Регламент процедуры оценки рисков в системе управления охраной труда

Обновлено: 11.05.2024

Новые трудоохранные правила с 2021 года накладывают на работодателя не просто обязанность обеспечивать безопасность рабочих мест, но и делать это с учетом результатов проведенной оценки профессиональных рисков. О том, как провести оценку профрисков, что изменить в локальных актах, и чем грозит отсутствие оценки рисков, читайте в материале.

Почему надо проводить оценку рисков

Ст. 22, ст. 209 и ст. 212 ТК РФ указывают на обязанность работодателя охранять труд работников и обеспечивать безопасные условия для трудовой деятельности, а также создать и поддерживать эффективно работающую систему управления охраной труда (СУОТ).

Создание СУОТ реализуется через утверждение положения о системе. Типовое положение о СУОТ, утвержденное Приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н, указывает на то, что работодатель обязан оценивать профриски в рамках комплекса взаимосвязанных мероприятий по управлению профессиональными рисками.

Оценка рисков — способ снизить число несчастных случаев и профзаболеваний на конкретном рабочем месте и выявить, каким образом можно повысить уровень безопасности.

Письмо Минтруда от 16.02.2021 № 15-1/ООГ-357 со ссылкой на Приказ от 19.08.2016 № 438н также содержит посыл, обязывающий работодателя оценивать профессиональные риски.

К мероприятиям по управлению профрисками также относятся меры по выявлению и снижению рисков.

Оценка профрисков и локальные акты

Среди локальных актов работодателя в обязательном порядке должно быть положение о СУОТ. Утвержденное в компании положение о СУОТ с учетом специфики деятельности должно соответствовать требованиям типового.

Один из разделов положения посвятите управлению профрисками. Он должен содержать регламент проведения оценки, порядок формирования комиссии по выявлению и оценке рисков. Также отразите способ предоставления информации о степени профриска на рабочем месте сотрудника.

Допускается утверждение самостоятельного локального акта — положение об оценке профессиональных рисков.

Результатом оцененных вероятности и тяжести последствий от опасностей являются еще два внутренних документа — реестр профессиональных рисков и карта рисков.

С обнаруженными рисками и их уровнем необходимо ознакомить персонал, подпадающий под эти риски. Сделать это можно тремя способами:

  • заключить допсоглашение к трудовому договору с действующими работниками или внести соответствующий пункт в договор с вновь пришедшими;
  • письменным уведомлением под подпись;
  • ознакомлением с картой профрисков под подпись.

Если выявленные уровни риска выше известных ранее:

  • предоставьте работникам дополнительные гарантии и компенсации, прописав их в трудовых и коллективном договорах, ПВТР и других локальных актах;
  • примите меры к снижению риска (спецоценка рабочих мест, медосмотры, использование СИЗ, внедрение безопасных рабочих схем, поддержание оптимального уровня шума, освещенности и т. д.);
  • при необходимости откажитесь от риска.

Последний пункт означает, что если риск высок и снизить его невозможно, то ликвидация опасного процесса, возможно, будет более целесообразна с позиций охраны жизни и здоровья работников. Принятие такого решения потребует издание целого ряда внутренних документов, регламентирующих ликвидацию источника риска.

Нормативные документы по оценке рисков

При проведении мероприятий по оценке профрисков используйте следующую нормативку:

  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков. . Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников.
  • ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию.

Также можно воспользоваться ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011. Документ утратил силу, но в нем можно позаимствовать методики оценки рисков, подобрать подходящую для вашей организации. Стандарт содержит 31 методику оценки.

Как работодателю провести оценку рисков

Существует два способа оценить профессиональные риски на предприятии:

  1. Привлечь внешних экспертов из специализированной компании.
  2. Провести оценку рисков силами компании. Но провести полноценную оценку силами одного специалиста по охране труда будет крайне сложно. Необходимо создать комиссию, в которую будут входить не только инструкторы по охране труда, но еще и специалисты по противопожарной безопасности, промышленной безопасности, специалисты по техническим и технологическим процессам, инженеры, представители профсоюза. Состав комиссии может меняться в зависимости от специфики предприятия.

Итак, создание оценочной комиссии — первый этап в процедуре оценки рисков.

На втором этапе составьте план оценки рисков, которому будет следовать комиссии во время оценочной работы. Возможно, придется разделить весь объем работы на части, например по структурным подразделениям, зданиям, технологическим процессам.

Составьте график проведения оценки: начните с наиболее опасных и сложных участков работы. Определяют их с помощью документации по охране труда, проверок контролирующих органов, статистике по несчастным случаям, травматизму и т. д.

На этом же этапе комиссия может прийти к выводу о необходимости полного или частичного привлечения сторонних специалистов.

Третий этап — выбор оценочной методики. На законодательном уровне не содержится требования о проведении оценки профессиональных рисков конкретным методом. Поэтому работодатели сами выбирают или разрабатывают методику оценки, например:

  • Обход и визуальный осмотр рабочих мест, возможно, дадут ответы на поставленные вопросы.
  • Опрос (анкетирование, интервью) сотрудников. Персонал хорошо знает свои рабочие места и сможет обозначить потенциально опасные моменты в своей работе.
  • Фото- и видеосъемка.
  • Изучение и анализ статистических данных по профзаболеваниям, производственным травмам.

Частично выявить вредные и негативные факторы для работника может спецоценка рабочих мест, но полностью процедуру оценки рисков она не компенсирует.

Вне зависимости от избранного метода перед комиссией стоят три основных вопроса:

  • Что может произойти?
  • Какова вероятность, что это произойдет?
  • Какие могут быть последствия?

Именно на них и надо найти ответы.

На четвертом этапе составляют перечень и описывают выявленные в ходе проведенных мероприятий риски, оценивают вероятность их возникновения и возможные последствия.

Пятый этап — разработка и описание решений, методов, способов минимизации профрисков.

По итогу всех проведенных мероприятий вы получите реестр и карту профессиональных рисков.

Бланк реестра может выглядеть так:

№ п/п Риски Вероятность Тяжесть последствий Корректирующие мероприятия Ответственные лица

Ответственность за отсутствие оценки профрисков

Отсутствие проведенной оценки профрисков карается штрафами:

Кто будет оштрафован Мера наказания Норма НПА
Должностное лицо, ИП Предупреждение или штраф 2 000-5 000 рублей ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Юридическое лицо Штраф 50 000-80 000 рублей

Судебная практика в этом вопросе не на стороне работодателей:

  • Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2020 № 16-4841/2020;
  • Решение Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2019 № 7-2071/2019.

Судьи сошлись во мнении, что несмотря на слабую нормативную базу, отсутствие регламентов проведения оценки профрисков, обязанность по осуществлению оценочных мероприятий лежит на работодателях в соответствии с ТК РФ.

Оценка профессиональных рисков в 2021 году

Наступил 2021 год, которые уже принес и еще принесет нам много изменений в нормативные требования охраны труда.

Вступившие в силу новые правила по охране труда, в зависимости от уровня оценки профессиональных рисков, возлагают на работодателя права в обеспечении дополнительных мер по обеспечению безопасности при выполнении работ, а в целях дополнительного контроля за производством работ применять дополнительное оборудование, обеспечивающие фото, видео или аудио фиксацию.

Помимо новых правил по охране труда, обязанность по оценке и управлению профессиональными рисками в 2021 году предусмотрена ст. 209, 212 Трудового кодекса РФ.

Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Оценка профессиональных рисков в типовом положение по охране труда

В соответствии с при Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" (далее – Положение) одним из основных компонентов Системы управления охраны труда является внедрение процедуры Системы управления профессиональных рисков При не проведении оценки профессиональных рисков в организации, ГИТ признает функционирование Системы управления охрану труда не в полном объеме.

Конкретных требований, правил или методик к порядку проведения оценки профессиональных рисков в действующем законодательстве не представлено, но более подробно порядок проведения процедуры оценки профессиональных рисков изложен в пункте 33 Положения:

Вырезка пункта 33 из типового положения по охране труда

В соответствии с пунктом 36 Положения N 438н работодатель самостоятельно устанавливает порядок выявления, оценки и управления профессиональными рисками.

При выявлении опасностей можно руководствоваться пунктом 35 Положения, в данном представлен типовой перечень опасностей, которые работодатель может использовать в зависимости от специфики своей деятельности.

Оценка профессиональных рисков в новых правилах по охране труда

Оценка рисков в новых правилах по охране труда

Новые правила по охране труда при работе на высоте (Приказ Минтруда России № 782н от 16 ноября 2020 г.) прямо указывают на то, что работодатель должен провести оценку профессиональных рисков.

"Работодатель, исходя из специфики своей деятельности и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда (далее - СУОТ) провести оценку профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты в соответствии с классификацией работ на высоте, указанной в пункте 3 Правил".

На основании результатов проведенной оценки профрисков работодателю необходимо будет разработать мероприятия, направленные на снижение уровня профессиональных рисков.

Проверочные листы Роструда

В утвержденных проверочных листах Приказа Роструда от 10.11.2017 N 655, которыми руководствуется государственная инспекция труда, при контроле за соблюдение трудового законодательства работодателям так же упоминается о проверке информирования работников и риске повреждения здоровья.

Вырезка изображения из проверочного листа ГИТ

При выполнении вышеуказанного требования информирования работников и риске повреждения здоровья рекомендуем проводить под подпись.

Как провести оценку профриска самостоятельно

Для проведения процедуры по выявлению опасностей и управление профессиональными рисками работодателю необходимо провести комплекс последовательных мероприятий:

Пример карты оценки риска:

Пример карты оценки профриска

Пример плана мероприятий:

Образец плана мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков

Какие нормативные документы использовать

Для оценки профессиональных рисков работодатель вправе применять имеющиеся методики оценки или разработанные самостоятельно. Среди имеющихся документов, которые помогут в реализации процедуры стоит выделить:

    Приказ Минтруда России (Министерство труда и социальной защиты РФ) от 19 августа 2016 г. №438Н "Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда".

Данный приказ описывает общие требования к процедуре оценки профессиональных рисков. В нем так же можно найти типовой перечень опасностей.

В данном ГОСТе представлены описаны способы оценки рисков, которые можно применять в различных отраслях экономике и на рабочих местах.

Стандарт утвержден еще в 2011 году, в нем представлены методы оценки риска и даны ссылки на другие международные стандарты, в которых более подробно описано применение конкретных методов оценки риска.

Руководством определяются санитарно-эпидемиологические требования при проведении оценки профессионального риска.

Штрафные санкции за непроведение оценки профессиональных рисков

За непроведение оценки профессиональных рисков, работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в виде штрафа:

  • На должностных лиц – от 2000 до 5000 рублей;
  • На индивидуальных предпринимателей - от 2000 до 5000 рублей;
  • На юридические лица – от 50000 до 80000 рублей.

Оценка профессиональных рисков сторонней организацией

Наша компания является лидером на рынке услуг по оценке профессиональных рисков. Основное наше преимущество в том, что мы оцениваем риски не только по типовому положению системы управления охраны труда, но и в зависимости от деятельности организации и видов выполняемых работ.

Специалисты нашей компании:

  • Совершат выезд в Вашу организацию;
  • Обследую рабочие места и помещения на наличие потенциальных опасностей;
  • Оценят функционирование системы управления охраны труда;
  • Подготовят отчет и разработают мероприятия по управлению рисками;
  • Проведут консультации по применению результатов оценки;
  • Окажут консультации и поддержку в течение всего срока действия отчета.

Если у Вас остались вопросы Вы можете заполнить форму ниже или связаться с нами по телефону, указанному на сайте.

Оценка профессиональных рисков — это анализ вероятности причинения вреда здоровью на производстве при исполнении обязанностей по трудовому договору. При оценке определяется величина опасности и тяжесть возможных негативных последствий для работника. Оценка входит в комплекс мероприятий по управлению профессиональными рисками.

Управление профессиональными рисками в сфере охраны труда — обязанность каждого работодателя. Особенно остро нуждаются в разработке плана оценки рисков те компании, которым грозят плановые и внеплановые проверки инспекции Роструда.

Положение об управлении профессиональными рисками – скачать образец

Управление профессиональными рисками в организации – памятка работодателя

Правовая основа

В соответствии со статьями 212 и 219 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить работнику условия труда, соответствующие требованиям охраны труда; информировать сотрудников об условиях труда и возможных рисках. Работник, в свою очередь, имеет право знать об охране труда и рисках на своем рабочем месте, а также быть в курсе мер по защите от вредных (опасных) факторов.

Порядок оценки рисков необходимо внедрять в рамках работающей системы управления охраной труда. В противном случае предприятию может угрожать ответственность по части первой статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях — штраф до 80 тысяч рублей.

Цены на оценку профессиональных рисков

Оценка профессиональных рисков необходима для организаций всех форм собственности и с любым количеством работников.

Методика проведения

Оценка профриска риска является частью СУОТ и отвечает на вопросы:

  • какие события могут произойти и какова их причина;
  • какие будут последствия этих событий;
  • какая вероятность их возникновения;
  • как можно уменьшить неблагоприятные последствия или возможность возникновения опасных ситуаций.

Работодатель может применять любой метод оценки профессиональных рисков по своему выбору, может выполнить оценку самостоятельно, а может поручить оценку профрисков специалистам, которые подберут оптимальную методику для ваших условий.

Этапы проведения оценки профессиональных рисков

К мероприятиям по управлению профессиональными рисками относятся:

  • разработка порядка оценки рисков как одного из разделов Положения о СОУТ;
  • выявление опасностей;
  • оценка уровней профессиональных рисков;
  • снижение уровней профессиональных рисков

1. Эксперты определяют порядок оценки рисков, периодичность и основания для проведения переоценки. Полученный документ оформляется как раздел Положения о СУОТ, где также прописывается периодичность совещаний по контролю за управлению рисками. Утверждение мероприятий по оценке профриска проводится в согласии с принятой в компании системой документооборота. Порядок утверждает руководитель в виде локального нормативного акта, где должен быть указан состав комиссии по оценке рисков, порядок проведения анализа и оценки, первоочередности мероприятий по снижению риска. Оценка оформляется в виде отчета с определением уровней риска. Необходимо составить перечень мероприятий по снижению уровней рисков. И хотя он будет окончательно оформлен в момент завершения оценки, но форму отчетного документа нужно прописать в Порядке проведения оценки. Методику можно определить заранее, если работодатель уверен в ней, либо отложить до издания приказа об утверждении методики после идентификации опасности.

Приказ о создании рабочей группы по проведению оценки профессиональных рисков – скачать образец

Перечень мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков – скачать образец

2. Специалист проводит идентификацию на всех рабочих местах сотрудников, состоящих в штате организации, и составляет реестр опасностей (см. Пункт 34 Типового положения о системе управления охраной труда № 438н). Если работодатель проводит оценку своими силами, то необходимо утвердить коллегиальный орган для координации процесса. Если работодатель призвал на помощь сторонних специалистов, то нужно, во-первых, специальным приказом назначить координатора со стороны работодателя, а во-вторых, предоставить подрядчику доступ на территорию оценки ко всем рабочим местам в присутствии сотрудников.

3. Формируется перечень выявленных опасностей, который утверждается работодателем. Специалист проводит оценку уровней рисков, в которую входят идентификация, анализ и сравнительная оценка. Оценку риска можно выполнить как для всего предприятия, так и для отдельных его подразделений или даже для конкретного опасного события. Исходя из этого применяются утвержденные методы оценки риска.

4. На основании результатов оценки, выраженных в конкретных степенях опасности, составляется план мероприятий по снижению уровней профрисков или их ликвидации: по исключению опасных процедур из технологического цикла, по замене опасной деятельности на менее опасную, по внедрению методов ограничения воздействия рисков на работников, по уменьшению времени опасного воздействия, по применению средств защиты. План утверждает руководитель компании. При отклонениях от плана по уважительным причинам в него нужно вносить корректировки, а если причины неуважительные — применять административные рычаги воздействия.

Переоценка профессиональных рисков

Какие документы получает заказчик

При наличии грамотно разработанного управления рисками на предприятии и налаженного процесса управления рисками, входящими в политику и план мероприятий в области охраны труда, компания легко пройдет плановые и внеплановые проверки контролирующих органов, подтвердит соответствие системы охраны труда действующему законодательству, а значит, свою добросовестность как работодателя.

Необходимость совершенствования системы управления охраной труда обусловлена изменением законодательства по охране труда, обязывающим работодателя создавать в своей организации и обеспечивать функционирование системы управления охраной труда (далее – СУОТ). Для обеспечения результативности СУОТ совершенствование ее должно быть основано на концепции управления профессиональными рисками.

Необходимость совершенствования системы управления охраной труда обусловлена изменением законодательства по охране труда, обязывающим работодателя создавать в своей организации и обеспечивать функционирование системы управления охраной труда (далее – СУОТ). Для обеспечения результативности СУОТ совершенствование ее должно быть основано на концепции управления профессиональными рисками.


Задача повышения результативности традиционной СУОТ на основе управления профессиональными рисками может быть решена на основе внедрения процедур оценки и управления профессиональными рисками в традиционную СУОТ и последующего ее пересмотра. При этом, однако, необходимо учитывать существующие различия в функционировании традиционной СУОТ и СУОТ с внедренными в нее процедурами СМ ПЗиБТ – Единой интегрированной системы охраны труда (далее – ЕИСУОТ). Кроме того, необходимо также принимать во внимание имеющиеся для этого в организации предпосылки.


СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Сходство систем состоит в общем предназначении их для сохранения здоровья и обеспечения безопасности работников путем снижения травматизма и профессиональных заболеваний. Различие – заключается в том, что СУОТ и ЕИСУОТ базируются на разных концепциях обеспечения безопасности работников и, соответственно в зависимости от конкретных условий в различных организациях имеют место особенности практической реализации.

Так, СУОТ направлена на выполнение обязательных требований ст. 217 и 212 Трудового кодекса РФ, а также других федеральных законов, постановлений Правительства РФ и иных применимых к организации нормативно-правовых актов по охране труда. В рамках концепции обеспечения абсолютной безопасности на производстве, разработанной в постсоветский период, считалось, что выполнение установленных государством правил и требований гарантирует полную безопасность труда.

В свою очередь, ЕИСУОТ методологически базируется на концепции приемлемого риска, согласно которой любая деятельность человека потенциально опасна, риск присутствует всегда. В данном контексте риск относится к здоровью и безопасности (учитывая, например, острые или немедленные, и хронические или долгосрочные последствия для здоровья). Профессиональный риск – это риск нанесения ущерба здоровью работника вследствие его трудовой деятельности. В рамках этой концепции риски оцениваются до принятия управленческих решений.

В ЕИСУОТ путем управления рисками обеспечивается превентивное понижение их уровня до приемлемого, то есть до уровня, который может поддерживать организация, учитывая свои правовые обязательства и свою политику в области профессионального здоровья и безопасности труда. Приемлемость рисков определяется, в том числе с учетом финансовых возможностей организации. Таким образом, целью ЕИСУОТ является обеспечение охраны здоровья и безопасности труда на основе управления профессиональными рисками работников при обязательном выполнении применимых требований охраны труда. Важно отметить, что успех в достижении цели при этом существенно зависит от приверженности работодателя и вовлеченности работников в процессы идентификации опасностей, оценки и управления рисками. Большое значение имеют также процессы информирования и обучения работников действиям в условиях риска. Однако переход к управлению профессиональными рисками оправдан, если в организации приняты соответствующие решения в отношении применяемых подходов, позволяющих с единых позиций проводить оценку рисков, осуществлять мониторинг показателей риска, необходимых для принятия решений, и других основных показателей деятельности в области охраны труда.

Внедрение процедур СМ ПЗиБТ в СУОТ необходимо осуществлять исходя из обеспечения, в первую очередь формирования в ЕИСУОТ механизмов управления профессиональными рисками. С этой целью на основе анализа требований, содержащихся в стандарте OHSAS 18001:2007, рекомендуется отобрать необходимые процедуры, которые при объединении с соответствующими задачами и функциями по охране труда, установленными в СУОТ, должны быть сгруппированы на основе соответствующих основных элементов ЕИСУОТ:

I Планирование работ по охране труда;
II Организация и функционирование;
III Проверочные и корректирующие действия (Проверка);
IV Анализ СУОТ со стороны руководства.

Для обеспечения результативного функционирования ЕИСУОТ взаимодействие указанных элементов необходимо организовывать на основе подхода (модели), известного как цикл Деминга-Шухарта (цикл PDCA). При этом должна быть предусмотрена возможность идентификации данного взаимодействия между элементами системы управления, как непосредственно связанными, так и не связанными с обеспечением безопасности.

Требование стандарта OHSAS 18001:2007 состоит в том, что необходимо разработать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей, оценки рисков и установления необходимых мер управления рисками. При этом подчеркивается, что оценку рисков необходимо выполнять на постоянной основе.

  • повседневная (стандартная, обычная) и необычная (редко выполняемая) деятельность;
  • деятельность всего персонала, имеющего доступ к зоне выполнения работ (включая субподрядчиков и посетителей);
  • поведение человека, его способности и другие человеческие факторы;
  • выполнение работ за пределами рабочих мест, которые способны неблагоприятно повлиять на здоровье и безопасность персонала;
  • инфраструктура, оборудование и материалы, находящиеся в зоне выполнения работ,
  • изменения или предполагаемые изменения в организации отдельных видов деятельности или материалов;
  • планируемые модификации системы управления, влияющие на производство, процессы и виды деятельности;
  • все применимые законодательные обязательства по отношению к оценке рисков и внедрению соответствующих средств управления ими;
  • проект зоны выполнения работ, процессы, сооружения, машины (оборудование), технологические процедуры и организацию работ, включая их адаптацию к человеческим способностям.

Из сопоставления требований и рекомендаций по охране труда с требованиями стандарта OHSAS 18001:2007 следует, что в целом их содержание имеет практически одинаковый смысл. Отличием является то, что должны анализироваться не только состояния, в которых находятся оборудование, здания и сооружения, но и требования безопасности (требования охраны труда), а также выявленные источники опасностей, включая поведение работников, оцененные риски и меры управления рисками, т.е. анализируются более полная информация и формируется объем задач, решение которых для достижения целей обеспечения безопасности требуется планировать.

Примерами других пар задач и функций по охране труда СОУТ и процедур СМ ПЗиБТ могут служить, соответственно, обучение по охране труда и повышение компетентности и осведомленности, а также многоступенчатый контроль по охране труда и процедуры оценки соответствия, внутреннего аудита и мониторинга результатов деятельности и др. Из приведенных примеров следует, что интегрирование этих задач и функций охраны труда, и внедряемых процедур СМ ПЗиБТ не только позволит исключить дублирование, но и повысит их результативность.

Из приведенных примеров следует также, что в результате интегрирования задач и функций охраны труда, и внедряемых процедур СМ ПЗиБТ на базе каждого элемента системы необходимо формирование единой процедуры исходя из учета всех требований, что возможно лишь на основе общей компромиссной редакции. При окончательной редакции интегрированных процедур должна предусматриваться их корректировка, с тем чтобы они обеспечивали не только формирование механизмов управления профессиональными рисками, но и позволяли выполнить требования статей 212 и 217 Трудового кодекса РФ.

В результате выполнения действий по внедрению в СУОТ всех необходимых процедур СМ ПЗиБТ все элементы ЕИСУОТ так или иначе будут связаны с управлением профессиональными рисками. Управление профессиональными рисками служит основой для всех процессов системы. Вместе с тем, элементы системы в комплексе включают также многие другие обязательные процедуры, обеспечивающие эффективное функционирование ЕИСУОТ в целом. Целесообразность их внедрения в СУОТ также необходимо анализировать на основе сопоставления с соответствующими задачами и функциями охраны труда.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА

Законодательством Российской Федерации по охране труда предусмотрена специальная оценка условий труда на всех имеющихся у работодателя рабочих местах (далее – СОУТ). Установлено обязательное выполнение требований охраны труда, содержащихся в правилах по охране труда, которые охватывают все отрасли экономической деятельности. Специфические особенности, связанные с ментальностью здесь не рассматриваются.

Исходя из указанных особенностей при проведении идентификации опасностей, оценки и управления рисками субъективное мнение экспертов неизбежно сталкивается с необходимостью предварительного изучения требований по охране труда, содержащихся в правилах и инструкциях по охране труда и требований безопасности, содержащихся в правилах, действие которых распространяется на деятельность работодателя.

Анализ показывает, что большая часть источников опасностей, а также профилактических мероприятий может быть выявлена при предварительном изучении применимых нормативных требований по охране труда, включая требования безопасности к работникам и опасным объектам. Это объясняется тем, что в требованиях правил содержится большой объем обобщенных практических данных. Кроме того, большая часть опасностей, в форме вредных и (или) опасных факторов содержится также в Классификаторе к Методике проведения специальной оценке условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н. Отсюда следует вывод о том, что проведение идентификации опасностей не должно сводиться только к обходу и осмотру рабочих мест.

Необходим анализ применимых требований охраны труда и других требований, с которыми работодатель соглашается, и обязательное изучение материалов оценки условий труда при проведении СОУТ с обязательным привлечением для этих целей данных о травматизме и профзаболеваемости работников. Данное положение подтверждается практикой расследования причин любого несчастного случая, когда выявляются несоблюдение нескольких требований нормативно-правовых актов в сфере охраны труда и производственной безопасности. Исходя из указанной специфики, при оценке профессиональных рисков следует учитывать:

1) опасности, возникающие вследствие возможного невыполнения соответствующих требований нормативно-правовых актов в сфере охраны труда и производственной безопасности;
2) опасности, обусловленные специфическими особенностями рабочего места и связанные с месторасположением (внешним окружением) организации, применением различных технологических ноу-хау и т.д.;
3) воздействие имеющихся потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, оцениваемых в рамках СОУТ.

Специфической особенностью предприятий России является также использование при идентификации опасностей подхода, характерного ранее для работ при аттестации рабочих мест и в настоящее время – при проведении СОУТ. При данном подходе в центре внимания исследователей условий труда и опасностей находится рабочее место работника. При оценке условий труда и опасностей в организации производится сканирование всех имеющихся рабочих мест. Такой подход дает неоспоримые преимущества для получения строго систематизированной и наиболее полной информации об условиях труда и существующих опасностях. Этот же подход положен также в основу социальной политики государства в области охраны труда в качестве важнейшей заботы о работающих. К недостаткам подхода относится большой (избыточный) объем информации, не используемый в практической деятельности, а также высокая стоимость работ.

Кроме того также необходимо отметить отечественную специфику, сложившуюся в охране труда российских организаций, сейчас уже уходящую в прошлое, которая характеризуется тем, что на практике принимаются зачастую только одноактные мероприятия. Эта характерно в первую очередь в отношении оценки условий труда и оценки профессиональных рисков. Выполненная регламентированная нормативными документами работа и полученные результаты во многих случаях являются конечной целью. При этом практически не рассматривается использование результатов оценки всех действующих факторов производственной среды и трудового процесса, например, для организации профилактики нарушений профессионального здоровья работников, а также совершенствования защитных мероприятий, в том числе за счет замены оборудования и технологических процессов.


КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ

Широко известны и описаны в таких документах, как BS 8800:1996, OHSAS 18001:2007, OHSAS 18002:2008, ГОСТ Р 12.0.010-2009, ГОСТ 12.0.003-74, общие алгоритмы идентификации опасностей. В перечисленных источниках дано обоснование необходимости и дано объяснение принципов и практики идентификации опасностей и оценки величины профессиональных рисков работников.


В последнее время некоторые специалисты, заботясь о качественном проведении процедур, связанных с управлением рисками, придерживаются точки зрения, согласно которой на рабочем месте необходимо идентифицировать максимальное количество опасностей. Вместе с тем, еще первыми разработчиками основ управления рисками отмечалось, что данный подход не является необходимым или экономным в ситуациях, когда из предварительного изучения становится понятно, что риски являются незначительными и несущественными, а запланированные методы контроля соответствуют установленным законным требованиям или стандартам. Они достаточны и эффективно используется на данном этапе для решения производственных задач и эти меры контроля понятны, и поддерживаются всеми причастными лицами [BS 8800:1996, OHSAS 18001:2007].

Формализация методов идентификации опасностей на практике во многих случаях привела к разработке и применению перечня опасностей, согласующегося с практикой организации и учитывающего особенности ее производственной деятельности, который с установленной периодичностью должен актуализироваться.

С учетом объединения аналогичных требований, было получено всего в Универсальном классификаторе приблизительно 220 записей. Проведенная работа показала, что увеличение числа записей в основном связана с наращиванием подробностей в описании опасных ситуаций. Это подтверждает вывод о том, что при выявлении и идентификации опасностей ключевое понятие данного процесса – это вид деятельности (включая опасные ситуации), который надлежит анализировать путем обследования и предварительного изучения требований нормативных правовых и технологических документов. Ниже в таблице приведен пример записей из универсального классификатора, касающихся механических опасностей.


Универсальный классификатор: Механические опасности


В результате использование индивидуального классификатора организацией при проведении идентификации опасностей как части ЕИСУОТ одновременно будет являться также и проверкой полноты выполнения требований нормативно-правовых актов (то есть будет осуществляться оценка эффективности ЕИСУОТ).


МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВЕЛИЧИНЫ РИСКА

Для возможности управления профессиональным риском необходимо оценивать его величину. При этом использование понятия риска позволяет количественно оценивать различные опасности, имеющиеся и возникающие на рабочем месте в процессе выполнения профессиональной деятельности работников. Структура риска включает два основных элемента, которые являются общими для всех видов опасностей:

  • тяжесть (серьезность) последствий (тяжесть ущерба);
  • вероятность (качественная характеристика возможной частоты событий).

Реализация выявленной на рабочем месте опасности, например, от оборудования, инструментов и приспособлений, а также сырья и материалов, может происходить по очень большому числу сценариев. В результате на практике детальный анализ рисков не всегда осуществим. Для практических случаев целесообразней пользоваться качественным ранжированием сценариев, представляя их в виде матрицы риска. В таких матрицах градация возможных сценариев в отношении тяжести последствий и вероятности событий, как правило, производится по 3-5 диапазонам. При этом учитывается природа ущерба здоровью от легкого до крайне вредного, а также части тела вероятнее всего подверженные повреждению. Риски в матрице классифицируют на низкие, средние и высокие.

Неоспоримым преимуществом матриц рисков является возможность оценка всех потенциальных событий при действии любых выявленных опасностей в единой для всей организации мере (шкале). Высокая обозримость оценки при возможности максимального охвата деятельности организации и потенциальных негативных событий. Полученные величины рисков могут быть оценены на приемлемость (допустимость) и разработаны планы мер по снижению рисков.

Подобная методика может быть внедрена в СУОТ (ЕИСУОТ) в целях обеспечения управления индивидуальными профессиональными рисками работников на рабочих местах и на уровне всей организации в целом. Методика прошла апробацию на ряде организаций, относящихся к различным сферам экономической деятельности.

На основании изложенного может быть сделан вывод о том, что совершенствование СУОТ возможно на основе применения принципов управления профессиональными рисками. Этого можно достичь, в том числе, путем внедрения процедур СМ ПЗиБТ в традиционную СУОТ и последующего пересмотра системы. Полученная в результате ЕИСУОТ будет удовлетворять требованиям законодательства по охране труда России, а также требованиям международных стандартов (например, стандарта OHSAS 18001:2007). Важно, что подобная система может служить целям развития профилактической работы, основанной не только на сборе данных о травматизме и профзаболеваниях за отчетный период, но и данных об имеющихся опасностях и рисках на рабочих местах. Таким образом, применение ЕИСУОТ позволяет удовлетворять также перспективным требованиям законодательства в части развития служб профилактики нарушений профессионального здоровья и безопасности работников и изменений законодательства в области обязательного социального страхования.

Читайте также: