Работа с интернет ресурсами что это

Обновлено: 04.05.2024

Новые электронные ресурсы и информационные технологии с каждым годом привлекают все большее внимание как студентов, так и специалистов. Теперь уже ни у кого нет сомнения, что глобальная сеть Интернет не только резко расширяет доступ к различным источникам информации, учебным и научным изданиям, оцифрованным в том или ином виде, но и революционизирует систему образования. Так как компьютер стал необходимым условием работы современного ученого, независимо от его специальности, то насущным вопросом эффективной научной деятельности становится перевод исходных текстовых и графических данных в электронную форму и умелое оперирование ими. Если некоторое время назад казалось, что для исследователей, не использующего в работе новую вычислительную технику, эти проблемы неактуальны, то ныне ситуация кардинально изменилась. Компьютеры стремительно проникают в различные сферы человеческой жизни. Причем сегодня некоторые виды информации стали более доступны через Интернет, чем традиционным путем.

Количество web-сайтов, содержащих научную информацию, неуклонно растет. В сети широко представлены электронные журналы различного профиля, обеспечен доступ к большому количеству исследовательских статей и книг, организуются многочисленные виртуальные "круглые столы", на которых ведутся дискуссии по актуальным направлениям современной науки. Интернет становится одним из основных источников профессиональной информации.
Вместе с тем, пользователь, нуждающийся в каком-либо историческом источнике, сталкивается с рядом проблем: как быстро найти нужный источник информации; как установить идентичность электронной версии и оригинала документа (источника), если мы "скачиваем" текст из Интернета; как цитировать фрагменты электронной копии (особенно если учесть, что соответствующий сайт может изменить адрес или вообще исчезнуть)?
Исходя из этих проблем, можно выделить несколько основных, требующих дальнейшеего рассмотрения аспектов:
- поиск документа в сети Интернет;
- выяснение степени достоверности электронного документа;
- копирование документа на компьютер пользователя;
- цитирование источника.


Достоверность электронного документа.При определении достоверности электронного документа (источника) и степени его полноты, необходимо учитывать общие приемы внешней критики источника. Но специфика электронных документов вызывает необходимость обращать внимание на следующее:

· Внешний вид электронного источника. Как правило, сайты университетов или серьезные электронные библиотеки добросовестно относятся к процессу оцифровки печатных источников и научных материалов, чего нельзя сказать об огромном количестве частных сайтов. Если непосредственный текст электронного источника полон орфографических ошибок, имеет различные параметры шрифтов (размер, начертание) и т.п., такой документ должен вызвать сомнение в своей достоверности.

· Наличие ссылки на печатную версию документа, на тот источник, с которого оцифрован и по которому выверен электронный документ. Иногда источник, положенный в основу электронного издания, вовсе не указан, и тогда оно может частично или полностью потерять научную значимость.

· Наличие информации об издателе (создателе сайта или отдельного документа). В случае, если пользователь работает, например, с электронным журналом, необходимо найти информацию о редакции журнала, о членах редколлегии или о наличии печатной версии журнала. Если такая информация отсутствует, качество материалов журнала может быть поставлено под вопрос.

· Репутация сайта или его разработчика. Это прежде всего, зависит от того, кто готовит электронную версию текста (как и от обыкновенного книгоиздательства), зависит качество электронного издания. Имя разработчика нередко остается в тени, несмотря на то, что именно он может изменять содержимое ресурса, корректировать его и т.д. В среде пользователей - профессионалов в той или иной области науки - устанавливаются рейтинги электронных ресурсов (сайтов), которые достаточно точно отражают их качество. Серьезные пользователи обращаются к тем сайтам, авторы которых наиболее профессионально подошли к разработке электронных версий источников, учтя формирующиеся в последние годы критерии "компьютерного источниковедения".

Цитирование электронного документа.Проблема цитирования электронных материалов также стоит очень остро. Вскоре после того, как Интернет получил широкое распространение в России, студенты, преподаватели вузов и другие заинтересованные лица столкнулись с тем, что проверка цитаты или ссылки на страницу сайта, с которого получена та или иная информация, часто оказывается невозможной в силу того, что сайты меняют свои адреса, а иногда и вовсе прекращают существование.
Первый вопрос, который возникает в этой связи, заключается в том, возможно ли цитирование документа по электронной его версии. Если допустить, что это делать можно, то как сослаться на конкретную цитату из текста документа?
В печатном (бумажном) варианте предусмотрена постраничная нумерация текста. В его электронном аналоге она отсутствует. Пока нет стандартного типа обращений к изданиям в Интернете, проще всего снабдить электронное издание номерами страниц той книги, в которой источник был прежде опубликован. Но нумерация страниц все равно не решает проблемы, поскольку уже сейчас в Интернете появляются такие издания, печатных аналогов которым нет. Скорее всего, со временем придется отвлечься от существующей ныне стандартной системы ссылок, которая не подходит к электронным изданиям. Пока самым распространенным форматом и вариантом оформления источников в Интернете остается HTML, где чаще всего ссылки проставляются в соответствии с нумерацией страниц исходной книги, при этом страницы отделяются линиями, а слова могут быть разорваны.
Четкого стандарта ссылок на электронные источники пока нет. Но в литературе все чаще встречаются унифицированные ссылки на электронные документы или издания, приближенные к оформлению ссылок в печатных изданиях.

Правила оформления ссылок на электронные ресурсы.Правильно оформленные ссылки на электронные ресурсы просто необходимы при написании любой научной работы.

Следует помнить что к ним относятся любые электронные ресурсы удаленного доступа - это любая информация, размещенная на сайтах в интернете.

Оформление ссылок на электронные ресурсы составляются согласно ГОСТу 7.05 – 2008. Рекомендации данного ГОСТа далеко не всеми воспринимаются легко, чтобы упростить эту информацию, вам предлагаются правила оформления ссылок с примерами.

Последовательность оформления ссылок:

1. Оформление ссылок начинается с заглавия электронного ресурса - основного заголовка ссылки. Заглавие необходимо писать точно в таком же виде, в каком оно представлено в источнике, откуда была взята информация. Например: Презентация (метод представления информации).

2. Вторым правилом при оформлении ссылок является общее определение использованного материала, которое оформляется в квадратных скобках. Пример: [Электронный ресурс].

3. Оформление ссылок невозможно без параллельного заглавия, которое равноценно основному заглавию, но на иностранном языке. Пример: Презентация (метод представления информации) [Электронный ресурс] = Presentation (wayofpresentinginformation).

4. Также необходимо указать сведения, которые относятся к основному заглавию. Это информация, которая частично раскрывает и поясняет ваше основное заглавие. Перед этими сведениями нужно ставить двоеточие. Например: описание, конструкторы мультимедийных презентаций.

5. Оформление ссылок также должно содержать сведения об ответственности. Полученные сведения могут состоять из наименования организации или различных имен. Информацию необходимо указывать с сопроводительными словами или с небольшим текстом, указывающим на роль в создании использованного электронного ресурса. Например: ред. Коваленко Т. В.; web - мастер Столяров Н. В.

6. Информация об издании (сведения, относящиеся к изменениям и особенностям оригинала издания или предшествующего издания): Изд. 2-е, исправл. и доп.

7. Оформление ссылок также должно содержать обозначение вида электронного ресурса. Например: Электронный журнал, Электронные тестовые данные и т. д.

8. Объем ресурса. Указывается в круглых скобках. Пример: (27 файлов).

9. Место, имя и дата издания: М.: Диалектика, 2011. При отсутствии места издания, сведения об издании необходимо оформлять в квадратных скобках: [Москва].

10. Ссылки обязательно должны содержать примечания о режиме доступа – это полный адрес интернет–сайта и условия к его доступу: платный или свободный.

11. Примечания об основном заглавии источника. Например: Загл. с сайта Интернета.

12. Необязательно, но все-таки желательно, указывать при оформлении ссылок язык, на котором написана информация: Англ.

Пример правильно оформленной ссылки на электронный ресурс:

Заключение

Мы рассмотрели основные проблемы, с которыми сталкиваются студенты, специалисты при работе с электронными документами, в частности, с ресурсами сети Интернет. Нерешенными остаются сегодня и некоторые другие проблемы, затрудняющие работу с электронными ресурсами: это и несовершенство нормативно-правовой основы деятельности в сети Интернет, и отсутствие защищенности авторских прав, и проблема несанкционированного коммерческого использования ресурсов открытого доступа и многое другое. Мы сделали лишь небольшую попытку помочь студентам, которые только начинают путешествие по лабиринтам Интернета и хотят делать это корректно.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

ИНФОРМАТИКА- НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ СПОСОБЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО СОЗДАНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПЕРЕДАЧИ И ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ.

ИНФОРМАЦИЯ – ЭТО НАБОР СИМВОЛОВ, ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ИЛИ ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ, НЕСУЩИХ ОПРЕДЕЛЕННУЮ СМЫСЛОВУЮ НАГРУЗКУ.

ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА (ЭВМ) ИЛИ КОМПЬЮТЕР (англ. computer- -вычислитель)-УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ. Принципиальное отличие использования ЭВМ от всех других способов обработки информации заключается в способности выполнения определенных операций без непосредственного участия человека, но по заранее составленной им программе. Информация в современном мире приравнивается по своему значению для развития общества или страны к важнейшим ресурсам наряду с сырьем и энергией. Еще в 1971 году президент Академии наук США Ф.Хандлер говорил: "Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и применении научного знания".

В развитых странах большинство работающих заняты не в сфере производства, а в той или иной степени занимаются обработкой информации. Поэтому философы называют нашу эпоху постиндустриальной. В 1983 году американский сенатор Г.Харт охарактеризовал этот процесс так: "Мы переходим от экономики, основанной на тяжелой промышленности, к экономике, которая все больше ориентируется на информацию, новейшую технику и технологию, средства связи и услуги.."

2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ.

Вся история развития человеческого общества связана с накоплением и обменом информацией (наскальная живопись, письменность, библиотеки, почта, телефон, радио, счеты и механические арифмометры и др.). Коренной перелом в области технологии обработки информации начался после второй мировой войны.

В вычислительных машинах первого поколения основными элементами были электронные лампы. Эти машины занимали громадные залы, весили сотни тонн и расходовали сотни киловатт электроэнергии. Их быстродействие и надежность были низкими, а стоимость достигала 500-700 тысяч долларов.

Появление более мощных и дешевых ЭВМ второго поколения стало возможным благодаря изобретению в 1948 году полупроводниковых устройств- транзисторов. Главный недостаток машин первого и второго поколений заключался в том, что они собирались из большого числа компонент, соединяемых между собой. Точки соединения (пайки) являются самыми ненадежными местами в электронной технике, поэтому эти ЭВМ часто выходили из строя.

В ЭВМ третьего поколения (с середины 60-х годов ХХ века) стали использоваться интегральные микросхемы (чипы)- устройства, содержащие в себе тысячи транзисторов и других элементов, но изготовляемые как единое целое, без сварных или паяных соединений этих элементов между собой. Это привело не только к резкому увеличению надежности ЭВМ, но и к снижению размеров, энергопотребления и стоимости (до 50 тысяч долларов).

История ЭВМ четвертого поколения началась в 1970 году, когда ранее никому не известная американская фирма INTEL создала большую интегральную схему (БИС), содержащую в себе практически всю основную электронику компьютера. Цена одной такой схемы (микропроцессора) составляла всего несколько десятков долларов, что в итоге и привело к снижению цен на ЭВМ до уровня доступных широкому кругу пользователей.

СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬТЕРЫ- ЭТО ЭВМ ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ, В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ БОЛЬШИЕ ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СХЕМЫ.

90-ые годы ХХ-го века ознаменовались бурным развитием компьютерных сетей, охватывающих весь мир. Именно к началу 90-ых количество подключенных к ним компьютеров достигло такого большого значения, что объем ресурсов доступных пользователям сетей привел к переходу ЭВМ в новое качество. Компьютеры стали инструментом для принципиально нового способа общения людей через сети, обеспечивающего практически неограниченный доступ к информации, находящейся на огромном множестве компьюторов во всем мире - "глобальной информационной среде обитания".

6.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРЕ И ЕЕ ОБЪЕМ.

ЭТО СВЯЗАНО С ТЕМ, ЧТО ИНФОРМАЦИЮ, ПРЕДСТАВЛЕННУЮ В ТАКОМ ВИДЕ, ЛЕГКО ТЕХНИЧЕСКИ СМОДЕЛИРОВАТЬ, НАПРИМЕР, В ВИДЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ. Если в какой-то момент времени по проводнику идет ток, то по нему передается единица, если тока нет- ноль. Аналогично, если направление магнитного поля на каком-то участке поверхности магнитного диска одно- на этом участке записан ноль, другое- единица. Если определенный участок поверхности оптического диска отражает лазерный луч- на нем записан ноль, не отражает- единица.

ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ОДНОГО ИЗ ДВУХ СИМВОЛОВ-0 ИЛИ 1, НАЗЫВАЕТСЯ 1 БИТ (англ. binary digit- двоичная единица). 1 бит- минимально возможный объем информации. Он соответствует промежутку времени, в течение которого по проводнику передается или не передается электрический сигнал, участку поверхности магнитного диска, частицы которого намагничены в том или другом направлении, участку поверхности оптического диска, который отражает или не отражает лазерный луч, одному триггеру, находящемуся в одном из двух возможных состояний.

Итак, если у нас есть один бит, то с его помощью мы можем закодировать один из двух символов- либо 0, либо 1.

Если же есть 2 бита, то из них можно составить один из четырех вариантов кодов: 00 , 01 , 10 , 11 .

Если есть 3 бита- один из восьми: 000 , 001 , 010 , 100 , 110 , 101 , 011 , 111 .

1 бит- 2 варианта,

2 бита- 4 варианта,

3 бита- 8 вариантов;

Продолжая дальше, получим:

4 бита- 16 вариантов,

5 бит- 32 варианта,

6 бит- 64 варианта,

7 бит- 128 вариантов,

8 бит- 256 вариантов,

9 бит- 512 вариантов,

10 бит- 1024 варианта,

N бит - 2 в степени N вариантов.

В обычной жизни нам достаточно 150-160 стандартных символов (больших и маленьких русских и латинских букв, цифр, знаков препинания, арифметических действий и т.п.). Если каждому из них будет соответствовать свой код из нулей и единиц, то 7 бит для этого будет недостаточно (7 бит позволят закодировать только 128 различных символов), поэтому используют 8 бит.

ДЛЯ КОДИРОВАНИЯ ОДНОГО ПРИВЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКУ СИМВОЛА В КОМПЬЮТЕРЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ 8 БИТ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ЗАКОДИРОВАТЬ 256 РАЗЛИЧНЫХ СИМВОЛОВ.

СТАНДАРТНЫЙ НАБОР ИЗ 256 СИМВОЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ASCII ( произносится "аски", означает "Американский Стандартный Код для Обмена Информацией"- англ. American Standart Code for Information Interchange).

ОН ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ РУССКИЕ И ЛАТИНСКИЕ БУКВЫ, ЦИФРЫ, ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ И АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И Т.П.

A - 01000001, B - 01000010, C - 01000011, D - 01000100, и т.д.

Таким образом, если человек создает текстовый файл и записывает его на диск, то на самом деле каждый введенный человеком символ хранится в памяти компьютера в виде набора из восьми нулей и единиц. При выводе этого текста на экран или на бумагу специальные схемы - знакогенераторы видеоадаптера (устройства, управляющего работой дисплея) или принтера образуют в соответствии с этими кодами изображения соответствующих символов.

Набор ASCII был разработан в США Американским Национальным Институтом Стандартов (ANSI), но может быть использован и в других странах, поскольку вторая половина из 256 стандартных символов, т.е. 128 символов, могут быть с помощью специальных программ заменены на другие, в частности на символы национального алфавита, в нашем случае - буквы кириллицы. Поэтому, например, передавать по электронной почте за границу тексты, содержащие русские буквы, бессмысленно. В англоязычных странах на экране дисплея вместо русской буквы Ь будет высвечиваться символ английского фунта стерлинга, вместо буквы р - греческая буква альфа, вместо буквы л - одна вторая и т.д.

ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ОДНОГО СИМВОЛА ASCII НАЗЫВАЕТСЯ 1 БАЙТ.

Очевидно что, поскольку под один стандартный ASCII-символ отводится 8 бит,

Остальные единицы объема информации являются производными от байта:

1 КИЛОБАЙТ = 1024 БАЙТА И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО ПОЛОВИНЕ СТРАНИЦЫ ТЕКСТА,

1 МЕГАБАЙТ = 1024 КИЛОБАЙТАМ И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО 500 СТРАНИЦАМ ТЕКСТА,

1 ГИГАБАЙТ = 1024 МЕГАБАЙТАМ И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО 2 КОМПЛЕКТАМ ЭНЦИКЛОПЕДИИ,

1 ТЕРАБАЙТ = 1024 ГИГАБАЙТАМ И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО 2000 КОМПЛЕКТАМ ЭНЦИКЛОПЕДИИ.

Обратите внимание, что в информатике смысл приставок кило- , мега- и других в общепринятом смысле выполняется не точно, а приближенно, поскольку соответствует увеличению не в 1000, а в 1024 раза.

СКОРОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПО ЛИНИЯМ СВЯЗИ ИЗМЕРЯЕТСЯ В БОДАХ.

1 БОД = 1 БИТ/СЕК.

В частности, если говорят, что пропускная способность какого-то устройства составляет 28 Килобод, то это значит, что с его помощью можно передать по линии связи около 28 тысяч нулей и единиц за одну секунду.

7. СЖАТИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ДИСКЕ

ИНФОРМАЦИЮ НА ДИСКЕ МОЖНО ОБРАБОТАТЬ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ ОНА ЗАНИМАЛА МЕНЬШИЙ ОБЪЕМ.

Существуют различные методы сжатия информации. Некоторые из них ориентированы на сжатие текстовых файлов, другие - графических, и т.д. Однако во всех них используется общая идея, заключающаяся в замене повторяющихся последовательностей бит более короткими кодами. Например, в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" несколько миллионов слов, но большинство из них повторяется не один раз, а некоторые- до нескольких тысяч раз. Если все слова пронумеровать, текст можно хранить в виде последовательности чисел - по одному на слово, причем если повторяются слова, то повторяются и числа. Поэтому, такой текст (особенно очень большой, поскольку в нем чаще будут повторяться одни и те же слова) будет занимать меньше места.

Сжатие информации используют, если объем носителя информации недостаточен для хранения требуемого объема информации или информацию надо послать по электронной почте

Программы, используемые при сжатии отдельных файлов называются архиваторами. Эти программы часто позволяют достичь степени сжатия информации в несколько раз.

Аннотация. В статье рассматриваются основные виды институциональных изменений, произошедших в России за последние несколько десятилетий. Цель исследования проанализировать модели потребительского поведения, сформировавшиеся под влиянием этих институциональных изменений.

Аннотация. Статья посвящена проблемам и перспективам использования Интернета при обучении иностранному языку в рамках самостоятельной работы студентов вузов.
Ключевые слова: интернет-ресурсы, самостоятельная работа, иностранный язык.

Деятельность – это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром. Учебная деятельность – это деятельность субъекта (обучающегося) по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения им вопросов посредством учебных действий. Учебная деятельность – это деятельность, направленная на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть приобретения обобщенных способов действий или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у студентов, то этим самым поддерживаются и наполняются новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией студента, с осуществлением общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельностью[1,35].

Сложную структуру Интернета функционально подразделяют на две большие группы: коммуникативную и информационную. К коммуникативным службам относят такие виды связи, как электронная почта, веб-форум и чат. Вторую группу составляют информационные службы, наиболее часто используемые в преподавании, поскольку содержат богатые образовательные ресурсы. Они просты в использовании и практически не требуют дополнительного оборудования и материальных затрат [2].

Интернет-ресурсы можно использовать в различных видах образовательной деятельности:

  • интегрирование в контекст занятия аутентичных материалов сети;
  • для самостоятельной работы студентов, с целью поиска информации в рамках заданной темы;
  • при обучении на дистанционных курсах [3,47].

Самостоятельная работа студентов (СРС) обладает познавательным и воспитательным характером. Проблемы образования, как и проблемы науки, искусства, социальной сферы, напрямую связаны с проблемами характера мышления и знанием, обретенным на предыдущих этапах обучения[4]. Поэтому очень важными становятся изыскания тех моделей, которые ведут к решению применения полученных знаний в ситуации, приближенной к действительности, где решаются сразу две задачи: воспитательного и образовательного характера. По мнению некоторых специалистов [5,272] основными видами интеграции Интернет-ресурсов в учебный процесс являются:

  • использование готовых обучающих материалов;
  • применение коммуникативных служб для участия в обсуждении по заданной теме:
  • создание и использование веб-страниц и веб-сайтов.

В условиях ВУЗа использование Интернета может быть различным на всех этапах обучения. На начальном этапе можно давать студентам индивидуальные задания для самостоятельной работы над лексическим и грамматическим материалом. Как известно, если речь идет о формировании грамматических или лексических навыков, студентам требуется разный объем практики. Это зависит и от свойств памяти, и от языковых способностей, и от уровня обученности.

Использование возможностей Интернета при выполнении различных упражнений имеет ряд преимуществ по сравнению с учебником, так как в Интернете есть множество грамматических справочников, упражнений с разъяснениями и обратной связью. В дальнейшем, обращаясь к тому или иному ресурсу, студенты смогут более точно выбирать свой уровень и самостоятельно совершенствовать необходимые навыки.

После прохождения основного грамматического материала и усвоения необходимой лексики можно привлекать Интернет-ресурсы для овладения творческими видами работ, что положительно сказывается на повышении мотивации обучения. Поскольку возрастает объем изучаемого материала и его сложность, большая часть заданий с использованием Интернета предназначается для самостоятельной работы, которая характеризуется творческим подходом и носит коммуникативный характер.

Что же психологически для каждого студента означает самостоятельная учебная работа? Она, прежде всего, должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Самостоятельная работа может включать внеурочный, задаваемый в той или иной форме преподавателем вид учебной деятельности.

В связи с тем, что иностранному языку как непрофилирующему предмету на неязыковых специальностях учебными планами выделяется незначительное количество времени на аудиторную работу, а требования к владению ИЯ на более высоком уровне возрастают, изучение языка все больше приобретает характер самостоятельного учебного труда студентов, организуемого и управляемого преподавателем на основе новейших методик и средств обучения. Самостоятельная работа студентов (СРС) становится важнейшим этапом переработки учебной информации в прочные и глубокие знания, умения и навыки. Она обеспечивает непрерывный, системный характер познавательной деятельности студентов, развивает навыки и приемы организации умственного труда.

В последние годы в отечественной методике всё больше внимания уделяется проблемной направленности обучения (Ковалевская Е.В., Полат Е.С., Виноградова О.С.). Решение этой задачи, имеющей общеобразовательное значение, предусматривает организацию всего учебного процесса на проблемной основе. Основным объектом обучения в преподавании иностранных языков является речевая деятельность. Такая постановка вопроса помогает вычленить названные компоненты этого объекта и реализовать личностно-деятельностный подход к обучению иностранному языку, что особенно важно в условиях университета, где происходит процесс формирования и становления личности студентов. При овладении иностранным языком учебными предметными действиями являются работа с языковым материалом и собственно коммуникативные действия. По мнению Е.С. Полат, специфика предмета "иностранный язык", кроме всего прочего, заключается также и в том, что мы обучаем не основам наук, а речевой деятельности, предметом же речевой деятельности является мысль. Поэтому основными видами деятельности при обучении иностранному языку являются те, которые направлены на стимулирование самостоятельного мышления учащихся, рассуждений, аргументирования собственной точки зрения на ту ли иную проблему (дискуссии, беседы, ролевые игры, проектная деятельность). Чтобы подготовить студентов к таким видам работ с использованием Интернет-ресурсов, преподавателю необходимо решить следующие задачи:

  • находить в общей поисковой системе запрашиваемую информацию;
  • научить пользоваться электронными словарями;
  • научить анализировать и обобщать найденную информацию и уметь представить её аудитории;
  • выработать навыки дискурсивной компетенции.

Работа с информацией предполагает также владение умением создавать вторичные тексты. Далеко не все студенты умеют это делать. В этих случаях целесообразно организовать работу студентов в малых группах сотрудничества в сети. Студенты работают над одной проблемой, но у каждого есть собственная роль, своё задание. Вместе с тем, есть необходимость что-то обсудить, посоветоваться с партнёрами, что можно сделать по электронной почте.

При создании вторичных текстов на начальном этапе можно давать одно задание на группу из трёх человек (один сильный, один средний, один слабый). Они распределяют задания между собой, обмениваются по электронной почте результатами и постепенно создают один текст. Этот текст, если не возникает вопросов, отправляется в другую малую группу (по указанию преподавателя) для краткой рецензии. И только после этого работа направляется преподавателю. В следующий раз задание даётся аналогичное и индивидуальное. Постепенно они усложняются. А также и тексты, на основе которых эти задания выполняются. На этом этапе использование Интернета существенно расширяет информативные рамки учебного процесса за счет предоставления аутентичного языкового материала.

  • не использовать родной язык;
  • не допускать зачитывания вслух домашних заготовок. Весь материал должен излагаться в устной форме, использование записей допускается только в качестве смысловых опор;
  • преподаватель не исправляет ошибки и не вмешивается в ход обсуждения. В качестве рядового участника в дискуссии допускаются внесение уточнений или дополнений, а также вопросы к выступающему;
  • разбор допущенных ошибок и неточностей осуществляется только после завершения дискуссий и подведения итогов;
  • всячески поощряется творческая коммуникация в форме вопросов, дополнений, замечаний.

Самостоятельная работа, как известно, является одной из важнейших и широко обсуждаемых проблем в преподавании иностранного языка в вузе.

Самостоятельная работа студента есть следствие правильно организованной его учебной деятельности в аудитории, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Так как самостоятельная работа студентов – не самопроизвольный процесс, а управляемая и направляемая деятельность, предполагающая тесный контакт между преподавателем и студентом, то необходимо также создать социально-психологический климат, чтобы студент при необходимости мог свободно обращаться за индивидуальной консультацией к преподавателю. Малейшее проявление формализма, авторитарности и догматизма в действиях обучающего негативно сказывается на самостоятельной деятельности обучаемых.

Широкое использование ресурсов Интернета, самостоятельная деятельность студентов с ними могут оказать неоценимую услугу в интенсификации учебного процесса, решении таких задач, которые не могут быть адекватно решены иным способом. Сюда можно отнести:

  • совершенствование лексических, грамматических навыков, умений письменной речи, чтения, аудирования на основе автономной и совместной деятельности обучаемых в Интернете;
  • гибкая система консультаций обучаемых со стороны преподавателя в процессе самостоятельных видов деятельности обучаемых, а также в процессе работы над проектом или над различными видами письменных творческих работ;
  • работа по индивидуальным планам на определённых этапах работы, по отдельным разделам программы;
  • организация элективных дистанционных курсов;
  • участие в международных телекоммуникационных проектах.

Однако существуют некоторые проблемы использования Интернет-ресурсов. Во-первых, чрезмерное увлечение использованием информационных технологий ради них самих без учёта целей обучения иностранному языку. Во-вторых, это проблема информации, т.е. чрезмерного увлечения информационными ресурсами Интернета без соответствующей тщательной методической проработки. Работа с Интернет-ресурсами требует тщательного отбора материалов и современных педагогических технологий, отвечающих принципам личностно - ориентированного подхода и проблемной направленности всего процесса обучения. В-третьих, это проблема, связанная с культурой коммуникации в сети, предусматривающая необходимость формирования толерантности к чужому мнению, овладение речевым этикетом.

Ссылки на источники

Чучин-Русов А. Е. Образование и культура.//Педагогика №1,в переиздании 2008. – С. 35-37.

Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникация и информатизация образования. 2001, №4, с.47—57.

Полат, Е. С. Интернет в гуманитарном образовании [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Е. С. Полат. – М. : Владос, 2001. – 272 с.


О ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире происходит широкое внедрение компьютерных технологий во все сферы жизни - в науку, в образование, производство, быт. Но, что касается, образование, то компьютеризация - это не только обеспечение компьютерной грамотности, но и средство для увеличения производительности труда преподавателей, способ повышения эффективности обучения и самообучения.

Использование интернет — ресурсов переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение уроков, открывает широкие возможности для творчества. Вопрос интеграции Интернета в образовании очень актуален в наши дни. Интернет-ресурсы стали неотъемлемой частью современной системы образования. Преподаватели уже не сомневаются в пользе публикаций учебных материалов в Глобальной сети. Интернет — это источник дополнительной и актуальной информации, Благодаря её использованию, процесс обучения возможно сделать более эффективным и интересным для школьника. Что касается, организации самостоятельной работы учащийся имеет возможность работать в удобном для него темпе, а преподаватель выполняет функцию консультанта.

Применение Интернет-ресурсов на уроках необходимо, учитывая с какой скоростью, развиваются информационные технологии. Мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся.[6]

Интерне́т – это всемирная система объеденных компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Упоминается как Глобальная сеть, Всемирная сеть или просто Сеть. Сейчас Интернет набирает обороты с огромной скоростью Почти в каждом доме, у каждой семьи есть Интернет и не только на компьютере, но и на телефоне. Интернет стал частью жизни современного человека. Он не может существовать без Интернет-ресурсов или сайтов.

Было проведено исследование. С целью выявления трудностей при использовании Интернета в процессе образовательном процессе.

Объем выборки составил 10 педагогов. Учителям бы предоставлен опросник:

Опросник включал в себя 5 вопросов (автор, Завьялова Полина Андреевна).

Цель: выявить использование Интернет-ресурсов среди педагогов.

Используете ли Вы использование Интернет-ресурсов для подготовки к урокам?

Бывают ли у Вас проблемы при использовании Интернет-ресурсов? Если да, то какие?

Как часто Вы пользуетесь Интернет-ресурсами?

Используете ли Вы фото и видео файлы, презентации на своих уроках?

Если Вы используете презентации, то обычно Вы создаете их сами или используете уже готовые?

60% педагогов используют Интернет в образовательном процессе;

30% имеют трудности в использовании Интернета;

35% учителей используют Интернет-ресурсы на каждом занятии;

20% используют видео и фотоматериалы в образовательном процессе;

40% учителей используют чужие презентации на своих уроках.

Проанализировав результаты можно сделать вывод, что учителя довольно часто используют Интернет в учебном процессе. Но есть и трудности, которые возникают у педагогов в использовании сети Интернет.

Проблемы, с которыми столкнулись преподаватели при использовании Интернета:

Не заинтересованность в использовании Интернет-ресурсов;

Не заинтересованность в изучении использования Интернета в процессе образования.

Для учителей, которые никогда в своей работе не использовали Интернет-ресурсы, рекомендовано пройти курсы повышения квалификации. [1, 2, 3]

В практике педагога могут быть использованы Интернет- ресурсы разного типа.

1. Информационные Интернет-ресурсы, среди которых:

интерактивные учебники и учебные пособия (содержат информацию в виде текста с иллюстрациями, организованного как гипертекст, не предполагают включение мультимедиа компонентов, интерактивных вставок);

справочники, хрестоматии и журналы, материалы которых направлены на расширение, углубление знаний по предмету и истории соответствующей науки;

2. Интернет-ресурсы, предполагающие организацию той или иной практической деятельности учащихся задачники:

включают только набор задач с ответами;

включают набор задач с решениями;

включают набор задач с подсказками и решениями, (что позволяет индивидуализировать работу), но не предполагают диалога с пользователем;

включают набор задач с подсказками и решениями, предполагают;

3. Вспомогательные Интернет-ресурсы для учителя:

разработки уроков (с методической обработкой);

библиографические ресурсы, в том числе Интернет - магазины;

4. Комбинированные Интернет-ресурсы, включающие элементы перечисленных выше групп;

5. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП).

Работа с Интернет-ресурсами каждой группы имеет свои особенности. Остановимся более подробно на некоторых из выделенных групп. Материалы информационных Интернет-ресурсов группы могут использоваться:

при подготовке учителя к уроку;

для организации самостоятельного изучения учащимися

на уроке для организации самостоятельной работы учащихся;

для организации работы учащихся на дополнительных занятиях (факультативах);

для организации самостоятельной деятельности учащихся во внеурочное время.

При подготовке учителя к уроку Интернет-ресурсы этой группы могут являться основой для подготовки учителем:

подготовки наглядности (иллюстраций, схем, использование коллекций, материалов лабораторных работ…), которые могут быть отображены на проекторе; подготовки презентации, на основе которой учитель ведет свой рассказ;

подготовки индивидуализированных раздаточных материалов

самого разного характера: от информационных до контролирующих (последнее целесообразно в том только случае, когда отсутствует необходимое количество компьютеров).

При объяснении учителем нового материала целесообразно использовать LCD-проектор для демонстрации подготовленной учителем презентации. Технология объяснения учителем существенно меняется – он комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

При проведении урока учитель может использовать Интернет-ресурс

основу проблемного рассказа;

основу организации деятельности учащихся:

основа индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроке;

основа беседы, в том числе эвристической;

При самостоятельном изучении нового материала на уроке, при условии, что каждый ученик работает за компьютером, методика работы с Интернет – ресурсами данной группы принципиально не будет отличаться от работы с электронными версиями или соответствующим бумажным носителем.

Учитель формулирует задание: прочитать, записать, кратко законспектировать по данному плану, найти в тексте подтверждение чему-то, привести примеры из текста или придумать самостоятельно на основе прочитанного и т.д.

При организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала учитель должен четко сформулировать задание для учащихся и указать адреса сайтов, которые содержат информацию по соответствующей теме.

Материалы подобных Интернет-ресурсов могут быть использованы для подготовки учащимися рефератов и докладов. Для того чтобы деятельности учащихся в этом направлении была продуктивной, учитель должен четко поставить задачу, сформулировав при этом вопросы, на которые должен ответить учащийся в процессе выполнения работы. Целесообразно сформулировать вопросы заранее, в процессе подготовки доклада.

Интернет – ресурсы практической направленности могут являться основой для организации самостоятельной деятельности учащихся как на уроке, так и дома.

Виртуальная лабораторная работа и виртуальная экскурсия может быть продемонстрирована учителем (в том случае, если отсутствует необходимое количество ПК), либо выполнена учащимися: по группам или индивидуально в классе; в режиме самостоятельной работы дома. Можно выделить такие преимущества виртуальной лабораторной работы:

отсутствие необходимости в лабораторном оборудовании;

возможность индивидуализации деятельности учащихся (работа в индивидуальном темпе, учет особенностей восприятия…);

самостоятельное получение выводов и самопроверка.

Виртуальная экскурсия, в свою очередь обладает следующими преимуществами:

временные затраты минимальны;

доступ к экспонатам любого музея мира;

быстрое получение необходимой информации об экспонате;

большое количество экспонатов.

Подробные рекомендации:

Преподаватель может использовать видео прямо из Интернета, например, с сайта YouTube, а еще лучше с национальных телевизионных вещателей, таких как BBC или Canal. Использование видео такого рода является хорошим способом, чтобы заинтересовать нерасположенных студентов познакомиться с культурой других стран.

Можно создавать свои собственные интерактивные упражнения, ведь Вы как никто знаете все сильные и слабые стороны своих учеников.

Создание предметного блог или блог класса( такой блог можно создавать вместе с учениками). Это поможет демонстрировать работу и достижения ваших учеников, фокусируясь на их усилия.

Зачем нужно использование Интернет-ресурсов учителю?

экономия времени на уроке;

глубина погружения в материал;

повышенная мотивация обучения;

возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

Что дает использование Интернета ученику?

ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;

ИКТ делает занятия интересными и развивает мотивацию;

ИКТ учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Так же в ходе работы были выделены плюсы и минусы использование Интернет технологий. Положительные стороны:

Повышает эффективность обучения у учеников;

Вызывает повышенный интерес к предмету;

Улучшает отношения между учителем и учеником;

Дает разнообразие в проведение урока.

При подготовке к занятию учитель сталкивается с лишнем и не нужной ему информацией;

Некоторые интернет-ресурсы платные;

Отсутствие Интернет-соединения в школе.

Несмотря на отрицательные стороны использование Интернет-ресурсов в образовательном процессе растет.

Таким образом, считаем целесообразным для педагогов, которые не используют и те которые используют Интернет-ресурсы в своей деятельности, усовершенствовать себя, находить новые Интернет-ресурсы, повышать свою квалификацию - это поможет повысить совершенствованию и повышению качества образования в системе общего образования.

Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе // Народное образование. -2008. -№1. С. 176-182

Андреев Л.А. Общедоступные программные и образовательные ресурсы Интернета // Образовательные технологии. -2010. -№1. С. 83-89

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров /Е.С Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия. -2003. С. 272

Панкова Е.В Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе // Научные и технические библиотеки. -2014. -№1. С. 46-46

Читайте также: