Работа наблюдателя на выборах в чем заключается

Обновлено: 06.05.2024

Запись наблюдателей на выборах 19 сентября 2021 года здесь. Данные из инструкции ниже могли устареть. Пожалуйста, запишитесь наблюдателем по ссылке, чтобы пройти тренинг и получить актуальные методические рекомендации.

Следите за тем, чтобы ваши действия не были расценены как нарушение избирательного законодательства. В противном случае письменным решением УИК (участковая избирательная комиссия) вас могут удалить из помещения для голосования. Если вас удаляют, не уходите с участка, пока вам не представят заверенное подписью и печатью комиссии письменное решение..

1. Начало работы.

1.1. Необходимо прийти на участок в 7 часов 30 минут. При себе иметь:

1) Паспорт гражданина РФ; 2) документ, подписанный Председателем партии/Председателем РО, о направлении вас в данную избирательную комиссию; 3) нагрудный знак наблюдателя; 4) бланк жалобы 5) данную инструкцию 6) бланк копи протокола 7) бумага и ручка 8) копирка 9)очки и лекарство (при необходимости) 10) питьевая вода и еда

Представьтесь председателю участковой избирательной комиссии (УИК). Ваше направление наблюдателя он оставит у себя. В случае отказа допустить вас на участок, необходимо в вежливой форме предупредить об ответственности за нарушение законодательства о выборах.

Будьте корректны в обращении. Требуйте только то, что положено по закону. Будьте настойчивы. Не стесняйтесь. Знакомьтесь с другими наблюдателями и членами УИК (это поможет вам в течение дня и при установления итогов).

1.2.До открытия участка необходимо осмотреть помещение для голосования, в нем обязательно должны быть:

1) увеличенная форма протокола (вывешивается до начала голосования);

2) стенд с информационными материалами о партиях, образцами заполненных бюллетеней (не должны содержать фамилии реальных кандидатов, наименование политических партий);

3) сейф или металлический ящик для хранения бюллетеней, списков избирателей;

4) выдержки из административного и уголовного кодексов.

1.3. До открытия участка: 1) в присутствии наблюдателей должно быть произведено погашение (отрезается левый нижний угол) неиспользованных открепительных удостоверений, составлен акт; 2) убедитесь, что в правом верхнем углу каждого избирательного бюллетеня есть марка, печать и подписи членов участковой комиссии, нет попыток скрыть дополнительные бюллетени.

1.4.Сразу после открытия участка, но до начала голосования, председатель комиссии обязан:

1) предъявить пустые переносные и стационарные ящики для голосования, опечатать их;

2) предъявить списки избирателей (они должны быть сброшюрованы, снабжены титульным листом с указанием порядкового номера и общего количества книг, с печатью УИК и подписью председателя), раздать книги членам УИК;

3) проинформировать о следующих цифрах:

  • количество избирателей, внесенных в список избирателей на начало голосования;
  • количество бюллетеней, полученных УИК от ТИК(территориальная избирательная комиссия) (по акту передачи бюллетеней).

2. ГОЛОСОВАНИЕ НА УЧАСТКЕ.

В течение дня голосования необходимо:

1) следить за стационарными ящиками (чтобы исключить вброс дополнительных бюллетеней);

2) исключить агитацию избирателей в любой форме;

3) следить за выдачей бюллетеней членами УИК (один бюллетень на избирателя при предъявлении паспорта РФ; исключить выдачу заведомо испорченных или неустановленной формы бюллетеней);

В ходе голосования надо следить за тем, чтобы не производились махинации со списками избирателей: их не должны выносить из помещения для голосования, в них не должны вноситься данные о самом избирателе в его отсутствие.

4) следить, чтобы в кабине для голосования никого, кроме избирателя, не было;

6) исключить голосование по нескольким паспортам;

7) следить за тем, чтобы люди, уже проголосовавшие, в течение дня не появлялись больше на избирательном участке и тем более не подходили к столу с бюллетенями и к ящику для голосования;

3. ГОЛОСОВАНИЕ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ УИК (РАБОТА С ПЕРЕНОСНЫМИ ЯЩИКАМИ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ)

1) Реестр (список) формируется на основании письменных и устных обращений избирателей до 14.00;

2) Все устные обращения подтверждаются во время проведения голосования вне помещения письменным заявлением, в котором указываются: а) паспортные данные б) адрес места жительства в) подпись избирателя;

3) О выезде бригады председатель должен предупредить за 30 минут;

4) Вместе с 2-мя членами УИК имеет право поехать не менее двух наблюдателей;

5) С собой на голосование берется выписка из реестра, сам документ остается в комиссии;

6) количество бюллетеней не должно превышать количество обращений, более чем на 5 – 10 штук (на случай порчи);

7) Необходимо исключить возможность голосования тех, кто не подавал предварительной заявки (например, родственники больного, или массовые списки ветеранов, больных и пр.);

8) Исключить агитацию членами выездной бригады, исключить давление на избирателей, искажение волеизъявления, вбросы;

9) По возвращении в УИК переносной ящик должен находиться в поле зрения наблюдателей и членов УИК;

10) По завершении голосования вне помещения составляется акт, в котором указываются: а) количество заявлений избирателей б) количество выданных, использованных и возращенных бюллетеней, указывается, кто присутствовал при проведении голосования.

4. ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ.

Подсчёт голосов начинается незамедлительно после 20:00 и идет без перерыва до окончания составления протокола. Объявление перерыва является грубейшим нарушением закона.

Наблюдателям должен быть обеспечен обзор всех действий членов УИК.

Все данные сразу и одновременно заносятся в протокол и увеличенную форму протокола.

4.1. РАБОТА СО СПИСКОМ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Последовательность действий и заполнение строк протокола:

1) Неиспользованные бюллетени погашаются (отрезается левый нижний угол), оглашается число погашенных бюллетеней (неиспользованные + испорченные) – СТРОКА 6

2) Оглашается число неиспользованных открепительных удостоверений – СТРОКА 14

3) Оглашается число полученных УИК бюллетеней – СТРОКА 2

4) Оглашается количество полученных открепительных удостоверений – СТРОКА 11

После этого начинается непосредственная работа со списком избирателей.

1) На каждую страницу списка избирателей вносятся данные (число избирателей, число выданных бюллетеней в помещении и вне помещения, число выданных УИКом открепительных, число проголосовавших по открепительным удостоверениям, число открепительных удостоверений, выданных ТИК)

2) Каждая страница подписывается членом УИК. Затем данные суммируются, оглашаются, заносятся в последний лист списка избирателей, подписываются председателем и секретарём УИК и заверяются печатью УИК, а затем заносятся в протокол и в увеличенную форму протокола: число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования - СТРОКА 1, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно – СТРОКА 3, число бюллетеней, выданных в помещении для голосования – СТРОКА 4, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения – СТРОКА 5, число открепительных, выданных УИК до дня голосования – СТРОКА 12, число избирателей, проголосовавших по открепительным – СТРОКА 13, число открепительных, выданных ТИК – СТРОКА 15.

3) Проверяется контрольное соотношение: СТРОКА 11 =СТРОКА 12 + СТРОКА 14.

4) Список предъявляется для ознакомления лицам, присутствующим при подсчете.

На время подсчета голосов избирателей, список избирателей убирается в сейф, либо в иное место для хранения. Доступ к нему до проверки контрольных соотношений – запрещен.

4.2. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ

Необходимо проверить отсутствие письменных принадлежностей у ведущих подсчет голосов (за исключением секретаря и председателя). Никаких перерывов в подсчете делать нельзя.

Будьте особенно внимательны при вскрытии ящиков – в этот момент возможно вбрасывание бюллетеней.

Сортировка должна производиться гласно и открыто: каждый бюллетень демонстрируется присутствующим, и его содержание оглашается. Демонстрация и оглашение производится отдельно по каждому бюллетеню.

Избиратель может поставить любой знак в квадрат, относящийся к списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор.

1) Подсчет голосов избирателей начинается с подсчета бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках: оглашаются данные о числе избирателей, проголосовавших с использованием данного ящика, проверяется не поврежденность пломб/печатей, ящик вскрывается

Если число обнаруженных в переносном ящике бюллетеней больше числа заявлений избирателей с отметкой о получении бюллетеня, все эти бюллетени признаются недействительными, упаковываются отдельно и опечатываются. Число таких бюллетеней вносится в отдельный акт и суммируется с числом других недействительных бюллетеней.

Суммарные данные по всем переносным ящикам вносятся в СТРОКУ 7.

2) Затем вскрываются стационарные ящики, и проводится сортировка содержащихся в них бюллетеней.

3) После суммирования соответствующих данных оглашается общее число недействительных бюллетеней. Полученные данные вносятся в протокол и в его увеличенную копию – СТРОКА 9.

4) Производится подсчёт рассортированных бюллетеней установленной формы. Бюллетени перекладываются из одной части пачки в другую таким образом, чтобы присутствующие могли видеть отметку избирателя в каждом бюллетене.

Не допускается одновременный подсчёт бюллетеней из разных пачек

5)Полученные данные оглашаются и заносятся в протокол и его увеличенную форму – СТРОКИ 19-25.

6) Заполняется СТРОКА 10 (число действительных избирательных бюллетеней)= 19+20+21+22+23+24+25

7) Заполняется СТРОКА 8 (число бюллетеней в стационарных ящиках)=9+10-7

8) Выполняется проверка контрольных соотношений:

Если контрольные соотношения не выполняются, то после проверки контрольных соотношений необходимо заново пересчитать бюллетени, то новые данные заносятся в новый бланк протокола – исправления в протоколе не допускаются.

5.ИТОГОВОЕ ЗАСЕДАНИЕ И ВЫДАЧА ЗАВЕРЕННОЙ КОПИИ ПРОТОКОЛА

1) После всех подсчетов, комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором утверждается протокол, рассматриваются жалобы и заявления.

2) Обратите внимание, в последней строке протокола должно быть указано количество жалоб (заявлений), поступивших в УИК в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, и прикладываемых к первому экземпляру протокола.

3) Протокол считается действительным, если его подписало большинство членов УИК с решающим голосом от их списочного состава.

5) Следите за тем, чтобы члены комиссии не подписывали пустой протокол!

Не допускается использование карандаша при заполнении протоколов.

Не допускается отправка в территориальную комиссию не полностью оформленного протокола.

После подписания протокола, УИК обязана немедленно выдать всем присутствующим лицам заверенные копии протоколов или дать им возможность снять с протоколов копии и заверить эти копии.

КОПИЯ СЧИТАЕТСЯ ЗАВЕРЕННОЙ, ЕСЛИ:

1. КОПИЯ ПОДПИСАНА ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ КОМИССИИ (В СЛУЧАЕ ЕГО ОТСУТСТВИЯ – ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ИЛИ СЕКРЕТАРЕМ)

4. ПРОСТАВЛЕНЫ ДАТА И ВРЕМЯ (ЧАСЫ, МИНУТЫ) ЗАВЕРЕНИЯ КОПИИ

5. УКАЗАНА ФИО И ДОЛЖНОСТЬ ПОДПИСЫВАЮЩЕГО ЛИЦА

6. ПОСТАВЛЕНА СИНЯЯ ПЕЧАТЬ УИК

После указанных действий, первый экземпляр протокола вместе с документами (упакованными бюллетенями, жалобами и пр.) направляется в ТИК.

В ТИКе должна находится увеличенная форма сводной таблицы, в которую вносятся протоколы УИК с указанием времени их занесения.

Нарушение указанного порядка является основанием для признания протокола недействительным.

6. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ

7.УСТРАНЕНИЕ НАРУШЕНИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ЖАЛОБ.

Если нарушение несущественно, можно не составлять жалобу

Несущественное нарушение 1) может и не повлиять на итоги голосования, 2) устраняются по первому вашему требованию.

В случае существенного нарушения порядка голосования,

а) составьте жалобу на нарушение в двух экземплярах: один экземпляр вручите председателю комиссии для приобщения к первой копии протокола об итогах голосования, на втором экземпляре попросите сделать отметку о приеме (в случае отказа в приеме - зафиксируйте на первом экземпляре и подпишите у свидетелей);

б) постарайтесь немедленно сообщить о нарушении в штаб.

Если председатель не принимает мер, заявите, что в соответствии с Законом о выборах мы будем вынуждены обжаловать его действия (бездействие) в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Одновременно предупредите его о том, что если будет назначен повторный подсчет голосов избирателей или если выборы на территории данного избирательного участка будут признаны недействительными, соответствующие расходы могут быть отнесены на счет виновных ответственных лиц. Составьте заявление по прилагаемой форме и ознакомьте председателя УИК с его содержанием.

18 марта вся Россия будет выбирать, кто станет президентом страны на следующие шесть лет. Помимо простого голосования россияне будут участвовать в выборах и как наблюдатели. Кто это, что они делают и можно ли ими еще стать — в нашем материале.

Кто такие наблюдатели и зачем они нужны?

Наблюдатели — это патриотически настроенные люди, которые хотят, чтобы в России работали гражданские институты и были честные выборы. Их функция — контролировать процесс голосования и подсчета голосов, предотвращать нарушения либо же сообщать о них. Наблюдатели необходимы для того, чтобы выборы были справедливыми, то есть чтобы их итоги отражали реальное волеизъявление народа.

Какие бывают наблюдатели?

Наблюдателями на выборах называют всех общественных контролеров со статусом наблюдателя, члена комиссии с правом совещательного голоса или представителя СМИ. Отличие между этими статусами небольшое и касается прав, которые имеют наблюдатели. Больше всего прав у тех, кто имеет статус члена комиссии с правом совещательного голоса. Чуть меньше — у наблюдателей. Еще меньше — у представителей СМИ.

Так, например, член комиссии с правом совещательного голоса, в отличие от наблюдателя, может начать свою работу в УИК еще до дня голосования. Также он может принимать участие в голосовании комиссии по каким-либо спорным вопросам, вносить предложения по улучшению работы УИК, однако его голос носит совещательный (рекомендательный) характер.

Также на выборах будут и международные наблюдатели. Известно, что в Краснодарском крае будут наблюдатели от ОБСЕ .

Кто их назначает?

Непосредственно наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса могут назначать сами кандидаты, партии, которые их выдвинули, и общественные палаты. Международные организации регистрируются ЦИКом.

Журналисты должны заранее получать аккредитацию в избирательной комиссии в краевом либо центральном избиркоме. Раньше, до выборов в Госдуму, любой человек с журналистской корочкой мог находиться на участке и следить за процедурами. У него были ограничены права, но он мог наблюдать, что происходит.

Сейчас законодательство изменилось. Журналисты должны проходить процедуру предварительной аккредитации.

Сколько наблюдателей может быть на одном избирательном участке?

А зачем так много?

За это платят?

Наблюдение на выборах — волонтерская работа. Те люди, которые сотрудничают с общественными организациями, обычно трудятся без финансовых вознаграждений. Но иногда штабы и кандидаты платят своим наблюдателям, если под это выделяется специальный бюджет.

Это опасно?

Когда независимый наблюдатель действительно сталкивается с серьезными нарушениями и начинает обращать на это внимание и вызывать полицию, то ему могут оказывать противодействие. Встречаются и случаи реального физического насилия в отношении наблюдателей. В 2015 году на выборах совета депутатов городского округа Балашиха в Московской области были избиты наблюдатели Дмитрий Нестеров и Станислав Поздняков, задержавшие женщину, пытавшуюся вбросить бюллетени в урну для голосования. Позднякову затем были вынуждены удалить селезенку из-за полученных при нападении травм.

В Краснодарском крае в 2013 году подрались наблюдатели и казаки. Случилось это на досрочных выборах мэра Анапы.

Однако случаи реального насилия все же встречаются не очень часто. Обычно угрозы работают просто как способ запугивания наблюдателей.

Что надо будет делать?

Функции наблюдателей прописаны в законе, но каждый штаб формирует свои задачи. Кому-то просто нужно получить копию протокола, кому-то — следить за явкой. В самом общем виде функции наблюдателей можно описать так: необходимо прийти к семи утра на участок, наблюдать процедуру открытия, следить за всем ходом голосования и за подсчетом голосов, который обычно затягивается до ночи.

В связи с этим наблюдателям нужна подготовка. Российское избирательное законодательство очень тяжелое, а потому сходу разобраться в том, что происходит на участке, без обучения невозможно.

Где готовят наблюдателей в Краснодаре?

Также сформирован список наблюдателей и от КПРФ. Партия отправит по три наблюдателя на каждый краевой избирательный участок, всего — 8373 человека. Среди них не только члены партии, но и просто активные граждане, которые обратились на призыв КПРФ по поиску наблюдателей. В течение последних полутора месяцев представители юрслужбы и оргкомитета краевого отделения партии проводили тренинги для наблюдателей.

От Общественной палаты Краснодарского края будут отправлены 5568 наблюдателей. Их список сформирован из членов общественных организаций, преимущественно представленных в муниципалитетах края.

В отделении ЛДПР сообщили, что партия отправит в краевые УИК 1573 наблюдателя, не включая членов комиссии с правом совещательного голоса. Их точное количество пока неизвестно. Набор в наблюдатели шел среди членов краевого отделения ЛДПР.

На сегодняшний день заявки подали более тысячи человек. Набор будет проводиться до субботы, когда и будет озвучено точное количество наблюдателей от объединенного штаба. У штаба есть договоренность с несколькими партиями, от которых он будет направлять наблюдателей на выборы, но штаб не называет эти партии в целях безопасности.

В преддверии приближающихся выборов The Village разобрался в том, как стать наблюдателем и зачем это нужно.

Кто такие наблюдатели

Как стать наблюдателем

Наблюдателем может быть любой совершеннолетний россиянин вне зависимости от места жительства и прописки. При этом наблюдателей на избирательные участки направляют только участвующие в выборах партии и кандидаты. Можно обратиться напрямую к ним — в этом случае нет необходимости состоять в партии, однако к волонтерам могут предъявлять другие требования, чтобы обеспечить вовлечение в наблюдательскую деятельность сторонников.

Окончательные списки наблюдателей должны быть сформированы за три дня до начала выборов, однако подавать заявку в партию или НКО лучше заранее, чтобы было время на утверждение списков перед их передачей в избирательную комиссию. Так, желающим наблюдать на муниципальных выборах в Москве Елена Бабченкова рекомендует направлять заявки не позднее 4 сентября.

Подготовка к выборам

Что должен и не должен делать наблюдатель

Дмитрий Нестеров

Самое важное — это распознать и правильно зафиксировать, что произошло противозаконное деяние, привлечь внимание председателя комиссии и дежурящего на участке сотрудника полиции, потребовать задержать нарушителя. В реальности при фальсификациях председатель участковой комиссии обычно сам вовлечен в их организацию, и потому он будет скорее мешать фиксации или предотвращению фальсификации. Не всегда и сотрудники полиции оказываются на стороне закона. Но даже в этом случае сработает публичная огласка нарушения. Даже если вброс или „карусель“ не удалось предотвратить, выход информации за пределы участка может остановить повторение вбросов или остановить поездку „карусельщиков“ на следующие избирательные участки.

Наблюдателям стоить помнить, что им запрещено прикасаться к бюллетеням или помогать избирателям голосовать, даже если они сами об этом просят. Также наблюдатели не могут принимать участия в подсчете голосов, участвовать в работе комиссии или агитировать избирателей за какого-либо из кандидатов.

Как вести себя на участке

Отношение комиссий к наблюдателям зачастую зависит от региона. По словам Дмитрия Нестерова, чем чище в электоральном плане регион, тем обычно радушнее участковые комиссии относятся к наблюдателям.

Дмитрий Нестеров

Сколько времени это отнимает

Дмитрий Нестеров

Есть разные подходы к степени вовлеченности в наблюдение за выборами. Минимальный уровень — наблюдение в день голосования. Новичкам при таком подходе надо пройти обучение до выборов (обычно это лекция на два-три часа), в день голосования прийти за полчаса до открытия избирательного участка (к 07:30) и провести день на участке, контролируя работу комиссии. В 20:00 участки закрываются и начинается самый важный этап — подсчет голосов. Наблюдателю важно проконтролировать сам подсчет и получить по его окончании правильно заверенную копию итогового протокола, где зафиксированы количество голосов, поданных за участников выборов, и другие важные параметры прошедшего голосования. Обычно этот этап занимает еще два-три часа, хотя в случае проблем подсчет может затянуться.

Можно ли так заработать

Опасно ли быть наблюдателем

Однако специалисты такие случаи называют исключениями и отмечают, что в большинстве регионов наблюдать безопасно, поскольку власти заинтересованы в спокойном ходе выборов. По мнению Елены Бабченковой, при принятии простых мер предосторожности и адекватной оценке происходящего на избирательном участке опасность практически исключена.

Зачем все это нужно

Дмитрий Нестеров

Присутствие наблюдателей изменяло планы фальсификаторов на результаты выборов или на те показатели явки, которые организаторы выборов хотят натянуть. Есть реальные истории, когда присутствие наблюдателей действительно позволяло получать мандаты по меньшей мере части независимых от власти депутатов. Кроме того, вскрытые и задокументированные наблюдателями фальсификации и следующие публичные скандалы иногда заставляли власти целых регионов изменять электоральную политику постфактум, отказываясь от применения массовых фальсификаций.

Наблюдатели — это граждане, которые следят за соблюдением закона на выборах или референдумах, контролируют происходящее и фиксируют возможные нарушения.

Кто может быть наблюдателем

В наблюдении за выборами может участвовать гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. В Российской Федерации оно предоставляется всем гражданам страны, достигшим 18 лет, кроме признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Наблюдатели могут представлять политические партии, конкретных кандидатов или субъект общественного контроля: общественные объединения, профессиональные и творческие союзы, объединения работодателей.

Наблюдатели присутствуют на избирательных участках и в территориальных или окружных избирательных комиссиях. На участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от каждой партии или кандидата. Они имеют право производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, а удалять их с участка можно только по решению суда.

NB! Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, губернаторы, главы местных администраций, и лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, а также судьи, прокуроры и члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

— знакомиться со списком избирателей и сведениями о них, а также реестром заявлений вне избирательного участка;

— находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования;

— наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

— присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

— наблюдать за подсчетом числа избирателей;

— наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;

— визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования;

— обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к Председателю участковой избирательной комиссии;

— знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов;

— обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

— присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;

— осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено Председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом Председателя, заместителя Председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

Наблюдатель не имеет права:

агитировать, выдавать избирателям избирательные бюллетени, расписываться и заполнять бюллетень за избирателя , в том числе по его просьбе, принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, участвовать в принятии решений избирательной комиссией, а также совершать действия, нарушающие тайну голосования и препятствующие работе избирательной комиссии.

Также на избирательных участках могут присутствовать наблюдатели от иностранных государств или международных организаций. Приглашения международным наблюдателям направляют Президент, Правительство, парламент и Центризбирком после официальной публикации решения о назначении выборов. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в РФ, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека.

Международное наблюдение за выборами осуществляют такие международные организации, как ОБСЕ (Организация безопасности и сотрудничества в Европе), ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы), БДИЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека), межгосударственные структуры СНГ (Содружество Независимых Государств), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), Северный совет.

Иностранные наблюдатели имеют право встречаться с кандидатами, находиться на избирательных участках, сообщать членам комиссий о выявленных нарушениях, знакомиться с документацией, включая реестры избирателей, протоколы итогов голосования и результаты рассмотрения жалоб, присутствовать на итоговом заседании избиркомов. До окончания голосования им рекомендуется воздерживаться от публичных суждений, а также обращений к представителям СМИ.

Кроме того, им запрещено вмешиваться в процесс голосования и подсчет голосов, вести агитацию. В противном случае они могут быть лишены аккредитации ЦИК.

По итогам работы международные миссии публикуют доклады, в которых представлены мониторинг и оценка организации выборов, а также свои рекомендации.

Читайте также: