ямщиков, выделение средств передвижения и содержание в порядке почтовых трактов вменялось проезжим спец. повинностью и финансировалось за счет налога. В 18 в. ямская гоньба преобразуется в ямскую почту, к-рая действовала в России наряду с "заморской" (немецкой). Последняя осуществляла связь рус. гос-ва с зарубеж. странами.

В 1714 в Пб. открывается первый в России почтамт, а к кон. 18 в. в стране действовало 7 почтамтов (Петерб., Моск., Малороссийский, Литовский, Тамбовский, Казанский, Сибирский). В 80-х гг. 18 в. в России создается единая почтовая администрация - объединяются ямская и иностр. почты.

До 1879 гос. почта не доставляла почтовых отправлений в пределах городов, поэтому была организов. городская почта (в Пб. с 1833, в Москве с 1845). Доставка периодической печати впервые в России была организована в 1838 Петерб. почтой (первой была доставлена газ. "Сев. пчела").

В 1843 введена оплата почтового сбора отправителем. Первая почтовая марка в России поступила в продажу в дек. 1857, в обращении с 1 янв. 1858.

В 60-х гг. 19 в. в 65 уездах земскими управами создается земская почта: для пересылки корреспонденции внутри уездов, доставки ее в уезды с гос. почты и передачи на гос. В окраинных губ. России земская почта выполняла функции гос. К 1901 земская почта функционировала в 243 уездах 33 губ. и существовала до нач. 1918, когда была ликвидирована вместе с др. земскими учреждениями. Россия имела почтовые учреждения и в зарубеж. странах (на о. Крит, в Китае, Монголии, Османской империи, Румынии, Болгарии). Эти учреждения пользовались рус. или спец. подготовленными марками.

Первые марки сов. России вышли 7 нояб. 1918 с изобр. руки с мечом, разрубающим цепь. На терр. Украинской, Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Дальневосточной республик в нач. 20-х гг. имели хождение марки местных выпусков. После обр. СССР почта и издание марок становятся всесоюзными.

Во время Вел. Отеч. войны в СССР, как и ранее в России в военное время, действовала военно-полевая почта (сеть почтовых учреждений при воин. частях).

миниатюра Кто такой ямщик

Даже сегодня извоз остается одним из самых распространенных видов деятельности в нашей стране, уступая в этом отношении только торговле. Подобная предпринимательская деятельность позволяет работать на себя, поэтому привлекает внимание многих людей, владеющих личным транспортом и желающих подработать.

Нередко извоз становится основным видом деятельности, либо к нему прибегают в свободное от таковой время. Естественно, говорить о том, насколько опасным может быть извоз для непрофессионалов нет смысла. Тем не менее, извозом с каждым годом занимается все больше людей, а подвозить знакомых приходилось практически каждому, кто является владельцем транспортного средства.

Стоит отметить, что женщины также обращаются к подобному виду заработка. Хотя для них подобная работа выглядит более сложной и рискованной. Привычное для многих слово шофер имеет французские корни.

Происхождение слова ямщик

Слово отличается татарскими корнями, где оно и сегодня означает остановку или место для отдыха. До 18 столетия данное слово повсеместно используют в отношении стоянок, которые обеспечивали отдых для путников во время путешествий.

Также ямы выполняли и почтовые функции. Только в конце 18 столетия ямы заменяют почтами. Данная частица и сегодня встречается в названии многих населенных пунктов, к примеру, Ям-Ижора, что в Ленобласти.

Слово использовали и в отношении особой повинности, существовавшей в княжеский период. Она заключалась в том, что каждый владелец повозки должен был обеспечить перевозку государственного служащего, а также его имущества, если он не имел своего собственного коня.

В 13 столетии появилось отдельный термин для повинности, которую начали называть повозом. В дальнейшем эта обязанность была расширена и жители определенных населенных пунктов отвечали за состояние близлежащих дорог, а также предоставляли государству подводы в случае необходимости.

Ямские охотники, как называли извозчиков в 16 столетии, даже получали от государства помощь, как в натуральном, так и финансовом виде. Уже в следующем столетии ямщиков начинают выбирать среди жителей слободы. Данная профессия становится все более прибыльной, а сам человек, который занимается извозом, был свободным и владел небольшим наделом земли.

Чтобы устроить очередной ям необходимо было получить разрешение от московских чиновников, а подходящее место для яма выбирал соответствующий приказной человек. Именно он занимался определением протяженности дороги и отмерял 40 верст, через которые ставили новый стан, где и находились ямщики.

Договор о создании стана обычно получал старший или голова местных жителей. Сохранилась также информация о том, во сколько обходилось содержание ямщика. К примеру, стандартной платой для новгородских извозчиков были пять рублей в год, а также необходимый запас зерна для коней или вместо этого денежная компенсация, соизмеримая с ценами на зерно в этом году.

В некоторых случаях договор составлялся между самим населенным пунктом и ямщиком. Последний обеспечивал исполнение ямской повинности, а вместо этого жители деревни обеспечивали ямщика установленным годовым жалованием. Также жители занимались расчисткой дорог, а самого ямщика освобождали от положенных податей.

Закон довольно четко указывал обязанности, которые должны были исполняться ямщиком. Человек, который занимался извозом, обязан был располагать тремя меринами, а также быть грамотным, так как в его обязанности входил учет всех путешественников. Он имел право спросить проезжую грамоту, а также указывал прогоны.

Особого обмундирования ямщику не полагалось, поэтому каждый носил то, что имел. Об этом довольно ярко свидетельствует образ ямщика, оставленный Николаем Гоголем. Работа ямщиков высоко ценилась в обществе, так как его услуги могли потребоваться в любой момент

Читайте также: