Работа в ип минусы и плюсы и минусы

Обновлено: 09.05.2024

Давайте разберемся, кто такие самозанятые, как стать и как работать самозанятым в такси, и действительно ли это выгодно.

Кто такие самозанятые

Получить статус самозанятого вправе как любое физическое лицо, так и ИП (индивидуальный предприниматель). Закрывать действующее ИП не потребуется – надо просто подать заявление в ФНС на смену режима налогообложения.

Закон о самозанятых (422-ФЗ от 27.11.2018 г.) предусматривает более мягкие условия ведения бизнеса для этой категории граждан. Налоговые ставки, условия и правила работы для физлиц и ИП, применяющих НПД, одинаковые. Подробнее об этом расскажем далее в статье.

Но использовать новый спецрежим получится не у всех.

Кто может стать самозанятым

Для применения НПД есть ограничения. Стать самозанятым можно, если:

у вас нет наемных работников,

ваш годовой доход не превышает 2,4 млн рублей,

вы оказываете услуги самостоятельно,

ваш вид профессиональной деятельности не запрещен для этого статуса (полный список есть в статье 4 ФЗ-422).

Кто может стать самозанятым таксистом

Если вы хотите стать самозанятым таксистом, вам не обойтись без регистрации ИП и оформления разрешения на деятельность по перевозке пассажиров, так гласит ч. 1 ст. 9 Федерального закона №69. Получить его могут только юрлица и ИП.

Если ИП у вас уже оформлен, то все гораздо проще – надо просто перейти на новый налоговый режим НПД.

Какая альтернатива есть?

Устроиться водителем в таксомоторную компанию или к ИП-посреднику по трудовому договору. Но тогда с вашего заработка будет удерживаться 13% НДФЛ. А это очень ощутимый размер налога, по сравнению с тем, который платит самозанятый водитель. Кроме того, сегодня все меньше фирм и ИП, которые хотят брать таксистов в штат и оформлять их легально. Так они избавляются от включения сведений об исполнителе во всевозможные отчеты, экономят на налогах и взносах.

Надо ли таксисту становиться самозанятым: плюсы и минусы режима НПД

Плюсы для водителей на режиме НПД:

Низкие налоговые ставки – 4% при оказании услуг физическому лицу и 6% по корпоративным заказам. Это меньше, чем у ИП на других СНО, и меньше комиссии, которую водители платят парку. Первое время из-за налогового вычета в 10 000 рублей ставка будет еще меньше – 3% и 4% соответственно.

Если дохода не было, налог не начисляется. ИП на других СНО платят всегда.

Освобождение от НДС и НДФЛ.

Никаких обязательных страховых взносов, как у ИП на других СНО. Взносы в ПФР платятся по желанию, чтобы доход в такси учитывался при формировании будущей пенсии и начислялся трудовой стаж. Взносы 1,5% в фонд ОМС уже включены в налог.

Декларации сдавать не надо.

Получить справку с подтвержденным официальным доходом можно прямо в приложении.

Отдельных специальных банковских счетов не нужно. Вы вправе использовать свой счет физлица. Но лучше завести отдельную карту, можно даже виртуальную. Тогда все денежные потоки вашей бизнес-деятельности в качестве плательщика НПД будут удобно проходить по одному счету.

Минусы применения режима НПД:

Налог платится со всего дохода, в том числе с бонусов и доплат от агрегатора и чаевых от пассажиров, без вычета расходов.

Стаж работы в качестве самозанятых не учитывается при расчете пенсии.

Если намечается расширение деятельности, то с этим будут сложности, т. к. есть ограничения по годовому доходу, нельзя нанимать работников и нельзя иметь несколько машин.

Выгодна ли работа самозанятым в такси? Многие считают, что да, изучив условия спецрежима.

Как стать самозанятым в такси

Если вы действующий таксист с лицензией, то для перехода в режим НПД вам надо, не закрывая ИП, зарегистрироваться в ФНС в качестве плательщика НПД и затем уведомить налоговую о смене режима налогообложения. Подробно о том, как действующему ИП перейти на НПД, мы писали в нашей статье.

Если вы обычное физлицо и только начинаете работать в сфере пассажирских перевозок, то для того, чтобы получить разрешение и начать работать в такси со статусом самозанятого, у вас есть два пути:

Открыть ИП на УСН или ОСНО – оформить лицензию – перейти в самозанятые.

Зарегистрироваться самозанятым как физлицо – подать документы на регистрацию ИП на НПД – получить лицензию.

Подать пакет необходимых документов на открытие ИП можно разными способами: лично в налоговой, онлайн – в МФЦ, через Госуслуги, на сайте ФНС. Код ОКВЭД для такси – 49.32. Если документы предоставляются в электронной форме госпошлина 800 рублей не взимается. Некоторые банки и финансовые организации также предлагают комплексную услугу регистрации ИП.

Что делать, если вам все-таки не подходит режим самозанятого?

Если по каким-то причинам вам не подходит режим самозанятого, или вы вынуждены с него уйти, вам потребуется онлайн-касса.

В МТС Кассе есть удобное и бюджетное решение для пассажирских перевозок – онлайн-касса в смартфоне водителя.

Используйте одну кассу для фискализации чеков со всех такси.

Снабжать кассами каждого водителя вовсе не обязательно. С нашим решением достаточно одной кассы и личных смартфонов водителей.

С помощью кассового приложения, установленного на смартфоне водителя, и терминала эквайринга D200, который подключается к мобильному устройству, водитель принимает оплату наличными и банковской картой. Пассажир получает электронный чек по E-mail или посредством SMS.

Как это работает?

Ставим МТС Кассу на автовокзале, в офисе или даже дома.

Превращаем смартфон водителя в кассу. Устанавливаем на телефон кассовую программу МТС.

Подключаем смартфоны к МТС Кассе Одна МТС Касса справляется со всеми задачами: она собирает чеки от всех водителей и отправляет их в ОФД.

Пассажиры сканируют QR-код на смартфоне водителя и получают электронную копию чека.


Если вы примете решение покупать онлайн-кассы каждому водителю, используйте модели, в которых встроена функция продажи билетов.Подробности решения здесь.

Есть вариант не покупать кассу, а взять в аренду или рассрочку.

Разрешение на перевозку пассажиров легковым такси

Разрешение выдается на собственную машину, или на автомобиль, который вы используете для работы на основании договора аренды или лизинга у таксопарка или агрегатора. Услуга платная (кроме Москвы).

Разрешение выдается на машину, с указанием данных организации, марки и госномера машины. Одна машина – одно разрешение сроком действия 5 лет. Документ должен храниться в салоне транспортного средства и предъявляться по требованию пассажира или сотрудника ГИБДД. За отсутствие разрешения налагается штраф в размере 5 000 рублей.

Чтобы успешно получить разрешение, автомобиль для такси должен соответствовать определенным требованиям, которые в регионах отличаются. Например, в Москве разрешается только желтый кузов такси, на крыше должен быть фонарь оранжевого цвета и т. д.

Как самозанятому работать в такси в 2021 году

У самозанятого таксиста есть несколько вариантов работы: на таксопарк, либо через посредника-агрегатора (например, Яндекс.Такси, но таких служб много), либо искать заказы самостоятельно.

Работа в таксопарке

По этому принципу сейчас работают очень многие таксисты. Так как налоговое законодательство запрещает самозанятому работать по трудовому договору, вам надо заключить с таксопарком договор, по которому вы будете предоставлять услугу – заниматься перевозкой граждан за вознаграждение. Таксопарк берет две комиссии – 3%-5% за предоставление заказа и 1%-2% за вывод заработанных средств. Но деньги приходят в тот же день.

Сотрудничество напрямую с агрегатором

При подключении к интернет-агрегатору (например, Яндекс.Такси) заключения договора как такового не происходит. Чтобы получать заказы, достаточно пройти несложную и быструю процедуру регистрации в приложении Яндекс.Про (Таксометр) после чего договор считается по умолчанию заключенным. Агрегаторы берут комиссии за заказы в среднем 5%, комиссий за вывод средств нет. Из минусов – средства могут поступить на следующий день, нет хорошей техподдержки.

При работе с интернет-агрегатором водитель самостоятельно выбирает свой график работы, а также количество часов в день в рамках смены.

Поиск заказов самостоятельно

Плюсы: никаких комиссий таксопаркам и агрегаторам, деньги вы получаете сразу, все преимущества плательщика НПД, полностью свободный график работы. Но есть и значительный минус: самостоятельно искать клиентов сложно, отсюда непостоянный заработок. Кроме того существует местная мафия. Все прибыльные места у вокзалов, на остановках, развлекательных заведениях, как правило распределены. Такой способ работы подойдет только в качестве подработки.

Дополнительные выгоды для таксиста от партнерства с агрегатором (на примере Яндекс.Такси)

К перечисленным ранее плюсам статуса самозанятого добавляется выгода от партнерства с агрегаторами, например с Яндекс.Такси:

Повышенный приоритет на заказы в течение полугода с момента регистрации в качестве самозанятого водителя-партнера.

Нет комиссии парка. Вы можете сотрудничать с сервисом Яндекс.Про напрямую. Перевод денег с баланса сразу на вашу банковскую карту без посредников.

Совмещение с официальной работой. Можно быть самозанятым прямым партнером Яндекс.Такси и при этом официально работать в другом месте.

3 бесплатные юридические консультации каждый месяц на весь период сотрудничества с Яндекс.Такси в качестве самозанятого. Промокод приходит в течение двух дней после первой поездки.

Все новые самозанятые водители-партнеры получают промокод на 12 часов без комиссии агрегатора в подарок.

Доступ к автокредиту от банков-партнеров.

Отзывы самозанятых таксистов и таксопарков. Стоит ли переходить в режим НПД или нет? Таксопарк или агрегатор: с кем выгоднее сотрудничать?

Вот что думают участники рынка пассажирских перевозок о режиме НПД и с кем лучше работать самозанятым водителям.

В самозанятости в такси есть как плюсы, так и минусы. Положительный момент – в случае работы с Яндекс.Такси водитель на полгода получает бонусные баллы приоритета.
Официальное подтверждение зарплаты – неочевидный плюс. Многим возможность показывать свой фактический доход не нужна, например, плательщикам алиментов и должникам банков.
Размер налога спорный. Если сопоставить его со средней комиссией таксопарков 3-5%, то разница получается совсем небольшой в пользу самозанятости.
Большой минус – самозанятый водитель не может отследить поступления от агрегатора. Они приходят частями и не всегда понятно, за какой период времени пришла выплата.
Плата за сегодняшний заказ может поступать водителю в течение трех дней. То есть, если водитель выполнил за день заказов на 1000 рублей, а на следующий день он получает от агрегатора 700 рублей, то непонятно, что ему не доплатили. Вообщем, нет прозрачности в выплатах.

Самозанятый таксист работает напрямую с Яндекс.Такси — платить паркам не нужно, а это весомый плюс. Хоть парки и заявляют о комиссии 2-3%, мы почему-то забываем про процент за вывод средств, который они удерживают. А это 1-3%, но не менее, к примеру, 30 или 40 рублей. Водитель теряет на этой комиссии за месяц все 5-7% в сумме. Самозанятый водитель никакой комиссии не платит. Сколько заработал, столько и получил на карту.
Из минусов – например, отвратительная работа техподдержки Яндекс.Такси. Раньше все мои проблемы и вопросы решал парк. Сейчас же их приходится задавать напрямую техподдержке, которая может сутками не отвечать.
К недостаткам я отношу и неравномерное списание денег с баланса в Таксометре. При выводе денег через парк, я обнулял баланс и четко видел все поступления. Самозанятому приходится отслеживать оплату по каждому заказу — пришла, не пришла? Деньги появляются на карте только на следующий день после обеда, а заработок за субботу приходит в понедельник. Это не очень удобно.

Я вижу несколько проблем с самозанятостью как для таксопарков, так и для водителей. Первая: агрегаторы активно переманивают к себе водителей из парков. Вторая: заработок на карту происходят частями. Частенько нельзя разобраться, какие заказы оплачены, а какие — нет. И третья проблема: водители, которые умеют считать, сразу понимают, что самозанятость не будет для них выгоднее, т. к. 4% и 6% с заказов обычно дают больший минус, чем комиссия парка в 4-5%.

Например, у нашего таксопарка есть тариф, по которому водитель платит с заказа 2,5%. Сюда прибавляется комиссия за вывод средств 1% (минимально — 20 рублей) на карту, но это все равно дешевле, чем 4% и 6%, которые платит самозанятый таксист.
Также водители теряют помощь парка. Мы круглосуточно поддерживаем с таксистами обратную связь, а самозанятые остаются наедине с агрегаторами и свои вопросы им приходится решать самим.
Еще один минус самозанятости — это порядок расчета. Работая с парком, водитель точно знает, что он получит заработанные деньги вовремя, чего не скажешь о работе самозанятых напрямую с агрегаторами.

Изменения в законе о такси в 2021 году

В России каждый год вступают в силу различные изменения, которые касаются такси. Какие поправки уже утверждены в 2021 году, а какие – планируются?

Утвержденные поправки

Новые правила перевозки пассажиров в такси, утвержденные Постановлением Правительства №1586 от 01.10.2020 г., вступили в силу с 1 января 2021. Наиболее важные пункты:

до подачи автомобиля такси клиенту необходимо сообщить номер заказа, наименование перевозчика, стоимость проезда и время прибытия автомобиля;

после поездки водитель обязан пассажиру бумажный или электронный чек;

на передней панели автомобиля справа от водителя должна находиться информация об организации, данные о номере и сроке действия разрешения, а также тарифы на проезд.

Отмена запрета на парковку такси во дворах с 1 января 2021.

Новые требования Яндекс.Такси с 1 февраля 2021.

Автоматическое продление разрешений для таксистов.

Согласно Постановлению Правительства России от 11 июня 2020 года №849, разрешения на перевозку пассажиров в такси, срок действия которых истекал с 15 марта по 31 декабря 2020 года, автоматически продлены на 12 месяцев из-за пандемии коронавируса.

Планируемые поправки

Здесь приведены поправки, которые сейчас обсуждаются депутатами и могут вступить в силу в течение 2021 года.

Запрет на работу в такси с судимостью, с иностранными правами.

Ограничение работы до 8 часов.

Дополнительная страховка для такси — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).

ИП или ООО: что лучше выбрать в 2021 году

Решить, что выгоднее открыть, ИП или ООО, не так просто. Во многом это зависит от ваших планов по развитию бизнеса и видов деятельности. Но есть много других нюансов. Чтобы вам было легче сделать выбор, разберём ключевые отличия ООО от ИП и для удобства сравним их плюсы и минусы в таблице.

  • Что лучше регистрировать — ИП или ООО
  • Что проще открыть — ИП или ООО
  • Отличия в отчётности для ИП и ООО
  • Ответственность перед наёмными сотрудниками
  • Ответственность и штрафы
  • Разница в ликвидации ИП и ООО

Что лучше регистрировать — ИП или ООО

Общество с ограниченной ответственностью — это юридическое лицо. Организовать его могут одновременно до 50 участников, причём это могут быть и физлица, и другие организации. Важные решения по работе компании они принимают на общем собрании путём голосования. Оформление ООО подойдёт для тех, кто планирует организовать бизнес вместе с партнёрами. Но учредить общество может и единственный участник. Состав собственников общества со временем может меняться — они имеют право выходить из компании, продавать, получать долю по наследству и т. д.

Ограничения на виды деятельности

ООО вправе заниматься любой не запрещённой деятельностью.

Для ИП есть ограничения. Например, нельзя заниматься:

  • частной охранной деятельностью;
  • производством, поставкой и продажей гражданам электроэнергии;
  • хранением, перевозкой и уничтожением радиоактивных отходов;
  • производством алкогольной продукции;
  • оптовой и розничной торговлей алкоголем (кроме пива, сидра и медовухи);
  • разработкой и производством фармпрепаратов;
  • теле- и радиовещанием и др.

Ответственность по обязательствам

При банкротстве ООО, задолженность перед кредиторами погашается за счёт ресурсов организации. Долги не взыскивают с владельцев. Но есть исключения.

Учредителей и руководителей ООО можно привлечь к субсидиарной ответственности, если они умышленно привели компанию к неплатёжеспособности. Когда ресурсов организации недостаточно для погашения долгов, и умышленные действия доказаны судом, расплачиваться личным имуществом придётся собственникам и ответственным сотрудникам.

ИП отвечает за долги всем своим имуществом. Есть только ограниченный список вещей, которые нельзя забирать за долги, например, единственное жильё семьи должника. Перечень приведён в ст. 446 ГК РФ.

После закрытия ИП долги никуда не денутся. Их придётся погасить и в статусе физлица.

Что проще открыть — ИП или ООО

Перед госрегистрацией будущему предпринимателю нужно только подобрать коды ОКВЭД, соответствующие его видам деятельности и решить, какой режим налогообложения ему подойдёт.

Для оформления ИП потребуется минимальный пакет документов:

  1. Заявление о государственной регистрации по форме № Р21001.
  2. Копия паспорта РФ.
  3. Копия документа о временной регистрации по месту пребывания, если в паспорте нет штампа о постоянной прописке.
  4. Копия свидетельства о рождении, если таких сведений нет в паспорте.
  5. Заявление по форме № 26.2-1 о применении УСН, если ИП выбрал эту систему налогообложения.

Перед регистрацией ООО нужно провести большую подготовительную работу:

  • выбрать название, соответствующее законодательству РФ;
  • определиться с количеством учредителей;
  • получить юридический адрес, по которому компанию поставят на учёт;
  • определить сумму уставного капитала (минимум 10 тыс. руб.) и решить, на какие доли его разделить между учредителями, если их несколько;
  • составить договор об учреждении ООО или оформить решение единственного учредителя;
  • назначить руководителя из числа учредителей или со стороны (можно после регистрации ООО);
  • определиться с видами деятельности и системой налогообложения.

В регистрирующую ИФНС нужно подать:

Плюс к этому налоговики могут запросить документы, подтверждающие юридический адрес компании и договор о создании общества.

Способы передачи документов для государственной регистрации одинаковы для ИП и ООО, можно выбрать любой:

Если подавать на бумаге, нужно ещё оплатить госпошлину и приложить оплаченную квитанцию к пакету документов. Размеры госпошлины за госрегистрацию предпринимателей и юрлиц отличаются:

При электронной отправке оплачивать госпошлину не нужно.

Итак, зарегистрироваться в качестве ИП проще, чем учредить ООО: достаточно лишь заявления, удостоверения личности и при необходимости — уплаты госпошлины.

За 15 минут подберём ОКВЭД и налоговый режим, соберём документы бесплатно.

Предпринимателей ставят на налоговый учёт только по месту жительства, указанному в паспорте. Зарегистрировать ИП по адресу своего офиса или другого нежилого помещения нельзя. Неважно, что ИП проживает и ведёт бизнес в другом месте, его всё равно зарегистрируют по прописке. Отчитываться нужно тоже в налоговую инспекцию, к которой относится адрес его регистрации.

Но бывает, что в паспорте не указано место проживания. Тогда оформить ИП можно по адресу временной регистрации на основании подтверждающего документа.

Есть исключения. Например, работать по патенту можно только на указанной в нём территории. Поэтому, когда ИП планирует применять патентную систему налогообложения не в регионе проживания, он обязан встать на налоговый учет по месту ведения деятельности.

Для оформления ООО нужен юридический адрес. Его указывают в учредительных документах и в заявлении на госрегистрацию. Этот адрес будет использоваться для получения писем от госорганов. Сюда же они будут приходить с проверками.

В качестве юридического адреса можно использовать:

  • собственное или арендованное нежилое помещение;
  • адрес места проживания руководителя или учредителя.

Вывод денег из ИП и ООО

ИП, в отличие от ООО, может выводить прибыль в любое время и в любой сумме. Деньги, которые есть на счету или в кассе, принадлежат предпринимателю. По своему усмотрению он вправе их сразу снять, потратить или перевести на личную банковскую карту. ИП не нужно согласовывать вывод средств, отчитываться по потраченным на себя суммам и платить с них дополнительные налоги.

Участники ООО не могут так же свободно распоряжаться деньгами организации. Прибыль общества — это не личные доходы его собственников. В ООО есть варианты вывода денег, но во всех нужно оформлять документы и платить налоги, например:

Налоговые и страховые платежи

Есть спецрежимы, которые доступны только ИП – это патент и налог на профессиональный доход.

Ставка единого налога зависит от объекта налогообложения:

В регионах могут действовать льготные ставки.

4% — с доходов от физлиц.

6% — с доходов от организаций и ИП.

При любой системе налогообложения, кроме НПД, индивидуальный предприниматель обязан уплачивать взносы по собственному пенсионному и медицинскому страхованию. Они состоят из двух частей — фиксированной и дополнительной. Размеры платежей установлены в ст. 430 НК РФ. Всего за 2021 год нужно заплатить:

  • ИП из отраслей, пострадавших от коронавируса — 28 744 руб.;
  • остальным ИП — 40 874 руб.

Если годовые доходы ИП превысят 300 тыс. руб., то с суммы превышения нужно дополнительно рассчитать 1% пенсионных взносов. Но максимум за год нужно уплатить 259 584 руб., учитывая уплаченную фиксированную часть.

Если ИП стал самозанятым, перечислять страховые взносы за себя он уже не обязан.

Отличия в отчётности для ИП и ООО

Все организации, независимо от режима налогообложения, должны вести бухучёт и сдавать в ИФНС бухгалтерскую отчётность.

Для ИП это не обязательно. Предпринимателям достаточно вести налоговый учёт и подавать налоговые декларации.

ИП могут по собственному желанию вести полный или упрощённый бухучёт. Но обязанности сдавать бухгалтерскую отчётность в налоговую инспекцию у них всё равно не появится.

ООО должны соблюдать кассовую дисциплину — оформлять приходные и расходные ордера, вести кассовую книгу. ИП от такой обязанности освобождены.

Какую налоговую отчётность сдавать, зависит не от формы бизнеса, а от системы налогообложения, на которой работает ИП или ООО.

Если есть хотя бы один наёмный работник, у всех работодателей появляется обязанность сдавать зарплатные отчёты в ИФНС, ПФР и ФСС.

Отчёты создаются автоматически на основе введённых вами данных. Вы получаете готовые документы без опечаток, неточностей и ошибок, которые часто бывают при ручном заполнении бланков.

Ответственность перед наёмными сотрудниками

Если у ИП и ООО есть работники, нужно соблюдать нормы ТК РФ и вести кадровый учёт — оформлять приказами увольнение и приём на работу, заключать трудовые договоры, составлять штатное расписание, график отпусков и т.д.

Все работодатели, независимо от формы бизнеса, обязаны организовать и оплатить специальную оценку условий труда (СОУТ) на всех рабочих местах, кроме дистанционных.

Когда ИП или ООО нанимают работников по трудовым или гражданско-правовым договорам, то обязаны исчислять и уплачивать с их доходов страховые взносы во внебюджетные фонды. Здесь различий между двумя формами бизнеса нет.

От начислений в пользу штатных сотрудников нужно заплатить примерно 30,2 – 38,5% обязательных страховых взносов:

  • пенсионных – 22 %;
  • медицинских – 5,1 %;
  • социальных (на случай временной нетрудоспособности) – 2,9 %;
  • от несчастных случаев на производстве – от 0,2 до 8,5 % в зависимости от класса риска (их устанавливает соцстрах по коду основного ОКВЭД).

По договорам ГПХ взносов чуть меньше — 27.1%. По ним обязательны только платежи на пенсионное и медицинское страхование.

Ответственность и штрафы

Штрафы за одни и те же нарушения для юрлиц больше, чем для ИП. Причём в ООО оштрафовать могут и саму компанию, и её должностных лиц — руководителей и ответственных сотрудников.

За административные правонарушения предпринимателей наказывают как должностных лиц. Также для ИП бывают установлены отдельные санкции — ниже, чем для юрлиц. Например, за нарушение порядка работы с наличкой предусмотрены штрафы (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ):

  • для юрлиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для ИП — от 4 тыс. до 5 тыс. руб.

Пени за опоздание с уплатой налогов и взносов для предпринимателей и юрлиц рассчитывают по-разному:

  • для ИП — исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки;
  • для ООО — сначала так же, а с 31 дня просрочки уже вдвое больше, то есть исходя от 1/150 ставки рефинансирования.

Разница в ликвидации ИП и ООО

Если ИП решил сам закрыть бизнес, ему нужно заплатить госпошлину в размере 160 руб. и подать подать заявление по форме Р26001 в ИФНС. Расплатиться с кредиторами можно и после снятия с учёта.

Закрыть ООО сложнее и дольше. Процесс может затянуться на несколько месяцев. Это зависит от того, как закрывают организацию — добровольно или принудительно. Например, чтобы ликвидировать ООО в добровольном порядке, нужно:

  1. На общем собрании участников принять решение о ликвидации.
  2. Избрать ликвидационную комиссию или одного ликвидатора.
  3. Сообщить о решении контрагентам и в ИФНС по месту нахождения ООО.
  4. Предупредить службу занятости о будущих увольнениях.
  5. Составить промежуточный ликвидационный баланс и т. д.

Таблица отличий ИП и ООО

Минимальный список документов для госрегистрации.

Госпошлина — 800 руб

Нужно оформить больше документов, чем для регистрации ИП.

Госпошлина — 4 000 руб.

ИП отвечает по долгам всем своим имуществом.

При снятии ИП с налогового учёта задолженность по предпринимательской деятельности взыщут и с физлица.

Участники и руководители ООО не расплачиваются по долгам организации личным имуществом.

Но если доказано, что неплатёжеспособность ООО наступила из-за умышленных действий, собственников и руководителей бизнеса привлекут к субсидиарной ответственности.

Встать на налоговый учёт можно только по месту жительства, указанному в паспорте. Если нет штампа с пропиской, то оформить ИП можно по адресу временной регистрации.

Заработанные деньги ИП вправе снимать и тратить по своему усмотрению.

Снятие средств и траты на личные нужды не нужно подтверждать документами.

Деньги ООО можно тратить только на нужды организации. Все расходы нужно подтверждать документами.

Собственникам сложнее выводить прибыль.

ИП платит страховые взносы:

  1. С начисленных выплат работникам по трудовым и гражданско-правовым договорам.
  2. За себя.

Взносы на собственное страхование ИП должен перечислять, даже если ничего не зарабатывает.

Налоги зависят от режима налогообложения и наличия работников. У ИП больше выбора среди спецрежимов.

ООО перечисляет страховые взносы только с начислений в пользу работников.

Налоги, как и у ИП, зависят от выбранной системы налогообложения и наличия наёмного персонала.

ИП освобождён от бухгалтерского учета и бухотчётности.

Может не вести кассовые документы.

ООО обязано вести бухучёт и сдавать бухотчётность.

Есть обязанность соблюдать кассовую дисциплину.

Штрафы гораздо больше, чем для ИП.

Оштрафовать могут и ООО, и должностных лиц.

Часто задаваемые вопросы


ИП или ООО - плюсы и минусы этих организационных форм ведения бизнеса с точки зрения юридического статуса, простоты регистрации и ликвидации, объема отчетности, а также получения прибыли, рассмотрим в этой статье.

ООО и ИП — в чем основополагающая разница между ними

ООО или ИП - что выбрать в 2021 году? В первую очередь, необходимо понять, чем отличаются эти две формы регистрации предпринимательской деятельности.

Согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ ООО — это юридическое лицо, которое имеет право заключать различные сделки, выступать истцом и ответчиком в судах, обладает обособленным имуществом и отвечает им по своим обязательствам.

В отличие от ООО ИП — это гражданин, ведущий бизнес без образования юридического лица. Он также может заключать различные сделки, выступать в суде истцом и ответчиком, однако его имущество не является обособленным.

ВАЖНО! Дополнительная субсидиарная ответственность на участников и директора общества по его долгам может быть возложена только в том случае, если их виновные действия, согласно п. 3 ст. 3 ФЗ № 14, стали причиной банкротства организации.

К отличиям ИП и ООО также относятся индивидуальность бизнеса для ИП и возможная коллегиальность для ООО. ИП ведет бизнес самостоятельно, не может привлекать на паритетных началах партнеров, использовать инвестиции граждан и организаций. Форма же ООО позволяет привлекать бизнес-партнеров в качестве соучредителей — до 50 человек (ст. 7 ФЗ № 14), а также инвестиции, поскольку ООО — это прежде всего один из способов консолидации капитала. Учредителями ООО, согласно п. 1 ст. 7 ФЗ № 14, на равных началах могут быть как граждане, так и организации.

Преимущества ООО перед ИП по видам деятельности

Процедуры регистрации и ликвидации: что лучше открыть — ИП или ООО

Значимым моментом для ответа на вопрос, что лучше - ИП или ООО в 2021 году, является механизм регистрации и ликвидации этих форм бизнеса.

    ;
  • копию паспорта;
  • квитанцию об уплате госпошлины (в 2021 году 800 руб.).

ВНИМАНИЕ! Платить госпошлину не придется, если регистрировать ИП через Госуслуги, сайт ФНС или МФЦ. Подробности см. здесь.

Срок регистрации — 3 дня. При этом регистрироваться в ПФР и ФОМС не требуется.

Пошаговую инструкцию по регистрации физлица в качестве ИП подготовили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Справочную информацию. Это бесплатно.

Для регистрации ООО, согласно ст. 12 ФЗ № 129, потребуются:

  • заявление (форма 11001);
  • протокол решения собрания учредителей о создании ООО (учредительный договор);
  • устав;
  • квитанция об уплате госпошлины (согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ — 4 тыс. руб.).

Как зарегистрировать ООО через портал Госуслуг, читайте здесь.

Помимо подачи документов участникам ООО также необходимо выполнить следующие действия:

  • провести общее собрание учредителей;
  • назначить руководителя (директора) общества;
  • разработать устав;
  • определить доли и внести уставный капитал;
  • найти помещение для оформления юридического адреса.

Что лучше открыть - ИП или ООО - с точки зрения последующего закрытия бизнеса?

Процедура закрытия похожа на открытие. ИП подает в налоговую инспекцию только 2 документа:

  • заявление (форма Р26001);
  • квитанцию об уплате госпошлины (в 2021 году размер пошлины составляет 160 руб.).

Документы рассматриваются налоговой инспекцией в течение 5 дней. При этом наличие долгов у ИП не является препятствием для его ликвидации и исключения из реестра предпринимателей.

В отличие от закрытия ИП ликвидация юридического лица представляет собой длительную и затратную процедуру (ее порядок регулируется ст. 61-64 ГК РФ). Согласно требованиям ст. 61 и 62 ГК РФ участникам ООО придется пройти несколько этапов ликвидации:

И только после выполнения всех вышеперечисленных процедур налоговая инспекция имеет право внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО.

Эксперты КонсультантПлюс поясняют:
Всю процедуру ликвидации нужно провести в течение года. Продлить срок можно на шесть месяцев, но только в судебном порядке. Как правильно ликвидировать ООО в добровольном порядке, узнайте в готовом решении, получив пробный демо-доступ к системе К+. Это бесплатно.

Налоги, оформление работников и вывод прибыли: есть ли отличие ООО от ИП, плюсы и минусы налоговых режимов

Что касается налоговой нагрузки, принципиальной разницы между ООО и ИП в данном вопросе нет, поскольку налоговые платежи и объем отчетности зависят от конкретного фискального режима. Соответственно, ответ на вопрос: что выбрать в 2021 году - ООО или ИП - в плане налоговой нагрузки — можно дать после сравнения плюсов и минусов того или иного вида налогообложения. Для ООО их три — ОСН, УСН, ЕСХН. ИП помимо перечисленных режимов также может работать и по патенту.

ВНИМАНИЕ! Законодатели рассматривают возможность применения ПСН для субъектов малого предпринимательства. Подробности ожидаемых нововведений см. здесь.

Однако помимо отчетности по налогам ООО придется отчитываться за своих работников, вести кассовую документацию, подавать отчетность в Росстат. У ИП при отсутствии работников нет такой необходимости, а от ведения кассовой документации и статистической отчетности и ИП и вовсе освобождены (по крайней мере до следующего сплошного статистического наблюдения. Последнее проводилось в 2021 году, а следующее ожидается в 2026 году).

Подробнее о сплошном стат.наблюдении мы рассказывали в этом материале.

Правила оформления трудовых отношений с работниками у ООО и ИП одинаковы. Им необходимо заключать трудовые договоры, вносить записи в трудовые книжки, полностью оплачивать больничные и отпуска, сдавать отчетность в налоговую инспекцию и фонды.

Что изменилось в порядке ведения трудовых книжек с 2020 года, читайте здесь.

Что касается вывода прибыли, то всё полученное ИП является его доходом. Что же касается ООО, то полученные доходы — собственность юридического лица. Соответственно, для вывода прибыли потребуется принять решение о ее распределении между участниками, а также уплатить 13 процентов в качестве НДФЛ с полученной каждым участником доли.

Итоги

Итак, что открыть - ИП или ООО, решать предпринимателю, однако отметим, что ведение бизнеса в форме ООО на порядок сложнее, как в плане регистрации, так и ввиду необходимости сдавать значительно больший объем отчетности в налоговую инспекцию. Ведение бизнеса в форме ИП значительно упрощает бумажную часть дела, однако объем видов хозяйственной деятельности для ИП меньше, а также ИП лишен возможности привлекать в свой бизнес партнеров и сторонние инвестиции. Соответственно, что выгоднее - ИП или ООО, решается в каждой ситуации индивидуально.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


У ИП на упрощенке есть налоговый вычет: если платишь страховые взносы поквартально, то уменьшаешь налог. Предприниматели без сотрудников, не знающие о вычете, в 2020 году теряют более 40 000 ₽.

Рассказываю, какие еще ошибки совершают начинающие предприниматели, и как их избежать.

Что может пойти не так. От идеи до реализации проекта проходит несколько месяцев, а страховые взносы предприниматели платят сразу после регистрации. В 2020 году фиксированная сумма страховых взносов — 40 874 ₽, значит, в месяц вы платите 3406,16 ₽. Затягиваете начало работы на три месяца — и уже должны более 10 000 ₽.

Как правильно. Зарегистрировать ИП можно за три рабочих дня. Не спешите с визитом в налоговую, сначала подготовьте все для работы. Например, договоритесь с поставщиками, закупите оборудование, выберите помещение, найдите первых клиентов и только потом регистрируйте бизнес. Так не окажетесь в минусе сразу на старте.

Что может пойти не так. ИП может работать на общей системе налогообложения (ОСНО) или выбрать специальный режим: упрощенку (УСН), патентную систему (ПСН), вмененку (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и налог на профессиональный доход (НПД).

На спецрежиме вас освобождают от НДФЛ, НДС и налога на имущество, вы платите только налог на доходы. Вам подходит один из спецрежимов — нужно в течение месяца с даты регистрации уведомить налоговую о своем выборе. Если не подадите уведомление вовремя, то останетесь на ОСНО. Будете постоянно переплачивать, что затормозит развитие бизнеса.

Как правильно. Задумайтесь о выборе режима налогообложения до регистрации ИП. Можно самостоятельно сравнить системы на сайте ФНС или проконсультироваться с опытным бухгалтером. Не жалейте денег на консультацию — ошибка обойдется дороже.


Что может пойти не так. Статус ИП без работников дает предпринимателям льготы. Например, они могут работать без онлайн-кассы до 2021 года, если оказывают услуги. Им не нужно сдавать отчеты в фонды, вести кадровый учет, платить налоги и взносы за сотрудников.

Как правильно. Пока есть возможность, лучше работать в одиночку, отдавая непрофильную работу на аутсорсинг. Обычно легко обойтись без бухгалтера, юриста, маркетолога, переводчика, водителя или курьера в штате, заключив договоры подряда. Работу выполнят другие ИП, самозанятые или специализированные фирмы.

Исключение — работники на ключевых позициях с постоянной занятостью. Так, нанимать водителей и курьеров понадобится, если доставляете грузы или возите пассажиров. А бухгалтер потребуется, если оказываете услуги по бухучету.

Что может пойти не так. Еще одна ошибка — скрывать наличие сотрудников, чтобы сэкономить на налогах и страховых взносах.

Если нет трудового договора, то сотрудник может пожаловаться в трудовую инспекцию. Причем к вам может устроиться и засланный конкурентами человек. Специально, чтобы обратиться в контролирующие органы и рассказать о нарушениях.

Для ИП штраф за неоформленного сотрудника составляет 5 000–10 000 ₽, при повторном нарушении — 30 000–40 000 ₽. Дополнительно придется заплатить все налоги и страховые взносы, которые утаили. Если сумма недоимки превысит 5 млн рублей, предпринимателю грозит уголовная ответственность.

Некоторые работодатели выдают основную часть заработка на руки, официально проводя только установленный минимум. Это плохая идея, сейчас такие уловки отслеживают и пресекают лучше, чем в 90-е. В любой момент налоговая и трудовая инспекции могут прийти с проверкой и штрафами.

Как правильно. Если вы наняли сотрудника, то обязаны оформить приказ о приеме на работу и заключить трудовой договор в трехдневный срок. И затем в течение 30 дней встать на учет в ФСС как работодатель.

По закону платить нужно не меньше МРОТ, если сотрудник работает полный рабочий день. Эта сумма меняется раз в год — ее увеличивает правительство. В 2020 году она увеличилась на 7,5% и достигла 12 130 ₽. Причем в некоторых регионах областные власти устанавливают свой МРОТ, на который нужно ориентироваться.

Проверьте, установлен ли в вашем городе региональный МРОТ. Ориентируйтесь на него, если он выше общероссийского. Например, в Москве на 2020 год МРОТ достигает 20 195 ₽, соответственно, зарплата сотрудников в столичных компаниях не должна быть меньше этой суммы.

Правда соблюдение норматива говорит лишь о том, что вы не нарушаете трудовое законодательство. Низкие зарплаты все равно вызывают подозрение у налоговиков. Они рассуждают так: раз платите работникам меньше, чем другие компании из той же сферы в вашем регионе, то выдаете зарплаты в конвертах.

Поэтому лучше платить не МРОТ, а среднюю по региону зарплату для вашего вида деятельности — информацию можно найти на сайте Росстата. Следите за изменениями и индексируйте зарплаты вслед за уровнем инфляции, чтобы не привлекать внимания налоговиков, трудовой инспекции, прокуратуры и местных чиновников.

Привет. Меня зовут Краснопеев Андрей, я работаю в крупной компании и время от времени тестирую и запускаю различные продуктовые гипотезы и помогаю это делать другим командам.
Не так давно я задумался над тем, что существует довольно полярное разделение: ты либо наемный сотрудник и делаешь карьеру или ты предприниматель и вольный художник. Третьего не дано.
Но действительно так ли все очевидно?

В этой статье я хочу выразить свою точку зрения на этот счет и почему важно не разделять мир на два полюса, кто такой предприниматель и его место в жизни.

  • Предприниматель. Плюсы и минусы
  • Наемный сотрудник. Плюсы и минусы
  • Внутреннее предпринимательство. Преимущества
  • Мнение людей по результатам опроса
  • Выводы

Зарабатывание денег это один из главных приоритетов, среди тех, что ставит каждый человек, когда начинает профессиональную карьеру. За последнее столетие трудовые отношения и монетизация работы претерпевала изменения. 30 лет назад в нашей стране стыдно было называться предпринимателями, а в 21 веке существенным драйвером роста экономики и рыночных изменений стали предприниматели.

А что же стало с привычным образом наемного сотрудника? Остались ли эти отношения на том же месте или также претерпели изменения?

В этой статье хочу разобрать разницу между предпринимателями и наемными сотрудниками, показать плюсы и минусы обеих сторон и ответить на вопрос: так ли очевидно разделение людей на два полюса?

Статья вдохновлена обилием комментариев под постом о разнице между этим двумя категориями

Кто такой предприниматель? Из определения всеми известной энциклопедии — Владелец предприятия, фирмы, деятель в экономической или финансовой сфере. Другими словами — предприниматель = бизнесмен или владелец бизнеса.

Проведя небольшой опрос, сформировалось следующее мнение о предпринимателе:

Предприниматель это тот кто берет на себя ответственность, готов к риску, создает продукты по собственной инициативе с креативным подходом.

В чем минусы:

Первое, оно же для некоторых и плюс — отсутствие стабильного денежного потока. Нет четкой даты, когда средства поступят тебе на счет и зависит это от многих параметров.

Налоги, взносы, комиссии, бухгалтерия и вопросы с документами — как собственник бизнеса ты должен держать в голове кучу процессов и не забывать считать и вовремя сдавать налоговую отчетность, вести всю документацию о собственном бизнесе и не дай бог тебе не подписать какой-то из актов.

Отсутствие рабочего графика — забавно слышать про то, как все мечтают стать предпринимателями, чтобы иметь график какой сам захочешь, вставать в удобное время и тд. Предприниматели, которые действительно зарабатывают работают по 12-14 часов в сутки. По крайней мере на заре становления бизнеса это так.

Можно уйти в минус — если ты что-то сделал неправильно, то можно не только не заработать, но и потерять деньги. Попав на штраф, вернув клиенту деньги, решая форс-мажоры бизнеса.

В чем плюсы:

Твой прямой начальник — твои клиенты. Тебе не будут говорить что делать и как делать. Если будешь делать то, что не нравится клиенту, он просто не купит

Отсутствие денежного потолка — ограничение в бизнесе по доходу составляют только амбиции самого основателя.

Отсутствие Гео привязки — современные сервисы позволяют вести бизнес практически из любой точки земного шара, где есть интернет. Тебе не нужно приходить в офис к 9, если в этом нет необходимости.

Создание продукта — предприниматель это творческая профессия. Создавать продукты, которыми будут пользоваться сотни и тысячи людей и осознавать, что продукт сделан твоими руками.

К модели найма и работы в большой компании нас приучают еще в школе: пойдешь в школу, потом в университет и найдешь себе хорошую работу. В последнее время эта парадигма стала меняться, но до сих пор работать в Газпроме или сопоставимой по уровню компании цель номер 1. Кто такой наемный сотрудник и какой у него функционал?

Здесь стоит упомянуть, что формат найма достаточно обширен. Для сравнения была взята линейная позиция менеджера в компании.

Читайте также: