Распорядительные методы социальной работы

Обновлено: 13.05.2024

Виды:
В научной литературе выделяют различные виды или типы социальных технологий.
Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные) и тра-диционные (технологии прошлого опыта).
Разнообразные типы социальных технологий можно выделить и в зависимости от характера объекта технологического воздействия. Когда он определяется управленческо-организационными аспектами, то выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального прогнозирования и др.
С точки зрения масштабности, ряд исследователей выделяют глобальные и территориальные социальные технологии. Первые связаны с решением общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами воздействия природы и общества на человека. Региональные социальные технологии имеют определен-ные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной социальной жизни.
Как нам представляется, поиск более оптимальной типологизации целесообразно вести не в направлении выделения частных критериев, а по пути усиления универсальности самой классификации. В связи с этим, понимая под социальным общественное, правомерно выделить следующие основные виды социальных технологий:
• правового обеспечения функционирования общества;
• политические технологии административно-властного регулирования;
• экономического функционирования общества, развития собственности;
• информационного обеспечения по средствам массовой информации, компьютерных сетей;
• духовно-культурного развития;
• обеспечения социального функционирования общества.

Формы технологии социальной работы.
Система общих технологий включает в себя диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную терапию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, посредничество, консультирование, социальное обеспечение, социальное страхование, опеку и попечительство.

Методы воздействия:
— административный
— распорядительный
— социально – экономический
— социально- педагогический
— социально – психологический
— юридический

Метод – от греческого – способ достижения какой либо цели, решение конкретной задачи, выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности
Метод в соц работе выполняет двоякую роль, выступая:
1. как способ познания и применения знаний, выработных в науках, изуч различные аспекты жизнедеятельности человека и его соц практики
2. как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта)

2. I. организационно – распорядительные методы в соц работе
Система управления предполагает – управления – цели, средства воздействия, методы функции, принципы
Структура управления – кадры, техника управления, организационно правовую сторону
Процесс управления – органы управления, материальную часть органов управления
Рционализация систем управления – внедрение, достижение науки в управлении, обновление кадров, совершенствование хоз системы управления.
Как и лбая деятельность соц управление вкл многочисленные средства, формы и методы достижения поставленной цели, которые составляют его инструментарий.
В управлении можно выделить 3 большие группы: регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.
1. Регламентирующие методы – это жесткий тип воздействий. С их помощью создается та или иная система организаций, определяет задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных.
К этой группе относятся: регламентирование, ориентация, организационные методы, инструктирование и др.
Регламентирование представляет собой разработку и применения положений, должностных инструкций и других документов, регламентирующих деятельность членов коллектива.
2. Распорядительные (административные) методы используются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации и направлены на решение конкретных задач. Выделяется 2 формы использования этих методов – письменно-документальная и устная. Воздействия как директивы указы, постановления в письменно документальной форме, а приказы, распоряжения и указания в обеих.
Распорядительно воздействие методов направлено прежде всего на устранение возникающих трудностей, недостатков в проф деятельности. Они предопределяют объем предполагаемой работы, распределение обязанностей по ее выполнению, а так же сроки исполнения и предполагают систематической контроль и проверку исполнения.
3. Дисциплинарные методы. В соц работе когда приходится решать многочисленные проблемы, реальное воздействие на людей не мыслемо без соответ порядка и правил дисциплины.

3. II. Психологические методы в соц работе.
Основная задача, которую ставит перед собой психология – это помощь человеку, сделать жизнь более осмысленной, значимой, развить жизненные силы, оказывать помощь и поддержку нуждающимся не только формально – организационно, но и личностно – осознанно, инициативно.
Для этого в психологии используются различные научные методы и их варианты
— наблюдения, внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное.
— опрос, устный, письменный, свободный, стандартизированный
— тест, тест – опросник, тест – задание, проективный тест
— моделирование — математическое, логическое, техническое, кибернетическое
— эксперимент – естественный, лабораторный
Эти методы и их варианты предназначены для сбора и обработки первичной информации с целью выявления фактов и получении путем интерпретации выводов.
Психологические подходы к технологии соц работы
— глубинная психология (психодинамическая теория) психоанализ ( з. Фрейд), индивидуальный (Адлер), аналитическая психология (Берн) и др психологическая защита.
— бихевиористское (психология поведения) сущность заключается в том что бы использовать влияние окружения на поведение человека.
— когнитивная психология – это направление интересов, как устроено сознание человека, его система знаний которые являются как бы аналогом вычислительной машины. Основной доминантой, раскрыв суть когнитивной психология яв схема.
— гуманистическое направление, основа в том, что жизнь и судьба, действия человека зависят от его внутреннего состояния, а не окружения.

4. III. Педагогические методы в соц работе.
1. Метод воспитания – это способы воздействия на сознание, волю чуства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств.
2. Метод убеждения – это значит разъеснять, применяя эмоционально – словестное воздействие, подчас опираясь на внутренние или привечая к увещеванию, то есть сочетая просьбу с разъяснением и внушением.
3. Метод побуждения. Главное здесь нацелить человек на деятельность в соответ с его интересами и потребностями.
4. Метод поощрение – стимулирование человеческой деятельности, в поощрении отражается положительная оценка деятельности индивида
5. Метод порицания – это реакция на нежелательную деятельность и поведение.

5. IV. Юридические методы или правовые
Их необходимо рассматривать в контексте правовых основ управления, поскольку содержание и границы применения административных и экономических методов регламентируются нормативными актами, которые юридически закрепляют концепцию права и обязанности субъектов управления возможности маневрированием ресурсами.

6. Ведущее место в практике соц работы занимают административные и экономические методы. Деление этих методов в известной мере условно, так как четкое обособление каждого из них не всегда представляется возможным: они взаимодействуют друг с другом и имеют немало общих черт. В то же время им присущи различия в способах и мотивационном механизме воздействия на объекты управления

Функция – это роль, которую выполняют отдельные субъекты социальной системы, в осуществлении целей и интересов индивидов, социальных групп, слоев и классов (диагностическая, прогностическая, предупредительно-профилактическая, правозащитная, социально-психологическая, социально-медицинская, социально-бытовая, коммуникативная, рекламно-пропагандистская, нравственно-гуманистическая, организационная).

Теория социальной работы реализует свою задачу, выполняя ряд существенных функций:

1) информационную, позволяющую в обобщенной форме описывать сведения о социальных процессах;

2) объяснительную, с помощью которой выявляются причинно-следственные связи, тенденции становления социальных процессов;

3) эвристическую, благодаря которой формируются новые знания о социальных проблемах, создаются новые и уточняются уже известные научные концепции;

4) практическую, позволяющую принимать решения в конкретных социальных ситуациях и осуществлять социальные программы, удовлетворяя запросы общества;

5) прогностическую, которая заключается в рассмотрении стратегических направлений развития социальных процессов и обеспечении превентивного воздействия на те или иные явления социальной сферы;

6) мировоззренческую, рождающую у субъектов социальной работы научное мировоззрение, системное мышление, позволяющее видеть социальные сущности во всей полноте их взаимосвязей.

Это были основные функции, а теперь ряд специфических.

  • Предупредительно-профилактическая функция – приведение в действие механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений (социально-правовых, юридических, психологических, педагогических, социально-медицинских и др.).
  • Социально-терапевтическая функция – организации социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся.
  • Правозащитная функция – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения.
  • Социально-педагогическая функция – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, специалистов и др.
  • Социально-психологическая функция – различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации.
  • Социально-медицинская функция – организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, работа по планированию семьи, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, способствование формированию здорового образа жизни.
  • Социально-бытовая функция – способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения в улучшении их жилищных условий, организации их нормального быта (инвалидам, людям пожилого возрпаста, молодым семьям и др.).
  • Коммуникативная функция – установление контактов с нуждающимися в помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб.
  • Рекламно-пропагандистская функция – организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека.
  • Нравственно-гуманистическая функция – придание СР высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе.
  • Организационная функция – способствование организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к работе общественности, направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищенным слоям и группам, отдельным личностям.

ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ — удовлетворение потребностей клиентов. Эта общая цель может быть дифференцирована на подцели: усиление степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых клиенты могут максимально проявить свои возможности и получить все полагающееся им по закону; адаптация и реабилитация клиентов в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих; достижение такого положения, когда у клиента "отпадает" необходимость в помощи социальных работников.

К основным задачам социальной работы относятся:

· 1. Максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества клиентов, побуждая их к самостоятельным действиям к принятию личной ответственности за все, происходящее я их жизни.

· 2. Содействовать достижению взаимопонимания между клиентом и социальной средой, в которой он существует.

· 3. Проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений. Пропаганда здорового образа жизни, физической культуры, полноценного сбалансированного питания, организация диспансеризации и вакцинации населения способствуют поддержанию здоровая нации, сохранению оптимального уровня жизни

· 4. Способствовать распространению информации о правах и льготах отдельных категории граждан, обязанностях и возможностях социальных служб, обеспечивать консультации по юридическим, правовым аспектам социальной политики.

· диагностика социальных и личных проблем, ситуаций;

· социальная адаптация, т.е. процесс приспособления индивида к изменяющимся условиям в социальной среде, к условиям жизни;

· социальная реабилитация, т.е. система мер по восстановлению или компенсации нарушенных функций взаимодействия индивида с окружающей социальной средой;

· социальная терапия (коррекция);

· социальное попечительство, т.е. забота, покровительство кому-либо;

· социальное нововведение – реализация социальных проектов.

Субъектами социальной работы могут выступать
Организации, учреждения, в т.ч. государство со своими структурами, социальные службы различного подчинении; администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и их подразделения
Общественные, благотворительные организациими их учреждения
Специалисты различных социальных служб
Преподавателей и социальных учебных заведений их подразделений и научные работники.

В качестве ведущего субъекты социальной работы на федеральном уровне выступает министерство здравоохранения и социального развития, которое определяет социальную политику, разрабатывает социальные программы и формирует источники их финансирования.

Важнейшей задачей социальной политики государственного сектора является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни через: а) предоставление государственных гарантий предотвращения максимальных негативных последствий стихийных бедствий, голода, болезней, глобальных процессов; б) перераспределение материальных ресурсов, согласование организационных усилий, направленных на обеспечение и повышение достигнутого данной страной уровня жизни через налоги, развитие благотворительности, предпринимательства в сочетании с репрессивными средствами [7, с. 23].

Обычно социальная политика реализуется через различные формы социальной работы, крупные разовые государственные решения и мероприятия, а также через социальные программы (специализированные и комплексные).

В свою очередь, на выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:

• субъект социальной политики – государство, представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений;

• политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;

• объект социальной политики – социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;

• система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики;

• предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ [8, с. 241].

При решении конкретных задач данная структура дополняется и другими элементами, важнейшим из которых является социальная работа.

социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной. Социальная работа – это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика – стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единство и различие [9, с. 119]. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальная политика – более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Социальная политика - ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. В отличие от социальной работы она более устойчива, стабильна. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время социальная работа – деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев общества, отдельных граждан, населения в целом не может не сказаться на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах

Методы – это способы достижения какой-либо цели (решения конкретной задачи), приемы и операции в деятельности социальных работников. Учитывая универсальный характер социальной работы как вида деятельности, можно говорить о том, что она использует междисциплинарные методы.

Основой для классификации методов социальной работы может служить мотивационная характеристика способов воздействия на личность или социальную группу. Поскольку их поведение находится под влиянием разнообразных мотивов, для достижения целей в социальной работе необходимо одновременное использование различных способов воздействия социального работника на клиента. Можно выделить основные группы методов социальной работы:

· психолого-педагогические и другие.

Социально-экономические методы

С помощью социально-экономических методов социальный работник оказывает воздействие на материальные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. Материальная и социальная мотивация у личности или группы, испытывающих в этом потребность, реализуется в форме натуральной или денежной помощи, установления льгот или единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций.

Организационно-распределительные методы

Организационно-распределительные методы устанавливают отношения субординации и координации в социальной работе, лежат в основе управленческого воздействия социальных служб и отдельных специалистов. При этом организационные методы закрепляют права, полномочия, обязанности и ответственность различных органов социальных служб. Распределительные методы позволяют осуществить управление социальной работой оперативно и динамично (уточнение задач, перераспределение сил и средств, устранение недостатков и др.).

В практике социальной работы организационные и распределительные методы играют важную стабилизирующую роль. В зависимости от характера стабилизирующего воздействия основными организационно-распределительными методами являются: регламентирование, нормирование, консультирование.

Регламентирование представляет наиболее жесткий метод организационного воздействия, заключающийся во введении положений, которые являются обязательными для исполнения (приказы, должностные инструкции, типовые положения и т.д.). Этот метод используется органами управления социальных служб.

Нормирование – это менее жесткий метод организационного воздействия, который заключается в установлении нормативов по верхнему и нижнему пределам (нормативы численности обслуживаемых клиентов, времени обслуживания и т.д.).

Инструктирование является наиболее мягким методом организационного воздействия, заключается в разъяснении обстановки и задач, возможных трудностей и последствий неправильных действий клиентов, предостережении от ошибок.

Кроме того, к организационно-распределительным методам относятся: подбор и расстановка кадров; критика и самокритика; контроль и проверка исполнения.

Психолого-педагогические методы

Психолого-педагогические методы широко используются в практике социальной работы.


В отличие от организационно-распределительных методов они характеризуются косвенным воздействием на клиента через механизм социально-педагогической социально-психологической регуляции его самочувствия и поведения.

Специфика психологических методов состоит в том, что они направлены на изучение психики человека. Эти методы разделяются на лабораторные и клинические, прямые и косвенные, экспериментальные и неэкспериментальные. Кроме того, в социальной работе используются методы психотерапии.

Педагогическая регуляция поведения индивида предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в целях формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях.

Значение педагогических методов заключается в том, в своей деятельности социальный работник сталкивается с проблемами воспитания, решение которых требует специальных знаний, которые сосредоточены в области педагогики.

Социологические методы

Социальные работники обращаются к социологическим методам, среди которых наиболее важными являются:

· анализ документов; наблюдение;

· контент-анализ и др.

Правовые методы

Интерес социальных работников к правовым методам объясняется тем, что профессиональная помощь клиентам основывается на законодательстве, без которого она не может осуществляться.

Медико-социальные методы

Медико-социальные методы применяются специалистами, занимающимися санитарным просвещением, врачебно-трудовой экспертизой или патронажем.

Коммуникативные методы

Социальные работники должны быть знакомы с коммуникативными методами, направленными на поддержание нормального общения между людьми, которые обмениваются информацией. Для нормального общения социальный работник и клиент соблюдают правила этикета.

Современная система методов социальной работы столь же многообразна, как система знаний об окружающем мире.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Сегодня социальная работа как вид деятельности в сфере профессий остается объективно необходимой для общества, так как посредством этой деятельности устанавливаются приемлемые отношения между личностью и социальной системой. Удовлетворяя потребность в социальной защите, прежде всего, социально уязвимых слоев населения, социальная работа призвана обеспечить оптимальное сочетание общественных и личных интересов, поскольку улучшение функционирования членов общества и совершенствование самого социума неразрывно связанны.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Классификация методов социальной работы 5
Глава 2. Сущность организационного метода социальной работы. 7
Заключение 10
Список литературы 12

Работа состоит из 1 файл

организационные методы соц. работы 09.01.11.doc

Глава 1. Классификация методов социальной работы

Глава 2. Сущность организационного метода социальной работы.

Сегодня социальная работа как вид деятельности в сфере профессий остается объективно необходимой для общества, т. к. посредством этой деятельности устанавливаются приемлемые отношения между личностью и социальной системой. Удовлетворяя потребность в социальной защите, прежде всего, социально уязвимых слоев населения, социальная работа призвана обеспечить оптимальное сочетание общественных и личных интересов, поскольку улучшение функционирования членов общества и совершенствование самого социума неразрывно связанны. Одновременно общество посредством социальной работы создает условия для активного участия человека в оптимизации собственной жизни, поэтому уровень развития социальной работы отражает степень цивилизованности общества.

Повышение внимания к социальной работе в мире в настоящее время вызывается обострением глобальных проблем человечества в экологической, демографической, коммуникативной сферах, обусловливающих противоречия социального развития. Среди них следует указать отсутствие социальной и культурной безопасности, политическую нестабильность, обесценивание человеческой жизни, высокие темпы роста социального неравенства и т. д. В данных условиях социальная работа решает задачи, связанные с адаптацией общества и личности к социальным изменениям.

Социальная работа заключается в оказании помощи человеку для выхода из какого-либо трудного положения. Она направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь социально незащищенным или малозащищенным группам населения. Выполнение этих задач требует от социального работника не только практических знаний, но и знания теории социальной работы, в том числе всех методов социальной работы. Актуальность работы заключается в рассмотрении организационных методов социальной работы для более эффективного решения социальных проблем общества.

Целью данной работы является ознакомление с организационными методами социальной работы.

В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть классификацию методов социальной работы;

2. познакомится с основными организационными методами социальной работы.

Работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 12 страниц.

Глава 1. Классификация методов социальной работы

Основная задача социальной работы на рубеже тысячелетий — дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.
Наряду с этим дальнейшая разработка методов социальной работы обусловлена и необходимостью научно-исследовательских изысканий со стороны специалистов, как в рамках общества, так и в масштабах малых групп. Особенно важно отметить, что развитие этой деятельности осуществляется в процессе непосредственной практической работы, т. е. в процессе оказания адресной, комплексной и своевременной помощи.
Совокупность приемов и методов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающих социальные проблемы клиентов как способ стимулирования развития их сил, конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной жизнен ной ситуации способствует достижению понимания клиентом зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем, активизации его участия в солидарных действиях по разрешению возникающих проблем, конфликтных ситуаций.
Теории, созданные путем исследования многообразной работы социальных работников с клиентом и всех социальных институтов в их коммуникативной взаимообусловленности, являются как эмпирически контролируемыми, так и предметно ориентируемыми.

Методы профессиональной социальной работы многообразны. Они классифицируются:

 по направлениям и формам социальной работы (организационные, социологические, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экономические, социально-экологические и др.);

 по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные);

 по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления социальной работы).

Глава 2. Сущность организационного метода социальной работы.

Организационные методы — приемы и способы деятельности, используемые для решения организационных задач в области социальной работы, — подразделяются на:

 организационно-технические и др.

Они закрепляют права, полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев управления, органов социальной защиты, социальных служб за конечный результат.

Организационные методы направлены, главным образом, на такие аспекты поведения людей, как осознанная необходимость общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. С помощью подобных методов выстраиваются отношения субординации и координации в социальной работе и лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб и отдельных специалистов социальной работы. Специфическим свойством организационных методов является их прямой характер воздействия, поскольку они опираются, прежде всего, на регламентирующие, нормативно-правовые акты.

Организационные методы ориентированы на обеспечение “упреждающего” управленческого воздействия при решении задач социальных служб, определенных положениями и инструкциями. Они закрепляют права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев органов управления, придавая им функциональную определенность.

Главная особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение. Эффективность методов во многом определяется наличием у специалистов определенных знаний и умений, на что клиент вправе рассчитывать.

В рамках социальной работы организационные методы обозначаются тремя основными действиями: регламентирование, нормирование, инструктирование.

Регламентирование – это жесткий способ организационного воздействия, чья суть заключается в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, типовые предложения, должностные инструкции, штаты и т.д.). Как правило, такие действия используют органы управления социальной работы.

В качестве объекта регламентирования может рассматриваться: организация в целом (основной регламентирующий документ – устав организации); структурное подразделение (положение о подразделении); должность в аппарате управления (должностная инструкция); отношения между организацией и персоналом (правила внутреннего распорядка, правила приема на работу); технология выполнения управленческих работ (технологический паспорт, схемы документооборота в организации и подразделениях).

Нормирование – это менее жесткий способ организационного воздействия, характеризующийся установлением нормативов по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентиром в деятельности социального работника. Для реальной практической деятельности в социальной работе всегда важно четко определить: где, для каких видов социальной помощи, как, в какой форме и в каких границах можно применять нормирование.

Выделяют основные виды нормирования:

1. численности, т. е. определения количества людей, необходимых для выполнения определенной работы;

2. выработки и облуживания, т. е. определения количества выполняемых производственных операций в единицу времени, количества единиц произведенной продукции, количества обслуженных клиентов или оказанных услуг за определенное время;

3. управления, т. е. определения количества подчиненных у одного руководителя;

4. расхода ресурсов, т. е. определения количества ресурсов, расходуемых при выполнении какой-либо работы.

Инструктирование – это достаточно мягкий способ организационного воздействия. По сути, это действие предполагает разъяснение обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережение от возможных ошибок, советы по характеру деятельности и т.д. В социальной работе инструктирование носит форму консультационной, информационной, методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.

К организационным методам в социальной работе также относятся такие виды деятельности: подбор и расстановка кадров, метод требований, критика и самокритика, контроль, проверка исполнения и т.д.

В ходе написания данной работы были сделаны следующие выводы:

- вступая в производственный коллектив, человек принимает на себя определенные обязанности и ответственность за качественное выполнение соответствующей работы и за результаты работы коллектива, в целом (в какой-то мере). При помощи организационных методов определяется: место коллективов и отдельных работников в системе производства и управления; их права, обязанности и мера ответственности; способы координации их действий и взаимосвязи в процессе производства и управления;

- организационные методы управления имеют следующие особенности:

1. оказывают прямое воздействие на волю подчиненных, что проявляется в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязанности выполнения любого административного акта;

2. носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирования;

3. требуют наличия и использования контроля исполнения;

4. требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий.

- преимущества организационных методов: они эффективны в примитивных ситуациях; позволяют установить строгую дисциплину; обеспечивают выбранную технологию производства и управления;

- к недостаткам относятся: не способствует развитию творческого начала личности; приводят к концентрации власти; требуют обязательного оформления для всех принимаемых решений, что отрицательно влияет на время их реализации; часто негативно оцениваются персоналом;

- организационные методы закрепляют права, полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев управления, органов социальной защиты, социальных служб за конечный результат.

- они ориентированы на обеспечение “упреждающего” управленческого воздействия при решении задач социальных служб, определенных положениями и инструкциями.

Главная особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение. Эффективность методов во многом определяется наличием у специалистов определенных знаний и умений, на что клиент вправе рассчитывать.

На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Администрирование в социальной работе

Администрирование в социальной работе
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология

Цель изучения темы: изучение темы дает базовое понимание сути администрирования в социальных учреждениях, административных методов и административных полномочий.

2 Административные методы в социальных службах


Метод управления – это метод воздействия субъекта управления на объект по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления. Методы подразделяются на административные, экономические (вознаграждения и штрафы) и социально-психологические (поощрение, порицание и т.д.).
Вступая в производственный коллектив, человек принимает на себя определенные обязанности и ответственность за качественное выполнение соответствующей работы и за результаты работы коллектива, в целом (в какой-то мере). При помощи административных методов определяются:
– место коллективов и отдельных работников в системе производства и управления;
– их права, обязанности и мера ответственности;
– способы координации их действий и взаимосвязи в процессе производства и управления.
Административные (или организационно–распорядительные) методы управления имеют следующие особенности:
1. оказывают прямое воздействие на волю подчиненных, что проявляется в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязанности выполнения любого административного акта;
2. носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирования;
3. требуют наличия и использования контроля исполнения;
4. требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий.
Преимущества административных методов управления: они эффективны в примитивных ситуациях; позволяют установить строгую дисциплину; обеспечивают выбранную технологию производства и управления. К недостаткам относится: не способствуют развитию творческого начала личности; приводят к концентрации власти; требуют обязательного оформления всех принимаемых решений, что отрицательно влияет на время их реализации; часто негативно оцениваются персоналом. Административные методы управления подразделяются на: организационные (регламентирование, нормирование, инструктирование), распорядительные и дисциплинарные методы.
Организационные методы ориентированы на использование в типичных ситуациях. Сущность регламентирования заключается в установлении статуса и целей функционирования, полномочий, прав и ответственности, правил и критериев оценки деятельности объекта регламентирования. В качестве объекта регламентирования может рассматриваться: организация в целом (основной регламентирующий документ–устав организации);структурное подразделение (положение о подразделении); должность в аппарате управления (должностная инструкция); отношения между организацией и персоналом (правила внутреннего распорядка, правила приема на работу); технология выполнения управленческих работ (технологический паспорт, схемы документооборота в организации и подразделениях).
Нормирование как метод управления использует нормы, имеющие конкретное числовое выражение, и нормативы, которые носят общий, типовой характер и являются основой для разработки норм. Выделяют следующие основные виды нормирования:
1. численности, т.е. определения количества людей, необходимых для выполнения определенной работы;
2. выработки и обслуживания, т.е. определения количества выполняемых производственных операций в единицу времени, количества единиц произведенной продукции, количества обслуженных клиентов или оказанных услуг за определенное время;
3. управления, т.е. определения количества подчиненных у одного руководителя;
4. расхода ресурсов, т.е. определения количества ресурсов, расходуемых при выполнении какой-либо работы.
Целью инструктирования является ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого–либо задания. Виды инструктирования: ознакомление, совет, объяснение, предостережение, разъяснение. По форме осуществления инструктирование подразделяют на устное и письменное, индивидуальное и коллективное.
Распорядительные методы применяются при необходимости вмешаться в процесс производства и управления для устранения существующих отклонений или для реализации представившихся возможностей. Они осуществляются в следующих формах:

1. приказа – документа, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения заданий, указаны исполнители и условия выполнения этих заданий, а также определено должностное лицо, осуществляющее исполнения; издает приказ руководитель организации или должностное лицо, которому делегированы соответствующие полномочия;
2. постановления, которое принимается на уровне всего предприятия совместно администрацией и общественными организациями;
3. распоряжения – устного или письменного требования к подчиненным выполнить определенные виды работ с целью решения каких-либо вопросов (издаются, как правило, функциональными руководителями или линейными руководителями среднего уровня);
4. указания, которое осуществляется в устной форме, используется на низшем уровне управления.
Дисциплинарное воздействие в зависимости от страны регламентируется соответствующим Трудовым кодексом (ТК) в ЛНР или РФ или Кодексом законов о труде (КЗоТ) в Украине и применяется в случае невыполнения работником своих функциональных обязанностей. Право на его осуществление имеет только руководитель, выступающий в роли работодателя.

3 Административные полномочия

Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные управленческие действия в организации.
Полномочия предоставляются должности, а не лицу, ее занимающему в данный момент. В случае если человек меняет должность, то он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой. Однако полномочия не могут быть реализованы должностью, если ее не занимает человек, поэтому принято говорить о предоставлении полномочий конкретному лицу. Ограниченность полномочий является результатом существования в организации многоуровневой системы управления. Это вызывает необходимость рассмотрения отношений между уровнями полномочий, которые проявляются в виде двух общих типов. Они обозначаются как линейные и административные (аппаратные) полномочия, причем оба типа могут применяться в различных формах.
1. Линейные полномочия передаются непосредственно от руководителя к подчиненному и, при необходимости, далее, к другим подчиненным. Менеджер, наделенный линейными полномочиями, может действовать в пределах конкретной организационной структуры без согласования с другими руководителями. Примером в данном случае может быть работа начальника цеха на промышленном предприятии, круг прав и обязанностей которого позволяет ему действовать вполне автономно.
2. Административные полномочия базируются на делегировании различных функций аппарату управления. Последний может осуществлять деятельность по консультированию линейного руководства по вопросам технической политики, законодательства, работе с персоналом и т.д. Кроме этого, административный аппарат выполняет многочисленные функции обслуживания линейных подразделений по вопросам планирования, финансирования, материально-технического обеспечения, сбыта продукции. Наконец, существует определенная специфика деятельности аппарата управления. Речь идет о функциях помощников и секретарей, без работы которых трудно представить себе деятельность современного руководителя.
Разновидностями административных полномочий являются:
а) рекомендательные полномочия. Это вариант административных полномочий, при котором линейные руководители могут обращаться в соответствующие службы административного аппарата за советами и получать необходимые консультации, однако не обязаны их принимать к безусловному исполнению;
б) параллельные полномочия. Целью таких полномочий является установление системы сбалансированной власти, что способствует созданию действенного контроля и предотвращению ошибок в работе. Примером здесь может служить декларируемая в любом демократическом государстве независимость друг от друга трех основных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Вариант параллельных полномочий может применяться для контроля финансовых расходов на предприятии. Пример: необходимость наличия двух подписей (директора и главного бухгалтера) на платежных поручениях, направляемых в банк;
в) функциональные полномочия. Аппарат управления, наделенный функциональными полномочиями, может как начать, так и запретить выполнять определенный порядок действий по указанию менеджера. Это обычно связано с необходимостью соблюдения единого подхода к выполнению конкретной работы, например сбору исходных данных для последующего анализа по определенным формам бухгалтерского учета во всех цехах предприятия [26, c. 308– 320].
Общая тенденция увеличения объема полномочий направлена по восходящей: от низших уровней в системе управления к высшим. На средних и крупных современных предприятиях менеджеры более высокого звена могут выполнять свои обязанности лишь при условии, что они делегируют часть своих полномочий другим руководителям нижних уровней управления. Нет менеджеров, обладающих неограниченными полномочиями. Лимитирующими факторами здесь могут быть, например, законы, политика местных властей, профсоюзы, акционеры, учредители предприятия и т.д. Кроме того, менеджеры не могут делегировать подчиненным полномочия, которые противоречат нормам человеческой морали, этике и т.д. Делегирование задач и полномочий имеет как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным сторонам делегирования ответственности можно отнести следующие: менеджер освобождается от части функций исполнения и контроля; подчиненные проявляют творческий подход к делу; сотрудники приобретают навыки самостоятельной и ответственной работы. Отрицательные стороны делегирования: имеется угроза невыполнения работы, ухудшения ее качества; возможно появление конкуренции менеджеру среди отдельных сотрудников; усложняется процесс принятия окончательных решений.

Основная литература по теме:
1. Литвинцева Е.А. – Администрирование государственных услуг. Лицом к гражданам / Е.А. Литвинцева [и др.]. – М.: Проспект, 2016. – 112 с.
2. Паркинсон С.Н. – Законы Паркинсона / С.Н. Паркинсон. – М.: Прогресс, 1989. – 448 с.

50. Каковы методы социальной работы в системе органов социальной защиты?

В процессе деятельности органов социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы.

К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежат натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.

Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование – способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введение в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).

Нормирование – установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т. д.).

Инструктирование – наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование).

Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом в этой группе является убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример).

Методы, представленные в данной классификации, ориентированы на создание условий для решения задач социальной работы в процессе ее организации, позиция клиента при этом подходе пассивная: он испытывает воздействие на себя со стороны системы социальной работы.

Методы социальной работы с позиции взаимодействия клиента и социального работника. Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом. Способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе, существенно различаются в зависимости от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.

Но независимо от психологического подхода к пониманию личности назовем общие элементы, составляющие метод:

1) установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);

2) изучение и анализ проблемной ситуации;

3) определение целей и задач совместной работы;

4) видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и (или) самим собой;

5) оценка прогресса и результат совместной работы.

Разные индивидуальные подходы предполагают разные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т. п. Для эффективности данного метода важно учитывать, есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента.

Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.

Метод групповой социальной работы активно разрабатывался в 70-е гг. ХХ в. Особое значение имели результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.). К важнейшим выводам можно отнести следующие положения:

1) малая группа способствует выходу из роли "только слушателя";

2) в малой группе становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей;

3) в малой группе возможна обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом;

4) малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого.

Цель метода групповой работы – оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.

Реализация метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы. Например, категорию социокультурных групп составляют: группы восстановления, восстановления умений, образовательные, самопомощи. Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.

В зависимости от целей группы позиция социального работника может быть различной. Если группа ориентирована на достижение каких-либо общезначимых в широком правовом и гражданском контексте целей (например, открытие спортивной площадки в микрорайоне), то социальный работник выполняет роль организатора и координатора внешних связей группы. Если цель группы – расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет интенсивного и рефлексивного общения (например, тренинг коммуникативных навыков), то в этом случае социальный работник посредник внутригруппового взаимодействия.

Метод групповой социальной работы не имеет некоего "застывшего" вида, в настоящее время появляются новые оригинальные формы, такие как метод семейной терапии.

Метод общинной социальной работы основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне. "Община" (коммьюнити) – сложная социально-экономическая, культурно-историческая система групповой общности людей. Коммьюнити выполняет целый ряд функций по отношению к ее членам: социализации, взаимоподдержки, производства и распределения благ, социального контроля, т. е. всего того, что направлено на развитие жизненного сценария общины и личности. Приоритетные задачи общинной социальной работы: 1) развитие социальных связей в местной общине и организация системы взаимопомощи и кооперации определенной общности людей; 2) разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности различных организаций, связанных с вопросами социального благосостояния населения.

Реализация этих задач направлена на достижение главной цели – активизацию развития общности и улучшение модели ее жизнедеятельности. Основные принципы реализации метода общинной социальной работы: доступность сервиса, активное сотрудничество потребителей и сервиса помощи, межведомственный подход, поддержка и развитие новых инициатив, децентрализация контроля за бюджетом, подвижность. Формы реализации метода общинной социальной работы различны и особенно широко представлены в европейских моделях социальной работы (социальное планирование в Швеции, создание ассоциаций жильцов в Великобритании и т. д.

Для реализации данного метода социальному работнику приходится выполнять целый спектр ролей: адвоката, брокера, эксперта, социального ориентира, что в свою очередь требует широкой теоретической и практической подготовки. Особенно актуальны умения организации и проведения социологических исследований и социально-психологические методы работы. Зачастую решение проблем общины требует комплексного вмешательства специалистов – врачей, юристов, психологов и т. п.

Взаимосвязь факторов, влияющих на поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы, тем более что многие методы в практической плоскости пересекаются, и применение одного из них требует одновременного применения других.

Читайте также: