Резчик что за профессия

Обновлено: 02.07.2024

Профессия, как и жизнь человеческого общества, находится в непрестанном изменении. В типографиях до сих пор работают люди, которые видели времена совсем другого уровня развития технологии, а то и совсем иных принципов производства. Бывает так — название полиграфической профессии сохранилось, а её содержание стало совершенно иным.

Наборщик

Люди давно научились выражать свои мысли письменно. В разных частях земного шара появились зачатки письменности: шумерская клинопись на глиняной табличке, ацтекская пиктография на коре, китайская каллиграфия на пергаменте.

Слово, выраженное письменно, живёт в веках, но имеет одно ограничение — оно существует только в одном экземпляре. Люди давно задумывались над быстрым и дешёвым способом размножения рукописей во многих экземплярах. И способ был найден: на гладкой доске вырезалась буква за буквой вся страница. На эту резную доску наносилась краска, накладывался лист бумаги и прижимался. Тогда же появилась и первая полиграфическая профессия — резчик этих печатных досок. Сейчас мы назовем этого человека, который придумывает и создает буквы, дизайнером-шрифтовиком, в типографиях они не работают, а посему продолжим.

Вскоре последовало серьёзное улучшение. Вырезать из дерева каждый раз новую страницу — работа чрезвычайно трудная, не терпящая ошибок. Как упростить себе жизнь придумали китайцы в начале XI века: они стали употреблять подвижные литеры из обожжённой глины. Был создан набор глиняных пластинок с буквами, из них можно было составлять любые слова и строки. Кроме изготовителя литер, потребовался составитель слов и строк, который бы набирал страницу. Так в типографии появился наборщик. И уже больше никуда не пропадал. Наборщики работают там и сейчас, только составляют тексты не из кусочков глины, древесины или металла, а набирая их на компьютере. У наборщиков вам нужно научиться скорости работы, аккуратности и внимательности.

Специалист допечати

Печатник

На печатные цилиндры печатник закрепляет формы, в красочные ящики — кипсейки — закладывает краску, загружает нужную для печати тиража бумагу. Затем он делает пробную печать: нужно убедиться что краска равномерно поступает на форму, все тексты и иллюстрации отпечатываются чётко. После этого запускается процесс печати.

Печатник должен контролировать подачу бумаги, вязкость краски, её распределение по зонам, подачу воды, отсутствие грязи на печатных формах и офсетных цилиндрах, совмещение цветов при многокрасочной печати, сушку оттисков или подачу противоотмарывающего порошка и ещё многое другое. Процесс печатания многофакторный, не уследил за чем-нибудь — и выйдет брак. А учитывая производительность офсетных машин — много брака.

Печатать, конечно, вы не сможете выучиться, если только на ЦПМ. Но у печатников следует научиться точному следованию правилам и умению признавать свои ошибки. И, посмотрев один раз на весь процесс печати тиража, вы станете лучше понимать работу в типографии.

Резчик

У резчиков можно научиться сталкивать стопы бумаги (то есть выравнивать листы относительно одного — так называемого верного — угла), быстро считать листы в пачке (есть хитрый способ) и работать на резальной машине. Серьёзно — это не очень сложно (хотя и может быть и небезопасно, например, порезы бумагой — обычное дело). Освоив пару простых приёмов обращения с машиной, вы сможете порезать что-нибудь и для себя, и какой-нибудь заказ. В типографиях часто бывает: машина стоит, потому что работа есть, а операторов не хватает.

Для затравки — краткое описание процесса сталкивания: сначала нужно впустить воздух между листами пачки (это просто, но нужно один раз увидеть), чтобы снизить трение, потом стукнуть пару раз ребром стопы по столу, а потом положить её плашмя на стол и выгнать воздух, проведя рукой по поверхности. Белые листы можно сталкивать на любую сторону, а отпечатанные листы сталкиваются всегда на верный угол — его отмечают маркером сами печатники. И не берите слишком толстую стопу, с ней сложно работать.

Ещё типографская примета: и у хороших, и у плохих резчиков бывает по десять пальцев на руках, но если у вашего резчика пальцев не хватает, можете не сомневаться, он — хороший специалист. Жизнь показывает, что достаточно оттяпать хоть маленький кусочек от себя самого, и делать глупости на работе больше не потянет.

Переплётчик

Переплётчик — тоже древняя профессия. Когда книги были рукописными или печатались небольшими тиражами, их тетради можно было сшивать иглой вручную, а листы подрезать ножом, зажав в пресс с деревянными винтами. И если бы профессия переплётчика сохранила бы прежнее оснащение, типографиям пришлось бы нанимать целую армию специалистов этой профессии. Например, фальцовка производилась вручную (да и сейчас ещё кое-где дело обстоит так же). Фальцовщица с плоской косточкой, также называемой фальцбейном, раз за разом повторяет несложную, но однообразную операцию: сложить лист пополам — провести по месту сгиба косточкой, ещё пополам — косточкой и т. д. Теперь фальцует машина: металлические захваты берут из стопы отпечатанные листы один за одним и пропускают их через систему валов и кассет. Фальцовщик теперь только настраивает машину и наблюдает за её работой.

Сфальцованные тетради книги подбирались вручную, потом отправлялись на шитье, тоже ручное. Одновременно с этим вручную делались переплетные крышки, которые одевались на блоки. Теперь все эти работы выполняют машины, а переплётчики стали операторами. Но даже если от них требуется только управлять машинами, они по-прежнему должны отлично разбираться во все переплётных процессах. Ведь конструктивно переплетённый книжный блок представляет собой десяток важных деталей, каждая из которых должна быть закреплена в строгой очередности с применением материалов со строго определёнными характеристиками. И любые ошибки приводят к тому, что книга теряет свою прочность, что совершенно недопустимо. Поэтому люди, которые её сделали, и заботились о нас с нашего первого класса школы — с букваря и до всех тех книг, которые вы дочитали на прошлой неделе. Что до вас, то имейте в виду — умение фальцевать вручную пригодиться вам и по жизни, не упускайте возможности научиться делать это правильно.


Дерево во всех его проявлениях околдовывало его всегда: он не мог без замирания сердца смотреть на стройные стволы сосен, а текстуры дуба и груши будоражили его воображение. Невозможно поверить своим глазам: вещи, которые создает Богдан, эти изящные шкафы на ножках с завитками, вырезанными ягодами и волосинками волчьей шерсти, сделаны из куска дерева. Того самого куска, мимо которого любой пройдет, не дрогнув. А вот Богдан способен чувствовать его тепло и мощь, дать жизнь в новой форме.

Богдан Грицак согласился рассказать нам о своей профессии во всех деталях.


Что это за профессия? Какую цель ставит резчик?

То, чем я занимаюсь, называется художественная обработка древесины. Это вид декоративно-прикладного искусства. К сожалению, сама профессия довольно редкая на сегодняшний день. Компьютерный прогресс, повлиявший на распространение ЧПУ-станков, сократил появление на свет настоящих шедевров, ведь они, как мне кажется, создаются только руками! Для меня резьба по дереву – это путь к счастью через духовность творчества. Чем больше отдаю красоты, тем больше заряжаюсь позитивной энергией. Искреннее и честное искусство – это мощно и навсегда. Это вдохновляет!


Что делать человеку, который решил стать резчиком? С чего начать?


Где можно научиться резьбе?

Могу сказать точно – научить может только профессиональный мастер. Мне в свое время хватало и просто понаблюдать за тем, как работают мастера. Это было бесценно. Я собирал всевозможную информацию с миру по нитке. Помню, как попал в резную мастерскую проходить практику после училища. Можно было посмотреть, как работает не один мастер. У всех разные стили и методы работы. Нужно не просто перенимать знания, а стараться превзойти. У меня это получалось. Я считаю, что именно в такой среде можно научиться создавать профессионально – то есть стать настоящим творцом и дальше строить собственный путь.


Проводите ли вы мастер-классы?

Мастер-классы провожу крайне редко. На это не хватает времени – много своих проектов, которые нужно реализовать. Я планирую построить творческий фундамент, который в дальнейшем, думаю, даст возможность более основательно подойти к обучению!


Какие сложности вы бы отметили на этом профессиональном пути?

Наличие правильной комфортной мастерской со всем инструментом. Это достаточно затратная часть. Но все реально, если есть твердая цель. Второй момент – умение продавать и находить клиентов. Иногда это бывает довольно сложно. Главное – создавать честные, эксклюзивные и новые изделия с любовью! Рано или поздно это заметят! Такие вещи не остаются без внимания.

Кто ваши клиенты?

Настоящие ценители ручной работы. Люди, которые любят качественный эксклюзив. Коллекционеры.

Без чего не обойтись резчику?

Без хорошей атмосферной мастерской. Но если речь идет о мелких изделиях, достаточно маленького стола и набора инструментов в уголке квартиры. Также не обойтись без вдохновения, нужно уметь черпать его из правильных источников перед каждым проектом. Расти духовно! Обязательно приступать к работе только в хорошем настроении и с любовью! Это важно.

Дерево – уникальный дар природы, нечто живое и удивительное. Говорить с ним и слышать его, преобразуя в новые формы – безусловно, вот задача резчика. И от того, насколько чутким мастером он является, зависит чистота, тепло и красота будущих творений.

Хотите быть в курсе самых свежих публикаций?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал

DESIGNERS FROM RUSSIA

РЕДАКЦИЯ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ

резчик по дереву создает скульптуру

Дерево — это материал, который использовался с древних времен для различных целей. Его использовали для строительства, создания украшений, инструментов и многого другого.

Со временем человек освоил художественную резьбу с помощью более сложных инструментов. Это позволяло украшать свои жилища, бытовые предметы и оружие.

Труд резчиков по дереву ценится до сих пор, а используют они практически те же самые инструменты, которыми пользовались мастера много веков назад.

Чем занимается резчик по дереву

профессия: резчик по дереву

Профессия резчика по дереву формально относится к рабочим специальностям.Но работать по ней могут не все. Настоящий мастер резьбы по дереву способен создать настоящее произведение искусства из обычной деревянной доски.

Правильнее считать резчиков художниками, которые используют дерево для творчества. На деревянных изделиях создаются картины, орнаменты и узоры.

Обязанности резчика по дереву обычно делят на два направления:

  • обработка дерева;
  • создание фигур из дерева.

Чтобы работать с материалом, резчик по дереву должен иметь представление о следующем

  • виды художественной резьбы;
  • техника нанесения контуров рисунков и композиций;
  • оценка качества используемого материала.

Инструменты резчика — это важная часть его деятельности, так как от их качества зависит вся работа. Поэтому, кроме знаний о древесине, он должен разбираться в инструментах, с помощью которых занимается резьбой.

Какие профессии связаны с обработкой?

В деревообрабатывающей промышленности существует большое количество специализаций сотрудников. Но всю эту массу людей можно классифицировать на несколько групп. С разделкой (первичным этапом переработки) связаны должности:

  • рамщика;
  • станочника-распиловщика;
  • оператора производственных линий;
  • оператора сортировочных линий;
  • укладчика;
  • лущильщика шпона;
  • размольщика.

Работа на пилораме гораздо сложнее, чем кажется со стороны. Как угодно заталкивать заготовки в станок не получится. Это или выведет из строя дорогостоящую технику, или не позволит сделать качественный продукт. Сами же пилорамы требуется тщательно настраивать, кроме того, понадобится следить за их техническим состоянием. По мере надобности переключаются режимы пиления. Размольщики занимаются дроблением древесины до состояния волокнистой массы. Лущильщики должны уметь работать с самыми разными породами дерева, чтобы получить качественный продукт.

Станочники-распиловщики кроят древесину, используя автоматизированные и механизированные станки. Контроль за станками, конечно, также является их обязанностью.


Вторая стадия деревообработки подразумевает, что в работу включаются и другие специалисты:

  • сушильщики;
  • сортировщики;
  • раскройщики;
  • отделочники;
  • столяры;
  • плотники;
  • гнутари;
  • бондари;
  • пропарщики;
  • склейщики.

Гнутари и пропарщики работают на пропарочных агрегатах. Разница между ними состоит в том, что для первых тепловая обработка дерева важна не сама по себе, а как подготовка к его механической обработке. Поскольку при таких манипуляциях выделяется всегда много посторонних веществ, рабочие камеры и ванны приходится тщательно очищать. Нельзя сказать, что какой-либо работник более или менее важен — каждый из них отвечает за свой персональный этап.


В любой из перечисленных специализаций имеется дополнительное деление. Так, те же столяры делятся на обычных и краснодеревщиков. А когда с производством древесных материалов на вторичном участке закончено, они нередко отправляются на финишную стадию, которая намного более разнообразна по составу. То, что для деревообработчиков конечный продукт, может стать заготовкой для:

  • строителей;
  • ремонтников;
  • изготовителей упаковки (чаще всего ящиков);
  • кораблестроителей;
  • вагоностроителей;
  • путейцев (деревянные шпалы);
  • мебельщиков;
  • изготовителей музыкальных инструментов;
  • багетных мастеров;
  • гробовщиков;
  • токарей;
  • ложечников;
  • многих других специальностей.


В чем сложность художественной обработки дерева

Резьба всегда отличалась сложностью и некоторой опасностью для мастера. Работа предполагает взаимодействие с острыми инструментами, станками и химическими веществами.

Из этого следует, что для большей безопасности нужно придерживаться следующих правил:

  • Рабочее место должно быть чистым и освещенным.
  • Все вспомогательные предметы, в том числе и стол, должны быть устойчивыми к физическому воздействию.
  • Инструменты нужно располагать в зоне видимости и убирать, когда они не нужны. Электрические приборы следует включать только в исправную розетку.
  • Необходимо иметь противопожарную защиту и аптечку рядом с рабочим местом. Во время работы нужно использовать средства защиты, например, очки, перчатки, респиратор.

Преподаватель курсов по резьбе должен курировать деятельность начинающего специалиста.

Востребованность резных изделий

востребованность резьбы по дереву

Труд резчиков по дереву стал менее востребованным. Это связано с развитием массового производства, которое выпускает продукцию по установленным стандартам.

Так как массовый потребитель старается сэкономить, то производители пошли навстречу и стали изготавливать мебель из отходов производства, например, опилок. Таким образом, появился целый класс мебели, созданной из ДСП (древесно-стружечной плиты).

Создание мебели из цельного дерева стоит дороже, поэтому опытные резчики выполняют свои услуги за высокую цену

. Так как мастера по резьбе встречаются редко, они могут создавать собственный стиль, который впоследствии позволит создать свой бренд.

Хороший мастер может даже отказаться от работы по найму, основав собственное дело. Минус такой работы — зависимость заработка от количества заказов.

Профессия

Дом мастера
Древесина с давних пор широко используется в строительстве как материал, обладающий многими ценными качествами: высокой механической прочностью, низкой теплопроводностью, небольшим объемным весом, легкой обрабатываемостью и гвоздимостью, химической стойкостью к воздействию кислот, солей и масел.

При нормальной эксплуатации конструкции из древесины сохраняются много лет. Примером этого может служить монастырь, построенный из древесины под г. Новгородом в 1198 г. и простоявший до 1941 г. (во время войны был разрушен немецко-фашистскими захватчиками).

Работы, связанные с использованием древесины, делятся на плотничье

и
столярные
. К плотничным относят устройство стен, перегородок, перекрытий стропил, ферм, балок, обрешеток, полов, опалубки и др., а к столярным — изготовление окон, дверей, панелей, мебели.

занимается обработкой древесины, изготовлением изделий из нее (обработка фанированием или полированием), при необходимости монтажом их на строительных объектах. Существуют
белодеревные
(хвойные и мягкие лиственные породы) и
краснодеревные
(твердые ценные виды лиственных пород дерева) работы, в зависимости от пород дерева.

Где можно выучиться профессии резчик по дереву

Самый верный способ стать резчиком по дереву — пойти учиться к опытному мастеру, который готов раскрыть секреты этой профессии. В этом случае будущий резчик будет исполнять роль подмастерья, а потом и младшего специалиста.

Сначала он будет учить выполнять подготовительную работу и наблюдать за трудом опытного коллеги, постепенно сложность его задач будет расти. При этом определить точную продолжительность подобного обучения невозможно, так как ее устанавливает опытный резчик, исходя из своих возможностей и способностей ученика.

Также существуют и специальные курсы для освоения резьбы по дереву. Они могут быть на базе художественных школ и учебных заведений различных категорий. В этом случае будущий мастер сможет предварительно ознакомиться с учебным планом и узнать продолжительность обучения.

Разряды профессии резчик по дереву

Уровень мастерства резчика определяет, какие материалы, техники и инструменты он использует для создания своих изделий.

  • Резчик по дереву 2 разряда. Работает на бересте, создавая вручную простые орнаменты.
  • Резчик по дереву 3 разряда. Также работает с берестой, но уже может вырезать более сложные композиции. Кроме того, имеет навыки для создания простых рисунков на деревянных полотнах.
  • Резчик по дереву 4 разряда. Создает сложные рисунки как на дереве, так и на бересте.
  • Резчик по дереву 5 разряда. Создает объемные произведения, изображает людей, животных, архитектурные сооружения.
  • Резчик по дереву 6 разряда. Имеет необходимый уровень мастерства для создания мелкой геометрической резьбы, а также может сочетать резьбу различной сложности с инкрустацией.

Профессия в современности

Столяр – многопрофильная

профессия. Столяр изготавливает мебель (мягкую, корпусную, офисную), принимает участие в строительстве: изготовление и монтаж дверей и окон, мебели, которая встраивается, монтаж перегородок, врезка замков и ручек, облицовка стен деревянными панелями, а также изготовление разнообразных изделий из дерева: беговых лыж, вешалок, карнизов, подсвечников и всевозможных декоративных предметов.

Столяр работает не только с деревом, а и с материалами, которые заменяют дерево, с различным способом крепления и монтажа продукции, металлическими шурупами, скобами, гвоздями, клеями, материалами, необходимыми для облицовки, обтягивания, обработки, деревянных изделий (пленками, лаками, красками, тканями).

Условия труда столяра разнообразны в зависимости от вида выполняемых работ. Если столяр участвует в изготовлении изделия, то, как правило, он работает в помещении — в мастерской или цехе. Рабочее место столяра — чаще всего верстак или современные его модификации. Столяр закрепляет деревянные заготовки, производит разметку и обработку изделия по имеющемуся чертежу. Способы обработки древесины: пиление отделка, сборка. Каждая из этих операций может производиться как вручную и при помощи традиционных инструментов (пилы, рубанка, фуганка, долота, сверла, стамески), так и на специальных станках. Рабочим местом столяра являются те объекты, на которых производится монтаж, и инструмент ему приходится почти всегда носить с собой.

Столяр по изготовлению художественной мебели работает на различных местах, однако их традиционным рабочим местом является столярный верстак, поскольку на многих стадиях процесса изготовления мебели применяется высококвалифицированный ручной труд

Рубанки, рашпиль, напильники, ножовка…

Для тонкой и тщательной обработки древесины вручную служит столярный инструмент

. Несмотря на развитие современных деревообрабатывающих станков, поточных и автоматических линий, он представляет наиболее широкие возможности для обработки древесины, позволяя производить самые различные операции.


Резчик по камню является интересной и необычной профессией. Ее представителей в России не так уж и много. В процессе своей трудовой деятельности такому специалисту придется постоянно применять свои творческие навыки. Истинным мастером в этом деле может стать только усидчивый и терпеливый человек с хорошей фантазией.

История профессии

Резные каменные изделия находят по всему миру. На сегодняшний день наиболее древними экземплярами являются те, что найдены в Месопотамии. Они датируются V тысячелетием до н. э.


Достаточно развита глиптика (резьба по камню) была в Древнем Египте и Греции. На территории этих государств до сих пор находят все новые археологические подтверждения высокого мастерства специалистов тех далеких лет.

В России глиптика начала активно развиваться с XVIII века под покровительством императрицы Екатерины II. Она очень любила изделия из драгоценных камней. В результате в 1781 году вышел указ, согласно которому в Петергоф поступали природные самоцветы со всей страны, где и обрабатывались ювелирами. Не менее важным центром развития глиптики стал Екатеринбург, где создавались уникальные каменные вазы, столешницы, табакерки и прочие изделия. Они были предназначены для продажи не только внутри России, но и за рубежом.


Как стать резчиком по камню

В данной специальности ценится не столько диплом, сколько реальные навыки. Именно поэтому для начала деятельности подойдут самые различные курсы. Получить их можно следующим образом:

  • обучение в школе камнерезного мастерства или Русской Академии Ремесел;
  • получение навыков в группе "Аттэк" (отделения имеются во многих регионах страны);
  • обучение непосредственно на рабочем месте в качестве ученика мастера.


С чем придется работать?

Многие сомневаются в том, что после получения такой профессии смогут продолжить трудовую деятельность ввиду отсутствия значительного спроса на камнерезную продукцию. На самом деле резчику по камню приходится работать с самыми различными изделиями, что делает его работу всегда востребованной.


В процессе своей трудовой деятельности специалисту придется не только изготавливать новую продукцию, но и восстанавливать уже существующую. Очень востребованной является обработка скульптур. При этом придется заделывать трещины и выбоины, заниматься шлифовкой и обдиркой.


Не менее важным разделом работы является изготовление объемных изделий. Это могут быть сферы, полусферы и прямоугольники. Иссечение таких сложных и объемных форм является одним из наиболее ответственных разделов работы резчика по камню.

Особенно перспективные компании стараются сделать свою штаб-квартиру заметной и узнаваемой для окружающих. Многие из них заказывают вырезание надписей и цифр из камня непосредственно на фасаде или холле здания.


Мозаика остается актуальной на протяжении тысячелетий. Многие мастера-глиптики специализируются именно на ее производстве. При этом речь может идти не только о масштабных изображениях на стенах или полу, но и небольших мозаиках из драгоценных камней.

Несмотря на значительный спектр возможных работ, уровень заработных плат по данной специальности остается не очень высоким. В среднем резчик по камню получает в России 48 725 рублей. При этом мастера, работающие на себя, могут добиваться более высокого уровня доходов.


Необходимые навыки

На самом деле резчик по камню должен обладать обширным набором знаний и умений. Прежде всего ему необходимо хорошо разбираться в камнях и особенностях их структуры. Это позволит мастеру правильно их обрабатывать.


В своей деятельности резчик по камню использует широкий набор достаточно сложных и опасных инструментов. Специалист должен уметь правильно и безопасно ими орудовать. Только при использовании 100 % возможностей современного оборудования получится создавать уникальные и востребованные изделия.

Камнерезное оборудование требует постоянной заточки и иного обслуживания. Если привлекать к такому обслуживанию сторонние организации, то инструменты будут долго простаивать. Для того чтобы не тратить время и деньги, резчику по камню придется научиться проводить простейшие манипуляции со своим оборудованием самостоятельно.


Специалисту также потребуется освоить сверлильные работы. Это необходимо при работе с различными изделиями круглой, плоской и прямоугольной формы.

Читайте также: