Работа медсестры невролога в детской что делать

Обновлено: 28.04.2024

С системой здравоохранения люди сталкиваются впервые, обратившись в поликлинику, являющейся самым распространенным видом медицинской помощи. В последние годы в России первичной медико-санитарной помощи уделяется особое внимание, ведь именно в первичном звене здравоохранения можно осуществить в полной мере профилактическую работу, направленную на раннее выявление факторов риска самых серьезных заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых, а также определить их первые проявления.

ВложениеРазмер
statya_2.docx 18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы медицинской сестры в учреждениях первичной медико-санитарной помощи.

С системой здравоохранения люди сталкиваются впервые, обратившись в поликлинику, являющейся самым распространенным видом медицинской помощи. В последние годы в России первичной медико-санитарной помощи уделяется особое внимание, ведь именно в первичном звене здравоохранения можно осуществить в полной мере профилактическую работу, направленную на раннее выявление факторов риска самых серьезных заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых, а также определить их первые проявления.

Структура первичной медико-санитарной помощи достаточно многогранна, она сформирована с учетом оказания помощи населению в экстренном и плановом порядке, с учетом возраста, а также необходимости оказания акушерско-гинекологической помощи женщинам. В связи с этим первичная медико-санитарная помощь представлена различными медицинскими организациями. В их числе поликлиники для взрослых и детей, женские консультации, скорая медицинская помощь. В сельской местности значимое место занимают врачебные амбулатории и фельдшерские здравпункты.

Современная медицинская сестра имеет широкий круг обязанностей. Она является незаменимым помощником любого врача. Медицинские сестры поликлиники проводят доврачебные и профилактические осмотры, в рамках своей компетенции выявляют и решают медицинские, психологические проблемы пациента.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Функциями первичной медико-санитарной помощи являются:

1. Наблюдение за здоровьем человека и общества.

2. Наблюдение человека в течении всей жизни, а не только во время болезни.

3. Координация усилий всех служб здравоохранения.

Обеспечение доступной и качественной первичной медико-санитарной помощи должно быть приоритетом при формировании системы здравоохранения.

Многие поликлиники, а также некоторые медико-санитарные части работают по территориально-участковому принципу. При этом очень актуальна такая специальность, как участковая медсестра взрослой поликлиники или МСЧ. Особенно в свете того, что в настоящее время приоритетное внимание уделяется первичному звену медицинской помощи.

Основная цель деятельности участковой медицинской сестры — помощь врачу, работающему на том же закрепленном участке. Работа состоит из двух основных секторов:

  • прием пациентов в поликлинике;
  • помощь пациентам на дому.

Медицинская сестра участковая должна ориентироваться в структуре и организации работы лечебного учреждения. Обслуживаемый участок необходимо изучить как территориально, так и по заболеваемости населения. Следует иметь четкое представление о принципах организации и проведения диспансеризации, а также профилактической работы с населением. Способы проведения санитарно-просветительских мероприятий среди населения, а также их объем проводятся медицинской сестрой либо в паре с врачом, либо самостоятельно.

В отличие от обычной медсестры, участковая имеет дополнительные обязанности:

1.Ведение учета данного участка (возможно участие в переписи населения).

2.Медицинское обслуживание пациентов на дому (забор биоматериалов, инъекции, приход по вызову).

4.Посещение больных для проверки качества лечения и соблюдения режима.

5.Просвещение населения данного участка о профилактических и санитарных мероприятиях.

Перед началом приема участкового врача-терапевта медицинская сестра обязана подготовить кабинет: проверить наличие бланков необходимой документации, инвентаря, медицинского оборудования, а также исправность оргтехники. Следует обеспечить наличие амбулаторных карт пациентов, записанных на прием. В случае отсутствия медицинской карты пациента связаться с регистратурой и максимально постараться найти карту.

Во время приема медицинская сестра регулирует поток пациентов, вызывая их пофамильно в кабинет согласно времени записи или экстренной необходимости в приеме.

По распоряжению врача следует проводить измерение артериального давления, температуры тела, антропометрических показателей. Для направления на исследования медицинская сестра заполняет соответствующие бланки и объясняет больному порядок прохождения и место проведения процедуры, разъясняет методы подготовки. Результаты исследований вклеиваются в амбулаторную карту пациента по мере их поступления на участок.

При необходимости медицинская сестра оказывает неотложную помощь пациенту под руководством врача, вызывает бригаду скорой помощи, сопровождает до машины либо в кабинеты дополнительного исследования.

Медицинская сестра следит за своевременным посещением врача диспансерных больных, при необходимости приглашает их на прием с помощью телефонной связи или при личном посещении. По результатам диспансеризации медицинская сестра готовит документацию к составлению отчетов — ежемесячных, квартальных, полугодового и годового.

Основное направление в работе участковой медсестры - это профилактика заболеваний и ранняя постановка на диспансерный учет пациентов с выявленными заболеваниями.

Первичная профилактика – это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды).

Вторичная профилактика – это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания.

Диспансеризация является эффективным методом вторичной профилактики, основой сохранения здоровья пациентов и включает раннее активное выявление заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления. Важнейшим звеном диспансеризации является проведение комплексных профилактических осмотров.

При выявлении групп риска пациенты берутся под особый контроль и наблюдаются по графику, составленному врачом.

Согласно месячному плану вызывают диспансерных больных в поликлинику в соответствии со сроком динамического наблюдения. В основном диспансеризация пациентов с хроническими заболеваниями осуществляется в осенне-весенний период.

В случае невозможности посещения пациентом амбулаторно-поликлинического отделения оказывает медицинскую помощь на дому. Все патронажи к инвалидам отображаются в амбулаторной карте пациента Ф-112. Участковая медицинская сестра ведет контрольную карту диспансерного наблюдения Ф-030/У-04.

При патронаже медсестра приглашает пациентов на прием и разъясняет важность вакцинопрофилактики. Также дает талоны к узким специалистам (неврологу, хирургу, ортопеду, окулисту, УЗИ брюшной полости). Объясняет пациентам важность прохождения осмотра узкими специалистами, а также важность лабораторного обследования.

В связи с этим медицинская сестра должна помогать молодому поколению, понять, как важно сохранить здоровье в молодости и прожить до глубокой старости без наличия серьезных болезней.

На участке и на приеме она проводит беседы с пациентами по профилактике тех или иных заболеваний. Рассказывает родственникам лежачих больных принципы ухода и предупреждения пролежней.

При проведении патронажа медицинская сестра участковая обучает родственников навыкам ухода за лежачими и нетранспортабельными пациентами, проведению гигиенических ванн и профилактике пролежней, проведению профилактического массажа и гимнастики, контролирует выполнение назначений врача.

На дому делает инъекции, наблюдает за контактными в инфекционном очаге, обучает способам проведения текущей и заключительной дезинфекции, проводит забор мазков на дифтерию.

Также медицинская сестра своевременно предоставляет врачу информацию об ухудшении состояния пациента, осложнениях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения дифференцированного зачета в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по итогам МДК 03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи ПМ 01 Проведение профи

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проведения дифференцированного зачета в рамках основной профессиональной образовательной программы по итогам МДК 03 Сестринское дело в системе пе.


Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи


Дифференцированный зачет. Задания в тесовой форме (60 заданий) ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий МДК 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению.

Разработаны на основе Федерального государственногообразовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060501 Сестринское дело.Составлены в соответствии с ра.


Электронное учебное пособие. Cестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи. Лущай С.Я., Марач Л.С., Максимова Г.А.

Электронное учебное пособие.


Статья в сборнике материалов "Роль специалистов со средним медицинским образованием в оказании первичной медико-санитарной помощи"

Интерактивные методы преподавания в Тюменском медицинском колледже по специальности "Фармация" Авторы - Т.И.Епанчинцева, Т.В.Киреева, Т.И. Мордвинова (ТМК, г.Тюмень).

Контрольно - оценочные средства для проведения дифференцированного зачета по МДК.01.03 Сестринская помощь в системе первичной медико - санитарной помощи населению

Комплект контрольно – оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения МДК.01.03 Сестринское дело в системе первичной медико — санитарной помощи населению, входящего в сост.


Особенности работы медицинской сестры онкологического диспансера

В России ежегодно выявляется около 500 тыс. новых случаев онкологических заболеваний, а их летальность на первом году с момента установления диагноза составляет 60%. В связи с этим слово «онколо.

1. Неврологический кабинет организуется в составе поликли­
ник (детских и взрослых, ЦРБ, районных больниц и др.).

2. На должность детского невропатолога назначается врач, по­
лучивший специальную подготовку (интернатуру, ординатуру или
усовершенствование) по детской неврологии.

3. Неврологический кабинет обеспечивает лечебно-диагности­
ческую, консультативную, профилактическую и организационно-
методическую помощь по вопросам детской неврологии.

4. Врач неврологического кабинета обеспечивает:

- отбор больных для лечения и консультации в медицинских
учреждениях различного типа;

- диагностику неврологических заболеваний с использовани­
ем имеющейся в поликлинике аппаратуры (ЭХО-ЭГ и ЭЭГ);

- комплексную терапию больным с неврологической патоло­
гией при лечении в амбулаторных условиях; обслуживание
тяжелых больных на дому;

— диспансерное наблюдение за детьми с неврологической па­
тологией;

- проведение экспертной оценки детей с неврологической па­
тологией для оформления пособия по инвалидности;

— проведение организационно-методической работы по повы­
шению квалификации медицинского персонала поликлини­
ки по детской неврологии;

— внедрение в практику новых методов диагностики и лече­
ния неврологических заболеваний у детей;

- ведение учетной и отчетной медицинской документации в
соответствии с действующим положением;

— проведение санитарно-просветительной работы по вопро­
сам детской неврологии;

— анализ результатов лечения больных детей с целью оценки
эффективности проводимых лечебно-профилактически*
мероприятий.

Начальник Главного управления охраны материнства и детства Минздрава СССР

И. А. Лешкевцц

Приложение 2

к приказу Минздрава СССР

от 30 октября 1990 г. № 423

Положение о психоневрологическом отделении для новорожденных детей

1. Психоневрологическое отделение для новорожденных детей
является структурным подразделением стационара многопро­
фильной больницы или перинатального центра и использует в
своей работе лечебно-диагностические и вспомогательные под­
разделения больницы, в составе которой оно организовано.

2. Основными задачами отделения являются:

— оказание специализированной диагностической помощи де­
тям первых двух месяцев жизни с перинатальным пораже­
нием нервной системы, нарушением психики;

- проведение дифференцированной комплексной терапии и ранней реабилитации детям с перинатальным поражением нервной системы в целях предупреждения развития тяже­лой психоневрологической инвалидности;

— оказание консультативной помощи детям с тяжелыми пери­
натальными поражениями нервной системы в других отде­
лениях больницы, где размещен специализированный ста­
ционар.

3. В отделение госпитализируются дети первых двух месяцев
жизни с массой тела при рождении не ниже 2000 г с перинаталь­
ным поражением нервной системы из родовспомогательных, ам-
булаторно-поликлинических и больничных учреждений.

4. Отделение в еврей работе руководствуется всеми правила­
ми, предъявляемыми к отделениям для новорожденных детей.

5. Отделение возглавляет заведующий, который должен иметь
опыт работы не менее 3 лет по детской неврологии и специали­
зацию по перинатальной неврологии. В отделении работают вра-
чи-неонатологи, имеющие специальную подготовку по неона-
тальной неврологии. Ортопед и окулист осматривают всех госпи­
тализированных в отделение детей, нейрохирург и генетик — по
показаниям.

6. Для проведения ранней реабилитации психоречевой и дви­
гательной недостаточности у детей в штаты отделения вводятся
должности логопеда и специалистов по физическим методам ле-
чения. Медицинский персонал отделения должен обучать мате­
рей приемам и методам восстановительного лечения для исполь­
зования его в домашних условиях.

7. Дети с поражением нервной системы, выписанные из спе­
циализированного отделения, передаются под наблюдение невро­
патолога поликлиники по месту жительства для осуществления
преемственности в оказании психоневрологической помощи.

Начальник Главного управления охраны материнства и детства Минздрава СССР

И.А. Лешкевич

Приложение 3

к приказу Минздрава СССР

от 30 октября 1990г. № 423

Положение о психоневрологическом отделении для детей раннего возраста

1. Психоневрологическое отделение для детей раннего возра­
ста является структурным подразделением стационара многопро­
фильной больницы. Госпитализация в отделение предусматрива­
ется преимущественно с родителями (родственниками).

2. Основными задачами отделения являются:

— оказание лечебно-диагностической помощи детям раннего
возраста (от 2 месяцев до 3 лет) с поражением нервной сис­
темы и нарушением психики;

— проведение восстановительного лечения;

- осуществление преемственности в оказании неврологичес­
кой помощи детям раннего возраста со всеми медицински­
ми учреждениями.

3. Психоневрологическое отделение для детей раннего возра­
ста в своей работе использует все лечебно-диагностические и
вспомогательные подразделения больницы, в составе которой оно
организовано.

4. Отделение должно иметь:

- помещение для проведения лечебной физкультуры и мас­
сажа;

- комнату для логопедических занятий;

- комнату для проведения воспитательной работы;

— комнату для матерей;

— комнату для отдыха персонала.

5. В штаты отделения для организации консультативной помо­
щи детям и родителям вводятся должности логопеда и психоло­
га. В целях ранней реабилитации необходимо шире использовать
методистов по лечебной физкультуре и массажистов.

6. Отделение возглавляет заведующий. Заведующий отделени­
ем должен иметь опыт работы не менее 3 лет по детской невро­
логии, хорошо знать физиологию и патологию раннего детского
возраста и обладать организаторскими способностями.

Начальник Главного управления охраны материнства и детства Минздрава СССР

И.А. Лешкевин

Приложение 4

к приказу Минздрава СССР

от 30 октября 1990г. № 423

Положение

О детском неврологическом отделении стационара

1. Детское неврологическое отделение является структурным
подразделением стационара детской многопрофильной больницы.

2. Основной задачей детского неврологического отделения яв­
ляется оказание квалифицированной диагностической и реабили­
тационной помощи детям с поражением нервной системы в воз­
расте от 3 до 14 лет, а также осуществление преемственности в ока­
зании неврологической помощи детям со всеми медицинскими
учреждениями.

3. Детское неврологическое отделение в своей работе исполь­
зует все лечебно-диагностические и вспомогательные подразделе­
ния больницы, в составе которой оно организовано. |

4. Отделение должно иметь: |

— боксированные палаты; I

- кабинеты ЛФК и массажа;

— кабинет для рефлексотерапии;

— логопедические кабинеты и учебные комнаты;

— комнаты для матерей;

— комнаты для свидания родителей и детей;

— помещение для отдыха персонала.

5. В штаты отделения вводятся дополнительные должности
логопеда, психолога или, в зависимости от контингента
больных, должность учителя-дефектолога.

6. Отделение возглавляет заведующий. На должность заведу­
ющего отделением назначается врач-невропатолог, хорошо знаю­
щий неврологическую патологию у детей, имеющий опыт рабо-
ты не менее 3 лет по детской неврологии и обладающий органи­
заторскими способностями.

Начальник Главного управления охраны материнства и детства Минздрава СССР

И. А. Лешкевич

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ

ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ

Приказ Минздравмедпрома России от 14 марта 1995г. № 60

(Извлечение)

Инструкция по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов

Утверждена приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1995г. № 60

Введение

Объективный мониторинг здоровья детей дошкольного и школьного возраста с разработкой адекватных программ, обеспе­чивающих его охрану и укрепление, является не только актуаль­ной медицинской, но и острой социальной проблемой.

Основным источником сведений о состоянии здоровья детс­кого населения служат результаты обязательных медицинских ос­мотров в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, а также в период школьного обучения. Достоверность этой инфор­мации впрямую зависит от качества организации и содержания таких осмотров на всей территории страны. В этой связи, а также Учитывая переход отечественного здравоохранения на принципы

страховой медицины, разработаны нормативы профилактических осмотров дошкольников и школьников. Представленные ниже медико-экономические нормативы базируются на новом Поло­жении о профилактических осмотрах детей, посещающих обра-зевательные учреждения, утвержденном совместным

Положение о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения

ОРГАНИЗАЦИЯ медицинского обслуживания в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников ДОУ и школ)

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, они устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к размещению, территории, зданию общеобразовательного учреждения, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, а также организации медицинского обслуживания обучающихся. Весьма важно, чтобы медицинские кабинеты соответствовали нормам по набору помещений и оборудованию. Специалисты Роспотребнадзора осуществляет тесное взаимодействие с органами исполнительной власти в области образования и здравоохранения по созданию условий для соблюдения санитарных правил и улучшению медицинского обслуживания школьников и воспитанников дошкольных учреждений.

Основные требования к организации медицинского обслуживания обучающихся общеобразовательных учреждений регламентированы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских образовательных организациях" и предполагают следующее:

1. Во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.

2. Медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных учреждениях и воспитанников подразделений дошкольного образования следует организовывать и проводить в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

3. Обучающиеся допускают к занятиям в общеобразовательном учреждении после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра.

4. Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний.

5. С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) медицинскому персоналу необходимо проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части головы и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70 0 раствором спирта.

6. При обнаружении чесотки и педикулеза обучающиеся на время проведения лечения отстраняются от посещения учреждения. Они могут быть допущены в общеобразовательное учреждение только после завершения всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий, подтвержденных справкой от врача.

При выявлении в учреждении чесотки проводят текущую дезинфекцию в соответствии с требованиями территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации.

8. Все работники общеобразовательного учреждения проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Каждый работник общеобразовательного учреждения должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.

Работники, уклоняющиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

9. Педагогические работники общеобразовательных учреждений при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в детских образовательных организациях предполагают следующее:

1. В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники проводят:

- медицинские осмотры детей (в том числе на педикулез) при поступлении в дошкольные образовательные организации с целью выявления больных. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой для санации. Прием детей после санации допускается в дошкольные образовательные организации при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза; результаты осмотра заносят в специальный журнал;

- систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;

- работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;

- распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;

- информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;

- систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;

- организацию и контроль за проведением профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий,

- работу по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;

- работу с персоналом и детьми по формированию здорового образа жизни (организация "дней здоровья", игр, викторин и другие);

- медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;

- контроль за пищеблоком и питанием детей;

- ведение медицинской документации.

2. В целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных организациях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии.

2.1. Выявление инвазированных контагиозных гельминтозами осуществляется одновременным однократным обследованием всех детей дошкольных образовательных организаций один раз в год.

2.2. Всех выявленных инвазированных регистрируют в журнале для инфекционных заболеваний и проводят медикаментозную терапию.

2.3. При выявлении 20% и более инвазированных острицами среди детей проводят оздоровление всех детей и обслуживающего персонала дошкольных образовательных организаций. Одновременно проводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и их оздоровление в соответствии с санитарными правилами по профилактике энтеробиозов.

2.4. При регистрации случаев заболеваний среди детей и персонала дошкольных образовательных организаций контагиозными гельминтозами профилактические мероприятия проводят как в период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этом необходимо:

- ежедневно 2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора;

- провести чистку (очистить с использованием пылесоса) или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерицидными лампами в течение 30 минут на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушки и убрать их до завершения заключительной дезинвазии;

- в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушки обрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать в помещении;

- в группах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом нательное, постельное белье и полотенца;

- следить за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены (ногти на руках детей и персонала должны быть коротко острижены).

2.5. Для профилактики паразитозов проводят лабораторный контроль за качеством воды в ванне бассейна и одновременным отбором смывов с объектов внешней среды на паразитологические показатели.

Медицинскую помощь детям в дошкольных учреждениях и школах оказывают врач и медицинская сестра, в крупных яслях, яслях-садах, школах имеется несколько медицинских сестер. Врач учреждения обязан:

1. проводить осмотр вновь поступивших детей, назначать им при необходимости медико-педагогические мероприятия, способствующие благоприятному течению периода адаптации;

2. проводить плановые профилактические осмотры детей перед прививками и контролировать проведение профилактических прививок;

3. вести наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей;

4. вести наблюдение за диспансерной группой больных детей;

5. осматривать детей при подозрении на острое инфекционное заболевание;

6. осуществлять контроль за организацией физического (воспитания и закаливания детей;

7. проводить работу по профилактике травматизма;

8. ставить в известность заведующего отделением в поликлинике о состоянии здоровья детей, их заболеваемости и принимаемых мерах по предупреждению болезней;

9. постоянно проводить занятия с медицинским и педагогическим персоналом по вопросам санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, оздоровительных мероприятий, закаливания, физического воспитания, организации питания.

Медицинская сестра работает под руководством врача и выполняет следующие обязанности:

1. принимает участие в осмотрах детей врачом, помогает проводить антропометрические измерения;

2. по назначению врача организует закаливающие процедуры, профилактические прививки, диагностические пробы, забор анализов для лабораторных исследований и другие медицинские назначения;

3. проводит изоляцию заболевших детей, а в тяжелых случаях осуществляет госпитализацию, следит за состоянием оставшихся детей, имевших контакт с заболевшим, организует заключительную и текущую дезинфекцию;

4. оказывает доврачебную помощь внезапно заболевшему или получившему травму ребенку;

5. проводит работу по профилактике травматизма;

6. осуществляет санитарно-просветительную работу с сотрудниками учреждения и родителями;

7. следит за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом, за медицинским обследованием персонала образовательного учреждения.

Медицинские работники, а также весь персонал обеспечивают строгую изоляцию этой группы и тщательное соблюдение противоэпидемического и дезинфекционного режимов. Дети, которые перенесли острые инфекционные заболевания, хирургические вмешательства, получившие травматические повреждения, временно освобождаются от занятий физической культурой на срок, устанавливаемый врачом.

Школьники, занимающиеся в спортивных секциях и выступающие в соревнованиях, должны находиться на постоянном диспансерном учете в школе и проходить медицинские осмотры перед каждым соревнованием.

При контроле за питанием медицинские работники обращают внимание на аппетит детей, наличие индивидуального питания, назначенного ослабленным детям, с аллергией или имеющим какое-либо заболевание органов пищеварения. Организуя и контролируя работу по физическому воспитанию, врач и медицинская сестра в первую очередь обращают внимание на двигательную активность детей во время прогулок, занятий и игр по развитию движений в перерывах между занятиями. При проведении закаливающих процедур контролируется правильность их выполнения: учитывается температура воды, длительность процедуры, индивидуальные особенности ребенка.

Для предупреждения травматизма в детском коллективе проводится проверка на прочность спортивного инвентаря в помещении, на прогулочных площадках, различные физкультурные приспособления (шведские стенки, лесенки и т. д.).

Хранение дезинфекционных и моющих средств, медикаментов, острых и режущих предметов осуществляется в помещениях в которые нет доступа детям.

Медицинские работники обязаны постоянно работать над повышением своей квалификации, проводить консультации для педагогического персонала, проводить санитарно‑просветительную работу с родителями.

Что если по медицинским показаниям трудиться нельзя?

Может ли работодатель не увольнять работника по медицинским показаниям, а отстранить его от занимаемой должности на время восстановительного периода?

Часть 4 ст. 73 ТК РФ предусматривает такую возможность, но только для так называемых топ-сотрудников, в числе которых:

  • руководитель, (его заместители) организации;
  • руководитель (его заместители) филиала;
  • руководитель, (его заместители) представительства;
  • руководитель (его заместители) иного обособленного структурного подразделения;


К сведению:

Если работник нуждается в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, то работодатель должен осуществить этот перевод – согласно ч. 1 ст. 73 ТК РФ. Однако:

  • медицинское заключение должно быть выдано в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • необходимо письменное согласие работника;
  • предлагаемая работа не должна быть противопоказана работнику по состоянию здоровья.

Если нет подходящих вакансий или работник отказался от них, работодатель обязан расторгнуть трудовой договор с ним на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Вопрос:

Можно ли оставить работника на занимаемой должности, если тот готов трудиться дальше, несмотря на медицинские противопоказания?

Перевод сотрудника на работу, которая не противопоказана ему по состоянию здоровья, – это не право, а обязанность работодателя, на что прямо указано в ч. 1 ст. 73 ТК РФ. Абзац 5 ч. 1 ст. 76 ТК РФ также обязывает работодателя отстранить от работы сотрудника при выявлении (в соответствии с медицинским заключением) противопоказаний для выполнения им работы, обусловленной трудовым договором.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан не допускать к исполнению трудовых обязанностей работников, если у них имеются медицинские противопоказания. Конституционный суд в Определении от 25.01.2018 № 144-О поясняет, что данная норма направлена на охрану здоровья работника.

ТК РФ запрещает оставить сотрудника на работе, противопоказанной ему по состоянию здоровья.

Однако суд учел, что согласно должностной инструкции исполнение обязанностей Р. Л предполагает физическое и нервно-психическое напряжение, воздействие иных вредных факторов, противопоказанных ей в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (например, участие в полевых работах для получения фактического материала, организация и проведение геологических наблюдений на сети режимных и наблюдательных скважин). А работодатель по объективным причинам не имел возможности создать специальные условия труда для Р. Л. на ее рабочем месте исходя из обязательных рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Поэтому суд указал, что работодатель имел законные основания для отстранения Р. Л. от работы в противопоказанных ей условиях труда.

К сведению:

Если работник нуждается в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, то работодатель должен осуществить этот перевод – согласно ч. 1 ст. 73 ТК РФ. Однако:

  • медицинское заключение должно быть выдано в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • необходимо письменное согласие работника;
  • предлагаемая работа не должна быть противопоказана работнику по состоянию здоровья.

Если нет подходящих вакансий или работник отказался от них, работодатель обязан расторгнуть трудовой договор с ним на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Вопрос:

Случаи увольнения работника по инициативе работодателя перечислены в ст. 81 ТК РФ. Но почему там нет упоминания об увольнении на основании медицинского заключения?

Перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя приведен в ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Такое основание увольнения, как отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, отсутствует. И это не случайно.

Если увольнение работника происходит по медицинским показаниям, то основанием для прекращения трудовых отношений с истцом является не инициатива работодателя, а объективные, то есть не зависящие от воли сторон трудового договора обстоятельства.

Работодатель обязан уволить сотрудника в случае медицинских противопоказаний (если нет подходящих вакансий или сотрудник не согласен на предложенные) на основании абз. 5 ч. 1 ст. 76, п. 8 ч. 1 ст. 77, ч. 2 ст. 212 ТК РФ.

Обратите внимание на то, что в этом случае трудовой договор прекращается не по ст. 81, а по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Пример из судебной практики – Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 08.07.2015 по делу № 33-4032/2015: когда дальнейшее замещение должности сотрудницей не представлялось возможным в силу установленных объективных причин, работодатель, руководствуясь положениями ст. 73 ТК РФ, издал приказ об увольнении истца по основанию, предусмотренному п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Вопрос:

Увольнение работника по основанию, предусмотренному п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, это, по сути, увольнение в период временной нетрудоспособности. Разве такое увольнение не запрещено работодателю Трудовым кодексом?

Согласно ч. 6 ст. 81 ТК РФ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности.

Однако в данной ситуации увольнение не является инициативой работодателя. Причиной для расторжения трудового договора по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ выступают объективные, то есть не зависящие от воли сторон трудового договора, в частности от воли работодателя, обстоятельства. Именно поэтому установленный ч. 6 ст. 81 ТК РФ запрет на увольнение по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности работника в данной ситуации не действует.

Об этом говорится в Определении ВС РФ от 25.11.2011 № 19-В11-19. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ не согласилась с выводом суда о нарушении ответчиком процедуры увольнения, выразившемся в том, что в нарушение требований ч. 6 ст. 81 ТК РФ истец был уволен по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности.

Другой пример – Апелляционное определение ВС Республики Татарстан от 13.05.2019 по делу № 33-7844/2019. По медицинскому заключению сотрудница не могла продолжать работать на прежней должности. Ей было предложено несколько вакансий, от которых она отказалась. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ трудовой договор с ней был расторгнут. Сотрудница обратилась в суд, указав, что работодатель не имел права увольнять ее в период ее временной нетрудоспособности, но довод был отклонен как основанный на неверном толковании правовых норм.

Вопрос:

Обязан ли работодатель предлагать работнику, увольняемому по медицинским показаниям, все возможные вакантные должности?

Положения ст. 73, гл. 27 ТК РФ не предусматривают предложения работнику всех имеющихся у работодателя вакансий при увольнении по основаниям, предусмотренным п. 8 ст. 77 ТК РФ. Работодателю следует учитывать, что предлагаемая работа не должна быть противопоказана работнику по состоянию здоровья. Например, если работнику нельзя выполнять трудовые обязанности в шумном помещении, то должность моториста ему не подойдет, то есть ее предлагать не нужно.

Так, на данную особенность предложения вакансий указал Верховный суд Республики Татарстан в Апелляционном определении от 13.05.2019 по делу № 33-7844/2019. В рассматриваемой им ситуации уволенная сотрудница обратилась в суд, сославшись на нарушение процедуры увольнения: сообщила, что ей не были предложены все имеющиеся у работодателя на момент увольнения вакансии. Работодатель убедил суд, что предложил женщине только те вакансии, которые она могла занять с учетом медицинских показаний.

Вопрос:

Всегда ли работодатель обязан отстранять работника, имеющего медицинские противопоказания, от исполнения трудовых функций?

Работодатель не может отстранять работника, имеющего медицинские противопоказания, от исполнения трудовых функций, если диагноз не препятствует работе по состоянию здоровья.

Рассмотрим в качестве примера Определение Самарского областного суда от 21.12.2010 по делу № 33-12718. По результатам медицинского осмотра работающих клинико-экспертная комиссия сделала вывод, что сотрудница У. не годна к работе с производственным шумом. Женщина работала в кондитерском цехе. После того, как она отказалась от предложенных должностей (гардеробщика, сотрудника службы сервиса), был издан приказ о расторжении трудового договора на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Суд счел увольнение незаконным по следующей причине. Согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда профессии допустимый уровень шума составляет 80 дБА, а на рабочем месте У. уровень шума составлял 72 дБА, что не превышает допустимый уровень.

Действительно, У. имела профессиональное заболевание. Она являлась инвалидом III группы по общему заболеванию, утрата профессиональной трудоспособности – 30%. Но в программе реабилитации содержался вывод, что У. может работать.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что диагноз У. не препятствует ей по состоянию здоровья работать, так как класс условий труда У. согласно аттестации рабочего места, профессиограмме – второй, допустимый, и уровень шума на ее рабочем месте также не превышает допустимый.

Однако рассмотрим другую сторону этого вопроса – когда комиссия разрешает работнику трудиться, но работодатель вынужден расторгнуть трудовой договор, поскольку объективно не может создать условия, необходимые для работы.

В Определении ВС РФ от 25.11.2011 № 19-В11-19 рассмотрен такой случай. Работодатель был вынужден уволить начальника отделения банка, хотя тот готов был исполнять свои обязанности, несмотря на медицинские противопоказания. Согласно рекомендациям в индивидуальной программе реабилитации инвалида, представленной работодателю, сотруднику был показан труд в специально созданных условиях, противопоказан труд с выраженным физическим и психоэмоциональным напряжением. В рекомендациях говорилось, что он может продолжать работу управляющим отделения банка в специально созданных условиях класса 1.

Однако согласно результатам аттестации, проведенной аккредитованной организацией, по факторам производственной среды и трудового процесса рабочее место истца объективно отвечало условиям труда второй степени третьего класса – 3.2. Кроме того, из протокола заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда в организации-работодателе следовало, что на руководящих должностях, одну из которых занимал истец, по напряженности установлен класс условий труда 3.2, который нельзя улучшить, что обусловлено спецификой данной работы.

Судебная коллегия пришла к выводу о том, что работодатель имел законные основания для отстранения истца от работы в противопоказанных ему условиях труда.

Вопрос:

Какими нормами руководствоваться, если по состоянию здоровья требуется перевести на другую работу беременную женщину, являющуюся руководителем?

Если беременные женщины в соответствии с медицинским заключением переведены на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, их средний заработок по прежней работе сохраняется (ч. 1 ст. 254 ТК РФ).

Вопрос:

Как оформляется приказ об увольнении по медицинским показаниям?

День, когда работодатель узнал о медицинских противопоказаниях работника, считается датой прекращения трудовых отношений.

С приказом (распоряжением) о расторжении трудового договора работник должен быть ознакомлен под подпись. Если он отказывается подписать документ или если приказ невозможно довести до сведения работника, это тоже отражается в приказе.

Обратите внимание:

Если работник отказывается от ознакомления с проектом приказа, работодатель все равно обязан предложить ему ознакомиться с самим приказом. Иное решение суд сочтет нарушением процедуры увольнения (пример – Определение Самарского областного суда от 21.12.2010 по делу № 33-12718).

Итак, увольняя работника по медицинским показаниям, работодатель должен соблюдать процедуру расторжения трудового договора:

  • установить невозможность дальнейшего продолжения работы в данной должности (если имеется возможность оптимизировать рабочее место, то увольнение незаконно);
  • предложить работнику все вакансии, соответствующие его возможностям;
  • при отказе от перевода на другую должность подготовить соответствующий приказ и ознакомить с ним работника под подпись.

С руководителями или главбухом работодатель может заключить соглашение о временном отстранении от работы без сохранения заработной платы.

И повторим, что увольнение по медицинским показаниям не является расторжением трудового договора по инициативе работодателя.

[1] За исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным или трудовым договором, соглашениями.

Читайте также: