Работа по укреплению служебной дисциплины и законности среди сотрудников органов внутренних дел это

Обновлено: 16.05.2024

Укрепление дисциплины и законности является одной из важных задач, стоящих перед государством. На необходимость строгого соблюдения законности указывает Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию, определяя задачей номер один строгое соблюдение чиновниками законности. Проблема обеспечения правомерности оперативно-служебной деятельности и личного поведения сотрудников органов внутренних дел вне службы была затронута также в ответах Президента России на вопросы граждан в октябре 2013 года.

Глубокую озабоченность Президента России вызвала неблагоприятная статистика девиантного поведения личного состава подразделений МВД.

Среди всех должностных лиц, привлеченных к уголовной ответственности за получение и дачу взяток, сотрудники ОВД составили 40%. Отмечая высокую активность ОРЧ собственной безопасности по изобличению лихоимцев и мздоимцев, Владимир Путин подчеркнул необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, а также создания в обществе обстановки нетерпимости к всевозможным злоупотреблениям служебным положением, будь то получение мелких взяток или продажа крупных государственных заказов и контрактов.

Законность в органах внутренних дел понимается как режим профессиональной управленческой деятельности, в процессе которой осуществляется практическая реализация законов и других нормативных актов.

Законность и служебная дисциплина — две взаимосвязанные правовые категории. Практически, реализуя правоохранительные задачи, сотрудник обязан использовать средства, выполнять процессуальные правила и тактические приемы, предписанные либо допускаемые законами и иными правовыми актами, и, напротив, соблюдать правовые запреты. Законность как правовая характеристика особенностей исполнения обязанностей государственной службы формирует позитивный характер отношений между властью и гражданами, обществом в целом, обеспечивает авторитетность и эффективность государственного управления.

Истинная законность может быть обеспечена лишь в демократическом, правовом и социальном государстве, безусловно, признающем приоритет прав, свобод и законных интересов человека во всех сферах общественных отношений и обеспечивающем ему достойную жизнь в социально-экономическом и нравственно-культурном отношении. Все требования законности, обращенные к государственным служащим, и в первую очередь состоящим на военной и правоохранительной службе, составляют одновременно и содержание дисциплины. В отличие от законности дисциплинарные нормы могут основываться и на моральных требованиях, а также служебных обрядах, ритуалах, этикете и традициях, прямо не регламентированных правовыми предписаниями.

Служебная дисциплина представляет собой один из видов государственной дисциплины и предполагает неукоснительное соблюдение лицами рядового и начальствующего состава установленных законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, Присягой, приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников (командиров) порядка и правил выполнения возложенных на них обязанностей и осуществления предоставленных им полномочий.

Дисциплина основывается на осознании каждым сотрудником своего служебного долга и личной ответственности за обеспечение правопорядка, необходимости поддержания высокого профессионализма, нравственной безупречности, обязательности достойного и правомерного поведения.

Осуществляемое целевое реформирование содержания и организации системы работы с личным составом МВД России связано непосредственно с усилением контроля за состоянием дисциплины, законности и уставного порядка в органах внутренних дел.

Разрушение привычных форм общественного сознания, крушение советских нравственных идеалов и изменение социальных ценностей привели к дезорганизации профессионального сознания личного состава органов внутренних дел. Между тем перманентно сложная криминальная ситуация, напряженный режим службы в условиях продолжающегося роста нагрузок практически по всем направлениям оперативно-служебной деятельности, значительное расширение дополнительных задач, и прежде всего постоянное участие правоохранительных органов в обеспечении правопорядка в условиях вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе, а также реформирование самой правоохранительной системы перехода сотрудников на новые рельсы работы предъявляют исключительно высокие требования к профессиональным качествам полицейского.

Особенно важны для современного полицейского такие характеристики, как: сплоченность, боевая слаженность подразделения, обеспечение четкого, безусловного и хорошо организованного исполнения правоохранительных функций, повседневное соблюдение дисциплины, законности и уставного порядка дисциплины, его важности как одного из элементов обеспечения управляемости системы и режима законности в ее деятельности указывается во многих нормативных актах МВД России. Так, в Концепции кадровой политики МВД России говорится, что работа с кадрами, совершенствование их профессиональной подготовки, укрепление законности, дисциплины и уставного порядка — решающие факторы повышения эффективности управления системой МВД России, обеспечения ее единства, результативности оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

Между тем служба в органах внутренних дел представляет собой особый вид государственной службы, определяющей специфические по сравнению с другими сферами социальной деятельности требования к персоналу, особые служебные права, обязанности, ограничения и ответственность сотрудников.

Сотрудники в силу своего социального предназначения должны обладать способностью обеспечить правопорядок, преодолевая силовое, а порой и вооруженное противодействие отдельных правонарушителей, организованных преступных групп, что требует безусловного исполнения требований по соблюдению дисциплины, законности и уставного порядка.

Отсутствие четких норм, регламентирующих собственно служебные взаимоотношения между сотрудниками ОВД, причем как служебные (подчиненность, дежурство, приемы и порядок выполнения служебно-боевых задач, исполнения приказов и инструкций), так и вне службы (в сфере быта, отдыха и досуга), приводит к росту нарушений дисциплины и законности, увеличению безвозвратных потерь.

Так, например изучение проблем служебной деятельности свидетельствует, что каждый третий погибший или раненый сотрудник ОВД при исполнении служебных обязанностей оказался жертвой собственного сознательного пренебрежения требованиями дисциплины безопасности правоохранительной деятельности, сформулированными в уставах, наставлениях и инструкциях МВД.

Продолжающийся рост нарушений законности и дисциплины сотрудниками ОВД представляет серьезную опасность, подрывающую нравственно-правовые и организационные основы служебной деятельности органов внутренних дел. Это способствует формированию неблагоприятного социально-психологического климата в подразделениях, снижает профессиональную активность сотрудников, а также дискредитирует их в глазах общественности, снижает уровень доверия к министерству внутренних дел Российской Федерации как института государственной власти и активизирует отчуждение от него граждан.

Обеспечение порядка в органах внутренних дел представляется важным в связи с ростом нарушений дисциплины и законности в оперативно-служебной деятельности. Очевидно, что предстоит большая работа в процессе реформирования МВД.

Таким образом, в качестве первоочередных задач по укреплению дисциплины следует рассматривать:

- четкое исполнение Дисциплинарного устава;

- обучение личного состава ОВД уставным взаимоотношениям, формирование у них установок на обеспечение нормативности служебных отношений в коллективах в сочетании с гражданским воспитанием сотрудников;

- поддержание внутреннего распорядка в подразделении, органе внутренних дел;

- обеспечение повседневной принципиальной требовательности руководителей к подчиненным, контроля за их служебной деятельностью и поведением вне службы, сочетание с заботой и уважительным отношением к подчиненным;

- создание в подразделениях необходимых организационных и материальных технических условий для успешного выполнения оперативно-служебных задач каждым сотрудником.

Вывод: Подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что нельзя обеспечить высокое состояние дисциплины, не показывая постоянного примера строжайшего соблюдения законности и всех требований государственной дисциплины. Начальник, который на словах призывает к повышению дисциплины, к борьбе с правонарушениями и их предупреждению, а на деле сам допускает нарушения, не исполняет в установленные сроки распоряжений и предписаний вышестоящих органов, никогда не сможет воспитать в подчиненных высокую дисциплинированность, должное уважение к указаниям и распоряжениям как старших начальников, так и своих собственных. Его недисциплинированность будет передаваться и подчиненным. Каждый начальник ни на минуту не имеет права забывать о том, что на него равняются и подчиненные, поэтому его требовательность к себе должна быть особенно строгой. Начальники в органах внутренних дел наделены большими полномочиями по применению к подчиненным аттестованным сотрудникам поощрений, взысканий и иных мер воздействия в целях воспитания и обеспечения дисциплины и порядка во вверенных им учреждениях, отделах и подразделениях. Использование этих полномочий проводится в тесной связи со всеми другими мероприятиями и мерами воспитательного и профилактического характера, с проявлением постоянной и большой заботы о нуждах подчиненных, об их бытовых условиях и своевременно удовлетворении всеми видами положенного довольствия. Вместе с тем следует отметить, что законность является основным принципом деятельности органов внутренних дел. Все требования законности, обращенные к государственным служащим, направлены на обеспечение успешного решения ими служебных задач. Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых или служебных обязанностей. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение виновного, его отношение к службе, время нахождения его на службе и степень знания правил несения службы. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что дисциплинированность сотрудника органов внутренних дел - это сложившееся на основе его внутренних убеждений сознательное отношение к законам, трудовому распорядку, требованиям служебной дисциплины, а также умения и привычки управлять своим поведением в любой обстановке в соответствии с этими требованиями.

III. Заключительная часть

1. Ответы на вопросы слушателей.

2. Закрепление темы, вопросы для самоконтроля:

2.1. Понятие служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации.

2.2. Меры поощрения и порядок их применения. Дисциплинарные взыскания и порядок их применения.

2.3. Способы укрепления служебной дисциплины.

3. Подведение итогов занятия.

подполковник полиции С.В. Беляева

Начальник цикла-преподаватель ЮиСД ЦПП

УМВД России по Вологодской области

подполковник полиции М.А. Таничев

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (ред. от 30.12.2008) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

6. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих
(одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)) // Официальные документы в образовании. 2011. № 36 (декабрь).

1. Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. В. Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

2. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

3. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел. – М.: ДГСК МВД России, 2012.

4. Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел, противодействию коррупции: Курс лекций. – М.: ДГСК МВД России, 2012.

5. Основы профессиональной этики и служебного этикета: Курс лекций. – М.: ДГСК МВД России, 2012.

6. Обеспечение прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций. – М.: ДГСК МВД России, 2012.

7. Учебно-методические материалы по организации профилактики коррупции в органах внутренних дел: Сборник / Под общ. Ред. В. Л. Кубышко. – М.: ДГСК МВД России, 2012.

8. Полиция Российской империи / А. В. Борисов, М. В. Кожемякин, А. А. Алькинская. – М.: Студия писателей МВД России, 2012.

9. Советская милиция. – М.: Студия писателей МВД России, 2014.

Дополнительная:

1. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под ред. проф. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

2. Кушнаренко И. А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие. – М.: Московский университет
МВД России, 2008.

Укрепление дисциплины и законности является одной из важных задач, стоящих перед государством. На необходимость строгого соблюдения законности указывает Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию, определяя задачей номер один строгое соблюдение чиновниками законности. Глубокую озабоченность Президента России вызвала неблагоприятная статистика девиантного поведения личного состава подразделений МВД.

Среди всех должностных лиц, привлеченных к уголовной ответственности за получение и дачу взяток, сотрудники ОВД составили 40%. Отмечая высокую активность ОРЧ собственной безопасности по изобличению лихоимцев и мздоимцев, Владимир Путин подчеркнул необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, а также создания в обществе обстановки нетерпимости к всевозможным злоупотреблениям служебным положением, будь то получение мелких взяток или продажа крупных государственных заказов и контрактов.

Законность в органах внутренних дел понимается как режим профессиональной управленческой деятельности, в процессе которой осуществляется практическая реализация законов и других нормативных актов.

Законность и служебная дисциплина — две взаимосвязанные правовые категории. Практически, реализуя правоохранительные задачи, сотрудник обязан использовать средства, выполнять процессуальные правила и тактические приемы, предписанные либо допускаемые законами и иными правовыми актами, и, напротив, соблюдать правовые запреты. Законность как правовая характеристика особенностей исполнения обязанностей государственной службы формирует позитивный характер отношений между властью и гражданами, обществом в целом, обеспечивает авторитетность и эффективность государственного управления.

Истинная законность может быть обеспечена лишь в демократическом, правовом и социальном государстве, безусловно, признающем приоритет прав, свобод и законных интересов человека во всех сферах общественных отношений и обеспечивающем ему достойную жизнь в социально-экономическом и нравственно-культурном отношении. Все требования законности, обращенные к государственным служащим, и в первую очередь состоящим на военной и правоохранительной службе, составляют одновременно и содержание дисциплины. В отличие от законности дисциплинарные нормы могут основываться и на моральных требованиях, а также служебных обрядах, ритуалах, этикете и традициях, прямо не регламентированных правовыми предписаниями.

Служебная дисциплина представляет собой один из видов государственной дисциплины и предполагает неукоснительное соблюдение лицами рядового и начальствующего состава установленных законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, Присягой, приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников (командиров) порядка и правил выполнения возложенных на них обязанностей и осуществления предоставленных им полномочий.

Дисциплина основывается на осознании каждым сотрудником своего служебного долга и личной ответственности за обеспечение правопорядка, необходимости поддержания высокого профессионализма, нравственной безупречности, обязательности достойного и правомерного поведения.

Осуществляемое целевое реформирование содержания и организации системы работы с личным составом МВД России связано непосредственно с усилением контроля за состоянием дисциплины, законности и уставного порядка в органах внутренних дел.

Разрушение привычных форм общественного сознания, крушение советских нравственных идеалов и изменение социальных ценностей привели к дезорганизации профессионального сознания личного состава органов внутренних дел. Между тем перманентно сложная криминальная ситуация, напряженный режим службы в условиях продолжающегося роста нагрузок практически по всем направлениям оперативно-служебной деятельности, значительное расширение дополнительных задач, и прежде всего постоянное участие правоохранительных органов в обеспечении правопорядка в условиях вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе, а также реформирование самой правоохранительной системы перехода сотрудников на новые рельсы работы предъявляют исключительно высокие требования к профессиональным качествам полицейского.

Особенно важны для современного полицейского такие характеристики, как: сплоченность, боевая слаженность подразделения, обеспечение четкого, безусловного и хорошо организованного исполнения правоохранительных функций, повседневное соблюдение дисциплины, законности и уставного порядка дисциплины, его важности как одного из элементов обеспечения управляемости системы и режима законности в ее деятельности указывается во многих нормативных актах МВД России. Так, в Концепции кадровой политики МВД России говорится, что работа с кадрами, совершенствование их профессиональной подготовки, укрепление законности, дисциплины и уставного порядка — решающие факторы повышения эффективности управления системой МВД России, обеспечения ее единства, результативности оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

Между тем служба в органах внутренних дел представляет собой особый вид государственной службы, определяющей специфические по сравнению с другими сферами социальной деятельности требования к персоналу, особые служебные права, обязанности, ограничения и ответственность сотрудников.

Сотрудники в силу своего социального предназначения должны обладать способностью обеспечить правопорядок, преодолевая силовое, а порой и вооруженное противодействие отдельных правонарушителей, организованных преступных групп, что требует безусловного исполнения требований по соблюдению дисциплины, законности и уставного порядка.

Отсутствие четких норм, регламентирующих собственно служебные взаимоотношения между сотрудниками ОВД, причем как служебные (подчиненность, дежурство, приемы и порядок выполнения служебно-боевых задач, исполнения приказов и инструкций), так и вне службы (в сфере быта, отдыха и досуга), приводит к росту нарушений дисциплины и законности, увеличению безвозвратных потерь.

Так, например изучение проблем служебной деятельности свидетельствует, что каждый третий погибший или раненый сотрудник ОВД при исполнении служебных обязанностей оказался жертвой собственного сознательного пренебрежения требованиями дисциплины безопасности правоохранительной деятельности, сформулированными в уставах, наставлениях и инструкциях МВД.

Продолжающийся рост нарушений законности и дисциплины сотрудниками ОВД представляет серьезную опасность, подрывающую нравственно-правовые и организационные основы служебной деятельности органов внутренних дел. Это способствует формированию неблагоприятного социально-психологического климата в подразделениях, снижает профессиональную активность сотрудников, а также дискредитирует их в глазах общественности, снижает уровень доверия к министерству внутренних дел Российской Федерации как института государственной власти и активизирует отчуждение от него граждан.

Обеспечение порядка в органах внутренних дел представляется важным в связи с ростом нарушений дисциплины и законности в оперативно-служебной деятельности. Очевидно, что предстоит большая работа в процессе реформирования МВД.

Таким образом, в качестве первоочередных задач по укреплению дисциплины следует рассматривать:

- четкое исполнение Дисциплинарного устава;

- обучение личного состава ОВД уставным взаимоотношениям, формирование у них установок на обеспечение нормативности служебных отношений в коллективах в сочетании с гражданским воспитанием сотрудников;

- поддержание внутреннего распорядка в подразделении, органе внутренних дел;

- обеспечение повседневной принципиальной требовательности руководителей к подчиненным, контроля за их служебной деятельностью и поведением вне службы, сочетание с заботой и уважительным отношением к подчиненным;

- создание в подразделениях необходимых организационных и материальных технических условий для успешного выполнения оперативно-служебных задач каждым сотрудником.

Нельзя обеспечить высокое состояние дисциплины, не показывая постоянного примера строжайшего соблюдения законности и всех требований государственной дисциплины. Начальник, который на словах призывает к повышению дисциплины, к борьбе с правонарушениями и их предупреждению, а на деле сам допускает нарушения, не исполняет в установленные сроки распоряжений и предписаний вышестоящих органов, никогда не сможет воспитать в подчиненных высокую дисциплинированность, должное уважение к указаниям и распоряжениям как старших начальников, так и своих собственных. Его недисциплинированность будет передаваться и подчиненным. Каждый начальник ни на минуту не имеет права забывать о том, что на него равняются и подчиненные, поэтому его требовательность к себе должна быть особенно строгой. Начальники в органах внутренних дел наделены большими полномочиями по применению к подчиненным аттестованным сотрудникам поощрений, взысканий и иных мер воздействия в целях воспитания и обеспечения дисциплины и порядка во вверенных им учреждениях, отделах и подразделениях. Использование этих полномочий проводится в тесной связи со всеми другими мероприятиями и мерами воспитательного и профилактического характера, с проявлением постоянной и большой заботы о нуждах подчиненных, об их бытовых условиях и своевременно удовлетворении всеми видами положенного довольствия. Вместе с тем следует отметить, что законность является основным принципом деятельности органов внутренних дел. Все требования законности, обращенные к государственным служащим, направлены на обеспечение успешного решения ими служебных задач. Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых или служебных обязанностей. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение виновного, его отношение к службе, время нахождения его на службе и степень знания правил несения службы.

Вывод:Дисциплинированность сотрудника органов внутренних дел - это сложившееся на основе его внутренних убеждений сознательное отношение к законам, трудовому распорядку, требованиям служебной дисциплины, а также умения и привычки управлять своим поведением в любой обстановке в соответствии с этими требованиями.

Главным в организации воспитательной работы является индивидуальная работа с сотрудниками ОВД склонными к нарушению служебной дисциплины, систематически проводятся индивидуальные воспитательные беседы, инструктажи, рейды в том числе и по проверке поведения в быту. Большинство случаев нарушений служебной дисциплины личным составом обсуждаются на собраниях и заседаниях общественных формирований.

Укрепление дисциплины и законности явля­ется одной из важных задач, стоящих перед госу­дарством. На необходимость строгого соблюдения законности указывает Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем ежегодном Посла­нии Федеральному Собранию, определяя задачей номер один строгое соблюдение чиновниками за­конности. Проблема обеспечения правомерности оперативно-служебной деятельности и личного поведения сотрудников органов внутренних дел (ОВД) вне службы была затронута также в ответах Президента России на вопросы граждан в октяб­ре 2007 г.[1] Глубокую озабоченность Президента России вызвала неблагоприятная статистика девиантного поведения личного состава под­разделений МВД. Среди всех должностных лиц, привлеченных к уголовной ответственности за получение и дачу взяток, сотрудники ОВД соста­вили 40%. Отмечая высокую активность ОРЧ собственной безопасности по изобличению лихоимцев и мздоимцев, Владимир Путин подчеркнул необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, а также создания в обществе обстановки нетерпимости к всевозможным зло­употреблениям служебным положением, будь то получение мелких взяток или продажа крупных государственных заказов и контрактов.

Законность в органах внутренних дел пони­мается как режим профессиональной управлен­ческой деятельности, в процессе которой осу­ществляется практическая реализация законов и других нормативных актов.

Законность и служебная дисциплина — две взаимосвязанные правовые категории. Прак­тически, реализуя правоохранительные задачи, сотрудник обязан использовать средства, вы­полнять процессуальные правила и тактические приемы, предписанные либо допускаемые законами и иными правовыми актами, и, напротив, соблюдать правовые запреты.[2] Законность как правовая характеристика особенностей испол­нения обязанностей государственной службы формирует позитивный характер отношений между властью и гражданами, обществом в целом, обеспечивает авторитетность и эффективность государственного управления.

Истинная законность может быть обеспечена лишь в демократическом, правовом и социальном государстве, безусловно, признающем приоритет прав, свобод и законных интересов человека во всех сферах общественных отношений и обес­печивающем ему достойную жизнь в социально-экономическом и нравственно-культурном отно­шении. Все требования законности, обращенные к государственным служащим, и в первую очередь состоящим на военной и правоохранительной службе, составляют одновременно и содержание дисциплины. В отличие от законности дисципли­нарные нормы могут основываться и на мораль­ных требованиях, а также служебных обрядах, ритуалах, этикете и традициях, прямо не регламен­тированных правовыми предписаниями.

Служебная дисциплина представляет собой один из видов государственной дисциплины и предполагает неукоснительное соблюдение лицами рядового и начальствующего состава установлен­ных законодательством и иными правовыми ак­тами Российской Федерации, субъектов РФ, Присягой, приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников (командиров) порядка и правил выполнения воз­ложенных на них обязанностей и осуществления предоставленных им полномочий.[3]

Дисциплина основывается на осознании каждым сотрудником своего служебного долга и личной ответственности за обеспечение правопорядка, необходимости под­держания высокого профессионализма, нравствен­ной безупречности, обязательности достойного и правомерного поведения.

Осуществляемое целевое реформирование содержания и организации системы работы с личным составом МВД России связано непос­редственно с усилением контроля за состоянием дисциплины, законности и уставного порядка в органах внутренних дел.

Разрушение привычных форм общественного сознания, крушение советских нравственных иде­алов и изменение социальных ценностей привели к дезорганизации профессионального сознания личного состава органов внутренних дел. Между тем перманентно сложная криминальная ситуация, напряженный режим службы в условиях продолжа­ющегося роста нагрузок практически по всем на­правлениям оперативно-служебной деятельности6, значительное расширение дополнительных задач, и прежде всего постоянное участие правоохранитель­ных органов в обеспечении правопорядка в условиях вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе, а также реформирование самой правоох­ранительной системы перехода сотрудников на новые рельсы работы предъявляют исключительно высокие требования к профессиональным качествам полицейского. Особенно важны для современного полицейского такие характеристики, как: сплоченность, боевая слаженность подразделе­ния, обеспечение четкого, безусловного и хорошо организованного исполнения правоохранительных функций, повседневное соблюдение дисциплины, законности и уставного порядка дисциплины, его важности как од­ного из элементов обеспечения управляемости системы и режима законности в ее деятельности указывается во многих нормативных актах МВД России. Так, в Концепции кадровой политики МВД России говорится, что работа с кадрами, совершенствование их профессиональной под­готовки, укрепление законности, дисциплины и уставного порядка — решающие факторы по­вышения эффективности управления системой МВД России, обеспечения ее единства, резуль­тативности оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.[4]

Между тем служба в органах внутренних дел представляет собой особый вид государс­твенной службы, определяющей специфические по сравнению с другими сферами социальной деятельности требования к персоналу, особые служебные права, обязанности, ограничения и от­ветственность сотрудников.[6]

Сотрудники в силу своего социального пред­назначения должны обладать способностью обеспечить правопорядок, преодолевая сило­вое, а порой и вооруженное противодействие отдельных правонарушителей, организованных преступных групп, что требует безусловного исполнения требований по соблюдению дисцип­лины, законности и уставного порядка.

Отсутствие четких норм, регламентирующих собственно служебные взаимоотношения меж­ду сотрудниками ОВД, причем как служебные (подчиненность, дежурство, приемы и порядок выполнения служебно-боевых задач, исполнения приказов и инструкций), так и вне службы (в сфере быта, отдыха и досуга), приводит к росту нарушений дисциплины и законности, увеличе­нию безвозвратных потерь.

Так, например изучение проблем служебной деятельности свидетельствует, что каждый третий погибший или раненый сотрудник ОВД при исполнении служебных обязанностей оказался жертвой собственного сознательного пренебрежения требованиями дисциплины безопасности правоохранительной деятельности, сформулированными в уставах, наставлениях и инструкциях МВД.

Отсутствие нормативных определений дис­циплинарного проступка, грубого либо систе­матического нарушения служебной дисципли­ны, создает многочисленные условия для субъективизма и необъективности дисциплинарной практики, нарушений принци­па справедливости в работе с кадрами.

Продолжающийся рост нарушений законнос­ти и дисциплины сотрудниками ОВД представ­ляет серьезную опасность, подрывающую нравс­твенно-правовые и организационные основы служебной деятельности органов внутренних дел. Это способствует формированию неблагопри­ятного социально-психологического климата в подразделениях, снижает профессиональную активность сотрудников, а также дискредитиру­ет их в глазах общественности, снижает уролвень доверия к министерству внутренних дел Российской Фе­дерации как института государственной власти и активизирует отчуждение от него граждан.

Обеспечение порядка в органах внутренних дел представляется важным в связи с ростом нарушений дисциплины и законности в оперативно-служебной деятельности. Очевидно, что предстоит большая работа в процессе реформирования МВД.

Таким образом, в качестве первоочередных задач по укреплению дисциплины следует рассматривать:

— принятие, четкое исполнение Дисциплинарного устава;

— обучение личного состава ОВД уставным вза­имоотношениям, формирование у них установок на обеспечение нормативности служебных отно­шений в коллективах в сочетании с гражданским воспитанием сотрудников;

— поддержание внутреннего распорядка в под­разделении, органе внутренних дел;

— обеспечение повседневной принципиальной требовательности руководителей к подчинен­ным, контроля за их служебной деятельностью и поведением вне службы, сочетание с заботой и уважительным отношением к подчиненным;

— создание в подразделениях необходимых организационных и материальных технических условий для успешного выполнения оперативно-служебных задач каждым сотрудником.

[1] Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. // Рос. газ. 2005. 26 апр.;

[2] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. — М., 2005. С. 309.

[3] Положение о службе в органах внутренних дел РФ. – М., 2006. Ст. 34.

[4] Об объявлении решения коллегии МВД России от 23.12.1998г. № 6 км/1: Приказ МВД России № 12 — 1999г.

[5] О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2006

году: Директива МВД России от 4.10.2005г. №7.

[5] Об объявлении решения коллегии МВД России от 23.12.1998г. № 6 км/1: Приказ МВД России 12 – 1999 г.

Успешное выполнение сложных и ответственных задач, стоящих перед органами внутренних дел, находится в прямой зависимости от уровня соблюдения личным составом при выполнении должностных обязанностей требований законности и служебной дисциплины, которые обеспечивают надлежащую организованность и готовность сотрудников к немедленным и решительным действиям по охране правопорядка, общественной безопасности, борьбе с преступностью, являются залогом повышения авторитета и престижа МВД России среди населения.

Файлы: 1 файл

реферат дисциплина и законность.doc

Служебная дисциплина отличается характером подчинения. Она устанавливает высокую степень подчинения, большую категоричность и императивность приказов и распоряжений начальников. Инструкция о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (Утверждена Приказом МВД России № 300 от 25 июня 1993 г.) гласит: "Приказ начальника в пределах его полномочий и не противоречащий закону подлежит исполнению точно в срок" (п. 12.4);

Служебная дисциплина предполагает взаимоотношения, построенные на основе строгой служебной субординации, то есть подчинения младших старшим.

Служебная дисциплина на практике реализуется через дисциплинированность сотрудника. В обыденном значении дисциплинированность это ни что иное, как "привычка к дисциплине", а с точки зрения психологии - это черта характера, направленность личности сотрудника.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что дисциплинированность сотрудника органов внутренних дел - это сложившееся на основе его внутренних убеждений сознательное отношение к законам, трудовому распорядке, требованиям служебной дисциплины и Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, а так же умения и привычки управлять своим поведением в любой обстановке в соответствии с этими требованиями.

Служебная дисциплина в органах внутренних дел характеризуется внутренней самодисциплиной сотрудника, т.е. осознанным отношением к исполнению служебного долга, личной ответственностью за порученный участок, сложившихся на основе внутренних убеждений в необходимости соблюдения требований законов, нормативных актов и приказов начальников.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что уровень служебной дисциплины личного состава подразделения внутренних дел зависит от степени дисциплинированности каждого сотрудника. Поэтому укрепление дисциплины в органах внутренних дел - есть, прежде всего, воспитание дисциплинированности у каждого сотрудника.

Эффективное решение сложных и ответственных задач, возложенных на органы внутренних дел, находится в прямой зависимости от уровня служебной дисциплины потому что:

во-первых, служебная дисциплина обеспечивает организованность, мобильность и постоянную готовность сотрудников к немедленным и решительным действиям по охране прав и интересов граждан;

во-вторых, на основе твердой служебной дисциплины у сотрудников формируются высокие морально-психологические и профессиональные качества, необходимые для активной и наступательной борьбы с преступностью и нарушениями общественного порядка;

в-третьих, без дисциплины невозможна любая правоохранительная деятельность и поддержание режима законности в этой деятельности.

Служебная дисциплина и законность взаимосвязаны. выполняя свои служебные обязанности, сотрудники должны действовать на основе требований законности.

Основные направления воспитательной работы по укреплению служебной дисциплины и законности.

Характер служебной дисциплины в ОВД обуславливает необходимость всемерного развертывания и постоянного улучшения воспитательной работы с личным составом в целях обеспечения высокого уровня дисциплинированности как всего коллектива, так и каждого отдельного сотрудника.

Ответственность за состояние служебной дисциплины в органе внутренних дел, в соответствии со ст. 35 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, несет начальник. Его обязанности по поддержанию служебной дисциплины определены так же названным нормативным актом и сводятся к следующему.

Начальник органа внутренних дел обязан:

· проявлять высокую требовательность к подчиненным;

· создавать необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных;

· воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей;

· обеспечить гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;

· уважать честь и достоинство подчиненных;

· не допускать протекционизма в работе с личным составом, преследования сотрудников органов внутренних дел по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности органов внутренних дел.

Непосредственным организатором воспитательной работы по укреплению законности и служебной дисциплины в органе внутренних дел является заместитель начальника - начальник отдела кадров.

Эта работа осуществляется им по следующим основным направлениям:

Пропаганда Присяги, уставов органов внутренних дел и приказов МВД России. В многообразной деятельности руководителей ГРОВД это направление занимает центральное место. Ведь Присяга, уставы и приказы МВД России являются в совокупности одним из тех правовых механизмов, через который государство реализует свою основную обязанность - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции Российской Федерации).

Поэтому твердое знание и выполнение сотрудниками требований Присяги, уставов и приказов являются важным условием соблюдения законности и служебной дисциплины.

Воспитание сотрудников в духе строгого соблюдения Присяги, уставов и приказов дает наилучшие результаты тогда, когда оно: ведется систематически; строится дифференцированно и охватывает весь личный состав; разъяснительная работа подкрепляется требовательностью прямых и непосредственных начальников. Их принципиальностью в оценке действий личного состава обеспечивается личной примерностью начальников всех степеней и их высокой требовательностью к подчиненным.

Правовое воспитание. Оно представляет собой целенаправленный процесс, направленный на формирование правосознания и правовой культуры сотрудников, глубокого уважения и сознательного исполнения законов, уставов и других правовых актов.

Правовое воспитание слагается из:

  • правовой учебы;
  • правовой пропаганды;
  • практики применения законодательства (правовой практики);
  • правового самообразования.

В ходе правового воспитания сотрудников ставятся следующие задачи:

  • довести до сознания каждого работника положения Конституции Российской Федерации о правовом порядке, законности и государственной дисциплине в стране;
  • пропагандировать гражданское, семейное, трудовое, административное законодательство;
  • разъяснять уголовное законодательство, предусматривающее ответственность сотрудников милиции за совершение ими преступлений;
  • разъяснять причины и условия, способствующие нарушениям законности и дисциплины, совершению преступлений;
  • пропагандировать профилактические меры, положительный опыт работы начальников и общественности по предупреждению нарушений дисциплины, законности и правонарушений.

Выбор форм и методов правовой пропаганды зависит от характера разъясняемых вопросов, категории сотрудников, целей, которые при этом преследуются и других условий. Разъяснению правовых вопросов посвящаются доклады, беседы, лекции, тематические вечера, создаются "Уголки правовых знаний". В интересах правового воспитания используются также телепередачи, посвященные соблюдению законности, встречи с работниками суда и прокуратуры, публикации центральных и местных газет (привести пример из практики конкретного ГРОВД).

Поддержание в органе внутренних дел твердого уставного порядка.

Под этим понимается постоянная, четкая регламентация по месту и времени повседневной деятельности сотрудников коллективов служб и подразделений в строгом соответствии с требованиями уставов, приказов МВД России и других начальников. Систематически повторяемое действие, протекающее в установленном порядке и в строго определенное время, способствует формированию у работников устойчивых привычек организованности, пунктуальности, безупречного поведения.

Для того, что бы воспитательные возможности уставного порядка проявлялись наиболее полно, командиры, начальники и их заместители организуют принятие от сотрудников зачетов по знанию уставов и приказов; при подведении итогов оперативно-служебной деятельности всесторонне анализирует выполнение работниками уставов и приказов в повседневной жизни; повышает роль общественных формирований в воспитании у личного состава навыков дисциплинированного поведения; путем личного участия и практическими советами помогает командирам и начальникам поддерживать уставной порядок.

Индивидуальная воспитательная работа.

Это процесс - двусторонний. В нем активно участвуют и воспитатели, и воспитуемые.

Важнейшими условиями успеха в индивидуальной работе являются: хорошее знание сотрудника его непосредственными начальниками; способность воспитателя аргументировано опровергнуть ошибочные взгляды сотрудника и убедить последнего в жизненной необходимости честно и старательно выполнять свой служебный долг. Проводя индивидуальную работу с сотрудниками, воспитатель должен: хорошо изучить его достоинства и недостатки; следить за его настроением и влиянием на него окружающей среды; вовремя предупреждать проступки, а если они были им совершены - принимать действенные меры к его исправлению.

Индивидуальная работа - искусство, требующее настойчивости, терпения, педагогических навыков, знания психологии людей.

Руководители призваны учить этому искусству всех воспитателей. Учить не только и не столько рассказом, сколько личным примером, практическим приказом.

Использование сил общественности, коллектива органа (подразделения) внутренних дел. Попадая в хороший, дружный коллектив, каждый сотрудник ощущает на себе его воспитывающее влияние, приобретает хорошие привычки, нормы поведения и служебного умения.

Мнение коллектива, его принципиальность в оценке поведения своих членов, помощь им, единодушное осуждение проступка коллеги - все это оказывает положительное воздействие на дисциплинированность и законность его деятельности. Велико значение в воспитании дисциплинированности у членов общественных советов формирований.

Руководители всех уровней формируют правильное общественное мнение, всемерно используют силу общественности в целях укрепления дисциплины. Испытанными формами общественного воздействия на сотрудников являются заседания судов чести и общественных советов, а так же собрания личного состава. Необходимо тщательно готовить собрания, заботиться о том, что бы каждое из них было содержательным, умело воспитательное значение

Совершенствование дисциплинарной практики.

Дисциплинарная практика - это сложившийся в конкретном органе внутренних дел опыт применения к сотрудникам мер поощрения и дисциплинированного взыскания с целью укрепления служебной дисциплины и предупреждения ее нарушений.

Руководители всех рангов в целях совершенствования дисциплинарной практики должны:

  • добиваться единства и согласованности в применении дисциплинарной власти различными категориями начальствующего состава;
  • установить систему отчета количества и характера дисциплинарных и других правонарушений, их распространенности среди различных категорий сотрудников;
  • добиваться соблюдения законности проводить тщательную служебную проверку, своевременно выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
  • добиваться от всех начальников, имеющих подчиненных (особенно младших), твердого знания ими прав и обязанностей по применению мер поощрения и изыскания;
  • учить начальников практике применения дисциплинарной власти (обоснование меры дисциплинарного воздействие, его соразмерности совершенному проступку; своевременность применения мер воздействия;
  • учет особенностей личности работника при определении поощрения или взыскания);
  • добиваться оптимального сочетания правовых мер с организационно кадровыми и воспитательными мероприятиями.

Анализ состояния законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел.

Под анализом состояния дисциплины следует понимать процесс исследования различных сторон, составляющих дисциплину в целом, а так же организационно-правовых и воспитательных мер по ее укреплению.

Читайте также: