Работа путейца в чем заключается

Обновлено: 08.05.2024

Краснотурьинск – один из немногих провинциальных городов, где до сих пор ходит трамвай. Рассуждать о нужности общественного электротранспорта можно бесконечно, но одно неоспоримо – на данный момент трамвай является самым экологичным и безопасным видом транспорта.

– Если есть транспорт – он должен ходить, – рассуждает Вячеслав. – Можно уйти с этой тяжелой работы, но мне тут нравится

– Мы помогаем движению трамвая, чтобы он ходил, чтобы люди могли ездить, – говорит Вячеслав Александрович. – У нашей работы есть своя специфика: надо знать ширину рельсов, их высоту.

Сам Юнг стал путейцем чуть меньше двух лет назад – пришел на предприятие после того, как его сократили на заводе. Мастерству учился у более опытных коллег и по книгам. Со временем втянулся.

– Если есть транспорт – он должен ходить, – рассуждает Вячеслав. – Можно уйти с этой тяжелой работы, но мне тут нравится, коллектив в трампарке хороший. Работают тут люди ответственные, понимающие, знатоки своего дела. Стараемся сделать все, чтобы трамвай существовал и продолжал возить людей. Хотя бы пока работает завод.

Путеец – одна из самых трудоемких профессий. От путейцев зависит бесперебойное передвижение транспорта.

– Сложнее работать зимой, особенно, если снега много выпало, или грейдер по улице прошел и пути снегом забило. Бывает, что людей на расчистку путей выводим в шесть утра, чтобы в половине седьмого трамвай мог выйти на линию.


Когда снега на рельсы навалится слишком много, то на расчистку всего пути – от Набережной до Фабрики-кухни у путейцев уходит пять часов беспрерывной работы – расчистка трамвайных путей в Краснотурьинске ведется вручную с помощью ломиков.

Больше всего работы у краснотурьинских путейцев на оживленных перекрестках, например, на перекрестке улиц Попова-Молодежная. Из-за активного движения пути здесь чаще всего забиваются.

– Работа тяжелая и малооплачиваемая – путеец в Краснотурьинске за час работы получает 36-38 рублей. В месяц выходит примерно восемь тысяч рублей. В моей бригаде четыре человека. К сожалению, сейчас люди не стремятся на тяжелую работу, поэтому коллектив путейцев периодически меняется. Я считаю, не важно, какая профессия, если она нужна, надо работать.


Особая "краснотурьинская технология" подачи вагона в парк задом. Вначале трамвай проезжает стрелку, затем путейцем она переводится в другое положение, трамвай сдает чуть назад, за стрелку, ждет, пока путеец снова ее переведет и встанет в среднюю дверь, чтобы опускать токоприемник во время движения вагона назад, когда он достигает подвеса контактной сети, иначе большая синяя молния в небо обеспечена


История появления профессии трамвайного путейца неразрывно связана с железнодорожными путейцами.

История началась с профессии обходчика, причем появились они сразу после построения железных дорог. В задачу обходчиков входило следить за безопасностью движения, контролируя и при необходимости исправляя путь (рельсы, шпалы, насыпь). В России первые обходчики появились в XIX веке.

Поначалу обходчиками звали путевую стражу. Обходчик должен был досконально знать каждую шпалу на своем участке протяженностью семь-восемь километров. Благодаря таким специалистам в 19 веке удалось предотвратить массу железнодорожных крушений.

Тогда путеец жил как простой крестьянин. Но имел ряд существенных привилегий – у него были паспорт, зарплата, бесплатная форма, казенные дрова, жилье, единые для работников железных дорог льготы и почти неограниченный размер покоса. Обходчики непременно имели домашний скот, птицу. Благо травы можно было косить сколько хочешь.


В любом железнодорожном вузе или колледже. Обучение также можно пройти в специализированном учебном центре.

Обучение ведется в соответствии с должностными обязанностями работника. Во время учебы можно узнать:

– о путевом хозяйстве;
– об устройстве пути;
– о нормах устройства и содержания пути;
– как проводить осмотры пути;
– об обеспечении безопасности движения при выполнении путевых работ;
– технику безопасности при выполнении путевых работ;
– о работе с путевым инструментом.


Последний капитальный ремонт путей был произведен в 2012 году на участке улицы Металлургов от Попова до Октябрьского переулка.

Таким краснотурьинский трамвай увидели гости города из Дзержинска. В Краснотурьиснк они приехали специально, чтобы увидеть городской травмай.


25.09.2011 | Автор: admin

О жизни простого рабочего

Всякий раз, бывая в районе железной дороги, проезжая станции и разъезды, на перегонах и мостах мы видим людей в оранжевых жилетах. Они ремонтируют пути и всегда имеют при себе инструменты: большие молотки с длинными рукоятками, кувалды, лопаты и другие, название которых нам даже не известны, а об их предназначении стоит только догадываться. Кто эти люди – знает и школьник. В народе их зовут путейцами.

Монтер пути – одна из самых массовых профессий на железной дороге, требующая сил, выдержки, определенных навыков и знаний. Чтобы строить и ремонтировать железные дороги, надо хорошо знать свойства грунта и балластных материалов, разбираться в способах укладки шпал и рельсов, уметь закреплять их, выполнять множество других операций. Насколько тяжел и как важен этот труд, мы решили узнать у человека, который своими руками, прикладывая усилия, устраняет неполадки на железнодорожном пути. С этой целью наши корреспонденты пошли в табельную (именно так называется здание, где начинают рабочий день путейцы) при железной дороге.

Герой нашего рассказа – Александр Михайлович Петренко, работающий 41 год на железнодорожном поприще.

Родился Саша 4 июля 1949 года в нынешней Тайынше Акмолинской области. Мама, Мария Игнатьевна Петренко, растила его одна. Во время войны она работала кондуктором на поезде, а потом – в комнате отдыха машинистов, выдавала им чистое белье и вела документацию. Детство прошло на железной дороге, где за маленьким Сашей присматривали кондуктора поездов до тех пор, пока ребенок не пошел в садик. С 1956 по 1966 годы учился в школе, после окончания которой пошел работать на Тайыншинский элеватор слесарем. Потом было два года армии в железнодорожных войсках.

Начиная с 1970 года, Александр Михайлович стал работать на железной дороге монтером пути, сначала в Тайыншинской дистанции, затем – в Смирнове, куда переехал через восемь лет. Здесь же женился на смирновчанке Анне Ивановне Котляр. В браке у них родились трое детей – два сына и дочь. Дети уже взрослые, у каждого свой жизненный путь. Но о своих родителях они не забывают, почитают их труд.

- В чем же заключается Ваша работа? - спрашиваем у А. М. Петренко.

- Мы, имею в виду монтеров, занимаемся текущим содержанием пути – устраняем зазоры между рельсами, гайки подтягиваем, меняем пришедшие в непригодность шпалы, выправляем ширину колеи и регулируем стрелки. Когда шпалы прогнивают, ширина между рельсами выходит из нормы, вот мы ее и выравниваем. Если вовремя не сделать это, поезд сойдет с пути и может произойти трагедия. Представляете, чем это может закончиться? Так же траву вырываем, убираем мусор на территории железной дороги, следим за тем, чтобы не было детей на путях.

- Чтобы ремонтировать пути, наверное, надо знать какие именно неполадки исправлять?

- Конечно. Сначала по путям ездит дефектоскопная тележка, оператор которой выявляет внутренние дефекты на определенном участке рельсов, после чего туда направляют бригаду монтеров. Мы, в свою очередь, берем необходимый инструмент для устранения неисправностей.

- За вами закреплен определенный участок пути?

- Да, это расстояние в 22 км от третьего разъезда и до станции Смирново, на котором работают три бригады: одна – на третьем разъезде, и две других – здесь.

- Вы по участку пешком ходите или есть какой-то транспорт?

- Пешком, конечно. Но это не самое трудное в нашей работе. А вот кувалдой или молотком поработать – гораздо тяжелее! Очень нелегкий физический труд! Мы ведь и зимой, и летом, и в дождь, и в снег, и в зной, и в холод работаем. Погодные условия не влияют на наш рабочий день. Стараемся делать ремонт в короткие сроки, чтобы не срывать расписания движения поездов. Каждый километр пути требует особого подхода!

- Какие-нибудь трагедии на железной дороге в нашем районе случались?

- В моей практике ничего подобного не происходило. Как-то раз, когда я еще в Тайынше работал, мне ногу рельсом придавило, отлежался в больнице – и дальше работать. Труд, конечно, опасный, но Бог миловал. Раньше, когда люди больше скота держали, бывало, попадали коровы под поезда, сейчас табунов практически нет. Однажды парень один торопился перейти пути, на которых стоял пассажирский поезд, полез под него, лишился части ступни. Но это единичный случай. Вообще, под поездом лазить нельзя, нужно либо обойти его, либо найти тормозную площадку, которая есть почти на всех вагонах и по ней перейти на другую сторону.

- Были ли случаи, когда Вы сами, проходя по железнодорожному полотну, находили какую-то неисправность?

- Это часть нашей работы, поэтому и случалось такое неоднократно.

- Произошли ли какие-либо изменения в работе за годы вашей практики?

- Сейчас все стало более механизировано. Раньше все делали вручную, а теперь есть разные приспособления, облегчающие наш труд.

- А каких изменений хотелось бы вам?

- Да чтоб было больше техники специальной. Мы шпалы сами подбиваем шпалоподбойками, а в Кокшетау я видел машину, которая и шпалы подбивает, и выравнивает их по уровню, и рихтует. Все легче, да и быстрее.

Еще хочется, чтоб сократили сроки работы и пораньше отправляли на пенсию. Мне вот 62 года, уже далеко не мальчик, на пенсию через десять месяцев, каждый день считаю! Спасибо мужикам, жалеют! А так попробуй-ка кувалдой помахать!

- Если бы можно было повернуть время вспять, какую специальность выбрали бы? Была ли, например, мечта стать летчиком?

- Нет, никогда ни о чем подобном не мечтал. Меня все устраивает. Я уже говорил, что работать на железную дорогу пришел после армии, работа сразу пришлась по душе, поэтому и не менял рабочее место все эти годы, хоть и была такая возможность. С детства к железной дороге привык, и считаю ее частью себя самого.

- Александр Михайлович работает уже очень давно, дослужился до четвертого разряда. Человек он ответственный, ему можно доверить серьезную работу, – говорит о нем бригадир Алмаз Кудайбергенович Мамбетов. – У А. М. Петренко есть грамоты от дистанции пути за хорошую работу, за победу в социалистических соревнованиях, он был ударником коммунистического труда. Его фотография украшает доску почета. Сам он человек скромный, доброжелательный, хороший семьянин, положительный, в общем.

- Монтером пути может стать каждый желающий или должно быть соответствующее образование? – спрашиваем у А. К. Мамбетова.

- Без образования – тяжело. Надо знать специфику работы. Мы ведь обеспечиваем безопасность движения грузопассажирских поездов. Бывает, что приходят люди без образования, в этом случае мы посылаем их на трехмесячные курсы по квалификации в дортехшколу в г. Павлодаре. Такие же учебные заведения есть в Кокшетау, Алматы, Астане, Петропавловске.

500
500
500
500
500
500
500

Каждый человек в школьные годы размышлял о своей будущей профессии. Когда я задумываюсь о своей будущей профессии, в первую очередь меня интересует ее полезность и практичность. Есть много профессий, которые сегодня в моде, о которых все мечтают. Например, экономист, юрист, журналист, рекламист, менеджер. Но модная профессия не всегда так нужна в обществе, как думают выпускники школ. Каждый человек в школьные годы размышлял о своей будущей профессии. Когда я задумываюсь о своей будущей профессии, в первую очередь меня интересует ее полезность и практичность. Есть много профессий, которые сегодня в моде, о которых все мечтают. Например, экономист, юрист, журналист, рекламист, менеджер. Но модная профессия не всегда так нужна в обществе, как думают выпускники школ.

Работа на железной дороге — ответственное и почетное дело. Железные дороги — целая империя со своими станциями и полустанками, машинистами и проводниками, бригадирами поездов и начальниками станций. Так это выглядит для простого обывателя. Работа на железной дороге — ответственное и почетное дело. Железные дороги — целая империя со своими станциями и полустанками, машинистами и проводниками, бригадирами поездов и начальниками станций. Так это выглядит для простого обывателя. Но за внешней стороной скрывается титаническая работа техников, операторов, диспетчеров, путевых рабочих и мастеров депо — именно они координируют движение пассажирских и грузовых потоков на железной дороге, следят за безопасностью, обеспечивают своевременное отправление составов.

Массовость и уникальность профессии Профессия железнодорожник включает в себя самые разнообразные обязанности - от таких высококвалифицированных, как машинист, сотрудник ведомства РЖД, начальник железнодорожного участка по тяжелому труду, в случае ремонта и укладывания железнодорожного полотна. Соответственно и оплата разных видов деятельности происходит по-разному. Все зависит от квалификации, уровня профессиональных навыков, ответственности. Кроме приличной заработной платы, работники-железнодорожники награждаются путевками в детские санатории, бесплатным проездом на поездах .

Еще недавно монтером пути мог стать любой человек, имеющий выносливость и физическую силу, но сейчас все изменилось: на смену простейшему и тяжелому труду с кувалдами и лопатами пришли новые инструменты и машины. Сейчас путеец это не только тот, кто может работать физически, а обученный грамотный специалист. Еще недавно монтером пути мог стать любой человек, имеющий выносливость и физическую силу, но сейчас все изменилось: на смену простейшему и тяжелому труду с кувалдами и лопатами пришли новые инструменты и машины. Сейчас путеец это не только тот, кто может работать физически, а обученный грамотный специалист. Ежедневной работой монтеров пути является текущее содержание пути и стрелочных переводов. Для них нет плохой погоды и выходных: ведь поезда идут постоянно. И для того, чтобы они приходили без опозданий, монтеры пути работают до полного устранения неисправностей. В летний зной и зимнюю стужу, под проливным осенним дождем и в снегопад – монтеры пути работают в любую погоду. Это дело для настоящих мужчин.

YouTube
Instagram


Среди путейцев нет лентяев, ведь это нелегкий и ответственный труд. Они проходят испытание холодом и снегом

Их забота — железнодорожный путь. Их задача — содержать его в исправном состоянии. Их долг — неустанно нести вахту у стальной магистрали. Профессия путейца считается одной из самых тяжелых на железной дороге. Каков он, хлеб ее хранителя?

— Заходите, — приглашает Вячеслав Васильевич. — В комнате мастера уже собрались все бригадиры. У нас каждый день начинается в 7.40 с селекторного совещания.

Получив ЦУ, Вячеслав Бунель отправляется в комнату бригадиров, чтобы переодеться.

— Теплые ватные брюки, куртка, рукавицы, утепленные сапоги, — показывает зимний комплект Вячеслав Васильевич.

Обязательный атрибут железнодорожника — оранжевый жилет со светоотражающими элементами.

— А это для чего? — показываю на свисток.

— Когда моя бригада работает, я должен не только наблюдать за ней, но и смотреть по сторонам. Как только вижу приближающийся поезд, даю свисток, чтобы монтеры пути отошли в безопасное место.

— Раньше у нас было деревянное строение — 8 квадратных метров на 2 бригады. Там было то жарко, то холодно. Переодеться сложно. А в бригадах тогда еще и женщины работали. Теперь их среди путейцев единицы. Дорабатывают до пенсии. Не женская это работа. В 1989 году было построено новое здание. Сейчас здесь делают ремонт. Вот тут будет помещение для сушки одежды, там — кухня, душевые, гардеробные. Думаю, к марту ремонт закончат.

Вторым никак нельзя

На улице минус 13. Снег под ногами утоптан, скрипит. От здания околотка идем вдоль путей в сторону моста над путепроводом. Вячеслав Васильевич вспоминает былое:

— В 1973 году сюда пришел. До этого учился в 34-м минском железнодорожном училище. Сам я сельский парень, родом из деревни Ефимовичи Клецкого района. В дистанции, пожалуй, единственный, кто столько работает: в этом году 22 июля будет 40 лет стажа. А 1 января отметил 60-летие. Я родился в час ночи. Мне вторым никак нельзя.

Идем мимо мойки вагонов. Рядом — пост оператора.

— В будущем здесь построят новые пассажирские перроны, — показывает бригадир на площадку отстоя пассажирских вагонов. — Станция сможет принимать еще больше поездов. Столько всего изменилось за время моей работы. Я мог бы целую летопись написать. Вот здесь под путями целый город — разные ходы-выходы, коммуникации.

Перед тем как перейти путь, Вячеслав Бунель интересуется:

— А вы знаете, как правильно переходить через железную дорогу? Ни в коем случае нельзя наступать на рельсы и шпалы, потому что они могут быть скользкими. А за 2 метра до пути нужно посмотреть по сторонам.

Мести, грести и копать

Подходим к небольшому одноэтажному зданию. Здесь всего две комнаты. Одна — для бригадиров, вторая — для монтеров.

— Вы строгий начальник? — спрашиваю у Вячеслава Васильевича перед тем, как войти.

— Бригадир — это как старшина в армии. А какой солдат любит старшину? Слежу за дисциплиной, качеством работ. Бывает, приходит новый работник, ему хочется свободы, претит дисциплина. Пожурю его, потом при случае похвалю. Работа ведь серьезная, слабины не терпит. Отвечаю за все на своем участке. С меня и спрос.

Вячеслав Бунель пропускает меня вперед:

— Тут путейцы греются и отдыхают. Первым делом узнаю, все ли здоровы, готовы к работе. Правильно ли одеты. Потом обсуждаем фронт работ.

Бригадир записывает в журнале, кто вышел на смену. Под его началом — пять человек.

— Сегодня по плану очистка всех наших 34 стрелок, — обращается он к монтерам. — Пока я отлучусь на пост ЭЦ, старшим группы будет Владимир Иванов.


Путейцы берут лопаты, ломы, метлы и отправляются к стрелочному переводу.

— Они будут делать обширную очистку — крестовин, рельсов, стыков, — говорит бригадир. — Когда снег только выпал и замело стрелки, то первым делом их просто обметают. Главное, чтобы они переводились.

У стрелочного перевода на опоре Вячеслав Бунель нажимает на кнопку и по громкой связи сообщает дежурному, где путейцы начинают работать. Тот подтверждает, повторив информацию.

— Сейчас мы сходим на пост электрической централизации. Я должен сделать записи еще в одном журнале, — говорит, показывая дорогу, Вячеслав Васильевич.

В трехэтажном здании поднимаемся на самый верх. Здесь дежурные по станции распоряжаются всеми операциями, которые связаны с приемом, отправлением и пропуском поездов. Так как станция Минск-Пассажирский большая, то дежурных два. Перед ними — огромный пульт с десятками огоньков. Они переключают на нем кнопки, одновременно разговаривают по двум телефонам, слушают помощников и что-то объявляют по громкой связи. Узнав, откуда гости, интересуются:

Так как мне доводилось не раз колесить на этих швейцарских электропоездах, которые в позапрошлом году приобрела Белорусская железная дорога, делюсь впечатлениями.

— Приходите в следующий раз к нам на смену. Тут жизнь кипит. Запомните, моя фамилия почти как у итальянского тенора, — говорит дежурный по станции Иван Короза.

В жару и стужу, слякоть и дождь

Возвращаемся к бригаде Бунеля.

— Часто ли болеете? — спрашиваю у железнодорожников, притопывая на месте, чтобы согреться.

— Путейцы все закаленные, — улыбаясь, отвечает Михаил Сиротка, который работает в дистанции 17 лет. — Мы периодически проходим медкомиссию. Когда все нормально — раз в три года. Ну а если у медиков есть вопросы по здоровью — раз в год.

— Да разве это мороз?! Случалось работать, когда на улице минус 30 было, — вспоминает Вячеслав Бунель. — Да и зима нынче не самая снежная. Вот в начале 80-х были снегопады — ни пути, ни стрелок не было видно, сплошной белый ковер. Нет таких погодных условий, при которых путеец не выйдет на работу. Это только техника может подвести. А человек — нет. Зимой на улице главное — трудиться, тогда не замерзнешь.

— А когда сложнее работать, зимой или летом? — интересуюсь, уже основательно озябнув.

— Самый сложный сезон для нас — летний, потому что нужно выполнять очень много путевых работ: менять шпалы, рельсы. Зимой полегче. Путейцы чистят снег, следят, чтобы все было в порядке. А если какая неисправность, болты, например, расслабились, исправляем. Два раза в месяц путеизмеритель проверяет путь. И я четыре раза тоже просматриваю. За столько лет работы знаю свое рабочее отделение досконально — до каждого болтика, гаечки.

Обед по расписанию?

— Смотрите, снова снег пошел, — показываю бригадиру в окно. — Не надоедает постоянно делать одно и то же?

— Работа у нас такая. Бывает, когда большой снег, очистишь стрелку, поезд пройдет — и надо по-новому ее вычищать. Либо с вагона упадет ледышка, стрелка не переводится. Дежурный дает команду. Нужно срочно бежать, убирать. Ведь иначе следующий поезд может задержаться. А это плохо.

Прощались, словно старые знакомые. Поймала себя на мысли, что путейцы — особые люди. Простые в общении, открытые, жизнерадостные, но вместе с тем с железной силой воли.

На снимках: бригадир Вячеслав БУНЕЛЬ; монтер пути Владимир ИВАНОВ выдувает снег с помощью специальной техники.

Читайте также: