Социальная опека как технология социальной работы

Обновлено: 03.05.2024

опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

подопечный - гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

Опека (попечительство) над несовершеннолетними устанавливается также в целях их воспитания и образования.

Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Устройство детей под опеку (попечительство) не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.

Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно.

При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора.

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями):

· лица, лишенные родительских прав;

· лица, имеющие или имевшие судимость,

· лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

· лица, не прошедшие подготовки в порядке,

· лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола,

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

· воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

· обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

· причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

· сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

· защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), обладают также правами, предусмотренными статьями 55 и 57 настоящего Кодекса.

51. Социальный патронаж.

Социальный патронаж семьи – это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и необходимых услуг, которые предоставляются на длительный основе семьям и детям, попавшим в особо трудную и даже опасную, кризисную ситуацию, но не обладающим способностью илиутратившим возможность самостоятельно её преодолеть.

Патронаж носит постоянный (или эпизодический) регулярный (не разовый, но и не пожизненный) характер. Интенсивность патронажных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, её социальной запущенности и некомпетентности. Патронаж семьи направлен на создание таких условий, в которых постепенно приобретаются способности к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем и полноценному функционированию в социальной среде.

Основная цель социального патронажа – комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации. Принимают участие в патронаже специалисты различного профиля.

Сущность патронажа как формы работы с семьёй заключается в том, что он осуществляется систематезированно, комплексно и в определённые сроки группой специалистов разного профиля. При этом к каждому члену семьи применяется индивидуальный подход. Для помощи конкретной семье привлекаются различные ведомства и учреждения (социальной защиты, здравоохранения, образования и др.).

· Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Оно включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т.д.

· Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т.д.

Рассматривая первое направление, отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.

Содержание медико-социального патронажа зависит от категории этих клиентов. Он включает доставку лекарств, измерение давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов и кормление, уборку помещения, выполнение несложных физических упражнений и т.д., т.е. все то, в чем нуждается человек, не способный к самообслуживанию.

Главной задачей работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, помимо оказания перечисленных услуг остается утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности.

Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.

Специалисты, осуществляющие психологический патронаж проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений.

Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.

Кроме того, с помощью социального патронажа социальные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т. е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного - с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.

Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патроната, социальный работник исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий. Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства. Алексеева Л. С. помимо вышеперечисленных видов социального патронажа выделяет социально-экономический патронаж - периодическое оказание материальной помощи, выражающееся в выдаче пособий, талонов, продуктов, одежды и пр., в целом он может трактоваться лишь как элемент социального, что соответствует структуре стандартов социальной помощи.

Некоторые социологи в качестве самостоятельных рассматривают такие виды патронажа, как обслуживание на дому, уход за недееспособными престарелыми членами семей в клиниках, уход за малолетними детьми на дому, а также институциональный патронаж (психиатрический, оказываемый психиатрическими службами, педиатрический патронаж новорожденных, патронаж беременных женщин со стороны женских консультаций, патронаж абонентов Телефонов доверия и пр.).52. Информационные социальные технологии в практике социальной работы.

Одной из наиболее оптимальных форм замещающего семейного воспитания, на наш взгляд, можно считать передачу ребенка на опеку в приемную семью.

Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство — это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом.

Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе (ст. 121-123, 125, 140, 142, 145, 147, 150-151 и др.), в ГК (ст. 31-41), ГПК (ст. 263-263), а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов Российской Федерации), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности.

В Семейном кодексе не дается понятия структурных подразделений органов опеки и попечительства и стоящих перед ними задач, поэтому функции по охране прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет Глава Управы района (лично или через подразделения администрации района).

Организация методической помощи и оказание содействия органам опеки и попечительства возложены на Министерство общего и профессионального образования РФ, которое является правопреемником упраздненного Министерства образования РФ, ранее выполнявшего данные функции. В субъектах РФ такая работа выполняется соответствующими управлениями (департаментами, комитетами) образования субъектов РФ.

Семейный кодекс (п. 1 ст. 121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).

Несмотря на то что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны (п. 1 ст. 122 СК).

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст. 122 СК решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей.

Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны, согласно п. 1 ст. 122 СК, в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, которое заключается, в частности, в проверке достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей (истребовании и изучении соответствующих документов, бесед с окружающими детей лицами и т. п.). Наряду с этим, органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения. При подтверждении факта отсутствия попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

Централизованный учет подразделяется на первичный, региональный и федеральный и осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и Министерством общего и профессионального образования РФ.

На первоначальном этапе по результатам обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка и установления факта отсутствия попечения родителей данные о детях персонально регистрируются органом опеки и попечительства в журнале первичного учета установленной формы (Приложение № 1 к Порядку централизованного учета детей). В том случае, если ребенок не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации на воспитание в семью, орган опеки и попечительства, согласно п. 3 ст. 122 СК, заполняет на него анкету установленной формы, копия которой передается для постановки ребенка на региональный учет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ. В частности, в Москве формирование регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории города, возложено на Комитет образования.

При отсутствии возможности устроить ребенка в семью, проживающую на территории данного субъекта РФ, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ направляет сведения о ребенке (копию анкеты и фотографию ребенка) в Министерство общего и профессионального образования РФ для учета в государственном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей (т.е. для постановки на федеральный учет), и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ постоянно проживающих на территории РФ. В случае изменения правового статуса ребенка (при восстановлении родителя в родительских правах, усыновлении ребенка и т. п.) сведения об этом направляются соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ в недельный срок в Министерство общего и профессионального образования.

Министерство образования ведет учет детей, а также осуществляет их подбор для лиц, обратившихся непосредственно в Министерство общего и профессионального образования и изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью с выдачей направления в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и последующего решения вопроса о передаче ребенка на воспитание в семью. Министерство общего и профессионального образования также предоставляет соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ (по их запросу) сведения, имеющиеся в федеральном банке данных, о детях, оставшихся без попечения родителей.[27]

Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения).

Орган опеки и попечительства, орган исполнительной власти субъекта РФ и Министерство общего и профессионального образования, осуществляющие соответственно первичный, региональный и федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляют гражданам РФ, ставшим кандидатами в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, а также иностранным гражданам или лицам без гражданства, изъявившим желание усыновить ребенка, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семью.

Число детей, находящихся под опекой, растет. По состоянию на конец 2001г. в России их насчитывалось 347,5 тыс., что на 5,6% больше, чем в конце 2000г., и на 11,3% больше по сравнению с концом 1999г. В 2001г. под опеку (попечительство) было передано 69,7 тыс. детей (в 2000г. - 65,7 тыс.).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………………………………………5
1.1. Опека и попечительство над детьми………………………………………5
1.2. Права и обязанности опекуна, попечителя, органов опеки,
на попечении которых находятся несовершеннолетние дети………………11
ГЛАВА 2. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА. 15
2.1. Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними……………………………………………………….. 15
2.2. Основания прекращения опеки и попечительства…………………… 21
2.3. Установление попечительства над совершеннолетними
недееспособными гражданами………………………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. 34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Технологии соц,работы (2).docx

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность: Социальная работа

Опека и попечительство как технологии социальной работы

ГЛАВА 1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………………………………………5

1.1. Опека и попечительство над детьми………………………………………5

1.2. Права и обязанности опекуна, попечителя, органов опеки,

на попечении которых находятся несовершеннолетние дети………………11

ГЛАВА 2. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА. . . . 15

2.1. Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними…………………………… ………………………….. 15

2.2. Основания прекращения опеки и попечительства…………………… 21

2.3. Установление попечительства над совершеннолетними

недееспособными гражданами………………………………………………. 29

Профессия - специалист по социальной работе была введена в Российской Федерации в 1991 году.

Подготовка профессиональных кадров для социальной сферы становится одной из актуальных проблем современной науки и практики.

ГЛАВА 1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1. Опека и попечительство над детьми

Опека и попечительство, являясь общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, в основном, используются для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. При осуществлении опеки и попечительства целесообразно в зависимости от ситуации использовать и другие общие технологии социальной работы (социальную профилактику, адаптацию, коррекцию).[2]

Опека и попечительство — это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается:

- над малолетними детьми до 14 лет;

-над гражданами, признанными судом недееспособными в результате психического расстройства;

-над имуществом безвестно отсутствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев.

-над несовершеннолетними подростками в возрасте от 14 до 18 лет;

-над гражданами, ограниченными судом в дееспособности в результате злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;

-над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в патронаже.

Под дееспособностью понимается способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, что в полном объеме возникает по достижении восемнадцатилетнего возраста. Гражданин, который по причине психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. После такого судебного решения устанавливается опека. Функции выявления душевнобольных и слабоумных, нуждающихся в опеке, возлагаются на отделы (управления) здравоохранения местных администраций. Они оказывают необходимую помощь лицам, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, до установления опеки, а также возбуждают в судах дела о признании таких граждан недееспособными, решают вопросы назначения им опекунов и направления их в специальные психоневрологические учреждения. Поскольку душевнобольным и слабоумным необходимо постоянное медицинское обслуживание, то обязанности инспектора по опеке исполняет медицинский работник психоневрологического или психиатрического диспансера. В соответствии со ст.39 Гражданского Кодекса Российской Федерации, при помещении больного в указанное учреждение орган опеки освобождает ранее назначенного опекуна от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

Данные о душевнобольном как полностью недееспособном вписываются в паспорт опекуна, паспорт подопечного направляется в соответствующее отделение милиции для погашения. В случае выздоровления душевнобольного, решением суда опека над ним прекращается и ему выдается новый паспорт. Такое судебное решение может быть вынесено как по заявлению опекуна (органа опеки), так и по обращению членов семьи подопечного, психиатрического лечебного учреждения и общественных организаций.

По существующему законодательству, все сделки от имени недееспособного совершает его опекун. Сделка, совершенная самим больным, считается недействительной с момента ее совершения. Но если она совершена к выгоде недееспособного, то по требованию его опекуна может быть признана судом действительной. Согласно введенной в Гражданский Кодекс страны нормы, сделка, совершенная гражданином, впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судом недействительной по иску его опекуна. Для этого суду необходимо доказать, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значения своих действий или руководить ими.

Опека на основании решения суда устанавливается и над имуществом безвестно отсутствующих как в интересах последних, так и их иждивенцев. Органом, имеющим право устанавливать такую форму опеки, является местная администрация. В соответствии с законом, гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. Дело о признании гражданина безвестно отсутствующим рассматривается судом, решение которого является основанием для назначения органом опеки и попечительства опекуна по месту нахождения имущества, принадлежащего безвестно отсутствующему. В соответствии со ст. 43 Гражданского Кодекса Российской Федерации, из этого имущества может быть назначено содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать, а также погашается задолженность по его обязательствам. Если безвестно отсутствующий не появляется в течение трех лет, то он признается умершим и опека над его имуществом прекращается.

Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть ограничены судом в дееспособности в порядке, который установлен гражданским процессуальным законодательством. Над ними устанавливается попечительство. Такие граждане имеют право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать же другие сделки, а также получать заработок, пенсию и другие расходы и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Последний оказывает подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Наиболее распространенными формами социального попечительства над инвалидами и пожилыми людьми, неспособными в полной мере исполнять свои права и выполнять обязанности по состоянию здоровья являются: патронаж и функционирование системы домов-интернатов.

Патронаж как социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара может быть установлен по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности. В случае установления попечительства в форме патронажа, попечитель (помощник) на основании договора, поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным, распоряжается имуществом последнего. Только с согласия подопечного попечителем осуществляются также бытовые и иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного. По требованию совершеннолетнего дееспособного гражданина, находящегося под патронажем, патронаж над ним прекращается.[3]

В России функционирует широкая сеть домов-интернатов, осуществляющих социальное попечительство над престарелыми и инвалидами, то есть домов-интернатов общего типа. Число домов-интернатов хотя и незначительно, но растет. Относительно новой формой социального попечительства над престарелыми и инвалидами стали специальные жилые дома для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. На первых этажах таких домов располагаются магазины, столовая, медицинский кабинет, прачечная, стол заказов и др.

Отделы (управления) по труду и социальному развитию местных администраций выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права, выполнять обязанности и нуждаются в попечительстве. Эти социальные службы оказывают таким лицам необходимую помощь до установления попечительства, а также способствуют установлению патронажа или их устройству в дома-интернаты.

Опека и попечительство назначаются в целях содержания, образования и воспитания детей, а также для защиты их прав и интересов. Основаниями для опеки над малолетними являются: смерть, безвестное отсутствие, недееспособность родителей, лишение их родительских прав и другие случаи оставления детей без родительской заботы. Согласно ст. 56 Семейного Кодекса Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Он вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд. Защита государства в отношении детей, оставшихся без помощи родителей, осуществляется в виде устройства детей на воспитание в семью попечителя или на полное государственное попечение в специальные детские учреждения. Для выявления детей, которые нуждаются в защите, социальные работники служб опеки и попечительства собирают соответствующую информацию из правоохранительных органов, образовательных учреждений, получают ее от различных граждан, включая тех, кто намеревается стать опекуном или попечителем. Затем эта информация контролируется путем проведения обследования и выявления факта отсутствия родительского попечения с оформлением акта обследования. В нем указываются:

1) дата и место обследования;

2) информация о лице, проводящем обследование (его должность, фамилия, имя, отчество);

3) информация об обследуемом родителе, не заботящемся о ребенке;

4) информация о семье, где проживает в настоящее время ребенок;

5) сведения о семье лица, претендующего на воспитание ребенка, и о нем самом.

1.2. Права и обязанности опекуна, попечителя, органов опеки, на попечении которых находятся несовершеннолетние дети

Права и обязанности опекунов и попечителей над детьми во многом сходны с родительскими правами и обязанностями.

В первую очередь следует выделить такую обязанность, как обязанность воспитывать ребенка (заботиться о его психическом, духовном и нравственном развитии). Осуществление воспитания является одновременно и правом опекуна, который может избирать для этого любые способы. Однако закон (п. 1 ст. 150 СК РФ) устанавливает и пределы усмотрения опекуна (попечителя) в осуществлении права на воспитание.

Во-вторых, закон предписывает опекуну (попечителю) учитывать при выборе способов воспитания мнение ребенка. Право ребенка выражать свое мнение закреплено в ст. 57 СК РФ. Ребенок имеет право быть заслушанным всегда, следовательно, как опекун (попечитель), так и работники органа опеки и попечительства и иные лица обязаны его выслушать. При этом учитывать мнение ребенка необходимо, по общему правилу, лишь после достижения им десяти лет. Учет мнения ребенка не означает принятия желаемого им решения (например, не ходить в школу). Согласие или несогласие ребенка имеет юридическое значение только в случаях, прямо указанных в законе (при усыновлении, передаче в приемную семью и пр.).[4]

Опека и попечительство представляют собой комплексный институт семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий своей целью защиту личных и имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. С его помощью недееспособные граждане рассматриваются в качестве полноправных субъектов многих правоотношений.

В соответствии с современным законодательством Российской Федерации опека устанавливается над детьми, оставшимися без родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций, а также над лицами, признанными судом недееспособными в силу душевной болезни.

Попечительство — это форма защиты прав и интересов несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Попечительство над несовершеннолетними устанавливается, кроме того, с целью их содержания, воспитания и образования, а также защиты их интересов в случае утраты ими родителей.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет.

Вопрос о правовой природе опеки над несовершеннолетними считается спорным. Во-первых, это способ восполнения дееспособности ребенка, во-вторых — своеобразный институт представительства, без которого практически невозможно защищать права и интересы несовершеннолетних детей. В-третьих, опека представляет собой одну из форм устройства в семью ребенка, оставшегося без родительского попечения.

Следовательно, значительная доля вопросов, касающихся опеки, решается с помощью Гражданского и Семейного кодексов.

В ГК РФ отражены следующие вопросы:

- общие принципиально важные положения;

- порядок установления опеки;

- критерии подбора опекуна, правила относительно исполнения опекуном своих обязанностей по распоряжению имуществом подопечного;

- условия и порядок прекращения опеки.

Содержание социальной работы, осуществляемой опекуном либо попечителем, направлено на достижение единой цели — продление пребывания в привычной среде (в условиях семьи) граждан, частично или полностью утративших дееспособность. Данные формы предполагают индивидуальный подход к клиенту, активизацию возможностей опекуна или попечителя для обеспечения реализации потребностей клиента Опекун (либо попечитель) способствует поддержанию, а в лучшем случае восстановлению социального статуса человека, ранее частично или полностью утратившего дееспособность

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены лица, лишенные родительских прав. В случае отказа родственников от выполнения обязанностей опекуна, человек содержится за государственный счет в специализированном стационарном учреждении. Основываясь на врачебном заключении, суд может вынести постановление о разводе по заявлению здорового супруга.

В российском законодательстве предусмотрено установление попечительства как формы защиты граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В данном случае попечитель назначается на основании решения суда, органов опеки и попечительства. В результате установления попечительства над совершеннолетними гражданами подопечный самостоятельно несет ответственность за совершенные им сделки и за причиненный вред. Но в случае совершения крупных сделок, осуществления финансовых расходов (заработной платы, пенсии и иных доходов) подопечный должен получить согласие попечителя. Попечительство допускает периодический контакт попечителя и подопечного с разрешения органов опеки и попечительства.

На воспитание в приемную семьюпередается ребенок, оставшийся без попечения родителей, в т.ч находящийся в воспитательном учреждении, лечебном учреждении, учреждении соц.защиты. Предварительный выбор детей осущ-ся лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органами опеки и попечительства. Разъединение братьев и сестер не допускается.

Передача ребенка в пр.семью осущ-ся с учетом его мнения. Ребенок, достигший 10 лет, может быть передан с его согласия.

Ребенок, переданный в пр.семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия, право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, при отсутствии жилого помещения имеет право на его предоставление.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Договор заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Договор должен предусматривать условия содержания условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения договора. Размер оплаты труда пр.родителей и льготы, предоставляемые пр.семье, в зав-ти от кол-ва принятых на воспитание детей, устан-ся законами субъектов РФ.

В Челяб. обл-ти:

- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью - 8 000 рублей (с применением установленного районного коэффициента);

- ежемесячная выплата денежных средств на содержание ребенка, переданного на воспитание в приемную семью - 4000 рублей;

- заработная плата приемного родителя в соответствии с заключенным договором (сумма выплачивается одному из родителей) - в зависимости от количества детей, принятых на воспитание, приемной семье в счет оплаты труда ежемесячно на одного ребенка выплачивается сумма из расчета 13 разряда Единой тарифной сетки (3737 рублей) с начислением районного коэффициента.

За каждого следующего ребенка сумма увеличивается на 15 процентов. За воспитание каждого переданного на воспитание в приемную семью ребенка, не достигшего 3-летнего возраста, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида размер оплаты труда, увеличивается на 15 процентов.

Договор может быть расторгнут досрочно по инициативе прием.родителей при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношения между детьми и др.), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в пр.семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, или в случае возвращения ребенка родителям, или в случае усыновления ребенка.

Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства. Прием.родители по отношению к принятому ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). На содержание ребенка пр.семье ежемесячно выплачиваются денежные средства.

Усыновление— это переход прав и обязанностей от биологических родителей (родителя) ребенка к усыновителям (усыновителю). При этом ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя, все права и обязанности родных (биологических) родителей ребенка утрачиваются. Усыновители, добровольно принимая на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравниваются к ним во всех отношениях и наделяются теми же правами.

Процесс усыновления начинается с первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Выявлению и учету подлежат дети, родители которых умерли, неизвестны (подкидыши), лишены родительских прав, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными, уклоняются от воспитания и содержания своих детей и т. п.

Следующая форма — это федеральный учет. Получив сведения о ребенке из органа опеки и попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ направляет копию анкеты и фотографию ребенка в Министерство образования РФ для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью В течение не менее 3 месяцев региональные службы и отдел социальной защиты детей и охраны прав детей Министерства образования РФ осуществляют попытки устройства детей, сведения о которых находятся в банке данных, на воспитание в семьи.

Лица, желающие усыновить ребенка, обращаются в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, чтобы получить заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители. Для получения заключения кандидата в усыновители представляют необходимые документы. Подбор усыновителей в настоящее время в силу действующего законодательства осуществляется с учетом следующих требований: здоровье каждого будущего родителя, не противоречащее перечню заболеваний, утвержденных Правительством Российской Федерации; благополучие (экономическое, психологическое, социальное) усыновителей и их семьи; желание иметь ребенка и потребность заботиться о нем.

Лица, получившие заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители, вправе начать подбор ребенка на усыновление. Орган опеки и попечительства выдает им направление в соответствующее детское учреждение. После того как кандидаты в усыновители подобрали ребенка на усыновление (познакомились и установили с ним контакт, ознакомились с документами усыновляемого ребенка), они подают заявление в суд с просьбой об усыновлении. При удовлетворении судом просьбы об усыновлении взаимные права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. Факт усыновления подлежит обязательной регистрации в органах ЗАГС по месту вынесения решения об установлении усыновления.

Следующими этапами технологии усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, будут принятие ребенка в семью и адаптация ее членов друг к другу и новому статусу.

Таким образом, технология усыновления детей-сирот предусматривает ряд этапов: учет детей, оставшихся без попечения родителей, который может осуществляться в трех формах — первичной, региональной и федеральной; подбор усыновителей и усыновляемых; судебную процедуру усыновления; принятие ребенка в семью; адаптацию ребенка и приемных родителей к новым ролям.

Основной документ:

Читайте также: