Работа с верующими военнослужащими и ее правовые основы список используемой литературы

Обновлено: 28.04.2024

1. Изучение религиозной ситуации в воинской части, которое включает определение уровня, степени и характера религиозности. Изучение религиозной ситуации в воинской части должно проводиться систематически: для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, не реже 2 раз в год, при прибытии в воинскую часть молодого пополнения, а для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не реже 4 раз в год.

2. Планирование системы взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями и организациями, которое осуществляется исходя из религиозной ситуации в воинской части. На основе анализа ее характера подготавливается план взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями и организациями. Совместная работа с религиозными объединениями и организациями в воинской части отражается в Плане взаимодействия войсковой части с религиозными объединениями, общественными организациями на учебный год. Развивая данный вид сотрудничества на основе взаимного интереса в соответствии с потребностями верующих военнослужащих, гражданского персонала воинской части и членов их семей, следует учитывать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая другие христианские конфессии, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии. Организовывая взаимодействие, необходимо акцентировать внимание на том, что деятельность религиозных объединений не должна наносить ущерб воспитательной работе в воинских коллективах, а также оказывать неблагоприятное воздействие на боеготовность и боеспособность воинской части, сплоченность и дисциплинированность военнослужащих, на их отношение к воинскому долгу.

3. Непосредственная воспитательная работа с верующими военнослужащими, которая осуществляется по следующим основным направлениям: реализация прав военнослужащих, членов их семей на свободу совести; духовное просвещение, нравственное воспитание верующих военнослужащих и членов их семей посредством взаимодействия с представителями религий; патриотическое воспитание личного состава на исторической роли религии в становлении и развитии России и ее Вооруженных сил; формирование морально-психологической устойчивости на основе религиозного мировоззрения верующих военнослужащих; профилактика самоубийств и неуставных взаимоотношений в воинской части на основе религиозного мировоззрения верующих военнослужащих; психологическая реабилитация военнослужащих, получивших ранения, посредством взаимодействия с представителями религий; забота о военнослужащих, находящихся на излечении в медицинском пункте воинской части.

Воспитательная работа с верующими военнослужащими, как правило, проводится в составе воинской части, подразделения и индивидуально. Обязательным условием должно быть добровольное участие военнослужащих.

Серьезным препятствием по реализации воспитательного потенциала религии в условиях ВС РФ является неподготовленность большинства офицеров в вопросах религии, отсутствие у них религиозной культуры. Большинство офицеров не только не знает основ вероучения той или иной религиозной конфессии, ее обрядов, особенностей психологии ее приверженцев, но не знает и предписаний их веры относительно воинской службы. Эта необразованность командиров при определенных обстоятельствах может стать причиной невольного оскорбления религиозных чувств верующих военнослужащих, возникновения конфликтов в воинских коллективах на религиозной почве, невыполнения верующим военнослужащим того или иного приказа,

причиной уклонения верующих военнослужащих от исполнения ими обязанностей воинской службы.

Религиозная обстановка, сложившаяся в настоящее время в России и в воинских коллективах, предъявляет высокие требования к знаниям офицеров в области религиозных учений, что является важным условием успешного управления воинскими коллективами, решения ими поставленных задач. Не вызывает сомнений тот факт, что религия оказывает положительное влияние на духовность военнослужащих, тем более в условиях радикального обновления системы общественных ценностей.

Однако опыт религиозного воспитания военнослужащих позволяет сделать вывод, что имеют место и случаи негативного воздействия религиозного фактора на военную безопасность России. Возможно появление в воинских коллективах противоречий на религиозной почве; проникновение в структуру военной организации идей мистицизма и оккультизма; распространение среди военнослужащих идей религиозного пацифизма. К числу таких проблем, например, относятся: взаимоотношения между неверующими и верующими военнослужащими, численность и самоуважение которых значительно выросли; взаимоотношения между командиром воинского подразделения и религиозными группами в этом подразделении; взаимоотношения между религиозными группами внутри воинских коллективов.

Современные ВС РФ еще далеки от совершенства в деле воспитания многоконфессиональной массы воинов, хотя в Уставе внутренней службы уже появилась статья, обязывающая командиров содействовать военнослужащим в отправлении религиозных обрядов. Но в государстве еще не решен вопрос взаимодействия со старообрядчеством, исламом и буддизмом. Это невнимание не только замечается их последователями, но и вызывает с их стороны откровенно болезненную реакцию, ибо социальная статистика свидетельствует, что 76% от общего числа верующих военнослужащих считают себя православными, 9% — мусульманами, 3% — буддистами, 2% — прочие. В частях, готовящихся к военным действиям, прослойка верующих составляет 30%, а в побывавших в боевой обстановке число верующих возрастает до 40%. Следовательно, знание и учет религиозной обстановки в воинском коллективе должны стать обязанностями его руководителей. В содержании воспитательной работы также требовалось бы учесть и то, что не все религиозные объединения России, члены которых призываются сегодня в армию, одобряют участие своих членов в операциях с применением оружия. Слабое внимание к этим вопросам или отсутствие такового вообще таит в себе скрытую опасность.

Влияние религиозного фактора на систему военной безопасности России в настоящее время незначительно, но оно имеет тенденция к усилению. Мы свидетели того, что продолжается процесс увеличения (хотя уже и не такими быстрыми темпами, 20 лет назад) числа верующих в нашем обществе и, соответственно в Вооруженных силах, что повышает роль религии, как в светской, так и в военной сферах жизни; проявляют активность под религиозным флагом экстремистские силы на Кавказе и в Центральной Азии.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. Нравственность представляет собой сложную ценностно-нормативную систему, выполняющую в обществе функции регуляции нравственных отношений и деятельности людей с позиций исторически меняющихся представлений о добре и зле, на основе добровольного и сознательного выбора личностью того или иного способа ориентации и поведения в обществе.

3. Сложившаяся религиозная ситуация в российском обществе и воинских коллективах требует учета интересов всех законно действующих на территории России религиозных верований, соблюдая уважение к законам РФ и свободе совести, эффективного использования воспитательного потенциала религии в целях гармонизации межрелигиозных отношений в современном российском обществе и многоконфессиональных воинских коллективах.

§1. 6. Наука и философия как формы мировоззрения

Таким образом, разные формы мировоззрения существуют благодаря наличию нескольких познавательных возможностей человека. На основе доверия и веры как способности познавать мир без процедуры доказательства развиваются мифическое и религиозное мировоззрение, наука и философия являются рациональными системами взглядов на мир. Каждая форма мировоззрения играла и играет свою роль в жизни человека и общества, успешное развитие познания и преобразования мира возможно лишь при условии мирного взаимодействия всех перечисленных форм мировоззрения.

§1. 7. Объект и методы философии

Не смотря на бесконечное многообразие элементов мира, притягивающих к себе философское рассуждение, современная философия выделяет четыре основных объекта философского постижения: бытие, познание, общество, человек. Философия как самостоятельная форма познания мира разработала свои, методы познания. Именно их изучению и посвящена познавательная деятельность каждого, кто решил освоить философию как учебную дисциплину. В силу объемности содержательного наполнения сущности философских методов в первой теме нашего учебника кратко определим эти методы в форме перечисления. Метод (от греч. methodos – путь, способ исследования, обучения, изложения) – совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике.

Всеобщий философский метод - обобщение – рассуждение на основе разносторонних знаний обо всех элементах мира ради выявления предельных основ их единства, общей сущности и принципов целостности.

Диалектический метод – изучение объектов в их развитии и связи с другими объектами, через их единство и противоречия,

Герменевтический метод – развитие понимания объекта через интерпретацию и толкование сосуществующих смыслов знаков и смыслов, вживание в объект и эмпатию (сопереживание) к нему.

Аксиоматический метод – развитие философской концепции за счет дедукции

Прагматический метод – попытка объединить через обобщение процесс познания и его результаты в преобразовательной практике, уточнить значимость познания для человека, то есть, философские выводы должны быть проверены через экстраполяцию (распространение) на жизнь человека.
Критический метод – всесторонний анализ положительных и отрицательных сторон объекта, выяснение причин негативных тенденций развития, предложения по их изменению к лучшему.

Материалистический метод – рассуждение с позиции признания первичности материи и вторичности идеи в процессе происхождения и развития мира.

Идеалистический метод – рассуждения с позиции признания первичности идеи и вторичности материи в процессе происхождения и развития мира.

Рационализм – философский метод и направление в философии, согласно которому истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума, и более того –выведено из самого разума.


Выбор того или иного философского метода в каждом акте познания обусловлен конкретным сочетанием объективных (независящих от субъекта познания) и субъективных (зависящих от субъекта познания) факторов..

§1. 8. Разделы философии

Общую структуру философии составляют совокупность разделов, различающиеся по предмету познания. Знакомству с основным содержанием ведущих из них посвящён данный курс. В первом параграфе ограничимся лишь их перечислением:

Онтология – учение о бытии;

Гносеология – учение о познании;

Социальная философия – учение об обществе;

Философская антропология – учение о человеке;

Диалектика – учение о всеобщих принципах движения, о формах связей

Аксиология – учение о ценностях

Этика – учение о морали и нравственности

Эстетика – учение сущности переживания пространственных форм (прекрасное – безобразное)

Герменевтика – теория понимания.

Феноменология – учение о сущности и возможностях существования и развития сознания, о механизме созерцания объекта и постижения его смысла. Феноменология изучает не реальный объект, а процесс его постижения сознанием.

Логика – наука о закономерностях и формах мышления

Философия истории – учение о причинах, движущих силах и перспективах истории

История философии – теоретическое обобщение хода развития философского познания во времени и географическом пространстве, о его причинах и перспективах развития.

2. Проблемы использования духовного потенциала религии в решении задач воспитательной работы.

Влияние религии на военную организацию общества вполне закономерно. Она затрагивает главным образом сферу духовной жизни воинских коллективов, в которых на этапе реформирования Вооруженных Сил возникла острая необходимость обретения новых источников формирования у воинов нравственных мотивов военной службы.

Следовательно, в современных условиях проблема взаимоотношений армии и религии, использования духовного потенциала религии в целях улучшения морально-психологического климата в воинских коллективах становится актуальной. Требует всестороннего изучения, глубокого осмысления и исторический опыт сотрудничество Вооруженных Сил России с религиозными организациями. Несмотря на разную, чаще всего невысокую степень выраженности религиозных чувств, поверхностное знание основ вероучения и низкую культовую активность, многие военнослужащие относят себя к числу верующих. И это обстоятельство необходимо учитывать при организации и проведении общественно-государственной подготовки информировании в воинских коллективах.

Актуальность темы курсовой работы вытекает, с одной стороны, из необходимости реализации прав военнослужащих на свободу совести и вероисповедания в рамках, предусмотренных законом. С другой - из возможности и целесообразности использования духовного потенциала религии в интересах задач, решаемых войсками и силами флота.

Цель исследования обуславливается актуальностью данной проблемы, и заключается во всестороннем анализе духовного потенциала религии в рамках воспитательной работы.

Задачи, решаемые исследованием – определение места и роли мероприятий, связанных с реализацией духовного потенциала религии; определение влияния религии как на отдельных военнослужащих, на воинские коллективы, так и на Вооруженные Силы и страну, вцелом.

Объектом исследования является религия в рамках воспитательной работы.

Предметом исследования является ее духовный потенциал в решении задач воспитательной работы.

1. Сущность и содержание воспитания военнослужащих. Использование религии в воспитании военнослужащих

Воспитание военнослужащих играет определяющую роль в обеспечении их самоотверженного и компетентного выполнения священного долга перед Родиной. Оно вполне обосновано и закономерно считается приоритетным направлением служебной деятельности каждого без исключения командира (начальника).

Поэтому готовность и подготовленность офицера организовать и проводить работу в подразделении в соответствии с общими целями воспитания служат определяющими факторами в решении задач воспитательной работы.

Отечественная история учит: когда Вооруженные Силы имеют идейное единство, они способны оказать сопротивление самому грозному и сильному противнику и победить его. Вооруженные Силы во взаимодействии с религиозными организациями обладают определенным потенциалом духовного воздействия на личный состав.

Воспитание рассматривается по-разному. Прежде всего, под воспитанием понимают социальное явление, связанное с передачей от поколения к поколению всей накопленной человеческой культуры, достижений в духовной и материальной сферах, как социализацию, вхождение человека в жизнь. Эта передача может осуществляться различными путями, в том числе стихийно, помимо желаний воспитателей и воспитанников. В тех же случаях, когда передача накопленного опыта осуществляется специально, преднамеренно, целенаправленно, а не стихийно, этот процесс становится педагогическим и является объектом и предметом педагогической науки, одного из ее разделов - теории воспитания.

В традиционной общей и военной педагогике, как правило, под воспитанием принято понимать целенаправленное воздействие воспитателей на воспитанников в целях формирования и развития у них необходимых качеств. В своих основных признаках такое понимание является верным потому, что отражает наиболее существенные связи и отношения этого процесса. Речь идет о целенаправленном подходе к воспитанию, о том, что в нем имеет место воздействие воспитателей на воспитанников. Его цель состоит в том, чтобы через целенаправленное влияние сформировать и развить у человека качества, необходимые ему для жизни, а у воинов - еще и морально-боевые качества, необходимые для выполнения воинского долга.

Вместе с тем такое понимание воспитания все же не в полной мере отражает его сущность как педагогического процесса, не полностью отвечает потребностям практики, эффективной организации и осуществлению воспитательной работы в современных условиях.

Во-первых, в условиях гуманизации и демократизации общественной и армейской жизни термин "воздействие" ограничивает сферу и способы влияния и взаимодействия между воспитателями и воспитанниками. В практике сложилось так, что под воздействием, как правило, понимается наказание, принуждение, давление и другие подобного рода средства. При этом недооценивается позиция самого воспитанника, его активная деятельная сторона по самовоспитанию и самосовершенствованию, в которых он заинтересован не в меньшей степени, чем воспитатели.

Во-вторых, в теории и практике воспитания исторически сложилось так, что воспитание в существующем понимании сводилось главным образом к работе со школьниками, подростками, детьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях: детских яслях, садах, школах и (в какой-то степени) в Вооруженных Силах. Воспитателями выступали профессионально-педагогически подготовленные специалисты: учителя, педагоги, офицеры. Вместе с тем в современных условиях, когда сама жизнь стала педагогически насыщенной и существенно влияющей на формирование человека в любом возрасте, мощным стало влияние средств массовой информации и технических средств, литературы и искусства, неформального общения и т.п., рассчитывать на то, что только специалисты-воспитатели в учебно-воспитательных учреждениях сформируют полноценного человека, не приходится. Воспитанием как управляемым, целенаправленным процессом должны заниматься, прежде всего, государство, общество, их институты и учреждения, а также все те, кто руководит людьми, работает с ними.

Практика подтвердила правильность более широкого подхода к пониманию воспитания. Современная педагогическая практика также дает основания определить воспитание как целенаправленную деятельность общества, государства, их институтов и учреждений, а также воспитателей по формированию и развитию личности военнослужащего, побуждению ее к самосовершенствованию в соответствии с требованиями времени и жизни, уровня развития военного дела.

Это определение (без претензий на полноту и законченность) существенно отличается от традиционного и позволяет по-новому подойти к организации воспитательной работы в армии и на флоте в целом и в любом конкретном воинском коллективе в частности. Основные различия в понимании "воспитания" при этом сводятся к следующему.

Воспитание по содержанию, формам и методам носит ярко выраженный идеологический характер.

Идеология, опирающаяся на государственные интересы, военно-патриотические традиции, веками проверенные на Руси религиозные идеалы, национальную психологию и культуру, исторический опыт Вооруженных Сил, может стать государственно-патриотической доктриной новой системы воспитания военнослужащих. Через систему жизненно важных идей, потребностей и интересов народа (нации) она выражает духовные ценности военнослужащих и является духовно-нравственной основой военно-патриотического воспитания не только личного состава частей и соединений, но и гражданского населения, особенно молодежи.

Религиозные объединения в последние годы все чаще выступают как субъект воспитания военнослужащих, что объясняется возрастанием в обществе интереса к религии, усилением ее влияния на массовое сознание людей.

Следует признать, что религия воздействует, прежде всего, на духовный мир верующих военнослужащих, их нравственные ориентации и жизненные установки, они ощущают моральную поддержку с ее стороны. Таким образом, в ряде случаев религия выполняет компенсаторную функцию, успокаивая и умиротворяя человека, в чем проявляется психотерапевтический эффект религиозного воздействия. Религия, в целом, способствует верующим военнослужащим в личном духовном развитии и совершенствовании.

Целесообразно использовать в воспитательных целях духовный потенциал религии, различных религиозных конфесий в интересах, прежде всего, нравственно-патриотического развития военнослужащих, организуя проведение соответствующей информационно-разъяснительной работы о сущности религии, видах верований и религиозных обрядов, защите Отечества как священном долге и т.д. Верующим военнослужащим необходимо представить возможность отправлять по желанию религиозные обряды в соответствии с их правом на свободу вероисповедания совести и религиозные убеждения.

Организация воспитательных мероприятий включает:

изучение требований руководящих документов;

планирование воспитальной работы;

выступление руководящего состава органов военного управления перед личным составом;

проведение комплекса воспитательных мероприятий совместно с Русской Православной Церковью, другими религиозными конфессиями по духовной поддержке военнослужащих и членов их семей, созданию атмосферы уважения к ратному труду защитников Отечества;

взаимодействие с представителями ветеранских, творческих, научных и общественных организаций, разъяснение и пропаганду передового опыта войск (сил), героических традиций Вооруженных Сил, соединений, частей (кораблей) в интересах повышения престижа военной службы;

изучение общественного мнения и настроений военнослужащих;

информирование личного состава о принятых решениях по поставленным вопросам, предложениям и обращениям;

постоянный анализ информационной обстановки в местах дислокации (базирования) войск (сил); принятие оперативных и решительных мер по защите личного состава от негативного информационно-психологического воздействия, упреждению, разоблачению и пресечению слухов и вымыслов.

Использование религии в воспитании военнослужащих

Религия, социальный статус которой в обществе за последние годы значительно вырос, на протяжении тысячелетий играла и играет важную роль в пропаганде и закреплении в поведении людей высоких норм нравственности в формировании у них определенного духовного идеала, который определяет поведение и деятельность человека в любой жизненной ситуации, в том числе и в условиях воинской службы.

Эффективность воспитания военнослужащих в сфере религии обусловлена целым рядом факторов:

Во-первых, важнейшее значение имеет положение о богоустановленности морали. Это обусловливает абсолютность моральных предписаний. Мораль по своей природе нуждается в прочной основе (абсолюте), которая должна возвысить ее над сиюминутной житейской обыденностью. Этим абсолютом в нравственной жизни для верующих людей есть БОГ и его заповеди. Благодаря такому абсолюту именно в религии как нигде четко и однозначно решается вопрос о критериях добра и зла. Каждый верующий человек имеет четкое знание того, какой тип поведения и образ жизни является праведным и какой неправедным.

Во-вторых, в религии всегда есть идеальный пример, призванный служить для человека в качестве цели его собственной жизни: / “Будьте совершенны как совершенен Отец ваш небесный” - МФ., 5.48/.

В-третьих, в религии есть постоянный “контроль” за качеством исполнения требований, предъявляемых к человеку. Богом контролируются не только все поступки человека, но и его мысли. Это, безусловно, существенно влияет на поведение человека.

Понятно, что наличие таких альтернатив в загробной вечной жизни во многом определяют всю земную жизнь человека и его поведение, в частности.

В-шестых, эффективность нравственного воспитания в сфере религии и, в частности, в христианстве обусловлена тем, что полученные нравственные знания постоянно подкрепляются таинством покаяния. В соответствии с сущностью и содержанием этого таинства верующий должен регулярно исповедоваться в своих грехах, причем не только в безнравственных поступках, но даже в мыслях о них. Важно отметить, что исповедь происходит без свидетелей, а священник обязан хранить ее в тайне. Таким образом, создаются условия для предельной правдивости кающегося, без чего истинное воспитание вряд ли возможно.

Священник не только выслушивает кающегося, но и дает ему советы, наставляя, стремясь исключить повторения приведших к покаянию проступков.

Кроме того, когда кающийся беседует со священником, он считает его посредником между собой и Богом, то есть высокоавторитетным лицом. Не трудно представить себе сколь эффективна эта система, если исповедь и покаяния становятся нормой повседневной жизни и продолжаются с детства и до конца жизни.

Откровенная беседа с высокоавторитетным лицом без свидетелей и, как принято говорить, от сердца к сердцу, - важнейший путь к воспитанию вообще и в сфере нравственности в особенности.

Следует заметить, что это обстоятельство хорошо усвоено не только христианством, но и другими религиями.

Обстоятельства, вытекающие из конкретной современной религиозной ситуации в стране и в Вооруженных Силах, которые должны учитывать офицеры в своей работе по воспитанию военнослужащих с опорой на религию:

а) наличие Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством обороны Российской Федерации (подписано 2 марта 1994 года Патриархом Московским и Всея Руси и Министром обороны России);

б) слабая подготовка офицерского корпуса к работе с верующими военнослужащими;

в) обострение межконфессиональной борьбы в условиях современной России;

г) политизация отдельных направлений некоторых религиозных конфессий;

д) активизация деятельности на территории Российской Федерации, так называемых, тоталитарных сект;

е) появление в Вооруженных Силах РФ общественных объединений верующих военнослужащих.

Признавая большую роль религии в деле воспитания военнослужащих, мы, в то же время, должны реалистически оценивать ее возможности в нашей сегодняшней непростой действительности.

Рассмотренные направления воспитания военнослужащих имеют свою специфику, однако они тесно взаимосвязаны друг с другом. Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, предусматриваемый единство всех составных частей.

Таким образом, проведение комплекса воспитательных мероприятий совместно с Русской Православной Церковью, другими религиозными конфессиями по духовной поддержке военнослужащих и членов их семей, созданию атмосферы уважения к ратному труду защитников Отечества, является структурным элементом воспитания военнослужащих ВС РФ.

Раздел: Военная кафедра
Количество знаков с пробелами: 54454
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 1

В процессе воспитания военнослужащих необходимо знать и учиты­вать законодательство РФ в сфере религии, механизм его реализации.

В преамбуле документа отмечается:

Федеральное собрание Российской Федерации, подтверждая право каждо­го на свободу совести и свободу вероисповедания, а также равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, становлении и развитии ее ду­ховности и культуры, уважая христианство, ислам, иудаизм и другие рели­гии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и вероисповедания, принимает настоящий федеральный закон.

В первой главе закона подчеркивается: ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объеди­нениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, га­рантированных Конституцией Российской Федерации или вытекаю­щих из международных договоров Российской Федерации.

В статье 3 определено, что гражданин Российской Федерации в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, имеют право на замену ее альтернативной гра­жданской службой. Однако в статье 3 и 4 главы 2 говорится, что созда­ние религиозных объединений в воинских частях запрещается. Не раз­решается также создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречит закону.

Статья 4 указанного закона регламентирует взаимоотношения го­сударства и религиозных объединений. В ней указывается, что Россий­ская Федерация — светское государство и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а рели­гиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В соответствии с конституционным принципом отделения религи­озных объединений от государства последнее:

Ø не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей ро­дителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

Ø не возлагает на религиозные объединения выполнение функций ор­ганов государственной власти, других государственных органов, го­сударственных учреждений и органов местного самоуправления;

Ø не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему федеральному закону;

Ø обеспечивает светский характер образования в государственных и светских образовательных учреждениях.

Должностные лица органов государственной власти, других госу­дарственных органов и органов местного самоуправления, а также во­еннослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

Согласно конституционному принципу отделения религиозных объединений от государства, религиозное объединение:

Ø создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со сво­ей собственной иерархической и институционной структурой, вы­бирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собст­венным установлениям;

Ø не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

Ø не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

Ø не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав их членов участвовать наравне с другими гра­жданами в управлении делами государства, выборах в органы государ­ственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других обществен­ных объединений.




Нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за со­бой уголовную, административную и иную ответственность в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации.

Положения закона не противоречат, а скорее способствуют сотруд­ничеству Русской православной церкви, других основных конфессий России и государства, Вооруженных Сил. Это выражается как:

Ø содействие возрождению государственно-патриотической идеи в ка­честве основополагающей нравственной ценности военнослужащих* духовной основы воспитательной работы с ними;

Ø укрепление морально-психологического состояния личного соста­ва, традиций верного служения Отечеству, духовно-нравственных начал в жизни воинских коллективов;

Ø расширение возможностей для реализации прав военнослужащих на свободу совести и вероисповедания, содействие процессу гума­низации взаимоотношений между ними.

Религиозная обстановка в подразделении — духовно-нравственная составляющая воинского коллектива, обусловленная уровнем религиозности личного со­става и степенью ее влияния на выполнение военнослужащими стоящих перед подразделением задач.

Составляющие религиозной обстановки в подразделении:

Ø наличие в подразделении верующих военнослужащих, исповедую­щих традиционные религии России (христианство, ислам, буддизм, иудаизм);

Ø число представителей нетрадиционных религиозных организаций и тоталитарных сект среди личного состава (секты Мунна, криш­наиты, баптисты, свидетели Иеговы и др.);

Ø наличие в местах дислокации воинских частей религиозных учреж­дений (храмы, представительства, миссии, молитвенные дома);

Ø возможности военнослужащих удовлетворять свои духовные запро­сы в подразделении и вне расположения части;

Ø формы взаимодействия командования и воспитательных структур воинской части с духовенством Русской православной церкви и иными религиозными организациями;

Ø степень влияния (положительное, отрицательное) верующих военно­служащих на морально-психологическую обстановку в коллективе;

Ø мероприятия, проводимые с верующими военнослужащими в соот­ветствии с соглашениями или программами взаимодействия соот­ветствующей силовой структуры и религиозными организациями;

Для оценки религиозной обстановки можно использовать следующие формы и методы изучения личного состава:

Ø устное заявление военнослужащего о принадлежности к религиоз­ной конфессии или организации, наличие у него символов той или иной религии, духовной литературы, предметов религиозного куль­та и обихода;

Ø индивидуальная беседа (какую религию исповедует, с какого вре­мени, наличие духовника, насколько хорошо знает догмы, богослу­жение, соблюдение постов, правил поведения в храме и общения с сослуживцами);

Ø опросы личного состава с участием духовных лиц;

Ø наблюдение (непосредственное, опосредованное): характерные призна­ки поведения и общения с сослуживцами и командирами, отсутствие категоричности в суждениях, уступчивость, уклонение от споров, стремление избегать конфликтов, рассудительность, в каких местах проводит время увольнения из расположения части, с кем общается, переписывается;

Ø отзывы непосредственных командиров и сослуживцев;

Ø анализ поведения в служебное и внеслужебное время;

Ø результаты переписки с родителями верующего, увлечения до при­зыва на военную службу, особенности характера;

Состояние религиозной обстановки в подразделении должно учитываться при проведении воспитательных мероприятий с военнослужащими. Особенности работы с верующими военнослужащими;

Ø необходимо знать основное содержание религиозного вероучения подчиненных;

Ø предоставлять возможность верующим военнослужащим в свобод­ное от службы время удовлетворять духовно-религиозные потребно­сти, пользоваться религиозной литературой и религиозными при­надлежностями;

Ø исключить высмеивание верующих, принуждение их к участию в атеистических мероприятиях или общению спредставителями иных религиозных конфессий; не допускать прозелитизма (разубе­ждения, переубеждения, формирования атеистического мировоззре­ния), негативных оценок религиозных догм;

Ø при необходимости устанавливать и поддерживать письменные связи сруководителями религиозных организаций и духовниками верующих военнослужащих.

Читайте также: