Сколько домашней работы может задать учитель

Обновлено: 17.05.2024

Первого сентября начался новый учебный год и родителей волнует учебная нагрузка детей в школе, в том числе у учащихся первых классов. Управление Роспотребнадзора по Московской области в связи с этим разъясняет.

- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков;

- для обучающихся 2-4-х классов - не более 5 уроков;

- для обучающихся 5-6-х классов - не более 6 уроков;

- для обучающихся 7-11-х классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таб. 3 СанПиН 2.4.2.2821-10.

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)*

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)**

при 6-ти дневной неделе, не более

при 5-ти дневной неделе, не более

Независимо от продолжительности учебной недели, не более

* Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

-для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

-для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

-для обучающихся 5 - 7 классов - не более 7 уроков;

-для обучающихся 8 - 11 классов - не более 8 уроков.

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

-учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

-использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый).

-рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

-обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;

-дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию: полдника и прогулок для всех учащихся; полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательных и активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Исследования показывают, что домашняя работа приносит пользу в средней и старшей школах, однако всегда есть риск чересчур перегрузить ребенка. Как рассчитать идеальный размер домашней работы?

Многие учителя и родители считают, что домашняя работа помогает ученикам получить учебные навыки и повторить школьный материал. Другие считают, что домашняя работа необязательна и разрушительна: дети выгорают и теряют интерес к учёбе. Исследования показывают, что ответ на вопрос о необходимости домашних заданий не так прост: домашняя работа приносит пользу в зависимости от возраста. Ученики старшей школы получают от неё больше пользы, чем ученики начальной и средней школ.

Некоторым ученикам может понадобиться больше или меньше времени на выполнение домашней работы. В классе учитель может помочь ученику, испытывающему проблемы с заданием, а дома ученик может потратить час на задание, которое нужно было выполнить за 30 минут. Такой подход разовьет пропасть между плохо и хорошо успевающими учениками, с каждым домашним заданием она будет только увеличиваться. Не говоря уж о том, что плохо успевающий ребенок может заболеть и совсем выпасть из образовательного процесса.

Однако у такого подхода есть и положительные стороны: если ребенок не успевает выполнить задание за отведённое время, это станет первым сигналом, что в его обучении не все в порядке.

В начале школьного пути стоит уделить время на формирование любви к обучению у ребенка. Большое количество домашней работы скорее всего убьёт всякий интерес к учебе. У учеников младших классов нет достаточных учебных навыков, чтобы вынести пользу из домашних заданий, так что их выполнение может стать пустой тратой времени (см. исследования Купера, 1989 и 2006 (англ.); Марцано и Пикеринга, 2007 (англ.)). Эффективнее будет задавать домашнее чтение. Ещё лучше, если дети будут читать вместе с родителями. Польза чтения очевидна: если ученик не умеет хорошо читать и понимать простые тексты к третьему классу, у него мало шансов преуспеть в средней школе и почти нет шансов закончить старшую (см. исследование Фистера (англ.), 2013).

image_image

С возрастом ученики развивают учебные навыки, необходимые для лучшего погружения в тему и сохранения в памяти основных положений. В этом возрасте домашняя самостоятельная работа начинает приносить пользу. Она помогает им лучше подготовиться к занятиям в классе, исследования показывают умеренную пользу домашней работы для учеников средней школы (Купер, 2006). Ещё одно исследование также показывает, что онлайн-задания по математике, которые подстраиваются под уровень каждого ученика, значительно повышают результаты экзаменов (Рошель, 2016).

image_image

Иными словами, имеет значение качество, а не количество домашней работы. Брайан Штабник, опытный учитель английского языка в средней и старшей школах, предлагает учителям задать себе пять вопросов:

Сколько времени займёт выполнение задания?

Все ли ученики могут его выполнить?

Поможет ли задание достичь ученику успеха в будущем?

Возможно ли выполнить задание иным способом, чем предложено в классе?

Возможно ли выполнить задание без помощи учителя?

К старшей школе ученики становятся более независимыми, в полной мере познают учебные навыки. Домашняя работа для них — способ глубже понять тему и закрепить знания, полученные на уроке. Однако и для них необходимо установить лимит заданий в день. Если ученик тратит более двух часов на выполнение заданий дома, он лишается возможности провести время с семьёй и друзьями, ему не хватит времени на отдых. Исследование 2013 года показало, что старшеклассники страдают от физических и психологических проблем от постоянного недосыпа и стресса, вызванного большим количеством домашней работы (Гэллоуэй, Коннер и Поуп, 2013).

image_image

В старших классах домашняя работа должна быть всегда связана с темой урока, она должна быть посильной для каждого ученика, а комментарий учителя после её выполнения — подробным и чётким.

Следует обращать внимание и на окружение школьника: не каждый из них имеет равные условия для выполнения заданий дома. Поэтому невыполненное задание не всегда будет отражением учебных неуспехов школьника. Возможно, им мешает шум домашних или поломка компьютера и сети, необходимых для выполнения задания. В таком случае выставление низких оценок будет несправедливым и может снизить мотивацию школьника к обучению.

Чтобы не перегрузить ребенка, надо держать связь с учителями других предметов и знать, сколько заданий они выдают. Может показаться, что заданий на 30 минут будет достаточно для ребенка, но, когда столько упражнений зададут по каждому из шести предметов, это превратится в три часа домашней работы. Даже для старшеклассника это очень много.

Психолог Морис Элиас называет это типичной ошибкой учителя: каждый разрабатывает домашние задания, не обращая внимания на другие предметы, что в итоге и приводит к сильной загруженности учеников. Она предлагает учителям разработать в каждой школе отдельную политику по домашним заданиям и обсудить на первом родительском собрании в году.

Домашняя работа помогают родителям быть в курсе учебных дел детей. Родители могут лучше узнать интересы детей и их сильные стороны. Если родители выступают за домашние задания, то и для ребёнка его выполнение становится ценным, что приводит к улучшению успеваемости в школе.

При этом завышение значимости домашней работы со стороны родителей и повышенный интерес к оценкам могут повредить эффективному обучению ребенка. Родителям не стоит навязывать и контролировать выполнение домашних заданий: ученики от этого становятся менее мотивированными (см. исследование Оркина, Мэя и Вольфа, 2017). Родителям стоит учесть это, чтобы не превратить домашние задания ребенка в постоянный источник конфликтов.

Минобрнауки запрещает задавать домашние задания в 1-х классах. Во 2-3 классах время на выполнение домашних заданий не должно превышать 1,5 часов, в 4-5 — 2 часов, в 6-8 классах – 2,5 часов, а в 9-11 классах время выполнения может доходить до 3,5 часов. Интересно, что санитарные нормы запрещают задавать школьникам домашнюю работу на выходные. О запрете на задания в каникулы в нормах ничего не говорится.

Примерное количество заданий на дом по каждому предмету могут быть прописаны в локальных актах школы — Положении о домашнем задании.

Разбираемся, нужны ли в школе домашние задания и какими они должны быть

Домашние задания школьников, ставшие ещё в XVI веке обязательным компонентом учебной работы, в очередной раз стали предметом дискуссий. Интерес к этому вопросу то затихает на некоторое время, то вновь с удвоенной силой возрастает. О том, надо ли задавать в школе домашние задания и какими они должны быть, размышляет первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области Николай РУХЛЕНКО.

К примеру, Лев Толстой был против домашних заданий, в его Яснополянской школе их не было. Он считал, что домашнее задание – это испорченный вечер ученика. Константин Ушинский утверждал, что домашние задания имеют пользу только после специальной подготовки школьников к их выполнению. В России после 1917 года они не являлись обязательными и лишь с начала 30-х годов прошлого столетия были признаны необходимым компонентом работы школы.

В настоящее время бытуют две прямо противоположные позиции.

Первая: домашние задания нужно однозначно отменить, учить детей нужно на уроках. При этом сторонники этой точки зрения в качестве доводов приводят перегрузку детей, сильный стресс и ссылаются на преобладающее механическое заучивание. Аргументом служат и исследования зарубежных учёных, которые установили, что выполнение домашних заданий никак не способствует улучшению результатов контрольных тестов, как и то, что большие домашние задания ведут к снижению успеваемости.

Уже есть школы и целые страны, где от домашней работы отказались.

Другая позиция: без домашних заданий не будет обеспечена прочность знаний. Из педагогической литературы следует, что главная цель домашней работы учащихся — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке, чтобы дети не забывали материал и развивали индивидуальные склонности и способности.

Сторонники этой позиции не преминут привести печальный опыт Франции, где экспериментально отменили задания на дом и где уровень знаний резко упал.

А что говорят документы?

Считаю, что в такой ситуации при наличии двух точек зрения для начала необходимо установить, какими нормативными правовыми документами определены обязательные требования, касающиеся домашних заданий.

Как видим, указанные документы практически дублируют друг друга. При этом однозначен вывод о том, что домашние задания – это составная часть и необходимый элемент процесса обучения.

Из этого следует, что успех домашней работы обусловлен уроком, именно от него зависит прочность и глубина знаний, степень любви к предмету.

Вот почему предлагаю на проблему домашних заданий посмотреть прежде всего сквозь призму качества урока. Посещение и вдумчивый анализ уроков должны быть важнейшими приоритетами директора и его заместителей. Причём это должно осуществляться грамотно и на высоком научном уровне. Так как урок продолжает оставаться основной формой современного образовательного процесса, то выводы, сделанные по результатам посещения уроков, во многом будут определять культуру всего педагогического процесса в школе.

Директор, посещающий и анализирующий уроки, знает, что происходит в школе, он имеет достаточно фактов и наблюдений для осмысления. Сегодня многие руководители из‑за за различных совещаний, множества других организационных вопросов и дел не доходят до уроков, а значит, не доходят до конкретных учителей и учеников. В школе может быть разное количество классов и учителей, но в любом случае директор должен глубоко знать работу абсолютно каждого учителя. Понаслышке это сделать невозможно, необходимо самому постоянно, в определённой системе бывать на уроках.

На основе личного многолетнего опыта в различных должностях в сфере образования могу с уверенностью заявить, что примитивизм управленческих действий и решений – это, прежде всего, результат того, что директор не знает, что делается на уроках. Когда, бывая в школах и беседуя с директорами, завожу разговор о мастерстве конкретных учителей, их индивидуальном стиле и почерке, то беседа зачастую не получается, так как директор виновато начинает уводить разговор в сторону.

Убеждён в том, что уроки надо посещать у всех учителей, независимо от продолжительности стажа. Отдельные директора, особенно молодые, считают, что многолетний стаж – это основание, освобождающее учителя от посещения его уроков или позволяющее посещать меньше уроков. Их разочарованию нет предела, когда они убеждаются в обратном, что продолжительность стажа не всегда прямо пропорциональна мастерству и богатству приёмов, методов, форм, подходов, методик.

Домашние задания: да, нет и сколько? - Изображение

Фото: архив Димитрия Смолева

В русском языке существует слово совершенствование. Хорошее, ёмкое, убедительное слово. Очень ярко отражающее суть учительской профессии, потому что постоянное совершенствование – это признак, личностная характеристика настоящего учителя. Когда‑то в нашей жизни были институты усовершенствования учителей, к сожалению, ныне исчезнувшие, сегодня им на смену пришли институты развития образования. Но именно совершенствование прибавляет совершенства, а значит, роста и обогащения. Нам очень нужны сегодня совершенствующиеся педагоги, которые смотрят на педагогическую истину не так, как вчера, а завтра будут относиться к ней иначе, нежели сегодня.

Вы можете недоумевать, почему я такое большое место отвел вопросу посещения и анализа уроков. Ответ прост. Чтобы решить проблему с домашней работой, нужно активно включиться в борьбу с расточительством времени на первом этапе урока – во время проверки домашнего задания. Это, по сути, большая беда многих уроков, на которую директор мало обращает внимания или вовсе не обращает.

Что же мы наблюдаем на самом деле? Учитель в течение 15 – 20, а то и более минут ведёт опрос трёх-четырёх учеников, ставит им оценки. Чем в это время занят класс? Пока вызванный ученик отвечает, добросовестные ученики в ожидании вызова подчитывают по учебнику дальнейший материал, а недобросовестные просто сидят без дела. Все с напряжением ожидают, кого вызовут следующим. Учитель называет фамилию — прокатывается вздох облегчения, и так до тех пор, пока не будет пересказан весь параграф. Так из урока в урок дети привыкают к безделью. На каждом уроке на это уходит до половины учебного времени.

Проверка домашней работы не должна превращаться в самоцель, нельзя вызывать ученика только для того, чтобы поставить оценку. Очень часто вопросы учителя есть не что иное как повторение заглавий параграфов учебника. С этим нельзя мириться, потому что это ведёт к зубрёжке. Не должны ученики просто пересказывать учебный материал, простое механическое заучивание не развивает, а притупляет способности. Задача директора – не допускать подобного положения вещей.Пока вызванный ученик отвечает, класс должен быть занят активным самостоятельным умственным трудом, результатом которого может быть рисунок, схема, чертёж, тезисы и т. п., при этом вопросы учителя должны пробуждать мысль, формировать интерес к предмету. Умение думать (сопоставлять, сравнивать, обобщать, объяснять причинно-следственные связи и зависимости) – вот на что должны быть направлены усилия учителя.

Итак, мы установили первую причину существующей и проявляющейся достаточно остро проблемы домашних заданий — это неэффективная и продолжительная по времени проверка домашней работы.

Сегодня продолжительность урока в наших школах составляет 40 – 45 минут. Если учесть, что 20 минут ушло на проверку домашней работы, то в запасе осталось 20 – 25 минут. За оставшееся время нужно изучить и закрепить новый материал. Именно закрепить. Но времени хватает только на его объяснение, и получается, что ученик уходит с урока с незакреплённым новым материалом. А это значит, что вся тяжесть по его усвоению переносится на дом. А на следующем уроке всё повторится. Вот такой сложился порочный круг, и разорвать его сможет и должен директор школы. Но для этого он должен посещать и анализировать уроки. А если он не ходит на уроки, то порочный круг так и будет существовать. Это вторая и очень существенная причина.

Другими словами, есть такие процессы, как перевод знаний в оперативную, кратковременную и долговременную память. Перевод знаний в оперативную, кратковременную память осуществляется на уроке в ходе закрепления материала. А для перевода знаний в долговременную память учащимся необходимо последующее повторение, что требует выполнения работы определённого объёма, то есть организации домашней учебной работы. Так вот, если материал на уроке не закреплён, значит, он не переведён в оперативную, кратковременную память, значит, дома нагрузка ребёнка многократно возрастает, что недопустимо.

Учитель в структуре урока обязан на закрепление выделять необходимое количество времени. Причём вызывать не лучших учеников, способных пересказать то, что только что рассказал учитель. Это так называемая видимость благополучия, которая вводит учителя в заблуждение. Не все ученики одинаково быстро воспринимают новый материал, не все одинаково думают. Нужно, чтобы и слабые ученики довели работу до конца.

Преобладающим методом изучения нового материала в наших школах является рассказ учителя. В последние годы многие учителя рассказ заменили презентацией, благо что технические возможности позволяют. Очень важно, чтобы учитель не просто рассказал ученикам новую тему, новое нужно связывать с ранее изученным, по поведению класса, по реакции отдельных учеников, порой еле уловимой и заметной, по выражению лиц и глаз учитель должен видеть и замечать, что в новой теме вызывает затруднения.

Речь учителя должна быть ясной, чёткой, последовательной. В противном случае в головах учеников будет сплошная путаница.

Есть такое понятие как развитие знаний. К примеру, ученик никогда не станет грамотным, если причастный оборот будет изучаться только на уроках, отведённых для этого программой. Нужна дальнейшая мыслительная и тренировочная деятельность. Для этого не нужно специально выделять уроки. Просто необходимо грамотно подбирать практические задания и включать их из урока в урок.

В школах распространена практика, когда домашние задания даются в последнюю минуту урока, зачастую после звонка, причём очень поспешно, поверхностно, учитель при этом называет только страницы учебника, параграфы, номера задач и упражнений. На хорошие результаты в таком случае рассчитывать не приходится.

Задавание домашних уроков должно быть основательно подготовлено, продумано, осуществлять его необходимо своевременно. Надо отводить достаточное время для объяснения учащимся домашних заданий. Они обязаны точно записывать их и иметь время для постановки возникших вопросов, чтобы родители затем вечером, после возвращения с работы, не уточняли и не выясняли у знакомых одноклассников, что же всё‑таки нужно выполнить. Ученик должен владеть алгоритмом действия при выполнении домашнего задания.

Домашнее задание в большинстве своём органично связано с темой урока. Если же домашнее задание связано с подготовкой к новой теме, то учитель обязан сказать об этом ученикам и особенно тщательно разъяснить его.

Выполнение заданных на дом уроков на дом должно быть доступно.Нельзя употреблять те понятия, которые школьникам незнакомы, или применять те техники работы, которыми учащиеся ещё не владеют. В таком случае нужно поупражняться в них, аналогичную работу выполнить в классе.

Если домашняя работа будет ясной, понятной и точной, то есть уверенность, что дети её сделают и она будет способствовать выравниванию знаний, а значит, не появится большого разрыва, когда одни будут идти впереди, а другие всё значительнее отставать.

При этом домашние задания не должны быть слишком лёгкими, анализ, исследование, сравнение должны пронизывать домашние задания. Задавая читать параграф, учитель должен дать ученикам вопросы, над которыми, читая, надо думать.

Домашние задания: да, нет и сколько? - Изображение

Фото: Элла Левина

Должна быть уверенность и другого плана. Уверенность учеников и родителей в том, что учитель домашнюю работу обязательно проверит, оценит по достоинству и в срок. Не должно быть такого, чтобы педагог сегодня забыл проверить домашнюю работу, а завтра проверил кое‑как. Нельзя считать само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное задание. У многих учащихся в таком случае возникает разочарование, кто‑то ждал похвалы, но не дождался, а кто‑то делает вообще вывод о ненужности домашнего задания. И в таком случае убедительность учительской фразы, что каждый учится для себя, ничтожно мала.

Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы в настоящее время, который берёт начало с дореволюционных времён, и постоянное применение которого не ведёт к развитию творческих способностей. Для учителя важно не то, что все должны выполнить одно и то же задание, ценно другое: должна быть достигнута поставленная учебная задача, должно быть сформировано положительное отношение к её выполнению, основой которого является развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое задание.

Безусловно, такой вид работы не следует исключать из общего перечня. Но особого внимания сегодня требует индивидуализация и дифференциация домашних заданий, до которых в нашей школе у учителей просто-напросто не доходят руки, тогда как, с одной стороны, это стимулирует познавательный интерес учащихся, желание знать как можно больше по предмету или по теме с учётом их сил, возможностей, способностей. С другой стороны, это профилактика забывания знаний и особенно умений. В классе всегда найдутся несколько учеников, которым время от времени надо давать специальные задания, направленные на предотвращение забывания. Итак, в практику школьной жизни необходимо шире, масштабнее вводить индивидуальную учебную домашнюю работу, которая чаще всего задаётся отдельным учащимся класса, групповую работу, когда какое‑то задание выполняет группа учащихся, дифференцированную, которая рассчитана на сильного или слабого ученика, творческую работу. Есть и такой новаторский подход, когда домашняя работа составляется соседом по парте.

О домашней работе, о самом существе домашнего интеллектуального труда директору нужно почаще разговаривать с коллективом, обобщать лучший опыт в этом деле, изо дня в день повышать педагогическую культуру руководства домашней работой. Важные закономерности образовательного процесса перед директором будут раскрываться в ходе посещения и анализа уроков. Осмысление этих закономерностей будет преломляться в конкретных методах и приёмах работы – во всём том, что становится педагогическим убеждением коллектива в целом, каждого конкретного педагога в отдельности, что развивается в опыте лучших учителей, что обогащает мастерство молодых педагогов.

В каждой школе сегодня должен быть разработан локальный нормативный акт, касающийся организации домашней работы. Приведу пример. Совсем недавно в департамент образования области обратился отец пятиклассника, который учится в одной из белгородских школ. Родитель призвал навести порядок, так как, по его мнению, сын очень перегружен домашними заданиями. Проанализировав ситуацию, департамент, действительно, подтвердил данный факт, тогда как в школе принят очень добротный локальный нормативный акт на этот счёт. Но он учителями не соблюдался, контроль со стороны администрации по нормированию домашних заданий отсутствовал. Есть учителя, которые дают слишком объёмные домашние задания, так как считают свои предметы самыми важными и стремятся таким образом заставить детей больше работать. Позиция однозначно неприемлемая. А по существу школа тем самым совершает административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фото: архив Андрея Белогорцева

Итак, на чьей же стороне правда в споре: быть домашним заданиям или не быть? Ответил бы так. Без единства обучения на уроке и домашней работы учащихся хороший результат невозможен. Но если домашние задания сводятся только к заучиванию учебника, решению однотипных примеров, задач, упражнений, если объём домашних заданий не соответствует норме и ухудшает здоровье ребёнка, то таким домашним заданиям не быть. Быть тем домашним заданиям, которые имеют образовательную ценность, которые развивают личность ребёнка.

В ходе круглого стола в редакции АиФ в минувшую пятницу выяснилась любопытная деталь – оказывается, федеральным законом домашние задания в школах не предусмотрены. Ни для какого класса! Почему же они все еще сохраняются? При этом продолжительность их исполнения у школьников России намного больше, чем в развитых странах мира.

Домашние задания в школе законом не предусмотрены!

Кто виноват в домашних заданиях в нынешнем виде и объеме?

На сей раз речь шла о домашних заданиях, нагрузка по которым, по мнению многих родителей и учеников, стала непомерной. И выяснился любопытный факт. Начальник отдела начального, основного и среднего общего образования Минобрнауки Челябинской области Михаил Елагин рассказал, что по федеральному закону домашние задания вовсе не обязательны. Они относятся к компетенции конкретной образовательной организации и самого педагога. Правда, здесь есть, конечно, доля лукавства со стороны министерства образования.


Вечер в семье – время для радости, а не для домашних заданий


О практикоориентированном финском и фундаментальном российском образовании

Ирина Рузаева, директор Челябинского областного многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей, говоря в ходе круглого стола об отличии российской системы образования от финской, отметила, что у финнов практикоориентированная система, тогда как российская школа дает фундаментальные знания. И свидетельство тому – победы российских школьников на мировых олимпиадах. С ней согласен Марс Вахидов. Он еще добавил в ходе круглого стола весомый аргумент про достижения России в космосе, которых и близко нет у финнов.


Что ребенок должен делать дома

Несколько лет назад министерство образования Челябинской области разработало специальную памятку для родителей, касающуюся времяпровождения ребёнка после школы. Она состоит из трёх пунктов:

- после прихода ребёнка любого возраста из школы он должен пообедать и 1,5-2 часа отдохнуть (не за компьютером!);

- приступая к урокам, нужно определить последовательность их выполнения (сначала следует выполнить самые сложные задания);

- после выполнения уроков необходима прогулка на свежем воздухе не менее одного часа.


Об отношении российского государства к образованию


Как строится домашняя работа школьников в других странах

Тем не менее пока домашние задания сохраняются в большинстве систем образования в разных странах мира. Но отличие в том, сколько времени тратится на это. Американские подростки уделяют домашним заданиям в среднем 6 часов в неделю. В странах, входящих в ОЭСР (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Канада и др.) – на домашние задания уходит еще меньше - 4,9 часа в неделю. Меньше всего времени отводят на учёбу дома школьники из Кореи и Финляндии – они занимаются около трёх часов в неделю. При этом Корея и Финляндия – в мировых лидерах по качеству образования. Родители школьников в Румынии отмечают, что нагрузка по домашним заданиям школьников снижается. Некоторые тратят на это всего час в неделю, хотя оптимально было бы 3-5 часов.

По Трудовому кодексу взрослый человек не может работать больше 40 часов в неделю. В то же время школьники тратят на домашнее задание 10 часов и более в неделю. А теперь прибавьте к этому еще и шесть уроков (а то и семь). Плюс факультативы, репетиторы, курсы, занятия музыкой и спортивные секции! Получается, что дети загружены до 52 часов в неделю и более!

Есть страны, где ситуация не менее тяжелая. С трудом выполняют домашние задания, например, школьники в Испании. Доходит до 6 часов в день! Причем, большая часть заданий состоит в переписывании учебника. Но это вряд ли может нас успокоить. Мы живем в России. И если кто не знает, то решение проблемы на самом деле предложила еще более 60 лет назад наш, отечественный специалист. Петербургский педагог-исследователь Елена Яновицкая разработала методику, позволяющую отказаться от домашних заданий.

С 6.04.2020 школа перешла на дистанционное обучение. Администрация школы требует выполнять домашнее задание день в день. Конкретно сегодня у детей 7 уроков и по двум из семи в качестве домашнего задания идут тренировочные задания по математике (2 задания) и по русскому (1 задание). Выполнение каждого задания рассчитано на 4 часа, а ведь есть еще другие предметы по которым тоже есть д/з. Может ли администрация школы требовать выполнение д/з день в день?

Каким документом следует руководствоваться в даче домашних заданий в начальной школе: Письмом Министерства общего и профессионального образования от 22.02.1999 № 220/11-12 "О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы" или САНПИНами 2010 года? В Письме говорится о недопустимости дачи домашнего задания на понедельник в 1-4 классах, а в САНПИНАх говорится, что нельзя давать домашнее задание только в 1 классе. Во 2-11 классах только приводится норма по времени выполнения домашнего задания. Чему верить?

Школа на карантине, кл.рук задал дом задание и часть дом задания выполненного велела принести ученикам во время карантина. А кто не справился с д.з. вызывает в школу и все это во время карантина.

Я учитель начальных классов. Пишу объяснительную на имя директора о поставленной неудовлетворительной отметке ученице 2 класса за невыполненное домашнее задание. На основании локального акта об оценочной системе девочке была выставлена "2" так как ребёнок не выполнил задания, которое было прописано в электронном журнале. Мама девочки предъявляет претензии школе о неверно поставленной отметке. Из разговора с мамой девочка не захотела делать задание, так как в тетради на печатной основе в задании было написано "Если хочешь, напиши начало сказки. ", но в журнале было задание выполнить данный номер. Как объяснить родителю, слышать ничего не хочет.

Я заместитель директора по УВР в школе. Появилось много вопросов, на которые нет однозначного ответа.

1) Можно ли при дистанционном обучении (офлайн) задавать домашнее задание, помимо тех, что даются на 30 минут урока.

2) Можно ли ставить двойки, если ребёнок не присылает письменные задания, не приступает к выполнению заданий на выбранной платформе? При этом родители написали заявление о согласии на дистанционное обучение.

Хочу перевести дочь в другую школу по месту жительства ближайшую.

В школе учитель математики постоянно задаёт домашнее задание через интернет. Отсылает на сат ГУЩИН ЕГ,. Проверяет тоже на сайте. Необходимо в период решения всегда находится на сайте. Сайт открывается с перебоями. Иногда только часов в 22-23. Если за определённое время не решил или сбой в интернете. Двойка. Отправляем решение но учитель говорит не получал ответа. Опять двойка.

Вопрос: на сколько правомерна такая практика работы школы?, Каким нормативным документом регламентируется такой метод обучения, заданий по математике и проверки домашнего задания.

У нас в школе детей заставляют выполнять задания на сайте Якласс, ставят за него двойки, если не сделал ребёнок данное домашнее задание.

Имеют ли учителя на это право?

Скажите пожалуйста, если во время карантина в школе ребёнку даётся задание дистанционно, прочитать повторить, и ставиться двойка. Имеет ли право учитель так оценивать работу. Письменных заданий не было.

Школу закрыли на карантин на неделю. В восьмом классе у детей внеочередные каникулы, т.к. дистанционно уроки не ведутся и заданий никаких нет. Так же было и в прошлом году. Школа права? В других школах города во время карантина - дистанционка и задания.

У меня вопрос, касающийся прав учащихся в школе. В моей ситуации, речь идёт об ученике 6-го класса. Учитель иностранного языка дала детям задание на лето и данный ученик его сделал успешно. Но, за три дня до школы, учитель дал в электронный дневник ещё задание, достаточно объёмное прямо на первый день учёбы после каникул. Мы не видели раньше этого задания и теперь не успеваем его выполнить. Вопрос: имеет ли право учитель поставить этому ученику двойку, за это невыполненное задание, которое было дано за три дня до школы и при этом у него выполнено всё задание на летний период. Заранее буду очень благодарна всем. Кто откликнется! Это очень для меня важно! Спасибо!

Добрый день! Дочка учится в обычной школе в 3 классе. Классный руководитель на выходные и не только и в будние дни тоже задает домашнее задание в больших объемах. По математике например в рабочей тетради 4 страницы-это 16-18 заданий, по русскому заданий 10. Отменяет урок изо или технологию и задает на дом нарисовать рисунок по теме или сделать самому поделку. Ребенок до вечера делает домашнее задание. Правомерны ли ее действия? Спасибо.

По медицинским показаниям и рекомендации врача, нашим детям рекомендовано домашнее питание, может ли директор школы застовлять обедать наших в школе-да еще и платно. Второй вопрос:-У уроки заканчиваются в 11:50,у нас музыкальная школа плюс спортивные секции-директор школы обязывает детей находиться до 3 часов дня-хотя им надо подготовиться к занятиям в музыкальной школе и успеть сделать домашнее задание.

Школа обязывает регистрировать детей на сайтах Якласс. Уроки и цыфры и др.и выполнять задания на оценку. При этом домашнее задание так же задают в полном обьеме. Имею ли я право отказаться от этого?

У нас в школе карантин с 31.01 по 09.02., ребенок находится на больничном с 30.01 по 07.02. Должен ли он выполнять домашнее задание в полном объеме (на карантине его задают в двойном объеме чем обычно), а так же задания по физкультуре?

Ребёнок учится в 3 классе школа-интернат, где обучаются дети из семей со сложной жизненной ситуацией, учитель задаёт постоянно задания на" Яндекс учебник" У нашей семьи нет возможности приобрести компьютер для таких заданий, ребёнок соответственно получает двойки за невыполнение, на просьбу дать задание ребёнку не в компьютере, а в учебнике учитель отвечает, сейчас все так учатся.. И только ставит двойки,, вопрос: куда я могу обратиться с этой проблемой, какие права ребёнка на обучение?

Ученик 7 класс. Вс пятницу вечером задание на понедельник физика 5 параграфов + 4 упражнения. Геометрия 4 параграфа + 2 задания, литература. 2 произведения + сочинение по каждому.

В соответствии с СанПиН и требобаниями Роспотребнадзора считаю нагрузку несоезмеримой. Задание учителями даются не в конце урока, а через день-два после него. Когда на следующиц день урок. Какими правовыми документами регламентируются домашние задания, объем и сроки их исполнения. Могут ли учителя давать домашнее задание только по сети Интернет при очной (не дистанционной) форме обучения.

В школе не выдают на руки учебник, а домашние задания задают по учебнику, и говорят скачивайте учебник на компьютер и делайте. Ребенок подошёл к учителю и сказал, что у нас нет компьютера, на что учитель сказала: меня не волнуют ваши проблемы идите к друзьям или ещё куда где есть компьютер и делайте домашнее задание. Учебник покупать не буду так как учебники обязана выдавать школа. Как быть?

Имеет ли директор школы законное право присылать повестки родителям за невыполнение домашнего задания (если вообще в школе установочный образец повестки)?

Хотим с другими родителями подать в суд на учительницу. Она заставляет наших детей делать очень много домашних заданий. Ребенок приходит домой после ее уроков уставшим и на выполнение задания нету сил. Учительница не хочет уменьшать задания. Говорит, чтобы мы искали другую школу. Имеет она право так издеваться над детьми?

У меня вопрос по поводу школы. Моя дочь пошла в 2015 году в первый класс. В нашей школе (сельской) нам не предоставляли право выбирать программу обучения, просто поставили перед фактом, по какой программе будем учиться. Начальная школа 21 века Мне эта программа совсем не нравится, ребенок ничего толком не успевает. Большая часть обучения приходится на домашние задания. Мы наняли репетитора, уже полгода занимаемся, но по школьной программе ничего не получается толком. Скажите, пожалуйста, могу ли я забрать ребенка из этой школы и в 2016 году отдать ее в первый класс в другую школу с программой обучения Школа России?

Вопрос по летней отработке в школе. Сегодня сын (14 лет) сходил в школу на отработку. Дали задание отрывать старый линолеум и плинтуса. На мой взгляд это опасно. Я не хочу отпускать на такую отработку его. Может ли он отказаться от отработки и может ли администрация школы применить какие-либо санкции?

В школе учитель труда задает пятикласснику домашнее задание изготовить столярную поделку из деревянных брусков ОПРЕДЕЛЕННЫХ размеров. Мне приходиться ездить по всему городу и искать деревянный брусок 1,5*1,5 см, тратить время, бензин, деньги на покупку материалов для выполнения домашнего задания по уроку труда. Законно ли требование учителя?

Ребенок переехал в другое место жительства, сделали годовую временную регистрацию, жена пошла в школу (гимназию) по месту прописки. В школе предложили ребенку пройти тестирования, по этогам тестирования ему отказали, сославшись на то что он не ответил на задания (задания были явно не для 4 х классника). Подскажите, вправе школа отказать на основе тестирования ребенка и правомерны вообще какие либо тесты? Большое спасибо за ответ.

Помогите с вопросом пожалуйста. У нас в школе учитель дает домашние задание в интернете на одной из платформ, но эти задания можно сделать бесплатно только до 16:00 при том что уроки у нас заканчиваются иногда только в это время, так же она дает задания на выходных, я не успеваю делать их и она ставит за это оценки. Что делать, законно ли это, есть ли какой то закон который это регулирует?

Каким образом подать апелляцию на результаты ЕГЭ, если компьютер перенес ответ правильно, но стоит 0 баллов в первой части. Задание разобрано с репетитором и решено верно, ответ был перенесен верно, на портале checkege тоже нет помарок, но результат за правильно решенное задание 0. В школе сказали, что невозможно подать апелляцию из-за того, что возможно задания были разные, однако у всех моих знакомых, по воспоминаниям, все задание совпадает и ответ у нас одинаковый. При попытке обратиться могут снять все баллы, мол за копирование данных КИМов и их распространение. Как отбить свои баллы?

Читайте также: