Регент это что за профессия

Обновлено: 19.05.2024

Содержание

Регенты в истории России

Регенты в Европейской истории

Испания

    — в малолетство своей дочери Изабеллы II с 1833 по 1840. — в малолетство своего сына Альфонса XIII с 1886 по 1902.

Франция

    — в малолетство Филиппа I; — в малолетство Людовика IX; — в малолетство Карла IX и временно после его смерти до возвращения из Речи Посполитой Генриха III; — в малолетство Людовика XIII; — в малолетство Людовика XIV;
  • Герцог Филипп II Орлеанский — в малолетство Людовика XV.

Англия

  • В период малолетства Генриха VI (1422-1430-е) лордом-протектором Англии был его дядя Хамфри Ланкастерский, герцог Глостер, а регентом Франции (Столетняя война) — другой дядя Джон Ланкастерский, герцог Бедфорд.
  • После смерти Эдуарда IV при его малолетнем сыне Эдуарде V (1483) лордом-протектором Англии был его дядя Ричард, герцог Глостер, вскоре сместивший племянника и короновавшийся как Ричард III.
  • В царствование вступившего на престол малолетним короля Эдуарда VI (1537—1553, король с 1547), лордом-протектором был сначала Эдуард Сеймур, 1-й герцог Сомерсет, дядя короля по матери. После его свержения в 1549 лорд-протектор официально более не назначался. Фактически регентом был Джон Дадли, граф Уорик (с 1551 года — герцог Нортумберленд).
  • В 1811—1820 (эпоха Регентства) — по причине безумия короля Георга III регентом был его сын, будущий Георг IV.

Венгрия

Финляндия

    — регент шаха Исмаила III, правивший от его имени с 1747 по 1779 годы и вошедший в историю Ирана как один из самых мудрых правителей.

Китай



    — регент, спасший династию Чжоу, подавив попытку реставрации династии Шан — регент, а затем и первый министр Цинь Ши Хуана. Подозревавшийся в том, что именно он является настоящим отцом императора Цинь Ши Хуана (Люй Бувэй подарил отцу будущего Цинь Ши Хуана наложницу, родившую ему наследника, и злые языки затем через многие годы утверждали, что наложница была уже беременна от него самого)
  • Вдовствующая императрица Люй-хоу — до восшествия на престол вдовствующей императрицы Цы Си (через две тысячи лет) считалась символом тиранического правления. В отличие от Цы Си, чьё правление завершилось крушением Китайской Империи, при Люй-хоу, несмотря на её жестокость, годы её правления были благополучными — в стране развивалось земледелие, а население жило в довольстве.
  • Кан Си — император, пришедший ко власти путём свержения своего регента
    • Обой (en:Oboi) глава совета регентов (en:Four Regents of the Kangxi Emperor) при малолетнем Канси
    • Сонгготу (en:Songgotu) дядя Канси, пришедщий ко власти путём свержения совета регентов, фактически правивший от имени Канси в течение 9 лет, пока не был свергнут, официально являлся первым министром, фактически выполнял функции регента при юном Канси

    Япония

    • принц-регент Сётоку — сыгравший важную роль в распространении буддизма в Японии, также переименовал страну из Ямато в Японию и провёл ряд других важных реформ включая написание первой японской конституции
    • дом Фудзивара — веками правивший (до прихода к власти самураев) от лица малолетних императров
    • дом Ходзё — веками правивший от лица малолетних сёгунов, правивших от лица малолетних или марионеточных императоров (марионетка правит марионеткой)

    См. также

    • сэссэй — регент, правящий от лица малолетнего микадо — правящий император — буддийский монах, принявший постриг вместо традиционного отрешения, и потому более главный чем сэссэй номинально правящий от лица малолетнего императора (регент при малолетнем или марионеточном сёгуне, правящием от лица малолетнего или марионеточного микадо).

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Регент" в других словарях:

    РЕГЕНТ — (лат., regens, tis, от regere царствовать). 1) правитель страны при несовершеннолетнем государе. 2) дирижер хора певчих. 3) название бриллианта чистейшей воды, купленного герцогом Орлеанским для Людовика XV, весом ок. 137 ми каратов. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    регент — См. правитель. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. регент вождь, правитель; атабек, дирижер Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    РЕГЕНТ — РЕГЕНТ, регента, муж. (от лат. regens правящий). 1. Правитель государства, временно осуществляющий верхновную власть вместо монарха (полит.). 2. Дирижер хора, преимущественно церковного. Соборный регент. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

    РЕГЕНТ — муж. регентша жен., лат. правитель, кто правит страной, в виде опекуна, при малолетнем государе. Регентов, шин, что лично их; тский, к ним вообще относящийся. Регентство ср. управленье государством, при малолетстве государя; состав властей этих;… … Толковый словарь Даля

    регент — РЕГЕНТ, РОЖЕНТ а, м. regent m. <лат. regens/regentis. Временный правитель монархического государства, назначаемый в случае вакантности престола, а также длительного отсутствия, болезни или несовершеннолетия монарха. БАС 1. Из Парижа от 23 июня … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    РЕГЕНТ — (от латинского regens, родительный падеж regentis правящий), 1) в монархиях временный правитель государства в случае несовершеннолетия, болезни или отсутствия монарха, а также вакантности престола. 2) Руководитель хора в православной церкви … Современная энциклопедия

    РЕГЕНТ — (от лат. regens правящий) руководитель хора, преимущественно церковного … Большой Энциклопедический словарь

    Регент — (правящий) в монархиях временный правитель государства в случае несовершеннолетия, болезни или отсутствия монарха, а также вакантности престола … Исторический словарь

    РЕГЕНТ — РЕГЕНТ, а, муж. 1. Временный правитель монархического государства. 2. Дирижёр хора, преимущ. церковного. | жен. регентша, и (разг.). | прил. регентский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Регент — в православной церкви лицо, управляющее хором. Он подбираетголоса для хора, обучает его, руководит им при богослужении. В настоящеевремя Звание Р. получают те, которые кончили курс регентского класса припридворной певческой капелле или в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    регент — регент. Произношение [рэгент] устаревает … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    В настоящее время спрос на музыкантов, способных организовать либо возглавить уже созданный церковный хор (клирос), весьма высок. Объясняется это постоянным ростом количества действующих храмов, приходов и епархий РПЦ. Данная статья содержит полную информацию о том, как стать регентом.

    как стать регентом

    Церковное послушание

    Попасть в церковный хор можно только по благословению приходского священника, либо возглавляющего епархию (митрополию) владыки.

    Регенту, постоянным певчим и уставщику выплачивается заработная плата. Начинающие хористы оплату не получают. Так как ответственность за клирос несет регент, все организационные вопросы решает именно он.

    Обязанности регента:

    • подготовка к богослужениям,
    • выбор репертуара,
    • проведение спевок (1-3 раза в неделю),
    • составление нотного архива,
    • определение численности и состава клироса по будним и воскресным дням,
    • распределение партий,
    • дирижирование во время богослужения,
    • подготовка к концертным выступлениям и т.д.

    Если есть возможность, в помощь регенту назначают уставщика. Он отвечает непосредственно за подготовку клироса к ежедневным церковным службам, в отсутствие регента руководит хором.

    Как стать регентом?

    В штате любого крупного церковного хора в настоящее время всегда есть профессиональные музыканты:

    • выпускники хорового либо дирижерского отделения вуза,
    • учащиеся и преподаватели музыкального колледжа или музыкальной школы,
    • солисты, музыканты, актеры филармоний, театров и т.д.

    Однако в силу специфики пения на клиросе, светский музыкант не может руководить церковным хором. Для этого нужны соответствующая подготовка и опыт пребывания на клиросе не менее 2-5 лет.

    Требования при поступлении

    • Наличие музыкального образования, умение читать ноты и петь с листа – не обязательное, но весьма желательное условие зачисления на учебу. В некоторых учебных заведениях это обязательный критерий (см. таблицу). В любом случае необходимо подготовиться к прослушиванию, которое определит музыкальные способности кандидата.
    • Требуется рекомендация священника. Иногда можно получить благословение от священника на месте.
    • Практически во всех духовных учебных заведениях при поступлении необходимо пройти собеседование, во время которого подтверждается знание основных православных молитв, Священного Писании (Ветхий и Новый завет).
    • Умение читать на церковнославянском языке, на котором составлена подавляющая часть богослужебных книг.
    • Приоритет при поступлении имеют певчие, псаломщики, уставщики с клиросным послушанием от 1 года.
    • Аттестат (диплом) об образовании (не ниже полного среднего).
    • Умение грамотно написать изложение.
    • При поступлении в некоторые учебные заведения абитуриент обязан сдать экзамен по дирижированию.

    Обучение

    Время учебы псаломщиков (чтецов) и певчих обычно составляет 1 год или более. Обучение регентов занимает не менее 2 лет.

    Во время учебы будущие регенты получают одновременно музыкальное и духовное образование. За 2-4 года необходимо овладеть знаниями церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава, церковно-славянского языка.

    Программа регентского обучения включает в себя как общемузыкальные предметы, так и церковные дисциплины (певческие и общие):

    • церковное пение,
    • обиход церковного пения Русской Православной Церкви,
    • история русской духовной музыки,
    • литургика,
    • катехизис,
    • богослужебный устав,
    • сравнительное богословие,
    • основы церковнославянской грамоты,
    • основы православного вероучения,
    • Библейская история,
    • Ветхий и Новый завет,
    • сольфеджио,
    • гармония,
    • дирижирование,
    • теория музыки,
    • чтение хоровых партитур,
    • хороведение,
    • фортепьяно,
    • аранжировка.

    Во время учебы, курсанты проходят обязательную богослужебную практику на клиросе в храмах РПЦ.

    российские учебные заведения,
    где обучают регентов и певчих

    Наглядно данные о таких учебных заведениях представлены в таблице – СМОТРЕТЬ ТАБЛИЦУ

    Работа дирижёра церковного хора в условиях светского государства остаётся редкой, непрестижной, а потому неизвестной. Многие выпускники музыкальных училищ и консерваторий рассматривают церковную деятельность как дополнительный доход и стараются подробней узнать описание профессии регента, зарплату, где учиться дополнительно и нужно ли это.

    Профессия регент - описание, где учиться и зарплата

    Происхождение термина

    В середине XIX века под влиянием западного латинства регентами стали называть певчих с большим опытом или дирижёров церковного хора в Русской православной церкви.

    Вероисповедание и образ жизни

    Любой церковный работник со стажем согласится, что долго и успешно выполнять обязанности церковнослужителя невозможно без твёрдой веры в Бога. Ценности православной культуры и христианского вероучения должны руководить каждым поступком на ниве служения в церкви.

    Профессия регент - описание, где учиться и зарплата

    Советский период в истории Русской православной церкви знает много случаев, когда на должности регентов и певчих назначались неверующие люди. Настоятели больших городских храмов вынуждены были идти на жертвы, чтобы сохранить благолепие богослужения в стеснённых атеистической пропагандой условиях. Прихожане того времени отмечают, что внешне красивое пение было лишено молитвенного духа.

    Неверующему музыканту сложно понять смысл богослужения и внутрицерковных отношений. Регентство в храме становится неприятным бременем, приводит к частым конфликтам.

    Сегодня требования к внешнему виду и нравственной чистоте служителей Церкви существенно повысились. Регент должен быть крещённым, регулярно причащаться и не совмещать церковную работу с порочащими имя христианина занятиями.

    Руководители городских хоров стараются освободить для работы как можно больше времени. Праздничные службы не всегда совпадают с государственными выходными, а в некоторых храмах приходится петь ежедневно.

    Образование и учебные заведения

    В современной практике церкви существуют несколько типов хоров:

    Первые два типа хоров имеют смешанный состав (мужские и женские голоса), исполняют произведения по нотам, участвуют в торжественных богослужениях.

    Для управления таким хором необходимо иметь музыкальное образование (училище или консерватория), по дирижёрско-хоровому классу.

    Профессия регент - описание, где учиться и зарплата

    Будничные составы обычно однородные (женские или мужские голоса), малочисленные. В репертуаре содержатся несложные гласовые распевы, но от регента требуется точное знание порядка богослужения и умение бегло читать по-церковнославянски. Руководителю будничного состава требуется диплом регентских курсов (школы) или большой опыт пения на клиросе.

    Монастырские хоры имеют однородный состав, обычно исполняют простые песнопения. Управление ими требует большого опыта пения в храме и монашеской жизни. Эта работа выполняется насельниками монастыря и не оплачивается.

    На сегодняшний день в России существует 3 регентские школы с историческими традициями и опытом, признанным на международном уровне.

    Срок обучения от 3 до 5 лет:

    • Регентская школа при МДАиС (г. Сергиев Посад).
    • Регентское отделение при СПДА (г. Санкт-Петербург).
    • Факультет церковного пения при Свято-Тихоновском Богословском Университете (г. Москва).

    Профессия регент - описание, где учиться и зарплата

    Это значит, что выпускник может работать только в церкви. Свято-Тихоновский университет даёт высшее музыкальное образование с правом управления как церковными, так и светскими коллективами.

    Для певчих с опытом работы в клиросных составах достаточно окончить курсы регентов или псаломщиков, которые открываются при духовных семинариях, епархиальных училищах и городских соборах.

    Несмотря на наличие специальных учебных заведений, в церковной практике официальное образование не играет значительной роли. Допускается самостоятельное изучение основ музыкальной грамоты и богослужебного устава. Часто бывает, что при приёме на работу нового регента настоятель храма отдаёт предпочтение опыту, природным способностям и репутации кандидата.

    Говоря кратко, во многих случаях диплом имеет второстепенное значение или вовсе игнорируется.

    Профессиональные обязанности

    На руководителе церковного хора лежит ответственность за грамотное и благолепное исполнение хором певческой части богослужения. Для этого необходимо воспитывать в себе дисциплинированность, исполнительность, стрессоустойчивость, умение общаться с людьми. Важно оказывать уважение духовенству и следовать указаниям настоятеля, даже если они кажутся неправильными.

    Профессия регент - описание, где учиться и зарплата

    Регент должен следить за графиком работы певчих, чтобы к назначенному богослужению собрался необходимый состав. На работу он приходит заблаговременно, чтобы приготовить книги и ноты. Обсуждает со священником особенности службы. Во время богослужения следит за действиями духовенства, замедляет или ускоряет пение в зависимости от ситуации.

    Сложность песнопений должна соответствовать уровню певческого состава. При необходимости регент проводит спевки. Внешний вид и поведение руководителя хора служит примером для певчих и прихожан.

    Начисление зарплаты

    Профессия регент - описание, где учиться и зарплата

    Крупные приходы стараются привлечь профессиональных регентов и устанавливают оплату в зависимости от разряда богослужения и состава хора. За один выход с архиерейским или концертным хором дирижёр получает от 2 тыс. рублей, за будничный выход — от 500 рублей. Премии и отпускные выплачиваются по усмотрению настоятеля. Размер оплаты зависит от региона и удалённости от административных центров.

    Трудоустройство регента может быть оформлено по трудовой книжке или договору.

    По условиям ТК РФ за работника приход платит налоги и сборы в Пенсионный Фонд. Настоятели небольших церквей предпочитают устные договорённости, зарплата регента в этом случае является добровольным пожертвованием и не несёт социальных гарантий.

    Смена деятельности

    Спрос на регентский труд всегда высок. Многие посвящают этому занятию бо́льшую часть жизни, не имея возможности приобрести дополнительное образование. При этом приобретается очень ценная, но узкая специализация.

    Профессия регент - описание, где учиться и зарплата

    В отличие от священнослужителей, церковные певчие и регента свободны в смене профессии и рода занятий. Оставив по разным обстоятельствам работу, можно обратиться в епархиальное управление с просьбой предоставить место преподавателя в воскресной школе или на регентских курсах.

    Часто бывшему регенту приходится осваивать простые рабочие специальности. Церковь не видит в этом ничего постыдного или недостойного.

    Главной заботой любого церковнослужителя остаётся сохранять христианские ценности и не терять связи с Богом и церковными Таинствами.


    Станислав Попов

    popov

    Фото Владимира Ештокина

    Я начал петь в детском саду — там готовились утренники и для этого разучивали с детьми песни, стихи. Я активно участвовал в этих мероприятиях — громко пел уже целенаправленно. После школы я закончил училище имени А. В. Свешникова при академии хорового искусства В. С. Попова, потом и саму академию сразу по двум специальностям: дирижер хора и сольный академический певец.

    Мне всегда хотелось петь в мужском хоре — меня очень привлекает его звучание. Я решил попробовать свои силы в будничном хоре Данилова монастыря, и меня приняли. Это продолжалось недолго: я учился в 10 классе, и меня захлестнула с головой учеба, пришлось на два-три года оставить пение на клиросе.

    Регентом я стал после 15 лет пения в нашем хоре. Два года назад наместник Новоспасского монастыря епископ Вокресенский Савва увидел во мне потенциал и предоставил такую возможность.

    Для меня регент — это профессия. Я не задумывался, должен ли нести в себе какую-нибудь миссию как руководитель хора. Да, мы должны петь красиво. Но красивое пение может быть пустым, а может быть обращено к Богу. Тогда люди, которыми ты руководишь, проникаются музыкой, богослужебным текстом, отходят от нот и просто смотрят тебе в глаза. В такие моменты у духовенства, хора и прихожан зарождается совместная молитва.

    Хор объединяет молящихся, дает эмоциональный импульс. В такие моменты единения чувствуешь присутствие благодати.

    Но регент не миссионер в классическом понимании — он помощник, связующее звено. Хор — своего рода усилитель, который помогает священству совершать службу, усиливает молитву.

    img_4901

    Фото Владимира Ештокина

    Регент сочетает в себе множество качеств — это жесткость, требовательность (в первую очередь к самому себе) и мягкость по отношению к хору. Все, что он предлагает своим подчиненным, в первую очередь должен испытать на себе. Регенту необходимо очень тонкое чувство музыки — многие песнопения этого требуют.

    Одного регентского образования недостаточно для профессионального управления церковным хором. Чтобы стать регентом, необходимо закончить любой профильный музыкальный вуз — там научат руководить хором и понимать его изнутри. Только после этого можно пойти на регентские курсы, чтобы разобраться в особенностях службы, выучить устав богослужения и распевы.

    Самое приятное в моей работе — чувствовать себя связующим звеном, частью богослужения и непосредственно в нем участвовать.

    Вообще я не меломан. Когда-то я слушал все подряд: симфонии, хоровые опусы, мессы. Ну а потом я сам много пел в хоровом училище и академии. Когда каждый день поешь разные произведения, то уже не возникает желания что-то слушать. Зачем слушать, когда ты в этом участвуешь изнутри? Иногда могу включить какую-нибудь запись, чтобы профессионально ее оценить, а так специально, чтобы получить удовольствие, — нет. Удовольствие получаешь внутри этого исполнения, участвуя в нем.

    Татьяна Щерба

    shherba-ne-ve

    Когда в конце 1980-х все ринулись ходить в храмы, я была резко против — не хотелось быть как все. Хоть я и была крещеная, дома у меня никто в храм не ходил, и тема эта вообще не поднималась. Для себя я так решила: пока Бог меня сам не позовет, не пойду. Наверное, была очень гордая.

    Регентовать я начала еще в Москве, потом регентовала в Германии во время учебы. Когда переехала в Вену просто пела в хоре, а потом появилась возможность организовать любительский коллектив при соборе, из которого впоследствии и вырос нынешний Соборный хор.

    Каждый раз, когда я регентую, точно знаю, что Господь управляет службой. И ты можешь как угодно стараться, но, если у тебя не будет смирения, если ты не будешь понимать, что все в руках Божьих, — ничего не выйдет! И все, что ты можешь сделать, — это приложить максимум усилий, чтобы богослужение прошло чинно и на нем можно было молиться.

    Мы не можем положить в основу церковного хора только материальную составляющую, потому что она губит дух.

    Моя цель как регента, по крайней мере в Вене, сделать так, чтобы как можно больше людей полюбили православное богослужение и стремились в нем участвовать: петь, читать, помогать в алтаре.

    .

    В первую очередь регент должен быть хорошим певчим. Не обязательно лучшим, но надежным. Вообще лучшие регенты те, кто вырос из своего хора. Они знают возможности состава, знают характер друг друга. Взаимодействие таких регентов с коллективом гораздо лучше — они и есть этот коллектив. Для них нет внутренних противоречий: они могут сегодня регентовать, а завтра будут петь в хоре тем голосом, которым необходимо. И руководят такие люди не так авторитарно, и знают с кого что требовать. Но по отношению к хору регент в первую очередь должен быть руководителем, а потом уже другом. Вообще, быть начальником всегда тяжело.

    Александра Малярова

    img_0460

    Фото Владимира Ештокина

    Желание петь в храме у меня появилось после поездки в Израиль ко Гробу Господню. До этого во мне началось какое-то борение, переходный возраст дал о себе знать — я начала бунтовать против походов в храм, заявила, что сама буду решать, куда и когда мне ходить. И тут я оказалась возле Гроба Господня и все стало на свои места. Мне было обидно, что я в какой-то момент и крестик сняла, и заявила, что не буду больше ходить в храм. После поездки пришло желание научиться церковному пению.

    Для этого я пошла в ближайший храм — там мне буквально на пальцах все показали, и уже через год я свободно ориентировалась в уставе и уверенно пела на клиросе. К тому моменту, когда я заканчивала дирижерско-хоровой колледж, моя педагог предложила стать руководителем молодежного хора в Черкизово. И я согласилась. Думала, что мне останется только взмахнуть рукой и все запоют. Прихожу — а там 15 девушек, из которых только одна попала в ноту. Все остальные вообще ничего не умели. Когда я начинала регентовать, думала, что я все умею только потому, что получила диплом. Пришлось горько разочароваться в своем заблуждении — началась та самая практика, которой нет ни в каких учебниках. Мы, наверное, где-то с месяц еще возились, пока не привыкли друг к другу и дело не пошло.

    Иногда поешь на литургии и чувствуешь, что люди не молятся. Это сразу понятно. Значит, надо что-то менять в нашем пении: настрой певцов или тщательнее подбирать репертуар.

    img_1019

    Фото Владимира Ештокина

    Самое сложное в моем деле — это работа с людьми, а не с музыкальным материалом. Бывает, приходит человек, которому сложно понять, что у него не получается — в нашем хоре поют непрофессиональные певцы. Начинаешь объяснять, в итоге мы не находим общего языка — и происходит конфликт. Но такое было за практику всего пару раз. Сначала сложно сообразить, как собрать из палитры людей, которые не умеют петь, какую-то музыкальную краску. Это тяжело, если нет опыта. Сейчас уже легче.

    Регентом может стать и абсолютно светский человек, не церковный, но люди сразу будут это ощущать. Бывают регенты, которые воспринимают это как служение.

    Лично я считаю, что это профессия. Я много шишек набила на том, чтобы регентовать, а не просто стоять и дирижировать. Но я не могу сказать, что воспринимаю это так: просто пришел, отработал службу и ушел. Для меня это процесс, который может сравниться с прыжком с парашютом или влюбленностью.

    img_0989

    Фото Владимира Ештокина

    Суть профессии регента в том, чтобы прихожане с помощью хора почувствовали себя частью богослужения, даже если они не поют во время службы. Задача сделать так, чтобы у них пела душа, помочь человеку открыться, помолиться. Часто бывает, что мы приходим в какой-нибудь собор, и хор там замечательно поет, а человеку это совсем не близко. Я считаю, что на службе людям должно быть комфортно.

    Быть регентом — это основная моя деятельность. Мне здесь хорошо. Сейчас еще работаю в детском саду музыкальным руководителем, до этого я была в Покровском женском монастыре певчим. Если у меня остается после всего на что-то время и силы, то занимаюсь спортом. Раньше бегом занималась, а теперь просто фитнес для здоровья и хорошего самочувствия. Мне кажется, что спорт, как и искусство, требует самодисциплины. Это очень важно для любого человека.

    Георгий Вивдич

    Регент храма Усекновения главы св. Иоанна Предтечи на Патриаршем Черниговском подворье при общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых Кирилла и Мефодия, Москва

    vivdich-1

    Фото Владимира Ештокина

    Я был крещен в 4 года, но моя семья — люди невоцерковленные. Осознанно пришел в храм и ощутил Христа в своей жизни, наверное, лет в 14. Тогда у меня был трудный период в жизни, и утешение я находил только в Боге.

    Вначале я посещал храм только из музыкального интереса. Я стоял на клиросе, пел, но меня увлекала только музыка, больше ничего. Но со временем я приобщился к богослужению. В то время для меня идеалом стало пение Архиерейского хора в Вознесенском соборе Алма-Аты, откуда я родом. Будучи мальчишкой, я мечтал петь именно там.

    vivdich

    Фото Владимира Ештокина

    Жизнь сильно изменилась с приходом на клирос: я стал воцерковленным человеком, познакомился с верующими людьми, многое узнал. Уже тогда, лет 6-7 назад, у меня родилась мечта стать регентом и иметь свой коллектив.

    Со временем я стал иногда руководить хором, и главный регент обратил на меня внимание. Когда появилась идея создать филиал Синодального хора в храме при общецерковной аспирантуре, он предложил мне взяться за создание коллектива и стать его руководителем.

    Сейчас я начинающий оперный певец, а регентство — это в некотором смысле хобби и способ самовыражения, а не просто работа.

    На сегодняшний день почему-то считается, что если ты верующий человек, знаешь более или менее устав, находишься в хороших отношениях с настоятелем и чуть-чуть умеешь петь, то можешь стать регентом.

    Это не так. Регент — это профессия, которая требует огромной подготовки в музыкальной сфере.

    Суть профессии регента я вижу в создании молитвенной атмосферы в храме, дать возможность людям прочувствовать и понять смысл тех евангельских событий, о которых вспоминает в этот день Церковь.

    Во время Литургии я пытаюсь донести людям через музыку все Тайное, что происходит во время Евхаристии.

    Анастасия Тимофеева

    Второй регент митрополичьего архиерейского хора при Свято-Духовом кафедральном соборе, Минск, Белоруссия

    anastasiya-timofeeva-neve

    Музыкальную школу закончить у меня не получилось — через несколько занятий родители меня оттуда забрали. Они понимали, что я попросилась туда ходить для того, чтобы впоследствии петь на клиросе — я мечтала об этом с самого детства.

    Когда я подросла, стала ездить за город в женский монастырь. Матушка-игуменья сама предложила мне пойти на хор, и я с радостью согласилась. Доставала всех там без конца и края: а это что, а это зачем, а что сейчас читают, а как книга называется? Так и научилась. По началу тихонько подпевала вторым альтом и боялась сфальшивить.

    Время шло, я пела как умела. В 11 классе я захотела остаться в монастыре, но сестры, учитывая мой возраст, отговорили и предложили поступить в регентскую школу. В целом я была не против, но меня очень беспокоило отсутствия базового музыкального образования: я мало что понимала в нотах, кто может взять такого человека?

    Интересно, что я набрала самое большое количество баллов из всех поступивших. Даже преподаватель по фортепиано мне не верила, что у меня элементарного музыкального образования.

    timofeeva

    Самое сложное — это найти золотую середину в общении с хором. Все же люди разные, тем более у нас поет много профессионалов из оперного театра. Тяжело всем одновременно быть и другом, и начальником. А другом быть необходимо, но и повышать голос иногда приходится, без этого никак.

    В идеале регент должен иметь хорошее образование, петь и отлично знать церковный устав вместе со всеми распевами. Терпение, любовь к своему делу и любознательность — основа всего. Это особенно важно, если у тебя ощутимый недостаток в знаниях.

    Для меня регентство — это профессия-служение. Ты можешь развиваться как духовно, так и профессионально за счет постоянной практики и изучения литературы.

    Бывает тяжело: кто-то отвлекся, кто-то ходит, кто-то в телефон уставился или пошел чаю заварить. Стоишь и понимаешь, что тон задавать просто некому. Приходится давать нагоняй хористам даже несмотря на то, что некоторые мне в отцы годятся и вообще давно поют в оперном театре.

    Еще я регентую в минском епархиальном управлении и работаю в канцелярии Духовной академии. Дома люблю посидеть с книгой или просто повышивать крестиком, — занятие бесхитростное, зато отлично прочищает мозги.

    Читайте также: