Работает водителем пришел в больницу

Обновлено: 18.05.2024

Просто в какой-то момент система здравоохранения Краснодара перестала справляться со своими обязанностями и начался процесс ее тихой деградации. Лавинообразный рост численности населения Краснодара и его пригородов, не обеспеченный пропорциональным ростом возможностей социальных служб, – вот главный виновник сложившейся печальной ситуации. Проблемы в социальной сфере были предопределены еще тогда, когда принимались решения о строительстве множества новых домов, жилых комплексов, целых новых районов и пригородов города.

Но пришел COVID-19 и вдруг оказалось, что научные центры – это далеко не основа системы здравоохранения, что для обычного человека нормально работающая поликлиника рядом с домом – гораздо полезнее и важней, что грамотный терапевт может спасти гораздо больше жизней, чем известный хирург. А для того, чтобы медицинская наука могла нормально развиваться, ее должно прикрывать крепкое, развитое первичное звено здравоохранения, созданное с необходимым запасом прочности.

Задолго до начала коронавирусной истерии примерно в каждой пятой бригаде скорой медицинской помощи работали одиночки и даже так людей катастрофически не хватало. Подготовленные машины до сих пор стоят без дела – работать на них некому.

Совсем недавно смотрел на ютубе видео. Пара уродов напала на врача скорой помощи и хорошо, что не слишком успешно. Врач – здоровый мужик и не из робкого десятка – отпор нападавшим дает уверенно. Снимали с окна многоэтажки, этажа примерно с третьего.

Второе – почему водитель не пришёл на выручку? Ответ простой – большинство наших водителей пенсионного или предпенсионного возраста. Почти все дымят как паровозы и около трети нормально так побухивает. Даже просто помочь донести пациента до машины им тяжело, а здесь – реальный мордобой! Поэтому водители чаще всего – просто наблюдатели.

Третье – мужик, конечно, молодец. Вот только подавляющее большинство сотрудников скорой медицинской помощи – женщины, часто совсем молодые девушки. Многие вынуждены работать одиночками, просто обстоятельства так сложились. А встречают их наши любимые клиенты: алкоголики, наркоманы, психи, в том числе состоящие на учете и общественно опасные – люди опустившиеся, со сломанной психикой, а ещё криминал: бытовуха, драки и прочее веселье. Наркоманские и бомжацкие притоны, и предложения неприличные, и прямые домогательства, и угрозы, естественно. А как без этого?

Далее описана типичная ситуация из работы бригады скорой медицинской помощи г. Краснодара. Примерно так все и происходит в большинстве крупных городов Российской Федерации.

Три часа ночи. Обычная хрущевка-пятиэтажка, большинство жильцов – пенсионеры. Бригада скорой медицинской помощи приезжает к пациенту с хронической сердечной недостаточностью. Это полная, крупная женщина пенсионного возраста с сильно отечными ногами. Ее сердце уже не может перекачивать весь необходимый для организма объем крови, и она начинает застаиваться в тканях. Поэтому со стороны она кажется какой-то рыхлой, опухшей. Такие пациенты сидят на мочегонных средствах – отеки сгоняют.

Бригада объясняет бабушке, что в больницу ей надо срочно. Желательно – вот прямо сейчас. А та отвечает, что самой ей спуститься с третьего этажа совершенно невозможно. Без помощи никак. Нужно найти хоть пару мужиков, но сделать это прямо сейчас – задача нерешаемая.

Ну а если пришлось расходовать наркотики – времени на еду может совсем не остаться. Враг из Минздрава создал очень трудоемкий, изматывающий механизм списания наркотиков и сильнодействующих препаратов. Проще застрелиться, чем использовать такую “тяжелую артиллерию”! Поэтому все усилия заставить рядовых сотрудников чаще использовать наркотики (а это действительно эффективно и реально спасает жизни) оказываются тщетны. Люди и так перегружены, на взводе. Если усиливать давление – вообще некому будет работать.

А дождь не утихает. Скорее наоборот. И бомжара, лежащий на лавочке рядом с остановкой тоже никуда уходить не собирается. Естественно обоссаный. Но для клиента это привычное состояние.

Вытрезвители вредят. Свободу личности ограничивают! Личность хочет плавать в луже – это ее право, как гражданина и просто хорошего человека, который всего лишь имеет кое-какие вредные привычки. А у кого их нет? Государство не в состоянии сделать даже самую малость – восстановить систему вытрезвителей. Чтобы больницы перестали служить ночлежками для бомжей и алкоголиков. Мест в стационарах не хватает для обычных пациентов, а им постоянно привозят пьяных, опущенных людей просто потому, что их больше некуда девать.

Как две худенькие девчонки вместе со своим заслуженным водителем затаскивали бомжа в машину – отдельная эпопея. Снимать бомжу кардиограмму, ставить катетер, капать Магнезию и глюкозу с витаминами? Ха-ха-ха! Может ему еще и Фуросемид пустить по вене, чтобы он прямо в машине обоссался? Это даже не смешно. Бомжара пьяный, грязный, вонючий и ругается матом. А еще от него неизвестно чего ожидать – вдруг он сейчас на них с кулаками набросится? Или начнет буянить и ломать ценную аппаратуру? Лучше лишний раз его не трогать.

Короче, бомжу ничего не делали. Ни кардиограмму, ни доступ к вене. Даже давление не меряли. В стационаре есть горячая вода, чистящие средства и опытные санитары в специальной одежде – пусть клиента сначала отмоют от грязи и говнища разного, тогда и лечить можно. Иначе придется в грязной, вонючей после тесного общения с бомжом одежде лечить нормальных людей.

Кстати, бомжара своими обоссаными штанами сидел прямо на кресле для пассажиров. Никто ничего под него не постелил – всем пофиг. Все прекрасно понимают, что кресла в салоне машины обоссаны много десятков раз. Ехать на подстанцию мыться им все равно никто не позволит. Скажут, кого вы из себя строите? Взяли тряпки и сами убрали.

Тем временем бабушке (которая с прогрессирующей сердечной недостаточностью отказалась от госпитализации) становится хуже. Начало сильно давить в груди. Страшно. Давление поднялось. Вызывает ещё одну скорую.

Вызов достается все той же бригаде, что приезжала в первый раз. Ночные бригады работают в режиме нон стоп. От одного вызова к другому. Без остановок, без заездов на подстанцию. Кто работает сутками – с утра на ногах и уже почти ничего не соображает. В пять часов ночи приходит очередной вызов. Повод – боль в груди, высокое АД. 70 лет. Повторный вызов.

Бригадный кардиограф столько раз был разбит, сломан и отремонтирован, что непонятно, как он до сих работает. Аккумулятор почти не держит заряд – от розетки работает (а что делать в общественном месте, где нет электричества?), гнезда расшатаны, монитор разбит и уже сто лет ничего не показывает – как с такой техникой вообще можно работать? Но запасной кардиограф, который на подстанции хранится – еще хуже. Короче, хреновенько работает техника. С косяками. То ленту зажует, то тёмные полосы начинает печатать, то наводка постоянно идет или какие-то отведения отказывается печатать. Вот и сейчас кардиограф начал сбоить.

Пациенту в этот раз очень нужно было сделать четкое, понятное ЭКГ. Но у бригады такой возможности не было. Забирать технику у других бригад бесполезно – она у всех примерно одинаково разбитая. Некоторым вообще без кардиографа приходится работать. Короче, изменения на ЭКГ не увидели. А при пальпации в 7-8 межреберье слева возникла острая болезненность. Все понятно – обычная межреберная невралгия. Второй диагноз – гипертония. Просто на фоне болевого синдрома давление поднялось – это совершенно нормально. Кеторолак по вене, Каптоприл под язык и, чтобы пациент успокоился, – Феназепам в мышцу. Обычный, неосложненный криз гипертонической болезни – даже отказ от госпитализации брать не надо.

Все, хватит. Едем на подстанцию. Пересменка через час и не дай бог, если за это время поступит новый вызов. Таким пациентам не позавидуешь – весь накопленный за время дежурства негатив будет обязательно выплеснут на них. Но сегодня повезло и в конце даже удалось поспать минут двадцать.

А у бабушки состояние стремительно ухудшалось. Боль вернулась, причем гораздо более сильная, чем раньше. Тут она вспомнила про давнишний совет своей хорошей подруги – при болях в сердце пшикать Нитроспрей под язык. Заветный флакончик был найден в аптечке и сразу использован по назначению. Раз пять подряд или даже десять. И после каждой новой дозы препарата боль действительно стихала! Правда, потом возвращалась, но “пшикалка” действительно хорошо помогала. Как вдруг голова стала чугунной, а тело ватным. А потом она уснула и больше не приходила в сознание.

Выплаты сотрудникам, заболевшим коронавирусом, положены:

  • медикам — в размере до 80 000 руб.;
  • соцработникам — до 35 000 руб.;
  • полицейским и сотрудникам ФСИН — размер неизвестен.

Дополнительные страховые случаи и компенсации введены указом президента от 06.05.2020.

Кому положены выплаты

Не только медицинские работники сталкиваются в своей деятельности с опасностью заражения COVID-19. В группе риска также находятся полицейские и работники социальной сферы: соцработники, педагоги, средний медперсонал. Всем этим категориям правительство пообещало выплатить дополнительную денежную компенсацию в случае заражения. Какие компенсации положены, если заболел коронавирусом, зависит от рода деятельности и места работы. К сожалению, обычные граждане ничего не получают, хотя и нуждаются в длительной реабилитации.

Медработникам, непосредственно сталкивающимся с инфекцией постоянно, продлили выплату федеральных и региональных компенсаций на октябрь включительно. Также будут продлены выплаты сотрудникам скорой помощи при коронавирусе: врачам, младшему медперсоналу и водителям.

Расширено социальное страхование работников здравоохранения и установлена дополнительная компенсация за заражение коронавирусом на работе. В указе президента №313 от 06.05.2020 перечислены дополнительные страховые случаи:

  • смерть в результате инфицирования COVID-19 при выполнении должностных обязанностей;
  • вред здоровью, не приведший к инвалидности;
  • стойкая утрата трудоспособности в результате развития осложнений после перенесенной коронавирусной инфекции.

Как узнавать об ограничениях и других мерах из-за коронавируса

КонсультантПлюс собрал в одном обзоре все актуальные правила: что запрещено, а что разрешено, обязательно ли носить маски, какие меры поддержки еще действуют и какие денежные выплаты еще могут получить физлица и организации. Удобно следить за изменениями. На 2 дня доступ бесплатный.


Размеры доплат заболевшим

Вопрос о доплате всем заболевшим COVID-19 сотрудникам полиции не стоит, компенсации производятся за сверхурочную работу, поскольку из-за эпидемии работы у полицейских прибавилось. По факту переработки в региональных ведомствах МВД составляются заявки, и на их основании выделяются средства.

Но, если полицейский заболел, он получит дополнительные деньги при наступлении страхового случая. На выплаты заболевшим коронавирусом сотрудникам полиции из бюджета выделены средства. По данным министра внутренних дел Владимира Колокольцева, это более 200 млн руб. Их разделят между всеми заболевшими на службе.

Размер страховой выплаты сотрудникам МВД, переболевшим коронавирусом, рассчитывается индивидуально в соответствии с утвержденными ведомственными нормативами. Он зависит от тяжести заболевания и его последствий. При обычном заболевании это не менее 80% от зарплаты. В случае смерти родственники полицейского получат компенсацию.

Медицинские работники

Медработники за работу с коронавирусными больными получают до конца октября ежемесячно денежные средства в следующих размерах:

  • врачи стационарных медучреждений — 80 000 руб.;
  • средний медперсонал стационаров и врачи скорой помощи — 50 000 руб.;
  • младший медперсонал, водители, средний и младший медперсонал скорой помощи — 25 000 руб.

Постановлением правительства №415 утверждены выплаты прочим сотрудникам в больницах с коронавирусом на основе процента от средней зарплаты.

Выплаты медицинским работникам при коронавирусе

Процент высчитывается в зависимости от среднемесячного дохода работника в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев в 2019 году. Данные по зарплате предоставляет Федеральная служба госстатистики.

Отдельно предусмотрены страховые выплаты сотрудникам СМП в период коронавируса и другим медикам, если они заболели. Размер определен постановлением правительства №484 от 12.04.2020 и зависит от ситуации, к которой привело заболевание:

  • в случае смерти медработника или водителя скорой помощи после контакта с инфицированным больным его родные получат единовременную страховку в размере 2 752 452 руб.;
  • при болезни, которая не привела к инвалидности, страховая сумма составляет 68 811 руб.;
  • в случае осложнений после перенесенного COVID-19, которые привели к стойкой потере трудоспособности и инвалидности, размер единовременной выплаты зависит от присвоенной группы (I группа — 2 064 339 руб., II группа — 1 376 226 руб., III группа — 688 113 руб.).

Страховые выплаты работникам скорой помощи при коронавирусе, врачам больниц и поликлиник, среднему и младшему медперсоналу не зависят от должности, стажа и профессии. Их получают в едином размере все — от водителей СМП до профессоров.

Соцработники

Соцработники, если оказывали помощь заболевшим COVID-19, получат:

  • врачи соцучреждений — 60 000 руб. за смену;
  • социальные работники, педагоги, средний медперсонал — по 35 000;
  • младший персонал — 25 000;
  • технический персонал — 15 000.

К сожалению, выплаты переболевшим коронавирусом гражданам России, занятым в социальной сфере, в отличие от медработников, не предусмотрены. Правительство планирует утвердить новые страховые выплаты другим сотрудникам в больницах с коронавирусом и социальным работникам, но пока нормативный документ не подписан.

Остальные граждане

Представителям других профессий при заражении COVID-19 оплачивают больничный лист в обычном порядке. Какие льготы положены переболевшим коронавирусом вне зависимости от их возраста и состояния здоровья, зависит от стажа работы и размера заработной платы. В некоторых российских регионах существуют региональные доплаты. Чтобы узнать, положены ли компенсационные выплаты в связи с коронавирусом конкретно вам, следует обратиться в территориальное отделение Фонда социального страхования или в городскую администрацию. Нормативная база в регионах на этот счет постоянно меняется.

Блогер gaz_v_pol пишет, что на некоторые вызовы скорой помощи приезжает фельдшер-женщина, которая носилки с пациентом нести не может. Водитель нести больного также отказывается — им сейчас за это не доплачивают, так что в водители часто идут люди, организм которых не рассчитан на подъём тяжестей. В итоге родственникам пациента приходится бегать по соседям, искать тех, кто согласится помочь с переноской. Иногда поиски занимают много времени.

Как решать проблему, непонятно. Повысить зарплату всей бригаде, чтобы брать и в фельшеры, и во врачи, и в водители только тех, кто может поднять носилки? Штрафовать за ложные вызовы, чтобы нагрузка снизилась, и появилась возможность увеличить размер бригад? Раздать врачам экзоскелеты? Внедрить институт жилистых парамедиков, как на Западе, которые вместо постановки диагноза сразу будут доставлять пациентов в больницы?

Справедливое наблюдение — руководители Минздрава не осознают глубины проблемы, так как могут позволить себе платную скорую. У нас не США, в Петербурге платный вызов стоит 10-20 тысяч рублей (150-250 долларов). Незначительная для большого начальника сумма.

Скорая помощь. Должны приезжать 2 фельдшера, на практике их недобор, часто приезжает один. Чтобы нести жёсткие носилки, нужно 2 человека. Мягкие носилки — три человека минимум.

А бывает, что родственники сами не могут нести. Спина больная или старый. А ещё бывает, что на вызовы приезжает фельдшер-женщина.

В результате сейчас врач говорит родственникам: идите ищите дворников, или ходите по всему подъезду, ищите мужчин, кто согласится помочь. Ночью дворников нет, соседи открывают плохо. Или сам врач ходит по подъезду, звонит в двери.

Казалось бы, в машине Скорой — есть водитель. Это ещё одни руки! Очень вовремя!

Раньше так и было. Водитель участвовал в переноске больного. Имел за это доплату (ставку санитара дополнительно к обычной ставке водителя). Но в 90-ые это "оптимизировали". Ставку санитара убрали. Т.е. и зарплаты нет, и проверки (в санитары берут только с проверкой физической силы, в водители нет).

Кроме того, есть вопрос феминизма. В должностные обязанности водителя теперь и нельзя вписать переноску больных, т.к. водителем Скорой может быть и женщина (и иногда работают женщины). По закону женщине нельзя в рабочие обязанности вписать поднятие более то ли 10, в особых случаях 15 кг тяжести, см. Письмо Минтруда России от 22.06.2016 N 15-2/ООГ-2247 (ссылка). Писать в объявлении, что требуются именно мужчины на водителя Скорой — нельзя (если не вписать им поднятие тяжестей в обязанности и не платить за него).

Моя знакомая, отличный репетитор по математике и субтильная барышня Маша Рабинович написала, как ей в дверь Скорая позвонила, искала мужчин (она не открыла, т.к. решила что мошенники, и мужа у неё нет). Написала об этом пост в ФБ. В комментарии пришла Маргарита Мишунова, у которой муж так умер. Скорая ночью долго искала кто бы помог погрузить (ссылка). В подъезде никто не открыл дверь и не согласился помочь.

1. Плохо больным — их доставляют в больнице позже. Вопрос, сколько людей реально в той же Москве от этого умирает за месяц. Подозреваю, число не входит в статистику избыточной смертности — наверняка тут некий стабильный процент, а "избыточная" считается по сравнению.

2. Плохо государству, т.к. оборот машин скорой помощи медленнее возможного (машина с дорогущим оборудованием и дорогим в обучении врачом может два часа стоять у подъезда, пока ночью найдут кто поможет нести). В результате нужно больше машин скорой помощи на район той же численности.

Предложение: вписать водителям ставку санитаров (хотя бы тем, кто этого хочет добровольно). Вписать им в должностные обязанности помощь в переноске больных. Всем вновь нанимаемым водителям скорой заранее ставить условие переноски больных (и зарплату с учётом этого). Женщин официально и легально в водители Скорой новых не принимать. Уже работающих женщин-водителей Скорой не увольнять, уже работающих водителей Скорой с больной спиной или пожилых (кто откажется от ставки санитара) тоже не увольнять. Но предложить им по возможности другую работу в больнице. Если нет возможности — оставить до пенсии дорабатывать на старых условиях (чтобы не калечить людям судьбы увольнениями, но постепенно улучшать общую ситуацию).

Сколько это будет стоить государству? Не знаю, может и наоборот, экономию даст. Будут расходы на доплаты, но повысится оборот машин Скорой (т.е. нужно будет меньше машин на район той же численности населения).

Замечу, что начальство этой проблемы может не понимать (в среднем), т.к. они своим родственникам вызывают платную Скорую. В которой нет этой проблемы, там всегда два фельдшера и водитель участвует в переноске. Кроме того, начальство часто живёт в элитных домах с широкими коридорами, где проходят жёсткие носилки (которые можно нести вдвоём). А народ в основном живёт в обычных домах (а даже в хороших обычных домах как правило коридоры не позволяют жёстким носилкам пройти). Гибкие носилки — минимум трое нужно.

Учет рабочего времени водителей скорой помощи

Согласно ст. 91 ТК РФ рабочим считаются время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые относятся к рабочему времени. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Поскольку труд водителей скорой помощи специфичен, расскажем, какие режимы работы предполагаются для него.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей (ч. 2 ст. 239 ТК РФ). В частности, Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее – Положение).

Как можно учитывать рабочее время?

Трудовым законодательством предусмотрены различные режимы рабочего времени: сменная работа, режим гибкого рабочего времени, неполное рабочее время и т. д. В одном учреждении работники могут работать по различным режимам. Поэтому очень важно вести точный учет рабочего времени. Варианты учета представлены в виде схемы.

Способы учета рабочего времени

Поденный учет применяется, когда ежедневная продолжительность работы одинакова, то есть установленная норма не может меняться в разные дни недели и время, отработанное сверх этой нормы, признается сверхурочным и подлежит компенсации

Недельный учет (учетный период составляет неделю) применяется, если в зависимости от специфики работы может быть соблюдена только ее еженедельная продолжительность, а время ежедневной работы или смены регулируется графиком

Суммированный учет (учетный период месяц, квартал, год) применяется в случае невозможности соблюдения ежедневной или еженедельной нормы рабочего времени

Поскольку для водителей скорой помощи соблюсти ежедневную продолжительность рабочего времени фактически проблематично, оптимальным вариантом является суммированный учет рабочего времени (подробно о нем чуть ниже).

Для учета рабочего времени применяются табели, в которых содержится информация о фактически отработанном времени каждым сотрудником, а также о времени отсутствия на работе (прогул, болезнь, отпуск или иные причины). Напомним, что Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н утвержден табель учета использования рабочего времени – форма 0504421.

Вопрос

Как должен вестись табель учета рабочего времени?

Приказом № 52н утверждена не только форма табеля, но и рекомендации по его заполнению.

Во-первых, табель учета использования рабочего времени ведется лицами, назначенными приказом по учреждению. Это нужно делать ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий и других структурных подразделений), обособленных подразделений (филиалов).

Во-вторых, табель открывается ежемесячно за 2-3 дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц и в нем регистрируются случаи отклонений от нормального использования рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка, или фактические затраты рабочего времени.

Медицинская организация может заполнять табель двумя способами:

  • путем сплошной регистрации;
  • путем регистрации случаев отклонений от нормального использования рабочего времени.

Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

Табель может заполняться так. В верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – их условные обозначения. В нижней части строки указываются также часы работы в ночное время.

Если у одного работника будет два вида отклонений в один день, данные в нижней части строки записываются в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. Например, если водитель отработал свою смену 10 часов и привлекался к сверхурочной работе в этот день, необходимо одновременно проставлять и код Ф (фактически отработанные часы), и код С(сверхурочные часы) – С. Следовательно, в нижней строке нужно указать 10/2, где перед косой чертой будет отражено количество отработанных часов в пределах нормы, а после – количество часов, отработанных сверхурочно.

При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется.

Заполненный табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов. Табель используется для составления расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401).

Вопрос

Как правильно производится корректировка табеля?

При обнаружении факта неотражения отклонений или неполноты сведений об учете рабочего времени лицо, ответственное за составление табеля, обязано учесть необходимые изменения и представить корректирующий табель, составленный с учетом изменений, в порядке и сроки, которые предусмотрены документооборотом учреждения.

При этом данные корректирующего табеля служат основанием для перерасчета заработной платы за календарные месяцы, предшествующие текущему месяцу ее начисления.

Отметим, что при заполнении табеля применяются условные обозначения. Учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Кроме того, отражать рабочее время водителей можно при помощи путевых листов, форма которых разрабатывается медицинским учреждением самостоятельно. Главное, чтобы в такой форме были предусмотрены обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, например сведения об автомобиле и водителе.

В путевой лист включаются, в частности, дата и время (до минут) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, дата и время (до минут) выезда автомобиля с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку.

Такие сведения вносятся в путевой лист в обязательном порядке.

Графики работы водителя скорой помощи.

Чаще всего работники выездных бригад скорой медицинской помощи трудятся посменно или по скользящему графику в режиме гибкого рабочего времени. Согласно ст. 103 ТК РФ сменный режим работы вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы. Сменная работа осуществляется в соответствии с графиком сменности, который должен быть доведен до работников не позднее чем за один месяц до введения его в действие.

С графиком работы в режиме гибкого рабочего времени все гораздо проще: он разрабатывается в учреждении с соблюдением нормы рабочего времени и доводится до сведения работников. Причем в данном случае никакие сроки по уведомлению работников соблюдать не надо.

В графике следует определить время начала и окончания работы, продолжительность смен и время междусменного отдыха.

График работы или сменности должен быть составлен и введен в действие приказом руководителя.

Составляя тот или иной график, нужно учитывать нормы Положения и помнить, что для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать:

  • 40 часов в неделю;
  • 8 часов в день (смену), а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.

Водителям скорой помощи продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

Согласно п. 15 Положения рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

  • времени управления автомобилем;
  • времени специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
  • подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
  • времени проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения (послерейсового), а также времени следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
  • времени стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
  • времени простоев не по вине водителя;
  • времени проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
  • времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
  • иного времени, предусмотренного законодательством РФ.

Время управления автомобилем в течение ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов. Однако, если в организации суммированный учет рабочего времени, время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (п. 20 Положения).

Составляя график, следует помнить и о времени отдыха. Так, водителям скорой помощи должен предоставляться перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. Такой перерыв обычно устанавливается в середине рабочей смены (ст. 108 ТК РФ, п. 24 Положения).

При определенной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

К сведению

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На регулярных перевозках продолжительность такого отдыха может быть сокращена до 9 часов с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены. Для этого необходимо письменное заявление работника, которое подлежит согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников.

Суммированный учет рабочего времени.

Естественно, что при таких режимах работы соблюсти ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени проблематично. Поэтому для водителей вводится суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ), чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.

По общему правилу учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – три месяца. Водители – особая категория, поэтому в силу п. 8 Положения им устанавливается учетный период, длинною в месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии – с иным представительным органом работников.

В силу ст. 99 ТК РФ сверхурочными при суммированном учете будут часы, отработанные сверх нормы за учетный период.

Вопрос

Как определить норму рабочего времени в учетном периоде?

Поскольку при суммированном учете продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормальное число рабочих часов, нужно организовать работу так, чтобы норма рабочего времени была отработана сотрудниками за установленный учетный период. При этом продолжительность работы может меняться как в каждом из дней, так и в каждой неделе учетного периода. Увеличение времени работы в какие-либо день или неделю компенсируется уменьшением рабочего времени в другие дни или недели учетного периода. Например, при учетном периоде один месяц и нормальной продолжительности рабочего времени сотрудник в апреле 2018 года должен отработать 167 часов. При суммированном учете неважно, отработал он в определенную неделю 40 часов или нет.

Для расчета нормы рабочего времени на месяц воспользуемся Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н [1] .

Норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены):

  • при 40-часовой рабочей неделе – 8 часов;
  • при продолжительности рабочей недели менее 40 часов – количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на 5 дней.

Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на 1 час.

Таким образом, норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом. Продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т. д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели конкретного месяца и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней. Например, норма рабочего времени на май 2018 года при нормальной продолжительности рабочей недели составит 159 часов (40 ч. / 5 дн. x 20 раб. дн. - 1 ч.). Отметим, что аналогичным образом рассчитывается норма рабочего времени на иной учетный период, например квартал или год.

При подсчете нормы рабочих часов за учетный период из него исключается время, в течение которого работник освобождается от исполнения трудовых обязанностей с сохранением места работы, – ежегодный отпуск, отпуск без сохранения заработной платы, период временной нетрудоспособности, учебный отпуск и т. д. В таких случаях норма рабочего времени уменьшается на количество часов отсутствия.

Как ввести суммированный учет рабочего времени?

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 104 ТК РФ). Этот локальный акт в силу ст. 190 ТК РФ утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, определенном ст. 372 ТК РФ. Именно в правилах следует указать продолжительность учетного периода, а также перечень должностей работников, в отношении которых возможно введение суммированного учета.

Если изначально суммированный учет установлен не был, в правила внутреннего трудового распорядка необходимо внести изменения на основании приказа руководителя и в порядке, предусмотренном для их утверждения, то есть с учетом мнения представительного органа работников. Кроме того, если суммированный учет определяется работнику в течение его трудовой деятельности, об этом работника следует уведомить за два месяца согласно ст. 74 ТК РФ, так как внесение изменений связано со сменой режима работы.

Водители скорой медицинской помощи работают в сменном режиме или по скользящему графику. При этом для них вводится суммированный учет рабочего времени. Для того чтобы определить величину отработки нормы рабочего времени или переработки, применяют табель учета использования рабочего времени – форма 0504421 и путевой лист.

Просто в какой-то момент система здравоохранения Краснодара перестала справляться со своими обязанностями и начался процесс ее тихой деградации. Лавинообразный рост численности населения Краснодара и его пригородов, не обеспеченный пропорциональным ростом возможностей социальных служб, – вот главный виновник сложившейся печальной ситуации. Проблемы в социальной сфере были предопределены еще тогда, когда принимались решения о строительстве множества новых домов, жилых комплексов, целых новых районов и пригородов города.

Но пришел COVID-19 и вдруг оказалось, что научные центры – это далеко не основа системы здравоохранения, что для обычного человека нормально работающая поликлиника рядом с домом – гораздо полезнее и важней, что грамотный терапевт может спасти гораздо больше жизней, чем известный хирург. А для того, чтобы медицинская наука могла нормально развиваться, ее должно прикрывать крепкое, развитое первичное звено здравоохранения, созданное с необходимым запасом прочности.

Задолго до начала коронавирусной истерии примерно в каждой пятой бригаде скорой медицинской помощи работали одиночки и даже так людей катастрофически не хватало. Подготовленные машины до сих пор стоят без дела – работать на них некому.

Совсем недавно смотрел на ютубе видео. Пара уродов напала на врача скорой помощи и хорошо, что не слишком успешно. Врач – здоровый мужик и не из робкого десятка – отпор нападавшим дает уверенно. Снимали с окна многоэтажки, этажа примерно с третьего.

Второе – почему водитель не пришёл на выручку? Ответ простой – большинство наших водителей пенсионного или предпенсионного возраста. Почти все дымят как паровозы и около трети нормально так побухивает. Даже просто помочь донести пациента до машины им тяжело, а здесь – реальный мордобой! Поэтому водители чаще всего – просто наблюдатели.

Третье – мужик, конечно, молодец. Вот только подавляющее большинство сотрудников скорой медицинской помощи – женщины, часто совсем молодые девушки. Многие вынуждены работать одиночками, просто обстоятельства так сложились. А встречают их наши любимые клиенты: алкоголики, наркоманы, психи, в том числе состоящие на учете и общественно опасные – люди опустившиеся, со сломанной психикой, а ещё криминал: бытовуха, драки и прочее веселье. Наркоманские и бомжацкие притоны, и предложения неприличные, и прямые домогательства, и угрозы, естественно. А как без этого?

Далее описана типичная ситуация из работы бригады скорой медицинской помощи г. Краснодара. Примерно так все и происходит в большинстве крупных городов Российской Федерации.

Три часа ночи. Обычная хрущевка-пятиэтажка, большинство жильцов – пенсионеры. Бригада скорой медицинской помощи приезжает к пациенту с хронической сердечной недостаточностью. Это полная, крупная женщина пенсионного возраста с сильно отечными ногами. Ее сердце уже не может перекачивать весь необходимый для организма объем крови, и она начинает застаиваться в тканях. Поэтому со стороны она кажется какой-то рыхлой, опухшей. Такие пациенты сидят на мочегонных средствах – отеки сгоняют.

Бригада объясняет бабушке, что в больницу ей надо срочно. Желательно – вот прямо сейчас. А та отвечает, что самой ей спуститься с третьего этажа совершенно невозможно. Без помощи никак. Нужно найти хоть пару мужиков, но сделать это прямо сейчас – задача нерешаемая.

Ну а если пришлось расходовать наркотики – времени на еду может совсем не остаться. Враг из Минздрава создал очень трудоемкий, изматывающий механизм списания наркотиков и сильнодействующих препаратов. Проще застрелиться, чем использовать такую “тяжелую артиллерию”! Поэтому все усилия заставить рядовых сотрудников чаще использовать наркотики (а это действительно эффективно и реально спасает жизни) оказываются тщетны. Люди и так перегружены, на взводе. Если усиливать давление – вообще некому будет работать.

А дождь не утихает. Скорее наоборот. И бомжара, лежащий на лавочке рядом с остановкой тоже никуда уходить не собирается. Естественно обоссаный. Но для клиента это привычное состояние.

Вытрезвители вредят. Свободу личности ограничивают! Личность хочет плавать в луже – это ее право, как гражданина и просто хорошего человека, который всего лишь имеет кое-какие вредные привычки. А у кого их нет? Государство не в состоянии сделать даже самую малость – восстановить систему вытрезвителей. Чтобы больницы перестали служить ночлежками для бомжей и алкоголиков. Мест в стационарах не хватает для обычных пациентов, а им постоянно привозят пьяных, опущенных людей просто потому, что их больше некуда девать.

Как две худенькие девчонки вместе со своим заслуженным водителем затаскивали бомжа в машину – отдельная эпопея. Снимать бомжу кардиограмму, ставить катетер, капать Магнезию и глюкозу с витаминами? Ха-ха-ха! Может ему еще и Фуросемид пустить по вене, чтобы он прямо в машине обоссался? Это даже не смешно. Бомжара пьяный, грязный, вонючий и ругается матом. А еще от него неизвестно чего ожидать – вдруг он сейчас на них с кулаками набросится? Или начнет буянить и ломать ценную аппаратуру? Лучше лишний раз его не трогать.

Короче, бомжу ничего не делали. Ни кардиограмму, ни доступ к вене. Даже давление не меряли. В стационаре есть горячая вода, чистящие средства и опытные санитары в специальной одежде – пусть клиента сначала отмоют от грязи и говнища разного, тогда и лечить можно. Иначе придется в грязной, вонючей после тесного общения с бомжом одежде лечить нормальных людей.

Кстати, бомжара своими обоссаными штанами сидел прямо на кресле для пассажиров. Никто ничего под него не постелил – всем пофиг. Все прекрасно понимают, что кресла в салоне машины обоссаны много десятков раз. Ехать на подстанцию мыться им все равно никто не позволит. Скажут, кого вы из себя строите? Взяли тряпки и сами убрали.

Тем временем бабушке (которая с прогрессирующей сердечной недостаточностью отказалась от госпитализации) становится хуже. Начало сильно давить в груди. Страшно. Давление поднялось. Вызывает ещё одну скорую.

Вызов достается все той же бригаде, что приезжала в первый раз. Ночные бригады работают в режиме нон стоп. От одного вызова к другому. Без остановок, без заездов на подстанцию. Кто работает сутками – с утра на ногах и уже почти ничего не соображает. В пять часов ночи приходит очередной вызов. Повод – боль в груди, высокое АД. 70 лет. Повторный вызов.

Бригадный кардиограф столько раз был разбит, сломан и отремонтирован, что непонятно, как он до сих работает. Аккумулятор почти не держит заряд – от розетки работает (а что делать в общественном месте, где нет электричества?), гнезда расшатаны, монитор разбит и уже сто лет ничего не показывает – как с такой техникой вообще можно работать? Но запасной кардиограф, который на подстанции хранится – еще хуже. Короче, хреновенько работает техника. С косяками. То ленту зажует, то тёмные полосы начинает печатать, то наводка постоянно идет или какие-то отведения отказывается печатать. Вот и сейчас кардиограф начал сбоить.

Пациенту в этот раз очень нужно было сделать четкое, понятное ЭКГ. Но у бригады такой возможности не было. Забирать технику у других бригад бесполезно – она у всех примерно одинаково разбитая. Некоторым вообще без кардиографа приходится работать. Короче, изменения на ЭКГ не увидели. А при пальпации в 7-8 межреберье слева возникла острая болезненность. Все понятно – обычная межреберная невралгия. Второй диагноз – гипертония. Просто на фоне болевого синдрома давление поднялось – это совершенно нормально. Кеторолак по вене, Каптоприл под язык и, чтобы пациент успокоился, – Феназепам в мышцу. Обычный, неосложненный криз гипертонической болезни – даже отказ от госпитализации брать не надо.

Все, хватит. Едем на подстанцию. Пересменка через час и не дай бог, если за это время поступит новый вызов. Таким пациентам не позавидуешь – весь накопленный за время дежурства негатив будет обязательно выплеснут на них. Но сегодня повезло и в конце даже удалось поспать минут двадцать.

А у бабушки состояние стремительно ухудшалось. Боль вернулась, причем гораздо более сильная, чем раньше. Тут она вспомнила про давнишний совет своей хорошей подруги – при болях в сердце пшикать Нитроспрей под язык. Заветный флакончик был найден в аптечке и сразу использован по назначению. Раз пять подряд или даже десять. И после каждой новой дозы препарата боль действительно стихала! Правда, потом возвращалась, но “пшикалка” действительно хорошо помогала. Как вдруг голова стала чугунной, а тело ватным. А потом она уснула и больше не приходила в сознание.

Читайте также: