Работа депутата в чем заключается

Обновлено: 05.05.2024

Сегодня каждый человек знает, что депутатом быть не только хорошо, но и очень прибыльно. Любой депутат обладает неприкосновенностью, которая отмечена в законе. Таким образом, он не может быть уголовно осужден за какое-либо правонарушение. Также он не может быть привлечен к административной ответственности, которая налагается в судебном порядке. Также депутат не может быть задержан, его нельзя допрашивать, обыскивать. Все это оговорено в законах РФ. Однако здесь же указываются те случаи, в отношении которых все вышеперечисленное утрачивает свою силу.

Тем не менее, любой Депутат в нашей обычной жизни имеет некоторые преимущества по сравнению с обычными гражданами.

Если Депутат ранее не служил в армии, то на время его депутатских полномочий, он освобождается от призыва в армию, от службы в армии. И, наконец, за то, что депутат работает на своей работе, он получает достаточно хороший оклад, приправленный многочисленными льготами и компенсациями.

В соответствии с Конституцией РФ практически каждый гражданин имеет право избираться и быть избранным в органы местного самоуправления и государственной власти.

Как можно стать депутатом? Если вы решили выдвинуть свою кандидатуру на должность депутата в городскую или областную Думу, то вам необходимо сначала стать кандидатом в депутаты. Для этого избирательная комиссия должна зарегистрировать вас в качестве кандидата. Однако делается это не так-то просто. Сначала вам необходимо будет собрать определенное количество голосов с жителей своего города. Вам будет выдан специальный бланк, на котором ваши помощники будут отмечать тех людей, которые готовы поддержать вас на выборах. Однако прежде чем вам рваться в бой, необходимо внимательно прочитать закон Российской Федерации. В Конституции ясно, четко, лаконично определяется то, кто имеет право быть кандидатом в Депутаты.

Кто может быть кандидатом в Депутаты? Любой человек, который решил стать Депутатом, должен быть гражданином Российской Федерации. Любой кандидат должен достигнуть 21 года. Он должен проживать на территории того государства, где он избирается.

Согласно нашему законодательству, депутатом не может быть тот человек, который уже был признан судом недееспособным, а также тот человек, который находится в местах лишения свободы. Также законодательством могут быть установлены иные ограничения для кандидатов в Депутаты Думы.

Итак, вы решили, что вы идеально подходите, не имеете никаких ограничений. Тогда вы смело можете выдвигать свою кандидатуру в кандидаты. Наверняка, вы ранее замечали то, что кандидаты, как правило, выдвигаются от политических партий. Так, меду собой борются не те люди, которые желают быть депутатами, а идет настоящая битва политических партий за свое место под солнцем. Также депутатов могут выдвигать избирательные объединения, блоки. Если же никто из вышеперечисленных ячеек не желает выдвигать такого привлекательного, самодостаточного, амбициозного человека, как вы, то ничего страшного. Согласно закону, вы можете отстоять самовыдвижение. Однако не будем забывать, что после того, как вы подадите заявление в избирательную комиссию, вам нужно будет собрать определенное количество голосов в свою поддержку. В качестве альтернативы вы можете внести избирательный залог.

И вот произошло чудо! Вас зарегистрировали, вы стали кандидатом в депутаты. Теперь необходимо начинать свою предвыборную агитацию. Во-первых, народ вас должен знать в лицо. Для этого вам необходимо проводить максимальное количество встреч с населением того округа, где вы избираетесь. Во-вторых, вам должны доверять. А это самое главное. Вы можете ходить по всем дворам, разговаривать со всеми жильцами, но если вам не доверяют, то на выборах ничего ждать не приходится. Это своеобразная игра, целью которой является вакантное место в думе. Участвуют в этой игре не столько кандидаты в Депутаты, сколько их команда, которая продумывает буквально каждый шаг своих подопечных, просчитывает необходимость встречи с одними и другими людьми. Если вы решили быть Депутатом, то во время предвыборной программы вам просто необходима команда специалистов, которая бы организовывал ваши встречи, занималась всеми вопросами, которые касаются публикации информации в местных газетах, на радио, телевидении.

Все действия необходимо выполнять в соответствии с законом. Так, начинать агитацию необходимо в строго оговоренное время, а заканчивать за сутки до начала выборов. Развешивать агитационный материал можно только в тех местах, которые официально разрешены законом. Если вы сделаете что-либо не по норме, то вас могут снять с кандидатов в депутаты. Поэтом нормы и правила закона советуем вам почитать самостоятельно, а также нанять юриста на время проведения предвыборной компании.

Если вы желаете быть кандидатом, то до начала предвыборной программы обратите внимание на следующие критерии.

- внешний вид. Мы все симпатизируем человеку, прежде всего, исходя из его внешнего вида. Фотографии кандидатов всегда украшают плакаты городов. Поэтому, если вы не довольны своей внешностью, еще есть время посетить салоны красоты.

- красноречивость. Кандидаты очень много разговаривают с людьми. Если вы не обладаете даром убеждения, стесняетесь говорить набольшую публику, то вам необходимо нанять специалиста, который в короткие сроки научит вас красиво и убедительно разговаривать.

- фамилия. Как часто мы смеемся над необычными фамилиями? Да, практически, постоянно. Если у вас тоже уникальная фамилия, то советуем вам сменить ее на более привычную и благозвучную. Очень часто люди не выбирают в качестве депутата человека только потому, что им не понравилась его фамилия.

ГОСТ Р 57725-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОМОЩНИКОВ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Activities of legislative (representative) bodies of the constituent entities of the Russian Federation elected officials assistants. General requirements

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным бюджетным учреждением "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области" (ФБУ "Тест-С.-Петербург")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 115 "Устойчивое развитие административно-территориальных образований"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2017 г. N 1262-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к деятельности помощников депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе правовой статус, квалификационные требования, должностные обязанности, права и ответственность, порядок планирования и организации работы.

Настоящий стандарт предназначен для применения законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

Настоящий стандарт разработан с учетом законодательных актов Российской Федерации [1], [2], а также законов субъектов Российской Федерации о гарантиях деятельности депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, о государственной гражданской службе и о реестре государственных должностей субъекта Российской Федерации.

2 Общие положения

2.1 Помощник депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - помощник депутата, помощник) - гражданин Российской Федерации, оказывающий информационную, экспертно-аналитическую, организационную и техническую помощь депутату законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении им своих полномочий, предусмотренных действующим законодательством и регламентом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - Собрание депутатов, Собрание).

2.2 В своей деятельности помощник депутата руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, постановлениями и решениями Собрания депутатов, распоряжениями Председателя Собрания депутатов и указаниями депутата, помощником которого он является.

2.3 Помощник депутата осуществляет свою деятельность на штатной основе - на основании срочного трудового договора, срочного служебного контракта с Собранием депутатов, либо на основании гражданско-правового договора с Собранием депутатов, либо на общественных началах.

2.4 Гражданин не может быть одновременно помощником двух и более депутатов.

2.5 Гражданин не может стать помощником депутата, а помощник депутата не может продолжать исполнять обязанности помощника депутата в случае:

- признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

- осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей помощника депутата, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение обязанностей помощника депутата связано с использованием таких сведений;

- близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с депутатом;

- выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

- наличия гражданства другого государства (других государств).

2.6 Единое для всех депутатов максимально возможное число помощников депутата Собрания депутатов, в том числе помощников, работающих на штатной основе, и максимальная (предельная) величина фонда их заработной платы и (или) средств, выделяемых на оплату работы помощников депутата по гражданско-правовым договорам, определяет Собрание депутатов.

2.7 Депутат Собрания депутатов самостоятельно осуществляет персональный подбор кандидатур на должность помощника депутата с учетом квалификационных требований к уровню их профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, знаниям и навыкам, установленных решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или распоряжением Председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2.8 Руководство деятельностью помощников депутата осуществляется непосредственно депутатом Собрания, который определяет перечень обязанностей каждого помощника с учетом требований положения о помощнике (должностного регламента помощника) депутата Собрания, а также организовывает их работу. Передача помощнику полномочий депутата не допускается.

2.9 Депутат через местные средства массовой информации извещает население своего избирательного округа или территории, закрепленной за ним решением фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, о персональном составе и служебных контактах своих помощников, уполномоченных им на взаимодействие с населением и местными органами власти.

2.10 Документом, подтверждающим полномочия помощника, является удостоверение помощника установленного образца, которое оформляется по представлению депутата законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение семи рабочих дней структурным подразделением аппарата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Удостоверение помощника действительно до момента увольнения помощника, работающего на постоянной основе, или до окончания им работы по гражданско-правовому договору, а для общественного помощника до момента окончания его деятельности. Срок действия указанного документа не должен превышать срок полномочий депутата, помощником которого он является.

В случае увольнения или прекращения отношений помощник депутата обязан возвратить свое удостоверение в структурное подразделение аппарата Собрания депутатов, выдавшее удостоверение, а также передать депутату либо уполномоченному им лицу все документы, содержащие служебную информацию, и материальные ценности, полученные помощником депутата при осуществлении своих полномочий.

2.11 Наделение полномочиями помощника депутата оформляется распоряжением Председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, издаваемым:

- в отношении помощника депутата, осуществляющего свою деятельность на условиях срочного трудового договора (срочного служебного контракта: прием на работу помощника депутата по срочному трудовому договору, срочному служебному контракту), - на основании заключенного срочного трудового договора (срочного служебного контракта);

- в отношении помощника депутата, осуществляющего свою деятельность на условиях гражданско-правового договора, - на основании заключенного гражданско-правового договора;

- в отношении помощника, осуществляющего свою деятельность на общественных началах (общественного помощника), - на основании его личного заявления и представления депутата.

В представлении депутата указывается срок наделения полномочиями помощника депутата, который не может превышать срок полномочий депутата.

2.12 Постоянным рабочим местом помощника депутата является помещение, оборудованное надлежащим образом, содержание которого осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на обеспечение деятельности Собрания депутатов.

3 Срок полномочий помощника депутата

3.1 Полномочия помощника депутата начинаются со дня подписания Председателем Собрания депутатов распоряжения о назначении помощником депутата.

3.2 Срок полномочий помощника депутата не может превышать срока полномочий самого депутата. Деятельность помощника депутата автоматически прекращается со дня прекращения полномочий депутата.

3.3 Полномочия помощника депутата могут прекратиться досрочно в случаях, указанных в 2.5 настоящего стандарта, а также в случае:

- личной инициативы помощника депутата;

- инициативы Председателя Собрания депутатов, других депутатов в связи с совершением помощником депутата действий, способных нанести урон деловой репутации законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, деловой репутации, чести и достоинству других депутатов;

- смерти помощника депутата;

- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

3.4 Прекращение полномочий помощника депутата осуществляется на основании соответствующего распоряжения Председателя Собрания депутатов после его издания.

4 Помощник депутата, работающий на постоянной основе

4.1 Прием на работу помощника депутата в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и (или) законодательством о государственной гражданской службе производится на основании срочного трудового договора (срочного служебного контракта) и оформляется распоряжением Председателя Собрания депутатов.

4.2 Срочный трудовой договор (срочный служебный контракт) заключается на основании личного заявления помощника депутата и представления депутата на указанный в представлении определенный срок, не превышающий срока полномочий депутата.

4.3 Работа по срочному трудовому договору (срочному служебному контракту) является для помощника депутата основным местом работы или работой по совместительству.

4.4 Прием на работу помощника депутата может быть оформлен со дня фактического начала исполнения обязанностей, если об этом содержится указание в представлении депутата, но не ранее дня начала осуществления депутатом своих полномочий.

4.5 Кадровое подразделение аппарата Собрания депутатов должно вести личное дело на каждого принятого на работу помощника депутата.

4.6 Увольнение с работы помощника депутата до истечения срока действия срочного трудового договора (срочного служебного контракта) осуществляют:

- по представлению депутата по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

- в случае досрочного прекращения полномочий депутата независимо от срока действия заключенного срочного трудового договора (срочного служебного контракта);

- по собственному желанию помощника депутата;

- по инициативе Председателя Собрания депутатов, иных депутатов в связи с совершением помощником депутата действий, способных нанести урон деловой репутации, чести и достоинству депутата;

- в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении помощника депутата;

- в случае прекращения полномочий депутата;

- признания судом помощника депутата недееспособным или ограниченно дееспособным;

- в случае выезда помощника депутата за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

- призыва помощника депутата на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

- в случае прекращения гражданства Российской Федерации, приобретения помощником депутата гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

- по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

4.7 Помощник депутата должен работать под непосредственным руководством и выполнять поручения депутата, который организует учет и контроль за соблюдением служебного распорядка (режима работы и отдыха), передачу сведений по учету рабочего времени в кадровое подразделение аппарата Собрания депутатов для подготовки табеля и начисления оплаты труда.

4.8 Помощнику депутата, работающему по срочному трудовому договору (срочному служебному контракту), устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов с двумя выходными днями (суббота и воскресенье). При этом продолжительность рабочего дня составляет 8 часов, перерыв для отдыха и питания в рабочее время не включается. При работе по совместительству месячная норма рабочего времени не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для помощников депутатов.

Продолжительность рабочего дня накануне нерабочих праздничных дней сокращается на один час.

4.9 Помощнику депутата, работающему по срочному трудовому договору (срочному служебному контракту), по его письменному заявлению, согласованному с депутатом, предоставляют ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.

Очередность предоставления оплачиваемых отпусков помощникам депутата определяется по согласованию с депутатом.

4.10 Оформление отпусков помощнику депутата осуществляется по распоряжению Председателя Собрания депутатов.

4.11 При временной нетрудоспособности помощнику выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством.

4.12 Помощники, работающие на постоянной основе, если это предусмотрено Реестром должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, могут замещать следующие должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации:

- должность главного помощника депутата, относящуюся к главной группе должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

- должность помощника депутата, относящуюся к ведущей группе должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

4.13 Правовое положение помощника, работающего на постоянной основе, определяется действующим законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации о государственной гражданской службе, Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением о режиме работы в помещениях, занимаемых Собранием депутатов.

Муниципальный депутат ─ это народный избранник, которому доверено представлять интересы жителей конкретного муниципального образования (МО). Согласно закону, муниципальное самоуправление не рассматривается как форма государственной власти, а является лишь инструментом, благодаря которому жители получают возможность сами решать, какие меры для улучшения жизни в данный момент являются наиболее актуальными. Своё право на участие в управлении муниципальным образованием они реализуют через избранных ими депутатов.

Муниципальный депутат

Финансы и Устав МО

Несмотря на то что полномочия муниципальных депутатов значительно уступают тем, которыми наделены народные избранники, заседающие в Государственной думе, они также имеют возможность решать весьма важные вопросы. Например, в их ведении находится всё, что связано с имуществом и бюджетом МО, который рассчитывается в соответствии с общим количеством жителей. Результаты работ, проведённых в этом направлении, они должны доводить до сведения избирателей, и подробно отчитываться перед ними в том, на что именно были потрачены деньги.

Ещё одной важной обязанностью, возложенной на депутата муниципального совета, является его участие в составлении и утверждении Местного устава, являющегося базовым документом, на основании которого строится вся внутренняя жизнь МО. Если же принятый ранее Устав со временем нуждается в доработках, то внесение в него соответствующих изменений также является прерогативой народного представителя.

Забота об инвалидах и организация досуга граждан

В полномочия муниципальных депутатов входят также вопросы, связанные с опекой и попечительством над полностью, или частично недееспособными гражданами, проживающими в пределах округа. Именно народным избранникам доверяется контроль за соблюдением их законных прав и интересов. Работая в этом направлении, они имеют возможность опираться на помощь специалистов самых различных профилей.

Депутат совета депутатов муниципального округа

Работа депутата Совета депутатов муниципального округа тесно связана также со всем, что имеет отношение к развитию спорта на подведомственной ему территории, и организации досуга местных жителей. Принимая во внимание, что в его ведении находится распределение всех, находящихся в округе помещений, пригодных для размещения в них частных спортивных секций и досуговых центров, становится очевидным, что депутат должен быть человеком высоких моральных принципов, и уметь противостоять возможным попыткам подкупа, со стороны недобросовестных предпринимателей.

Благоустройство территорий и вопросы законотворчества

Важной стороной деятельности муниципального депутата является забота о благоустройстве территории его округа. Она включает в себя не только организацию тех или иных работ, направленных на улучшение состояния улиц и дворов, но и контроль за качеством выполнения данных им поручений. К примеру, недостаточно приложить усилия к тому, чтобы в определённом районе была построена детская площадка, важно ещё лично проверить, чтобы работы были выполнены в срок, на должном техническом уровне и в дальнейшем обеспечивали полную безопасность детей.

Сельское поселение

Взаимодействие депутата с избирателями

В случае решения особо важных вопросов статус муниципального депутата позволяет ему инициировать референдум, цель которого ─ выяснить мнение большинства граждан по данному вопросу. Он обязан прислушиваться к их мнению даже в тех случаях, когда выдвигаемые инициативы идут вразрез намеченным ранее планам.

Для более тесного взаимодействия с населением округа депутат может организовывать публичные слушанья, например, связанные с проблемами строительства, обеспечения охраны порядка или проведения мероприятий в честь каких-либо местных праздников. Это наиболее актуально в сельских поселениях, имеющих свои исторические традиции и специфические особенности жизни.

Муниципальные советы и государственная власть

В силу характерных особенностей органов муниципального самоуправления важной проблемой является обеспечение их взаимодействия с представителями государственной власти, дающего возможность согласовывать на региональном уровне решение местных вопросов. Для этого муниципальным депутатам предоставляются самые широкие возможности. Например, каждый из них вправе обратиться с депутатским запросом в любую федеральную инстанцию.

Депутат муниципального совета

Кроме того, депутаты наделены полномочиями инициировать проверку работы главы районной администрации, то есть вторгаться в область деятельности исполнительной власти. В конфликтных же случаях им предоставлено право решать муниципальные вопросы в суде, при необходимости направляя обращения в его высшие инстанции.

В то же время для привлечения общественного внимания к вопросам, не нашедшим решения на муниципальном уровне, депутат может воспользоваться помощью средств массовой информации, что в ряде случаев уже приносило желаемые результаты.

Социально-экономическая сфера деятельности депутатов

Народные избранники обязаны также осуществлять контроль за деятельностью иных муниципалитетов и различных организаций, выполняющих те или иные действия по заказу их округа. Им же дано право осуществлять совместную работу с представителями любых других муниципальных образований, направленную на решение общих проблем.

В сферу компетенции депутатов входит также решение ряда социально-экономических вопросов. В качестве примера можно привести работу Петергофского совета муниципальных депутатов, членами которого регулярно проводится сбор статистических данных, характеризующих состояние этих двух важнейших областей жизни округа. Предоставленные затем на рассмотрение соответствующих государственных органов, результаты проверок помогают в полной мере составить картину экономической и социальной жизни этой части Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Полномочия муниципальных депутатов

На какие средства живёт депутат?

Можно ли совмещать исполнение депутатских обязанностей с иной формой оплачиваемой деятельности? Этот вопрос часто вызывает дискуссии, и на нём стоит остановиться особо. Дело в том, что в поисках ответа обычно проводят параллель между депутатами Госдумы и их коллегами из советов муниципальных образований, а это не вполне верно. Действительно, согласно закону, обладатели мандатов высшего законодательного органа власти России лишены права заниматься чем-либо, кроме исполнения своих прямых обязанностей. Исключение составляет преподавательская, творческая и научная деятельность.

В муниципальных же советах картина несколько иная. Вышеперечисленные ограничения касаются лишь тех депутатов, которые исполняют свои обязанности на постоянной основе (за деньги), а их, согласно закону, может быть не более 10 % из общего числа лиц, имеющих мандаты. Поскольку количество депутатов зависит от численности населения округа, то нередко можно встретить советы (например, в сельских поселениях), состоящие из 10 человек. В этом случае лишь один из них имеет право работать на постоянной основе, и только ему запрещено совмещать депутатскую деятельность с бизнесом или какой-либо иной формой получения доходов.

Как стать муниципальным депутатом?

Состав Совета муниципальных депутатов формируется на основе выборов, проводимых раз в 4 года. Участвовать в них могут как представители определённых политических партий, так и самовыдвиженцы. В первом случае задача кандидата облегчается, поскольку ему заранее обеспечена поддержка его однопартийцев. В противном случае соискатель мандата должен заранее проявить себя и заслужить уважение своего будущего электората. Для прохождения в этот орган народного самоуправления требуется набрать не менее 5% голосов избирателей.

Статус муниципального депутата

Ответственность за выполняемую работу

В существующем законодательстве чётко очерчены права муниципального депутата и его обязанности. Единственной предоставляемой ему льготой является возможность бесплатного проезда в общественном транспорте. Обязанности же весьма обширны, о них шла речь в предыдущих разделах. Остаётся добавить несколько слов об ответственности, которую депутат несёт за выполнение тех или иных обещаний, данных им в ходе предвыборной кампании.

Здесь важную роль играет, какой мандат был вручён депутату. Дело в том, что их существует два вида ─ обязательный и свободный. Лишь первый из них обязывает депутата строго следовать, выдвинутой ранее программе, и в этом случае он несёт ответственность перед избирателями за её реализацию.

Второй же оставляет за ним право поступать по своему усмотрению. Поскольку большинство народных избранников являются обладателями именно свободного мандата, часто их реальные действия расходятся с тем, что от них ожидают избиратели. Однако даже в этом случае никто не снимает с них моральной ответственности за результат проделанной работы.

Права муниципального депутата

Привлечение депутата к ответственности за правонарушения

Как и любой другой гражданин страны, муниципальный депутат несёт ответственность перед государством в случае нарушения им требований законодательства. Однако, в силу депутатской неприкосновенности, порядок его привлечения к ответственности несколько иной, чем тот, который предусмотрен в отношении простых граждан.

Кроме того, он не может подвергаться досмотру, обыску, проверке автомобиля и находящейся при нём документации, а также прослушиванию средств связи и контролю за перепиской. Исключение составляют лишь те случаи, когда народный избранник обнаружен на месте совершённого им противоправного действия. Но и при этом закон требует, чтобы в известность были поставлены прокурор и председатель выборного органа.

Депута́т (от лат. deputatus — посланный) — лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закрепленных в Конституции и законах.

Почти во всех странах, получая статус депутата, выбранное лицо приобретает неприкосновенность (т.е. право на защиту от уголовного или административного преследования в виде усложнённого порядка привлечения к ответственности) с тем, чтобы снизить депутатские риски.

В части стран этим понятием обозначают лишь законодателей, работающих в (центральном) парламенте.

Содержание

Депутаты в других сферах

В настоящее время для сближения населения и властей производятся различные мероприятия. К примеру, уже с детского возраста знакомят школьников с избирательным правом не только на уроках, но и на других мероприятиях: создаются Районные и Городские Думы школьников, в которые входят кандидаты от школ и районов [источник не указан 561 день] . Данные представители детского населения тесно взаимодействуют с органами местного самоуправления и могут влиять на различные нововведения и изменения. Данный проект оправдан, так как любой человек, участвующий в этой деятельности, получает опыт управления, согласования важных решений, а также хорошие коммуникативные навыки

Парламентарий

Правовой статус парламентария — это совокупность прав и обязанностей парламентария (депутатa).

Украина

Всего на Украине действуют 24 областных советов, 178 городских, 488 районных, 278 городов районного значения, 783 поселковых и 10278 сельских советов, Верховный Совет Автономной Республики Крым.

Все депутаты местных советов (225 тысяч граждан) участвуют в работе советов на общественных началах, не получая оплаты за свой труд и не обладая привилегией депутатской неприкосновенности.

Депутатов Украинского парламента (Верховной Рады) — 450. Депутатской неприкосновенностью обладают только депутаты Верховной Рады, и только они из всех депутатов Украины получают зарплату за свою работу.

Россия

Статья 97 1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. 2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. 3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. [1]

Статья 98 1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. 2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания. [2]

Принцип свободы мандата

  • парламентарии рассматриваются как представители всего народа;
  • никто не может давать парламентарию обязывающих наказов;
  • отзыв парламентария избирателями не возможен.

Досрочное прекращение полномочий депутата

  • письменное заявление о сложении полномочий;
  • избрание депутатом иного законодательного органа;
  • утрата гражданства РФ либо приобретение гражданства иного государства;
  • вступление в силу обвинительного приговора суда;
  • ограничение дееспособности.

Формы деятельности депутата

  • участие в заседаниях Совета федерации и Государственной думы;
  • участие в работе комитетов и комиссий палат;
  • участие в выполнении поручений Совета федерации, Государственной думы и их органов;
  • участие в парламентских слушаниях;
  • внесение законопроектов в Государственную думу;
  • внесение парламентского запроса;
  • работа с избирателями;
  • обращение с вопросами к членам Правительства РФ;
  • обращение к соответствующим должностным лицам и органам с требованием принять меры по пресечению нарушения соответствующих прав, свобод и законных интересов граждан.

Гарантии

Гарантии депутатам Государственной думы и членам Совета федерации:

  • неприкосновенность личности;
  • социальное обеспечение;
  • материально-финансовое обеспечение;
  • свидетельский иммунитет
  • гарантии, обеспечивающие непосредственную работу парламентария.

Члены Совета федерации и депутаты Государственной думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены к уголовной ответственности или административной ответственности, не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу, кроме случаев задержания на месте совершения преступления. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора соответствующей палате Федерального Собрания в порядке, предусмотренном в регламенте соответствующей палаты. Отказ соответствующей палаты дать согласие на лишение неприкосновенности депутата Государственной думы или члена Совета федерации является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу и по делу об административном правонарушении.

В зарубежных странах

Правовое положение парламентария в зарубежных странах определяется Конституциями, законами, регламентами, правовыми обычаями. Депутат считается представителем всего народа, а не только того избирательного округа от которого он избран.

В большинстве зарубежных стран депутаты имеют свободный мандат, однако в некоторых странах (обычно стоящих на пути построения социализма) депутаты обладают императивным мандатом. Это означает что депутат представляет избирателей своего округа. Избиратели могут давать депутатам обязательные наказы. В случае невыполнения этих наказов может последовать отзыв депутата.

Депутат провозглашается абсолютно независимым, однако это не так, потому что обычно депутат связан партийной дисциплиной. Более того в парламенте существуют фракции, которые также имеют свою особую дисциплину. Так же имеет место такое явление, как лоббизм

Законодательное собрание Санкт-Петербурга

Законодательное собрание Санкт-Петербурга

В сентябре 2021 года петербуржцам предстоит выбрать депутатов в Законодательное собрание города и Государственную думу. Они обязаны представлять в парламентах интересы граждан и работать на их благо. Что еще и как должны делать депутаты – рассказывает ЗАКС.Ру и сами парламентарии.

Уровень власти

Депутаты Законодательного собрания Петербурга и Государственной думы исполняют свои полномочия на постоянной основе – то есть им нельзя заниматься другой работой. Разрешено только получение денег от творческой, научной и педагогической деятельности (ст. 6 закона о депутатах ЗС). При этом депутат Госдумы даже в этих случаях не может получать зарплату из полностью иностранного источника финансирования (ст. 6 3-ФЗ).

Списки обязанностей депутатов ЗакСа и Госдумы идентичны. Ныне депутат Законодательного собрания, а ранее парламентарий Государственной думы Оксана Дмитриева в разговоре с ЗАКС.Ру пояснила, что разница в полномочиях у парламентариев заключается в уровне представительной власти.

- Разница в уровне. Право законодательной инициативы и депутатских запросов для депутатов ЗакСа – в пределах Петербурга, для депутатов Государственной думы – федеральный уровень и вся страна. Депутат Государственной думы обладает правом депутатского запроса ко всем, кроме президента, - рассказала Дмитриева.

Действующий депутат Госдумы и бывший городской парламентарий Петербурга Виталий Милонов в разговоре с ЗАКС.Ру отметил, что работа в федеральном парламенте обязывает депутата регулярно посещать субъект России, от которого он был избран.

- Официально есть региональная неделя: три недели ты работаешь в Госдуме, а одну неделю на округе. Конечно, так получается, что нужно бывать гораздо чаще: как минимум один-два раза быть и там, и там в неделю, - рассказал Милонов.

В начале очередной сессии депутаты Госдумы сами устанавливают сроки региональной недели. Во время нее парламентарии должны посетить свои регионы, пообщаться с избирателями и принять участие в решении их проблем.

Милонов добавил, что депутаты Госдумы проводят пленарные заседания 2-3 раза в неделю. ЗакС Петербурга обычно собирается один раз в неделю.

Оксана Дмитриева и Виталий Милонов

Оксана Дмитриева и Виталий Милонов

Важные полномочия

Депутат Государственной думы – это "избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия", следует из закона о статусе федеральных парламентариев. У депутата Законодательного собрания Петербурга такое же определение, но полномочия он исполняет на уровне города.

Депутат Государственной думы от "Справедливой России" Олег Нилов в разговоре с ЗАКС.Ру отметил, что граждане через парламентариев на 5 лет передают свое право распоряжаться законодательной базой, а через нее "абсолютно всем, что принадлежит нашему народу". Для депутатов региональных парламентов – тем, что принадлежит избирателям в регионах, для депутатов Госдумы – тем, что принадлежит всей стране, уточнил Нилов. По его словам, важно выбирать именно тех представителей, которые будут работать на благо народа.

- Давайте потратим время, почитаем и разберемся, кому передать нашу акцию в управлении страной. Это очень важное решение. А не так: "Да не буду никому передавать, выкину, как ваучер, наплюю [бывшему первому заместителю председателя правительства России Анатолию] Чубайсу как бы в лицо". То, что вы выкинули ваучер ваш, – вы Чубайсу не наплевали в лицо, наоборот, - считает депутат.

Парламентарии – часть законодательной власти. Они должны писать законы в интересах граждан. То есть депутаты не могут просто приказать кому-либо, например, построить школу между домов №№ 1 и 2 на улице Мира – для этого им надо принять такой закон. Претворять его в жизнь должны уже органы исполнительной власти, как они с этим справляются – другой вопрос.

- Депутат личной власти не имеет. Я не могу сам решить какой-то вопрос, я должен заставлять чиновников это делать, - заявил ЗАКС.Ру депутат ЗакСа от "Яблока" Борис Вишневский.

Помимо написания законов у депутатов Госдумы и ЗакСа есть ряд других полномочий. Парламентарии обязаны участвовать в депутатских слушаниях и принимать избирателей с их обращениями.

"Представляя интересы своих избирателей, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:

- принимает предусмотренные законодательством меры по обеспечению законных прав, свобод и интересов избирателей;

- ведет прием граждан;

- изучает общественное мнение;

- взаимодействует с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественно-политическими объединениями".

Статья 8 Закона о депутатах ЗакСа.

Депутат ЗакСа Вишневский в разговоре с ЗАКС.Ру назвал три самых важных, на его взгляд, функции депутата:

- Одно полномочие – это представлять интересы граждан и защищать их права. Второе полномочие – это законотворчество. И третье – это контроль исполнения этих законов городской администрацией.

Работа с избирателями – самое важное полномочие депутата, считает председатель комитета по законодательству ЗакСа из "Единой России" Денис Четырбок. По его словам, депутат должен встречаться с людьми, отрабатывать их обращения и отчитываться о проделанной работе.

- Самое главное – работа с людьми. Законотворческая деятельность уже вытекает из этого первичного полномочия. На моей практике, многие законодательные инициативы родились из личных приемов граждан, которые приходили, делились своими проблемами. Когда мы начинали их решать, подступали к этому, появлялись какие-то нестыковки, несоответствия, несовершенства законодательства, - рассказал Четырбок.

Денис Четырбок и Борис Вишневский

Денис Четырбок и Борис Вишневский

Самая главная задача парламентариев – законотворчество, уверена депутат Законодательного собрания от Партии роста Оксана Дмитриева. Через встречи и письма избиратели указывают на проблемы и трудности, тем самым формулируют социальный заказ. Депутаты в дальнейшем должны помочь не только решить конкретную проблему избирателя, но и найти системное решение через законодательную инициативу. Она отметила, что важным также является контроль за формированием и исполнением бюджета.

- И у федерального парламента, и у регионального, по нашей Конституции, очень большие права по бюджету. Мы можем изменить любую строчку, любую цифру в бюджете. Другое дело, что в последние годы этими полномочиями парламенты почти не пользуются, отдав все на откуп исполнительной власти, - заявила депутат.

Также парламентарии, по закону, обязаны принимать участие в работе комитетов и комиссий. В случае работы в комитете у депутата есть возможность дополнительной инициативы, считает петербургский парламентарий от "Справедливой России" Надежда Тихонова. Она отметила, что это дает возможность поднимать те темы, которые народный избранник считает важными и нужными.

- Мне кажется, это очень важно, когда есть какой-то профиль, в котором ты поднимаешь определенные темы, - сказала Тихонова в разговоре с ЗАКС.Ру.

Способы реализации

В парламенте всегда должна быть дискуссия по тем или иным законам, считает Тихонова. По ее мнению, нельзя принимать документы только одной партии:

- Чем более конкурентная среда, тем, мне кажется, больше шансов принять закон в интересах людей, в интересах петербуржцев. Плохо, если в интересах одной партии принимаются законы. Законы невозможно принять в интересах людей, если такой монополизм.

С ней согласен Вишневский. Он отметил, что при законотворчестве следует учитывать мнения всех избирателей, а не отдельной группы.

- Парламент – это именно место для дискуссий. Это именно то место, где дискуссии быть должны просто в силу того, что все депутаты представляют разных избирателей с разными интересами. И задача парламента – это найти решение, которое бы в той или иной степени удовлетворяло все эти интересы, - сказал Вишневский.

Помогать парламентарию решать вопросы должна исполнительная власть, сказано в законодательных документах о депутатах. "Яблочник" Вишневский заявил, что зачастую чиновников приходится заставлять выполнять эту обязанность.

- Конечно, есть ситуации, когда представители исполнительной власти, действительно, как-то содействуют, но большей частью приходится настаивать, убеждать, добиваться того, чтобы чиновники сделали то, что необходимо избирателю. В особенности это касается оппозиционных депутатов, может, депутатам от "Единой России" они и содействуют максимально в реализации их полномочий, - сказал парламентарий.

Его коллега, единоросс Четырбок действительно в разговоре с ЗАКС.Ру сообщил, что исполнительные органы власти ему помогают. Лучше всего взаимодействовать лично, а не через переписку, считает депутат:

- В моей практике это выездное совещание с участием жителей и представителей разных ведомств Смольного. Администрация Санкт-Петербурга – это не только администрация города, это и комитеты. Могу сказать, что, когда ты на земле видишь вот эти проблемы какие-то, связанные с благоустройством, с организацией дорожного движения, какие-то проблемы ЖКХ, они быстрее решаются. Не просто взять и написать письмо, ждать, когда придет ответ, потом он будет неполный или какой-то не такой. Самое лучшее – это работа в режиме выездной встречи с жителями дома, квартала. И на эти встречи я лично всегда приглашаю представителей органов исполнительной власти. Это дает определенные сдвиги в решении вопросов.

Член федерального парламента Милонов рассказал, что иногда запросы помогают разрешить проблемные ситуации. Правда, происходит это не всегда, признался депутат. По его словам, чем серьезнее уровень депутатского обращения, тем выше коэффициент полезного действия.

- Ко мне обращаются люди с возможным нарушением по коррупции в каком-то поселке Морозово – вот там вообще бесполезно обращаться. Пишешь, а тебе отвечают: "Все у нас хорошо", - сообщил Милонов.

Федеральные органы власти и администрация Петербурга всегда полностью отвечают на обращения, сказал парламентарий. Он добавил, что запрос – одно из основных орудий депутата. Самому посещать все проблемные точки не хватит билетов, пояснил Милонов.

Заседание Законодательного собрания Санкт-Петербурга

Заседание Законодательного собрания Петербурга

Петербургский парламентарий Дмитриева отметила, что депутатских запросов больше у представителей ЗакСа. В Законодательном собрании больше обращений граждан: писем, встреч.

- Много проблем регионального значения, больше времени на работу с избирателями, поэтому по количеству депутатских запросов в ЗакСе больше, чем в Думе. Влияние депутатских запросов на работу региональной исполнительной власти достаточное. Влияние депутатов ЗакСа на правоохранительные органы и прокуратуру серьезно уступает степени влияния депутатов Государственной думы, - считает Дмитриева.

По ее мнению, в последнее время наблюдается использование некоторыми депутатами Госдумы статуса депутатских запросов в качестве "рэкета". Вмешательство в споры хозяйствующих субъектов, запугивание коммерческих структур, уточнила Дмитриева. Она считает, что такое использование депутатского запроса недопустимо.

Чиновники Петербурга обязаны ответить на запрос депутатов ЗакСа, а на федеральном уровне такой "властью" обладают депутаты Госдумы. Последним не подчиняется в этом вопросе только президент.

Исполнительная власть, а именно администрация Петербурга, должна предоставить депутатам Госдумы от города и депутатам-одномандатникам ЗакСа помещения для их приемных. В законе даже прописаны параметры этих помещений: "общей площадью не менее 30 квадратных метров, оборудованное мебелью, оргтехникой (в том числе персональным компьютером, копировально-множительной техникой), средствами связи, рассчитанное не менее чем на два рабочих места, и место для размещения не менее десяти приходящих на прием избирателей" (ст. 8 закона о депутатах ЗакСа). Для депутатов Госдумы в помещении еще должна быть правительственная связь (ст.6 закона о депутатах Госдумы).

С избирателями можно общаться не только в приемных, отметил депутат Вишневский. По его словам, возможны и общение в соцсетях, и встречи в "горячих точках".

- Я и помощники ведем личный прием. Второе – это получение обращения от избирателя через канцелярию Законодательного собрания или через приемную. Третье – это, конечно, личные встречи при необходимости. Плюс еще важный канал общения с ними – это социальные сети. Я через социальные сети и через свою электронную почту получаю очень много информации, обращений, каких-то сигналов, каких-то вопросов, на которые надо отвечать, - рассказал Вишневский.

Читайте также: