Работник опоздал работодатель предъявил ему много претензий и заявил что с этого же дня уменьшит

Обновлено: 16.06.2024

Опоздание как дисциплинарный проступок.

Режим рабочего времени включает в себя в том числе время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки и т. д. и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР) согласно трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для сотрудников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, – трудовым договором (ст. 100 ТК РФ).

Рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с ПВТР и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени (ст. 91 ТК РФ).

Все сотрудники обязаны соблюдать установленный режим рабочего времени. Опоздание на работу расценивается как нарушение этого режима, то есть дисциплинарный проступок, за что работодатели и привлекают работников к дисциплинарной ответственности.

Дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 189 ТК РФ).

Напомним, что согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор; по соответствующим основаниям.Какое взыскание применить, решает сам работодатель.

Важно, чтобы при этом соблюдалась процедура привлечения к дисциплинарной ответственности, установленная ст. 192 и 193 ТК РФ. И одним из обязательных условий процедуры привлечения является учет тяжести совершенного проступка.

Неоднократность опозданий.

Как бы негативно работодатели не относились к опозданиям, не стоит сразу привлекать работника к ответственности, тем более увольнять, если он опаздывает крайне редко или опоздал на 5 – 10 минут. Ведь в силу ст. 192 ТК РФ при наложении дисциплинарного взыскания следует учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Например, один сотрудник опоздал на работу на 6 минут. Приказом генерального директора к нему было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за нарушение положений трудового договора и ПВТР. Сотрудник решил данный приказ оспорить. Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из незначительного времени его опоздания на работу (6 минут), отсутствия негативных последствий для организации в связи с опозданием.

Судебная коллегия с данным выводом суда согласилась, поскольку при наложении дисциплинарного взыскания работодатель не учел тяжесть совершенного проступка, чего требует п. 5 ст. 192 ТК РФ. Отсутствие на рабочем месте в течение 6 минут является малозначительным дисциплинарным проступком, доказательств наличия негативных последствий, связанных с ним, работодатель не представил.

Работодатель пытался доказать, что работник опаздывал неоднократно, однако изданным приказом истец привлечен к дисциплинарной ответственности за единичное опоздание на работу 24.06.2015, а не за систематическое нарушение трудовой дисциплины (Апелляционное определение Суда Еврейской автономной области от 29.01.2016 по делу № 33-53/2016).

В другом случае сотрудник опаздывал на работу неоднократно. При этом каждый раз работодатель составлял акт об отсутствии на рабочем месте и запрашивал объяснения. В результате сотрудника сначала два раза привлекали к дисциплинарной ответственности в виде замечания. После очередного опоздания он был уволен по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания.

Таким образом, работодатель учел неоднократный характер опозданий сотрудника, что и послужило поводом к его увольнению. Суд пришел к выводу, что у работодателя имелись основания для расторжения с работником трудового договора, процедура привлечения к дисциплинарной ответственности при этом была соблюдена. Апелляционная инстанция данное решение оставила без изменений (Апелляционное определение Московского городского суда от 04.10.2016 по делу № 33-39078/2016).

Уважительность причины опоздания.

Поскольку дисциплинарным проступком будет только опоздание по неуважительной причине, если работник докажет в суде, что причина была уважительной, привлечение к дисциплинарной ответственности признают незаконным.

Надо отметить, что большинство опозданий в последние годы связаны с транспортом. И здесь работодателю нужно принимать решение, в каких случаях причину опоздания считать уважительной, а в каких – нет. Одно дело, когда дорога сотрудника от дома до работы периодически сопряжена с пробками и он, зная это, не заботится и не выходит заранее, и другое, когда в пути случается форс-мажор.

Так, работница была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания в связи с тем, что опоздала на работу на 37 минут по причине затруднения движения транспорта, связанного с чрезвычайной ситуацией. Она обратилась в суд с требованием признать приказ работодателя незаконным и суд иск удовлетворил.

К сведению.

Однако согласно решению Московского городского суда работодатель допустил другую ошибку и неправильно провел процедуру увольнения. В частности, увольняя работника за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), работодатель на момент совершения работником дисциплинарного проступка – опоздания на работу во второй раз – еще не привлек к дисциплинарной ответственности за опоздание на работу в первый раз. Увольнение было признано незаконным.

Опоздания работников, конечно же, могут быть вызваны не только транспортными коллапсами, но и любыми другими причинами.

В частности, служащей был объявлен выговор за опоздание на час. Приказ о привлечении к ответственности она решила обжаловать в суде. По словам истицы, ее опоздание было обусловлено более длительным, чем обычно, диспансерным обследованием. При этом о факте и причинах своего опоздания она предупредила своего непосредственного руководителя, до издания оспариваемого приказа дала объяснения по указанным обстоятельствам, представила работодателю справку о беременности.

Суд установил, что истица действительно состоит на диспансерном учете и находилась в поликлинике по направлению врача. Кроме того, было установлено, что она пыталась дозвониться до руководителя и предупредить об опоздании. Делать это накануне она не стала, поскольку полагала, что успеет прибыть на службу к началу рабочего времени. В связи с непредвиденной длительностью медицинского обследования, поняв, что не успевает прибыть к началу рабочего времени, она приняла меры, чтобы известить об этом непосредственного руководителя по телефону.

В результате суд пришел к выводу, что причина опоздания уважительная и служащая была вынуждена опоздать на работу в силу не зависящих от нее обстоятельств (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.07.2015 № 33 9329/2015 по делу № 2 1751/2015).Оценить уважительность причины работодатель может, исходя из объяснительной записки работника, которую нужно затребовать до применения дисциплинарного взыскания. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, составляют соответствующий акт (ч. 1 ст. 193 ТК РФ).

Обратите внимание.

Непредоставление работником объяснений не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Недоказанность проступка.

Как уже было отмечено, в силу п. 53 Постановления № 2 работодатель в случае судебных споров должен представить доказательства того, что работник совершил дисциплинарный проступок. Что же это за доказательства?

В первую очередь – акт об отсутствии работника на рабочем месте, докладная или служебная записка непосредственного руководителя. Кроме того, могут быть представлены письменные распечатки с электронной системы контроля входа и выхода, показания свидетелей. Но и это еще не все.

Поскольку опозданием считается отсутствие в рабочее время на рабочем месте, не только должен быть установлен режим рабочего времени сотрудника – требуются доказательства того, что он с этим режимом ознакомлен под подпись.

Рассмотрим Апелляционное определение Свердловского областного суда от 08.09.2016 по делу № 33 14723/2016. Работнице дважды объявляли выговор за опоздание (одно на 17 минут, а другое на 11 минут), после чего она была уволена. После обращения в суд ее восстановили. А причиной послужило следующее.

При заключении с работницей трудового договора в качестве рабочего места было определено структурное подразделение ***. В разделе 7 трудового договора стороны согласовали, что режим труда и отдыха регламентируется ПВТР, п. 5.1 которых установлено, что графики работы подразделений формируются с учетом их специ­фики приказом работодателя.

Суд установил, что истице вменяется нарушение п. 5.1 ПВТР, выраженное в опоздании на работу на 17 минут и на 11 минут (соответственно). В качестве оснований указаны докладная записка заведующей аптекой, акт об отказе от дачи письменного объяснения, служебная записка заместителя директора.

Графики работы, приказы об их утверждении в материалах дела отсутствуют, как и иные документы, свидетельствующие об ознакомлении истицы с режимом труда и отдыха, то есть не выполнены требования ч. 2 ст. 189 ТК РФ.

Обратите внимание.

Согласно ч. 2 ст. 189 ТК РФ работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Невыполнение работодателем условий п. 5.1 ПВТР – неиздание приказа, устанавливающего режим труда и отдыха, а также необеспечение надлежащего ознакомления работника с условиями труда и отдыха – исключает возможность привлечения к дисциплинарной ответственности за проступки согласно приказам, поскольку исключает само событие указанных в приказах проступков.

Документы, обозначенные в качестве основания в приказе, также представлены не были.

Требование о предоставлении объяснительной, направленное почтой, получено истицей уже после применения дисциплинарного наказания.

Не была доказана и неоднократность привлечения к дисциплинарной ответственности для увольнения по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

С учетом всех обстоятельств суд первой инстанции принял решение о незаконности приказов о привлечении работницы к дисциплинарной ответственности и ее восстановил, а апелляционная инстанция с ним согласилась.

Повторное взыскание.

Итак, наиболее подходящим основанием увольнения за опоздания является п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. И здесь работодатели также допускают нарушения.Согласно п. 33 Постановления № 2 при разрешении споров в связи с увольнением по п. 5 ч. 1 ст. 81 следует учитывать, что работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по данному основанию при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено.

Одним из обязательных условий увольнения по п. 5 ч. 1 ст. 81 является соблюдение процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности при обнаружении и первого, и второго нарушения.

Издание двух приказов – о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения и о расторжении трудового договора – не является нарушением трудового законодательства (Письмо Роструда от 01.06.2011 № 1493 6 1).

Издать приказ можно, если со дня обнаружения проступка прошло не более одного месяца. При этом в указанный срок не включается время болезни работника, пребывания его в отпуске (к отпуску, прерывающему месячный срок, относятся все виды отпусков, предусмотренные законодательством), время, предоставляемое для соблюдения процедуры учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (п. 34 Постановления № 2).

На основании приказа вносится запись в трудовую книжку:

Трудовой договор расторгнут в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии у него дисциплинарного взыскания, пункт 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Независимо от сферы деятельности, любая компании может столкнуться с ситуацией, когда сотрудник по каким-то причинам стал приходить в офис (на производство) не вовремя. Если такое случилось однажды, ничего страшного не произойдет. Но, когда работник фирмы регулярно опаздывает на работу, он вносит раздрай в деятельность коллектива и ставит под угрозу развитие бизнеса. Руководитель и HR-специалист должны быть готовы эффективно решать подобные проблемы.

Рассмотрим законные методы привлечения опаздывающих сотрудников к ответственности и разберем основные причины, по которым специалисты компании допускают подобные нарушения. Иногда стоит потратить время, чтобы докопаться до истины, а не поспешно наказывать людей по всей строгости.

Тамара Федорова

действия работодателя если работник опоздал на работу

почему люди опаздывают на работу причины

Чаще всего опоздания носят несистематический характер: только 12% жителей России пренебрегают правилами трудового распорядка каждую неделю, остальные пару раз в месяц (20%) или в год (28%). Самыми пунктуальными, согласно опросу, оказались мужчины. А если говорить о возрастном диапазоне – люди старше 50 лет.

Похвастаться тем, что сотрудники не опаздывают на работу, смогли только 4% опрошенных руководителей. При этом они пояснили, что в их компаниях введена система штрафов: 100 рублей за каждую минуту отсутствия. Собранные средства идут на общее благо: кофе, чай, сладости. Интересно, что больше десяти минут никто из персонала еще не прогуливал.

Что делать с опаздывающими работниками

Когда человек один раз задержался по пути в офис и назвал уважительную причину свое отсутствия, руководителю стоит на это обратить внимание, но не наказывать человека. В жизни каждого из нас случаются форс-мажорные ситуации, эмпатия недаром названа важным навыком современного управленца.

Мы говорим о тех случаях, когда несвоевременное прибытие стало нормой. Как поступить HR-менеджеру и директору, когда сотрудник систематически опаздывает? Лишить премии, объявить выговор, уволить – какими способами можно заставить человека приходить вовремя?

Наказание за то, что сотрудник постоянно опаздывает, должно быть соизмеримо проступку.

Уволить человека за то, что он где-то задержался и не пришел в назначенное время на работу, нельзя. Расторжение трудового договора, согласно ТК, допустимо за прогул. Первый шаг – сделать замечание за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка.

как сделать чтобы сотрудник не опаздывал

Если сотрудник не хочет признавать нарушение либо категорически против подписывать приказ, составьте соответствующие акты. По закону на это дается два дня с того момента, как работник выразил отказ, по истечении данного срока документы потеряют юридическую силу.

Как зафиксировать тот факт, что сотрудник часто опаздывает на работу:

  • Непосредственный руководитель может составить служебную (докладную) записку на имя директора или начальника отдела кадров, где подробно рассказать о несвоевременном приходе подчиненного на работу. Также это вправе сделать и коллега хронически опаздывающего человека.
  • Если на предприятии действуют электронные пропуска, распечатка из системы подтвердит факт регулярного нарушения дисциплины.
  • Еще один вариант – составить акт об отсутствии сотрудника на рабочем месте.

Помните, что наказывать дважды за одно нарушение запрещено. Кроме того, работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание только в течение 30 дней с момента совершения проступка.

Как организовать рабочий процесс, чтобы работники не опаздывали

№1. Мотивация пунктуальных работников. Еженедельное, ежемесячное или ежегодное поощрение тех, кто ответственно относится к выполнению своих обязанностей и соблюдает внутренний трудовой распорядок, подстегнет нарушителей к исправлению своего поведения. Если в компании нет средств для материального стимулирования, воспользуйтесь нематериальными методами. Например, объявите благодарность на общей планерке или предоставьте дополнительный выходной день к отпуску.

№3. Последовательность в требованиях. В правилах внутреннего трудового распорядка должны быть четко прописаны часы прихода персонала в офис и время окончания работы. Убедитесь, что каждый сотрудник ознакомлен под роспись с данным документом. Реагируйте на нарушения независимо от того, как вы относитесь к каждому члену коллектива в отдельности. Без поблажек, даже если взял за привычку задерживаться самый хороший специалист компании.

№4. Выяснение первопричины. Опоздания могут быть вызваны разными факторами: человек застрял в лифте, внезапно почувствовал себя плохо, попал в автомобильную пробку. Иногда люди стесняются рассказать о том, что дома у них есть член семьи, который требует постоянный уход. Вынести замечание вы всегда успеете, важно понять, почему так происходит.

№6. Наблюдение и фиксация. Если дела плохи, и возникают сложности, как оформить сотрудников которые опоздали на работу, ведите строгий учет времени. Электронная система пропусков, запись прибывающих в офис при входе, установка специализированного программного обеспечения – сегодня есть масса способов, как наладить ритм деятельности в офисе.

№7. Обучение. Запишите хронически опаздывающих сотрудников на курсы по тайм-менеджменту. Управление временем – полезный навык, который пригодится любому. И в работе, и в быту.

Если перечисленные способы не принесли положительного эффекта, переходите к жестким мерам. Все участники команды равны в своих правах и обязанностях, они должны выполнять правила, принятые в компании, и следовать корпоративной этике. Решили нарушать – пусть готовятся понести справедливое наказание. Закон на стороне работодателя. Сотрудник хочет уйти от ответственности? Ссылайтесь на статью 193 ТК РФ. Донесите до каждого работника, что несколько опозданий грозит увольнением.

Часто задаваемые вопросы

Сотрудник туристической фирмы регулярно опаздывает и уже неоднократно получал замечания от руководства. Может ли директор его уволить?

Да, но после того как будет документально зафиксировано неоднократное нарушение трудовой дисциплины.

Как поступить, если работник, направленный в командировку, опоздал на самолет или поезд по неуважительной причине?

Первый шаг – отменить командировку. Достаточно взять объяснительную с сотрудника и издать соответствующий приказ. Шаг второй – удержать стоимость пропавшего билета. Работник может заявить, что не хочет лишаться части заработной платы. В таком случае возместить ущерб, причиненный компании, можно в судебном порядке.

Сотрудник опоздал на работу впервые, руководитель компании предъявил ему много претензий, в том числе заявил, что уменьшит размер зарплаты. Правомерны ли действия начальника?

Вывод

Когда сотрудник постоянно опаздывает, нельзя делать вид, что ничего не происходит. Администрация предприятия должна бороться с подобной ситуацией и своевременно принимать объективное решение по каждому нарушителю. Если работники компании отличаются пунктуальностью, профилактические действия тоже не будут лишними. Помните, развитие бизнеса напрямую зависит от того, как в команде относятся к соблюдению трудовой дисциплины. Приходить и уходить вовремя – обязанность персонала.

В этом кейсе я делаю акцент не на проблеме опоздания, а на всех возможных мелких проступках, которые может совершить ценный сотрудник. Поэтому, читая пост, вместо опоздания можете подставить любой другой проступок, который плюс-минус равносилен по значимости.

Для начала стоит разобраться с правилом, которое было нарушено. Итак, требование приходить на работу вовремя - это ваша шалость, система или обоснованная необходимость?

Если результативность сотрудника никак не зависит от времени прихода на работу, и компания никак не пострадает от свободного графика посещения, стоит ли на этом аспекте останавливать внимание? Хороший вопрос, на который вам нужно найти ответ.

Если все же для требования есть обоснования - идем дальше.

Это супер-эксперт, либо это человек, который вам приятен в общении, либо это обычный сотрудник, но вы от него зависимы и приходится идти на уступки? Это второй важный вопрос, на который стоит ответить.

Третий вопрос: “есть ли у этого ценного сотрудника объективные причины регулярных опозданий?”. Не удивляйтесь, даже регулярные проступки могут иметь объективную причины.

К примеру, в моей практике было два сотрудника, причины регулярных опозданий которых я считаю объективными и стоящими:

1) Сотрудник утром отводил ребенка в садик. Ситуация полностью была независима от него. Так, он мог прийти в садик раньше, но ему приходилось ждать воспитателя, который мог опоздать. Он всегда прибегал впритык и часто опаздывал.

2) Сотрудница хотела завтракать вместе с мужем и ехать на работу вместе с ним. Но, так как у ее мужа был более свободный график, он не спешил, и она из-за него опаздывала.

Второй пример может показаться достаточно сомнительным, но, во-первых, мы говорим про ценных сотрудников, и раз так, нам приходится рассматривать все их просьбы, независимо от глупости. Во-вторых, для сотрудника был важен аспект “семья” и “завтрак с мужем”, и для компании это очень дешевый способ мотивации (удовлетворить главный мотиватор сотрудника). В-третьих, эта причина совпала с моими ценностями: я за семью, за совместный завтрак, за крепкие отношения. Поэтому, мне не составило труда понять ее мотив и удовлетворить его. Я считаю ее опоздания оправданными и правильными.

Возможно вы сами спровоцировали сотрудника опаздывать?

Так, если в компании не было правила приходить вовремя, все приходили и приходят, как хотят, виноват ли сотрудник в его опоздании? Несомненно, его вина есть, но стоит ли начинать решение проблемы именно с его персоны.

Лирическое отступление

Как я писал в одной из своих предыдущих статей, руководителя иногда посещает просвещение, ему надоедает бардак, и он принимает решение жить по новому. Чаще всего это происходит на выходных… Он приходит в понедельник на работу, встает возле дверей и начинает ловить и вычитывать нарушителей. Так сказать, приводит их в тонус. Но, этот подход крайне неправильный и кроме как удивления и демотивации ничего не вызовет.

Поэтому, возвращаясь к теме вопроса, если ранее структура работала расхлябанно и люди приходили кто когда хотел, стоит начать с изменения действующих подходов и правил, а не с нарушителя.

Несмотря на то, что я за систему, при этом я неоднократно использовал подход “вывод сотрудника из-под действия регламента”. То есть, я отменял для него какое-то правило, и оно больше на него не распространялось.

При таком подходе руководителя могут посетить такие опасения:

Я считаю, что руководитель имеет полный объем полномочий на определение условий сотрудничества со своими подчиненными. Он имеет право определять, кто и когда должен приходить на работу, кому и какое задание поручать, кого и чему обучать/развивать, … . Если у него таких полномочий нет - такой руководитель является неполноценным и не может на 100% нести ответственность за результаты вверенных сотрудников и структуры в целом.

Поэтому, если вы руководитель и вас терзает сомнение “могу ли я это решать”, ответ - “можете” (если вам это прямо не запрещено).

Но, допустим, что правило “приходить на работу вовремя” установлено директором и распространяется на всю компанию. Тогда, конечно, не стоит своим словом отменять это правило (этого делать нельзя). Но, и оставлять все как есть и отвечать сотруднику “ну, такие правила… ничего поделать не могу” - также нельзя. Так что же делать? Пойдите к тому, кто установил это правило и согласуйте индивидуальные условия для вашего сотрудника.

Важно! Подготовьте достаточно аргументов, чтобы ваши обоснования не звучали так: “он хороший сотрудник и я им доволен”. Вы должны на цифрах показать, чем именно он хорош, и как его работа влияет на результаты компании.

Не забывайте, что правила созданы для того, чтобы помогать компании достигать нужных результатов. Если правило оказывает на какого-то сотрудника прямо противоположный результат, это означает, что, либо правило неадекватно, либо сотрудника нужно выводить из-под него. Так, если для сотрудника важно завтракать в кругу семьи и этот сотрудник действительно ценный - компания должна пойти на уступки и для него отменить это правило.

Да, если просто взять и, одних наказывать за опоздания, а других нет, сотрудники будут обижаться. Поэтому, мы не должны наши индивидуальные условия оставить в тайне от коллектива.

После того, как было принято решение об индивидуальных условиях одного из сотрудников, вам нужно провести небольшое информационное собрание, на котором вы:

- объявите об этом решении;

- объясните вашу логику.

Последний пункт самый важный. Вам нужно понятно объяснить людям, почему именно для Иванова вы готовы пойти на отмену правила. Вы должны рассказать: “так как Иванов идеально выполняет свою работу (и это должно подкрепляться цифрами), я для таких сотрудников готов на любые индивидуальные условия. И, если кто-то хочет такого-же подхода, его показатели должны быть такие же хорошие”.

P.S. Нужно постараться все рассказать как есть, но не обязательно. Так, к примеру, если сотрудник не хочет, чтобы причина по которой ему изменяют график, стала публичной, вы этот момент должны упустить. Ведь, не все ли равно для коллектива, почему ему нужно приходить позже/раньше, коллектив интересует почему вы идете на уступки именно ему, а всем остальным нет.

Да, захотят. Но, давайте немного изменим терминологию и смысл. Мы не “разрешаем опаздывать” - мы “устанавливаем индивидуальный график” для сотрудника.

К примеру, у меня работал сотрудник, который всегда опаздывал и просто не мог не опоздать. Попытка сдвинуть график его работы на +1 час (начало рабочего дня сделать не в 9, а в 10) ни к чему не привела - он все равно опаздывал на стандартные для него 5-15 минут. Тогда, я пошел на более гибкий подход. Я ввел для сотрудника график отработки нужного количества часов и лишил его необходимости опаздывать (его функционал это позволял). Он мог прийти в любое время, но должен был отработать ровно 8 часов (плюс час обеда). Это сработало, вопрос был решен. И, что самое интересное, сотрудник начал приходить раньше, так как перспектива сидеть допоздна его не очень радовала.

Вывод: если сотрудник ценен - он может быть избавлен от действия какого-либо правила и регламента, если это не повлияет на эффективность работы (его и структуры в целом).

Независимо от сферы деятельности, любая компании может столкнуться с ситуацией, когда сотрудник по каким-то причинам стал приходить в офис (на производство) не вовремя. Если такое случилось однажды, ничего страшного не произойдет. Но, когда работник фирмы регулярно опаздывает на работу, он вносит раздрай в деятельность коллектива и ставит под угрозу развитие бизнеса. Руководитель и HR-специалист должны быть готовы эффективно решать подобные проблемы.

Рассмотрим законные методы привлечения опаздывающих сотрудников к ответственности и разберем основные причины, по которым специалисты компании допускают подобные нарушения. Иногда стоит потратить время, чтобы докопаться до истины, а не поспешно наказывать людей по всей строгости.

Тамара Федорова

действия работодателя если работник опоздал на работу

почему люди опаздывают на работу причины

Чаще всего опоздания носят несистематический характер: только 12% жителей России пренебрегают правилами трудового распорядка каждую неделю, остальные пару раз в месяц (20%) или в год (28%). Самыми пунктуальными, согласно опросу, оказались мужчины. А если говорить о возрастном диапазоне – люди старше 50 лет.

Похвастаться тем, что сотрудники не опаздывают на работу, смогли только 4% опрошенных руководителей. При этом они пояснили, что в их компаниях введена система штрафов: 100 рублей за каждую минуту отсутствия. Собранные средства идут на общее благо: кофе, чай, сладости. Интересно, что больше десяти минут никто из персонала еще не прогуливал.

Что делать с опаздывающими работниками

Когда человек один раз задержался по пути в офис и назвал уважительную причину свое отсутствия, руководителю стоит на это обратить внимание, но не наказывать человека. В жизни каждого из нас случаются форс-мажорные ситуации, эмпатия недаром названа важным навыком современного управленца.

Мы говорим о тех случаях, когда несвоевременное прибытие стало нормой. Как поступить HR-менеджеру и директору, когда сотрудник систематически опаздывает? Лишить премии, объявить выговор, уволить – какими способами можно заставить человека приходить вовремя?

Наказание за то, что сотрудник постоянно опаздывает, должно быть соизмеримо проступку.

Уволить человека за то, что он где-то задержался и не пришел в назначенное время на работу, нельзя. Расторжение трудового договора, согласно ТК, допустимо за прогул. Первый шаг – сделать замечание за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка.

как сделать чтобы сотрудник не опаздывал

Если сотрудник не хочет признавать нарушение либо категорически против подписывать приказ, составьте соответствующие акты. По закону на это дается два дня с того момента, как работник выразил отказ, по истечении данного срока документы потеряют юридическую силу.

Как зафиксировать тот факт, что сотрудник часто опаздывает на работу:

  • Непосредственный руководитель может составить служебную (докладную) записку на имя директора или начальника отдела кадров, где подробно рассказать о несвоевременном приходе подчиненного на работу. Также это вправе сделать и коллега хронически опаздывающего человека.
  • Если на предприятии действуют электронные пропуска, распечатка из системы подтвердит факт регулярного нарушения дисциплины.
  • Еще один вариант – составить акт об отсутствии сотрудника на рабочем месте.

Помните, что наказывать дважды за одно нарушение запрещено. Кроме того, работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание только в течение 30 дней с момента совершения проступка.

Как организовать рабочий процесс, чтобы работники не опаздывали

№1. Мотивация пунктуальных работников. Еженедельное, ежемесячное или ежегодное поощрение тех, кто ответственно относится к выполнению своих обязанностей и соблюдает внутренний трудовой распорядок, подстегнет нарушителей к исправлению своего поведения. Если в компании нет средств для материального стимулирования, воспользуйтесь нематериальными методами. Например, объявите благодарность на общей планерке или предоставьте дополнительный выходной день к отпуску.

№3. Последовательность в требованиях. В правилах внутреннего трудового распорядка должны быть четко прописаны часы прихода персонала в офис и время окончания работы. Убедитесь, что каждый сотрудник ознакомлен под роспись с данным документом. Реагируйте на нарушения независимо от того, как вы относитесь к каждому члену коллектива в отдельности. Без поблажек, даже если взял за привычку задерживаться самый хороший специалист компании.

№4. Выяснение первопричины. Опоздания могут быть вызваны разными факторами: человек застрял в лифте, внезапно почувствовал себя плохо, попал в автомобильную пробку. Иногда люди стесняются рассказать о том, что дома у них есть член семьи, который требует постоянный уход. Вынести замечание вы всегда успеете, важно понять, почему так происходит.

№6. Наблюдение и фиксация. Если дела плохи, и возникают сложности, как оформить сотрудников которые опоздали на работу, ведите строгий учет времени. Электронная система пропусков, запись прибывающих в офис при входе, установка специализированного программного обеспечения – сегодня есть масса способов, как наладить ритм деятельности в офисе.

№7. Обучение. Запишите хронически опаздывающих сотрудников на курсы по тайм-менеджменту. Управление временем – полезный навык, который пригодится любому. И в работе, и в быту.

Если перечисленные способы не принесли положительного эффекта, переходите к жестким мерам. Все участники команды равны в своих правах и обязанностях, они должны выполнять правила, принятые в компании, и следовать корпоративной этике. Решили нарушать – пусть готовятся понести справедливое наказание. Закон на стороне работодателя. Сотрудник хочет уйти от ответственности? Ссылайтесь на статью 193 ТК РФ. Донесите до каждого работника, что несколько опозданий грозит увольнением.

Часто задаваемые вопросы

Сотрудник туристической фирмы регулярно опаздывает и уже неоднократно получал замечания от руководства. Может ли директор его уволить?

Да, но после того как будет документально зафиксировано неоднократное нарушение трудовой дисциплины.

Как поступить, если работник, направленный в командировку, опоздал на самолет или поезд по неуважительной причине?

Первый шаг – отменить командировку. Достаточно взять объяснительную с сотрудника и издать соответствующий приказ. Шаг второй – удержать стоимость пропавшего билета. Работник может заявить, что не хочет лишаться части заработной платы. В таком случае возместить ущерб, причиненный компании, можно в судебном порядке.

Сотрудник опоздал на работу впервые, руководитель компании предъявил ему много претензий, в том числе заявил, что уменьшит размер зарплаты. Правомерны ли действия начальника?

Вывод

Когда сотрудник постоянно опаздывает, нельзя делать вид, что ничего не происходит. Администрация предприятия должна бороться с подобной ситуацией и своевременно принимать объективное решение по каждому нарушителю. Если работники компании отличаются пунктуальностью, профилактические действия тоже не будут лишними. Помните, развитие бизнеса напрямую зависит от того, как в команде относятся к соблюдению трудовой дисциплины. Приходить и уходить вовремя – обязанность персонала.

Читайте также: