Распространяются ли нормы трудового права на сотрудников полиции

Обновлено: 04.05.2024

За работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а кроме того за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени сотрудникам милиции предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством о труде. Видимо, для единообразного понимания и применения порядка, установленного в законодательстве о труде, в Положении о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел, записан:

«13. За выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени сотрудникам органов внутренних дел выплачиваются компенсации в следующих размерах:

13.1. За работу в ночное время производится доплата из расчета 35 проценᴛᴏʙ часовой ставки, исчисленной путем деления месячного оклада денежного содержания сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов в данном календарном году.

13.2. Оплата за работу в выходные и праздничные дни производится в размере одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада денежного содержания, если работа в выходной (праздничный) день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой или дневной ставки, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Дневная ставка определяется путем деления месячного оклада денежного содержания сотрудника на среднемесячное количество рабочих дней в данном календарном году по расчетному графику пятидневной рабочей недели.

Компенсации предполагают выполнение, в некотором роде, защитной функции для сотрудников, но ᴄᴫᴏжившаяся неблагоприятная финансово-экономическая обстановка в стᴘẚʜᴇ затрудняет их реализацию в полном объеме.

В связи с чем, предлагается привлекать к дисциплинарной ответственности должностных лиц, в компетенцию которых входит решение вопроса о компенсации за время, отработанное сверх рабочего.

- оказывать помощь, в том числе и первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, адмиʜᴎϲтративных правонарушений и несчастных случаев, а кроме того находящимся в беспомощном состоянии, опасном для их жизни;

В данной статье законодатель прямо указывает, что сотрудник ОВД может исполнять обязанности поохᴘẚʜᴇ общественного порядка не зависимо от места его нахождения и времени суток. На основании выше сказанного приходим к выводу, что находясь в очередном отпуске, в праздничный или выходной день сотрудник милиции обязан исполнять свои должностные обязанности поохᴘẚʜᴇ прав и свобод граждан. Положение о службе в органах внутренних дел оговаривает следующие виды свободного времени:

- ежедневный (междусменный) отдых;

- нерабочие праздничные дни;

Предоставление ежедневного (междусменного) отдыха сотруднику милиции закреплено ТК РФ. Для сотрудников органов внутренних дел исполняющих служебные обязанности посменно, устанавливается одинаковая продолжительность дневных, вечерних и ночных смен.

Для сотрудников органов внутренних дел устанавливаются следующие виды отпусков с сохᴘẚʜᴇнием денежного содержания (ст. 45 Положения о службе в органах внутренних дел):

- в связи с окончанием учебного заведения МВД;

Очередной ежегодный отпуск сотрудникам ОВД предоставляется продолжительностью 30 календарных дней, сотрудникам, проходящим службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, — 45 календарных дней. Очередной ежегодный отпуск должен быть предоставлен в соответствие с планами очередных ежегодных отпусков каждому сотруднику, кроме тех, кому в соответствие с действующим законодательством разрешается соединение очередных ежегодных отпусков за два года. В отдельных случаях с разрешения прямого начальника — ежегодный отпуск может быть предоставлен в первом квартале следующего года. Продолжительность ежегодного отпуска в году поступления на службу в органы внутренних дел исчисляется пропорционально отработанному времени из расчета одна двенадцатая часть отпуска за каждый полный месяц службы за период со дня поступления. При этом сотруднику ОВД, который имеет право на отпуск продолжительностью 10 календарных дней и более, оплачивается стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно, кроме того предоставляется сверх отпуска время на проезд. Отпуск продолжительностью менее 10 календарных дней может быть предоставлен сотруднику одновременно с очередным отпуском в следующем году. Сотрудникам ОВД, проходящим службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, очередной отпуск за два года по их желанию может быть соединен. В случае перевода по службе указанных сотрудников в другие местности неиспользованный ими отпуск соединенный за два года предоставляется по новому месту службы. При служебной необходимости соединенный отпуск по новому месту службы может быть предоставлен в два срока с выдачей каждый раз перевозочных докуменᴛᴏʙ. Один раз в два года одному из членов семьи сотрудника ОВД оплачивается стоимость проезда к месту проведения очередного отпуска и обратно.

Для решения неотложных социально-быᴛᴏʙых вопросов, выполнения родственного долга, а также по другим уважительным причинам сотрудникам ОВД может предоставляться краткосрочный отпуск продолжительностью до 10 дней. Краткосрочный отпуск в счет очередного ежегодно отпуска не засчитывается. Отпуск по болезни. Отпуск по болезни предоставляется сотрудникам ОВД на основании заключения военно-врачебной комиссии. Продолжительность отпуска по болезни определяется характером заболевания. Время непрерывного нахождения в отпуске по болезни и на излечении в лечебных учреждениях не должно превышать четырех месяцев, кроме случаев, когда действующим законодательством предусмотрены более длительные сроки нахождения на излечении. Данный срок может быть продлен решением прямого начальника – от начальника управления, ему равных и выше на основании заключения медицинского учреждения. По истечении установленного срока непрерывного нахождения на излечении или в отпуске по болезни, сотрудникам ОВД подлежат освидетельствованию военно-врачебной комиссией для решения вопроса о годности их к дальнейшей службе. Время нахождения сотрудников ОВД на излечении в связи сполученными ими при исполнении служебных обязанностей ᴘẚʜᴇнием, контузией или увечьем не ограничивается. На медицинское освидетельствование указанные сотрудники направляются после окончания лечения или при определившемся исходе заболевания. Отпуск по болезни в счет очередного ежегодного отпуска не засчитывается. При увольнении сотрудников ОВД со службы отпуск по болезни не предоставляется. Сотрудникам ОВД, обучающимся в учебных заведениях МВД Российской федерации по очной форме обучения предоставляются: - зимний каникулярный отпуск продолжительностью 14 календарных дней; - летний каникулярный отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Отпуск в связи с окончанием учебного заведения. Выпускникам учебных заведений МВД РФ по окончании учебных заведений предоставляется отпуск сроком 30 календарных дней. Данный отпуск, а кроме того отпуск, предоставляемый выпускникам высших и средних специальных учебных заведений других миʜᴎϲтерств и ведомств, принятым на службу в ОВД непосредственно по окончании этих учебных заведений, засчитывается в счет очередного ежегодного отпуска за текущий год. Отпуск, в связи с окончанием учебного заведения, должен быть использован до направления выпускника к месту прохождения службы.

Помимо основных отпусков сотрудникам ОВД предоставляются и дополнительные отпуска. Дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск за стаж службы в органах внутренних дел предоставляется (ст. 51 Положения о службе в органах внутренних дел):

- после 10 лет службы — продолжительностью 5 календарных дней;

- после 15 лет службы — продолжительностью 10 календарных дней;

- после 20 лет службы — продолжительностью 15 календарных дней.

Продолжительность дополнительного ежегодного отпуска за службу во вредных условиях определяется в соответствии с законодательством. Дополнительный ежегодный отпуск за особый характер службы предоставляется продолжительностью до 10 календарных дней для восстановления профессиональной работоспособности сотрудников органов внутренних дел, служба которых связана с повышенными физическими и нервными нагрузками. Дополнительные отпуска суммируются и могут предоставляться одновременно с очередным ежегодным отпуском или отдельно по его желанию, при этом общая продолжительность дополнительного и очередного отпусков не должна превышать 60 календарных дней, за исключением отпусков сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями. Сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на дополнительный ежегодный отпуск за исполнение обязанностей во вредных условиях и за особый характер службы, дополнительный отпуск предоставляется по их выбору только по одному из оснований, за исключением случаев предусмотренных действующим законодательством.

Положением о службе в органах внутренних дел также предусмотрены отпуска, которые не фигурируют в ТК РФ, такие как: - отпуск по болезни; - каникулярный; - отпуск по окончании учебного заведения. Также, особенность отпусков сотрудников органов внутренних дел, заключается в том, что на основании статьи 45 Положения о службе в органах внутренних дел сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на очередной и дополнительный отпуска общей продолжительностью более 40 календарных дней, по их желанию разрешается использование отпуска в два срока с оплатой стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно один раз. В остальном, свободное время сотрудников органов внутренних дел регламентируется ТК РФ.

Одним из основных условий службы в органах внутренних дел является денежное довольствие сотрудников. Денежное довольствие – это вид материального обеспечения, устанавливаемый государством для удовлетворения ᴨᴏᴛребностей сотрудников и их семей. Конкретные виды и размеры денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел устанавливаются Правительством Российской Федерации в зависимости от занимаемой должности, специального звания, выслуги лет, а кроме того с учетом особенностей несения службы и порядка её прохождения различными категориями сотрудников.

Денежное довольствие сотрудников включает в себя оклад по занимаемой штатной должности (должностной оклад), оклад по присвоенному специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания или денежное содержание; процентную надбавку за выслугу лет; процентные надбавки за ученую степень и ученое звание; стоимость продовольственного пайка (если он не выдан в натуральном виде); другие денежные выплаты, устанавливаемые законодательством Российской Федерации, органами государственной власти субъекᴛᴏʙ Российской Федерации и органами местного самоуправления. Надбавки ежемесячные (в процентах к должностному окладу):

- сотрудникам, награжденным почетным знаком Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации” или “Заслуженный работник МВД 5%;

-за шифровальную работу;

- за работу на постоянной основе со сведениями, относящимися к государственной тайне, в зависимости от степени их секретности: со сведениями особой важности — 25%;

- с совершенно секретными сведениями — 20%;

- с секретными сведениями — 10%;

- за особые условия службы в изоляторах временного содержания, приемниках-распределителях, центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, строевых подразделениях конвойной службы милиции, за охрану отделений судебно-психиатрической экспертизы при психиатрических больницах для содержащихся под стражей лиц, кожно-венерологических диспансеров закрытого типа, специальных наркологических отделений — 10%;

- за классную квалификацию милиционерам-водителям и инспекторам дорожно-патрульной службы (I класс — 10%, II класс — 5%);

- за мытье химической посуды эксперту (при отсутствии в штатном расписании экспертно-криминалистического подразделения должности лаборанта и в пределах его заработной платы) — 10%;

- взамен суточных старшим участковым уполномоченным милиции и участковым уполномоченным милиции, старшим инспекторам и инспекторам по делам несовершеннолетних, работа которых связана с систематическими выездами за пределы постоянного места жительства в пределах обслуживаемого участка — 10%;

- за службу в органах предварительного следствия — до 50%;

- за ᴄᴫᴏжность, напряженность и специальный режим службы. Может быть установлена начальником горрайоргана внутренних дел в размере до 120%;

- за ученую степень и (или) ученое звание;

- за знание и практическое применение иностранных языков в служебной деятельности.

Ежемесячные доплаты (в процентах к должностному окладу) устанавливаются за:

- работу по уходу за служебной собакой и её тренировку (при содержании собаки в вольере — 8%, на дому — 12%);

- несение службы в течение 50% рабочего и более на объектах с вредными и особо вредными условиями труда (с вредными условиями — до 12%, с особо вредными — до 24%);

- сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на пенсию. Устанавливается в зависимости от стажа службы в размере от 25 до 50% суммы пенсии, которая могла быть им начислена;

- выполнение дополнительных обязанностей временно отсутствующих (в связи с отпуском, болезнью, командировкой, обучением) сотрудника.

Конкретный размер доплаты не может быть более 50% должностного оклада. Доплаты устанавливаются начальником горрайоргана внутренних дел и не могут превышать должностного оклада временно отсутствующего сотрудника.

Денежные вознаграждения устанавливаются за присвоенное сотрудникам квалификационное звание в процентах к должностному окладу ежемесячно (специалист II класса — 5%, специалист I класса – 8% и специалист I класса- наставник – 10%); за добросовестное выполнение должностных обязанностей. Выплачивается по итогам работы за год: сотрудникам основных служб и подразделений горрайоргана внутренних дел в размере 3 месячных окладов, других служб и подразделений — 2,5 месячных окладов.

Компенсации выплачиваются за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, а кроме того за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени; за использование личного автотранспорта в служебных целях; за наем (поднаем) временных жилых помещений; ежегодно средняя стоимость путевки в санатории, дома отдыха, пансионаты и туристические базы системы МВД России (сотруднику — 100%, жене (мужу) и несовершеннолетним детям – по 50%).

На основании вышеизложенного в органах внутренних дел можно выделить ряд особенностей при приеме работников на службу в органы внутренних дел:

1. Множественность субъекᴛᴏʙ, различных по правовому статусу. Трудовые отношения с каждым из субъекᴛᴏʙ различны и, следовательно, их регулирование осуществляется различными нормативными актам.

2. Оформление кандидата на службу в органы внутренних дел занимает более длительное время, чем оформление на работу в любой гражданской организации.

3. Все этапы исследования кандидата отражаются в формируемом личном деле.

4. Срок испытания при приеме на службу в органы внутренних дел превышает установленный трудовым законодательством 3-х месячный срок и установлен Положением о службе в органах внутренних дел в размере от 3-х до 6-ти месяцев.

5. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства о труде.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

10 ноября - День сотрудника органов внутренних дел Это профессиональный праздник более полумиллионного отряда солдат правопорядка. Их повседневный труд в силу специфики деятельности связан с повышенным риском для жизни и здоровья. В этой связи охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья, должна являться важным направлением их деятельности. Свой взгляд на ситуацию с законодательным и нормативным регулированием этой сферы деятельности высказывает п редседатель местного комитета Московского профсоюза полиции УВД по СВАО Главного управления МВД России по городу Москве Игорь Евгеньевич Суслов .

В СССР трудовое законодательство не распространялось на сотрудников силовых структур, в том числе МВД. В постсоветской России на волне демократизации и гласности ситуация частично изменилась и отдельные позиции трудового законодательства по ряду позиций стали распространяться на сотрудников силовых структур и, в частности, на МВД России.

«Сотрудники полиции в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации).

Скажу сразу, что проблем с охраной труда в системе МВД России довольно много. И все начинается с терминов и определений, применяемых в законодательстве.

При этом кто может или должен определить , что та или иная позиция трудового законодательства, в том числе по охране труда, не урегулированная законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность органов внутренних дел, применима к сотрудникам полиции, не ясно. Если это делают должностные лица МВД России, то сложно надеяться, что они признают наличие проблем и нерешенных вопросов.

Статья 11. ТК РФ определяет границы действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

В соответствии с ней «Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

О сотрудниках в указанной статье упоминание отсутствует.

Полагаю, что затронутая выше позиция должна быть решена на законодательном уровне в рамках упомянутого законопроекта,

Одним из важнейших направлений деятельности профсоюзов является обеспечение охраны труда работников, как системы сохранения жизни и здоровья.

Ст. 370 Трудового кодекса РФ предоставляет право профессиональным союзам на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений.

Это важно по многим позициям, в том числе применительно к охране труда. Во-первых охрана труда – это не просто набор красивых слов, а - это сфера, связанная с финансовыми и материальными затратами. И для того чтобы успешно решать вопросы создания сотрудникам здоровых и безопасных условий труда необходимы соответствующие ресурсы. Во вторых руководители органов и подразделений МВД России в подавляющем большинстве случаев, к правам сотрудников в сфере охраны труда относятся скептически (наплевательски), не выполняя не только норм трудового законодательства, но и приказы МВД, если они направлены на охрану труда сотрудников или на защиту их трудовых прав. Вышестоящее руководство в большинстве случаев не реагирует на жалобы, прокуратура, если туда обращаются сотрудники, переправляет их в государственную инспекцию труда (ГИТ). На практике руководители ОВД разных уровней отправляют представителей ГИТ в пеший тур, т.к., для них, они никто и звать их никак!

О роли и месте федеральной инспекции труда и государственных инспекций труда в субъектах РФ в обеспечении контроля (надзора) за положением дел с охраной труда в структурах, где проходят службу сотрудники, никто не хочет открыто говорить.

Роструду не нужна лишняя работа, а МВД России, Росгвардии, МЧС России, ФСИН России и Государственной фельдъегерской службе не испытывают потребности в лишних контролерах.

При этом необходимо иметь в виду, что с работодателями в МВД России, учитывая специфику этого ведомства, не всё так просто. Даже в одном экипаже патрульного автомобиля могут быть сотрудники, у которых разные работодатели. Так, для лиц рядового и младшего начальствующего состава работодателем является начальник территориального отдела полиции, а для начальствующего состава – начальник УВД.

К то должен следить и обеспечивать охрану труда сотрудников? По идее, это должен делать их прямой начальник. Если он этого не делает, то должен делать его вышестоящий начальник. И так далее. Но, как известно, у семи нянек дитя без глазу.

Статья 217 ТК РФ устанавливает требования к службам охраны труда в организации. Она предусматривает: «В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

В большинстве подразделений полиции нет специалистов по охране труда, а там где они есть, их деятельность, учитывая, что они сами являются не сотрудниками, а - работниками, ориентирована на защиту гражданского персонала и государственных гражданских служащих, но никак не сотрудников.

О привлечении специалистов по охране труда по гражданско-правовому договору вообще речи быть не может, ибо средств на охрану труда по смете ОВД не предусматривается.

В свое время в МВД России был приказ № 492 от 10 мая года 2001 года, который утвердил Положение об организации работы по охране труда в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Что такое требования охраны профессиональной служебной деятельности и где они изложены?

Аналогичный вопрос и к требованиям охраны труда. Где и в каком нормативном правовом акте МВД России применительно к различным категориям сотрудников ОВД они прописаны?

- правил по охране труда;

-типовых инструкций по охране труда для каждой категории сотрудников;

На сегодня подзаконной нормативной базы по охране труда, а тем более применительно к различным категориям сотрудников ОВД ,нет.

В статье 212 ТК РФ установлено 23 обязанности работодателя в сфере охраны труда. Какие из них применимы к работодателю - руководителю ОВД, а какие - нет, определить очень сложно Грань очень зыбкая и во многом зависит от желания и понимания руководителя, большинство из которых не проходили обучение по охране труда и в этой связи весьма смутно понимающих истинный смысл работы в области охраны труда.

Что касается СИЗ в понимании ТК РФ, то в нормативных документах МВД России упоминания о них нет. В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ сотрудник полиции обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, которые устанавливаются Правительством РФ.

Что такое СИЗ и коллективные средства защиты и как ими должны обеспечиваться сотрудники полиции, не ясно.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 августа 2009 г. N 587н, которое в то время занималось нормативным регулированием охраны труда, утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты сотрудникам следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В системе МВД России имеются следователи и дознаватели, специфика работы которых во многом схожа с работой сотрудникрв следственных органов Следственного комитета РФ. Но применительно к ним нет подобного приказа и не предусмотрена выдача СИЗ, как это сделано по отношению к их коллегам из следственных органов Следственного комитета РФ.

Требование статьи 212 ТК РФ о соответствии требованиям охраны труда условия труда каждого рабочего месте. Тут есть множество вопросов. Во-первых, если у следователя, дознавателя или оперативного дежурного с рабочим местом более или менее понятно, то как быть с пешим постовым? Где у него начинается граница рабочего места и где она заканчивается? Вся улица? Но сегодня он патрулирует на одной улице, а завтра – на другой. То же и с инспекторами ДПС. Сегодня он стоит на улице с интенсивным движением, а завтра – на тихой дорожке в лесопарковой зоне. С этим требуется определиться, в том числе при проведении специальной оценки условий труда (СОУТ).

Должна ли она проводиться на рабочих местах сотрудников ОВД? Руководители ОВД – работодатели не забивают себе этим голову. Если в кабинете, к примеру, жарко или холодно, то сотрудник, по их мнению, должен стойко и мужественно переносить тяготы и лишения службы. А о СОУТ многие сотрудники и руководители ОВД ничего не знают.

Работодатель должен следить за своевременным уходом в отпуск своих подчинённых, но и тут на закон всем наплевать. Практика не отпускать сотрудника в отпуск по графику, утверждённому вышестоящим руководством – обычное дело. Мотивация одна – некому работать! Да, с комплектованием кадров в полиции плоховато (мягко говоря). И, не в последнюю очередь, люди уходят из-за нарушения режима служебного времени.

Есть в отделах полиции сотрудники, у которых нормированный рабочий день. Это сотрудники группы (комендантской) по охране объектов ОВД. И для них установлено, что продолжительность служебного времени не должна превышать 40 часов в неделю в соответствии с упоминавшимся ранее федеральным законом № 342-ФЗ (пункт 2 ст.53). Они несут службу по охране здания ОВД по графику сутки через трое. Их в территориальном отделении полиции четверо. И ещё должно быть 4 водителя, которые должны обеспечивать нужды дежурной части отдела и работать по тому же графику. Но, опять, некомплект. И работают сотрудники по графику сутки через двое. Переработка составляет от 8 до 42 часов в неделю. Учёт служебного времени, как я уже говорил, никто не ведёт и про оплату и компенсацию никто не думает.

Я уж не говорю про доплаты за работу в ночное время и за работу в выходные и не рабочие праздничные дни.

Обязанность работодателя об ознакомлении работников с требованиями охраны труда. Ага! Это надо сотрудниками рассказать о том, что им положено по закону?! Что бы они требовали отпуска, отгулы, компенсацию за ночные смены и т.д. Работодатели в МВД не настолько глупы! Этим только независимый профсоюз занимается.

Надо откровенно признать, что не любят руководители ОВД профсоюз полиции, ибо он создает им проблемы и не только в сфере охраны труда. В этой связи они не приветствуют вступление в него сотрудников. Зная такое, многие просто-напросто боятся или не желают портить отношения с руководством и в этой связи не желают официально быть членами профсоюза полиции. В то же время, при каждом удобном случае рассказывают о допускаемых нарушениях и проблемах и приходят в него за защитой, когда нарушены их законные права.

Их понять можно, они заложники системы и нечеткостей законодательства.

10. Допускается ли изменение режима служебного времени сотрудника полиции, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод в другое подразделение без изменения характера службы, а также установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника полиции:

а) не допускается;

б) допускается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на срок не более трех месяцев подряд;

в) допускается в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации, на срок не более шести месяцев в течение календарного года.

11. Служебная дисциплина в полиции регулируется:

б) Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации;

всеми перечисленными нормативными правовыми актами;

в) Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

12. Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, должен быть обеспечен служебным жилым помещением в следующий срок:

а) не позднее, чем через шесть месяцев со дня вступления в должность;

б) не позднее, чем через три месяца со дня вступления в должность;

в) не позднее, чем через год со дня вступления в должность;

г) не позднее, чем через три года со дня вступления в должность.

13. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка на железнодорожном, водном или воздушном транспорте имеет право проезда в поездах, на речных, морских и воздушных судах без приобретения проездных документов в пределах:

а) территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

б) обслуживаемого им объекта (участка);

в) территории соответствующего федерального округа;

г) территории соответствующего муниципального образования.

14. Финансовое обеспечение деятельности полиции осуществляется:

а) за счет средств местного бюджета;

б) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;

в) за счет средств федерального бюджета;

г) за счет смешанного финансирования.

15. Средства, получаемые полицией по договорам об охране имущества и объектов граждан и организаций и о предоставлении иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам, являются доходами:

а) местного бюджета;

б) бюджета подразделений вневедомственной охраны;

в) органа внутренних дел;

г) федерального бюджета.

16. Тарифы на оказываемые полицией услуги по охране имущества граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества, определяются в порядке, устанавливаемом:

а) Правительством Российской Федерации;

б) Министерством внутренних дел Российской Федерации;

в) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

г) подразделением полиции, оказывающим услуги по охране имущества граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества.

17. Обеспечение полиции оружием, боеприпасами, специальными средствами, продовольствием и обеспечение сотрудников полиции вещевым имуществом осуществляются по нормам, устанавливаемым:

а) Министерством внутренних дел Российской Федерации;




б) МВД России совместно с Минэкономразвития России;

в) Правительством Российской Федерации.

18. Служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, предоставляются:

а) транспортными организациями на договорной основе органами местного самоуправления;

б) транспортными организациями на безвозмездной основе;

19 Помещения для работы на обслуживаемом административном участке сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, предоставляются:

а) территориальными органами внутренних дел;

в) органами местного самоуправления.

20. Какой контроль осуществляется за деятельностью полиции:

а) государственный, ведомственный, общественный и судебный;

а) прокурорский и общественный;

б) контроль за деятельностью полиции не осуществляется.

21. Каким образом могут быть обжалованы действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина:

а) в судебном порядке;

б) в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд;

в) вышестоящему должностному лицу либо в суд;

г) не могут быть обжалованы.

22. На полицию возлагается обязанность:

а) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб;

б) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан и их имущества;

в) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан и их имущества, содействовать в этих условиях подразделениям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, оказывать им доврачебную помощь.

23. На полицию возлагается обязанность:

а) выявлять, пресекать и документировать административные правонарушения, независимо от подведомственности;

б) пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции;

в) пресекать административные правонарушения и принимать меры к нарушителям в соответствии с федеральным законодательством об административных правонарушениях и законодательством об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации.

24. Какие банки данных имеет право формировать полиция:

а) реестр должников;

б) банк данных о нарушениях налогового законодательства Российской Федерации;

в) реестр лиц, прошедших государственную геномную регистрацию;

г) банк данных похищенного оружия.

25. Информация о какой категории лиц подлежит внесению в банки данных, формирование и ведение которых осуществляет полиция:

а) о лицах, уклоняющихся от уплаты налогов;

б) о лицах, осуществляющих негласное сотрудничество с полицией на конфиденциальной основе;

в) о лицах, в отношении которых заведены дела оперативного учета.

26. Какое полномочие не относится к деятельности полиции:

а) оказывать содействие в пределах своих полномочий судебным приставам при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивать правопорядок на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

б) исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи) о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-разыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

в) исполнять решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов;

г) исполнять решения суда (судьи) о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием.

27. К обязанностям полиции относится:

а) обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

б) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

в) охрана общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах, а также обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий;

г) обеспечение общественной безопасности.

28. В каких случаях сотрудник полиции не имеет права применять палки специальные:

а) для пресечения преступления или административного правонарушения;

для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

б) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста;

в) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

29. Сотрудник полиции не имеет права применить огнестрельное оружие для задержания лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем:

а) оружия и боеприпасов;

б) взрывчатых веществ, взрывных устройств;

в) ядовитых или радиоактивных веществ;

г) наркотических средств и психотропных веществ.

30. Сотрудник полиции не несет ответственность:

а) за действия правонарушителя

б) за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения;

в) за вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей;

г) за ущерб, причиненный МВД России, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему МВД России.

10 ноября - День сотрудника органов внутренних дел Это профессиональный праздник более полумиллионного отряда солдат правопорядка. Их повседневный труд в силу специфики деятельности связан с повышенным риском для жизни и здоровья. В этой связи охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья, должна являться важным направлением их деятельности. Свой взгляд на ситуацию с законодательным и нормативным регулированием этой сферы деятельности высказывает п редседатель местного комитета Московского профсоюза полиции УВД по СВАО Главного управления МВД России по городу Москве Игорь Евгеньевич Суслов .

В СССР трудовое законодательство не распространялось на сотрудников силовых структур, в том числе МВД. В постсоветской России на волне демократизации и гласности ситуация частично изменилась и отдельные позиции трудового законодательства по ряду позиций стали распространяться на сотрудников силовых структур и, в частности, на МВД России.

«Сотрудники полиции в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации).

Скажу сразу, что проблем с охраной труда в системе МВД России довольно много. И все начинается с терминов и определений, применяемых в законодательстве.

При этом кто может или должен определить , что та или иная позиция трудового законодательства, в том числе по охране труда, не урегулированная законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность органов внутренних дел, применима к сотрудникам полиции, не ясно. Если это делают должностные лица МВД России, то сложно надеяться, что они признают наличие проблем и нерешенных вопросов.

Статья 11. ТК РФ определяет границы действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

В соответствии с ней «Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

О сотрудниках в указанной статье упоминание отсутствует.

Полагаю, что затронутая выше позиция должна быть решена на законодательном уровне в рамках упомянутого законопроекта,

Одним из важнейших направлений деятельности профсоюзов является обеспечение охраны труда работников, как системы сохранения жизни и здоровья.

Ст. 370 Трудового кодекса РФ предоставляет право профессиональным союзам на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений.

Это важно по многим позициям, в том числе применительно к охране труда. Во-первых охрана труда – это не просто набор красивых слов, а - это сфера, связанная с финансовыми и материальными затратами. И для того чтобы успешно решать вопросы создания сотрудникам здоровых и безопасных условий труда необходимы соответствующие ресурсы. Во вторых руководители органов и подразделений МВД России в подавляющем большинстве случаев, к правам сотрудников в сфере охраны труда относятся скептически (наплевательски), не выполняя не только норм трудового законодательства, но и приказы МВД, если они направлены на охрану труда сотрудников или на защиту их трудовых прав. Вышестоящее руководство в большинстве случаев не реагирует на жалобы, прокуратура, если туда обращаются сотрудники, переправляет их в государственную инспекцию труда (ГИТ). На практике руководители ОВД разных уровней отправляют представителей ГИТ в пеший тур, т.к., для них, они никто и звать их никак!

О роли и месте федеральной инспекции труда и государственных инспекций труда в субъектах РФ в обеспечении контроля (надзора) за положением дел с охраной труда в структурах, где проходят службу сотрудники, никто не хочет открыто говорить.

Роструду не нужна лишняя работа, а МВД России, Росгвардии, МЧС России, ФСИН России и Государственной фельдъегерской службе не испытывают потребности в лишних контролерах.

При этом необходимо иметь в виду, что с работодателями в МВД России, учитывая специфику этого ведомства, не всё так просто. Даже в одном экипаже патрульного автомобиля могут быть сотрудники, у которых разные работодатели. Так, для лиц рядового и младшего начальствующего состава работодателем является начальник территориального отдела полиции, а для начальствующего состава – начальник УВД.

К то должен следить и обеспечивать охрану труда сотрудников? По идее, это должен делать их прямой начальник. Если он этого не делает, то должен делать его вышестоящий начальник. И так далее. Но, как известно, у семи нянек дитя без глазу.

Статья 217 ТК РФ устанавливает требования к службам охраны труда в организации. Она предусматривает: «В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

В большинстве подразделений полиции нет специалистов по охране труда, а там где они есть, их деятельность, учитывая, что они сами являются не сотрудниками, а - работниками, ориентирована на защиту гражданского персонала и государственных гражданских служащих, но никак не сотрудников.

О привлечении специалистов по охране труда по гражданско-правовому договору вообще речи быть не может, ибо средств на охрану труда по смете ОВД не предусматривается.

В свое время в МВД России был приказ № 492 от 10 мая года 2001 года, который утвердил Положение об организации работы по охране труда в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Что такое требования охраны профессиональной служебной деятельности и где они изложены?

Аналогичный вопрос и к требованиям охраны труда. Где и в каком нормативном правовом акте МВД России применительно к различным категориям сотрудников ОВД они прописаны?

- правил по охране труда;

-типовых инструкций по охране труда для каждой категории сотрудников;

На сегодня подзаконной нормативной базы по охране труда, а тем более применительно к различным категориям сотрудников ОВД ,нет.

В статье 212 ТК РФ установлено 23 обязанности работодателя в сфере охраны труда. Какие из них применимы к работодателю - руководителю ОВД, а какие - нет, определить очень сложно Грань очень зыбкая и во многом зависит от желания и понимания руководителя, большинство из которых не проходили обучение по охране труда и в этой связи весьма смутно понимающих истинный смысл работы в области охраны труда.

Что касается СИЗ в понимании ТК РФ, то в нормативных документах МВД России упоминания о них нет. В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ сотрудник полиции обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, которые устанавливаются Правительством РФ.

Что такое СИЗ и коллективные средства защиты и как ими должны обеспечиваться сотрудники полиции, не ясно.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 августа 2009 г. N 587н, которое в то время занималось нормативным регулированием охраны труда, утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты сотрудникам следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В системе МВД России имеются следователи и дознаватели, специфика работы которых во многом схожа с работой сотрудникрв следственных органов Следственного комитета РФ. Но применительно к ним нет подобного приказа и не предусмотрена выдача СИЗ, как это сделано по отношению к их коллегам из следственных органов Следственного комитета РФ.

Требование статьи 212 ТК РФ о соответствии требованиям охраны труда условия труда каждого рабочего месте. Тут есть множество вопросов. Во-первых, если у следователя, дознавателя или оперативного дежурного с рабочим местом более или менее понятно, то как быть с пешим постовым? Где у него начинается граница рабочего места и где она заканчивается? Вся улица? Но сегодня он патрулирует на одной улице, а завтра – на другой. То же и с инспекторами ДПС. Сегодня он стоит на улице с интенсивным движением, а завтра – на тихой дорожке в лесопарковой зоне. С этим требуется определиться, в том числе при проведении специальной оценки условий труда (СОУТ).

Должна ли она проводиться на рабочих местах сотрудников ОВД? Руководители ОВД – работодатели не забивают себе этим голову. Если в кабинете, к примеру, жарко или холодно, то сотрудник, по их мнению, должен стойко и мужественно переносить тяготы и лишения службы. А о СОУТ многие сотрудники и руководители ОВД ничего не знают.

Работодатель должен следить за своевременным уходом в отпуск своих подчинённых, но и тут на закон всем наплевать. Практика не отпускать сотрудника в отпуск по графику, утверждённому вышестоящим руководством – обычное дело. Мотивация одна – некому работать! Да, с комплектованием кадров в полиции плоховато (мягко говоря). И, не в последнюю очередь, люди уходят из-за нарушения режима служебного времени.

Есть в отделах полиции сотрудники, у которых нормированный рабочий день. Это сотрудники группы (комендантской) по охране объектов ОВД. И для них установлено, что продолжительность служебного времени не должна превышать 40 часов в неделю в соответствии с упоминавшимся ранее федеральным законом № 342-ФЗ (пункт 2 ст.53). Они несут службу по охране здания ОВД по графику сутки через трое. Их в территориальном отделении полиции четверо. И ещё должно быть 4 водителя, которые должны обеспечивать нужды дежурной части отдела и работать по тому же графику. Но, опять, некомплект. И работают сотрудники по графику сутки через двое. Переработка составляет от 8 до 42 часов в неделю. Учёт служебного времени, как я уже говорил, никто не ведёт и про оплату и компенсацию никто не думает.

Я уж не говорю про доплаты за работу в ночное время и за работу в выходные и не рабочие праздничные дни.

Обязанность работодателя об ознакомлении работников с требованиями охраны труда. Ага! Это надо сотрудниками рассказать о том, что им положено по закону?! Что бы они требовали отпуска, отгулы, компенсацию за ночные смены и т.д. Работодатели в МВД не настолько глупы! Этим только независимый профсоюз занимается.

Надо откровенно признать, что не любят руководители ОВД профсоюз полиции, ибо он создает им проблемы и не только в сфере охраны труда. В этой связи они не приветствуют вступление в него сотрудников. Зная такое, многие просто-напросто боятся или не желают портить отношения с руководством и в этой связи не желают официально быть членами профсоюза полиции. В то же время, при каждом удобном случае рассказывают о допускаемых нарушениях и проблемах и приходят в него за защитой, когда нарушены их законные права.

Их понять можно, они заложники системы и нечеткостей законодательства.

Читайте также: