Работник не обязан доказывать что он предпенсионер

Обновлено: 16.05.2024

Совсем недавно (23 июля 2021 г.) Минтруд России и Роспотребнадзор по итогам заседания Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ направили разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных.

В данных разъяснениях утверждалось, в частности, что группы граждан, определенные в постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов РФ, должны пройти вакцинацию, отказавшиеся от вакцинации должны быть отстранены от работы, что именно работодателям необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива. Законность этих и ряда других тезисов, содержащихся в разъяснениях, вызвала определенные сомнения.

Минтруд России в своем новом письме пояснил, что указанные разъяснения носят рекомендательный характер, не являются нормативным правовым актом и не формируют новых обязательств для работодателя и работника (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 августа 2021 г. № 14-2/ООГ-7691).

Мы уже неоднократно говорили о том, что не содержит такого основания для отстранения от работы, как отсутствие профилактических прививок. Абзац 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, на который ссылались госорганы как на основание для отстранения от работы непривитых сотрудников, позволяет отстранять от работы в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (то есть актами федерального уровня). Возможности устанавливать случаи отстранения от работы на основании постановлений санврачей субъектов РФ ТК РФ не предусматривает. К тому же, и сами постановления главных санитарных врачей субъектов РФ ничего про отстранение от работы не говорят. В настоящий момент прививка против коронавирусной инфекции внесена в Календарь профилактических прививок по эпидпоказаниям, а необходимость вакцинации от COVID-19 определяет санитарный врач региона, при этом отказ от вакцинации – если санврачом принято решение о ее проведении, – чреват отстранением от работы лишь тех работников, чья работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и в этом качестве поименована в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825. Дополнительное основание для отстранения от работы лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, предусмотрено п. 2 ст. 33, подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ. Однако оснований для отстранения работников, отказывающихся от вакцинации, данный закон не содержит.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от от 17 сентября 1998 г. 157-ФЗ сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются Минздравом России. Между тем постановления главных санитарных врачей субъектов РФ, как правило, содержат более широкий перечень категорий работников, чем тот, который содержится в приказе Минздрава России о включении вакцинации против COVID-19 в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Однако данный факт органами госвласти игнорировался.

Также мы отмечали, что действующее законодательство не позволяет главным санитарным врачам возлагать обязанности по проведению вакцинации на работодателя. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ осуществление иммунопрофилактики обеспечивают Минздрав России, Роспотребнадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения, работодатели в этом списке не упомянуты.

В письме Минтруда России также сообщается, что вопросы, связанные с проведением вакцинирования против COVID-19, регулируются не трудовым законодательством, а законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Поскольку федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в указанной сфере, является Роспотребнадзор, туда и направлено соответствующее обращение.

Марина Крицкая

В 2019 году стартует поэтапное повышение пенсионного возраста. И уже принято несколько законов, которые внесут коррективы в работу компаний с людьми пенсионного и предпенсионного возраста. Все они направлены на защиту прав работников старшего возраста.

В последние месяцы, на фоне обсуждений пенсионной реформы, появилось много инициатив, которые касаются трудовых отношений с пенсионерами и людьми предпенсионного возраста.

Ранее Минтруд объявил о подготовке специальной программы для повышения квалификации предпенсионеров. Предварительно известно, что обучение будет длиться три месяца и проходить с отрывом от основной работы. При этом во время переподготовки предпенсионеры могут рассчитывать на стипендию в размере регионального МРОТ, которую будет платить государство. Средняя стоимость одного курса обучения составит 33 000 руб. На время переобучения работодатель должен будет предоставлять сотрудникам отпуск.

Помимо инициатив был принят ряд законов, которые ужесточили и расширили требования к работодателям. Остановимся на них подробнее.

Уголовная ответственность за увольнение предпенсионеров и необоснованный отказ в приеме на работу

Основание: Федеральный закон от 03.10.2018 № 352-ФЗ (действует с 14 октября 2018 года)

Принятый закон вводит в Уголовный кодекс ст. 144.1, которая определяет уголовную ответственность за увольнение предпенсионеров, а также необоснованный отказ в приеме на работу человека по мотивам достижения им предпенсионного возраста.

Подобные нарушения наказываются штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок до 360 часов.

Работодатели будут отпускать сотрудников на диспансеризацию

Основание: Федеральный закон от 03.10.18 № 353-ФЗ (вступит в силу с 1 января 2019 года)

Закон вносит изменения в Трудовой кодекс и дополняет его ст. 185.1. В ней уточняется, что работники при прохождении диспансеризации имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

При этом работники-пенсионеры и предпенсионеры получают льготу в рамках диспансеризации — им работодатели обязаны предоставлять два рабочих дня один раз в год, но тоже с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Диспансеризация подразумевает профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований для оценки состояния здоровья.

Чтобы получить освобождение от работы на диспансеризацию, работник должен подать письменное заявление и согласовать с работодателем день.

Работодателей обязали сдавать новый отчет о работниках предпенсионного возраста

Эта инициатива направлена на защиту прав работников предпенсионного возраста. Роструд вместе со службами занятости планирует контролировать ситуацию и предпринимать меры по содействию занятости предпенсионеров.

Согласно письму, передавать в центры занятости нужно данные о численности работников-мужчин 1959 года рождения и работников-женщин 1964 года рождения.

Срок передачи информации — начиная с данных на 1 октября 2018 года ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Отчет отправляется по электронной почте или обычной почте в региональные центры занятости, либо передается лично. Пока процесс отправки отчета не автоматизирован, но в будущем планируется предоставить возможность работодателям отправлять сведения через личный кабинет на портале службы занятости.

Как показала практика, некоторые центры занятости направляют работодателям письма с просьбой заполнить отчет адресно. Другие службы просто обращаются к работодателям с напоминанием присылать сведения о предпенсионерах самостоятельно.

Однако пока действующее законодательство не устанавливает обязанности сдавать такой отчет и не устанавливает ответственности за его несдачу.

Форма отчета о работниках предпенсионного возраста состоит из 16 пунктов, которые включают наименование организации, ИНН, КПП, численность работников, осуществляющих трудовую деятельность по состоянию на отчетную дату и др.

Вводится пособие по безработице для предпенсионеров

Со следующего года устанавливаются минимальная и максимальная величины пособия по безработице:

  • для граждан, признанных безработными в установленном порядке, размер пособия составит 1500 и 8000 руб. соответственно;
  • для предпенсионеров-безработных, пособие будет соответствовать величине прожиточного минимума за II квартал 2018 года и составит 1500 и 11 280 руб. соответственно.

Лишившийся работы предпенсионер, который не может трудоустроиться в течение года, вправе обратиться за получением пособия. Рассчитывать на него не смогут только уволенные за нарушение трудовой дисциплины. Максимальный срок получения пособия — 12 месяцев суммарно в течение полутора лет.

Но если трудовой стаж составляет 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин), то можно рассчитывать на более продолжительное получение пособия. Также на продолжительное получение пособие могут претендовать те, кто наработал необходимый для досрочной пенсии стаж. За каждый год свыше этого стажа дается 2 недели, но не более 24 месяцев суммарно в течение 36 месяцев.

Если человек предпенсионного возраста до обращения на биржу труда работал не менее 26 недель, то в первые 3 месяца он получит 75% от прежнего заработка, последующие 4 месяца — 60%, а далее — 45%. При этом пособие по безработице для предпенсионеров не может превышать максимальные 11 280 руб. А минимум выплат получат те, кто отработал менее 26 недель до обращения на биржу труда.

Другие новшества, связанные с пенсионными законами

В рамках изменении пенсионной системы также приняты законы, которые напрямую не влияют на трудовые отношения, однако проясняют вопросы пополнения бюджета Пенсионного фонда и социального обеспечения.

Так, Федеральный закон от 3.10.2018 № 351-ФЗ вносит изменения в Бюджетный кодекс РФ. В нем говорится, что все средства, конфискованные в рамках борьбы с коррупцией, а также деньги от продажи конфискованного имущества, будут направляться в Пенсионный фонд. Нововведение вступает в силу с 1 января 2019 года.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Действующее законодательство предусматривает дополнительные гарантии трудовых прав отдельных работников, устанавливая ответственность (вплоть до уголовной) за их нарушение. Во избежание подобных нарушений предлагаем рассмотреть специальные нормы правовых актов, содержащие положения о трудовых правах работников предпенсионного возраста.

Какие категории работников относятся к лицам предпенсионного возраста? Какие гарантии установлены предпенсионерам в целях прохождения диспансеризации? Какая ответственность и в каких случаях предусмотрена за необоснованный отказ в приеме на работу и необоснованное увольнение лиц предпенсионного возраста? Об этом и поговорим.

Кто относится к лицам предпенсионного возраста?

Еще совсем недавно такого термина, как предпенсионеры, просто не существовало, были работающие граждане и пенсионеры. Проведенная пенсионная реформа выделила новую категорию граждан — предпенсионеры.

Аналогичное определение появилось в УК РФ: согласно примечанию к ст. 144.1 УК РФ под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством РФ.

  • 65 лет — для мужчин;
  • 60 лет — для женщин.

По общему правилу предпенсионный возраст для мужчин — 60 — 65 лет, для женщин — 55 — 60 лет.

Однако до 2023 года установлены положения, предусматривающие постепенный переход к указанному пенсионному возрасту и наступление для части населения пенсионного возраста до достижения 65 и 60 лет

Таким образом, женщины старше 50 лет и мужчины старше 55 лет могут в ближайшие годы подпадать под категорию лиц предпенсионного возраста. После 2023 года к предпенсионерам будут относиться только мужчины в возрасте от 60 до 65 лет, женщины в возрасте от 55 до 60 лет.

Наступление предпенсионного возраста и права на льготы в таких случаях возникает за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности.

К сведению. Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста. Для большинства россиян это 55 или 60 лет в зависимости от пола, а в случае с досрочно выходящими на пенсию людьми — ранее этого возраста. Например, для северян, которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно является 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

Как и кто подтвердит предпенсионный статус работника?

Итак, в действующем законодательстве появилась новая категория работников — предпенсионеры. Но ни в одном законе не установлен механизм определения данного статуса.

Самым достоверным способом его определения является запрос в Пенсионный фонд.

ПФР запустил сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста.

Второй вариант — это получение соответствующей информации самим работодателем. ПФР разработал Соглашение об информационном взаимодействии между отделением ПФР и работодателем (Информационное письмо ПФР от 18.12.2018 N АД-25-24/25310). В рамках Соглашения между Пенсионным фондом РФ и Федерацией независимых профсоюзов России о взаимодействии по вопросам развития обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации от 23.11.2011 N АД-30-33/11сог/101-114/С ФНПР и ПФР реализуется механизм взаимодействия между работодателями и отделениями ПФР, в том числе в целях предоставления информации о лицах предпенсионного возраста.

Гарантии предпенсионерам по прохождению диспансеризации

Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ (п. 2 Приказа Минздрава России от 13.03.2019 N 124н)

Согласно ст. 185.1 ТК РФ работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка. Данная гарантия установлена для всех работников и является общей.

Однако для предпенсионеров с учетом их возраста предусмотрена специальная гарантия: работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, закрепленном в законодательстве в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка. То есть предпенсионеры вправе брать два рабочих дня ежегодно для прохождения диспансеризации.

Порядок предоставления указанных дней для предпенсионеров и иных работников общий: работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании его письменного заявления, при этом день (дни) освобождения от работы согласовывается (согласовываются) с работодателем.

Рекомендуем на основании заявления работника, согласованного с руководителем, издать приказ, предусматривающий освобождение работника от работы в конкретный день для прохождения диспансеризации, и произвести оплату данных дней исходя из среднего заработка.

Отметим, что ТК РФ не обязывает работника подтверждать факт использования по назначению предоставленного ему нерабочего оплачиваемого дня. Данного мнения придерживается и Роструд.

Еще один важный момент: вопрос порядка предоставления дня для прохождения диспансеризации в зависимости от режима работы работника (например, сменный, по графику) не урегулирован действующим законодательством. Рекомендуем установить соответствующие правила локальным нормативным актом.

Необоснованный отказ в приеме на работу

или необоснованное увольнение предпенсионера

В соответствии со ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора в отношении всех граждан. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами. Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы. По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.

С повышением пенсионного возраста были усилены гарантии недопущения дискриминации по мотивам возраста при приеме на работу и увольнении. Так, в УК РФ предусмотрена ст. 144.1, устанавливающая, что необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста (а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам) влечет уголовную ответственность и наказывается штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок до 360 часов.

В п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 46 содержатся разъяснения по вопросу применения мер уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение предпенсионера: уголовная ответственность за отказ в приеме на работу или увольнение лица предпенсионного возраста наступает только в случаях, когда работодатель руководствовался дискриминационным мотивом, связанным с достижением лицом предпенсионного возраста. В случае если трудовой договор с работником был расторгнут по его инициативе, однако по делу имеются доказательства того, что работодатель вынудил работника подать заявление об увольнении по собственному желанию именно в связи с его предпенсионным возрастом, такие действия также образуют состав преступления, предусмотренного ст. 144.1 УК РФ.

Обязанность отстранять непривитых: законно или нет?

Власти Москвы обязали предприятия отстранять сотрудников, которые не желают прививаться от коронавируса. Мнения юристов о правовых основаниях для таких требований разделились. Но все эксперты согласны, что оспорить отстранение в суде едва ли удастся.

Власти Москвы сообщили, что компании из сфер, для которых главный санитарный врач столицы ввела на прошлой неделе обязательную вакцинацию, обязаны отстранять отказавшихся от прививки сотрудников без сохранения зарплаты. Об этом сообщил 24 июня оперативный штаб по борьбе с коронавирусом. Юристы разошлись в оценке законности таких требований.

Требования главного санитарного врача Москвы касаются сферы торговли (в том числе дистанционной), общепита, культуры, досуга и спорта, общественного транспорта, бытовых услуг, образования, здравоохранения, ЖКХ и госуслуг, а также курьеров, парикмахерских, салонов красоты и клиентских отделений банков и почты. В таких компаниях должно быть привито не менее 60% сотрудников. Как поясняет оперштаб, при расчете их общей численности нужно учитывать и сотрудников, работающих удаленно, и привлеченных по договорам самозанятых. При этом 60% от этого числа должны получить именно вакцины от COVID-19 – в эту долю не входят ранее переболевшие или не подлежащие вакцинации по медицинским показаниям сотрудники. Никакой уровень антител не приравнивается к получению прививки.

Работодатель обязан обеспечить условия для вакцинации персонала. Работник, который не желает вакцинироваться, но не имеет противопоказаний, должен подписать отказ от прививки. Если сотрудник не согласен и на это, работодатель должен зафиксировать это отдельными актом. Работодатель должен отстранить его без сохранения заработной платы и учета этого времени в трудовом стаже. Такому работнику можно предложить перейти на удаленную работу, но это зависит от воли работодателя – законом такие гарантии не предусмотрены.

Достаточно ли постановления санитарного врача?


Но мы все знаем, отсутствие правого основания для выполнения незаконных требований санитарного врача Москвы не освобождает работодателя от ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3. КоАП РФ.

Если работодатель соблюдет требуемые процедуры, перспектив обжалования такого отстранения в суде нет, говорит юрист.

Для оспаривания таких мер потребуется признание незаконным постановления главного санитарного врача. Но крайне маловероятно, что суды примут такое решение, указывает Корчаго.

Перекладывание ответственности на работодателя

Сергей Водолагин, управляющий партнер юрфирмы Вестсайд Вестсайд Федеральный рейтинг. группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Комплаенс группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Частный капитал × , отмечает, что пандемия коронавируса вызвала множество новелл в правоприменении, связанных с трудовым законодательством как в России, так и в мире. К сожалению, российские власти решают возникшие проблемы за счет работодателей. Ранее они ввели оплачиваемые нерабочие дни с неопределенным с точки зрения трудового законодательства статусом, а теперь, по сути, перекладывают на работодателей реализацию антиковидных мер, говорит Водолагин.


Получается, что если работник уклоняется от вакцинации, несмотря на предписание властей, то принудительные меры должен принять в отношении него под угрозой приостановления деятельности работодатель. Не думаю, чтобы такие меры соответствовали духу трудового законодательства.

Сергей Водолагин, управляющий партнер юрфирмы Вестсайд

При этом он отмечает, что с точки зрения буквы закона соответствующие требования обоснованы, и у работников мало шансов на успех в случае судебного оспаривания отстранения.

Константинова Дарья

25 сентября 2018 г. Государственная Дума приняла закон, устанавливающий уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста.

Законопроект был внесен Президентом России. В телеобращении 29 августа 2018 г. Владимир Путин предложил установить дополнительные гарантии, которые смогут защитить интересы граждан старших возрастов на рынке труда. В качестве таких гарантий Президент предложил установление административной и уголовной ответственности за увольнение и отказ в приеме на работу лиц предпенсионного возраста.

С аргументацией, почти дословно повторяющей сказанное Президентом, законопроект успешно прошел все три чтения в Госдуме и теперь ожидает своего прохождения в Совете Федерации. Впрочем, нет никаких сомнений в том, что рассматриваемый закон пройдет все стадии законотворческого процесса. С уверенностью можно сказать, что Уголовный кодекс РФ пополнится ст. 144.1.

Законопроект был поддержан Правительством РФ и Верховным Судом РФ. Так, в отзыве на законопроект Правительства отмечено, что законопроект направлен на обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы. Замечаний и возражений по законопроекту нет и у Верховного Суда (Официальный отзыв от 5 сентября 2018 г. № 4-ВС-6393/18).

Не разделяя всеобщего воодушевления федеральных органов государственной власти, постараемся обратить внимание на наиболее спорные моменты, связанные с возможным применением рассматриваемой нормы.

Во-первых, видится непоследовательным установление уголовной ответственности за увольнение лиц предпенсионного возраста до непосредственного повышения пенсионного возраста с учетом того, что единственным обоснованием введения уголовной ответственности является изменение возраста выхода на пенсию, которое еще не произошло.

Во-вторых, неясно, каким образом повышение пенсионного возраста создает опасность необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения лиц предпенсионного возраста. Из текста пояснительной записки следует, что законодатель исходит из того, что до повышения пенсионного возраста опасности в необоснованном отказе в приеме на работу и увольнении лиц предпенсионного возраста не существовало.

Все названные доводы приводят к выводу, что ст. 144.1 планируется включить в УК РФ не из-за повышенной степени общественной опасности, а лишь для использования в качестве механизма, способствующего снижению социальных напряжений, возникающих в связи с повышением пенсионного возраста.

Мотив в данном случае будет обязательным признаком субъективной стороны. Для признания деяния преступным необходимо установить тот факт, что причиной отказа в приеме на работу или увольнения стал именно предпенсионный возраст лица. За, казалось бы, понятной формулировкой скрывается комплекс проблем. Как убедительно доказать, что за отказом в приеме на работу лицу предпенсионного возраста по признаку недостаточной квалификации стоит на самом деле отказ по мотивам достижения предпенсионного возраста? Очевидно, что одного только факта достижения предпенсионного возраста недостаточно, но иных критериев законодатель не задает. И в такой ситуации рассматриваемый закон является, по сути, сигналом работодателям о возможном применении в их отношении объективного вменения – уволил сотрудника предпенсионного возраста, будь готов к наступлению уголовной ответственности.

Видится, что определить мотив отказа в приеме на работу или увольнения возможно следующим образом.

Например, если работодатель, имея намерение уволить сотрудника в связи с его предпенсионным возрастом, умышленно давал ему задания, которые сотрудник заведомо не мог исполнить, и причиной увольнения было ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей этого сотрудника. Доказательствами также могут стать аудиозаписи разговоров с работодателем, переписка, из которых прямо или косвенно следует, что сотрудника необходимо уволить именно из-за его возраста. Установление правоохранительными органами факта указания работодателем заведомо ложных оснований отказа в приеме или увольнения может свидетельствовать о намерении скрыть подлинный мотив отказа в приеме на работу. Доказательствами могут служить и показания свидетелей.

Нет ясности и с субъектом преступления. При первом изучении нормы напрашивается вывод о том, что субъект преступления – специальный, а именно – лицо, имеющее право принимать решение о приеме на работу и увольнении с работы. Однако неясно, что, например, мешает привлечь к уголовной ответственности рядового сотрудника фирмы, не обладающего правом принимать решение о приеме на работу, который при первичном собеседовании не пропустил кандидата предпенсионного возраста на следующий этап собеседования исключительно в силу его возраста.

По сути, диспозиция ст. 144.1 идентична диспозиции ст. 145 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. Различие предлагаемой нормы и уже существующей – в круге потерпевших лиц (в первом случае – лицо предпенсионного возраста, в ст. 145 УК РФ – беременная женщина и женщина, имеющая детей в возрасте до трех лет) и в мотиве отказа в приеме на работу.

И, казалось бы, при наличии идентичной нормы на поставленные ранее вопросы об объективной, субъективной стороне и субъекте преступления можно было бы ответить, изучив судебную практику, однако за весь 2017 г. по ст. 145 УК РФ были осуждены только два лица и в открытом доступе нет ни одного приговора по данной статье 1 .

Может возникнуть ощущение, что принятая Госдумой ст. 144.1 выполнит свои функции и создаст необходимые гарантии подобно действующей ст. 145 УК РФ, но это не так.

Разница указанных статей – в субъективной стороне, а именно в мотиве. В одном случае мотив отказа в приеме или увольнении – факт беременности, в другом – нахождение лица в предпенсионном возрасте.

И если в первом случае норма действительно в некоторых ситуациях может выступать в качестве сдерживающего работодателя фактора, то в случае со ст. 144.1 она лишь породит проблемы не только правоприменительного, о которых было сказано, но и социального характера, проявляющиеся в том, что работодатель, опасаясь наступления уголовной ответственности, будет отказывать в приеме на работу и увольнять лиц за небольшой срок до достижения предпенсионного возраста.

Причина, по которой указанные проблемы не наступают со ст. 145 УК РФ, заключается в том, что наступление беременности работника, в отличие от достижения предпенсионного возраста, является событием, которое сложно предвидеть, если, конечно, работодатель и работник не состояли в интимной связи.

Любые законодательные запреты неизбежно сопровождаются попытками их обойти, и в том случае, если механизмы, использующиеся для их обхода, приносят больший вред, чем положение вещей до их принятия, то такой законодательный запрет следует признать неудачным.

Читайте также: