Руководителей городского уровня можно назвать лидером среди сотрудников фио должность

Обновлено: 16.05.2024

В организации руководители различного уровня (от низшего до высшего) входят в аппарат управления, но не все работники управления являются руководителями. Руководители – это лица, принимающие решения, обязательные для выполнения всеми подчиненными, т. е. как непосредственными исполнителями, так и руководителями нижележащих уровней. Право руководителя принимать решение определяется данной ему властью. Чтобы руководить, надо иметь полномочия, которые делегируются свыше лицу, занимающему соответствующую должность.

Руководителя можно назвать формальным лидером. Он может стать и фактическим, неформальным, если это признают подчиненные. Совершенно очевидно, что в целях повышения эффективности управления крайне желательно, чтобы руководитель был не формальным, а фактическим лидером, безусловно признанным подчиненными. Теоретически такое желание можно осуществить путем подбора руководителей из числа неформальных лидеров, что нередко и использует руководство организаций на практике. Но таким путем задачу можно решить не всегда. Во-первых, неформальные лидеры могут оказаться совершенно неподготовленными к выполнению обязанностей руководителя ни по своему образованию, ни по опыту работы. Во-вторых, интересы неформальных лидеров нередко не совпадают с интересами организации, а иногда и просто противостоят интересам работодателя.

Гораздо продуктивнее другой путь – постепенное превращение руководителя в лидеры. Эту цель должны ставить перед собой и всячески содействовать ее достижению и сам руководитель, и руководитель более высокого уровня. Для этого руководителю надо четко представлять себе, как можно стать лидером, как завоевать авторитет, власть которого выше формальной власти, очерченной полномочиями руководителя.

Руководитель должен иметь:

• широкое общее представление о положении дел за пределами своего подразделения, осознание изменений во внешней среде и возможностях их использования;

• чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы;

• творческий подход и умение мотивировать действия, решения свои и персонала;

• желание и способность сотрудничать;

• понимание результатов, умение планировать и выполнять планы;

• способность идти на риск;

• способность принимать решения;

• готовность дать оценку полученным результатам и определить программу развития фирмы и ее персонала.

По своему отношению к работе руководители делятся на пассивных и активных. Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие руководители ограничиваются решением узких проблем, рассматривая их с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что идет на пользу их карьере, не пытаются расширять свой кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют тем, что заимствуют их у подчиненных. Руководитель активного типа стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе, конструктивно использует любые (даже конфликтные) ситуации, не боясь риска и ответственности.

Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть. Власть – это возможность влиять на поведение других. В дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Власть и влияние – инструменты лидерства – являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения разнообразных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет получить через других людей ресурсы, необходимые для определения и достижения целей. Именно власть является необходимым условием успешной деятельности организации.

Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Без содействия этих людей он не может эффективно осуществлять свои функции. Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя.

Не существует реальной абсолютной власти, ибо никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. Сколько власти имеет тот или иной человек в конкретной ситуации? Это определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица (чем больше зависимость от другого, тем больше и власть другого лица).

Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, которые зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и другое. Однако в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, если от них зависят наличие необходимой для принятия решений информации и неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие бывает необходимо для руководителя. Важно также влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания.

Использование руководителем в одностороннем порядке своих полномочий в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они захотят продемонстрировать собственную власть. Это может привести к напрасной трате усилий и снизить уровень достижения целей, поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти, достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства обездоленности и, как следствие, непокорности. Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги.

Власть может принимать разнообразные формы.

1. Власть, основанная на принуждении. Она ассоциируется со страхом лишиться или не получить удовлетворение какой-либо насущной потребности (уважения, работы, положения в обществе). Эта форма власти дает временный эффект. Длительное ее применение вызывает скованность, отчуждение, текучесть кадров.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Здесь имеет место положительное подкрепление действия вознаграждением, которое активизирует исполнительную деятельность подчиненного.

3. Экспертная власть. Подчиненный убежден, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить его потребности.

4. Эталонная власть (власть примера). Такая власть основана на личных свойствах руководителя и носит название харизмы. Харизма – это влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.

5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и готов подчиняться им. Он реагирует на должность, а не на личность. Все руководители пользуются законной властью, потому что они получили полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации.



Зачастую в компаниях подходят формально к оценке личных качеств сотрудника перед его назначением на руководящую должность. Считается, что прежде всего человек должен быть профессионалом и отлично выполнять свою работу. Но, как известно, хороший специалист еще не значит хороший руководитель. Ведь кому-то просто может не хватать эмоциональной зрелости, когда амбиции еще преобладают над целями и результатами команды, либо за счет должности человек начинает самореализовываться. Вот почему так важно выяснить, насколько сотрудник готов занять руководящую должность.

Какими качествами должен обладать потенциальный руководитель

Действительно, какой смысл искать кандидата вне компании? Как бы тщательно менеджеры по персоналу не подходили к отбору, как бы скрупулезно не оценивали компетенции, всегда есть риск, что человек уйдет. Либо его не признает коллектив, либо он сам не примет ценностей и норм на новой работе. Разумеется, поиск и оценка перспективных кандидатов внутри компании ляжет на плечи HR-службы. Давайте рассмотрим, какие же компетенции будут главными для потенциального руководителя и на что в первую очередь обращать внимание.

Качество 1. Ответственность. Человек, который ходит на работу для того, чтобы добросовестно выполнить свои обязанности, получить заработную плату и уйти домой – хороший работник. Скорее всего, он будет заботиться о повышении квалификации, любить компанию и ценить коллег. Но такому человеку не стать руководителем. Почему? Потому что ответственность – не просто волнение за результат труда. Это интегральная характеристика, включающая в себя и эмоциональный компонент, и умение мыслить системно. Ответственный человек думает не только о качестве своей работы, но и о том, какова его роль в общем процессе. Работник с развитым чувством ответственности всегда оценивает, как можно сделать свою работу так, чтобы это положительно отразилось и на других сферах.

Качество 2. Коммуникативные навыки. Важными аспектами для руководителя являются умение слушать и умение правильно выражать свои мысли. Тот, кто может спокойно выслушать, тот сможет и руководить. Поэтому, выбирая среди сотрудников претендентов на руководящую позицию, стоит присмотреться к тем, кто в беседе не только говорит, но и задает уточняющие вопросы. Важно оценить и умение выражать свои мысли. Руководителю необходимо будет ставить задачи, делегировать и убеждать, поэтому его речь должна быть логичной, структурированной, в меру эмоциональной и понятной. Давайте рассмотрим пример, как отсутствие коммуникативных навыков может отразиться на работе всей компании.

Пример

Качество 3. Зрелость. Это качество не связано напрямую с возрастом. Главная характеристика зрелого человека заключается в том, что он понимает, что люди неидеальны. Это позволяет относиться к ошибкам окружающих более спокойно и терпимо. В то же время зрелый человек понимает, что он сам далек от идеала и что есть люди более компетентные в тех или иных вопросах.

Другая сторона этого качества заключается в том, что эмоционально зрелый человек отслеживает свои импульсивные реакции – мысли, чувства, слова и может их контролировать.

Качество 4. Отличное знание своей области. Существует мнение, что хорошему руководителю не обязательно детально знать процессы в своем подразделении. Сторонники этого подхода говорят, что главное – уметь давать задания и контролировать их выполнение. Но как можно проверить работу подчиненного, не зная, каким должен быть результат? Как обучить (а обучение персонала – одна из функций руководителя) сотрудника действовать правильно? Начальник должен хорошо знать стандарты и эталоны рабочего процесса, вникать в детали. Только тогда его уважают.

Кого не стоит назначать на руководящую должность

Перспектива карьерного роста манит многих, но отбирать всех подряд нельзя. Нужно отсеивать тех, кто демонстрирует контркачества руководителя. Например, такие.

Низкая самоорганизация. Не стоит назначать на должность руководителя того, кто не может управлять собой. Это люди, которые все время что-то забывают, не сдерживают своих обещаний. Самодисциплина – это навык, которому можно научиться, если стремиться к упорядоченности. Очевидно, что тот, кто не может организовать свою работу, не способен руководить другими людьми.

Низкий интеллект. Сотрудники с невысоким интеллектом могут отлично разбираться в своей области, но когда нужно переключиться на другую сферу, они теряются. Например, человек отлично разбирается в производстве, но когда надо подумать над проблемой из области маркетинга, он становится некомпетентен. Руководителю нужна интеллектуальная гибкость.

Как оценить качества претендента на руководящую должность

Служба персонала может использовать два метода: диагностический и практический. В качестве первого, как правило, применяются проективные вопросы. Побеседуйте с сотрудником во время плановой оценки персонала, в этом случае он будет меньше тревожиться и покажет себя таким, какой есть.

Практический метод оценки заключается в следующем. Как правило, в каждой компании проходят неформальные мероприятия. Для организации подобных событий нужны активисты. Служба персонала должна привлекать к этой деятельности потенциальных руководителей. Корпоративные мероприятия – прекрасный метод оценить претендентов без риска для основной деятельности. Но при этом, конечно, нужно наблюдать за тем, как будущий начальник себя ведет. Оценить нужно следующее.

Как дает задания. Это позволяет оценить коммуникативные навыки – как сотрудник формулирует задачи, умет ли слушать, не перебивая, добивается ли, чтобы его поняли так, как нужно.

Как распределяет задачи. Даже при организации такого простого дела, как субботник, нужно учитывать желание и квалификацию людей – кто-то лучше подметает, а кто-то с большим желанием грузит мусор. Плохой руководитель не придает этому значения при распределении заданий подчиненным, в то время как хороший стремится понять, что сотрудники хотят и могут делать.

Важные выводы

1. Потенциальный руководитель должен обладать коммуникативными навыками, быть эмоционально зрелым, ответственным, а также хорошо знать стандарты и эталоны рабочего процесса.
2. На руководящую должность не стоит назначать сотрудников с низкой самоорганизацией или демонстрирующих ложную готовность к руководству коллективом.
3. Одним из методов оценки качеств потенциального руководителя является привлечение его к организации корпоративных мероприятий. Это прекрасный способ оценить претендентов без риска для основной деятельности.

Нематериальная мотивация персонала, инструменты

Что в итоге приводит к медленной смерти большинства небольших компаний. О отрицательной стороне данных решений уже сказано много да и сами мы можем проанализировать последствия, поэтому не будем повторяться.

Если же Вы, как менеджер по персоналу, ошиблись, назначили на руководящую должность неподходящего кандидата, такой шаг может иметь довольно неприятные последствия, как для вас и сотрудника, так и для компании.

Как выбрать самого достойного кандидата в руководители?

Оцениваем готовность и способность кандидата занять новую должность.

HAY Group из исследований сформулировало следующие выводы:

1. Высокая эффективность деятельности не является постоянным и неизменным качеством человека.
То, что человек эффективно выполняет свою работу в текущей позиции, совсем не означает, что он будет успешен в роли руководителя. Оказавшись не готовым занять должность, сотрудник подвергается большому стрессу, теряет профессиональную уверенность, мотивацию, авторитет. Уровень его эффективности снижается, а подчиненные не могут результативно выполнять свои обязанности в таких условиях. Поведение сотрудника в разных ситуациях может отличаться.

2. Высокие личные амбиции и стремление к карьерному росту кандидата не является хорошими чертами руководителя.
Амбициозные сотрудники могут стремиться к повышению за счет результатов коллектива. Они могут настолько зациклиться на собственной карьере, что будут игнорировать другие факторы. Они также бывают излишне самонадеянны и поэтому не могут адекватно анализировать собственные поступки.

3. Высокий уровень эффективности руководителя возможен только при соответствии сотрудника занимаемой должности. При этом сотрудник работает эффективно, пока существует это соответствие, и пока перед ним ставятся достаточно сложные, но выполнимые задачи.

4. У кандидата должны быть факторы роста, которые позволят ему воспользоваться возможностями развития в долгосрочной перспективе. Продвинутые компании разрабатывают для сотрудников планы личностного роста, карты карьерного роста и поощряют развитие их сильных сторон.

Выбор кандидата должен производиться на основе следующего подхода:

1. Выявление кандидатов, обладающих факторами роста, которые определяют развитие потенциала и компетенций в долгосрочной перспективе.
2. Оценка компетенций кандидата на соответствие требованиям руководящей должности.
3. Внедрение процессов, которые обеспечивают наиболее оптимальное и полное развитие и реализацию потенциала сотрудников при смене должностей (программы адаптации новых руководителей среднего звена, обучение, повышение квалификации, тренинги и т.п.).
4. Развитие выявленного потенциала сотрудника при помощи плана развития лидерских компетенций.

Характеристика потенциала кандидата.

Потенциал – это соотношение свойственных сотруднику качеств и требований должности в будущем с учетом возможностей личностного роста и препятствий к нему в долгосрочном периоде.

Характеристика потенциала кандидата

Оценивая потенциал сотрудников, компаниям следует сохранять ясность и объективность в отношении: свойственных кандидату качеств и требований будущей должности, будь то позиция следующего уровня или роль руководителя в долгосрочной перспективе.

Факторы роста – это глубинные черты личности, которые влияют на его способность развиваться с течением времени. Фактор роста выступает в качестве множителя для первой части уравнения.
Препятствия – это аспекты личности или организации, которые мешают росту и успешной деятельности сотрудника и выполняют функции делителя для первой части уравнения.

Факторы роста, которые определяют развитие людей.

Хей выделил четыре основные характеристики — это ключевые качества, которые характеризуют потенциал сотрудника и которые должны присутствовать у всех перспективных кандидатов.
Эти качества также выходят на первый план, когда речь заходит о назначении сотрудников на позиции топ-менеджеров, хотя, разумеется, в этом случае немаловажное значение имеют знания и опыт руководителя.
Что касается более низких уровней в организации, факторы роста далеко не всегда способствуют повышению результатов деятельности. Мы говорим о качествах, которые являются показателями энергичной деятельности и стабильного роста, но не гарантируют высокой эффективности на начальных этапах карьерного развития.
Факторы роста существенно усиливают лидерский потенциал кандидата.

Факторы роста:

1. Нестандартное мышление.

Здесь подразумевается свободное применение концептуального мышления, то есть способность к вычислениям, IQ, плюс, что еще более важно, склонность применять концептуальное мышление в отношении широкого ряда вопросов и проводить неожиданные, но полезные связи. Большое значение играет умение сотрудника выходить за рамки своей роли и находить связи между своей и смежными областями деятельности.

Ключевые вопросы:
— Умеет ли кандидат находить полезные связи между различными понятиями, выходящими за рамки должности, в том числе временными?

— Может ли кандидат мыслить креативно и находить эффективные решения для масштабных задач и вопросов в более долгосрочном периоде (что обычно характерно для должностей более высокого уровня)?

— Кандидат берется за решение сложных вопросов и четко видит реальное положение вещей?

2. Любопытство и готовность учиться.

Естественное любопытство и желание учиться новому и решать сложные задачи может выражаться в том, что сотрудник задает нестандартные вопросы, выражает желание работать над различными ответственными заданиями, даже если они не связаны с продвижением в должности, читает много разнообразной специальной литературы или посещает обучающие курсы.

Ключевые вопросы:

— Характерно ли для кандидата любопытство и желание учиться, которые выходят за рамки требований к должности?
— Принимает ли этот кандидат новые задания и роли с готовностью, не боясь пойти на определенный риск?

3. Умение понимать других людей (эмпатия).

Эта способность видеть человека в целом – его потребности, прошлый опыт и свойства личности, которые влияют на его реакции и поведение, — лежит в основе умения оказывать влияние, а также в основе многих лидерских компетенций, таких как сотрудничество и работа в команде, развитие, мотивирование и стимулирование других, навыки ведения переговоров и т.д

Ключевые вопросы:

— Кандидат внимательно слушает собеседника, задает уточняющие вопросы и не делает поспешных выводов о других людях и их мотивах?
— Есть ли у этого кандидата мотивация, чтобы стараться понять других людей?
— Этот кандидат относится к другим людям с уважением и видит чаще их положительные стороны, чем недостатки?

4. Эмоциональная уравновешенность.

Осторожный оптимизм и уравновешенность позволяют сотрудникам справляться с неприятностями, руководить другими под прессом неблагоприятных обстоятельств и поддерживать позитивный настрой и мотивацию других людей.

Ключевые вопросы:

— Сохраняет ли кандидат уравновешенность в сложных обстоятельствах? Или же он впадает в панику, чем усугубляет ситуацию?

— В сложной ситуации кандидат ведет себя рационально и учится на своих ошибках? Или впадает в депрессию и винит во всем других?

— Адекватно ли кандидат воспринимает конструктивную критику? Помогает ли ему критика повысить собственную эффективность? Или он уходит в защиту и делает одни и те же ошибки снова и снова?

— Кандидат ориентирован на действия, которые выгодны для всей команды в целом? Или он рассматривает каждую задачу под призмой того, насколько она влияет на его личную репутацию и карьеру

Препятствующие факторы.

У каждого человека можно найти ряд препятствующих факторов для развития.

Индивидуальные факторы:
— Узконаправленное мышление и ориентация на краткосрочный период, текущие результаты и/ или техническую экспертизу.
Противоположностью этому фактору является умение масштабно мыслить и широкий кругозор.

— Убеждение, что ты умнее и эффективнее других сотрудников.
Противоположный фактор – желание учиться новому, однако самонадеянность может препятствовать приобретению новых знаний и навыков.

— Неумение слушать и слышать других людей.
Противоположность этому фактору – понимание чувств и эмоций (эмпатия). Этот препятствующий фактор может выражаться как ограниченность, манипулирование или недостаточный интерес к людям.

— Недостаточный самоконтроль, депрессия, мрачность или эгоцентризм.
Противоположный фактор — эмоциональная зрелость и гибкость.
Когда сильные стороны человека выражены слишком ярко, это может сработать против него.

Приведем примеры:

— Слишком сильный фокус на выстраивании отношений может привести к избеганию вопросов, которые могут вызвать конфронтацию.
— Излишняя ориентация на достижение результатов может привести к сужению поля зрения и к дефициту стратегического видения.
— Если сотрудник нацелен только на личные достижения, он не может эффективно работать в команде.
— Высокоинтеллектуальный человек с исключительно рациональным типом поведения не сможет завоевать сердца и умы людей.
-Завышенные стандарты и постоянное совершенствование приводят к срыву сроков и снижению экономической эффективности.
— Если сотрудник идеально справляется со всеми задачами, какую ни возьми, он неумышленно отодвигает своих коллег на задний план, и они теряют свой энтузиазм, а иногда у них просто не остается пространства для действий.

Таким образом, чрезмерно выраженные сильные стороны личности становятся препятствиями для карьерного роста.

Порядок действий при отборе кандидатов.

Чем важнее для организации эффективность сотрудника непосредственно в текущий момент, тем более точным должно быть представление о том, какой именно кандидат нужен. Понимание специфики требований должности в будущем, а также задач, которые ставит перед конкретным сотрудником эта должность, необходимо для оценки соответствия кандидата в краткосрочном периоде. Недостаточно просто задаться вопросом, готов ли человек перейти на должность более высокого уровня.

1. Составьте требования к кандидату и карту компетенций для данной должности. Сначала детально проанализируйте требования новой должности и то, какой вклад она вносит в реализацию общей стратегии и достижение результатов бизнеса.

3. Проанализируйте факторы роста кандидата по 4 качествам озвученным выше.

4. Проанализируете препятствующие факторы роста кандидата.

5. Выберите кандидата с наилучшим потенциалом и лучшим фактором роста.

Не имеет значения, каким образом вы выставите шкалы и величины, это ваш выбор шкалы оценивания. Вы можете оценить соответствующие результаты по каждому кандидату или принять для расчета интегральный показатель, и у кого он выше, тот кандидат более подходит на должность. Можно применить формулу для определения потенциала в буквальном виде.

Чтобы определить наилучшего кандидата, необходимо определить потенциал сотрудников и свести результаты в единую таблицу. При этом оценка факторов роста будет иметь больший вес при вынесении итоговой оценки, так как является стратегической оценкой.

Сравнение величин потенциалов нескольких сотрудников поможет Вам принять верное решение.

Ориентировочный расчет для примера:
1. Оценка кандидата по профильной модели компетенций начальника отдела продаж.

КомпетенцияУровеньВыраженностьКоэф. ранжированияИтого
ЛидерствоУровень опыта31,44,2
Принятие решенийУровень мастерства41,45,6
Организация работыУровень мастерства41,35,2
Ориентация на достиженияУровень мастерства41,24,8
КлиентоориентированностьУровень мастерства40,82,4
Работа в командеУровень мастерства40,72,8
Мотивация и развитие сотрудниковУровень опыта30,72,1
Аналитическое мышлениеУровень опыта30,62,4
КоммуникабельностьУровень эксперта50,51,5
ЛояльностьУровень эксперта50,41,6
Итоговая оценка 32,6

2. Определяем итоговую сумму баллов факторов роста кандидата.

Факторы ростаУровеньБаллКоэф. ранжированияИтого
Нестандартное мышлениеУровень опыта31,33,9
Любопытство и готовность учитьсяУровень мастерства51,26
ЭмпатияУровень мастерства414
Эмоциональная уравновешенностьУровень эксперта313
Итоговая оценка 17 16,9
Коэффициент фактора роста 1,5

3. Выявляем препятствия в поведении кандидата.
Чем сильнее выражено поведение , тем выше балл.

Препятствия БаллКоэф. ранжированияИтого
Я лучше других41,23,9
Плохой самоконтроль414
….
Средний балл8 7,9

Итого потенциал сотрудника = 32,6*1,5*16,9/7,9 = 104,61

4. Потенциал кандидатов на должность.

ПотенциалЗначение
Иванов А. А.104, 61
Петров В. В.102,23
Сидоров А. В.101

Более подходящий кандидат на должность начальника отдела продаж Иванов А. А.

типы лидерства

Коллектив – это сложный механизм. Для управления командой необходимо разбираться в иерархии лидерства. Управленцу важно понимать – на какие микрогруппы разделена команда, кто у них главный по должности, а кто является серы м кардиналом, и какие еще существуют типы лидерства .

Любой коллектив всегда:

  1. Делится на микрогруппы
  2. Имеет своего аутсайдера
  3. Состоит из различных типов лидеров

Микрогруппы

Вы наверняка на своем опыте убедились, что в любой коллектив делится на подгруппы. Называется – кто с кем дружит. Иногда – кто против кого дружит. Это и есть микрогруппы.

Аутсайдер

Закон социальной психологии в любой команде есть свой аутсайдер. Даже если его уволят, место аутсайдера займет кто-то из коллектива, кто раньше таким не являлся.

Нет смысла вникать глубоко в правила социальной психологии. Просто знайте – аутсайдер есть всегда. Главное, чтобы к нему относились снисходительно и не мешали выполнять его работу. Пускай себе тихонечко, в уголочке, продуктивно работает. Может, с аутсайдером меньше общаются, но не должны угнетать.

Типы лидерства

1. Вожак

Высшее проявление лидерских способностей. Лидер-вожак может повести за собой огромное количество людей. Яркие примеры – это популярные политики и другие выдающиеся исторические личности. Лидер не обязательно будет добрым и позитивным человеком. Его функции – управлять, убедить, организовать, распределить обязанности, контролировать и добиться желаемого результата.

2. Формальный лидер

Человек – Лидер по статусу, занимающий руководящую должность и в его обязанности входит управление коллективом.

3. Неформальный лидер(серый кардинал)

Неформальный лидер – человек, который по статусу и должности не обязан управлять командой. Ноу него это отлично получается. Он может убедить команду сделать так, как хочет он. Неформальный лидер влияет на команду больше, чем формальный. Часто серый кардинал имеет сильное влияние на формального лидера.

Серых кардиналов может быть несколько в компании. Каждый умеет убедить шефа на разные темы. В каждом структурном подразделении компании может быть свой неформальный лидер. Если неформального лидера нет – значит, формальный лидер полноценно выполняет свои функции.

В идеале менеджеру по персоналу самому занимать место серого кардинала. По крайней мере, в вопросах эффективности работы персонала. HR менеджеру необходимо уметь находить контакт со своим руководителем, быть с ним на одной волне.

Менеджер по персоналу, управленец обязан знать, кто и где в компании исполняет роль серого кардинала.

Как проявляется серый кардинал?

Он не вмешивается, если все идет, как ему кажется хорошо. Как только его что-то не устраивает, серый кардинал начинает свою деятельность. Поговорил с шефом мило, немного с лидерами микрогрупп пообщался за чашкой кофе. Все, дело сделано, в компании происходит все так, как хотелось серому кардиналу. Они тонко чувствуют людей, умеют находить подход к ним.

4. Деловой лидер

В каждой компании есть специалисты высокого уровня – звезды. К ним все идут за советом по вопросам работы. Деловые лидеры могут не обладать лидерскими качествами, не уметь убеждать людей. Они просто являются классными экспертами своего дела и их мнение авторитетно.

5. Эмоциональный лидер (харизмат)

Такие люди очень харизматичные, обаятельные, притягательные. Люди к ним прислушиваются и легко поддаются на их влияние. А суть лидерства заключается в том, чтобы уметь убеждать людей и вести их за собой.

6. Ситуативный лидер

Человек, не обладающий выдающимися лидерскими качествами в целом. Он занимает позицию обычного рядового сотрудника. В определенной ситуации может взять лидерство на себя.

Пример. В отделе решили своей командой съездить на экскурсию в другой город. Маркетолог Елена обожает поездки, все знает про их организацию. Елена становится ситуативным лидером. Она полностью занимается организацией путешествия. Как только ситуация с поездкой завершена – ситуативный лидер снова занимает позицию рядового сотрудника.

7. Лидер микрогруппы

У каждой микрогруппы есть свой лидер. Этот человек сильно влияет на мнение своей микрогруппы, может их убедить в своей правоте и организовать к определенным действиям.

Совет для управленца. Если вы хотите повлиять на мнение коллектива в целом. Убедите в нужной вам мысли лидеров микрогрупп, каждого по отдельности в неформальной беседе. Дальше все произойдет само собой. Лидеры сами убедят свои микрогруппы.

Определение понятий

В идеале руководитель должен быть лидером, который доверяет своим сотрудникам и старается войти в их положение в любых сложных ситуациях. Лидерство от руководства сильно отличается.

Лидером можно быть, как имея должность руководителя, так и не имея. Часто в этой роли выступают совершенно другие люди. Это может быть формальный статус, не заверенный документально.

Лидер – это тот человек, который пользуется авторитетом.

Его мнения прислушиваются рядовые сотрудники в процессе решения определенных задач. Только лидеру удается очень быстро и качественно реализовать проекты и идеи. Рано или поздно каждый лидер показывает себя не с лучшей стороны, благодаря чему теряет статус. На смену старому лидеру всегда придет новый, который будет направлять штат сотрудников, и ему все будут доверять.


Руководитель – это формальное должностное лицо, которое должно объединять в себе лидерские качества и управлять сотрудниками, но обычно руководители перекладывают обязанности на заместителей.

Это может быть классический вариант – директор фирмы или руководитель большого отдела огромной компании. Такой человек не может уследить за всем, поэтому ему приходится пользоваться помощью других сотрудников. Его главным отличием является легитимность, и это не характерно для лидера.


Можно сделать вывод, что основное отличие начальника от лидера – это занимание руководящей должности и возможность перекладывания своих лидерских функций на плечи других работников.



Чем лидерство кардинально отличается от управления?

Менеджер только руководит процессом.

Он ставит рабочие задачи, несет персональную ответственность за результаты работы команды.

Он также должен проконтролировать, насколько правильно действуют подчиненные или члены группы.

Руководитель часто занимает пассивную позицию. Есть цели, которые поставлены свыше, они должны быть выполнены.

При этом он не делает попыток улучшить мотивацию работников, стимулировать их. Менеджер предпочитает четкое планирование, с учетом времени и результатов, которые надо получить.

Лидер — это эмоции, заражение, активность и преданность со стороны команды. Лидер смотрит в будущее. Он энергичен, постоянно ищет изменений.

Не каждый руководитель является лидером, и не каждый лидер может стать менеджером. Лидер выбирает людей, которые разделяют его взгляды. Руководителю же это неважно, главное — выполнить основную задачу.

Лидеры сами устанавливают цели и используют других людей для их достижения.

Основные качества

Отличается лидер от руководителя определенными качествами и характеристиками. Руководителю свойственно следующее:

  • назначается уполномоченными органами и вышестоящими инстанциями, которые даже не имеют возможности оценить работу этого человека;
  • основной обязанностью является выполнение всех обязательств любым способом (даже путем перекладывания функций на других сотрудников);
  • любой руководитель в процессе деятельности применяет традиционные формы и средства работы;
  • не всегда руководитель является любимцем рядовых сотрудников по причине его несправедливости;
  • он обычно принуждает сотрудников делать поручение, даже если это не входит в его обязанности;
  • интересы руководителя обычно не совпадают с интересом штата сотрудников; отвечает за материальную и правовую базу предприятия;
  • каждый руководитель получает должность на основе высоких показателей технических навыков, знания той или иной сферы деятельности и т. д.;
  • отстранен от сотрудников в силу социального положения, он некомфортно себя чувствует в таком обществе, как и они в его присутствии;
  • всегда пользуется высоким положением.


Лидер же отличается другими характеристиками. Это душа компании любого предприятия, которая искренне волнуется за успех фирмы, даже если не получает от этого выгоды. Он способен вести за собой людей, т. к. они видят в таком человеке идеала руководителя. Среди основных характеристик лидера особое внимание можно уделить следующим:

  • способность располагать к себе людей;
  • общительность и дружелюбие;
  • является примером для подражания многих;
  • выбирается обществом, без документальных согласий и прочих формальностей;
  • работает в интересах сотрудников, но не является слишком снисходительным к ним;
  • не всегда действует по четко разработанному алгоритму, руководствуется своими знаниями и часто творчески подходит к решению проблем;
  • умеет правильно мотивировать работников;
  • лидер всегда обладает преимуществами: он хорошо уведомлен во всех новостях по делам компании, принимает непосредственное участие в делах трудового коллектива, а не просто наблюдает за этим;
  • он ответственный за принятые им решения и может сполна поплатиться за это по желанию пользоваться или нет своими преимуществами;
  • такой человек ведет за собой всех сотрудников, демонстрируя наглядный пример, каким должен быть сознательный работник.


Психологические потребности и мотивы лидерства

Поведение любого лидера практически всегда целенаправленно и мотивированно. Существует множество различных личностных потребностей, которые так или иначе связаны с деятельностью лидера. Тем не менее социальные психологи разных школ выделили следующие основные потребности, мотивирующие поведение лидера. Потребность во власти.

В настоящее время существует немало различных концепций потребности во власти. В западной социальной психологии раньше других появилась концепция Г. Лассуэлла и А. Джорджа, которые рассматривали потребность во власти как средство компенсации травмированной или неадекватной самооценки. Потребность во власти, возникшая как компенсаторный механизм, проявляется у лидера по-разному, в зависимости от условий. Эта потребность может усиливаться другими потребностями или, напротив, вступать с ними в конфликт. В порядке компенсации лидер старается найти себе сферу дея­тельности, где он сможет продемонстрировать свою компетенцию и достоинство. Лидер получает социальное пространство, в котором может функционировать достаточно продуктивно и автономно, порой даже агрессивно и самонадеянно, для достижения личного равновесия, поскольку это пространство свободно от вмешательства других. Процесс создания сферы компетентности отличается тенденцией к | сдвигу от одного полюса субъективных чувств к другому, а именно, от I отсутствия уверенности в себе к высокой самооценке и I самоуверенности в своих действиях. Важность такой мотивации для

9 стр., 4438 слов

Психологические особенности работы с лидерами групп отрицательной направленности

Введение Данная работа посвящена проблемам лидерства в группах осужденных отрицательной направленности. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время криминальные авторитеты, лидеры различных группировок как на свободе, так и в местах лишения свободы приобрели значительную силу и власть. Обладая могущественными покровителями на свободе, они активно ищут пути влияния на …

  1. лиц, страдающих от низкой самооценки, едва ли требует глубокой
  2. аргументации.

6 стр., 2763 слов

Концепции мк в исследованиях зарубежных социологов

Потребность в контроле над событиями и людьми.

Эта потребность проявляется в деятельности и поведении лидера как базовая человеческая потребность в контроле внешних сил и событий, влияющих на жизньлюдей. Сфера контроля — это широта жизненного пространства и деятельности, которую лидер ищет для применения своего влияния.
Потребность в достижении.
Это одно из ядерных свойств психологической структуры личности, отвечающее за выбор целей, ценностей, методов и средств существования. Самое характерное для него — стремление к улучшению результатов, настойчивость в достижении поставленных целей, умение добиться своего. Установлена тесная связь между уровнем мотивации достижения и реальным успехом в жизни человека. Доказано, что люди, обладающие высоким уровнем потребностей в достижении, ищут ситуации достижения, а также информацию для суждения о своих успехах. Они уверены в успешном исходе дела, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуациях соревнования, конкуренции или борьбы, проявляют большое упорство при встрече с препятствиями, выраженно ориентированы на результат.

Эта потребность проявляется в заботе о совершенстве, мастерстве, успехе. Обычно она хорошо просматривается в предпринимательской деятельности и поведении. Особый шарм этой потребности придает присущий данной сфере деятельности фактор риска. Потребность в достижении, по мнению американских социопсихологов Д. Маккле-лланда и Дж. Аткинсона, имеет отношение к компетентности, профессионализму, организации физического и социального окружения, манипулированию, преодолению препятствий, установлению высоких стандартов работы, соревнованию, победе над кем-либо. Для лидера выраженной прагматической ориентации высокая потребность в достижении может сочетаться с нечестностью и нарушением закона — еще одна сторона макиавеллизма: цель оправдывает средства. Потребность в достижении тесным образом связана с уровнем притязаний лидера. Д. Винтер и Л. Карлсон установили, что эта потребность воспитывается во многом родителями, которые являются для будущего лидера высоким эталоном.Потребность в аффилиации, т.е. в принадлежности к кахой-то группе, в получении одобрения.

7 стр., 3139 слов

… 1.Понятие и природа лидерства 6 1.2.Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер. Стили руководства 13 1.3. … их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции … . Хэмптон, Казак, А..Ю. Принятие финансовых решений в управлении бизнесом: концепции, задачи, ситуации. / В.Н. Вяткин, Дж. Хэмптон, А. …

Стили поведения

Нередко на основе стиля поведения и отличают руководителя от лидера. Это поведение обычно определяется индивидуальными качествами человека, поэтому нельзя сказать, что для кого-то из них характерен один стиль, а для другого второй.

Специалисты выделили 3 стиля управления рабочим коллективом: авторитарный, демократический, либеральный.


Авторитарный стиль управления характерен для руководителей. Это постоянный жесткий контроль выполненных обязанностей сотрудников и их наказание в случае определенных проблем. При авторитарном стиле управления не учитываются индивидуальные качества работника. Он рассматривается как робот, необходимый в фирме для выполнения тех или иных функций. Такой стиль управления продуктивен для компании. Она прибыльна и производительна. Сотрудники, не ощущающие себя нужными, рано или поздно увольняются, тем самым теряется все то, что было заслужено за долгое время.

Демократический стиль, характерен для лидеров. Учитывается мнение даже самых рядовых сотрудников, что крайне важно. Ключевое решение практически во всех вопросах принимается путем общего голосования. Лидер, используя эту стратегию, чувствует себя таким же сотрудником, как другие должностные лица, несмотря на статус. Демократ всегда прислушивается к пожеланиям работников, делает все, чтобы каждому было комфортно работать в такой фирме. Этот стиль является наиболее эффективным. Каждый сотрудник видит, что лидер его понимает, ценит и уважает. Они стараются отплатить ему той же монетой, качественно выполняя свою работу и стремясь к новым вершинам. В коллективе наблюдается дружеская атмосфера, сотрудники хорошо общаются между собой и готовы прийти друг другу на помощь в любую минуту (по вопросам, которые касаются непосредственно работы).


Либеральный стиль характерен для тех руководителей, которые не заинтересованы ни в успехе компании, ни в потребностях сотрудников. Они перекладывают руководящие обязательства на других работников, а сами даже не знают, кто на них работает. Это наиболее провальный стиль управления, который приводит фирму к банкротству.

Психологические типы лидеров

Поведение лидера в группах, как правило, обусловлено его психологическим типом.

8 стр., 3518 слов

Концепция

Концепция государственной молодёжной политики в Российской Федерации Государственная молодежная политика — это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства. Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения является стратегической задачей развития государства. Молодежь — объект национально-государственных интересов, один из главных факторов …

Основываясь на знании особенностей темперамента, он выделяет следующие четыре типа лидера.Интуитивно-эмоциональный тип.

Негативные отзывы о работе всей системы он принимает на свой счет, что приводит его к разочарованию и ощущению дезинтеграции. Его сила — в способности убеждать и сотрудничать. Его слабость — в чрезмерном личностном подходе к проблемам и порой в нежелании идти навстречу,Интуитивно-логический тип.

Этому лидеру свойственно стремле­ние разрабатывать концепции развития руководимой им организации: набрасывать основные положения проекта, составлять идейный скелет предстоящей программы действий, проявлять изобретательность в области интеллектуального творчества и прогнозировать эффективное использование ресурсов. Все это доставляет ему огромное удоволь­ствие. Сложности его не пугают, он всегда готов отстаивать верность принципов сзоей системы против оппонентов любого ранга. Он обладает способностью планировать будущее своей организации (правда, не вдаваясь в ненужные ему детали) и движется вперед так быстро, что зг. ним буквально не успеваютего последователи. Умение бесстрастно изменять сложившийся порядок be щей, отказ от рутины и опора на собственные недюжинные интеллектуальные спосо­бности — вот гарантия его успеха. Вместе с тем он не способен и принципиально не желает общаться и сотрудничать с интеллектуально маловыразительными людьми.

24 стр., 11558 слов

Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией

… различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и … компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность …

Исключительно жесткий и надежный партнер. Его слово — закон, и все действия будут исполнены точно в срок, как было спланировано по предварительной договоренности. Он способен учесть многочисленные существенные подробности и детали операции или технологии, крайне серьезно относится к сохранению материальных ресурсов., а также традиций и сбычаев, заведенных в его системе. Устоявшийся за многие годы проверенный порядок на предприятии представляет для него самостоятельную ценность, особенно в сравнении с сомнительными и всегда рискованными перспективами изменений и реформ. Он гарант стабильности предприятия. Он прекрасно вписывается в деятельность силовых структур, систему образования и медицины, производство, сферу услуг.

Наиболее яркая черта этого типа лидера — способность жить, руководствуясь принципом «здесь и сейчас*. Такой лидер незаменим в ситуации, где необходимо мгновенно реагировать на следующие одно за другим изменения; в момент риска и опасности, когда успех предприятия висит на волоске и все зависит от безупречной точности действий; в организации, страдающей из-за разбухшего бюрократического аппарата, или в атмосфере усложнившихся межличностных отношений, мешающих эффективно работать. Лишенные сентиментального романтизма, практичные, здравомыслящие лидеры такого типа ориентируются на критерий целесообразности и доверяют только собственным импульсам, Области, где они прекрасно реализуют свои спосо­бности, — силовые структуры, профессиональный спорт, поисково-спасательные службы.

Вместе с тем рутинная обыденная деятельность — не для них, пунктуальное следование детально проработанному плану — не их амплуа. Они могут быть невнимательны к букве закона, неважно, к чему этот закон относится — к. природе или социуму. Будучи немногословными, ориентированными на четкие действия, они не вникают в сложную и нередко противоречивую область духовной жизни своих последователей — у них просто нет на это времени. Их сила — в способности легко выполнять разнообразные задания; их слабость в том, что им неинтересна ежедневная будничная работа, что они не умеют мыслить широко. В рамках иного подхода социальные психологи выделяют сле­дующие десять типов лидерства.Суверен

Лидер-тиран — это доминирующая, авторитарная личность, обычно его боятся и подчиняются eiv.y.Организатор

  • эмоциональность ‘эмоциональный лидер);
  • деловитость(деловой лидер);
  • информированность (информационный лидер).

Эмоциональный лидер.

Выводы

Понятно, чем отличается неформальное руководство от лидерства. Если процесс руководства основывается на использования индивидуальных способностей, то речь идет о неформальном лидерстве. В таком случае лидерские качества замечают сами сотрудники, постепенно превращая обыкновенного человека из своего круга общения в авторитет, пример для подражания в рабочем процессе. Если же влияние происходит со стороны человека, который занимает руководящую должность, но не отличается дружелюбностью к сотрудникам, тогда речь идет о руководстве. Это формальное лидерство, заверенное в документальном порядке.

Проблема

Лидер — это всегда вопрос проявления силы, способность влиять.

Лидеру приходится доказывать свое превосходство. Он должен постоянно вести борьбу за власть, иначе его место займет другой.

Тяжело как формальным лидерам, так и неформальным. Первые отвечают за действия своих подчиненных. Вторым приходится применять сложные приемы убеждения и удержания власти.

Лидер должен быть всегда собран, активен, уметь не проявлять слабость. Не каждый человек способен занимать подобную позицию.

В организации нередко возникает проблема, какого руководителя поставить на должность — доминирующего, мягкого, демократичного. От правильного выбора зависит, насколько слажено станет работать коллектив.

Читайте также: