Разработчик инструментов обучения состояниям сознания что это за профессия

Обновлено: 09.05.2024

В ближайшие 15-20 лет в сфере образования произойдут сильные изменения. Появятся новые профессии, которые со временем частично или полностью вытеснят педагогов. Что это за новые супер-специалисты? И соответствуют ли выпускники Пермского гуманитарно-педагогического университета требованиям современной педагогики?

Исследователи отметили, что, несмотря на консервативность сферы образования, изменения в ней неизбежны. Аргументация такова:

  • во-первых, в образовании начинают применяться инструменты обучения с привлечением ИТ: онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры и другое;
  • во-вторых, информационные технологии, содержание и процесс обучения подстраивают под запросы учащегося и его индивидуальные особенности (скорость обучения, предпочтение формы обучения и др.);
  • в-третьих, в образовании активно внедряются игровые формы обучения, поскольку игра позволяет более всесторонне и эффективно осваивать изучаемый предмет. Именно профессия игропедагога будет постепенно замещать обычного школьного учителя.
  • в-четвертых, образование, особенно для учащихся вузов и взрослых, оказываются все более предметным и практико-ориентированным, поэтому в центре такого образования становятся реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы.

Наконец, образование перестает быть этапом в начале самостоятельной жизни, а становится непрерывным процессом, сопровождающим человека на протяжении всей жизни.

Список профессий будущего в сфере образования

Специалисты, которые будут востребованы до 2020 года и/или уже работают в сфере образования:

  1. Модератор – специалист по организации группового обсуждения проблемы или коллективной творческой работы с целью обеспечить усвоение учащимися нового материала в ходе практической деятельности;
  2. Тьютор – педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития;
  3. Организатор проектного обучения – специалист по формированию и организации образовательных программ, в центре которых стоит подготовка и реализация проектов из реального сектора экономики или социальной сферы, а изучение теоретического материала является необходимой поддерживающей деятельностью;
  4. Координатор образовательной онлайн-платформы – специалист внутри образовательного учреждения или независимого образовательного проекта, который имеет компетенции в онлайн-педагогике и сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным предметам/дисциплинам, организует и продвигает конкретные курсы или типовые образовательные траектории, модерирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ, задает требования к доработке функционала платформы;
  5. Ментор стартапов – это профессионал с опытом реализации собственных стартап-проектов, курирующий команды новых стартапов. Обучающий их на практике собственных проектов ведению предпринимательской деятельности;
  6. Игромастер – специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр.), сопровождению игр с использованием симуляторов.

Список профессий, которые появятся после 2020 года:

  • Московский педагогический государственный университет (МПГУ);
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
  • Московский государственный университет;
  • Российский государственный гуманитарный университет;
  • Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова.

«Обновление циклов развития высшего педагогического образования происходит раз в пять лет. Встают вопросы о новых технологиях и принципах работы.

Во-первых, в России утверждены профессиональные стандарты. Прошлый учебный год как раз был ознаменован появлением профессионального стандарта педагога. Он предъявляет высокие требования к подготовке выпускников. Конечно, задачи, которые формулирует государство, опережают этот стандарт. Но и мы развиваемся. Сегодня задача для многих вузов – перестраивать некоторые сложившиеся формы подготовки.

В профстандарт, кроме всего прочего, включаются региональные требования. Регион может ставить свою планку к уровню подготовки педагогов.

Наш второй ориентир – концепция реформирования высшего педагогического образования. Основной смысл – модернизация вузов в течении трех ближайших лет, чтобы образовательные учреждения могли выпускать педагогов, соответствующих выше упомянутому стандарту. Там закладываются новые направления работы, которые вузы сегодня по разному пытаются освоить. Это практико-ориентированность в первую очередь.

Наш вуз – экспериментальная площадка по отработке будущего госстандарта прикладной магистратуры в сетевой форме. В этом году мы запустили три сетевых магистерских программы. Происходит много динамичных изменений.

Противоречие ситуации в том, что ближайшие три года мы вынуждены жить в круговерти меняющихся документов. Мы начали учебный год, набрали первый курс под новые учебные программы, под новые стандарты. Это условие диктовали нам контрольные цифры приема. А стандартов пока нет. Так работает наше государство. Надеемся, к концу сентября, в октябре они, по крайней мере, появятся.

Раз знания устаревают очень быстро, педагогам и всем, кто работает в сфере образования, стоит пересмотреть приоритеты и учиться составлять сложные образовательные треки, курировать творческие проекты и пользоваться последними достижениями ИТ и нейробиологии. Полноценных образовательных программ по новым профессиям немного, но необходимые навыки можно прокачивать уже сейчас.

Валидатор знаний

Мир становится все более изменчивым и непредсказуемым, и узкоспециальные знания все чаще требуется обновлять. Кроме того, их наличие еще не означает успеха в мире, где надо быстро учиться и переучиваться, гибко адаптироваться, импровизировать и много работать в командах (поскольку высокотехнологичные продукты требуют согласованной работы разных специалистов). Это означает, что

прежние способы оценивать знания, в частности ЕГЭ, перестают работать. Надо создавать новые системы оценки,

которые позволяют оценивать и самостоятельность мышления, и устойчивость к неопределенности, и уровень владения гибкими навыками. Причем с учетом контекста и эмоционального состояния студента.

И это не обязательно тесты. Оценивать знания и навыки можно с помощью игры (как в методе iPIPS) или приборов биологической обратной связи — например, нейроинтерфейса, считывающего уровень концентрации или стресса при выполнении того или иного задания (пока возможности нейроинтерфейсов довольно узки, но эти технологии быстро развиваются).

iPIPS

Игровой инструмент диагностики детей на входе в начальную школу и оценки их индивидуального прогресса в течение первого года обучения — как с точки зрения когнитивных способностей, так и психосоциального развития.
Образовательные сервисы Knewton и Kaplan используют большие данные, собранные об учащихся, а Центр цифрового поведения при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA Center for Digital Behavior) ведет разработки по объединению традиционных данных о студентах с данными, полученными с помощью носимых устройств и активности в социальных сетях.

Где учиться

Распаковщик/упаковщик образовательного контента

С одной стороны, они не удовлетворяют специфические запросы (например, техно-стилисту необходимо обладать знаниями и в фэшн-индустрии, и в IT). С другой — дают только профессиональные навыки и игнорируют метакомпетенции: творческие способности, умение договариваться и работать в команде, эмпатию и т. п.

Это приводит к необходимости переупаковывать контент — разбивать учебные материалы на минимальные блоки знаний и собирать из них учебные курсы и программы под конкретные задачи.

Где учиться

Разработчик образовательных траекторий

В будущем школы и университеты перестанут быть главными ресурсами получения знаний и превратятся лишь в небольшую часть новой системы образования. В нее войдут воспитание, обучение и самообучение на протяжении всей жизни. Причем обучение здесь понимается во всем многообразии: игровые площадки, профессиональные сообщества, терапевтические группы, фитнес-клубы. Подобные образовательные экосистемы уже формируются онлайн-платформами (например, глобальной экосистемой платформ Open edX) и сетями университетов (например, Laureate International Universities).

Где учиться

Об индивидуальных образовательных траекториях говорят пока в контексте детей с особенностями развития. Например, при МГППУ действует Институт проблем инклюзивного образования, который может стать отправной точкой в развитии в данной области.

Педагогические профессии в современном мире

Замечание 1
Современные условия развития отечественного образования и образования зарубежных стран характеризуются достаточно устойчивой тенденцией к осуществлению внутрипрофессиональной дифференциации. Следствием данного процесса является значительное расширение спектра педагогических профессий, на рынке труда появляется востребованность в новых педагогических специальностях.

В рамках педагогической специальности происходит появление новых педагогических специализаций как определённого вида деятельности. В качестве оснований для разделения педагогических специальностей можно выделить:

  • различие предметных областей, характеризующих знания, науку, культуру, искусство (к примеру, математики, языков, физики, биологии и т.д.);
  • различия в возрастном развитии личности детей (периоды возрастного развития – ранний, дошкольный, младший школьный и т.д.);
  • различия в развитии личности под воздействием психофизических и социальных факторов (группы детей с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта и т.д.).

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Спектр педагогических профессий в современном мире 490 руб.
  • Реферат Спектр педагогических профессий в современном мире 240 руб.
  • Контрольная работа Спектр педагогических профессий в современном мире 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Более подробно представим некоторые педагогические профессии, как традиционные, так и появившиеся в недавнем прошлом.

Тренер коллективных компетенций

Важные глобальные проекты возможны только при командной работе, и успех предприятия зависит от умения выстроить отношения внутри группы.

Люди по природе существа социальные, но вся система образования выстроена таким образом, что учащихся поощряют соперничать, а не сотрудничать,

ценить индивидуальный успех и недооценивать коллективный. Сложности во взаимодействии добавляет то, что в современных реалиях важно находить подход к людям разных социальных групп, с разным, часто не похожим на наш культурным бэкграундом.

Для социального и профессионального успеха людям необходимо развивать навыки для продуктивной работы в группе: EQ, выстраивание границ, ассертивность, ненасильственную коммуникацию, эффективное распределение ролей и задач внутри группы и т. д. А для отработки этих навыков понадобится сдвиг с личностно ориентированного образования на командно ориентированное.

Где учиться

Лекция 2 СПЕКТР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ План 1 Понятия

Разработчик инструментов обучения продуктивным состояниям сознания

Уже сейчас в App Store и Google Play доступны всевозможные обучающие мобильные приложения, направленные на развитие и мягких, и жестких навыков (например, приложение для тренировки когнитивных навыков Lumosity, Elevate), а многие игры стимулируют различные образы мышления (например, Civilization, SimCity и EVE Online заставляют мыслить стратегически и помогают проследить общественно-экономические закономерности).

Пока что польза таких игр и приложений ограниченна и им не хватает комплексного подхода. Но можно ожидать, что в будущем тенденции будут только развиваться. В ближайшие десятилетия появятся мобильные устройства со встроенными помощниками с искусственным интеллектом (вроде Siri и Алисы), которых можно будет использовать как персональных тьюторов. В образовательных целях станут активно использовать игры, симуляторы, дополненную реальность, чтобы сделать обучение увлекательным и более комплексным. А носимые устройства с биологической обратной связью (вроде фитнес-браслетов) станут совершеннее и смогут контролировать и физические, и психофизические параметры — например, будут учить расслаблению, повышению концентрации и т. п.

Где учиться:

Для разработки инструментов обучения продуктивным состояниям сознания понадобятся навыки программирования, гейм-дизайна, а также представление о работе мозга, знания в области психологии и педагогики. Хорошей базой может стать техническое образование; другой вариант — взять за основу психолого-педагогическое образование (например, МГППУ). Обучиться гейм-дизайну можно на практике или на курсах.

Наука, технологии и промышленность постоянно развиваются, а значит, скоро работодателям будут нужны новые специалисты — те, кто умеет отвечать на вызовы меняющегося мира и решать задачи, которые пока что трудно даже представить.

Поэтому если вы думаете, какое образование получить или порекомендовать детям, либо планируете переучиться, то вот несколько перспективных вариантов. Мы выбрали интересные профессии из разных сфер, а также учебные заведения, где дают базовое образование, которое пригодится для освоения специальности.

1. Архитектор живых систем

В недалёком будущем биотехнологии станут активно применяться в медицине, энергетике, городском и сельском хозяйстве. С их помощью можно получить экологичные виды топлива и бытовой химии, создать новые органические материалы, научиться эффективно перерабатывать мусор.

Специалисту по проектированию живых систем предстоит придумывать технологии замкнутого цикла с участием биологических организмов, то есть участвовать в создании нового безотходного производства. Например, городских систем изготовления еды с помощью микроорганизмов.

Куда пойти учиться

2. Консультант по здоровой старости

Чем больше будет пожилых людей, тем более востребованными окажутся специалисты медико-социальной направленности, которые им помогают. Консультанту в этой области предстоит создавать оптимальные решения как для учреждений, так и для частных клиентов: давать рекомендации по питанию, нагрузкам, отдыху и профилактике заболеваний.

Куда пойти учиться

3. Системный инженер интеллектуальных энергосетей

Эксперты предполагают Энергогенерация и накопление энергии , что в будущем энергетика станет умной: технологии производства и передачи энергии автоматизируются настолько, что за ними не нужно будет постоянно следить. Тем не менее чтобы эта система работала, её нужно проектировать и поддерживать в безопасности.

Инженер интеллектуальных сетей — это специалист, который будет создавать системы, способные учитывать актуальные технологические требования. В частности, сети и энергетические среды, которые умеют точно определять расход энергопотребления и согласовывать его с техникой, реагировать на проблемы и самостоятельно их решать.

Куда пойти учиться

Среди передовых вузов, которые дают знания в области энергетики, — Московский энергетический институт, Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н. Э. Баумана, Казанский государственный энергетический университет, Ивановский государственный энергетический университет.

4. Специалист по безопасности в наноиндустрии

Новые материалы создаются у нас на глазах. Например, недавно в интернете прославился Vantablack — материал, состоящий из поглощающих свет нанотрубок. Его назвали самым чёрным в мире. Новые вещества найдут своё место в промышленности, в аэрокосмической и оборонной отраслях, а умные компоненты будут изменять свойства техники и помещений.

Куда пойти учиться

5. Оценщик интеллектуальной собственности

В современном мире идеи могут стоить больше, чем вещи. Изобретения, программы, произведения искусства, бизнес-модели, концепции и ноу-хау (уникальные технические и финансовые знания) способны приносить деньги и другую пользу. А значит, важно представлять себе, как их оценивать.

С недавних пор профессия оценщика интеллектуальной собственности уже существует в России: некоторые компании предлагают оценить не только недвижимость, машины и оборудование, но и нематериальные активы. Так что пополнить ряды этих специалистов можно уже сейчас.

Куда пойти учиться

Потребуется специализация в области экономики и финансов. Учитывая, что такие специальности есть во многих вузах, но не все из них обеспечивают достаточно качественное образование, лучше обратить внимание на ведущие. Например, Высшую школу экономики (НИУ-ВШЭ) или Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова.

6. Космобиолог

Название профессии звучит фантастично, однако речь пока не о том, чтобы изучать инопланетную фауну, а о том, как исследовать поведение различных биологических систем в космосе. Этим учёные занимаются уже много десятилетий. Однако сегодня, в связи с первыми успехами частной космонавтики, космос открывает широкие возможности для бизнеса.

Космобиологи будут изучать поведение разных организмов — от вирусов до людей — в космических условиях, отслеживать физиологические процессы и разрабатывать экосистемы, которые, возможно, обеспечат безбедное существование и свежие салаты будущим обитателям космических станций и колонистам Марса.

Куда пойти учиться

Для такой профессии понадобятся знания в области биологии. Получить их можно на биологических факультетах СПбГУ, МГУ и других вузов. В то же время профессия междисциплинарная, так что если вы хотите зайти с технической стороны, то обратите внимание на МГТУ им. Н. Э. Баумана или Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП).

7. Разработчик инструментов обучения состояниям сознания

Может показаться, будто речь о какой-то эзотерике, но всё вполне научно. Польза медитации сегодня признаётся учёными, программы по релаксации и повышению творческих способностей внедряют в школах и офисах, а умение входить в состояние потока считается важным рабочим навыком.

Специалист, который будет обучать других управлять сознанием, вовсе не гуру, а человек с техническими, нейробиологическими и педагогическими знаниями. В его задачи будет входить разработка программ и оборудования, которые помогут мозгу настроиться на продуктивный и позитивный лад. Например, систем биологической обратной связи, которые позволят регулировать функции мозга.

Куда пойти учиться

Аспирантура по нейронаукам есть в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Чтобы поступить туда, нужно уже иметь образование в области биологических наук, биохимии или физиологии. А педагогику изучают, например, в Московском педагогическом государственном университете, а также в РГПУ им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.


Образование постоянно развивается, а вместе с ним изменяется и педагогическая деятельность. И сегодня можно с уверенностью сказать, что в ближайшем будущем появятся новые педагогические специальности, а возможно – и новые профессии, объединяющие в себе элементы педагогической деятельности с деятельностью из других отраслей.




До 2020 года в сфере образования ожидается появление следующих профессий и новых педагогических специальностей.


Модератор – специалист по организации группового обсуждения проблемы или коллективной творческой работы с целью обеспечить усвоение учащимися нового материала в ходе практической деятельности.
Тьютор – педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития.
Организатор проектного обучения – специалист по формированию и организации образовательных программ, в центре которых стоит подготовка и реализация проектов из реального сектора экономики или социальной сферы, а изучение теоретического материала является необходимой поддерживающей деятельностью.
Координатор образовательной онлайн-платформы – специалист внутри образовательного учреждения или независимого образовательного проекта, который имеет компетенции в онлайн-педагогике и сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным предметам/дисциплинам, организует и продвигает конкретные курсы или типовые образовательные траектории, модерирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ, задает требования к доработке функционала платформы.
Ментор стартапов – профессионал с опытом реализации собственных стартап-проектов (инновационных бизнес-проектов), курирующий команды новых стартапов, обучающий их на практике собственных проектов ведению предпринимательской деятельности.
Игромастер – специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр.), сопровождению игр с использованием симуляторов.






Вы постоянно на передовой,
На самом стыке будущего с прошлым,
Добра со злом, возвышенного – с пошлым,
А завтра снова предстоит незримый бой:

Очередной опасный марш-бросок
Под бомбами невежества и лени,
На мыс любви, добра и вдохновенья –
От бездн отчаянья на волосок…

Под грудью вечно амбразура дзота,
А в дзоте – неокрепшие умы,
Вы день за днём горите на работе,
Спасая их от неученья тьмы.

А ночью в караул идти опять:
В окоп прицельно сыплются шпаргалки,
И едет танк директора с мигалкой…
Звонок будильника – пора вставать!

Вы постоянно на передовой,
Привыкли уши к громким канонадам,
Шинель в мелу – пока не до парадов!
Но вы давно поладили с судьбой.

Учителя – герои наших дней,
Бойцы могучей Армии Спасения!
Участники великого сраженья
За наших подрастающих детей .


Это некий посредник между человеком и машиной в той части, где действия роботов затрагивают этические аспекты. Сейчас к этим вопросам подходят вплотную, в частности, по вопросам движения автомобилей-беспилотников.

Какого эксперта вызывает суд для разбора ситуации с авариями беспилотных автомобилей? Есть две позиции: позиция общества и производителя. Кто может быть арбитром? Насколько компетенции судьи достаточно? Обычно в свидетели вызывают инженеров, но это половина того, что нужно.

В США суды могут фактически работать как частные компании. И этот специалист — киберпсихолог — может совмещать свою роль с ролью судьи. Как суд в Лондоне занимается финансовыми бумагами, суд, скажем, в Калифорнии будет заниматься конфликтами, связанными с взаимоотношениями роботов и людей.

Какими вопросами займется такой специалист

Есть ситуации, в которых нет хорошего решения, а его качество определяется общественным договором. Это что-то на грани жизни и смерти людей — кто-то все равно должен пострадать. Нужно выбрать, кто это будет. Единственный способ решить — соотнести алгоритмы с тем общественным договором, который существует. Например, мы понимаем, что ценность человеческой жизни в разных обществах разная.

Гармонизировать антропогенные требования общества с алгоритмами должны посредники, у которых есть понимание и психологии общества, и работы алгоритмов.

Человек должен будет консультировать разработчиков алгоритмов и, с другой стороны, разъяснять работу алгоритмов общественным институтам. Это применимо к любым областям, где человек и машина сталкиваются в непосредственном контакте с возможностью нанесения вреда человеку: опасные производства, роботизированные средства транспорта.

Где этому научат

Я не думаю, что в будущем люди будут учиться где-то конкретно, они будут набирать знания из разных мест в соответствии со своей ролью, профессией. У киберпсихолога должны быть знания в области психологии, социологии, истории, культуры, философии и этики, а также набор специфических знаний, связанных с математикой, в той части, в которой она работает с нейронными сетями, базовых знаний в части разработки компьютерных приложений, в какой-то степени — нейробиологии.

Много ли заплатят

Я считаю, это будет один из самых высокооплачиваемых специалистов, топовая должность, требующая высокой специализации. У него должен быть и высокий IQ, и высокий EQ — эмоциональный интеллект. Это редкая комбинация. И это одна из тех профессий, которую роботы не могут заменить.

Разметчик данных

Что это за профессия

Помните недавнюю презентацию Google, где их голосовой ассистент спрашивал насчет свободного столика в ресторане? Там было три технологии: синтезирование речи, понимание текста из звука, понимание смысла из текста. Чтобы из звука получить текст, нужна разметка данных. Когда мы хотим передать системе человеческие скиллы, нужна разметка данных.

Есть проблема: как научить систему работать в разных условиях? Самый простой пример — автопилот. Нужно, чтобы автомобиль ездил днем, ночью, по Москве, по Сан-Франциско, по трассе, по пробкам. Этих условий очень много. Чтобы научить им систему, надо собрать и разметить данные во всех условиях.

Много ли заплатят

Развитие ИИ находится на очень ранней стадии, и спрос на таких людей будет расти. При этом есть разметка неквалифицированная — к примеру, размечать YouTube, — а есть разметка квалифицированная, например, врачи размечают снимки пациентов на МРТ, а технологи с завода определяют какую-нибудь продукцию и ее качества.

Разметкой на YouTube может заниматься кто угодно на фрилансе или удаленке. Никакого входного требования к этим людям нет. А чтобы решить проблему с ошибками, одну и ту же картинку должны размечать несколько людей. Неквалифицированная работа будет низкооплачиваемой — около трех-четырех долларов в час эффективной работы. Это что-то вроде копирайтинга.

А, скажем, врач будет получать до тысячи долларов в час за разметку. В США стоимость хорошего юриста или врача примерно такая же. В чем сложность? Мы можем научить ИИ решать узкую задачу с высокой точностью, с более высокой, чем у человека, например, поиску рака на МРТ. Чтобы исключить ошибку в разметке, мы показываем снимок трем-четырем людям и убеждаемся, что они разметили его верно.

Много ли таких специалистов появится

Эта профессия будет очень популярной — огромный объем задач, и он будет расти. Огромный челлендж — попытаться разметить весь YouTube. Он хранит не только изображения, но и звук. Этот объем пока кажется нереальным для разметки.


Инженер-дизайнер нейропластики

Что это за профессия

Какими вопросами займется такой специалист

Примеры воплощения этой идеи мы видели только в фантастических фильмах, ведь реализация потребует решения многих технических, химических, энергетических и биологических вопросов. Вместе с эволюцией технологий искусственного интеллекта будет изменяться и спектр задач нейроинженеров.

Возникнет потребность в дальнейшем тюнинге нейропомощника с учетом практики его применения конкретным человеком, а также в управлении взаимодействием и объединением сотен микросоветчиков в сбалансированную экосистему — интеллект.

Специалист по нейропластике будет ответственен и за встраивание этого искусственного интеллекта в живой организм и обеспечение их гармоничного сосуществования.

Где этому научат

К тому времени область человеческих знаний и сама система образования претерпят серьезные изменения. В приоритете будут многопрофильные специалисты с широком спектром компетенций и навыков. Поэтому появятся новые дисциплины, объединяющие базовые знания, основанные на многовековом опыте человечества, и самые современные области науки и технологий.

Много ли заплатят

Это будет одна из самых высокооплачиваемых профессий.

DS-коммуникатор

Что это за профессия

С применением искусственного интеллекта растет спрос на специалистов-гуманитариев. Но их задача не в том, чтобы переводить язык человека на язык машин и наоборот, как это принято считать, — все гораздо прозаичнее. Нужны гуманитарии, способные понятно и лаконично сформулировать задачу техническим специалистам, в частности, дата-сайентистам.

Какими вопросами займется такой специалист

Что нужно уметь

Такой DS-коммуникатор должен хорошо понимать, как работают алгоритмы, используемые для анализа данных, и одновременно разбираться в том, как устроен бизнес. Он должен быть готов к тому, что дата-специалисты хотят слышать только очень конкретные, буквальные формулировки задач без возможности интерпретации. Каждое слово в этом процессе на вес золота.

Когда это появится

Такая междисциплинарная специальность будет формализовываться в ближайшие несколько лет со специальными программами подготовки при крупных компаниях. Оплата у DS-коммуникатора будет сравнима со ставками программистов.


Конструктор персональной медиасреды

Что это за профессия

Такие профессионалы уже начинают появляться: это специалисты по машинному обучению, аналитики и программисты. На основе больших данных они обучают формулы, с помощью которых музыкальные сервисы рекомендуют треки, плейлисты и радиостанции, наиболее подходящие человеку.

По мере развития технологии умные плейлисты научатся не только подбирать музыку под вкусы пользователей, но и учитывать разнообразные контексты — занятия, самочувствие, — они начнут самостоятельно включаться и выключаться в нужный момент, проигрывать не только музыку, но и другой аудиоконтент, в том числе сгенерированный автоматически. Звуковая среда станет более персональной и потребует меньше усилий пользователя. Персональный плейлист дня будет с человеком все время, поможет создавать настроение, эффективнее работать, расслабляться, узнавать полезную информацию и просто отдыхать от всего.

Какими вопросами займется такой специалист

В будущем количество специалистов в этой области и спектр их компетенций расширится. Появятся эксперты по регулированию настроения и эмоций с помощью звуков, по анализу состояния организма — пульса, сердцебиения, двигательной активности, электромагнитного поля, — по подбору и генерации музыки и фоновых звуков. Пока эти направления находятся на стадии исследований или внедрения в других областях. В перспективе пяти-десяти лет мы увидим их массовое распространение и интеграцию в персональную мультимедиасреду.

Наиболее очевидная компетенция для специалиста в этой области: машинное обучение, то есть математика и программирование. Без этого невозможна никакая персонализация, тем более такая сложная. Однако силами одних математиков и программистов задачу не решить; здесь также будут важны знания в области психологии, физиологии, UI/UX. Не обойтись в этой задаче и без творческих навыков, а также без умения предвидеть и разрешать различные юридические и этические вопросы, связанные с проникновением технологий в жизнь человека.

Много ли заплатят

Читайте также: