Радикальная социальная работа цели методы организации законодательное обеспечение

Обновлено: 07.05.2024

суждались такие разные проблемы, как план социального страхования, отношения между социальными работниками и рабочим дви­жением, угроза фашизма, социализм как со­циальная альтернатива. Рассматривались, хотя и реже, вопросы повседневной практи­ки, представлявшие интерес для низовых ра­ботников.

Радикальная практика в 60-х годах

Социальный и экономический климат этого десятилетия значительно отличался от обстановки 30-х годов. Теперь экономика переживала значительный подъем, и требо­вания перемен исходили от борцов за граж­данские права и негритянского освободитель­ного движения. Выступления в Детройте, Ньюарке, Лос-Анджелесе, а до этого борьба за гражданские права в Бирмингеме и Сальме создали обстановку, благоприятствовавшую проведению общественных реформ. Было до­стигнуто национальное согласие в том, что "государство всеобщего благосостояния" дол­жно заботиться о нуждах меньшинств. Благо­даря оздоровлению экономики в этот период была создана необходимая финансовая база для расширения сферы услуг и круга лиц, нуждающихся в поддержке.

Однако со временем стало ясно, что такие программы, как Программа помощи семьям с зависимыми детьми и Программа продоволь­ственных талонов, могли обеспечить совсем невысокий прожиточный минимум, да и то лишь в отдельных штатах. В других же реги­онах не удавалось предоставить необходимую помощь, которая удовлетворила бы хотя бы малую часть потребностей лиц с низкими до­ходами. Другие же программы, например план реконструкции городов, прямо угрожа­ли существующему жилищному фонду и социальным связям, сложившимся среди не­имущих.

В этот период радикальные практики строили свою работу, исходя из того, что "го­сударство всеобщего благосостояния" стре­мится усугубить зависимое положение бедно­ты, чтобы проще было контролировать ее поведение. Расширение круга лиц, имеющих право на пособия, имело целью ослабить об­щественное брожение. По существу, был вве­ден контроль государства над людьми. Предо­ставляя скудную помощь, организуя посещения обездоленных на дому с целью контролировать их поведение, оно низводило экономически активных граждан до положе­ния зависимых, пассивных получателей по­собий.

Радикалы ожидали, что, объединив уси­лия, беднейшие слои укрепят свои позиции и начнут выдвигать собственные требования. Первоочередными задачами радикалов было повышение качества предоставляемых услуг и пособий, расширение доступа к ним, урав­нивание в правах клиентов и бюрократии. Эти цели совпадали с теми, что ставили их предшественники в 30-х годах. И для тех и для других объектом перемен был не отдель­ный человек, а окружающая социальная об­становка. Но в 30-х годах анализ ситуации и социальные действия радикалов основыва­лись на классовом подходе, направленном против капиталистических общественных от­ношений, в 60-х же эта направленность была утрачена и сменилась реакцией на возраста­ние влияния и контроля со стороны государ­ства.

Современные трудности и приоритеты

Противоречивые требования радикалов 60-х годов, направленные против контроля со стороны государства и в то же время на рас­ширение государственной помощи, основы­вались на предположении, что бурное разви­тие экономики послевоенного периода будет продолжаться бесконечно. И только болез­ненные последствия нефтяного кризиса 1973 г., глубочайшие финансовые потрясе­ния, затронувшие все сферы жизни, застави­ли радикалов пересмотреть свои взгляды. В ходе анализа этих процессов зарождалась но­вая форма радикализма. Она была более гиб­кой, нежели деятельность радикалов 30-х го­дов, однако столь же идеологичной. Два известных специалиста в области политэко­номии — Дж. О'Коннор (1973) и И. Гоу (1979) считают, что при капитализме госу­дарство имеет две функции — накопление и легитимацию. Накопление, в которое они включают, в частности, общее и профессио­нальное образование, стимулирует процессы формирования капитала, роста производи­тельности труда и получения прибыли. Леги­тимация, которая предполагает, по их мне­нию, помимо прочего, разработку социальных программ и организацию при­ютов для бездомных, распространяется на со­здание проектов и услуг, направленных на сохранение социальной гармонии. Однако эти проекты и услуги не имеют никакого смысла для частного капитала. Они являются необходимыми, но непродуктивными расхо­дами. Поэтому существует потолок для затрат государства на социальные нужды, — ведь обязательность накопления капитала в ка-

РАДИКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 4

кой-то момент начинает превалировать над политическими соображениями. Однако, чем сильнее нажим со стороны рабочего клас­са, тем вероятнее расширение легитимных функций.

Такое видение ситуации позволило ради­калам работать в рамках "государства всеоб­щего благосостояния" и при этом не ощущать своей изоляции от других социальных сил, в частности от рабочего и женского движения. Кроме того, они получили возможность осва­ивать новые методы и практические приемы деятельности. В 80-е годы социальные дейст­вия радикальных социальных работников ох­ватывали: низовые профсоюзные организа­ции, которые отчасти были созданы из-за усилившихся среди социальных работников требований "индустриализации"; новые со­циальные проблемы, сочетающие в равной мере насущные нужды клиентов и борьбу против расизма и сексизма; непосредствен­ные политические действия, особенно уча­стие в выборных кампаниях; новые техники, нацеленные на подрыв существующих форм социального воспроизводства (т. е. манипу­лирования трудящимися и насильственного формирования рабочей силы).

Профсоюзное движение. Деятель­ность радикалов по созданию профсоюзов вы­звана тем, что резкое сокращение бюджетных ассигнований на социальные нужды и требо­вания повысить производительность труда означают подрыв самих основ социальной работы. Развернулись также дискуссии о классовом положении социальных и других профессиональных работников. Самооргани­зация стала важной внутрицеховой пробле­мой. В конце 70-х годов и в последующие десятилетия началось быстрое формирование профсоюзов. Именно благодаря социальным работникам окрепли многие профсоюзы, объ­единявшие служащих сферы здравоохране­ния, сотрудников государственных учрежде­ний на уровне муниципалитета, округа и штата. Активисты социальной работы отме­чали, что и внутри самих профсоюзов суще­ствуют бюрократические структуры, которые нуждаются в преобразованиях.

Новые социальные проблемы. Многие радикалы, в особенности участники феминистского движения и освободительной борьбы чернокожих, сосредоточились на разъяснении новых проблем, которые оста­лись за рамками социальных программ адми­нистрации Р. Рейгана. Среди этих про­блем — проблемы бездомных и голодающих, а также женщин, подвергающихся избиени­ям и другим видам жестокого обращения.

Сюда входят также проблемы защиты прав лесбиянок и гомосексуалистов (защита роди­тельских прав гомосексуалистов, оказание по­мощи гомосексуальным подросткам и т. п.).

Присущие радикалам подход и методы отличают постоянное внимание к социаль­ным факторам, порождающим проблемы, и убежденность в том, что решение этих про­блем возможно только в более широком контексте. Так.С. Шехтер (1982),рассматривая случаи нанесения побоев женщинам, подчер­кивает, что именно чувство полового превос­ходства вызывает мужское насилие. Точно так же радикальные исследователи проблемы бездомных неизменно говорят о ее расовом аспекте; они доказывают, что ее решение нужно искать в обеспечении жильем город­ской бедноты, среди которой чернокожие и испаноязычные составляют непропорцио­нально большую часть. Широкое и воинству­ющее общественное движение 80-х годов по­шло на убыль, в результате чего отношение к организаторской деятельности и работе с кли­ентами стало более спокойным. Однако соци­ально ориентированный и системный подход к таким проблемам, как жилье и занятость, остается отличительной чертой радикальной практики.

Непосредственные политические действия. Резкое сокращение социальных услуг и обострившаяся потребность бедней­ших слоев общества в получении помощи по­ставили агентства и их персонал в чрезвычай­но сложное финансовое положение. Поворот вправо в политике федеральных властей и администрации многих штатов и городов оз­начал, что при осуществлении более или ме­нее значительных мероприятий в области со­циального обеспечения нельзя полагаться на поддержку законодателей. Поскольку многие социальные движения и объединения потре­бителей, действовавшие на общественных началах, стали участвовать в избирательных кампаниях еще до 80-х годов, радикальные практики все чаще стали входить в избира­тельные комитеты.

Самым популярным было участие в кам­пании социального обслуживания, которая основывалась на регистрации клиентов в ка­честве избирателей агентствами, оказываю­щими им услуги. В результате большое число радикалов и других социальных работников непосредственно включились в выборную борьбу.

Это изменение стратегической линии, резкий отход от неучастия в избирательных кампаниях, характерного для 60-х годов, бы­ли положительно восприняты многими ради-

РАДИКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

калами. Однако часть по-прежнему скепти­чески относилась к избирательной деятель­ности и активной поддержке Демократиче­ской партии. Большинство радикалов признало, что нужно продолжать борьбу и искать правильное соотношение между поли­тической активностью в предвыборных кам­паниях и повседневной практической соци­альной работой.

Нововведения в методике рабо­ты. Серьезный поворот в радикальной прак­тике в последние годы состоял в том, что уси­лилось внимание к поискам альтернативных систем оказания услуг и новых методов прак­тической работы. Так, социальные работни­ки сосредоточились на многочисленных, чи­сто практических проблемах, используя их в широкой стратегии борьбы за перемены. Многие из существующих альтернативных программ социальных услуг находятся под влиянием идей общественного контроля и ан­тицеховых настроений, унаследованных от 60-х годов. Это касается проблем, связанных с нанесением побоев женщинам, сексуальны­ми посягательствами, юридическими услуга­ми, особенно для таких уязвимых групп, как чернокожие и лица латиноамериканского происхождения, а также лесбиянки и гомо­сексуалисты. Речь идет также о проблемах борьбы с голодом и оказании помощи бездом­ным. Для таких программ характерны урав­нительный подход в организации и оплате труда (равной или несущественно отличаю­щейся для профессионалов и канцелярских служащих), информирование персонала и клиентов по всем злободневным социальным вопросам и совместное принятие решений.

Осуществляются и более широкие, хотя и нескоординированиые, попытки пересмот­реть подход к непосредственной практиче­ской работе. Эти попытки сопровождаются социальной критикой тех форм вмешательст­ва, которые чаще всего применяются на прак­тике, и призывами находить новые методы терапии. Критики часто указывают на то, что без внимания остаются социальный контекст проблем и его воздействие на поведение чело­века. Особенно настойчиво говорят об этом практики, занятые вопросами расы, пола и сексуальных предпочтений (Д. Вивер, 1982; Э. Норман и А. Маркузо, 1980; С. Поттер и Т. Дарти, 1981). Однако далеко не все зани­мают радикальную позицию по другим про­блемам практической социальной работы. Например, некоторые феминистские крити­ки практической социальной работы не инте­ресуются отношениями классов или глобаль­ными проблемами политической экономии.

Вместе с тем их заботы частично пересекают­ся с требованиями радикалов, выступающих с позиций социализма и феминизма, когда речь идет о помощи семье, диагностике соци­альных проблем и роли женщин. Общепризнана необходимость расширить диагностику и практическое вмешательство, с тем чтобы лучше представлять, как расовая принадлеж­ность, пол и сексуальные предпочтения вли­яют на проблемы индивида и его способность к адаптации.

Критика существующей практики все бо­лее активно ориентирует общественное мне­ние на методы П. Фрейра (1973). Он высту­пал за свободное взаимодействие между преподавателями и студентами, профессио­налами и клиентами. Не отрицая приоритет квалификации в этом взаимодействии, пре­увеличением которого грешили прежние ра­дикальные оценки практической работы, П. Фрейр создал концептуальную схему, ос­вобождающую профессионала и клиента от присущих им ролей (подавляющего и подав­ляемого) . Он предложил подход, предполага­ющий сочетание критической оценки с пол­ноценным диалогом, соответствующим языку и культуре клиента.

Радикалы в США продемонстрировали на практике, что система П. Фрейра откры­вает широкие возможности для нововведений и привнесения политической злободневности в повседневную социальную деятельность. Они утверждают, что соединение решения проблем отдельных клиентов и организатор­ских действий дает практическим работни­кам возможность участвовать и в личностных отношениях, и в социальных процессах. А это прямой выход на крупные политико-эконо­мические проблемы. Будущее покажет, уда­стся ли распространить новые подходы на бо­лее широкий круг социальных работников, занятых в различных учреждениях. Для этого необходимо, чтобы радикалы, продолжая увязывать практику с политическим и эконо­мическим контекстом, одновременно уточня­ли методику конкретных межличностных взаимоотношений, с тем чтобы предлагаемая ими альтернатива была привлекательной для социальных работников.

Социальная реабилитация — процесс восстановления статуса человека в обществе. Из-за безработицы, инвалидности, миграции, ареста он может оказаться в непростой ситуации, без денег и возможности заработка, поддержки и понимания. Задача специалиста по социальной реабилитации — помочь людям вернуться к нормальной жизни.

Что такое социальная реабилитация

Специалист соцслужбы работает с людьми разного возраста: детьми, взрослыми, пожилыми. Работа с каждой группой требует своей специфики:

- с несовершеннолетними: социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация;

- со взрослыми и пожилыми: социально-психологическая и трудовая реабилитация;

- с семьями или коллективом: составление и реализация индивидуальной программы.

Кроме того, специалист проводит консультации коллег из частных и государственных учреждений социальной сферы, проводит тренинги, занимается развитием направления.

Социальная реабилитация может быть как групповой: мастер-классы, клубные занятия, кружки, беседы, развивающие занятия, так и индивидуальной: консультации, диагностика, психотерапевтические мероприятия.

Что входит в обязанности специалиста

Процесс реабилитации состоит из пяти этапов:

Диагностико-прогностический — определение потенциала человека, диагностика его состояния, составление программы. Специалист анализирует поступившую в соцслужбу информацию, общается с родственниками и ближайшим окружением подопечного, проводит экспертизы с врачами.

Выбор оптимальных технологий, форм и методов работы, составление плана реабилитации. Как правило, на этом этапе специалист использует полученную на первом этапе информацию и привлекает других специалистов.

Подготовка к непосредственной работе с подопечными.

Работа с подопечными, коррекция программы, мониторинг прогресса.

Экспертно-оценочный — научно-методический контроль реабилитации.

Немаловажной частью работы специалиста можно считать ведение документации: отчетов, актов, программ, поэтому умение пользоваться компьютером, знание офисных программ и грамотная речь будут преимуществом для сотрудника.

Виды социальной реабилитации

Есть несколько видов социальной реабилитации. Выбор того или иного зависит от проблемы, с которой столкнулся человек.

Социально-психологическая — восстановление психологического и психического здоровья, улучшение отношений с родственниками и ближайшим окружением, выявление потенциальных возможностей человека, психотерапия в разных формах.

Социально-медицинская — восстановление или формирование новых навыков полноценной жизни, помощь в организации быта, ведения домашнего хозяйства с новыми обстоятельствами. Часто перекликается с психологической реабилитацией, потому что человеку, например, ставшему инвалидом, трудно смириться с новой действительностью.

Социально-педагогическая — организация педагогической помощи при нарушениях способности человека к обучению, разработка и использование подходящих методик и образовательных программ.

Профессиональная и трудовая — восстановление утраченных или формирование новых трудовых навыков у человека, помощь в поиске подходящей работы, привитие новых увлечений.

Социально-средовая — помощь человеку, оказавшемуся в новой для него социальной среде, составление распорядка дня.

Специфика работы специалиста по реабилитации в том, чтобы подопечный и его близкие были всегда чем-то заняты, могли обслуживать себя и у них был четкий план действий как на ближайшее, так и на далекое будущее. Цель соцработника — научить людей самостоятельно принимать решения в новых обстоятельствах.

Кому подойдет эта профессия

Если говорить о профессиональных компетенциях, то специалист по реабилитации должен:

знать законы гражданского, трудового, семейного кодексов, закон о защите персональных данных и уметь ими пользоваться;

понимать и применять разные методы и технологии реабилитационной работы, правила оказания паллиативной помощи;

уметь разрешать конфликты и этично общаться с людьми с ограниченными возможностями здоровья;

изучать и обновлять знания в сфере профессиональной диагностики, теории и практики трудовой и социально-психологической реабилитации.

По профстандарту специалист по реабилитационной работе в социальной сфере должен иметь высшее образование (психология, социальная работа, дефектологическое и психолого-педагогическое образование) и не реже чем раз в пять лет повышать квалификацию по программам дополнительного профессионального образования.

Работа подойдет социальному работнику, который хочет повысить свой доход и квалификацию, заниматься результативным трудом, мотивировать и вдохновлять людей, оказавшихся в сложной ситуации.

Как стать специалистом по социальной реабилитации

Если вы психолог, педагог, врач, но хотите заниматься прицельно социальной реабилитацией, вы можете пройти профессиональную переподготовку в АБиУС - это заочное дистанционное обучение, где за два месяца вы узнаете и о нормативно-правовом обеспечении реабилитационной и абилитационной работы, и о том, как работать с людьми разного возраста и социального статуса, и о том, как оценивать эффективность этой работы. После обучения слушатель получает диплом о профессиональной переподготовке и может работать в любой соответствующей организации России.

Читайте также: