Система права понятие особенности элементы соотношение с системой законодательства курсовая работа
Обновлено: 01.05.2024
Курсовая работа по праву на тему: Система права. В работе рассматриваются вопросы понятия и системы права, элементы права, отрасли российского права.
- Понятие системы права и ее элементы
- Отрасли и институты права
- Краткая характеристика отраслей российского права
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы
Введение
В области правотворческой деятельности разработанные теоретические положения о системе права служат научной основой для решения таких кардинальных вопросов системы законодательства, как определение состава кодифицированных актов, их соподчиненности и даже последовательности их разработки (от профилирующих отраслей к специальным и далее — к комплексным). Состав и внутренняя логика отраслей — один из ориентиров при определении структуры крупных сборников нормативных актов (Свод, Систематическое собрание), а состав и внутренняя логика институтов — структуры кодифицированных актов отрасли.
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы
1. Понятие системы права и ее элементы
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы
2. Отрасли и институты права
С позиций системного подхода любое целостное образование, состоящее из двух и более взаимосвязанных компонентов, представляет собой систему. Каждый компонент системы в свою очередь может быть расчленен на ряд составляющих. Таким образом, система, как правило, является многоуровневой, включает в себя в качестве компонентов хотя и менее сложные, но относительно самостоятельные предметы и явления.
Названные свойства в полной мере присущи и системе права. Как целостное образование она охватывает все нормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс, состоящий, как было уже выше сказано, из норм права, правовых институтов и отраслей права. [6. С.180.].
В данной главе мы более подробно постараемся проанализировать институты и отрасли права.
Вопрос о критериях деления права на отрасли и институты постоянно находится в центре внимания ученых-юристов и является предметом обсуждения ряда научных дискуссий. В ходе первой из них (1938—1941 гг.) была отмечена важность выделения объективного критерия деления права на отрасли и институты, коим является предмет правового регулирования, т. е. определенная совокупность однородных общественных явлений. Многогранный характер этих отношений вызывает к жизни различные отрасли права.
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы
3. Краткая характеристика отраслей российского права
Система права Российской Федерации включает одиннадцать отраслей: государственное (конституционное) право, административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, природоохранительное, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное.
Ведущей отраслью является конституционное право. Оно объединяет нормы, закрепляющие основы общественного строя и политики Российской Федерации, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию федеральных органов государственной власти и управления и субъектов федерации — республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, — а также органов местного самоуправления. Нормы государственного права сформулированы в Конституции Российской Федерации, принятой народом России в ходе референдума 12 декабря 1993 г., конституциях республик, уставах краев, областей и иных субъектов Федерации, а также некоторых других актах. [6. С. 187.].
Нормы конституционного права являются исходным нормативным материалом для других отраслей права, которые функционируют на основе конституционных предписаний. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. [7. С.7.].
Актуальность и значимость темы работы определяется в первую очередь тем, что система права – это весьма сложный многоуровневый комплекс, который включает не менее сложные структурные элементы: нормы права, институты, отрасли. Изучение понятия "система права" является основной целью курсовой работы.
Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически-юридическую регулятивную систему, или обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория "система права".
Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия системы права и рассмотреть ее структуру и принципы построения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность понятия "система права" и ее отличия от понятий "правовая система" и "система законодательства".
2) Изучить принципы построения системы права, основные ее элементы и их взаимосвязь
При помощи раскрытия поставленных задач в курсовой работе выявляется сущность и особенности структуры системы права.
В соответствии с целью и задачами работа разделена на две главы. В первой главе рассматриваются теоретические понятия системы права, ее отличия от правовой системы и системы законодательства.
Во второй главе проанализированы основные элементы системы права, принципы и особенности ее построения, рассмотрено частное и публичное право.
1. Понятие и сущность системы права
Начнем с того, что термин "система" является универсальным, используемым в самых различных отраслях человеческих знаний.
Система права – объективное, обусловленное системой общественных отношений, многоуровневое строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права.
Система права выступает как внутренняя форма права, отражающая реально существующие в той или иной стране и опосредуемые им общественные отношения и часто раскрывается как результат систематизации юридических норм, т.е. как продукт рациональной деятельности государственных органов. Подобный взгляд хорошо вписывался в общую теорию научного коммунизма, которая объявлялась концепцией планомерного движения общества к своему коммунистическому будущему.
Рационально строится здание светлого будущего, рационально строится и система права. Не в меньшей мере это мнение соответствовало и пониманию права как функции государства. Если государство творит право, то оно творит и его систему, то есть сознательно создает его в виде системы.
Поскольку подобная трактовка права характерна отнюдь не только для советской науки, убежденность в рациональной природе системы права проникла и в мировую юридическую мысль.
Наше правопонимание исключает характеристику системы права как искусственной конструкции и результата построения государством логически стройной структуры. Если право - продукт естественно-исторического развития, то и объективно присущая ему системность - того же самого происхождения. Оно изначально структурировано, упорядочено, и рассматривать его структуру (системность) в отрыве от него самого, можно только условно, понимая, что речь идет лишь об искусственном препарировании для частных познавательных целей. После их достижения придется снова вернуться к рассмотрению системности как стороны, момента самого права. Ведь изучать право - значит изучать его систему, а изучать его систему - значит изучать право с одной из его существенных сторон. Поэтому любой тип права обладает таким свойством, как системность. Системность указывает на то, что право является не случайным набором разрозненных юридических норм, а целостным устойчивым образованием.
В основе этой целостности и единства лежат многочисленные объективные и субъективные факторы. Среди субъективных факторов можно выделить стремление и прилагаемые усилия законодателя к созданию и развитию такой системы права, которая бы отличалась не только монолитностью и органическим единством, но и элементарной слаженностью и непротиворечивостью составляющих ее частей. К объективным факторам, способствующим формированию целостности и единства системы права, следует отнести те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые определяют не только процесс возникновения и существования системы права, но и объективную необходимость ее слаженного и эффективного функционирования.
Система права обладает следующими признаками:
· Объективный характер, т.е. отражает реально существующую систему общественных отношений;
· Целостность, т.е. согласованность, непротиворечивость и взаимодействие всех норм права;
· Дифференцированность, т.е. подразделяется на относительно самостоятельные части – отрасли, подотрасли, институты права;
СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Система права и система законодательства - тесно взаимосвязаны, однако, не являются тождественными явлениями. Данные понятия соотносятся как содержание (система права) и форма (система законодательства).
При изучении определений системы права, даваемые учеными, нами было определено следующее ее определение: система права – это обусловленная объективными факторами, некое внутреннее строение права, которое характеризуется согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием юридических норм, которые объединены по надлежащим основаниям в конкретные обособленные группы. Система права – это абстрактное, но объективное явление.
Общий смысл системы законодательства заключается в следующем: система законодательства – это совокупность действующих в рамках государства нормативно – правовых актов. Система законодательство – это конкретное и субъективное явление.
Как известно науке, на данный момент, каждая система заключено какое – то количество ее структурных элементов. Элемент – это наименьшая единица любой системы, сохраняющая присущие этой системе свойства.
Основными элементами системы права в правовой науке считают:
- отрасль права;
- подотрасль права;
- институт права;
- нормы права.
Теперь рассмотрим каждое из приведенных более подробно.
Первичный элемент, из которого состоят все элементы права и право в целом, называют правовой нормой. Норма права – это правило поведения общего характера, которое выступает регулятором общественных отношений и является общеобязательным, формально – определенным, гарантированным принудительной силой государства[19].
Первичным же элементом системы законодательства выступает нормативно – правовой акт.
Следующим элементом системы права являются подотрасли права.
Подотрасль права – это обособленная, в рамках отрасли, совокупность правовых норм, которые регулируют обширный, относительно самостоятельный блок однородных общественных отношений.
Элементом системы права, из которого состоит отрасль либо подотрасль права, есть правовой институт.
Институт права — это совокупность правовых норм, которые регулируют конкретный вид общественных отношений в пределах одной или нескольких отраслей права[20].
Отрасль права – это самое большое образование в праве. Отрасль - основное подразделение системы права. Она охватывает всю совокупность норм права.
Отрасль права – это часть системы права, которая представляет собой объективно сложившуюся отдельную группу правовых норм, которые регулируют качественно однородные общественные отношения, основываясь на определённых принципах и специфических методах, которые характеризуются относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования[21].
Существуют критерии отраслевого деления права - предмет и метод правового регулирования.
Предмет и метод правового регулирования являются основополагающими критериями подразделения права на отрасли.
- Какие общественные отношения регулируются нормами данной отрасли?
- В чём их специфика?
- Чем они отличаются от других?
В структуру же предмета правового регулирования входят следующие элементы:
- Субъекты (индивидуальные и коллективные), их специфика;
- Поведение, поступки субъектов;
- Объекты окружающего мира, по поводу которых люди вступают в правоотношения, и к которым проявляют свой интерес;
- Социальные факторы (события, обстоятельства), которые выступают непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих элементов.
Общественные отношения предмета правового регулирования должны обладать такими признаками, как:
- быть устойчивыми и характеризоваться повторяемостью событий и действий людей;
- допускать по своим свойствам возможность государственно — правового (внешнего) контроля над ними;
- существование объективной потребности в их урегулировании[22].
Далее следующим центральным критерием в подразделении права на отрасли выступает метод правового регулирования.
В отличии от предмета правового регулирования, метод правового регулирования – это юридический критерий, отсутствующий в реальной жизни, выработанный в человеческом познании. Метод правового регулирования – это совокупность взаимосвязанных приёмов и способов юридического воздействия на поведение людей, обеспечивающих установленный в обществе правопорядок, отвечающий на вопрос: как воздействовать на поведение людей?
Главное назначение общего правового метода заключается в том, что государство организует и обеспечивает положительную деятельность субъектов в соответствии с предписаниями правовых норм, воспитывает в них дисциплинированность и активность, устанавливает неразрывную связь между правами и обязанностями субъектов общественных отношений, упорядочивает их. Однако, если этот порядок нарушается, то вступает в действие принудительное свойство общего метода, состоящее в том, чтобы принудить правонарушителей к правомерному поведению, перевоспитать их, восстановить нарушенное право[23].
Отрасли законодательства, проводя регулирование определенных сфер государственной жизни, существуют только по предмету правового регулирования и не имеют единого конкретного метода. Также, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма разнообразные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной как отрасль права[24].
Если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли самого законодателя. Объективность системы права объясняется следующим: она обусловлена реально существующими общественными отношениями. Субъективность законодательства относительна, ибо она также в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами[25].
Еще одним отличительным признаком является внутренняя структура системы права и системы законодательства.
Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой НПА, с компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В данном плане система законодательства непосредственно отражает государственное устройство страны, и если государство федеративное, то имеют место два уровня законодательства — федеральное законодательство и законодательство субъектов данной федерации, а если государство унитарное, то уровень законодательства один — центральное законодательство[26].
Вывод
Подводя итог по вышеизложенному в рамках третьего вопроса, выделим основные положения.
Система права и система законодательства соотносимы как содержание и форма.
Система права – это обусловленная объективными факторами, некое внутреннее строение права, которое характеризуется согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием юридических норм, которые объединены по надлежащим основаниям в конкретные обособленные группы. Система права – это абстрактное, но объективное явление.
Система законодательства – это совокупность действующих в рамках государства нормативно – правовых актов. Система законодательство – это конкретное и субъективное явление. Различия заключены в: первичном элементе; предмете и методе правового регулирования; во внутренней структуре;
Правильное понимание соотношения системы права и системы законодательства способствует повышению эффективности процесса правового регулирования и является необходимым условием оптимизации взаимодействия государства и права.
Курсовая работа по праву на тему: Система права. В работе рассматриваются вопросы понятия и системы права, элементы права, отрасли российского права.
- Понятие системы права и ее элементы
- Отрасли и институты права
- Краткая характеристика отраслей российского права
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы
Введение
В области правотворческой деятельности разработанные теоретические положения о системе права служат научной основой для решения таких кардинальных вопросов системы законодательства, как определение состава кодифицированных актов, их соподчиненности и даже последовательности их разработки (от профилирующих отраслей к специальным и далее — к комплексным). Состав и внутренняя логика отраслей — один из ориентиров при определении структуры крупных сборников нормативных актов (Свод, Систематическое собрание), а состав и внутренняя логика институтов — структуры кодифицированных актов отрасли.
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы
1. Понятие системы права и ее элементы
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы
2. Отрасли и институты права
С позиций системного подхода любое целостное образование, состоящее из двух и более взаимосвязанных компонентов, представляет собой систему. Каждый компонент системы в свою очередь может быть расчленен на ряд составляющих. Таким образом, система, как правило, является многоуровневой, включает в себя в качестве компонентов хотя и менее сложные, но относительно самостоятельные предметы и явления.
Названные свойства в полной мере присущи и системе права. Как целостное образование она охватывает все нормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс, состоящий, как было уже выше сказано, из норм права, правовых институтов и отраслей права. [6. С.180.].
В данной главе мы более подробно постараемся проанализировать институты и отрасли права.
Вопрос о критериях деления права на отрасли и институты постоянно находится в центре внимания ученых-юристов и является предметом обсуждения ряда научных дискуссий. В ходе первой из них (1938—1941 гг.) была отмечена важность выделения объективного критерия деления права на отрасли и институты, коим является предмет правового регулирования, т. е. определенная совокупность однородных общественных явлений. Многогранный характер этих отношений вызывает к жизни различные отрасли права.
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы
3. Краткая характеристика отраслей российского права
Система права Российской Федерации включает одиннадцать отраслей: государственное (конституционное) право, административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, природоохранительное, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное.
Ведущей отраслью является конституционное право. Оно объединяет нормы, закрепляющие основы общественного строя и политики Российской Федерации, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию федеральных органов государственной власти и управления и субъектов федерации — республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, — а также органов местного самоуправления. Нормы государственного права сформулированы в Конституции Российской Федерации, принятой народом России в ходе референдума 12 декабря 1993 г., конституциях республик, уставах краев, областей и иных субъектов Федерации, а также некоторых других актах. [6. С. 187.].
Нормы конституционного права являются исходным нормативным материалом для других отраслей права, которые функционируют на основе конституционных предписаний. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. [7. С.7.].
Читайте также: