Работа не входящая в должностные обязанности учителя

Обновлено: 16.05.2024

Должностные обязанности педагога — это в первую очередь воспитание, социализация и обучение учащихся. Учитель организует образовательную деятельность, осуществляет контроль за поведением учеников, отвечает за их жизнь и здоровье.

Кто такой учитель

Профессия учителя пришла к нам из древних времен и на протяжении многих лет должностные обязанности учителя в школе сводились к необходимости учить, воспитывать и соблюдать этику. Эта специальность сложная и ответственная, требует квалифицированной подготовки и наличия таких личных качеств:

  • любовь и терпимость к детям, даже самым сложным, умение находить подход к любому ребенку;
  • способность принимать быстрые и правильные решения в любых стрессовых ситуациях;
  • коммуникабельность, жизнерадостность и организованность;
  • высокий культурный уровень, грамотная речь и психологическая устойчивость.

Указанные права и обязанности учителя в законе об образовании прописываются в должностной инструкции и подлежат обязательному соблюдению. Чтобы работать учителем, требуется наличие педагогического образования, полученного в колледже, педагогическом университете.

Какими нормативными актами закреплены права и обязанности педагогов

  • выражать свое мнение и преподавать предметы по собственным выработанным формам обучения;
  • выбирать самостоятельно учебники и пособия для более эффективного обучения;
  • бесплатно пользоваться для работы полным спектром вспомогательных ресурсов (библиотеки, учебные пособия, базы данных, музейные фонды, информативные ресурсы);
  • разрабатывать авторские программы и новые методики обучения;
  • вести научную работу и принимать участие в экспериментальных программах;
  • объединяться в профорганизации на общественных началах и участвовать в обсуждения вопросов, касающихся процессов обучения.

Что входит в функции учителя

  • обучение по утвержденной программе;
  • осуществление воспитательной и развивающей деятельности;
  • соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;
  • ведение педагогической деятельности по проектированию и реализации основных образовательных программ, программ начального общего образования, основного и среднего общего образования.

Структурными подразделениями вечерней школы является УКП (учебно-консультационный пункт), в котором учителя дают возможность освоить школьную программу на основе следующих форм обучения:

  • очной;
  • заочной;
  • очно-заочной (вечерней);
  • в форме самообразования;
  • экстерната;
  • дистанционного обучения.

Какими правами обладает

  • получение социальных гарантий и льгот по законодательству РФ;
  • внесение предложений по улучшению образовательного процесса;
  • выбор учебных пособий и методик обучения;
  • принятие участия в решениях педсовета, других органов управления;
  • ознакомление с проектами решений руководства школы, касающихся его деятельности;
  • выдвижение своей кандидатуры на выборную должность в педагогическом совете;
  • обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • защиту чести и достоинства.

Что входит в обязанности

  • обеспечение обучения и выполнение учебной программы;
  • планирование учебного материала и проведение занятия по своему предмету;
  • анализ успеваемости и корректировка в соответствие с результатами;
  • обеспечение дисциплину и наблюдение за выполнением правил безопасности;
  • вырабатывание навыков самостоятельной работы и изучение индивидуальных особенностей учеников;
  • проверка усвоения пройденного материала, оценка эффективности методов и корректировка работы для достижения результатов;
  • оформление документации, ведение журналов, дневников, в том числе электронных.

Должностные обязанности учителя по ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) сводятся к:

  • точному выполнению требований в освоении образовательной программы;
  • обеспечению социализации, формирования общей культуры личности, осознанному выбору программ учащимися в рамках ФГОС;
  • руководству и контролю за развитием образовательного процесса.

Помимо основных, должностные обязанности учителя по охране труда (ОТ) дополняются следующими обязанностями:

  • проведение инструктажа учащимся и обеспечение безопасности рабочего места;
  • контроль состояния учебного оборудования;
  • оказание необходимой медицинской помощи;
  • ответственность за произошедшие несчастные случаи во время учебного процесса.

За что несет ответственность

Должностные и функциональные обязанности учителя подлежат обязательному выполнению и работник несет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за неисполнение их, в том числе за:

Должностная инструкция учителя начальных классов

2. Функции
Основными направлениями деятельности учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, являются:
2.1. Осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемых предметов, -способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в рамках федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
2.2. Проведение учебных занятий, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.
2.3.Работа с родителями и общественностью по реализации ФГОС второго поколения.
2.4.Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности

3.Основные составляющие компетентности.
3.1. Компетентность - качество действий учителя начальных классов, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач, носящих проблемный характер, а так же готовность нести ответственность за свои действия.
3.2. Профессиональная компетентность – качество действий учителя начальных классов , обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
3.3. Информационная компетентность – качество действий учителя начальных классов, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
3.4. Коммуникативная компетентность – качество действий учителя, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими) , коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
3.5. Правовая компетентность – качество действий учителя, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативных правовых документов для решения профессиональных задач.

4. Должностные обязанности.
Учитель начальных классов, работающий по ФГОС второго поколения, выполняет следующие должностные обязанности:
4.1. осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований новых ФГОС, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям новых ФГОС, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме;
4.2. соблюдает Устав и Правила внутреннего трудового распорядка школы, иные локальные правовые акты учреждения;
4.3. проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;
4.4. планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету на основе примерных основных образовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности;
4.5. обеспечивает освоение и подтверждение обучающимися основной образовательной программы начального общего образования по следующим параметрам:
• личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности;
• метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникатив¬ные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
• предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащего в основе современной картины мира.
4.6.духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, принятие ими моральных норм, нравственных установок, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
4.7.создает условия для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
4.8.осуществляет системно - деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
4.9.в оценке деятельности обучающихся учитывает освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;
4.10. осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе в том числе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, электронного журнала и дневников обучающихся), ведет в установленном порядке классную документацию, осуществляет текущий контроль посещаемости и успеваемости обучающихся по принятой в школе системе, выставляет отметки в классный журнал и дневник обучающегося, своевременно представляет администрации школы отчетные данные;
4.11.соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинстве, честь и репутацию обучающихся;
4.12.вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении;
4.13.осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими);
4.14.участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методического объединения, творческих групп и других формах методической работы;
4.15.выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;
4.16. обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
4.17. оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
4.18. вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся;
4.19. допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации школы в целях контроля и оценки деятельности педагога;
4.20. участвует в установленном порядке в итоговой аттестации обучающихся;
4.21. заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;
4.22. дежурит по школе в соответствии с графиком дежурств;
4.23. соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя;
4.24. в случае выполнения обязанностей заведующего кабинетом:
проводит паспортизацию своего кабинета;
контролирует целевое использование кабинета;
организует пополнение кабинета оборудованием, приборами и другим имуществом, принимает материальные ценности (кроме мебели) на ответственное хранение по разовым документам, обеспечивает сохранность подотчетного имущества, участвует в установленном порядке в инвентаризации и списании имущества кабинета;
разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение директору;
контролирует оснащение учебного кабинета противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а также наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
не допускает проведение занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья обучающихся и работников школы с извещением об этом заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;
вносит предложения по улучшению условий труда и учебы для включения в соглашение по охране труда;
4.25. выполняет методические, организационные, хозяйственные работы не требующие специальных навыков во время конкретных организационно-педагогических условий (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.);
4.26. проходит периодические бесплатные медицинские обследования.

5. Права.
Учитель начальных классов, работающий по ФГОС второго поколения, имеет право:
5.1. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;
5.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;
5.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
5.4. защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;
5.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
5.6. свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;
5.7. повышать квалификацию;
5.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
5.9. давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом школы.

7. Взаимоотношения. Связи по должности.
Учитель начальных классов, работающий по ФГОС второго поколения:
7.1. работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки;
7.2. заменяет в установленном порядке временно отсутствующих учителей на условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены);
7.3. заменяется на период временного отсутствия учителями той же специальности или учителями, имеющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе;
7.4. получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
7.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией педагогическими работниками школы, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);
7.6. в период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул;
7.7. Самостоятельно планирует работу на каждый учебный год и каждую четверть.

8.Требования к учителю начальных классов.
Учитель начальных классов, работающий по ФГОС второго поколения:
8.1. контролирует наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима;
8.2. соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей обучающихся: в 1-4 классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы обучающихся;
8.3. своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ;
8.4. проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1-4 классах к следующему уроку;
8.5. проставляет в классный журнал, электронный журнал все текущие оценки и оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились;
8.6. проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ;
8.7. хранит тетради контрольных работ обучающихся в течение учебного года;
8.8. работает совместно с библиотекарем школы и родителями по организации внеклассного чтения обучающихся.

Работники образовательных учреждений

Общепризнанные права человека, закрепленные в международных и российских нормативно-правовых актах распространяются на педагогических работников в равной мере как на любого человека. Вместе с тем, в связи со спецификой профессиональной деятельности, у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой категории работников.

Права педагогического работника

Педагогические работники образовательных учреждений имеют право:

  • на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления (более подробно о запрете на педагогическую деятельность в конце раздела);
  • создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным государством, и руководить этими учебными заведениями;
  • иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;
  • на получение информации от администрации образовательного учреждения, органов управления образованием;
  • на уважение своей профессиональной и личной чести и достоинства со стороны других участников образовательного процесса;
  • на свободное выражение своего мнения;
  • на участие в работе методических объединений, творческих групп и других профессиональных объединений;
  • на свободное и безопасное пребывание в стенах школы.
  • на охрану здоровья и медицинское обслуживание, на улучшение условий своего труда;
  • на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
  • на участие в управлении образовательным учреждением в порядке, предусмотренном Уставом образовательного учреждения;
  • на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением; методов оценки знаний учащихся;
  • на отдых во время перемены и после уроков;
  • на повышение квалификации с помощью администрации образовательного учреждения, которая с этой целью создает условия, необходимые для успешного обучения работников в высших профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;
  • на сокращенную продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю;
  • создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на условиях подчинения уставам этих организаций;
  • на участие в забастовках;
  • на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяется учредителем и (или) Уставом образовательного учреждения;
  • на работу по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности;
  • на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
  • на получение пенсии по выслуге лет;
  • аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
  • для учителей, обучающихся в аспирантуре по заочной форме и успешно выполняющим индивидуальный план – на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной плат; на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы.

Обязанности работников образовательных учреждений

Должностные обязанности педагогических работников отражены в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) к работникам учреждений образования, а также подробно регламентируются Уставом образовательного учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Работники образовательных учреждений обязаны:

  • уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;
  • соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;
  • осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;
  • реализовывать образовательные программы и обеспечить уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
  • способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ;
  • стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы, постоянно повышать свой профессиональный уровень;
  • проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана образовательного учреждения;
  • выполнять Устав школы и правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, выполнять обязанности дежурного учителя;
  • быть примером достойного поведения в школе и общественных местах;
  • уважать права родителей и иных законных представителей учащихся;
  • принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися;
  • аккуратно вести журнал, вовремя выставлять оценки и доводить их до сведения учащихся, своевременно предупреждать о предстоящих контрольных работах.

Педагогические работники должны знать:

  • Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты Российской Федерации и региональные по вопросам образования;
  • основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач и специальных дисциплин (педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета и воспитательной работы);
  • основы права, научной организации труда;
  • основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
  • программы и учебники, требования к оснащению и оборудованию кабинетов, средства обучения и их дидактические возможности;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Ответственность работников образовательных учреждений

За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации являются:

  • повторное в течение одного года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;
  • применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) Устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов учащихся.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.

Запрет на занятие педагогической деятельностью

Согласно ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься ей в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Пункт 2 ст. 47 УК РФ предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного (на срок от года до пяти лет) или дополнительного (от шести месяцев до трех лет) наказания. За совершение ряда преступлений Особенной частью Уголовного кодекса РФ предусматриваются и более длительные сроки лишения указанного права — до 20 лет (ст. ст. 131, 132, 134, 135 УК РФ).

Постановлением суда наказание в виде лишения права заниматься педагогической деятельностью может назначаться в качестве дополнительного и в случаях, если его назначение за данное преступление не предусмотрено в Особенной части Уголовного кодекса РФ, однако с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать педагогические должности или заниматься педагогической деятельностью (ч. 3 ст. 47 УК РФ).

При приеме на работу руководителя образовательного учреждения должен также учитываться запрет на занятие указанных должностей лицами, дисквалифицированными судом за нарушение трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП РФ) и по другим основаниям.

Педагогической деятельностью не могут заниматься лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за определенные виды преступлений. Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предъявить соответствующие документы. В их число включена справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (ст. 2 Федерального закона от 23.12.2010 N 387-ФЗ).

Запрет на занятие педагогической деятельностью распространяется также на лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Согласно ст. 15 УК РФ к категории тяжких относятся умышленные деяния, максимальное наказание за совершение которых не превышает десяти лет лишения свободы; к категории особо тяжких – умышленные деяния, за совершение которых Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. Подтвердить факт отсутствия судимости, ее снятия или погашения можно соответствующей справкой.

Важно! Если при приеме на работу лицо скрыло наличие приговора суда о лишении его права занимать педагогические должности или заниматься педагогической деятельностью, постановление суда о дисквалификации, наличие неснятой или непогашенной судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления, то заключенный с этим работником трудовой договор прекращается в соответствии со ст. 84 ТК РФ на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При этом работнику, виновному в сокрытии указанных фактов, не предлагается другая работа и не выплачивается выходное пособие.

Запрет на занятие педагогической деятельностью распространяется на лиц, признанных судом недееспособными. Основанием для признания гражданина недееспособным является психическое расстройство, из-за которого гражданин не может понимать значения своих действий или руководить ими и нуждается в опеке (ст. 29 ГК РФ). Основания и порядок признания судом лиц недееспособными установлены гл. 31 ГПК РФ.

Статья 331 ТК РФ также содержит запрет на занятие педагогической деятельностью по медицинским основаниям для лиц с заболеваниями, предусмотренными перечнем, который утверждается федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в области здравоохранения. В настоящее время такой перечень отсутствует.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая инструкция является типовой, её действие распространяется на всех учителей школы, на её основе могут быть разработаны должностные инструкции учителей-предметников, учителей начальной школы.

1.4. Учитель подчиняется непосредственно директору школы.

1.5. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также "Положением о специализированном структурном образовательном подразделении" и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором. Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.

2. Функции

Основными направлениями деятельности учителя являются:

2.1. Обучение и воспитание обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся.

2.2. Содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ.

2.3. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.

3. Учитель должен знать:

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Конвенцию о правах ребенка;

основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

педагогику, психологию, возрастную физиологию;

методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету;

методику воспитательной работы;

требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

средства обучения и их дидактические возможности;

основы научной организации труда;

нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

теорию и методы управления образовательными системами;

методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство;

основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

правила по охране труда и пожарной безопасности.

Учитель выполняет следующие должностные обязанности:

4.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

4.2. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.

4.3. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

4.4. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

4.5. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровня образования (образовательных стандартов).

4.6. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

4.7. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся;

4.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе в том числе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, электронного журнала и дневников обучающихся), ведет в установленном порядке классную документацию, осуществляет текущий контроль посещаемости и успеваемости обучающихся по принятой в школе системе, выставляет отметки в классный журнал и дневник обучающегося, своевременно представляет администрации школы отчетные данные.

4.9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

4.10. Участвует в деятельности Педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

4.11. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

4.12. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

4.13. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

4.14. Оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи.

4.15. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся.

4.16. Участвует в установленном порядке в промежуточной аттестации обучающихся.

4.17. Заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению директора школы или заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

4.18. Дежурит по школе в соответствии с графиком дежурств.

4.19. Соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя.

4.20. В случае выполнения обязанностей заведующего кабинетом:

  • контролирует целевое использование кабинета;
  • организует пополнение кабинета оборудованием, приборами и другим имуществом, обеспечивает сохранность подотчетного имущества, участвует в установленном порядке в инвентаризации и списании имущества кабинета;
  • контролирует оснащение учебного кабинета противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты;
  • не допускает проведение занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья обучающихся и работников школы ;
  • вносит предложения по улучшению условий труда.

4.21. Выполняет методические, организационные, хозяйственные работы, не требующие специальных навыков во время конкретных организационно-педагогических условий (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.).

Учитель имеет право:

5.1. Участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Положением о специализированном структурном образовательном подразделении.

5.2. На защиту профессиональной чести и достоинства.

5.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

5.4. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики.

5.5. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

5.6. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся.

5.7. Повышать квалификацию.

5.8. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

5.9. Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины.

6.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке учитель несет ответственность за:

реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса;

нарушение прав и свобод обучающихся.

6.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Положения о специализированном структурном образовательном подразделении и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, учитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

6.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

7. Взаимоотношения. Связи по должности

7.1. работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки;

7.2. заменяет в установленном порядке временно отсутствующих учителей на условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены);

7.3. заменяется на период временного отсутствия учителями той же специальности или учителями, имеющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе;

7.4. получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

7.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией педагогическими работниками школы, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими).

Читайте также: