Психиатр профессия какие предметы сдавать

Обновлено: 17.05.2024

Психиатр (от греч. psyche – душа; iatréeia – лечение) — врач, специализирующийся на диагностике и лечении психических расстройств. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Будущая профессия

Врач выписывает рецепт


Врач-психиатр специализируется на диагностике и лечении психических расстройств, патологии чувств и сознания. Этот раздел медицины является частью неврологии. Деятельность психиатра включает в себя выявление и лечение таких расстройств нервной системы, которые отражаются на социальной и эмоциональной жизни человека, его поведении. Вовремя выявленная психическая патология и правильно назначенная терапия позволят врачу вернуть человека к нормальной жизни, адаптировать его к социуму.

Какие болезни лечит психиатр

Перечислить все болезни и состояния – все то, от чего лечит психиатр – невозможно, так как перечень очень широк и постоянно пополняется. Наиболее частыми поводами для обращения являются:

  • суицидальные попытки;
  • параноидальные идеи, бред и галлюцинации;
  • различные фобии;
  • непроходящая бессонница;
  • сильная безосновательная тревога, психозы и другие случаи душевных расстройств;
  • эпилепсия;
  • шизофренические состояния;
  • психические расстройства, вызванные посттравматическим состоянием;
  • алкоголизм, непреодолимые зависимости различного типа;
  • белая горячка;
  • частые истерические припадки;
  • старческое слабоумие (болезнь Альцгеймера);
  • булемия и анорексия.

Невроз (невротические расстройства)

Неврозы (психогенные заболевания, психогении) – это группа расстройств психики, при которых мозг структурно не поражен, но функционирует в состоянии возбуждения из-за того, что психика не может адаптироваться к новым условиям взаимодействия с внешним миром. Симптомы невротических расстройств напоминают таковые при лихорадке ( потливость, дрожь, сердцебиение и другие проявления) или при расстройстве функции какого-либо органа ( понос, аритмии, нарушение зрения и другое). Невроз имеет следующие основные критерии:

  • начинается под воздействием психической травмы;
  • проявляется вегетативными симптомами (нарушение функции внутренних органов);
  • исчезновение симптомов при устранении психотравмы.

В целом невротические расстройства находятся в сфере деятельности психотерапевта, нежели психиатра, хотя последний также может заниматься их лечением при выраженных расстройствах психики. К неврозу относятся следующие синдромы:

  • синдромы навязчивых состояний – тревожно-фобический синдром, обсессивно-конвульсивный синдром, панический синдром;
  • истерические синдромы – припадки, расстройства ощущений и боли (сенестопатии), речевые расстройства ( заикание ) и симптомы, возникающие при заболеваниях внутренних органов.

Психоз

Психоз – это неспособность отличить реальность от ощущения, которые кажутся реальными (это главное отличие психоза от невроза). Психоз не является самостоятельным заболеванием, это часть проявлений других психических расстройств. При психозе у больного наблюдаются следующие характерные явления:

  • галлюцинации – ощущение того, чего не существует в реальности (звуки, образы и так далее);
  • бред – неправильные выводы и рассуждения больного, в которые он верит.

Психомоторные расстройства

Психомоторные расстройства – это расстройства движений, которые вызваны возбужденной или угнетенной психикой. К психомоторным расстройствам относятся:

  • гипокинезии – замедление движений или их малое количество;
  • ступор – обездвиженность, которая проявляется отсутствием движений, мыслей и речи, при этом все эти функции не утрачены;
  • кататония – мышечные спазмы и различные активные движения больного, которые часто бывают непроизвольными, выглядят неестественно и возникают на фоне перевозбуждения психики;
  • припадок – приступ потери сознания с судорогами.

Шизофрения

Шизофрения – это хроническое расстройство психики (психоз), при котором происходит ее раскол, то есть связь между разными функциями психики разрывается. При этом личность больного изменяется, он становится агрессивным, патологически замкнутым (аутизм), почти лишенным эмоций, в то же время, появляются галлюцинации, бред.

Аутизм

Аутизм – это психическое расстройство, которое проявляется в возрасте до 3 лет. Аутизм может возникать при различных психических патологиях, при этом психиатры лечат каждый синдром отдельно. Для аутизма характерны следующие проявления:

  • ограничение общения – нарушение процессов общения с другими людьми, больные избегают зрительного контакта, прикосновений;
  • стереотипные движения – постоянно повторяющиеся бесцельные движения различными частями тела;
  • склонность к однообразию – больной расставляет предметы строго определенным образом, сопротивляется любым изменениям привычных для него вещей;
  • ограничение интересов – интересы больного могут ограничиваться только одним занятием (одной и той же игрой или музыкой);
  • аутоагрессия – действия больного опасны для него же, например, ребенок может себя кусать;
  • низкий интеллект – изменения интеллекта могут быть выражены в разной степени.

Эпилепсия

Эпилепсия – это хроническое заболевание головного мозга, при котором наблюдаются спонтанные, то есть ничем не спровоцированные, судорожные приступы. Однако наличие судорог – это необязательно эпилепсия, как и приступ эпилепсии – это необязательно судороги. Эпилепсия может проявиться другими явлениями, например, подергиванием мышц, причмокиванием, зрительными галлюцинациями, изменением поведения и непонятными, неосознанными поступками. В связи с многообразием симптомов и частыми спорами между психиатрами и неврологами о том, кто должен лечить эпилепсию, возникли специалисты эпилептологи, которые занимаются лечением конкретно эпилепсии. Эпилептологом может быть как психиатр, так и невролог. Важно, чтобы данный специалист хорошо разбирался одновременно и в психиатрии, и в неврологии.

Расстройство личности (психопатии)

Психопатии – это патология психики, при которой возникает расстройство личности человека и формируется дисгармоничный характер. Психопатия не считается болезнью, это врожденное недоразвитие психики, которая не умеет что-то, например, сострадать, обижаться или прощать, при этом человек практически не способен этому научиться. От психопатий отличаются так называемые акцентуированные личности, при которых характер человека имеет патологическую направленность (акцент), но это еще не расстройство, ее можно устранить воспитанием или самовоспитанием. Если же выраженное расстройство личности носит приобретенный характер, то такое состояние обозначается как психогенное развитие личности.

Аффективные расстройства

Аффект – это эмоциональная реакция, которая плохо подается контролю и отражается в поведении человека, в отличие от настроения, которое можно скрыть и вести себя несоответственно переживаниям. Аффективные расстройства настроения – это нарушение эмоционального состояния человека в виде патологической, неадекватно сильной реакции или, наоборот, в виде отсутствия реакции на событие.

Депрессия

Депрессия – это синдром, который относится к аффективным расстройствам и обусловлен угнетением психической деятельности. Для депрессии характерно сочетание следующих трех симптомов:

  • тоска;
  • замедленный темп мышления (заторможенность);
  • замедление и уменьшение двигательной активности.

Маниакальный синдром

Маниакальный синдром – это полная противоположность депрессии, возникает из-за перевозбуждения психики. Для маниакального синдрома характерны следующие симптомы:

Маниакально-депрессивный психоз

Маниакально-депрессивный психоз или биполярное аффективное расстройства – это синдром, который характеризуется чередованием периодов депрессии и мании.

Циклотимия

Циклотимия (циклос – круг, тимос – душа) – это слабо выраженная форма маниакально-депрессивного психоза.

Нарушение памяти

Память – это способность накапливать, хранить и воспроизводить полученную информацию. Само по себе нарушение памяти является лишь симптомом, который может сочетаться с другими психическими расстройствами (шизофрения, эпилепсия, невроз, психоз). Нарушение памяти может проявляться:

  • спонтанным наплывом воспоминаний (гипермнезия);
  • ухудшением памяти (гипомнезия);
  • выпадением отдельных фрагментов из памяти ( амнезия );
  • искажением имеющихся воспоминаний (парамнезии).

Куда поступить

Для получения необходимых знаний и умений по данной профессии бакалавр может поступать в образовательные учреждения, которые имеют в своей структуре кафедру психиатрии и медицинской психологии. Для поступления можно рассматривать такие вузы:

  • Государственный медуниверситет им. И.М. Сеченова;
  • Национальный исследовательский университет имени Пирогова;
  • Российская Государственная Академия Последипломного Образования;
  • Российский университет дружбы народов;
  • Ростовский государственный медицинский университет.

Психиатрия является распространенной специальностью, поэтому получить образование можно практически в любом вузе Москвы и других городов России.

К вопросу о практике

На производственной практике студент-медик станет вплотную взаимодействовать с опытными психиатрами. Он убедится, что многие из них полностью погружены в свою любимую работу, постоянно в курсе новых событий в сфере психиатрии и фармакологии.

Будущий психиатр на практике будет заниматься следующим:

  1. Наблюдать, как проходит прием пациентов. Наставник-психиатр будет пояснять, почему человеку был поставленный тот или иной диагноз и какие препараты при этом обычно выписывают;
  2. Изучать историю болезней пациентов;
  3. Учиться заполнять медицинскую карту.

психиатр профессия учиться ли

Основные изучаемые предметы в ходе обучения по специальности

Девушка на приеме у доктора


В ходе ординатуры по психиатрии будущий специалист должен изучить такие обязательные предметы:

  1. Управление и организация здравоохранения. Организация психиатрической помощи в РФ.
  2. Общая психопатология.
  3. Методы исследования психически больных.
  4. Аффективные заболевания психотического и непсихотического уровня.
  5. Шизофрения.
  6. Психические расстройства при различных заболеваниях головного мозга.
  7. Пограничные психические нарушения.
  8. Олигофрении.
  9. Психические расстройства детского возраста.
  10. Лечение психических заболеваний.

Кроме этого, рабочая программа включает в себя некоторые смежные и вариативные дисциплины, а также практику.

История

Несмотря на попытки объяснить причины психических расстройств, эффективного лечения соответствующей патологии не существовало. В эпоху Средневековья церковь считала душевнобольных людей одержимыми. Из-за этого пациенты подвергались жестоким пыткам и казням.

Еще одной проблемой медицины тех времен было отсутствие четких границ между нормальным состоянием и безумием. Поэтому по приказу властей или церковных служителей психически нездоровым человеком могли объявить кого угодно. Переломным моментом в развитии психиатрии можно назвать начало конец 19-го столетия. Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг и Юджин Минковски первыми решили беседовать с больными для того, чтобы понять суть их проблемы. Пациенты получили возможность объяснить свое поведение, а практикующие врачи учились контактировать с людьми, которых считали невменяемыми.

Дальнейшее развитие психиатрии сопровождалось применением как медикаментозных средств, так и оперативных и инструментальных методик, которые все еще трудно было назвать гуманными (лоботомия, электрошок). Однако медицина уже приняла сам факт психических болезней и начала искать эффективные методы лечения. Строго говоря, поиск продолжается и по сей день.

Приобретаемые навыки и умения

Описываемое направление требует, чтобы специалист овладел следующими умениями:

  • правильно применить методы объективного исследования больного;
  • выявить специфические признаки нервно-психических заболеваний;
  • оценить тяжесть состояния больного, своевременно выявить симптомы, требующие неотложной помощи;
  • оказать первую помощь больному;
  • определить объем и порядок выполнения терапевтических и организационных мероприятий;

Врач проводит прием пациентов


выявить показания к применению специальных методов диагностики;

Методы лечения

Основные методы

Другие

  • Электросудорожная терапия
  • Лоботомия
  • Инсулинокоматозная терапия
  • Атропинокоматозная терапия
  • Психохирургия
  • Трудотерапия психически больных
  • Арт-терапия.

Перспективы трудоустройства

Профессиональная деятельность врача-психиатра заключается в проведении профилактической, лечебной, диагностической, реабилитационной, психолого-педагогической и организационно-управленческой работы.

После завершения образовательной программы специалист может трудоустроиться:

  • психиатром в стационаре;
  • участковым психиатром;
  • детским психиатром (в том числе участковым);
  • подростковым психиатром (в том числе участковым);
  • заведующим структурного подразделения (отделения, лаборатории, кабинета и других);
  • психиатром в приемном отделении.

Выбор учебного заведения

Куда нужно поступать на психолога, зависит от целей будущего специалиста. Если абитуриент планирует в дальнейшем заняться научной деятельностью, стоит поинтересоваться наличием Ученого Совета на базе ВУЗа (для возможности защиты кандидатской и докторской диссертаций).

Для получения базовых знаний в рамках образовательных программ (бакалавриата, магистратуры и специалитета), достаточно располагать информацией о рейтинге ВУЗа и уровне учебно-методической базы. Важным критерием является наличие аккредитации учебного заведения. При трудоустройстве данное условие будет рассматриваться в первую очередь.

Всё большую популярность приобретают дистанционные методы обучения. Такой способ получения знаний актуален скорее для саморазвития. Рассчитывать на полноценное психологическое образование посредством удаленного доступа не следует.

Молодым людям, желающим в полной мере охватить ресурсы учебно-методической базы и приобрести практические навыки – рекомендуется поступать на очное отделение. Такой вид обучения предоставит студенту возможность каждый день пополнять багаж знаний (с учетом личных консультаций с представителями профессорско-преподавательского состава учебного заведения).

Для занятых абитуриентов (либо уже состоявшихся специалистов в другой области) оптимальным вариантом является заочная форма обучения. Здесь предоставляется возможность получать знания без отрыва от трудовой деятельности.

Преимущества обучения в аспирантуре

После сдачи экзаменов ординатор может поступать в аспирантуру. Для этого следует сдать некоторые экзамены и предоставить данные о полученном образовании. Обучение в аспирантуре имеет свои плюсы в том, что доктор продолжает совершенствовать свои знания.

Отметим, что ординатура призвана подготовить врача-психиатра, способного к самостоятельной профессиональной деятельности в условиях как первичной, так и специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи. И для того чтобы стать хорошим специалистом, нет необходимости каждому продолжать обучение в аспирантуре. Однако если Вы хотите заниматься не только лечебно-профилактической, но и научной деятельностью, то аспирантура дает именно такую возможность.

Вы все еще думаете, кем работать после окончания медицинского университета? Задумайтесь над специальностью психиатрия, ведь это интересная область медицины, отличная от других специальностей.

Что нужно сдавать на психиатра после 11 класса?

Начать постепенное погружение в медицинскую профессию можно с поступления в средние профессиональные учебные заведения – сразу после 9 класса. Но в медицинском колледже никакие предметы на психиатра после 9 класса не сдают, врачей вообще не учат в ссузах, только после 11 и только в вузах.

Зато в медколлеже можно выучиться на другой медицинский персонал, например, медсестру. Основные экзамены на медсестру на ОГЭ сдают по русскому, математике и биологии. Но для специализации по психиатрии диплом медицинской сестры не даст никаких преимуществ. Поэтому лучше сразу ориентироваться на поступление в высшее учебное заведение.

Какие предметы нужно сдавать на психиатра? Вступительные экзамены на психиатра будут состоять из 2х групп предметов. Первая относится к обязательным для всех выпускников школы дисциплинам, а вторая к профильным.

Базовые экзамены на психиатра после 11 класса состоят из русского языка и математики, а профильные из ЕГЭ по биологии и химии.

Математика медицинский вуз заинтересует не сильно, а вот набранный балл по русскому языку важен. Чем он выше, тем лучше. Биология и химия — профильные экзамены на психиатра после 11 класса и тут также важно набрать как можно более высокие оценки.

Если абитуриенту повезло и он смог стать студентом, а затем и выпускником, то по результатам обучения ему еще предстоит пройти интернатуру или ординатуру, где также нужно сдавать экзамены.

Что еще, помимо экзаменов ЕГЭ, нужно сдавать на психиатра после 11 класса? Есть ли дополнительные испытания и предметы?

На сегодняшний день, большинство вузов интересуют результаты ЕГЭ по русскому, биологии и химии. Это главные экзамены на психиатра после 11 класса и ключевые предметы. Дополнительных испытаний нет, но вопрос об их постепенном введении на стадии приема в вуз обсуждается и, возможно, в ближайшем будущем абитуриенту будет необходимо готовиться и к ним. Это может быть собеседование, вопросы из обществознания, психологические тесты и многое другое – вопрос пока прорабатывается.

Читайте также: