Что нужно для работы на маршрутном такси

Обновлено: 04.05.2024

Маршрутное такси есть практически во всех городах нашей страны; именно маршрутки берут на себя значительную часть пассажиропотока. Среди владельцев этого бизнеса довольно жесткая конкуренция, а влиться в эту нишу в больших городах достаточно сложно: популярные маршруты забиты пассажирами.

Это привлекает многих начинающих предпринимателей: спрос есть, а значит, при правильном выборе маршрута и грамотной стратегии можно выйти на стабильный доход и быстро отбить вложения. Но здесь не все так просто: прежде чем открыть свой маршрутный бизнес, нужно просчитать много факторов. О том, как заработать на маршрутке, поговорим в статье.

  • 1 Нюансы бизнеса на перевозках пассажиров микроавтобусами
  • 2 Как можно поставить маршрутку на маршрут
  • 3 Какие документы и разрешения необходимы
  • 4 Сколько стоят маршрутки и как много их нужно на старте
  • 5 Гаражное помещение
  • 6 Выбор персонала
  • 7 О чем ещё нужно позаботиться
  • 8 Сколько денег нужно на старте
  • 9 Сколько можно зарабатывать на маршрутках и когда окупятся расходы
  • 10 Маршрутное такси: стоит ли заниматься и какие отзывы на этот бизнес
  • 11 Заключение

Нюансы бизнеса на перевозках пассажиров микроавтобусами

Прежде чем приступать к закупке машин и регистрации бизнеса, нужно учесть несколько важных моментов.

nyuansy na perevozkah passazhirov mikroavtobusami - Выгодно ли маршрутное такси и как открыть этот бизнес

Согласно законодательству, в России не существует такого вида транспорта, как маршрутка. То, что обычно подразумевается под этим словом, на самом деле классифицируется как микроавтобус. Начиная с 2013 года такие микроавтобусы считаются общественным транспортом и должны осуществлять перевозку пассажиров по регулярным маршрутам с определенным графиком. Они могут быть двух типов:

  • те, которые останавливаются только на определенных остановках;
  • те, которые останавливаются в любых не запрещенных для этого местах.

Также принято разделять микроавтобусы по дальности пассажирских перевозок:

  • маршрутки, которые двигаются по регулярному маршруту в черте города;
  • маршрутки, которые осуществляют перевозки в пригородные районы (до 50 км от города);
  • маршрутки, которые курсируют между городами (больше 50 км от города);
  • маршрутки, которые осуществляют перевозки по международному маршруту с пересечением территории другой страны

От других видов общественного транспорта маршрутка отличается тем, что это частный вид транспорта, который финансируется исключительно от своей прибыли. Чтобы получить больше дохода при минимуме затрат, владельцы бизнеса часто экономят на техобслуживании и других необходимых затратах на бизнес. Это может отразиться на безопасности пассажиров и водителей.

Конкуренция здесь очень высокая. Большинство прибыльных маршрутов уже заняты, и поставить свою маршрутку на них практически невозможно. Чтобы влиться в эту нишу, помимо оплаты всех расходов на открытие и закупку машин может понадобиться заплатить немалую сумму за то, чтобы вам разрешили встать на маршрут.

Как можно поставить маршрутку на маршрут

Придумать собственный маршрут и просто запустить на него свою маршрутку нельзя. Чтобы встать на уже открытый маршрут, нужно обратиться в департамент транспорта или то транспортное предприятие, которое занимается обслуживанием маршруток. В случае, если в выбранном регионе парк микроавтобусов уже устарел и нуждается в замене, а вы можете предложить новые безопасные автобусы, вам, скорее всего, разрешат это сделать. Но сначала потребуется заключить договор для запуска своих микроавтобусов на маршрут.

marshrutka na marshrute - Выгодно ли маршрутное такси и как открыть этот бизнес

Учтите, что в большом городе у вас вряд ли получится. Эта ниша там давно занята, поэтому стоит обратить внимание на небольшие и маленькие города. В каждом регионе ситуация может быть разной, поэтому стоит заранее провести мониторинг в выбранном регионе.

Если же вы хотите запустить свой маршрут, будьте готовы столкнуться с некоторыми сложностями:

  1. Новые маршруты утверждают и разрабатывают местные органы самоуправления и региональное Министерство транспорта. Чтобы они утвердили маршрут, необходимо собрать много бумаг. К этому списку относятся раздел по организации, экономические и технологические расчеты, а также другие документы.
  2. Процесс выбора той компании, которая будет перевозчиком на разработанном маршруте, происходит с помощью тендеров. Их проводят местные административные органы. Так как желающих получить место может быть много, возможно, что законно получить маршрут не получится.

Что иметь представление, как обстоят дела на самом деле и на что стоит рассчитывать, стоит пообщаться с владельцами маршруток и теми, кто работает в этой сфере в вашем регионе. Это поможет лучше понять, стоит ли открывать здесь бизнес и какими будут дополнительные расходы.

Какие документы и разрешения необходимы

Чтобы запустить бизнес, понадобится немало документов. Стоит заранее запастись терпением и достаточным количеством времени.

dokumenty i razresheniya - Выгодно ли маршрутное такси и как открыть этот бизнес

Работа микроавтобусов регулируется уставами (городской наземный и автомобильный транспорт) а также Федеральным законом (№ 220-ФЗ).

Согласно этим законам, к маршруткам выдвигается ряд требований:

  1. Наличие специальной парковки для стоянки транспортных средств.
  2. Наличие лицензии на перевозку пассажиров (больше 8 человек).
  3. Наличие карты с вашим маршрутом.
  4. Свидетельство на право осуществлять перевозки пассажиров. Оно выдается уполномоченными органами власти (областная, муниципальная или краевая).

Зарегистрировать бизнес можно и как ИП, и через ООО . Если вы планируете работать совместно с другими партнерами, то стоит открывать ООО. Читайте, как это сделать. При этом можно получать дополнительное финансирование. Через ИП сделать это не получится, но процесс регистрации будет проще и дешевле. При выборе системы уплаты налогов стоит отдать предпочтение ЕНВД, но если она не работает в выбранном регионе, то подойдет УСН.

Лицензия – самый главный необходимый документ для начала работы. Она свидетельствует, что транспортные средства и персонал соответствуют требованиям и безопасны для пассажиров.

Для получения лицензии понадобится:

  • Заполненные заявление (по форме) на получение лицензии.
  • Аттестат на право заниматься этой деятельностью.
  • Свидетельства о регистрации микроавтобусов (копии).
  • Лицензия на прохождение медицинских осмотров персоналом.
  • Копия договора с медучреждением (где проводятся осмотры персонала).
  • Наличие во владении или аренде транспортных средств, на которых будут осуществляться перевозки пассажиров, с документами о регулярных техосмотрах.
  • Документы о постановке на учет в налоговую.
  • Свидетельство о праве владения (аренды) гаражным помещением.
  • Копии документации, которая подтверждает стаж работы и квалификацию водителей, прохождение ими медосмотров.

Весь пакет необходимой документации на получение лицензии нужно отнести на рассмотрение в Ространснадзор. Учитывайте, что на каждый вид перевозки (городские, международные и т.д.) нужна разная лицензия.

За работу без лицензии вас ожидает штраф (для ООО – 400 000 руб., для ИП – 100 000 руб.). Если такая ситуация повторится – транспортные средства конфискуют.

От подачи заявки до получения лицензии нужно ждать 1-1,5 месяца, а перед её подачей уплатить пошлину (7500 руб.). В соответствии с действующим законом она бессрочная.

Чтобы не возникло проблем в процессе подачи документов, обязательно проверьте актуальную информацию. Сделать это можно на сайте Федеральной службы по надзору.

Сколько стоят маршрутки и как много их нужно на старте

Транспортные средства – самая внушительная статья расходов. От того, какие автомобили вы будете закупать и в каком количестве, зависит количество денег, которое понадобится вложить.

marshrutki - Выгодно ли маршрутное такси и как открыть этот бизнес

Можно выбрать и более качественные зарубежные марки. Например, Фольксваген, Форд или Мерседес. Они прослужат дольше (около 6-7 лет), но стоить будут значительно дороже.

Затраты на автомобили – не меньше 4-4,5 млн. рублей.

Гаражное помещение

Для размещения машин в нерабочее время обязательно должно быть место под стоянку. Даже не рассматривайте вариант оставлять их под открытым небом.

Чтобы затраты на гараж не оказались слишком большими, выбирайте помещение на окраине. В интернете часто сдают в аренду гаражи, поэтому найти подходящий вариант не займет много времени. В среднем, стоимость за месяц аренды составит 20-25 тыс. рублей.

Выбор персонала

Для нормальной работы, помимо водителей, вам также понадобятся механики (5 человек), диспетчеры (2 человека) и бухгалтер. Такое количество рабочих достаточно для парка из 5 машин. Количество водителей, которые будут посменно работать – 10. Также вам потребуется бухгалтер.

Найти квалифицированных водителей с необходимым стажем работы – достаточно сложно. Каждый водитель должен иметь права категории Д и минимальный опыт работы – 3 года. Из-за недостатка квалифицированного персонала владельцы маршруток часто не соблюдают правила и нанимают неквалифицированных работников.

voditel marshrutki - Выгодно ли маршрутное такси и как открыть этот бизнес

Некоторые из них работали водителями общественного транспорта, но за определенные проступки их уволили, а некоторые не имеют достаточного опыта вождения.

Чтобы не навлечь проблем со стороны органов надзора и не испортить свою репутацию как перевозчика, не рискуйте, нанимая неквалифицированных работников. Лучше потратить больше времени на поиски, чем решать последствия возникших проблем.

О чем ещё нужно позаботиться

Кроме транспортных средств, найма рабочих и выбора помещения также стоит учитывать и ряд других расходов.

Техобслуживание и автосервис. На техобслуживание понадобится около 200-250 тыс. рублей (на 5 автомобилей). Также учитывайте затраты на мойку, сервисное и техобслуживание. В месяц на это уходит около 100 тыс. рублей.

Бензин. Эта статья расходов будет зависеть от количества авто и маршрутов. Для небольшого города на месяц она может составлять примерно 200-230 тыс. рублей.

Сколько денег нужно на старте

Составим примерный перечень расходов, который понадобится на открытие бизнеса


В обязанности водителей автобусов и маршруток входит выдача чеков при расчете за проезд. Что для этого требуется? Есть два варианта решения этой задачи:

  1. Покупка кассового аппарата в каждый автомобиль.
  2. Установка одной онлайн-кассы на несколько автобусов.

Способ работы механических ККТ в общественном транспорте знаком многим. А, что касается облачного аналога, рассмотрим далее.

Пассажирские перевозки в автобусах

Большая часть перевозок пассажиров проходит с использованием автобусов. Этот транспорт характеризуется рядом свойств:

  • Разноплановые маршруты следования: туристические и корпоративные, пригородные и городские, нерегулярные и регулярные, международные.
  • Обширная маршрутная сеть.
  • Значительный пассажиропоток.

Учитывая значимую востребованность автобусных перевозок, все они контролируются государственными органами.Отслеживается не только удобства и безопасность пассажиров, но и мониторинг денежных показателей – систематические отчеты о финансовых поступлениях, тарифы, и цена за проезд.


Облачная касса для транспорта

Для работы с онлайн-кассой, возможно использовать следующие методы:

  • установить кассу в офисе и использовать облачные службы;
  • арендовать устройства и программное обеспечение.

Установка онлайн-касс в каждом автобусе и маршрутном такси – расточительство

Средняя цена за кассу может доходить до 30 тыс. ₽. Для нее требуется фискальный накопитель, который сохраняет данные о транзакциях в шифрованном виде, он может стоить 12 тыс. ₽. Также потребуется привлечь оператора фискальных данных, задачами которого выступает отправка HTML-чеков клиентам и пересылка данных по денежным операциям в налоговую инспекцию, это обойдется еще в 3 тыс.₽.

В общем одна комплектация кассы может стоить 45 тыс. ₽. Помимо этого любая онлайн-касса требует систематической замены фискального накопителя.


Где должен находиться кассовый аппарат

Раньше онлайн-кассу нужно было устанавливать в том месте, где покупатель производит расчет. По последним изменениям в законе, можно использовать удаленную онлайн-кассу, если билеты продает кондуктор или водитель общественного транспорта.

Кондуктор может выдавать пассажирам чеки несколькими способами:

  • бумажный чек, который напечатала онлайн-касса;
  • QR-код, по которому пассажир может отсканировать чек, проверить его и распечатать при необходимости;
  • электронный чек, который пассажир получит на почту или телефон;
  • проездной билет, в котором указаны реквизиты чека.

Если клиент оплачивает проезд перед поездкой, кассовый аппарат должен стоять в офисе турфирмы, кассе вокзала или автостанции. Если компания занимается корпоративными перевозками или сдает в аренду собственный транспорт — все расчеты проходят в офисе после заключения договора.

Облачные кассы для транспорта – рационально и правильно

Применение этого метода предусматривает меньшее количество касс. Для автопарка на 35 машин нужно только одно устройство. Такой аппарат способен обрабатывать около 5000 чеков за 24 часа.

В общественном транспорте понадобиться только установить недорогие терминалы. С их помощью водитель сможет настраивать стоимость проезда, принимать деньги, и предъявлять QR-код.

Когда можно не использовать онлайн-кассу при пассажирских перевозках

Не использовать онлайн-кассу можно в автобусах и маршрутках, которые работают в труднодоступной местности. Перечень таких регионов устанавливают местные власти.

Если компания занимается пассажирскими и грузовыми перевозками в районах, где нет интернета, а население до 10 000 человек — онлайн-кассу надо ставить, а вот договор с оператором фискальных данных можно не заключать. Устройство будет работать автономно, а владельцы бизнеса раз в месяц относят фискальный накопитель на проверку в налоговую.

Какая онлайн-касса подходит для автобусов и маршруток

Автобусам и маршруткам подходят компактные смарт-терминалы. Мобильная МодульКасса работает только с наличкой, а касса со встроенным терминалом для безналичной оплаты принимает банковские карты. Мобильная онлайн-касса с эквайрингом экономит время пассажира и упрощает работу водителя и кондуктора: не нужно отсчитывать мелочь и ждать сдачу.

Оба аппарата занимают мало места, как небольшой планшет, помещаются в одну руку и весят около 500 грамм. МодульКасса работают на аккумуляторе, держит заряд до 48 часов. МодульКасса печатает один чек за две секунды, подключается к интернету через SIM-карту или Wi-Fi. SIM-карта идет в комплекте, её обслуживание бесплатно. В аппарат встроены принтер чеков и сканер штрихкодов.

Мы постоянно улучшаем кассу, чтобы сделать ее быстрее и удобнее. Поэтому цена и количество моделей могут меняться. Актуальная информация — на нашем сайте.

Как купить онлайн-кассу для автобуса и маршруток

Напишите в чат нашему консультанту на сайте. Он поможет выбрать модель и оформить заказ. Курьер доставит онлайн-кассу за один-два дня по Москве, и до семи рабочих дней регионы.

Вместе с устройством мы присылаем обучающие материалы. Если понадобится консультация специалиста — ответим на ваши вопросы по телефону или в чате личного кабинета.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 октября 2020 года N 1586

(с изменениями на 25 августа 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 октября 2020 года N 1586

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

(с изменениями на 25 августа 2021 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры и условия таких перевозок и условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"автовокзал" - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя комплекс зданий и сооружений, размещенный на специально отведенной территории, предназначенный для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, имеющий соответствующее установленным минимальным требованиям оборудование и обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки;

"автостанция" - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя комплекс зданий и сооружений, размещенный на специально отведенной территории, предназначенный для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, имеющий соответствующее установленным минимальным требованиям оборудование и обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки;

"кондуктор" - член экипажа транспортного средства (помимо водителя), осуществляющий продажу билетов, контроль за оплатой проезда, учет проданных билетов и совершенных поездок;

"легковое такси" - транспортное средство категории "", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования;

"материальный носитель" - выданное пассажиру и предъявляемое им изделие, на котором записана информация, обеспечивающее возможность сохранения этой информации (бумага, электронная микропроцессорная карта, бесконтактная смарт-карта, транспортная карта, магнитный диск и др.);

"электронный билет" - билет, оформленный в электронном виде с размещением всех его реквизитов в автоматизированной информационной системе, предназначенной для хранения таких реквизитов;

"автоматизированная информационная система" - совокупность программно-аппаратных средств, предназначенных для автоматизации деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации;

"документ, удостоверяющий личность пассажира" - документ, удостоверяющий личность пассажира в соответствии с законодательством Российской Федерации (для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении).

II. Регулярные перевозки пассажиров и багажа

3. Расписание регулярных перевозок (далее - расписание) определяется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена остановка транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, при установлении или изменении такого маршрута регулярных перевозок, осуществляемом в соответствии с Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.

6. Расписание содержит местное время часовой зоны, в которой расположен остановочный пункт.

7. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

8. В случае осуществления регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок, остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

9. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров по их требованию осуществляется, если:

а) пассажир, находящийся в транспортном средстве, заранее уведомит кондуктора или водителя о необходимости остановки транспортного средства в соответствующем остановочном пункте;

б) в остановочном пункте имеются лица, ожидающие прибытия транспортного средства.

10. Перевозчик обеспечивает информирование пассажиров об остановочных пунктах, в том числе по требованию.

11. Указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров на остановочных пунктах (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов, автостанций), содержат следующую обязательную информацию:

а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок;

б) наименование остановочного пункта;

в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;

г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;

д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

е) надпись "По требованию" в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

ж) надпись "Посадки нет" в остановочных пунктах, в которых осуществляется только высадка пассажиров;

з) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением регулярных перевозок.

12. Остановочные пункты, расположенные в том числе на территории автовокзалов, автостанций, могут размещаться на территории транспортно-пересадочных узлов и вокзалов иных видов транспорта.

13. Пассажир имеет право бесплатного пользования размещенными в зданиях автовокзала, автостанции залами ожидания и туалетами при наличии билета на перевозку по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен этот автовокзал, автостанция, либо копии электронного билета на бумажном носителе или в виде изображения на экране мобильного устройства.

14. Режим работы автовокзала, автостанции должен соответствовать графику прибытия и отправления транспортных средств.

15. На территории и в основном здании автовокзала, автостанции владелец автовокзала, автостанции размещает информацию:

а) о маршрутах регулярных перевозок, в состав которых включены остановочные пункты, расположенные на территории автовокзала, автостанции, в том числе схемы таких маршрутов;

б) о расписаниях перевозок по маршрутам регулярных перевозок;

в) о расположении предназначенных для обслуживания пассажиров и перевозчиков помещений автовокзала, автостанции, в том числе залов ожидания, билетных касс, комнаты матери и ребенка (при наличии), пунктов питания (при наличии), медицинского пункта для оказания первой помощи (при наличии), камеры хранения (при наличии), туалетов, а также о направлениях движения к ним.

16. Информация, предусмотренная пунктом 15 настоящих Правил, размещается владельцем автовокзала, автостанции также на официальном сайте владельца автовокзала, автостанции (при наличии) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должна быть доступна для ознакомления на таком сайте без взимания платы.

17. На транспортных средствах, используемых для регулярных перевозок пассажиров и багажа, перевозчиком размещаются указатели маршрута регулярных перевозок:

а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;

б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;

в) на заднем окне транспортного средства.

18. Указатель маршрута регулярных перевозок, размещаемый над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, содержит наименования начального и (или) конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.

19. Указатель маршрута регулярных перевозок, размещаемый на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, содержит номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и одного или нескольких промежуточных остановочных пунктов.

20. Указатель маршрута регулярных перевозок, размещаемый на заднем окне транспортного средства, содержит номер маршрута регулярных перевозок.

21. Допускается использование информационного электронного табло в качестве указателя маршрута регулярных перевозок.

22. Указатели маршрута регулярных перевозок, указанные в пункте 18 настоящих Правил, должны быть в темное время суток освещены.

24. Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок, перевозчиком размещается следующая обязательная информация:

а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;

б) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;

г) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

д) указатели мест расположения огнетушителей;

е) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

ж) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

з) права и обязанности пассажиров согласно настоящим Правилам;

и) если транспортное средство используется для осуществления перевозок, подлежащих лицензированию, - номер соответствующей лицензии и наименование органа, выдавшего данную лицензию.

25. В транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется выход пассажиров, за исключением транспортных средств категории "М2", над каждой дверью с внутренней стороны перевозчиком укрепляется табличка с надписью "Выход" или наносится надпись "Выход".

26. Вместо указателей, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 24 настоящих Правил, допускается использование соответствующих символических изображений (пиктограмм).

27. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

28. Билет должен содержать обязательные реквизиты согласно приложению N 1. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов, в том числе реквизитов кассового чека.

29. В случае если на маршруте регулярных перевозок применяются тарифы, учитывающие различный уровень обслуживания в транспортном средстве (наличие кондиционера, аудио- и видеоаппаратуры, туалета, багажных полок, предоставление питания и др.), перевозчик вправе указать в билете реквизиты, определяющие класс обслуживания. В этом случае перевозчик заблаговременно доводит до сведения пассажиров информацию о классе обслуживания.

30. Допускается использование:

а) билета, все реквизиты которого указаны на материальном носителе;

б) билета, часть реквизитов которого содержится на материальном носителе, а остальные реквизиты размещены в электронном виде в автоматизированной информационной системе, предназначенной для хранения таких реквизитов;

в) электронного билета.

31. Билеты, при оформлении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации персональные данные о пассажирах подлежат передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах (далее - именные билеты), оформляются на основании документа, удостоверяющего личность пассажира.

32. В случае использования билетов, в которых все реквизиты или их часть указаны в электронном виде, перевозчик при обращении к нему пассажира обязан предоставить ему информацию обо всех реквизитах билета, указанных в электронном виде, в том числе о сроке окончания действия билета и об оставшемся количестве поездок.

маршрутное такси

Маршрутный бизнес привлекает предпринимателей своими невысокими капиталовложениями, быстрой окупаемостью, постоянным спросом на услугу. Несмотря на все плюсы, поставить машину на маршрут совсем не просто: ниша конкурентная и пробиться бывает очень сложно. Маршрутное такси – один из наиболее популярных видов общественного транспорта, ценят его за быстрое передвижение по городу и относительно недорогой проезд.

Что такое маршрутка с точки зрения закона?


В 2013 году закон приравнял все транспортные средства, занимающиеся перевозкой людей, независимо от владельцев, к транспорту общественного пользования. Частные фирмы обязали выполнять Автомобильный устав и Правила перевозок людей, так же, как и государственный транспорт. Но, зачастую, все происходит наоборот: гонки на дорогах, остановки в неположенных местах, забитые остановки, автобусы не в лучшем состоянии. Все это служит причинами частых жалоб людей на транспорт и условия перевозки.

Что нужно для открытия маршрутного такси?

Бизнес-план маршрутного такси должен учитывать в расчетах два пункта: экономический и административный.

Экономический пункт включает в себя:

  1. Покупку транспортного средства.
  2. Расходы на обслуживание машины.
  3. Налоги, оформление лицензии.
  4. Расчеты доходности бизнеса.

Административный пункт связан с покупкой прав на определенный маршрут. Именно от маршрута зависит поток пассажиров, доход бизнеса. Лучше всего, перед покупкой транспорта и начала оформления всех документов, определиться по какому именно маршруты вы планируете ездить, узнать, сколько будет стоить покупка прав на маршрут.

Оформление бизнеса и налогообложение

Большая часть владельцев маршрутного такси регистрируют себя как Индивидуального предпринимателя, так получается дешевле, быстрее и освобождает от нужды вести бухгалтерский учет.

Документы для регистрации ИП:

  • Паспорт, копия паспорта, ИНН.
  • Заявление и регистрации.
  • Оплата госпошлины (квитанция).

Пример написания заявления можно посмотреть на сайте налоговой.

Коды ОКВЭД, подходящие для такого бизнеса:

  • 31.21 — пассажирские перевозки по городским маршрутам.
  • 39.11 — пассажирские перевозки по межгороду.
  • 39.1 — пассажирские перевозки на экскурсии, в туристические туры.

При регистрации указывайте все возможные виды кодов, даже если они вам не понадобятся. Но в случае, если захотите работать по ним, придется опять идти и регистрировать новые коды.

Налогообложение пассажирских перевозок самое выгодное – ЕНДВ, при условии, что автопарк не превышает двадцать транспортных средств. Суть такого налогообложения заключается в том, что не нужно вести учет доходов и расходов, налог взимается с начальной доходности на одно посадочное место.

Лицензия на пассажирские перевозки

Межгородские, пригородные и городские перевозки свыше восьми человек относятся к деятельности, на которую нужно оформлять лицензию. Вместимость автобуса определяют по его техническим характеристикам. Ее выдают органы Ространснадзора, получить которую может как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель.

Заявление на выдачу лицензии подается в Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН).

Перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению:

  1. Документы о регистрации ИП и выборе системы налогообложения.
  2. Документы на транспорт, свидетельства из ГИБДД.
  3. Полис страхования транспортного средства, копия техосмотра.
  4. Документы о включении транспорта в Реестр категорированных объектов и присвоение ему категории.
  5. Декларация о наличии стоянки, либо ее аренде.
  6. Бумаги о наличии помещения для ремонта и техобслуживания машин.
  7. Трудовые книжки, медосмотр, водительские права сотрудников.
  8. Документы об оборудовании машин системами спутниковой навигации.
  9. Наличие штатного медработника, для проведения плановых осмотров персонала.

Выбор автобуса и внесение его в реестр

Предприниматель сам должен решить, какие автобусы приобрести. Все зависит от финансовых возможностей, условиях местности, расходов на обслуживание. Специалисты не рекомендуют покупать б/у транспортное средство старше трех лет, новую машину можно взять в кредит или лизинг.

Главным преимуществом маршруток всегда считали мобильность, поэтому владельцы отдают предпочтения автобусам малой вместимости.

Отдав предпочтение покупке б/у средству, уточните у владельца, включена ли машина в реестр. Без этого невозможно будет получить лицензию.

Предоставить нужно такие данные:

  • Документы о регистрации перевозчика.
  • Копии ПТС и регистрации ТС.
  • Свидетельство о балансовой стоимости машины.
  • Документы о праве собственности на машину.


Требования к обслуживанию маршрутного такси

Список необходимых документов для получения лицензии собрать совсем не сложно. Но в перечень требований входит еще несколько пунктов:

  1. Соблюдение требований закона о безопасности дорожного движения.
  2. Соблюдение Устава дорожного движения и Правил перевозки пассажиров.

За выполнением этих требований следят сотрудники ДПС и Ространснадзора.

К лицензионным требованиям относятся:

  1. Предрейсовый контроль состояния транспорта.
  2. Оформление путевого листа на каждую машину.
  3. Медицинский осмотр водителей перед выездом.
  4. Страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства.
  5. Комплектация транспорта техническими средствами контроля.

Как поставить автобус на маршрут

Выбор и согласования маршрута занимает у начинающего предпринимателя много времени и доставляет некоторые проблемы. Перевозить людей там, где хочется, просто невозможно, никто не даст право на это начинающему владельцу. В крупных городах почти все маршруты забиты до отказа, а свободные остаются только самые неудобные маршруты или менее прибыльные.

Чтобы узнать о свободных местах, нужно обратиться в местный департамент транспорта, заключить с ними договор для выхода на маршрут.

Открыть новый маршрут тоже довольно сложно, их разрабатывает Министерство транспорта и органы местного самоуправления с учетом множества экономических, социальных факторов.

Насколько реально открыть новое направление

Задумываясь над тем, как открыть маршрутное такси, тщательнее всего необходимо распланировать маршрут. Планируя собственный рейс, с учетом пассажиропотока, ценовой политики, можно быть уверенным в его рентабельности.

Для успешного запуска маршруток необходимо тщательно все изучить и взвесить. Люди с осторожностью будут относиться к инновациям в данной сфере. Так же потребуется время, чтобы люди узнали о новом маршруте, стали на нем ездить – это может занять 1-2 месяца.

Сколько зарабатывают на маршрутном такси

Чтобы рассчитать возможную прибыль маршрутного такси, нужно определить среднюю выручку за день. Зачастую, одна машина приносит от 3 000 до 5 000 рублей в день. Из этой суммы уходит 1000 на оплату труда водителя, 500 – в пенсионный фонд, расходы на топливо и ремонт – 1000 рублей. Итого, мы получаем чистую прибыль с одной машины в 500 – 2 500 рублей.

Выбор персонала

Главные требования к водителям маршрутного такси – наличие водительских прав нужной категории и стаж езды за рулем от 5 лет. Лучше всего, чтобы водитель был спокойным, доброжелательным человеком, чтобы не возникало конфликтных ситуаций с пассажирами. Помимо этого, водитель не должен иметь какие-либо медицинские противопоказания к работе.

Так же следует нанять людей на такие должности:

  • Бухгалтер, для ведения отчетности.
  • Автомеханик, для обслуживания транспортных средств, проведения ремонтных работ.
  • Медработник, для проверки здоровья водителей перед выездом.
  • Контролер, для большего удобства водителей, чтобы они не отвлекались от дороги.

О чем еще стоит позаботиться

Маршрутный бизнес довольно многогранный. Можно запросто обеспечить себе дополнительный заработок, развесив в своем транспортном средстве рекламу.

  • Рекламу внутри салона. Расклеить плакаты, вложить буклеты.
  • Реклама на наружной поверхности машины.
  • Устраивать заказные перевозки на экскурсии, праздники.

Предпринимателю стоит так же позаботиться о своевременном осмотре транспортных средств и персонала, можно нанять охранника на автостоянку.

Подводные камни бизнеса

Бизнес на маршрутках является довольно закрытой сферой, из-за большого количества денежных средств находящихся в нем. В крупных городах все самые прибыльные маршруты давно и так забиты до отказа. Новичку в этой сфере, решивши играть по-честному, будет нелегко.

Сфера очень высококонкурентна. Предприниматели часто недооценивают количество затрат на ремонт и обслуживание техники. Они сталкиваются с проблемой ремонта транспорта, который из-за жесткой эксплуатации машины является дорогим и недолговечным.

Повысить выручку предприниматель не может, ему запрещено самостоятельно повышать тариф проезда. Тарифные планы маршруток не меняются годами, а затраты на обслуживание постоянно растут.

Бизнес-план маршрутного такси является удачным вложением средств, если вы готовы к жесткой конкуренции и уверены в своих силах. Услуги маршруток пользуются огромным спросом у населения, что гарантирует стабильную выручку. Но, нужно с умом подойти к выбору маршрута. Данный бизнес требует серьезных вложений денег и сил, но специалисты утверждают, что все непременно окупится.

В настоящее время в Российской Федерации автобус является наиболее популярным видом транспорта. Все большее распространение получают частные коммерческие перевозки, выполняемые многочисленными маршрутными такси. Пассажиры любят этот вид транспорта за комфорт, скорость передвижения и мобильность. Спрос рождает предложение, поэтому заниматься перевозками все более выгодно.

Если принято решение начать свой бизнес, связанный с маршрутными такси, нижеизложенная информация станет весьма ценной.

маршрутный бизнес бизнес маршрутное такси

Получение лицензии

Первым этапом, для желающих открыть маршрутный бизнес, является подготовка всей необходимой документации и получение специального документа, разрешающего оказывать данного рода деятельность документа. Это лицензия. Для того, чтобы ее получить, необходимо совершить визит к специалистам местного отделения транспортной инспекции.

Крайне важным моментом является факт полного соответствия транспортного средства ряду требований, предъявляемых к пассажирским средствам передвижения. Также в штате должны иметься сотрудники, ответственные за соблюдение безопасности, прошедших государственную аттестацию. Действует лицензия 5 лет. На каждое транспортное средство специалист выдает отдельную карточку.

Приобретение оборудования

Открывая бизнес маршрутное такси, предпринимателю не обойтись без автопарка. Он формируется в соответствии с финансовыми возможностями. При его создании не будет лишним прислушаться к совету опытных владельцев таксопарков. Автомобиль, в зависимости от маршрута, за смену проезжает довольно большое расстояние. Умножив этот километраж на количество смен в сутки и еще на 365, получим внушительные цифры.

Подобные расстояния иногда бывают не под силу и свеженькой иномарке. Не факт, что подержанное такси прослужит долгий срок. Наиболее популярными для перевозки пассажиров на сегодняшний день являются иностранные авто. Несмотря на то, что Газели привлекательнее по цене, они проигрывают во вместительности и удобстве эксплуатации, не говоря уже о комфорте.

При ограниченности в средствах можно прибегнуть к лизингу. Для малого бизнеса — это уникальная возможность сократить первоначальные расходы, как на приобретение автомобиля, так и на налоговые выплаты, и страхование.

Разработка маршрута

Одним из возможных путей является участие в конкурсах на осуществление перевозок, регулярно устраиваемых администрациями городов. Заметные преимущества данного решения в том, что маршруты уже известны населению и окупаемость с первого дня работы будет достаточно высокой. Однако, конкуренция в подобных соревнованиях сильна, поэтому придется приложить все усилия и подключить связи.

Найм персонал

Помимо водителей, обладающих водительскими правами категории D, вам будет нужен бухгалтер-кассир, диспетчер и медицинский работник для освидетельствования водителей. К найму персонала нужно подойти особенно серьезно, ведь непосредственно от этих людей зависит ваша прибыль. Как правило, у водителей есть минимальный оклад, большую часть же заработной платы они получают за превышение нормы выработки. Такая система оплаты труда наиболее эффективна. Не забывайте также о том, что состояние автомобиля зависит от бережной эксплуатации, зачастую причиной поломки является нерадивый водитель. Не ленитесь хотя бы изредка самостоятельно проверять состояние автомобилей.

Развитие

Разумеется, как и любое дело, развитие сети маршрутных такси потребует немалых вложений. Окупаемость зависит от многих факторов. Не пренебрегайте возможностью дополнительного дохода, например, обслуживание частных мероприятий, экскурсий, размещение на борту автомобилей рекламы.

Предпринимателю необходимо выработать стратегию, основываясь на которой он сможет заявлять о себе. Речь идет о саморекламе. Кроме основного источника дохода от рейсовых пассажирских перевозок, предпринимателю не стоит пренебрегать частными заказами. Однако, для создания клиентской базы необходимо, чтобы сначала заказчики узнали, что есть такая услуга, которая оказывается вашим автопарком.

Читайте также: