Сад закрывается на благоустройство должны ли предоставить место работы

Обновлено: 17.05.2024

Конституция нашей страны определяет наше государство как социальное. Ее важнейшая функция как социального государства – организация для любого желающего возможности получать образование, в том числе, согласно 43-й статье Конституции, общедоступное и бесплатное дошкольное образование, получение которого гарантировано Основным законом страны в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Логично, что в таком случае государство в лице федеральной, региональной власти и наши муниципальные образования обязаны предоставлять места в детских садах, а в случае необходимости – например, при нехватке мест – увеличивать их количество любым доступным путем: строить новые детские сады, реконструировать старые, выкупать и брать в аренду помещения, делать пристройки, помогать частным детским садам и так далее.

Ряд местных властей, видимо поняли эту свою обязанность так: вот мы сейчас налепим групп кратковременного пребывания и предложим всем подряд туда ходить. Так мы и от прокуроров себя оградим, и перед людьми вроде как чисты будем: хотите – получайте там 3 часа в день дошкольное образование, не хотите – не получайте. А то, что мамам на работу надо идти – так это их проблемы, в законах не прописано что мы обязаны их право на свободный труд реализовывать. Главное, что мы им дали возможность развивать ребенка.

Выходит, правы ушлые чиновники? Ведь вроде бы не написано в законах ничего про то, что родители вправе выбрать себе группу полного дня, тем более если им надо идти работать…

Все не так просто, как хотелось бы чинушам. Фокус в том, что мы не знаем законов и не заставляем власти их исполнять.

Так как же все обстоит на самом деле? Должны ли нам дать детский сад или ясли на полный день или не должны?

Положения статьи 43 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (часть 2). Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют — исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о детях — многоплановую роль публичной власти в этой сфере.

Конституция и федеральные законы – не единственные источники наших прав и свобод и, соответственно, обязанностей властей их соблюдать и обеспечивать. Такими же источниками являются международные договоры Российской Федерации (то есть всевозможные конвенции, хартии и т.п., ратифицированные нашей страной) и общепризнанные принципы международного права.

Зачастую такие источники требуют подтверждения и расширения в наших федеральных законах. Но не все и не в каждом конкретном случае.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 к признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.

Иными словами, если международный договор нашей страны прямо не предусматривает для применения его положений принятие специальных законов или внесения изменений в уже действующие законы, то он становится фактически самим федеральным законом, а его нормы действуют напрямую и должны применяться в любых действиях и мероприятиях властей вне зависимости от того, предусмотрен ли механизм их реализации или нет.

Как раз такой международный договор нам и поможет.

Российской Федерацией ратифицирована Конвенция от 23 июня 1981 года «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями” Международной организации труда (далее — Конвенция), которая согласно ее статье 1 распространяется на трудящихся мужчин и женщин, имеющих семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей, когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятельности.

Данная Конвенция своими статьями установила, что:

  • для обеспечения подлинного равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин одна из целей национальной политики каждого члена Организации заключается в том, чтобы лица с семейными обязанностями, которые выполняют или желают выполнять оплачиваемую работу, могли осуществлять свое право на это, не подвергаясь дискриминации и, насколько это возможно, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности (статья 2);
  • для установления подлинного равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин принимаются все меры, соответствующие национальным условиям и возможностями, с тем чтобы трудящиеся с семейными обязанностями могли осуществлять свое право на свободный выбор работы (статья 4, пункт „а”);
  • принимаются также все меры, соответствующие национальным условиям и возможностям, с тем чтобы учитывать потребности трудящихся с семейными обязанностями при планировании мероприятий на местном уровне; развивать и содействовать развитию государственных или частных служб быта, таких, как учреждения и службы по уходу за детьми и оказанию помощи семье (статья 5);
  • данная Конвенция может осуществляться посредством законодательства или положений, коллективных договоров, правил внутреннего трудового распорядка предприятия, арбитражных решений, решений суда или сочетания этих методов или, с учетом национальных условий, любым иным способом, соответствующим национальной практике (статья 9).

То есть все мамы, у которых есть дети и которые имеют на руках трудовой договор (даже если они сейчас в отпуске по уходу за ребенком), должны быть обеспечены возможностью отдать своих детей в детский сад на полный день — на время, которое мамам необходимо исполнять свои обязанности по трудовому договору, чтобы мамы могли наравне с другими работниками трудиться полный рабочий день и получать соответствующую зарплату. Хорошим подспорьем, кстати, станет пусть формальный, но письменный вызов из отпуска по уходу за ребенком на работу.

Согласно статье 13 данной Конвенции, для Российской Федерации она имеет обязательную силу.

Таким образом, исходя из содержания статьи 9 Конвенции № 156 МОТ ее положения не требуют обязательного принятия внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права, то есть в том числе и для властей. Следовательно, в деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления в Российской Федерации эти положения должны применяться непосредственно, то есть и при организации, и при распределении мест в детских садах потребность мамы в выходе на работу должна сотрудниками управлений образования учитываться. Предложение группы кратковременного пребывания в случае, если мама об этом не просит, должно быть признано необоснованным.

Поэтому несмотря на отсутствие в федеральном законодательстве норм прямого действия, закрепляющих право занятых родителей — трудящихся с семейными обязанностями на равное обращение с другими работниками, а также их право на присмотр и уход за их детьми в дошкольных образовательных организациях на все время занятости, а также обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленные на обеспечение этих прав, положения Конвенции № 156 МОТ должны непосредственно применяться при решении вопроса определения ребенка в государственную или муниципальную дошкольную образовательную организацию с учетом режима ее работы.

Так, согласно пунктам 13 и 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 (далее — Порядок организации) образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 — 10,5-часового пребывания); продленного дня (13 — 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

Аналогичные положения были закреплены и в пункте 9 ранее действовавшего Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 № 2562.

Вышеуказанные режимы функционирования (кроме кратковременного пребывания) позволяют родителям с семейными обязанностями осуществлять свое право трудящихся с семейными обязанностями на равное обращение с другими работниками на время нахождения их ребенка в группе с одним из таких режимов.

Согласно ч.1 ст. 67 ФЗ «Об образовании в РФ”, дошкольная образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Аналогичное положение закреплено в пункте 6 Порядка организации.

Комплектование государственных или муниципальных детских садов осуществляется согласно соответствующему порядку.

Важный момент: ни один из таких порядков в стране не предусматривает и не может предусматривать исключение из очереди в детский сад или ясли в случае предоставления места в группе кратковременного пребывания. Это потому, что такие группы были придуманы как временная мера при ожидании ребенком своей очереди в детский сад или ясли.

Получение ребенком дошкольного образования в группе кратковременного пребывания государственной образовательной организации либо отказ родителя от устройства ребенка в такую группу не влечет за собой лишения возможности получить в соответствии с установленным порядком очередности место в группе полного дня или иных режимов пребывания в такой организации, чем фактически устанавливает право ребенка на получение места в группе полного дня (в числе прочих режимов пребывания) вне зависимости от факта получения дошкольного образования в группе кратковременного пребывания либо от факта предложения посещать такую группу.

Согласно ч.4 ст.67 ФЗ „Об образовании в РФ” в приеме в образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Согласно ч.3 ст.55 этого же закона, прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Таким образом, общие начала и смысл законодательства, включая положения Конвенции № 156 МОТ, устанавливают необходимость соблюдения прав родителей — трудящихся с семейными обязанностями на равное обращение и равные возможности с другими трудящимися при обеспечении прав их детей на общедоступное бесплатное дошкольное образование, в том числе путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения в дошкольных образовательных организациях. При этом отсутствие свободных мест в образовательных организациях не является препятствием для ввода дополнительных мест в таких организациях.

Следовательно, родители имеют полное право требовать от властей при организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования соблюдать свое право трудящихся с семейными обязанностями на равное обращение с другими трудящимися, в том числе требовать – в качестве способа защиты своего права – организовать дополнительное место в группе полного дня детского сада и предоставить его своему ребенку в установленном порядке очередности к сроку возобновления мамой своих служебных обязанностей. Это право подлежит судебной защите.

Конституция нашей страны определяет наше государство как социальное. Ее важнейшая функция как социального государства – организация для любого желающего возможности получать образование, в том числе, согласно 43-й статье Конституции, общедоступное и бесплатное дошкольное образование, получение которого гарантировано Основным законом страны в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Логично, что в таком случае государство в лице федеральной, региональной власти и наши муниципальные образования обязаны предоставлять места в детских садах, а в случае необходимости – например, при нехватке мест – увеличивать их количество любым доступным путем: строить новые детские сады, реконструировать старые, выкупать и брать в аренду помещения, делать пристройки, помогать частным детским садам и так далее.

Ряд местных властей, видимо поняли эту свою обязанность так: вот мы сейчас налепим групп кратковременного пребывания и предложим всем подряд туда ходить. Так мы и от прокуроров себя оградим, и перед людьми вроде как чисты будем: хотите – получайте там 3 часа в день дошкольное образование, не хотите – не получайте. А то, что мамам на работу надо идти – так это их проблемы, в законах не прописано что мы обязаны их право на свободный труд реализовывать. Главное, что мы им дали возможность развивать ребенка.

Выходит, правы ушлые чиновники? Ведь вроде бы не написано в законах ничего про то, что родители вправе выбрать себе группу полного дня, тем более если им надо идти работать…

Все не так просто, как хотелось бы чинушам. Фокус в том, что мы не знаем законов и не заставляем власти их исполнять.

Так как же все обстоит на самом деле? Должны ли нам дать детский сад или ясли на полный день или не должны?

Положения статьи 43 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (часть 2). Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют — исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о детях — многоплановую роль публичной власти в этой сфере.

Конституция и федеральные законы – не единственные источники наших прав и свобод и, соответственно, обязанностей властей их соблюдать и обеспечивать. Такими же источниками являются международные договоры Российской Федерации (то есть всевозможные конвенции, хартии и т.п., ратифицированные нашей страной) и общепризнанные принципы международного права.

Зачастую такие источники требуют подтверждения и расширения в наших федеральных законах. Но не все и не в каждом конкретном случае.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 к признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.

Иными словами, если международный договор нашей страны прямо не предусматривает для применения его положений принятие специальных законов или внесения изменений в уже действующие законы, то он становится фактически самим федеральным законом, а его нормы действуют напрямую и должны применяться в любых действиях и мероприятиях властей вне зависимости от того, предусмотрен ли механизм их реализации или нет.

Как раз такой международный договор нам и поможет.

Российской Федерацией ратифицирована Конвенция от 23 июня 1981 года «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями” Международной организации труда (далее — Конвенция), которая согласно ее статье 1 распространяется на трудящихся мужчин и женщин, имеющих семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей, когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятельности.

Данная Конвенция своими статьями установила, что:

  • для обеспечения подлинного равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин одна из целей национальной политики каждого члена Организации заключается в том, чтобы лица с семейными обязанностями, которые выполняют или желают выполнять оплачиваемую работу, могли осуществлять свое право на это, не подвергаясь дискриминации и, насколько это возможно, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности (статья 2);
  • для установления подлинного равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин принимаются все меры, соответствующие национальным условиям и возможностями, с тем чтобы трудящиеся с семейными обязанностями могли осуществлять свое право на свободный выбор работы (статья 4, пункт „а”);
  • принимаются также все меры, соответствующие национальным условиям и возможностям, с тем чтобы учитывать потребности трудящихся с семейными обязанностями при планировании мероприятий на местном уровне; развивать и содействовать развитию государственных или частных служб быта, таких, как учреждения и службы по уходу за детьми и оказанию помощи семье (статья 5);
  • данная Конвенция может осуществляться посредством законодательства или положений, коллективных договоров, правил внутреннего трудового распорядка предприятия, арбитражных решений, решений суда или сочетания этих методов или, с учетом национальных условий, любым иным способом, соответствующим национальной практике (статья 9).

То есть все мамы, у которых есть дети и которые имеют на руках трудовой договор (даже если они сейчас в отпуске по уходу за ребенком), должны быть обеспечены возможностью отдать своих детей в детский сад на полный день — на время, которое мамам необходимо исполнять свои обязанности по трудовому договору, чтобы мамы могли наравне с другими работниками трудиться полный рабочий день и получать соответствующую зарплату. Хорошим подспорьем, кстати, станет пусть формальный, но письменный вызов из отпуска по уходу за ребенком на работу.

Согласно статье 13 данной Конвенции, для Российской Федерации она имеет обязательную силу.

Таким образом, исходя из содержания статьи 9 Конвенции № 156 МОТ ее положения не требуют обязательного принятия внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права, то есть в том числе и для властей. Следовательно, в деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления в Российской Федерации эти положения должны применяться непосредственно, то есть и при организации, и при распределении мест в детских садах потребность мамы в выходе на работу должна сотрудниками управлений образования учитываться. Предложение группы кратковременного пребывания в случае, если мама об этом не просит, должно быть признано необоснованным.

Поэтому несмотря на отсутствие в федеральном законодательстве норм прямого действия, закрепляющих право занятых родителей — трудящихся с семейными обязанностями на равное обращение с другими работниками, а также их право на присмотр и уход за их детьми в дошкольных образовательных организациях на все время занятости, а также обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленные на обеспечение этих прав, положения Конвенции № 156 МОТ должны непосредственно применяться при решении вопроса определения ребенка в государственную или муниципальную дошкольную образовательную организацию с учетом режима ее работы.

Так, согласно пунктам 13 и 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 (далее — Порядок организации) образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 — 10,5-часового пребывания); продленного дня (13 — 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

Аналогичные положения были закреплены и в пункте 9 ранее действовавшего Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 № 2562.

Вышеуказанные режимы функционирования (кроме кратковременного пребывания) позволяют родителям с семейными обязанностями осуществлять свое право трудящихся с семейными обязанностями на равное обращение с другими работниками на время нахождения их ребенка в группе с одним из таких режимов.

Согласно ч.1 ст. 67 ФЗ «Об образовании в РФ”, дошкольная образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Аналогичное положение закреплено в пункте 6 Порядка организации.

Комплектование государственных или муниципальных детских садов осуществляется согласно соответствующему порядку.

Важный момент: ни один из таких порядков в стране не предусматривает и не может предусматривать исключение из очереди в детский сад или ясли в случае предоставления места в группе кратковременного пребывания. Это потому, что такие группы были придуманы как временная мера при ожидании ребенком своей очереди в детский сад или ясли.

Получение ребенком дошкольного образования в группе кратковременного пребывания государственной образовательной организации либо отказ родителя от устройства ребенка в такую группу не влечет за собой лишения возможности получить в соответствии с установленным порядком очередности место в группе полного дня или иных режимов пребывания в такой организации, чем фактически устанавливает право ребенка на получение места в группе полного дня (в числе прочих режимов пребывания) вне зависимости от факта получения дошкольного образования в группе кратковременного пребывания либо от факта предложения посещать такую группу.

Согласно ч.4 ст.67 ФЗ „Об образовании в РФ” в приеме в образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Согласно ч.3 ст.55 этого же закона, прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Таким образом, общие начала и смысл законодательства, включая положения Конвенции № 156 МОТ, устанавливают необходимость соблюдения прав родителей — трудящихся с семейными обязанностями на равное обращение и равные возможности с другими трудящимися при обеспечении прав их детей на общедоступное бесплатное дошкольное образование, в том числе путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения в дошкольных образовательных организациях. При этом отсутствие свободных мест в образовательных организациях не является препятствием для ввода дополнительных мест в таких организациях.

Следовательно, родители имеют полное право требовать от властей при организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования соблюдать свое право трудящихся с семейными обязанностями на равное обращение с другими трудящимися, в том числе требовать – в качестве способа защиты своего права – организовать дополнительное место в группе полного дня детского сада и предоставить его своему ребенку в установленном порядке очередности к сроку возобновления мамой своих служебных обязанностей. Это право подлежит судебной защите.

Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Дело в том, что Конституция и международные законы и договоры, подписанные Россией, устанавливают само право, а его регулирование (получение и реализацию) осуществляют законы и подзаконные акты — распоряжения исполнительной власти. Законы федеральные и субъектов Федерации разъясняют, что собой подразумевает право, кто его имеет и какие органы власти помогают его осуществить. Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Следует помнить, что право на дошкольное образование в нашей стране — заявительное, то есть если вы не зарегистрировали ребенка в очереди, то и предоставить вам место в детском саду у мэрии нет никаких оснований.

В соответствии с законодательством, порядок устройства детей в детский сад (предоставление мест) определяется исключительно органами местного самоуправления, в частности, администрацией города (района) или, если вы живете в сельской местности, непосредственно дирекцией детского сада. Этим занимается особая структура в мэрии — управление (департамент, отдел) образования. (Кстати, именно поэтому не имеет никакого смысла обращаться за помощью к Президенту РФ, Папе Римскому и т.д.: все ваши обращения вернутся в управление по дошкольному образованию). Как раз на этом уровне существует громадное количество нарушений законодательства. Основные особенности реализации органами местного самоуправления своих полномочий в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

Основные признаки незаконного бездействия (либо недостаточного действия) органа местного самоуправления в организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

Основной сложностью законодательства России (в которое входят нормативно-правовые акты всех уровней власти, начиная от Конституции и международных договоров и заканчивая НПА местного самоуправления, является отсутствие четких сроков предоставления места в детском саду в группе полного дня (10-12 часов пребывания) с момента обращения в управление образования.

Тем не менее, исходя из совокупности законодательных актов, можно сделать вывод, что вам обязаны предоставить место в детском саду в ближайший установленный мэрией период комплектования (или доукомплектования) детских садов новыми воспитанниками.

Любой гражданин нашей страны имеет право бесплатно обращаться с предложением, заявлением, жалобой в органы местного самоуправления (администрацию города), имеет право знакомится с документами и материалами, касающиеся его обращения.

Всегда следует запрашивать письменный ответ по существу поставленных вопросов.

При рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка госпошлина не взимается (пп.15 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).

Аргументы на возражения ответчика:

— Вы встали на очередь поздно.

— Ну, мы же вам не отказываем в образовании, мы вас поставили на очередь и в свое время вы получите путевку.

— Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, то есть постановка на очередь еще не означает, что ребенок в данный момент получает образование, и в очереди можно простоять и 5 лет, и это не значит, что ребенок участвует в образовательном процессе. Право на дошкольное образование у ребенка наступает с момента заявления об этом его родителя (законного представителя) в мэрию.

— Вашему ребенку нет еще трех лет.

— В соответствии с Типовым положением о ДОУ дошкольное образование могут получать дети в возрасте от 2 месяцев и до 7 лет.

— Муниципалитету вверено устанавливать правила приема, правила комплектования, а не собственно прием и непосредственно комплектование, то есть не решать, кому из детей получать образование, а кому нет, а решать, например, какие медицинские документы необходимы, сколько групп открывать в данном детсаду и т.п. — то есть просто обеспечить организацию механизма раздачи путевок. Законодательные акты местного значения должны исполняться в соответствии с высшими нормативными актами. А, судя по логике вашего Постановления, вы можете оставить во всем городе один единственный детский сад, и тогда почти все дошкольники будут лишены гарантированного им Конституцией образования, а виновными вы считать себя не будете, несмотря на то, что допустили такую ситуацию.

— Если мы дадим вам путевку, то нарушим права других детей, стоящих перед вами.

— Во-первых, данное судебное заседание не рассматривает нарушение прав других детей, поскольку вы не являетесь их представителями (у представителя должны быть доверенности от родителей); во-вторых, в вашей компетенции и в ваших полномочиях создавать места, и если бы вы исполняли в полном объеме вверенные вам обязанности, то не возникало бы очереди и ничьи права бы не нарушались.

— Мы же вам предлагаем группу кратковременного пребывания, ваш ребенок и там может получить дошкольное образование

— Группы с различным режимом пребывания придуманы для того чтобы родитель мог исполнять свои трудовые обязанности без коллизии с обязанностями по воспитанию ребенка. Именно для этого и существуют детские сады и на это направлено Типовое положение о ДОУ, принятое Правительством РФ. Я как законный представитель ребенка вправе самостоятельно определять, в группе с какой продолжительностью пребывания будет заниматься мой ребенок, а если у вас нет свободных мест в таких группах, то вы не исполняете в полной мере свои полномочия.

Любое ваше высказывание в суде должно быть аргументировано нормой закона. Домыслы судом не будут приняты во внимание.

УО и благоустройство дворовой территории

Предлагаем отвлечься от обсуждения постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 и обратиться к вечному – содержанию общего имущества в МКД.

Земельный участок в составе общего имущества

Дворовая территория – источник вечных споров между собственниками помещений и управляющими организациями. Земельный участок входит в состав ОИ в МКД, если сформирован под МКД и поставлен на кадастровый учёт.

Чаще всего придомовая территория находится в собственности жильцов МКД. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, придомовая территория входит в состав общего имущества в МКД, поэтому собственники помещений МКД должны оплачивать её содержание и благоустройство.

Управляющие же организации за эти деньги содержат придомовую территорию в надлежащем порядке.

Земельный участок под МКД – придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, которая относится к объектам общего имущества в МКД (

Кто отвечает за благоустройство придомовой территории

  • убирает и проводит санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, земельного участка, который входит в состав ОИ,
  • собирает и вывозит ТКО и ТБО,
  • ухаживает за элементами озеленения и благоустройства, объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД.

Но это всё не относится к земельным участкам, не входящим в состав общего имущества в МКД. Перечисленные действия в таком случае осуществляют собственники земельных участков.

Благоустройство дворовой территории

  • нет чётких границ между общегородской территорией и двором,
  • не хватает парковочных мест,
  • не настроено освещение,
  • не развита инфраструктура для разных групп пользователей,
  • не предусмотрены площадки для выгула домашних животных,
  • климатический дискомфорт.

Выделяют шесть типов дворов: с исторической, низкоэтажной, среднеэтажной, среднеэтажной микрорайонной, высокоэтажной микрорайонной и современной высокоэтажной застройкой.

Если вы озабочены благоустройством дворовой территории, то Минстрой РФ рекомендует начать с разграничения частного и общественного пространства двора. Это необходимо для обеспечения комфорта и безопасности различных групп населения.

Для этого необходимо обозначить вход во двор: поставить элементы навигации, фонари. Сформировать периметр двора, причём не обязательно с помощью забора, лучше всего – насадить зелёное ограждение. После – организовать основные и второстепенные проезды, обустроить входы в подъезды: построить пандусы, велопарковки и т.д.

Следующий шаг для формирования комфортной дворовой территории – обустройство парковок. Минстрой РФ рекомендует организовать плоскостную парковку для жильцов дома и линейные – для гостей. Количество парковочных мест рекомендуется обсуждать вместе с собственниками. Обязательно необходимо предусмотреть парковочные места для инвалидов.

  • у входа в дом (5–7 метров),
  • на детских и спортивных площадках (7–9 метров),
  • у проездов (7 метров).

Первая группа пользователей, о которой стоит проявить заботу – дети. Для их разностороннего развития необходимо организовать детские площадки, которые отвечали бы потребностям разных возрастных групп: 0–3 года, 3–7 лет, 7–12 и 12–15 лет.

  • урны,
  • информационный стенд,
  • живая изгородь,
  • мягкие покрытия,
  • места для сидения,
  • навес,
  • настольные игры,
  • тематические игровые комплексы,
  • элементы для активных игр и т.д.

Площадки для взрослых должны быть ориентированы как на занятия спортом, так и на спокойный отдых – включать места для уличных тренажёров, настольного тенниса, настольных игр.

Обустройство площадок для выгула домашних животных должно повысить санитарное состояние территории и безопасность для жильцов. Такие площадки могут быть неогороженными и огороженными.

На неогороженной площадке необходимо установить информационный стенд, урны, места для сидения и мягкое покрытие. На огороженных – дополнительно поставить калитку.

Экологизация городского пространства

Ещё одна важная и нужная вещь – озеленение территории. Это прямая обязанность управляющих организаций, если, конечно, земельный участок входит в состав общего имущества в МКД.

  • шума и ветра,
  • солнца,
  • выхлопных газов.

Пространство двора ограничено, поэтому не стоит пытаться вместить в него всё. В каждом случае это индивидуальный проект и решения. Важно, что такие решения принимаются совместно с жителями домов.

Читайте также: