Работник обязан обеспечить сохранность

Обновлено: 15.05.2024

Работа в опасных и вредных для здоровья условиях труда должна производиться при наличии соответствующих средств защиты. Рассмотрим подробнее порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, нормы их выдачи и другие нюансы в сфере безопасности труда.

Согласно статье 212 ТК РФ , работник обеспечивается средствами персональной защиты за счет работодателя. В свою очередь на сотрудниках лежит ответственность за их правильное использование. Виды, нормы выдачи и характеристики спецсредств оговариваются в Приказе Минтруда России № 997 от 09.12.2014, Постановлении Минтруда России № 63 от 16.12.1997 и некоторых других нормативных актах.

Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты

Порядок обеспечения работников оборудованием и другими предметами, обладающими защитными свойствами, содержится в Приказе Минздравсоцразвития № 290н от 01.06.2009. Работодатель должен выдавать СИЗ, которые соответствуют требованиям безопасности, а также сертифицированы в установленном порядке. СИЗ должны соответствовать условиям труда, полу и размеру сотрудника. Срок их использования исчисляется со дня выдачи и не может превышать установленный производителем срок годности.

Обеспечение средствами индивидуальной защиты: установленный порядок

Специальными костюмами и другими устройствами обеспечиваются те сотрудники, которые работают в опасных и вредных условиях. С целью закрепления обязанностей нанимателя по выдаче спецсредств на предприятии может быть разработано Положение об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты. В этом документе должны быть оговорены все основные моменты, связанные с закупкой и выдачей материалов. На его основании затем издается приказ об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, в котором назначается лицо, ответственное за выдачу, хранение и уход за ними.


Факт выдачи СИЗ фиксируется в карточках учета на каждого работника под подпись.


Вести их можно как в бумажном, так и в электронном виде. Электронный документ заверяется ссылкой на бухгалтерский документ, подтверждающий факт передачи СИЗ, в котором содержится подпись сотрудника.

Материал по теме Как пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) Норма обеспечения средствами индивидуальной защиты

Обеспечение средствами защиты на предприятии должно производиться в соответствии с законодательно утвержденными нормами. Они содержатся в Приказе Минтруда России № 997 от 09.12.2014, Постановлении Минтруда России № 63 от 16.12.1997, Приказе Минздравсоцразвития № 290н и других отраслевых нормативных актах. В соответствии с нормами, содержащимися в этих документах, работодатель обязан предоставлять СИЗ. На предприятии может быть разработан собственный локальный нормативный акт, оговаривающий этот вопрос. Однако он не должен ухудшать положение сотрудников, по сравнению с уже существующими нормами.

Обычно наниматели берутся за составление собственных актов, если в существующих законах отсутствуют нормы для необходимых им профессий. В таком случае за основу принимаются наиболее схожие по условиям труда и обязанностям специальности.

Какие еще обязанности имеет наниматель

Обеспечение спецодеждой и другим оборудованием для охраны здоровья работников — не единственная задача работодателя в этой сфере. Кроме этого, он должен:

  • контролировать сроки годности и эксплуатации;
  • вести учет оборудования;
  • проверять наличие сертификата на то или иное изделие;
  • проводить ревизии имеющихся СИЗ.

Периодически на предприятии может проводиться специальная оценка обеспеченности. Ее проводит аттестационная организация. Ее цель заключается в проверке соответствия учетных данных наличия и качества спецсредств с фактическими. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты оформляется соответствующим протоколом. Бланк этого документа предоставлен ниже.

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Согласно части 6 статьи 220 ТК РФ , если работодатель не позаботился о выдаче СИЗ сотрудникам, он не имеет права требовать от них выполнения трудовых обязанностей. Он будет нести материальную ответственность за простой, случившийся по этой причине, а кроме этого, для недобросовестных нанимателей, согласно статье 5.27.1 КоАП , предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

Каждый работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя (ст. 219 ТК РФ).

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников (СИЗ) - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Таким образом, работники должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты на работах:

с вредными и (или) опасными условиями труда,

выполняемых в особых температурных условиях,

Различают индивидуальные СИЗ и СИЗ общего пользования. Индивидуальные СИЗ выдаются работникам, СИЗ общего пользования закрепляются за рабочими местами. СИЗ должны быть промаркированными.

Работодатель обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать за счет своих средств:

  • своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средства, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия;
  • их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену (ст. 221 ТК РФ).

После выдачи СИЗ работодатель обязан обеспечить принятие мер по:

  • испытанию и проверке исправности используемых работниками СИЗ,
  • хранению СИЗ в специально оборудованном помещении,
  • уходу за СИЗ, который включает в себя стирку, чистку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию, обеспыливание, обезвреживание.

Обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, обувью и другими СИЗ установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н).

Предоставление работникам СИЗ осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

Работодателем могут быть установлены нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Работодатель обязан информировать работников о полагающихся им средствах индивидуальной защиты.

Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.

Работник обязан правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

За правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты работодатель организует контроль.

При выдаче СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и др.), работодатель обязан обеспечить проведение инструктажа работников о правилах применения указанных СИЗ, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также организует тренировки по их применению.

Учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленное время организуется работодателем.

Выдача работнику и сдача им СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ.

СИЗ, выдаваемые работнику, должны соответствовать его полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой им работы.

Работникам запрещается выносить по окончании рабочего дня СИЗ за пределы территории работодателя или территории выполнения работ работодателем - индивидуальным предпринимателем.

В отдельных случаях, когда по условиям работы указанный порядок невозможно соблюсти (например, на лесозаготовках, на геологических работах и т.п.), СИЗ могут оставаться в нерабочее время у работников.

Работники должны ставить в известность работодателя (или его представителя) о выходе из строя (неисправности) СИЗ.

В случае пропажи или порчи СИЗ в установленных местах их хранения по независящим от работников причинам работодатель выдает им другие исправные СИЗ.

Работодатель обязан обеспечить замену или ремонт СИЗ, пришедших в негодность до окончания срока носки по причинам, не зависящим от работника.

СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт).

Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.

Работодатель обеспечивает обязательность применения работниками СИЗ.

Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.

За отказ от применения СИЗ работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно ст. 192 ТК РФ как за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

При подземных работах неприменение работником выданных ему в установленном порядке средств индивидуальной защиты является основанием для отстранения от подземных работ (ст. 330.4 ТК РФ).

Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возлагается на работодателя (его представителя).

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с ТК РФ (ч. 6 ст. 220 ТК РФ).

Работник вправе отказаться от выполнения работ, поскольку их выполнение при необеспечении его СИЗ в установленном порядке, может повлечь возникновение опасности для жизни и здоровья работника.

Вы используете старую версию веб-браузера, и корректная работа сайта на ней не гарантируется.Пожалуйста, обновите Ваш веб-браузер!

Инфоцентр

Роструд разъясняет: применение работниками средств индивидуальной защиты


На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работодатель обязан бесплатно выдавать работникам специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты , а также смывающие и (или) обезвреживающие средства.

Какие обязательства возложены на работодателя по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты?


ОТВЕТ:



На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работодатель обязан бесплатно выдавать работникам специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ) , а также смывающие и (или) обезвреживающие средства.

Указанные средства используются для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ . При проведении вводного инструктажа по охране труда, который должны проходить все вновь принятые или переведенные на новую работу сотрудники, работник должен быть ознакомлен с правилами пользования средствами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи этих средств.




В случае необеспечения работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также с особыми температурными условиями или связанных с загрязнением, положенными средствами защиты он вправе отказаться от выполнения работы, а работодатель не имеет права требовать от работника ее выполнения и обязан оплатить возникший по этой причине простой.

СИЗ , выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.

Типовые нормы выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ утверждены приказами и постановления, в основном, Минздравсоцразвития РФ и Минтруда РФ.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ:



Статья 221 ТК РФ определяет, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ , а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ , улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ , а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Эти Правила устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ . Они распространяются на работодателей — юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Межотраслевые (для всех отраслей) типовые нормы обеспечения СИЗ утверждены:

Типовые нормы выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ по отраслям утверждены приказами и постановления Минздравсоцразвития РФ и Минтруда РФ. Также существует приказ Минэкологии России по нормам для государственных природных заповедников и приказы Министра обороны РФ по нормам для гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил РФ, органов управления и подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил РФ.

Любимов А. А.

Работодатель обязан приобретать и выдавать сотрудникам средства индивидуальной защиты, имеющие сертификат или декларацию соответствия, если:

  • на рабочих местах работников вредные или опасные условия труда;
  • сотрудники работают в особых температурных условиях;
  • работа связана с загрязнением.

Определить, какие СИЗ надо выдавать, помогут три категории документов:

  • отраслевые нормы, например для металлургии или химических производств, — по каждой отрасли есть свой документ;
  • нормы сквозных профессий для всех отраслей экономики (Приказ Минтруда от 09.12.2014 № 997н);
  • нормы для конкретных видов работ.

Эти документы определяют номенклатуру СИЗ, количество и периодичность замены. Работодатель вправе установить свои нормы выдачи СИЗ, но они должны улучшать уровень защиты: например, для ног допустимо использовать более эффективные кевларовые подноски вместо металлизированных. Либо разрешено заменить один типовой вид СИЗ на аналогичный или равноценно защищающий от опасных или вредных производственных факторов. Любые отклонения от типовых норм необходимо согласовать с профсоюзом и утвердить приказом.

Перечень документов по типовым отраслевым нормам выдачи СИЗ вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Если во время проверки ГИТ установит, что локальный документ ухудшает положение работников, он будет признан недействительным. Организацию привлекут к ответственности и назначат штраф, работодателя обяжут обеспечить работников теми средствами защиты, которые положены по типовым нормам.

Все действующие типовые нормы выдачи СИЗ рассчитаны на полную занятость работника. И если в организации есть сотрудники, которые работают на 0,5 или на 0,25 ставки, то СИЗ можно выдавать пропорционально их занятости во вредных или опасных условиях труда или на работах, связанных с загрязнением.

Пример. Если сотруднику на полную ставку положено четыре пары перчаток, то на 0,5 ставки вы вправе выдавать только две, потому что он работает меньше по времени. Правила обеспечения работников средствами защиты это допускают.

Классы средств защиты

При покупке средств защиты важное значение имеет их класс. Он зависит от степени риска, которому подвергается работник.

Первый класс защиты — это СИЗ простой конструкции, они применяются в условиях минимальных рисков причинения вреда здоровью и подлежат декларированию. Простой пример — медицинская маска, которую применяют медики и все население Земли в пандемию. Приобретая СИЗ первого класса, запросите у поставщиков декларацию соответствия.

Второй класс — это СИЗ сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью работника. Например, привязь для работы на высоте: если она окажется некачественной, работник упадет и травмируется. При покупке таких средств защиты запросите у поставщика сертификат соответствия.

В копиях сертификатов и деклараций должны стоять печати поставщиков. Копии должны быть заверены (п. 9 Правил оформления сертификатов, утвержденных Коллегией Евразийской экономической комиссии № 293). Эти документы подтвердят качество и надежность средств защиты, которые вы выдаете работникам.

  • Обратите внимание: если работники совмещают профессии, вы должны выдавать им СИЗ для основной профессии и дополнительно по совмещаемой профессии.

Срок использования СИЗ

Работодатель не вправе увеличивать первоначальный срок носки СИЗ. По истечении срока носки работодатель может проверить их защитные свойства, провести чистку, восстановление и выдать снова. Если работодатель видит, что СИЗ еще можно использовать, он собирает комиссию, проверяет защитные средства, чистит и определяет период, на какой выдает СИЗ во второй раз.

Учет средств индивидуальной защиты

Факт выдачи СИЗ фиксируйте в личной карточке выдачи СИЗ (приложение к Приказу № 290н). Ее можно вести на бумаге или в автоматизированной системе. Важно, что факт выдачи на руки СИЗ работнику нужно подтвердить только непосредственно подписью в его личной карточке. В электронном варианте необходимо зафиксировать номер и дату документа бухгалтерского учета, что подтвердит факт выдачи средств защиты работнику.

Важно утвердить полномочия сотрудника, который ведет личные карточки. Это можно сделать с помощью приказа о вменении ему дополнительной обязанности. Законодательно не урегулировано, кто из работников организации должен вести личные карточки.

Можно организовать выдачу средств индивидуальной защиты через автоматизированные системы выдачи — вендинговые аппараты. Сейчас этот способ становится все более распространенным. Важное условие — сотрудник должен быть персонифицирован, то есть в системе он должен зарегистрироваться с помощью электронного ключа. Система понимает, кто к ней обратился, и вносит данные о выданных средствах защиты в электронную форму карточки учета.

Многие поставщики СИЗ предлагают такие аппараты работодателям. Это удобно, потому что работник в любой момент может получить средство защиты, а система в автоматическом режиме все это фиксирует. Конечно, не все средства защиты можно выдавать через вендинговый аппарат. Например, костюм защитный так выдать нельзя, а вот перчатки и респираторы — вполне реально.

Порядок выдачи СИЗ

Если вы самостоятельно организуете закупку и выдачу средств защиты, алгоритм действий должен выглядеть примерно так:

  1. Составить перечень средств индивидуальной защиты, которые необходимы сотрудникам.
  2. Сформировать заявку на приобретение СИЗ: определить номенклатуру, размеры и иные индивидуальные особенности.
  3. Сформировать комиссию из представителей работодателя и профсоюза. Комиссия составит акт о качестве средств защиты и соответствии требованиям ГОСТов.
  4. Выдать СИЗ лично каждому из сотрудников и отметить это в личной карточке установленной формы.

Второй вариант — доверить процесс выдачи средств защиты поставщику СИЗ. В договоре аутсорсинга вы разграничиваете зоны ответственности: работодатель определяет номенклатуру, а подрядчик организует поставку и процесс выдачи.

Если вы выдаете СИЗ, которые требуют практических навыков применения, например противогазы, организуйте сами или поручите аутсорсеру инструктаж и тренировки по их применению. Обязательно зафиксируйте это, чтобы не попасть на штрафные санкции.

Ответственность работодателя

В Кодексе административных правонарушений предусмотрены штрафные санкции за невыдачу средств индивидуальной защиты:

на должностное лицо — от 20 до 30 тыс. руб.

на должностное лицо — от 2 до 5 тыс. руб.

Финансирование из средств ФСС

Ст. 212 Трудового кодекса содержит требование к работодателю обеспечить социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве. Обязательному страхованию подлежат (Федеральный закон № 125-ФЗ) физические лица:

  • работающие на основании трудового договора;
  • осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
  • работающие по гражданско-правовому договору, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховые взносы.
  • Важное условие: у работодателя не должно быть задолженности перед фондом, вы должны вовремя уплачивать все взносы.

Андрей Любимов, эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков:

Обратите внимание, что с 2021 года фонд перешел на систему прямых выплат. Если раньше мы деньги из фонда не получали, а просто в следующем году происходил вычет тех сумм, которые мы тратили на охрану труда, то сейчас компании получают реальные деньги на реализацию указанного в заявлении контракта.

Если хотите детально разобраться, как возместить через ФСС России затраты на охрану труда в 2021 году, смотрите запись вебинара Натальи Герасименко и Марины Шобохоновой.


Для чего необходимо положение о материальной ответственности и на чем оно основано

Положение о материальной ответственности работников (ПМО) представляет собой внутренний локальный акт, описывающий схему взаимоотношений работодателя и работников в плане сохранности имущества фирмы и затрагивающий нюансы возмещения ущерба.

С какими локальными актами нужно ознакомить работника при приеме на работу, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в путеводитель по кадровым вопросам.

Наличие такого документа предусматривает единый подход ко всем работникам в отношении их ответственности за имущество фирмы, а также исключает разногласия между сторонами трудового договора по вопросам возмещения материальных убытков.

Положение № 85 носит дополнительный нормативно-информационный характер. Помимо готового шаблона договора о материальной ответственности (ДМО), в нем перечислены должности и работы, выполняемые сотрудниками, с которыми возможно заключение ДМО.

Постановление № 85 и ПМО

При разработке ПМО стоит деликатно отнестись к содержанию постановления № 85. Предусматривая ответственность работников, связанную с обеспечением сохранности имущества фирмы, необходимо соотнести законность требований ПМО с информацией, отраженной в указанном постановлении. Кроме того, договоры с работниками лучше оформлять с учетом приведенного в постановлении № 85 шаблона ДМО.

Заключая со своими сотрудниками ДМО, придется не только свериться с перечнем должностей из постановления № 85, но и принять во внимание указанные в нем виды работ.

ВАЖНО! Чем более дотошно работодатель проведет подготовительные процедуры по оформлению всех важных бумаг, тем проще в будущем будет разрешать ситуации, связанные с материальным возмещением ущерба. Кроме того, ответственный подход работодателя к системе обеспечения сохранности своего имущества и изначальная детальная проработка расчетных алгоритмов определения суммы ущерба (на этапе заключения трудового договора и ДМО) показывают работнику степень его материальной ответственности.

У работодателя может возникнуть соблазн перестраховаться и заключить ДМО со всеми без исключения сотрудниками. В этом случае он самовольно расширит перечень лиц, с которыми по постановлению № 85 можно заключать ДМО, а права работников, чья профессия или выполняемая работа в этот перечень не включены, будут нарушены.

Во избежание признания ДМО неправомерно заключенным и придания ПМО статуса документа, соответствующего законодательству, непосредственно в тексте или в качестве приложения к нему необходимо перечислить все должности согласно штатному расписанию фирмы, занятие которых работником требует оформления ДМО.

Особые случаи, отражаемые в ПМО

Ограничиться перечислением в ПМО должностей, соответствующих постановлению № 85, - значит не учесть важный нюанс, предусмотренный трудовым законодательством. Он касается ситуаций, когда полная материальная ответственность может наступить для тех работников, с которыми ДМО не заключены (и по закону их оформление не требуется).

Внедоговорная материальная ответственность наступает в следующих случаях (ст. 243 ТК РФ):

  • ущерб имуществу фирмы нанесен умышленными действиями работника;
  • повреждение, утрата и порча активов наступила в результате действий или бездействия сотрудника, находящегося в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или токсического);
  • имущество фирмы было испорчено в результате преступных действий работника (есть приговор суда) или совершенного им административного проступка, факт которого установлен госорганом;
  • работник повредил имущество фирмы, используя его в личных целях;
  • фирма понесла ущерб в результате разглашения ее работником секретных сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

В такой ситуации работодатель может дополнительно подстраховаться, заключив с работником, имеющим допуск к секретной информации, договор о неразглашении коммерческой тайны. Он подчеркнет важность неразглашения секретных данных и формально наложит на работника дополнительную ответственность за их сохранность.

ВАЖНО! Взыскать с работника упущенную выгоду договор о неразглашении не поможет, так как обязанность по возмещению ущерба возникает в рамках трудовых отношений и правила ст. 139 ГК РФ о возмещении убытков в полном объеме для таких случаев не применяются.

Возрастной аспект ПМО

Описывая в ПМО принципы возмещения работниками материального ущерба, необходимо принимать во внимание такой немаловажный фактор, как их возраст.

К примеру, если активы фирмы пострадали от действий несовершеннолетнего работника, находящегося в неадекватном состоянии (под воздействием наркотиков, алкоголя или токсических веществ), а также в результате совершения им преступления или административного проступка, ущерб подлежит возмещению в полном объеме.

Остальные работники, возраст которых превышает 18 лет, перед законом равны и возмещают нанесенный работодателю ущерб в соответствии с возложенными на них обязанностями и условиями заключенных ДМО.

5 нюансов при возмещении ущерба, которые нужно учесть

В ПМО необходимо предусмотреть условия, когда работодатель может на законных основаниях предъявить работнику претензии по поводу ненадлежащего исполнения им трудовых обязанностей, повлекшего необходимость возмещения материального ущерба. В этом случае фирма обязана:

  • доказать вину работника в недостаче или материальном ущербе;
  • определять размер ущерба только в величине реального уменьшения (ухудшения) имущества и суммы затрат на его восстановление (при их наличии) без учета неполученных доходов;
  • производить расчет суммы возмещения из рыночных цен, действующих на день причинения ущерба, но не ниже остаточной стоимости утраченного или испорченного имущества по данным бухучета с учетом естественной убыли;
  • не требовать от работника полного возмещения ущерба в случаях, когда не произошло недостачи и (или) порчи имущества (ограниченная ответственность);
  • освободить работника от возмещения ущерба, если не были обеспечены надлежащие условия для хранения имущества, вверенного работнику.

Вправе ли работодатель привлечь работника к материальной ответственности за ущерб, возникший в результате уплаты работодателем штрафа, который был наложен на него по вине работника? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Описание этапов взыскания материального ущерба с работника

Обособленно от организационных аспектов в ПМО необходимо уделить внимание подробному описанию процесса взыскания с работников стоимости утраченного или испорченного имущества фирмы.

Последовательность процедур взыскания представляет собой цепочку поэтапно выполняемых работодателем действий, направленных на снижение собственных материальных потерь, вызванных халатными действиями сотрудников. Особое значение при этом имеет соблюдение всех требований законодательства.

Начальный этап: инвентаризация

Предварительной ступенью процедуры взыскания ущерба является инвентаризация. Она призвана выявить факт порчи имущества фирмы и задокументировать его (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Инвентаризация проводится после оформления соответствующего приказа.

1-й этап: служебное расследование

Следующее звено цепочки - внутрифирменное расследование, целью которого является определение причин повреждения или утраты активов (ст. 247 ТК РФ). При этом не обойтись без создания комиссии, состав которой утверждается приказом руководителя фирмы.

Работнику, нанесшему ущерб, тоже придется потрудиться - он обязан письменно объяснить причины возникновения ущерба. Его отказ это сделать налагает на работодателя дополнительную функцию по составлению акта, фиксирующего факт отказа (ст. 247 ТК РФ).

Письменные объяснения провинившегося работника рассматриваются комиссией и принимаются во внимание при определении степени его вины. Если ущерб причинен несколькими работниками, комиссии придется выяснить объем ответственности каждого из них.

2-й этап: расчет суммы ущерба

Прибавится работы и у специалистов финансовой службы фирмы - им необходимо максимально достоверно определить величину причиненного работником ущерба.

Во внимание нужно принять множество факторов: рыночную цену утраченного или испорченного имущества на дату нанесения ущерба, информацию из бухучета об остаточной стоимости имущества и др. (ст. 246 ТК РФ).

Заключительный этап: оформление документов и иные завершающие процедуры

Материалы служебного расследования не являются закрытой информацией для работника, в отношении которого оно проводится, и (или) его представителя. Чинить препятствия указанным лицам при ознакомлении и обжаловании оформленных и полученных в ходе расследования бумаг работодатель не вправе (ст. 247 ТК РФ).

Длительность завершающего этапа зависит от того, будет ли работодатель обращаться в суд для взыскания ущерба.

Взыскать с работника исчисленную сумму ущерба работодатель вправе без обращения в судебные органы, если его величина не превышает среднего месячного заработка работника. Этой процедуре предшествует оформление распоряжения руководителя фирмы. Сделать это необходимо в месячный срок с даты расчета окончательной суммы ущерба (ст. 248 ТК РФ).

В отдельных случаях работник и работодатель могут заключить соглашение, предусматривающее постепенное возмещение работником материальных потерь (рассрочка). Одновременно с соглашением работник должен письменно выразить свое обязательство уплатить означенную сумму и конкретизировать сроки платежей.

Если работник уклонился от обязательств по возмещению ущерба, работодатель имеет право обратиться в суд (ст. 248 ТК РФ).

Все вышеописанные этапы закрепляются в положении о материальной ответственности работников, содержание которого у разных компаний может отличаться. С одним из вариантов такого документа вы можете ознакомиться бесплатно, кликнув по картинке ниже:

Итоги

Материальные потери фирмы, возникшие по вине ее работников, подлежат возмещению. Чтобы взыскать ущерб, работодателю придется потрудиться: провести инвентаризацию, создать комиссию, рассчитать ущерб и т. д. Все этапы этого процесса, а также общие вопросы взаимодействия работодателя и работников по вопросам обеспечения сохранности имущества находят отражение в положении о материальной ответственности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: