Сложна ли работа бухгалтера

Обновлено: 17.05.2024

В том, что квалифицированный бухгалтер всегда востребован, нет сомнений. Но как быть, если есть желание развиваться в этом направлении, когда нет опыта? Как стать бухгалтером с нуля без образования? На самом деле все просто – нужно терпение и желание получить специальность. Идти в ногу со временем, учитывать все требования, которые предъявляет финансовый мир к специалисту, – это обязательные условия. Знать все достоинства и минусы этой специальности очень важно. Многие имеют возможность брать дополнительную подработку, не утрачивая при этом основное место работы.

Как стать бухгалтером с нуля без образования

Что нужно знать

Бухгалтер – это всегда актуальная, востребованная, хорошо оплачиваемая профессия. Это второй человек после директора фирмы, он напрямую общается с руководством. Все начисления заработной платы и отчисления в Пенсионный фонд контролируется бухгалтером. Посещая всевозможные курсы и семинары, специалист повышает стоимость своих услуг. Работа требует внимательности, усидчивости и, можно сказать, педантичности. Любая ошибка бухгалтера может обернуться штрафом и убытком для предприятия. Профессионализм работника играет немалую роль. Нужно знать законодательство бухгалтерской и налоговой базы и быть юридически подкованным, чтобы оградиться от всевозможных ошибок. Высшее образование дает возможность более широко использовать профессиональные навыки в разных направлениях. Образование получают:

  • в специализированных училищах;
  • технических учебных заведениях;
  • вузах.

Но как стать бухгалтером, с чего начинать обучение?

Стать бухгалтером, с чего начать

Что входит в компетенцию бухгалтера?

Что делает бухгалтер? Специалист может выполнять множество задач:

  • Контроль, прием и обработка первичной документации.
  • Платежи по договорам.
  • Расчет и выдача заработной платы.
  • Контроль и сдача налоговых документов.

Но если нет возможности учиться и грызть гранит науки, реально ли стать бухгалтером с нуля? Главное – желание, а начать можно со специализированных курсов, где за небольшое время реально освоить азы бухгалтерского дела и понять специфику работы. Следует определить, какого уровня вы хотите достичь. Если он достаточно невысокий, то можно ограничиться только курсами.

Профессиональные навыки бухгалтера основаны не только на дипломе, но и на умении производить расчеты, находиться в курсе вопросов, связанных с профессиональной деятельностью. Теория и практика вместе позволяют достичь высшего уровня.

Реально ли стать бухгалтером с нуля

Что делать?

Так как же стать бухгалтером, с чего начать? Можно отдать предпочтение обучению на коммерческих курсах, длятся они недолго, всего несколько месяцев. После этого выдается диплом не только бухгалтера, но и аудитора. Можно остановиться только на этом этапе и продолжать работать, надеясь на свои профессиональные данные. Но что нужно, чтобы стать хорошим бухгалтером? Необходимо пройти специализированное обучение в высших заведениях, стационарное или заочное, длящееся до 5 лет.

Желательно иметь практику и заниматься самообразованием по материалам учебного пособия, так как стать бухгалтером с нуля без образования довольно сложно, не прикладывая усилий. В век интернета можно заниматься онлайн-обучением и посещением семинаров. Занятия в Сети платные, но дешевле стационарных. Также можно проштудировать книги по бухгалтерскому делу, пообщаться на форумах, где найти ответы на интересующие вопросы. Самообучение займет больше времени, но и знания, полученные таким образом, пригодятся на практике.

Советы: как стать хорошим бухгалтером

Личностные качества

Очень часто специалисты в этой области дают советы, как стать хорошим бухгалтером – нужны навыки и некоторые личные качества, которые помогают в работе. Это:

  • усидчивость;
  • ответственность;
  • аккуратность;
  • внимательность;
  • честность;
  • коммуникабельность;
  • логичность.

Конечно, не только эти качества влияют на специфику работы. Высокой ступенью является получение высшего экономического или финансового образования. Длится обучение до 6 лет. Оно более престижно и позволяет получить место работы в ведущих фирмах, всегда быть в курсе профессиональных инноваций.

Нужно стараться осваивать вершины профессии, постоянно повышать уровень мастерства. Это отражается на умении вести бухгалтерские операции, их множество:

  • вести всю документацию;
  • знать, как начислить зарплату;
  • знать законы бухгалтерского дела;
  • уметь производить разные отчеты;
  • разбираться в компьютерных программах.

Получить высокую степень в профессии без систематического обучения невозможно. Повышая уровень знаний, вы получаете возможность возможность достичь высокой планки в профессии.

Не стоит бояться начать работу с помощника, так как стать бухгалтером с нуля без образования сразу, конечно, не получится. Выполняя мелкие поручения, набираясь опыта, шаг за шагом можно достичь и более высокой должности.

Как стать бухгалтером, с чего начинать

Карьерный рост

Этапы повышения бухгалтера по должностной лестнице:

  • помощник;
  • младший экономист либо бухгалтер;
  • бухгалтер;
  • главный бухгалтер;
  • финансовый директор.

Желающие изменить направление в деятельности имеют отличную возможность, такую как стать бухгалтером с нуля без образования. Это можно сделать, окончив курсы. Базовые навыки, приобретенные на начальном этапе образования, помогут вести основной учет средств правильно. Вы узнаете, что такое траты, денежные обороты больших компаний и маленьких фирм, получите много нужной и полезной информации, которая будет пригодна в деле. Главная цель обучения – научиться приемам бухгалтера и навыкам использования программного обеспечения в бухгалтерии. Проходя практику и получая знания на курсах, можно разобраться даже новичку в непонятных на первый взгляд вещах. Начав обучение с нуля, можно реализовать себя, раскрыв основы и тонкости бухгалтерского учета. Получив по итогам документ, подтверждающий ваш уровень, можно пробовать трудоустроиться в выбранную вами же организацию. Багаж знаний, полученный при обучении, может пригодиться в открытии и введении собственного бизнеса.

Подводные камни

В этой профессии есть и подводные камни, свои минусы:

  • материальная ответственность;
  • за ошибки придется платить штраф;
  • надо иметь стрессоустойчивость;
  • ненормированный график работы;
  • обрабатывание больших объемов информации и данных;
  • определенный список документов, которые обязан знать любой бухгалтер;
  • важно быть в курсе изменений как в бухгалтерском, так и в налоговом законодательстве.

В каждом виде деятельности есть свои недостатки. Поэтому не стоит бояться получить специальность бухгалтера. Эта сфера деятельности всегда привлекала большую аудиторию.

Что нужно, чтобы стать хорошим бухгалтером

Теперь о плюсах

Стремление получать хорошую зарплату, работать в чистом помещении, иметь возможность карьерного роста стимулирует желание получить профессию. Она всегда будет востребована, и спрос останется высоким. А зная иностранные языки, можно выйти на уровень зарубежных компаний. Бухгалтерское дело – перспективное занятие для трудолюбивых и серьезных, не боящихся кропотливой работы людей.

Обязателен ли вуз

Начиная работать по специальности с нуля, необязательно оканчивать высшее заведение. Но чем обширнее выполнение услуг и знаний, тем выше ценится работа. Так как же стать бухгалтером с нуля без образования?

  • Обязательно приобретать профессиональные навыки.
  • Иметь резюме.
  • Работать не меньше года.

Мир финансов развивается и не стоит на месте, каждый раз предъявляя новые требования, это придется учитывать специалисту, желающему идти в ногу со временем.


Три миллиона специалистов – звучит, конечно, внушительно. Но давайте будем честны: сколько из этих трех миллионов действительно крутых спецов, за которыми работодатели и клиенты будут стоять в очередь?
Как узнать такого бухгалтера? Легко. У него есть 10 отличительных признаков.

10 признаков крутого бухгалтера, за которым работодатели стоят в очередь

Бухгалтеров не надо пугать, они уже пуганые. Это тяжкое бремя взяли на себя специалисты кадрового рынка, которые каждый год публикуют все более удручающие сводки: напоминают, что бухгалтер – третья по численности в России профессия с высочайшим уровнем конкуренции. И не забывают добавить, что три миллиона бухгалтеров конкурируют не только друг с другом, но и с автоматизацией, аутсорсингом, новыми услугами и программами.

Три миллиона специалистов – звучит, конечно, внушительно. Но давайте будем честны: сколько из этих трех миллионов действительно крутых спецов, за которыми работодатели и клиенты будут стоять в очередь?

Как узнать такого бухгалтера? Легко. У него есть 10 отличительных признаков. О них сейчас и поговорим.

Признак 1. Он одинаково видит и детали, и общую картину.

Но не деталями едиными. Отличный бухгалтер видит не только их. Он может легко переключиться на общую картину, видеть взаимосвязи между разными документами и общую структуру учета.

Один из важнейших навыков структурного понимания учета – умение читать ОСВ. Крутому специалисту достаточно 30-60 минут на то, чтобы по ОСВ составить общую картину жизни предприятия, даже если это новый клиент. ОСВ помогает понять, каких документов не хватает, как выстроена работа с контрагентами, где кроются проблемы учета (налоги, переплаты, неверная система налогообложения и т.п.). Если вы умеете читать ОСВ, значит, вы можете учитывать алгоритмы работы налоговой и просчитывать на два шага вперед.

Признак 2. Не ленится мониторить государственные изменения.

Даже английская королева не меняет платья так часто, как наше государство – законы. Отслеживать все эти бесконечные поправки и нововведения – дело муторное и не слишком увлекательное. Но именно от него зависит скорость сдачи отчетов и максимально разумное использование всех возможностей налоговой системы. Так что отличный специалист всегда держит руку на пульсе.

Совет из практики

Чтобы не потратить на это кучу времени, можно оформить подписку на любую справочную правовую систему (Главбух, Гарант или Консультант подойдут). Да, придется заплатить, но зато вся информация будет в одном месте, да еще и консультации эксперта впридачу.

Ну и, конечно, поговорим о том, за кем следить. Обязательный минимум: Федеральная налоговая служба РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Министерство финансов РФ.

Признак 3. Отслеживает технические новинки, знает новые сервисы и программы для упрощения работы

Совет из практики

Большой выбор готовых сервисов можно найти в Маркет42. Это единственный маркетплейс сервисов 1С, где вы можете пользоваться решениями для автоматизации по подписке. Все сервисы можно попробовать бесплатно перед покупкой. И да, необязательно покупать их на постоянной основе, можно гибко управлять автоматизацией: подключать и отключать сервисы по мере необходимости, например, во время отчетных периодов.

Признак 4. Знает, что рутина не стоит времени и сил

Время – единственный ресурс, который невозможно восполнить. Единственное, что мы можем – грамотно его распределять. Допустим, есть два бухгалтера, которые работают по 40 часов в неделю. Но один из них тратит 30 часов на рутинную работу, а другой – 30 часов на решение стратегических задач, повышение квалификации и достижение целей. Как думаете, кто из них быстрее придет к успеху?

Рутина – неизбежное зло бухгалтерской работы. Но ее можно делегировать. Либо другим сотрудникам, либо – роботам. Да, опять про автоматизацию. Про умную автоматизацию, которая освобождает вам максимум времени при минимуме затрат. Например, если у вас два-три новых партнера в год, то вам не имеет смысла покупать дорогой сервис 1С:Контрагент, проще проверить этих ребят вручную. И наоборот, если у вас бесконечный поток документов, 10-15 поставщиков, 50-70 позиций в накладной, то ручной ввод первичной документации сожрет все ваше время и даже не подавится. А на десерт закусит вашими нервами.

Совет из практики

Признак 5. Воспринимает бизнес как друга, помогает ему сэкономить на налогах

Лучший друг бизнеса – это бухгалтер, который пришел помочь. Увы, чаще всего бухгалтеры занимают воинствующую позицию (директор – идиот, клиенты достали) и работают без особой инициативы. Хотя, вроде, всегда при деле и выполняют свои обязанности. Но дело в том, что руководителю без разницы, сколько документов и счетов провел бухгалтер, как ему далось уложиться в сроки с отчетностью и сколько мотков нервов он потратил на общение с налоговой. Руководителя интересует только одно – результат. У бизнеса есть штрафы? Компании удалось сэкономить на налогах?

Совет из практики

Признак 6. Опережает дедлайны

Работа бухгалтера строится вокруг дат. Зарплаты, налоги, аренды, отчеты – все должно быть готово к определенной дате. И, увы, наш национальный вид спорта – сделать все в последнюю минуту перед дедлайном. И, конечно же, мало кто учитывает, что по закону подлости именно в последнюю минуту пропадают контрагенты, виснут сайты, ломаются компьютеры и обрушиваются все казни египетские. А срыв дедлайна влечет за собой последствия в виде штрафов.

Хороший специалист учитывает это и всегда готовится заранее. И ставит персональный дедлайн на 1-2 дня раньше фактического. Естественно, все это фиксируется в ежедневнике или программе, которая умеет в напоминания: Google календарь, Битрикс, Мегаплан или любой другой электронный планировщик.

Совет из практики

Самые прошаренные бухгалтеры настраивают себе календарь прямо в 1С. Да, так можно было. Можно вести календарь по всем задачам или выделить какую-то одну область. Например, сдачу отчетности. В этом поможет готовое решение – 1С:Отчетность. Этот сервис уследит не только за датами, но и за актуальной формой отчетов, правильностью их заполнения и дальнейшим продвижением.

Признак 7. Не выгорает и умеет вовремя делать передышки

Помимо перерывов нельзя забывать и об отпуске. В идеале – выбирать даты отдыха в промежутке между отчетами: в межотчетный период за I квартал и II квартал/полугодие или в передышку между II и III кварталами.

Совет из практики

если вы уже знаете суммы, то можно заранее заплатить налоги и страховые взносы;

провести расчеты с поставщиками;

если данные расчета отпускных вы знаете наверняка, то постарайтесь выплатить отпускные тем сотрудникам, которые пойдут в отпуск параллельно с вами.

Признак 8. Прокачивает аналитические способности

Работа бухгалтера сложна тем, что в ней присутствует непрерывный и объемный поток информации, который нужно обрабатывать, вычленять из него самое важное и интерпретировать при принятии решений. Все эти задачи требуют острого аналитического ума. Но это не какой-то дар свыше, а навык.

И, как любой навык, он требует постоянной работы и практики. Аналитические способности прокачиваются, как мышцы, если над ними постоянно работать.

Совет из практики

Признак 9. Говорит на международном языке бухгалтеров.

Знание международных стандартов открывает массу возможностей для развития бухгалтера: он может вырваться на международный рынок, привлечь инвестиции из-за рубежа, конкурировать на равных с лучшими специалистами. А на каком языке говорят все финансовые специалисты мира? Конечно, МСФО.

На уровень зарплаты это тоже влияет. Средняя зарплата бухгалтера – 40 000 рублей, а специалиста со знанием МСФО – уже 60 000 рублей.

Совет из практики

Курсы по МСФО можно пройти во внерабочее время и получить сертификат. Срок обучения может варьироваться в зависимости от ваших текущих знаний и навыков, но обычно он составляет от 40 до 360 часов.

Признак 10. Понимает важность гибких навыков и развивает их

Hard skills – профессиональные навыки – конечно же, являются основополагающими для бухгалтера, но в современном мире работодатели все больше обращают внимания на гибкие или надпрофессиональные навыки. И вот топ-3 soft skills для бухгалтера:

1. Коммуникабельность и умение работать в команде. Бухгалтеру постоянно приходится общаться: с сотрудниками, руководством, с контрагентами, проверяющими органами, акционерами. Так что навыки общения находятся в топе списка на освоение. Никто не захочет терпеть спеца с отвратительным характером (вспоминаем про три миллиона других бухгалтеров).

2. Умение объяснять сложные вещи простым языком. Бухгалтеру постоянно приходится что-то объяснять: и руководству, и сотрудникам, и клиентам. Если вы умеете донести сложное простыми словами, доходчиво объяснить и показать на пальцах, то вы упростите работу и себе, и другим. Никто не обязан разбираться в бухучете и особенностях заполнения документов, но если вы умеете научить – то вам придется сделать это только один раз, а не сотни, как приходится многим бухгалтерам.

Гибкие навыки звучат просто, но требуют времени и тренировок. А тренировать их нужно непременно, ведь сейчас на собеседованиях оценивают не hard skills, а soft skills, не базовый интеллект, а эмоциональный. Следуйте за временем, будьте гибкими – и тогда все получится!

Читайте также: