Работа психолога в школе с чего начать

Обновлено: 27.05.2024

Наш эксперт – заместитель директора Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков, кандидат медицинских наук Петр Безменов.

Родители как огня боятся не то что консультации у этого специалиста, а даже предположения, что его консультация может понадобиться их ребенку. Между тем не больше 10% детей и подростков имеют тяжелые психические расстройства. В большинстве же случаев речь может идти о нарушениях, которые успешно поддаются коррекции.

Как начать работу психологом – поиск работы по профессии

Поиск работы по профессии начинающему психологу рекомендуется проводить по следующему алгоритму:

  1. Определите круг мест, где ваши профессиональные навыки, не подкрепленные пока опытом работы, будут востребованы.
  2. Разошлите в такие места резюме, а также запишитесь на собеседования по приему на работу.
  3. Поговорите со своими друзьями и знакомыми о местах возможного трудоустройства.
  4. Ищите вакансии на биржах в интернете, в центрах занятости и в тому подобных местах.

Это общий алгоритм поиска, и им следуют многие молодые люди. Но чтобы решение проблемы, как начать работу психологом, принесло максимально быстрые и, главное, хорошие результаты, то необходимо применить к своей жизни такие советы:

  1. Начинающий психолог, ищущий с чего начать, не должен ставить перед собой слишком высокую планку относительно вакансии. И не должен, соответственно, быть ориентированным на слишком высокую зарплату.

Вообще, опыт показывает, что лучшим вариантом будет один год отработать на какой-то низкооплачиваемой работе, например, в школе или медучреждении, набраться опыта, а потом уже, имея неплохие стартовые позиции по образованию и по опыту, подавать свои заявки на более престижные места.

  1. Если того требуют обстоятельства, то к своему диплому о высшем образовании, можно пройди курсы повышения квалификации, которые дадут дополнительные преимущества на рынке труда. Но курсы лучше подбирать не академические, а практические, а еще лучше – с последующим трудоустройством. Кстати, подобные курсы для желающих сделать хорошую карьеру нужно будет проходить регулярно.
  2. Будьте организованы. Составьте план, как вам начать работу психологом, какие места посетить, с кем поговорить. Чем более активным в процессе поиска вы будете, тем больший шанс, что вас где-то заметят и примут на работу.
  3. Проявляйте гибкость в отношении работы. Соглашайтесь на подходящие варианты, даже если сначала вы о них совсем и не думали. Вам нужно приобрести опыт, и начинающему психологу, к которому потом будут выстраиваться очереди для консультаций, без этого не обойтись.
  4. Составьте резюме, которое выделит вас из толпы, и хорошо подготовьтесь к собеседованиям. Используйте наши советы, вооружитесь оптимизмом, и все у вас получится!

Служебные обязанности специалиста с опасной приставкой психо- в стандартах обозначены весьма расплывчато, поэтому для начала должность превентивно бюрократизировали. Школьный психолог подчиняется множественным локальным актам, часть которых сочиняет сам, пишет планы и отчёты. С бумажной стороной его работы дела обстоят неплохо.

О том, какая роль школьного психолога на самом деле, зачем он нужен и чем должен заниматься, мы поговорили с Романом Золотовицким, сертифицированным психодраматистом и социодраматургом, консультантом Центра проблем аутизма и преподавателем Московского института психоанализа, психологом инклюзивной школы №1465 г. Москвы.

Роман Золотовицкий

член Британской ассоциации психодрамы и социодрамы, преподаватель МГУ, РАТИ (ГИТИС)

Несмотря на то, что психологи работают в школах довольно давно, профессия школьного психолога остаётся непонятной ни функционально, ни методически. Ситуация в школе вообще находится в постоянном сползании то в одну, то в другую сторону. Требования к педагогам меняются. Меняются взгляды и точки зрения, и только в административном плане отчетности всё прибывает.

Из старого понимания роли психолога перенимают очень много инструментов, которые для школы абсолютно не подходят. Например, психодиагностика. В школе она может быть только диагностикой ситуации в целом. Индивидуальная психодиагностика не нужна, да и некогда её делать. Она отвлекает, а школьному психологу надо быть в центре событий. Он не должен работать по следам, по жалобам, по обращениям.

Обращение — это значит, что мы опоздали, что мы плетёмся в хвосте событий.

А работать надо на предупреждение. Школьный психолог должен быть в курсе любого конфликта между учениками, учителями и, конечно, в эпицентре любого конфликта между учеником и учителем.

Он должен идти по коридору и не просто здороваться, а называть всех по именам, перекидываться парой фраз, ловить шестым чувством флюиды напряжённости между людьми.

Когда нужен детский психолог?

В России обращаться к психологам не принято и даже стыдно. Многие не понимают, чем занимается специалист психологического профиля, и какие проблемы помогает разрешить. Перечислим типичные ситуации, в которых помогает детский психолог. Вмешательство требуется, если ребенок:

Детская ситуация: как в ней разобраться

В пединститутах не делают акцента на отношениях детей и к детям, на групповой динамике. Все эти свойства отношений проходят очень расплывчато в курсе психологии. Но если ты не понимаешь, что такое класс как группа, ты не сможешь понять, что в нём происходит.

Учебный процесс состоит, как минимум, из двух частей — из обмена знаниями и бурлящей групповой динамики детей.

Взрослый становится частью этой динамики не только тогда, когда ему подкладывают кнопку на стул. Педагог, старающийся этой динамики избегать, попадает в очень опасную ситуацию — становится просто охранником учебного процесса. Всем знакомая ситуация: раздражительная, безумно усталая учительница, не замечающая, как она рявкает на каждого, кто покушается на её учебный процесс, как охранник носится по классу и пытается заставить детей слушать, — конечно же, неэффективно.

А нужно просто уметь оглядываться.

Держать под наблюдением большой круг людей. Смотреть, не фокусируя внимания на одном, а воспринимать ситуацию целиком.

Начинать надо с учителей…

И прежде всего, с начальной школы. Требования к педагогу начальной школы выше, условия работы тяжелее. Но педучилища не дают понимания того, какими сейчас бывают дети, с какими видами сложного поведения придётся работать.

Школьные психологи должны стать тренерами педагогов.

Это не сложней, чем работать с детьми. Более того, если у специалиста с детьми получается, значит и со взрослыми дело пойдет. Но не наоборот.

Когда я обучаю бизнес-тренеров, я советую им хотя бы один раз в год на два часа приходить в школу и проводить игру с детьми. После детей уже никакие советы директоров не страшны.

Инклюзия и коррекция

Скоро у нас все школы будут инклюзивными. Логика эксклюзии обречена, хотя бы потому, что сейчас по статистике 1,5% детей рождаются с различными расстройствами аутичного спектра. Это огромная цифра. Мы имеем дело уже не с эпидемией, а с пандемией. Это значит, что в каждом классе будет такой ребенок.

Коррекционная же система ничего не корректирует. Она может подучить каким-то бытовым навыкам, но и только.

Создавать очередной, девятый вид — абсолютно тупиковый путь. Коррекционные школы для них не подходят. Аутичные дети и так испытывают огромные сложности с общением. Заперев их в социальном вакууме семья/спецшкола, мы лишь усугубим ситуацию — вырастим тысячи людей, не способных жить без поддержки окружающих.

Ужас в том, что вся наша коррекционная педагогика считает себя наследницей Выготского, делая его основателем современной дефектологии. С помощью некоего набора приёмов и диагностических инструментов дефектологи измеряют, чем ребенок плох. Считается заслугой изучать сложную структуру дефекта, но на самом деле природа происходящих в человеческом мозге процессов во многом неясна.

Неврологи утверждают, что современная гиперактивность, например, связана с различными проблемами иммунитета, с экологией, с врождёнными патологиями, которые долго невозможно распознать. Всё, что касается мозга, остаётся тайной за семью печатями. Но признать это и остановиться никто не хочет.

Если у ребенка поведенческие проблемы, его рано или поздно отправляют к психиатру. Дальше всё обычно происходит по стандартному сценарию. Ребенку выписывают препараты. Они не помогают, тогда психиатр увеличивает дозу. Когда и это не даёт результатов, препарат заменяют. Такой курс терапий может продолжаться до бесконечности. Родителям же просто страшно, и они уже не замечают, что фактически на их ребенке проводится эксперимент.

Почему детям нужна помощь психолога?

У всех на слуху проблемы подросткового возраста, которые связаны с окончанием школы, изменением тела и гормонального баланса. Однако мало кто знает о том, что изменения в сознании начинаются гораздо раньше — с самого рождения ребенок живо откликается на окружающую обстановку, а примерно с 3 лет может активно изменять окружающий мир.

Похожие ситуации случаются с периодичностью примерно в 5 лет. Малыш растет, меняется его отношение к миру и ситуация в мире вокруг него. Сознание перестраивается и регулярно сталкивается с проблемами, которые порой не выходит решить самостоятельно.

Родители часто могут не заметить изменений, происходящих с их чадом, потому что они заняты работой или друг другом. Иногда родители сами становятся причиной конфликта, возникающего у ребенка с окружающим миром. Тогда психолог направит большинство своих усилий именно на родителя, его понимания процесса воспитания и семейных взаимоотношений.

Часто встречается такая проблема, как детские страхи. Они могут быть крайне навязчивыми, вмешиваться в отношения ребенка с миром, и при этом, по мнению родителей, абсолютно беспочвенными. Профессионал позволит разобраться в реальных причинах страха, и преодолеть его.

Актуальной для многих родителей является ситуация детских невротических проявлений. Грызение ногтей, расчесывание кожи, вырывание волос, частое мочеиспускание и другие болезненные проявления заставляют родителя вести ребенка к различным врачам, которые, как правило, не находят никаких причин для болезни.

В возрасте до 10 лет невротические реакции часто проявляются именно через телесность. Аллергические реакции, бессонница или постоянный сон, неконтролируемое мочеиспускание или дефекация, головные боли и частые простудные заболевания без признаков хронической инфекции почти наверняка сигнализируют о проблемах во внутреннем мире.

Несмотря на это, не следует совершать ошибку и списывать абсолютно все соматические проявления на психическое состояние. Прежде чем начинать психотерапию, следует пройти необходимые этапы диагностики и убедиться в отсутствии физических причин для заболевания.

Определенно, вы согласитесь со мной, что нехватка школьных психологов была одной из основных причин того, почему ученики, как правило, плохо работают.

Большинство детей обычно проводят в школе очень большой период своей ранней жизни. Некоторые начинают уже в три года или даже раньше. Итак, школа - очень важная часть жизни ребенка. По этой причине так важно, чтобы каждая школа тщательно выбирала своего школьного психолога.

Вот почему сегодня карьера в школьной психологии важна как никогда. На самом деле, это занятие считалось одной из десяти лучших профессий в US News and World Report со времен 2002.

Следовательно, если вы когда-либо думали о том, чтобы стать школьным психологом, и хотите знать, какую степень вам нужно иметь. В этой статье вы узнаете о карьере и перспективах работы психолога, а также о том, какой будет ваша зарплата после получения сертификата.

Содержание

Что такое школьная психология?

В частности, школьная психология - это область, в которой применяются принципы педагогической психологии, психологии развития, клинической психологии. А также психология сообщества и прикладной поведенческий анализ для удовлетворения потребностей детей и подростков в области психического и поведенческого здоровья в сотрудничестве с педагогами и родителями.

Основная цель школьной психологии - создать счастливую, здоровую, безопасную, позитивную и эффективную среду обучения для всех детей. В частности, профессионалы в этой области стремятся к тому, чтобы потребности и благополучие студентов всегда были приоритетом.

К этой области психологии впервые обратились в 1954 году, когда Американская психологическая ассоциация (APA) провела конференцию в отеле Thayer в Вест-Пойнте, Нью-Йорк. Эта конференция правильно называлась конференцией Тайера.

Во время этой конференции члены АПА встретились, чтобы обсудить назначение психолога и роли, которые они будут играть в школьных системах. На этой конференции также обсуждались необходимые образовательные требования и дипломы психологов. Наконец, в 1968 году школа психологии стала официальным подразделением АПА.

Кто такой школьный психолог?

Эти профессионалы являются членами высококвалифицированных школьных команд, которые поддерживают способность учащихся к обучению и способность преподавателей. Они используют свое психическое здоровье, обучение и навыки поведения, чтобы помочь детям и молодым людям добиться успеха в учебе, обществе, поведении и эмоциональном успехе.

Кроме того, психологи работают с семьями, учителями, школьными администраторами и другими специалистами, чтобы создать безопасную, здоровую и благоприятную среду обучения. Что в основном укрепляет связь между домом, школой и обществом.

Кроме того, школьные психологи оказывают поддержку и оказывают непосредственные вмешательства учащимся, консультируют учителей, семьи и других специалистов по психическому здоровью, работающих в школе. Чтобы улучшить стратегии поддержки, сотрудничайте с администрацией школы, чтобы улучшить школьную и политическую практику. а также сотрудничать с провайдерами сообщества для координации необходимых услуг.

Хотите приобрести свои программы PsyD? Вы можете сделать это через эти 15 Самые доступные онлайн программы PsyD

Что делает школьный психолог?

Фактически, с того дня, когда началась дневная школа, в школе всегда дети сначала узнавали свои сильные и слабые стороны. Они также испытывают их впервые в школе. Такие как первые друзья, первые влюблённые, первые разбитые сердца и первые враги. По сути, эти внезапные изменения могут быть чрезвычайно трудно приспособлены для некоторых студентов.

Следовательно, школьные психологи обычно работают со студентами в этой категории, учителями, семьями и школьными администраторами, чтобы гарантировать, что учащиеся получают наилучшее возможное образование.

Его цель - увеличить сильные и слабые стороны, такие как неспособность к обучению и поведенческие проблемы, у каждого учащегося. Школьные психологи могут сыграть свою роль в изменении методов обучения, особенно в детском саду в школах K-12.

По правде говоря, интерактивное наблюдение за студентами и их обучение имеет решающее значение для этой профессии. Интегрируя элементы психологии развития, детей и подростков, школьные психологи изучают широкий спектр факторов, которые влияют на то, как учащиеся учатся и как преподают преподаватели.

Чтобы получить полную информацию о том, что делает школьный психолог, мы сделали групповую роль школьного психолога в жизни тех, на кого они влияют. Такие как студенты, семья, учителя и администраторы.

Студенты

Школьные психологи обычно много общаются со студентами. Эти специалисты, как правило, несут ответственность за оценку и оценку студентов на наличие проблем. Такие как проблемы с обучением, социальные проблемы, эмоциональные проблемы и психические проблемы.

Школьные психологи также могут в целом помочь учащимся, у которых есть проблемы в жизни, например, проблемы с домашней жизнью, например, жестокое обращение, социальные проблемы, а также издевательства.

Следовательно, школьные психологи, которые работают со студентами, должны направлять, консультировать и обучать учащихся поведенческим, социальным и эмоциональным проблемам. Психолог должен помочь улучшить социальные / коммуникативные навыки, решение проблем, управление гневом и самоопределение.

Семья

Школы и школьные чиновники несут исключительную ответственность за образование детей. Чтобы в полной мере воспользоваться образованием ребенка, родители или опекуны также должны активно участвовать.

Школьные психологи часто помогают родителям и опекунам понять образовательные потребности своих детей и стремятся помочь им максимально эффективно провести школьные годы.

Другими словами, школьные психологи, которые работают с родителями, должны распознавать и решать проблемы, которые влияют на способность к обучению и поведение.

Что еще более важно, психолог должен помочь научить родителей навыкам, которые им необходимы для улучшения перехода из дома в школу. Психолог также должен направлять и организовывать службы поддержки студентов.

Учителя

Учителя - это преподаватели, с которыми студенты больше всего общаются во время учебы. Школьные психологи и учителя могут работать вместе, чтобы создать веселую и эффективную среду обучения для детей.

Школьный психолог также может быть призван внести свой вклад в создание дисциплинарных систем для мятежных учеников или устранить недоразумения между учениками и учителями.

По этой причине школьные психологи, работающие с учителями, должны распознавать и решать школьные проблемы, которые могут стать препятствием для обучения. Они должны создать и установить систему отслеживания прогресса для студентов.

Психолог также должен мотивировать студентов участвовать в занятиях в классе и поддерживать индивидуальное обучение.

Школьные администраторы

Помимо учителей школьные психологи также будут тесно сотрудничать с другими преподавателями, такими как администрация школы. Школьные психологи могут дать совет о том, как улучшить школьную политику или создать информационные программы

Где работают школьные психологи?

Эти профессионалы могут работать в различных рабочих местах, а не только в школах.

Они работают со студентами всех возрастов, включая учащихся начальных, средних школ, колледжей, университетов и техникумов. Некоторые школьные психологи могут также работать в детских садах, центрах для несовершеннолетних и детских домах.

Подавляющее большинство школьных психологов работают в государственных школах от детского сада до класса K-12. Они также предоставляют услуги в различных других контекстах, в том числе:

  • Частные школы
  • Дошкольные
  • Администрация школьного округа
  • Университеты
  • Школьные центры здоровья и психического здоровья
  • Дневное лечение на уровне сообщества или поликлиники и больницы
  • Программы ювенальной юстиции
  • Независимая частная практика

Школьный психолог против школьного консультанта

Важно понимать различия и сходства между школьными консультантами и школьными психологами, чтобы потенциальные люди могли принять наиболее информированное решение для своей профессиональной карьеры.

По сути, как школьные консультанты, так и школьные психологи предоставляют услуги, которые поддерживают учащихся и способствуют здоровому развитию. Тем не менее, они обычно используют разные подходы для достижения этих целей.

Например, школьные консультанты предоставляют базовые услуги широкому кругу учащихся, а школьные психологи предоставляют комплексные услуги по охране психического здоровья учащимся с проблемами психического здоровья. Разница в том, что консультанты оказывают более общее обслуживание, а психологи более специализированы.

Во-вторых, квалификация школьного психолога требует обширного образования и подготовки. Минимум, необходимый для того, чтобы стать школьным психологом, - это, как правило, степень магистра психологии по более специализированной дисциплине, такой как школьная психология или педагогическая психология.

Хотя школьные консультанты часто берут на себя множество обязанностей, они также следуют специализированному образовательному пути. Студенты должны получить степень магистра консультирования или смежной дисциплины.

В-третьих, чтобы стать школьным психологом, также необходимы лицензии, выданные государством. Во многих случаях работодатели предпочитают кандидатов с докторской степенью или опытом работы несколько лет. В то время как школьный консультант требует сдать экзамен для получения разрешения на образовательные консультации. Некоторым государственным органам по лицензированию также требуется один или два года опыта преподавания.

Хотя в большинстве школ есть по крайней мере один консультант среди своих сотрудников, школьный психолог может работать в нескольких школах или во всем округе.

Но, как правило, школьные консультанты и школьные психологи иногда работают вместе, чтобы разработать планы вмешательства, основанные на потребностях каждого учащегося.

Какие навыки должен иметь школьный психолог?

Если вы интересуетесь карьерой в области психологии, вам следует рассмотреть возможность получения степени в области онлайн-психологии, которая включает все эти навыки и многое другое в учебную программу по психологии.

Другие важные навыки включают в себя:

Активное слушание

Любой школьный психолог должен уметь уделять непоколебимое внимание и действительно понимать точку зрения другого человека.

По сути, этот навык очень важен, если вы хотите преуспеть в карьере школьного психолога.

работа психологом в школе

Все, что делает школьный психолог, позволяет лучше взаимодействовать с детьми, помогает им высказаться и решить психологические проблемы.

Школьный психолог — это одна из популярных и востребованных профессий. Этот специалист должен вызывать доверие и чувство безопасности у ребенка.

Что делает школьный психолог

Школьным психологом называют специалиста, работающего в школе и оказывающего психологическую помощь учащимся. В его обязанности входит работа со школьниками, с 1 по 11 класс:

  • консультирование;
  • проведение семинарских занятий;
  • тестирование и другие взаимодействия с детьми.

Психологу требуется постоянно повышать свой уровень знаний. Он должен понимать то, чем живут дети в данный момент.

Сложность работы психологом в школе

В школе учащийся может столкнуться с множеством проблем: трудности общения с одноклассниками, неуспеваемость в учебе, конфликты в семье и другие.

Если в школе нет психолога, то эмоциональное и психологическое напряжение, которое создается между учениками может привести к разногласиям и ухудшению отношений.

Школьный психолог должен использовать психологические приемы, которые позволят воздействовать на детей и изменить их поведение.

Кому подходит профессия школьного психолога

Кроме высшего образования, работа школьного психолога подразумевает наличие определенных личностных качеств. К ним относятся:

  1. ответственность;
  2. моральная устойчивость;
  3. умение понимать ребенка и подростка;
  4. тактичность;
  5. общительность;
  6. наблюдательность;
  7. уверенность в себе;
  8. сопереживание.

Все, что делает школьный психолог, должно быть направлено на исправление поведения школьника, сплочение коллектива и информирование о важных событиях в их жизни. Специалист должен относиться к школьникам как к равным, чтобы не возникало пропасти между психологом и учеником. В некоторых случаях школьный психолог позволяет решать проблемы, с которыми ребенок не может обратиться к родителям.

Школьный педагог психолог

Источник фото freepik

Профессиональные требования к работнику

  1. наличие высшего образования (школьного психолога могут принять на работу без опыта работы);
  2. умение проводить психологические исследования;
  3. знание детской и взрослой психологии;
  4. знание последних методик и достижений в области психологии;
  5. владение методами психотерапии;
  6. знание психодиагностики;
  7. умение проводить психологические консультации;
  8. умение определять психическое состояние человека.

Получить работу в школе могут специалисты, только что окончившие вуз и не имеющие профессионального опыта работы.

5 вузов для обучения на школьного психолога:

Обязанности школьного психолога

Школьные психологи проводят тренинги для учащихся, направленные на овладение ими методик эмоционального самоконтроля и личностного роста. Эти занятия помогают школьникам справляться с трудностями, показывать лучшие результаты в школьной и внешкольной жизни.

Профессиональный психолог оставляет втайне все разговоры с учениками, поэтому школьники могут быть уверены в анонимности.

Также школьные психологи проводят курсы, которые могут помочь самостоятельно разобраться ученикам в возникшей проблеме. Специалисты проводят тестирования, которые помогают определить индивидуальные способности каждого учащегося. Особенно это важно перед выпускными экзаменами, когда школьникам необходимо определиться с будущей профессией.

Психолог требуется первоклассникам: специалист помогает детям быстрее адаптироваться к учебе в школе и работает с трудными учащимися. Специалист должен следить за психологическим здоровьем школьников, выявлять лиц, которым требуется профессиональная помощь.

Планы школьного психолога

Источник фото prostooleh/freepik

Как стать школьным психологом

После 11 класса нужно сдать экзамены по следующим предметам:

  • русский язык;
  • литература;
  • биология.

В некоторых институтах требуются дополнительные экзамены. Актуальный список предметов можно узнать на сайте института.

Чтобы не потерять профессиональные навыки, школьному психологу требуется повышение квалификации. Программы для обучения строятся исходя из нововведений в системе образования и ситуации в обществе.

Востребованность профессии психолога в школе

Профессия школьного психолога востребована. В каждой школе есть специалист этого профиля, который может работать весь день, или по совместительству с гибким графиком.

Сколько зарабатывают психологи в школе

По информации сервисов по поиску сотрудников, школьный психолог может рассчитывать на следующую зарплату:

В школах работают не только учителя-предметники. Психологическая поддержка детей, родителей и учителей — всё это в руках педагогов-психологов. Поэтому мы в программе приглашаем к участию психологов — чтобы дети в региональных школах имели возможность чувствовать себя в безопасности, разбираться в своих эмоциях, учиться принимать других — и самих себя.

О том, как устроена работа школьного психолога, рассказывают сами герои — наш куратор психологов, участники, выпускники и методисты.


Своей работой я хотела показать детям, что психолог может стать для них проводником на пути познания себя и мира вокруг.



Александра Дорофеева, педагог-психолог в школе № 6 г. Калуга

С 12 лет я мечтала стать психологом. Мне нравилось всё, что было связанно с психологией. Но у моей семьи были другие планы: дедушка был проректором технологического университета и отправил меня туда. Я тогда была послушной девочкой, поэтому поступила, как хотел дед. Но потом взбунтовалась и, забрав документы, поступила в педвуз. Тогда меня поддержала только мама — для остальных я стала позором семьи. Мне было непросто. После университета я работала в школе Монтессори, в частных детских садах и домашним воспитателем — но меня всегда тянуло в общеобразовательную школу. Поэтому я пришла в программу.


Психолог в школе — это адвокат ребёнка. Я помогаю детям решать сложные вопросы, начиная с учебы и заканчивая личными переживаниями. Учителям-коллегам я помогаю наладить диалог с учениками, родителям помогаю понять, что же происходит с их детьми, администрации — помогаю разрешить организационные моменты. Моя главная задача — сделать в школе максимально комфортную среду для всех участников образовательного процесса.

Сомневаться — это нормально. Я сомневалась очень долго, мне было страшно что-то менять в своей жизни. Но потом я решила, что с программой я ничего не теряю, а только приобрету. Так и вышло. Весь свой Летний институт я думала о том, что это похоже на прыжок в воду. И здесь главное — сделать первый шаг, а дальше тело знает, как быть в воде. Этот опыт подарит встречу с самым главным человеком в вашей жизни — с самим собой.


Тамер Хнаидек, педагог-психолог в школе деревни Кудиново в Калужской области

Своим делом я выбрал психологию — потому что всегда хотел помогать людям, учить их справляться с внутренней болью. Я пять лет изучал психологию в университете Дамаска, а затем получил магистратуру в области психологии экстремальных ситуаций. Затем я работал по специальности в международной организации: помогал детям и инвалидам, которые пережили войну. Тогда же я начал работать учителем истории.


Аксинья Кострова, выпускница программы, в прошлом — педагог-психолог в школе посёлка Воротынск

Работа школьным психологом может научить находить баланс в соблюдении интересов разных сторон. Это и дети, и родители, и учителя, и администрация. Главная задача психолога, как мне кажется: давать в нужный момент всем сторонам образовательного процесса психологическое объяснение того, что происходит. И, конечно, помогать, сопровождать процесс решения проблем.


Я думаю, если психолог сам верит, что он нужен школе, то он сможет быть полезен. Несмотря на возможное недоверие и низкую психологическую грамотность педагогов и родителей. Самое главное: не надо ни с кем бороться, не надо громко заявлять о себе, пытаться всех научить и всё поменять. Психологу важно встроиться в систему, которая его принимает. Важно помнить, что это сопровождающая и поддерживающая позиция.

Педагоги-психологи работают в отдельной супервизорской группе, получают дополнительную методическую поддержку, а также проходят отдельную образовательную программу по темам, актуальным для школьных психологов: это и консультирование, и психодиагностика, и психология чрезвычайных ситуаций, и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.


Анна Федосеева, методист по психологии:


Такое разнообразие функций и задач, с одной стороны, создаёт широкое пространство для профессионального развития. С другой стороны, это — вызов.


Екатерина Щербакова, методист по психологии:

Несмотря на неоднозначное отношение к психологам в системе образования, я твёрдо убеждена, что психолог — неотъемлемая единица педагогического коллектива школы. Мы занимаемся человековедческими задачи. Психологи готовят ребенка к встрече с ситуациями неопределённости нашего непростого времени, работают с мотивацией, с ценностными установками.

Да, профессия предъявляет серьёзные требования к личности самого психолога. Необходимо не только суметь выстоять в системе, сохранив свои профессиональные позиции, свой особый взгляд — но и стать полноправным членом педколлектива. Только в этом случае возможны реальные изменения, а не мониторинг ради мониторинга.


Николай Марченко, тьютор в школе села Чигорак, Воронежская область

Сейчас я ещё лучше понимаю, как важно наше присутствие в школах, особенно в небольших и отдалённых. Здесь как нигде я ощутил, что эффективность изменений в среде вокруг прямо пропорциональна изменениям во мне.

Читайте также: