Психологическую работу с осужденными можно разделить на три основных составляющие

Обновлено: 02.05.2024

За время функционирования исправительно - трудовой (уголовно - исполнительной) системы в структуре МВД СССР и России накоплен значительный положительный опыт организации воспитательной работы с осужденными. Тем не менее эта работа нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании с учетом тенденций развития социально - экономических, политических, государственно - правовых, нравственно - этических основ общества и государства, состояния, структуры и динамики преступности. Особое внимание следует обратить на поиск новых и использование традиционных форм и методов воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно - исполнительной системы , внедрения положительного отечественного и зарубежного опыта, научных рекомендаций, возможностей кадрового и материально - ресурсного обеспечения УИС.

Важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с осужденными явилась передача УИС из ведения МВД России в Министерство юстиции, что делает ее более открытой, предоставляет возможность участия в ее делах широкому кругу представителей общественности, а приобщение к международным правовым нормам и стандартам предполагает выработку новых подходов к обеспечению требований по защите гражданских прав, законных интересов и безопасности осужденных, внесение соответствующих изменений в содержание воспитательной работы с ними.

Все это обусловило необходимость подготовки Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС , которая представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов, определяющих пути и способы организации воспитательной работы, проводимой с осужденными в учреждениях УИС.

Воспитательная работа с осужденными - это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.

Воспитательная работа рассматривается как предмет профессиональной деятельности всех сотрудников УИС с участием родственников осужденных, общественности, иных лиц и организаций, а также самодеятельных формирований осужденных.

Воспитательная работа с осужденными организуется и проводится на основе принципов: незыблемости основных прав и свобод человека и гражданина; гуманизма; законности; приоритета цели исправления при исполнении наказания; сочетания централизации и развития самодеятельных начал; системности и преемственности исправительного воздействия; включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; опоры на положительные качества личности; сохранения, упрочения и восстановления социально полезных связей осужденных, широкого участия общественности в делах УИС.

2. Цель и задачи подготовки Концепции

Целью Концепции является дальнейшее совершенствование воспитательной работы с осужденными, повышение результативности их исправления и социальной адаптации после освобождения, предупреждение новых преступлений.

Задачами Концепции являются:

- обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей во всех аспектах проводимой с осужденными воспитательной работы;

- воспитание у сотрудников УИС уважительного и доброжелательного отношения к осужденным на основе принципов справедливости, гуманизма и партнерства;

- обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода с учетом степени общественной опасности и социально - педагогической запущенности осужденных;

- педагогизация и психологизация воспитательного процесса, направленная на предотвращение дальнейшей криминализации личности, предметное использование заключений и рекомендаций психологов и педагогов в работе с осужденными;

- создание осужденным условий и возможностей для самосовершенствования, работы личности над собой по осознанию собственной вины и причиненного другим людям вреда, формированию стремления к исправлению имеющихся личностных негативных качеств и саморегуляции своего поведения;

- сохранение, укрепление и поддержание социально полезных связей осужденных, удовлетворение их духовных запросов;

- усиление воспитательной направленности труда, общеобразовательного и профессионального обучения, ориентация воспитательной работы на формирование и развитие стремлений к занятию общественно полезной деятельностью, повышению собственного образовательного и культурного уровня, развитию интеллекта;

- развитие форм самоуправления в деятельности учреждений УИС посредством широкого участия осужденных в самодеятельных организациях, решении бытовых вопросов, организации досуга, проведении культурных и спортивно - оздоровительных мероприятий, создании кружков и клубов по интересам;

- направление потенциала всех сотрудников учреждений УИС на осуществление непрерывного психолого - педагогического воздействия на осужденных в различных видах деятельности: трудовой, учебной, общественной, досуговой, творческой.

3. Основные направления совершенствования

3.1. Совершенствование законодательной и ведомственной нормативной базы, регулирующей организацию и проведение воспитательной работы с осужденными:

- разработка и внесение предложений о законодательном закреплении понятия "воспитательная работа", а также принципов ее организации и проведения в учреждениях УИС;

- совершенствование нормативно - методической базы, определяющей организационные основы, принципы построения, задачи и функции процесса исправительного воздействия на осужденных и их последующей социальной адаптации;

- изучение целесообразности разработки и нормативного закрепления критериев, определяющих "степень исправления" осужденного и возможность в связи с этим изменения его правового статуса.

3.2. Гуманизация условий отбывания наказания:

- обеспечение социально - правовой и социально - психологической защищенности осужденных, оказание им помощи и поддержки;

- создание необходимых материальных и социально - бытовых условий для сохранения и поддержания физического и психического здоровья осужденных, нейтрализации негативного влияния изоляции на эффективность проведения с ними воспитательной работы;

- расширение возможностей влияния на осужденных семьи и близких родственников посредством создания при исправительных учреждениях общественных комитетов и иных формирований родственников осужденных;

- обеспечение реальных условий для общения осужденных с представителями средств массовой информации, обсуждение проблем исправительных учреждений в местной печати, программах радио и телевидения;

- создание условий осужденным для удовлетворения религиозных потребностей, духовных и моральных запросов, соблюдения положительных национальных традиций, обычаев и обрядов;

- обеспечение педагогически целесообразных условий для стимулирования позитивной самореализации и самоутверждения осужденных в различных видах деятельности, оказания им платных услуг, предусмотренных законом.

3.3. Психолого - педагогическое обеспечение воспитательной работы:

- развитие психологической службы УИС, совершенствование ее организационно - штатной структуры, повышение статуса и профессионального роста психологов, подбор квалифицированных кадров;

- создание региональных базовых психологических лабораторий с функциями методического и информационного обеспечения деятельности функциональных служб территориальных органов УИС, организация надлежащего взаимодействия между психологами следственных изоляторов, воспитательных колоний, исправительных колоний и тюрем;

- разработка и внедрение психологических методов для прогнозирования и предупреждения негативных явлений в учреждениях УИС, методик изучения личности для оказания дифференцированного воздействия на индивидуальное и групповое поведение осужденных;

- оказание психологической помощи осужденным в снятии стрессовых состояний, организации самовоспитания, работе личности над собой;

- разработка типовых методик для подготовки осужденных к освобождению, их последующей ресоциализации и социальной реабилитации.

3.4. Осуществление комплексного подхода к организации и проведению воспитательной работы:

- обеспечение комплексного подхода к планированию воспитательной работы;

- организация в учреждениях УИС нравственного, трудового, правового, физического воспитания осужденных;

- использование различных форм проведения воспитательных мероприятий (массовых, групповых, индивидуальных) и соответствующих методов воспитания (убеждения, принуждения, стимулирования, состязательности, личного примера и т.д.);

- реализация целенаправленного психолого - педагогического воздействия на осужденных в ходе проводимых воспитательных мероприятий;

- организация полезной деятельности осужденных в различных сферах (труд, учеба, досуг, работа в самодеятельных организациях);

- формирование нравственно - правовых отношений в среде осужденных, способствующих развитию позитивного воздействия друг на друга;

- формирование уважительных взаимоотношений между осужденными и сотрудниками УИС в направлении отношений партнерства;

- организация самовоспитания осужденных, развитие самодеятельных начал управления;

- поддержание связей с семьями осужденных, привлечение к воспитательной работе родственников осужденных, способных оказать на них позитивное воздействие;

- оказание содействия в восстановлении социально полезных связей осужденных;

- привлечение к воспитательной работе сотрудников всех частей и служб учреждений УИС, представителей общественности;

- использование в воспитательной работе с осужденными положительного влияния режимных требований;

- сбор, систематизация и распространение положительного опыта воспитательной работы.

3.5. Совершенствование управления отрядной системой в исправительных учреждениях:

- дальнейшее развитие организационно - управленческих структур отрядной системы, повышение роли отрядного звена в организации и проведении воспитательной работы с осужденными, обеспечении их полезной занятости, подготовке к освобождению;

- педагогизация и психологизация процесса исполнения наказания в условиях отрядного звена, усиление внимания социальной работе с осужденными;

- развитие самодеятельных начал во внутриотрядной жизни, внедрение коллективных форм самоуправления (в зависимости от условий конкретного учреждения и оперативной обстановки в нем);

- укрепление материальной базы отрядов и обеспечение необходимыми для проведения воспитательной работы методическими и информационными материалами, наглядными пособиями, оборудованием, техникой, спортинвентарем.

3.6. Укрепление взаимодействия учреждений УИС с общественностью:

- привлечение к воспитательной работе общественных организаций (попечительских советов, общественных объединений и комитетов, различных религиозных конфессий и т.д.);

- привлечение средств массовой информации к информационному обеспечению воспитательного процесса;

- содействие общественных организаций, государственных учреждений и предприятий различных форм собственности в бытовом и трудовом устройстве осужденных, оказании им социальной, гуманитарной и иной помощи;

- развитие спонсорской деятельности, благотворительности, попечительства;

- налаживание отношений центрального и территориальных органов УИС с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в решении широкого круга вопросов, в том числе совершенствовании воспитательной работы с осужденными.

3.7. Дифференциация воспитательной работы с учетом особенностей различных категорий осужденных и видов учреждений УИС, разработка типовых программ (методических рекомендаций) по оказанию воздействия на:

- осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях;

- осужденных женского пола;

- осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях различных видов режима;

- осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах;

- осужденных, отбывающих наказание в лечебных исправительных учреждениях (больных туберкулезом, алкоголизмом или наркоманией, ВИЧ-инфицированных, имеющих психические отклонения, и т.д.);

- осужденных, оставленных отбывать наказание в следственных изоляторах;

- осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

4. Использование в воспитательной работе

возможностей общеобразовательного и профессионального

Комплексный подход к организации воспитательной работы предусматривает широкое использование возможностей общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, отнесенных законом к числу основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ).

Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка являются приоритетными факторами исправления, способствующими позитивной самореализации личности, правильному восприятию действительности, последующей ресоциализации и социальной реабилитации осужденного.

Общеобразовательное обучение обеспечивает неразрывную связь с системой образования в стране, что способствует возможности получения осужденными дальнейшего образования после освобождения. В процессе обучения используются комплексные занятия, тренинги, компьютерные информационные технологии, другие современные средства и формы обучения.

Профессиональная подготовка организуется по полезным специальностям с учетом потребностей рыночной экономики с тем, чтобы полученной профессией осужденные могли воспользоваться как во время отбывания наказания, так и после освобождения.

Представляется также целесообразным:

- обеспечение осужденным возможности получения среднего и высшего профессионального образования посредством дистанционного обучения, консультативной помощи специалистов, повышения квалификации по имеющейся профессии, культурного просвещения, духовного воспитания;

- организация системы профинформации и профориентации в учреждениях УИС для предварительного решения вопросов трудоустройства после освобождения.

5. Кадровое и материально - ресурсное обеспечение

воспитательной работы в учреждениях УИС

Для реализации изложенных в Концепции требований необходимо:

- создание системы непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на базе ведомственных и региональных образовательных учреждений;

- обеспечение специализированной пенитенциарной (послевузовской) подготовки сотрудников учреждений УИС, занимающих должности воспитателей, психологов, начальников отрядов, социальных работников, и их трудоустройства строго с учетом специальности;

- организация в учреждениях УИС обучения сотрудников по психолого - педагогической проблематике;

- стимулирование профессионального роста сотрудников, осуществляющих воспитательную работу, путем введения категорий (квалификаций или классности), дифференциации оплаты труда.

Материально - ресурсное обеспечение воспитательной работы должно быть достаточным для реализации мер, предусмотренных настоящей Концепцией.

6. Основные этапы реализации Концепции

Период реализации Концепции (2000 - 2005 годы) состоит из трех основных этапов:

I этап (2000 - 2001 годы) - подготовительный;

II этап (2002 - 2003 годы) - основной;

III этап (2004 - 2005 годы) - заключительный.

На первом этапе разрабатывается и утверждается Концепция, готовятся методические рекомендации по реализации основных направлений совершенствования воспитательной работы с осужденными и учебное пособие для работников УИС (2000 год), а также типовые программы воспитательной работы с различными категориями осужденных (2001 год). В подготовке указанных документов участвуют сотрудники соответствующих управлений и отделов ГУИН, НИИ УИС, учебных заведений Минюста России.

На втором этапе осуществляется реализация в деятельности учреждений УИС типовых программ воспитательной работы, апробируются механизмы совершенствования управления отрядной системой в исправительных учреждениях, отрабатываются различные формы и методы исправительного воздействия на осужденных, вводятся в штаты учреждений УИС специалисты новой квалификации - социальные работники, подготавливаются основы для проведения воспитательной работы в условиях исполнения предусмотренных законом видов наказания (арест, ограничение свободы).

На третьем этапе закрепляются положительные результаты проверки основных положений Концепции, разрабатывается законодательная и ведомственная нормативная база, вносятся дополнения и изменения в действующее законодательство, готовятся выводы и заключения по итогам реализации Концепции, вырабатываются предложения по дальнейшему совершенствованию воспитательной работы с осужденными в учреждениях УИС.

Консультативная (индивидуальная и групповая) работа с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами.

Психопрофилактическая работа с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами, состоящими на профилактическом учете.

Психологическое сопровождение осужденных, являющихся инвалидами, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

Психологическое сопровождение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

Понятие психической саморегуляции. Техника психической саморегуляции в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами. Схема проведения психической саморегуляции.

Приобщение к ведению здорового образа жизни и восстановление социально-полезных связей в социальной работе с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Технология восстановления в исправительных учреждениях утраченных документов, удостоверяющих личность осужденного, являющегося инвалидом и подтверждающих право на получение социальных льгот и гарантий.

Технология социального сопровождения осужденных, являющихся инвалидами в период их пребывания в исправительных учреждениях.

Технология подготовки к освобождению и оформления лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, для передачи в специальные дома инвалидов или центры социальной реабилитации.

Основные элементы организации социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Технология планирования социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях.

Соответствие разделов плана основным направлениям социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях социальному паспорту исправительных учреждений и наличию социальных проблем.

Примерное содержание специального плана работы группы социальной защиты с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях.

Согласование плана социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами с другими планами, существующими в исправительных учреждениях (планы воспитательной работы, трудовой адаптации).

Взаимодействие сотрудников группы социальной защиты осужденных с другими отделами и службами исправительных учреждений при осуществлении социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами.

Отечественный опыт организации социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Физиологические, психологические, социально-психологические, медико-социальные особенности осужденных, являющихся инвалидами в исправительных учреждениях.

Создание улучшенных условий для проживания осужденным, являющимся инвалидами, в исправительных учреждениях - задача, предусмотренная уголовно-исполнительным законодательством.

Профилактика социальной дезадаптации осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях.

Проблемы общения, трудовой и досуговой занятости осужденных, являющихся инвалидами в исправительных учреждениях.

Критерии оценки состояния осужденных, являющихся инвалидами, включая оценку их профессиональных потенциальных возможностей с учетом имеющихся у них функциональных нарушений.

Система профессиональной ориентации как средство профессиональной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами.

Особенности использования ресоциализации для социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами в исправительных учреждениях различных видов режимов.

Формы привлечения государственных органов и общественности к решению проблем социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами, освобождающихся из исправительных учреждений.

1. Порядок прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, подготовлен в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в целях получения и совершенствования сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы знаний и навыков, необходимых для выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему, в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

2. Подготовка в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, осуществляется в отношении сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы, непосредственно работающих с осужденными и лицами, заключенными под стражу, а также состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и являющимися инвалидами.

3. Содержание подготовки сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, определяется программой прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

5. Непосредственное руководство, а также контроль за организацией и состоянием прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, осуществляет начальник учреждения уголовно-исполнительной системы и его заместители.

Характеристика методов социальной работы, вообще, а социальной работы с осужденными, в частности, представляет собой весьма сложную, недостаточно разработанную, но актуальную проблему теории и практики нового для пенитенциарной системы направления профессиональной деятельности.

В настоящее время существуют различные классификации методов социальной работы. Анализ научных источников и практика деятельности исправительных учреждений позволяет нам выделить и рассмотреть следующие основные методы деятельности социальных служб исправительных учреждений России: социальную диагностику, социальную терапию, социальное страхование.

Социальная диагностика применительно к УИС – это анализ состояния социальных объектов (осужденных, их групп и общностей, исправительного учреждения в целом) и процессов, происходящих в их среде с целью выявления проблем функционирования. Суть диагностики в социальной работе в пенитенциарной системе – получение достоверной информации об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях, взаимовлияниях и многообразии.

Социальная диагностика включает в себя совокупность различных приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать и мобилизовать личностные ресурсы клиента в процессе его ресоциализации, возможности ближайшего социального окружения (семьи, родственников, друзей, родителей) участвовать в исправлении клиента, самоорганизации в различных сферах жизнедеятельности (производственной, учебной, общественной, досуговой и т.д.). Таким образом, социальная диагностика изучает жизнедеятельность клиента (осужденного) в повседневной жизни ИУ и выявляет изменения в ней в период всего срока отбывания наказания.

Сотрудник социальной службы ИУ выявляет причины возникновения трудной жизненной ситуации клиента (осужденного), которому необходима помощь. В ходе проведения социальной диагностики выявляются объективные и субъективные факторы возникновения трудной жизненной ситуации – осуждения и связанных с этим последствий – утратой личностью независимости в реализации своих потребностей.

К объективным факторам относятся: неблагоприятные экономические условия проживания до осуждения; смерть близких родственников или их полное отсутствие; низкий уровень материальной обеспеченности семьи, отсутствие постоянного места работы и жительства и пр.

Субъективные факторы: сопротивляемость клиента к преодолению проблемы с помощью личностных ресурсов; иждивенческая позиция; безответственность; асоциальные нормы и ценности, которыми руководствуется клиент; конфликтные отношения с социальным окружением и родственниками; нежелание встать на путь исправления.

В ходе специальной диагностики сопоставляется соотношение объективных и субъективных факторов. Если второе преобладает, что чаще всего встречается в практике пенитенциарной социальной работы, то процесс разрешения трудной жизненной ситуации будет весьма длительным и сложным.

Исходя из факторов, можно прогнозировать варианты поведения клиентов. В научных источниках и практике социальной работы выделяют конструктивные и неконструктивные варианты стратегии поведения. Конструктивный способ являет собой достижение цели за счет собственных усилий, обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем (сотрудникам ИУ, представителям общественных, благотворительных, правозащитных организаций, осужденным положительной направленности). Данный способ решения проблемы предполагает изменение своего отношения к возникшей ситуации – самому факту осуждения (снятие состояния неразрешимости, трагедии; формирование позитивного отношения к жизни, перспективам).

Неконструктивные стратегии поведения – различные способы защиты – объяснение своей трудной ситуации виной других людей, обстоятельств, невезения и пр.; импульсивное поведение, эмоциональные срывы; нежелание идти на контакт с сотрудниками ИУ и специалистами социальной службы. Как показывает практика, неконструктивный вариант поведения осужденных весьма распространен в российских исправительных учреждениях.

Задача социального работника – помочь клиенту в выработке конструктивного решения проблемы с привлечением других специалистов, учреждений и организаций.

В практике пенитенциарной работы используется несколько форм социальной диагностики: сбор первичной информации, ознакомление с документами; диагностическая беседа; наблюдение; интервью; анкетирование; тестирование и др.

На начальном этапе диагностики (в карантине) изучается личное дело осужденного, анализируется информация о его поведении, установках, планах от сотрудников различных отрядов и служб ИУ, других осужденных, при возможности – от родственников отбывающего наказание. При необходимости отдельные позиции уточняются в ходе общения с самим клиентом.

Распространенной и хорошо зарекомендовавшей себя на практике формой социальной диагностики является диагностическая беседа. Она позволяет получить достоверную информацию, при необходимости – откорректировать ее, уточнить отдельные предположения. Необходимым условием для успешной реализации рассматриваемой формы диагностики является наличие у специалиста социальной службы умений располагать к себе осужденных независимо от возраста, социального статуса, характера совершенного преступления, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.

Особой формой проведения диагностики является наблюдение. Оно позволяет получить значительную информацию об осужденном, его психологических особенностях, состоянии здоровья, его отношении к окружающим, конкретной ситуации и пр. Результаты наблюдений фиксируются в карте ресоциализации осужденного.

Анкетирование предназначено для выявления мнений и конкретных фактов у большого круга лиц, например у представителей различных отделов и служб ИУ. Необходимо соблюдение следующих требований: вопросы анкеты должны быть короткими и понятными, расположенными в логическом порядке и пр.

Диагностический тест нацелен на получение более углубленной информации с помощью вопросов, проективных рисунков, геометрических фигур и других материалов. В практике ИУ специалистами социальных служб во взаимодействии с психологами используются тесты, определяющие уровень тревожности осужденных, склонности к суициду, стрессоустойчивости.

Корреляция как форма социальной диагностики выявляет взаимную связь, взаимовлияние проявлений, факторов, индивидуальных особенностей, установленных во время проведения диагностики. Она позволяет выяснить характер и степень взаимовлияния между событиями в ИУ, особенностями поведения осужденных. Как показывает практика, без корреляционного анализа бывает затруднительно определить, какова причина и следствие того или иного негативного явления, поведения, конфликтной ситуации в ИУ.

Важным и эффективным методом социальной работы с осужденными является социальная терапия.

Исходя из определений приведенных в различных источниках, социальную терапию в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания можно определить как систему целенаправленного воздействия государственных, общественных, религиозных организаций и структур на состояние, поведение, психику осужденных (групп осужденных) с целью их социального и психологического оздоровления, устранения тех устойчивых нарушений в социальном функционировании, которые и привели их к совершению преступления.

Социальная терапия в УИС выполняет следующие основные функции:

а) лечебную (оказание помощи осужденным в решении проблем со здоровьем совместно с сотрудниками медицинской службы и работниками учреждений здравоохранения по месту дислокации исправительного учреждения и за его пределами);

б) социального развития (включение осужденных в активную групповую и общественную деятельность, организация процесса совместного развития, положительно влияющего на социальное здоровье клиента);

Исходя из функций, выделим задачи социальной терапии в УИС. К ним относятся: исправление, корректировка поведения осужденного; предупреждение различного рода дисфункций, которые возникают в процессе отбывания наказания; самоутверждение личности осужденного.

Как правило, социальная терапия в пенитенциарных учреждениях осуществляется в двух основных формах: индивидуальной и групповой.

Индивидуальная терапия применяется в работе с клиентами, разрешение социальных проблем которых требует конфиденциальности (физическое притеснение, семейные неурядицы, трудноизлечимые и неизлечимые заболевания и пр.), а также с теми, кто не желает участвовать в групповой терапии.

Групповая терапия – форма воздействия, направленная на помощь клиентам в преодолении их эмоциональных нарушений или социального неблагополучия, в составе групп под руководством специалиста по социальной работе и (или) психолога. Состав группы 6-8 человек. Могут выделяться группы: учебные (получение образования (общего и профессионального), в том числе и дистанционным методом, высказывание различных мнений, обсуждение личностных проблем и пр.); совместной деятельности (занятия спортом; участие в работе самодеятельных организаций исправительного учреждения; художественное творчество).

Применяется в социальной терапии в УИС и психотерапевтическая форма воздействия, а именно: релаксация; конструктивный спор, разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, анонимное обсуждение истории болезни и прочее.

Остановимся кратко на видах социальной терапии, наиболее распространенных в социальной работе с осужденными.

Трудовая терапия – позволяет организовать совместную деятельность лиц, отбывающих наказание, снять состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания, тревожность, связанные с изоляцией от общества, родных и близких людей. Основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизиологическую сферу человека.

Терапия самовоспитания включает самооценку, самоизучение, переоценку собственной личности; самоанализ, переоценку прошлой жизни и поведения; использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности. Проводится под руководством и с участием специалиста по социальной работе и психолога, привлекаются к этой работе и начальники отрядов и члены совета воспитателей отрядов.

Психодрама – один из видов групповой терапии в ИУ. В этом виде социальной терапии клиент демонстрирует себя в различных ролях, изображая свое поведение в разного рода стрессовых ситуациях социального плана, или играет роли своих антиподов. Такой вид социальной терапии дает возможность осужденному влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, увереннее владеть собой в различных ситуациях. Используется на протяжении всего периода отбывания наказания, особенно эффективен на этапе подготовки к освобождению.

Исповедь – вид социальной терапии, используемой с целью устранения психических стрессов, трудностей во взаимоотношениях с социальной средой. Предполагает общение специалиста по социальной работе и клиента один на один. Этот вид, используемый в абсолютном большинстве мировых религий, доказал свою эффективность и продуктивность. Требует высокой профессиональной подготовленности специалиста по социальной работе.

Социальная коррекция – деятельность сотрудника социальной службы ИУ по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального характера у осужденных, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам. Выделяется несколько приемов социальной коррекции в социальной работе с осужденными.

а) Восстановление. Этот прием предполагает воссоздание тех качеств клиента, которые преобладали до появления отклонений. Среди этих качеств применительно к осужденным можно перечислить следующие: отца, сына, мужа, производственника, творческой личности и др.

б) Компенсирование. Сущность рассматриваемого приема заключается в усилении тех качеств или той деятельности клиента, которые могут заменить утраченное в связи с отбыванием срока наказания. Например, в результате осуждения клиент не сможет вернуться на прежнее место работы, а в месте отбывания наказания приобрел новую специальность, востребованную на свободе.

в) Стимулирование – направлено на актививизацию положительных качеств личности, деятельности клиента, формирование у него общепринятых ценностных ориентаций, установок, создание положительного эмоционального фона. Уголовно-исполнительное законодательство представляет широкий спектр стимулирования осужденных: перевод на улучшенные условия содержания, предоставление свиданий, отпусков, условно-досрочное освобождение и пр.

Учитывая специфику социальной работы в УИС, целесообразно рассмотреть еще один вид социальной терапии – посредничество.

Сотрудники социальной службы исправительных учреждений в ходе своей профессиональной деятельности устанавливают и развивают функциональные связи с различными учреждениями и организациями, которые способствуют оказанию помощи и поддержке лицам, отбывающим уголовные наказания. Посредническая деятельность осуществляется в тех случаях, когда субъект социальной работы не может разрешить проблему клиента самостоятельно или в своем исправительном учреждении. В этом случае специалист по социальной работе оказывает содействие клиенту в получении им помощи (услуги) в учреждениях или организациях, которые могут разрешить проблему.

Организационно в посреднической деятельности специалиста по социальной работе можно выделить три этапа:

I. Определение проблемы клиента, оценка возможности ее решения непосредственно в ИУ;

II. Выбор учреждения (организации, специалиста), способного наиболее эффективно разрешить проблему;

III. Оказание помощи клиенту в установлении контакта, а также (по возможности) организация встречи осужденного с представителем организации (учреждения).

В системе методов пенитенциарной социальной работы важное место занимает социальное страхование. Необходимость страхования социальных рисков обусловлена обязательным обеспечением социальной защиты граждан, в том числе и осужденных. Обязательное государственное социальное страхование осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду формирует, кроме прочего, и побудительные мотивы к производственной деятельности в период отбывания наказания.

Необходимо отметить, что государственными пособиями по обязательному страхованию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации обеспечивается только осужденные к лишению свободы, занятые на производстве ИУ. Упомянутым документом установлено, что для осужденных установлены следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности (исключение составляют несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания); осужденным женщинам – по беременности и родам; единовременное пособие осужденным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель); единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении).

Пособие по временной нетрудоспособности выдается при заболевании (травме), связанной с утратой трудоспособности. Размер рассматриваемого пособия составляет от 60 до 100 процентов заработка осужденного, при этом за полный календарный месяц не может превышать сумму, равную 85-кратному МРОТ.

Правительством России установлено семь положений, при которых пособие по временной нетрудоспособности не выдается.

Следует отметить, что названным Постановлением существенно усилена социальная защита осужденных женщин, беременных и имеющих детей. Пособие и отпуск по беременности и родам осужденным женщинам назначается в тех же размерах и сроках, установленных для этой категории граждан. Установлено, что пособие по беременности и родам не выдается только за время принудительного лечения по определению суда. Единовременное пособие при рождении ребенка у осужденной женщины начисляется в том же порядке, что и для женщин на свободе.

Таким образом, можно констатировать, что обязательное государственное страхование, хотя касается не всех категорий осужденных, в нашем государстве существует. Очевидно, назрела необходимость обязательного государственного страхования и осужденных, которых в силу объективных обстоятельств невозможно трудоустроить на производство ИУ, которые заняты в общественно-полезном труде.

Подводя итог изложенного, можно сделать вывод о том, что методы социальной работы с осужденными, базируясь на общих социальных методах, имеют свою специфику, находятся в стадии наработки и развития, что предполагает творчеству и инициативу сотрудников социальных служб ИУ в их практической реализации.

20. Основными направлениями деятельности психологической службы являются:

работа с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми;

работа с персоналом уголовно-исполнительной системы.

21. Основные виды работ, выполняемые сотрудниками психологической службы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми:

обследование осужденных, этапируемых из следственных изоляторов в исправительные учреждения, подготовка их психологических портретов (характеристик) для формирования личных дел (психологический портрет или характеристика пишется по результатам углубленного изучения индивида и содержит в себе описание его личностных и индивидуально-психологических особенностей, способствовавших совершению преступления, вероятностный прогноз поведения в различных ситуациях, а также рекомендации по организации воспитательной и психокоррекционной работы с ним);

изучение вновь прибывших осужденных в карантине, составление характеристик, психологических портретов, разработка рекомендаций по индивидуализации исполнения наказания и организации воспитательной работы с ними;

участие в решении вопросов о распределении осужденных по отрядам и отделениям, подозреваемых и обвиняемых по камерам, предоставления права передвижения без конвоя или сопровождения, изменения условий отбывания наказания, разрешения выезда за пределы исправительного учреждения;

изучение личности осужденных и оказание им психологической помощи в процессе адаптации к условиям изоляции;

выявление лиц, склонных к деструктивным формам поведения (имеющих выраженные признаки психических отклонений, склонных к агрессии, аутоагрессии и т.п.), подготовка материалов для их постановки на профилактический учет, разработка рекомендаций, программ по работе с ними;

изучение и прогнозирование деструктивных явлений в среде осужденных (суициды, межличностные и межгрупповые конфликты, групповые неповиновения и т.п.), анализ причин и условий их возникновения, разработка рекомендаций по их предупреждению (устранению);

изучение социально-психологической обстановки в отрядах, отделениях и бригадах осужденных, проведение мероприятий по ее оптимизации;

проведение групповой и индивидуальной психокоррекционной работы с осужденными, участие в разработке программ их исправления;

осуществление индивидуального психологического консультирования по вопросам, требующим участия специалиста;

проведение психопрофилактической и просветительской работы;

оказание психологической помощи осужденным в вопросах профориентации, формирования позитивного отношения к труду, в подготовке к освобождению из исправительных учреждений;

психологическое консультирование родственников осужденных при наличии запроса с их стороны и разрешения руководства учреждения.

Работа психолога с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми осуществляется в соответствии с международными актами и российским законодательством. Принимаются во внимание их индивидуальные потребности, социальное прошлое, история совершения преступления, физические и умственные способности, темперамент, продолжительность срока заключения, а также возможности после освобождения.

Первичное обследование осужденного, подозреваемого и обвиняемого проводится психологом в кратчайшие сроки после приема в учреждение, исполняющее наказание, или следственный изолятор. На основе полученных результатов психологом разрабатывается программа по работе с ним, исходя из его индивидуальных особенностей и склонностей, готовятся рекомендации для сотрудников других отделов и служб. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется на добровольной основе. При участии осужденного в групповой или индивидуальной программе (развивающей, психокоррекционной) между психологом и осужденным заключается письменное соглашение, в котором предусматриваются условия реализации программы, требования, предъявляемые к сторонам, условия прекращения действия соглашения (участия в программе).

Участие осужденных в проводимых мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. При отказе осужденного от сотрудничества с психологом, последний проводит разъяснительную работу с целью изменения мотивации осужденного. В случае окончательного отказа об этом делается отметка в карточке индивидуальной воспитательной работы с осужденным как отказ от участия в проводимых воспитательных мероприятиях.

22. Основные виды работ, выполняемых сотрудниками психологической службы по обеспечению деятельности персонала:

проведение первичного профессионально-психологического отбора кандидатов на службу (учебу) в органы и учреждения (образовательные учреждения) ФСИН России, оказание помощи молодым сотрудникам (курсантам и слушателям) в профессиональной и социально-психологической адаптации к условиям служебной деятельности, их углубленное изучение при назначении на должность;

осуществление динамического контроля психических состояний персонала, психодиагностического обследования сотрудников при решении вопросов, требующих участия психолога (постановка – снятие с психологического учета, допуск к несению службы с оружием и т.п.);

проведение занятий в системе служебной подготовки, направленных на повышение психологической компетентности персонала;

консультирование сотрудников подразделения по вопросам профессионально-служебной деятельности;

психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение;

индивидуальное консультирование сотрудников и членов их семей по вопросам, требующим участия психолога;

оказание психологической помощи персоналу в решении проблемных и преодолении кризисных ситуаций, проведение групповых и индивидуальных психокоррекционных мероприятий;

изучение психологических причин суицидов среди персонала, нарушений дисциплины и законности, текучести кадров, иных негативных явлений в подразделении, разработка рекомендаций и предложений по их профилактике;

психологическое консультативное и экспертное обеспечение переговорной деятельности в ситуации захвата заложников, при возникновении групповых эксцессов и массовых беспорядков (подготовка психологических портретов правонарушителей, консультирование ведущего переговоры и членов оперативного штаба);

проведение мероприятий по психопрофилактике профессиональной деформации сотрудников и повышению их психологической устойчивости к негативным социально-психологическим воздействиям;

мониторинг социально-психологического климата в коллективах подразделений, разработка и проведение мероприятий по его оптимизации;

осуществление психологической подготовки сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях, профилактика посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР).

23. Деятельность сотрудников психологической службы УИС осуществляется в соответствии с нормативами на отдельные виды работ, выполняемых психологами (приложение № 2).

Читайте также: