Проведение земельных работ на частной собственности

Обновлено: 16.05.2024

1. Утвердить Положение о предоставлении разрешения на осуществ­ление земляных работ на территории муниципального образования Восточное городское поселение Омутнинского района Кировской области.

3. Обнародовать настоящее постановление путем размещения его на официальном сайте администрации Восточного городского поселения в сети Интернет, на информационных стендах.

4. Контроль за исполнением данного постановления оставляю за собой.

И.о. главы администрации

Восточного городского поселения В.В. Снегирев

УТВЕРЖДЕНО

постановлением администрации муниципального образования

Восточное городское поселение Омутнинского района Кировской области

от 29.05.2016 г. № 50

ПОЛОЖЕНИЕ

о предоставлении разрешения на осуществ­ление земляных работ на территории муниципального образования Восточное городское поселение Омутнинского района Кировской области

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о предоставлении разрешения на осуществ­ление земляных работ на территории муниципального образования Восточное городское поселение Омутнинского района Кировской области (далее - Положение) определяет порядок оформления и выдачи разрешения на осуществление земляных работ при строительстве и ремонте подземных инженерных сооружений и коммуникаций, дорог, тротуаров, проведении инженерно-геологических изысканий, разработке карьеров и проведении работ по обустройству территории Восточного городского поселения.

1.2. Выполнение мероприятий настоящего Положения обязательно для всех юридических и физических лиц (независимо от права собственности, пользования или аренды земельных участков), ведущих на территории Восточного городского поселения:

-проведение ремонтных работ элементов улично - дорожной сети на земельных участках (территориях) общего пользования в границах красных линий;

-проведение аварийно- восстановительных работ на подземных сетях инженерно- технического обеспечения на земельных участках (территориях) общего пользования в границах красных линий;

-благоустройство территории на земельных участках (территориях) общего пользования в границах красных линий.

1.3.Осуществление земляных работ, выполняемых как механизированным способом, так и вручную, должно осуществляться только после получения соответствующего разрешения на осуществ­ление земляных работ на территории муниципального образования Восточного городского поселение Омутнинского района Кировской области (далее - разрешения на осуществление земляных работ).

Форма разрешения на осуществ­ление земляных работ и разрешения на аварийное вскрытие (приложения № 2, № 3 настоящего Положения) утверждаются настоящим постановлением.

Запрещается производство земляных работ без разрешения на осуществление земляных работ или по разрешению на осуществление земляных работ, срок действия которого истек, а также осуществление плановых работ под видом аварийных. Пролонгация разрешения на осуществление земляных работ регулируется настоящим Положением.

2. Термины и определения

2.1. Земляные работы - работы, связанные с выемкой грунта на глубину более 30 сантиметров (за исключением пахотных работ), а равно отсыпка грунтом на высоту более 50 сантиметров.

2.2. Разрешение на осуществление земляных работ - документ, выдаваемый отделом архитектуры и градостроительства администрации Омутнинского района Кировской области, разрешающий производство земляных, буровых работ при строительстве и ремонте подземных инженерных сооружений и коммуникаций, дорог, тротуаров, проведении инженерно-геологических изысканий, разработке карьеров и проведении работ по обустройству территории муниципального образования Восточное городское поселение Омутнинского района Кировской области.

2.3. Разрешение на аварийное вскрытие - документ, выдаваемый отделом архитектуры и градостроительства администрации Омутнинского района Кировской области на право производства земляных работ при ликвидации аварийных ситуаций на инженерных коммуникациях.

2.4. Аварийная ситуация - ситуация, влекущая за собой значительные перебои, полную остановку или снижение надежности ресурсоснабжения (вода, канализация, тепло, газ, электричество, связь) территории поселка, его микрорайона, жилого дома, другого жизненно важного объекта в результате нарушений в работе инженерных коммуникаций.

2.5. Заявитель - физические и юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся с запросом о предоставлении разрешения на осуществление земляных работ, выраженным в письменной или электронной форме (далее - заявлением).

3. Порядок информирования о порядке предоставления разрешения на осуществ­ление земляных работ

3.3.1. Порядок информирования о порядке предоставления разрешения на осуществ­ление земляных работ (в том числе аварийное вскрытие).

Информацию о месте нахождения и графике работы, справочных и контактных телефонах, адресах электронной почты, официальных сайтах, адаптированных для пользователей с нарушениями зрения, способах получения информации о месте нахождения и графиках работы, а также о порядке предоставления услуги можно получить:

при личном обращении заявителя;

при обращении в письменной форме, в форме электронного документа.

3.3.2.Адрес места нахождения администрации Восточного городского поселения Омутнинского района Кировской области: индекс 612711, Кировская область, Омутнинский район, пгт. Восточный, ул. 30 лет Победы, д. 8.

График работы администрации Восточного городского поселения:

Время приёма

с 08.00 до 17.15, перерыв с 12.00 до 13.00

с 08.00 до 17.15, перерыв с 12.00 до 13.00

с 08.00 до 17.15, перерыв с 12.00 до 13.00

с 08.00 до 17.15, перерыв с 12.00 до 13.00

с 08.00 до 16.00, перерыв с 12.00 до 13.00

График приёма заявителей, телефоны, электронная почта:

Администрация Восточного городского поселения

График приёма заявителя

Глава администрации Восточного городского поселения

Ежедневно с 08.00. до 17.15, пятница с 8.00 до 16.00, перерыв с 12.00 до 13.00, суббота, воскресенье - выходной я

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Специалисты Восточного городского поселения

Ежедневно с 08.00. до 17.15, пятница с 8.00 до 16.00, перерыв с 12.00 до 13.00, суббота, воскресенье - выходной

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

3.3.3. Адрес места нахождения отдела архитектуры и градостроительства администрации Омутнинского района Кировской области (далее – отдел архитектуры и градостроительства администрации Омутнинского района): индекс 612740, Кировская область, Омутнинский район, г. Омутнинск, ул. Коковихина, д. 28 а, 1 эт. каб. № 12.

- часы приёма заявителей:

Время приёма

- телефоны и электронная почта:

Администрация

Омутнинского района

Электронная почта

Заведующий отделом архитектуры и градостроительства администрации Омутнинского района

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Специалисты отдела архитектуры и градостроительства администрации Омутнинского

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

3.3.4. Заявитель имеет право на получение сведений о ходе исполнения услуги при помощи телефона или посредством личного посещения в дни и часы работы органа, предоставляющего услугу.

3.3.5. Для получения сведений о ходе исполнения услуги заявителем указываются (называются) дата и (или) регистрационный номер заявления. Заявителю предоставляются сведения о том, на каком этапе исполнения услуги находится представленное им заявление.

3.3.6. Информация о порядке предоставления услуги предоставляется бесплатно.

4.Срок предоставления

Срок предоставления услуги 3 рабочих дня со дня поступления заявления в администрацию.

5. Размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении услуги

Предоставление услуги осуществляется на бесплатной основе.

6. Порядок оформления и предоставления разрешения

на осуществ­ление земляных работ

6.1. Перечень документов, которые заявитель должен представить самостоятельно:

заявление о выдаче разрешения на осуществление земляных работ (Приложение № 1);

документ, удостоверяющий личность физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо его копию, заверенную в установленном законодательством порядке;

учредительные документы юридического лица (копия, заверенная в установленном законодательством порядке);

проект проведения работ, согласованный с заинтересованными эксплуатационными организациями (владельцами действующих подземных коммуникаций, в том числе лицами), расположенными в зоне производства работ в зависимости от местонахождения земельного участка, на котором осуществляется проведение земляных работ (согласования собственников земельных участков или землепользователей);

утвержденная заявителем схема движения транспорта и пешеходов, согласованная с собственником автомобильной дороги (в случае производства земляных работ на проезжей части автомобильной дороги);

утвержденный заявителем календарный график производства работ, согласованный с администрацией муниципального образования;

копия договора заявителя с собственником или уполномоченным им лицом о восстановлении благоустройства земельного участка, на территории которого будут проводиться земельные работы.

6.2. Документы, которые заявитель вправе предоставить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, отсутствуют.

6.3. Документы могут быть направлены в форме электронного документа. В этом случае документы подписываются электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.4. Необходимые для предоставления услуги заявление и документы могут быть представлены заявителем лично в орган, предоставляющий услугу, либо посредством почтового отправления на бумажном носителе либо в форме электронных документов, в том числе через официальный сайт Восточного городского поселения.

При личном обращении заявитель представляется документ, удостоверяющего личность физического лица, а для юридического лица - оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом.

Посредством почтового отправления, заявителем предоставляется копия документа удостоверяющего личность физического лица, заверенная в установленном законодательством порядке, а для юридического лица - оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом.

Если от имени заявителя обращается уполномоченный представитель, то представляется документ, удостоверяющий личность и документ, подтверждающий его полномочия на предоставление интересов заявителя.

Заявление и документы могут быть направлены в форме электронного документа, в том числе с использованием официального сайта Восточного городского поселения. В этом случае заявление и документы должны быть в электронном виде, которые подписываются электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность, не предоставляется.

6.5.При предоставлении услуги, орган, предоставляющий услугу, не вправе требовать от заявителя:

представления документов и информации или осуществления действий, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги.

7. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления разрешения

на осуществ­ление земляных работ

Оснований для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления услуги, не предусмотрено.

8. Исчерпывающий перечень оснований для отказа

в предоставлении разрешения на осуществление земляных работ

Основаниями для отказа в предоставлении услуги являются:

несоответствие представленных документов требованиям, установленным пунктом 6.1. настоящего Положения;

несоответствие проекта проведения работ требованиям законодательства;

проведение работ требует выдачи разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

9. Осуществ­ление земляных работ

9.1. Если условиями договора подряда или проектной документацией установлена необходимость вызова на строительную площадку представителей технадзора заказчика, организаций, эксплуатирующих действующие подземные коммуникации, авторского надзора или иных заинтересованных организаций для участия в определении местоположения подземных коммуникаций на местности, их вскрытии, обратной засыпке, освидетельствовании скрытых работ и проведении испытаний, подрядчик обязан официально уведомить соответствующие организации за три рабочих дня до начала этих действий.

9.2. При осуществлении земляных работ, связанных с разработкой грунта на территории существующей застройки, производитель работ обязан обеспечить проезд специального автотранспорта и проход к домам путем устройства мостов, пешеходных мостиков с поручнями, трапов по согласованию с землепользователем, а также производить уборку территории в пятиметровой прилегающей зоне.

9.3. Осуществление земляных работ в непосредственной близости от существующих подземных коммуникаций допускается после вызова на место представителей эксплуатирующих эти сети организаций под наблюдением ответственного лица, имеющего при себе разрешение на осуществление земельных работ, проектную документацию и график работ.

9.4. Заказчик обязан периодически выполнять контрольную геодезическую съемку соответствия проекту строящихся подземных сооружений и коммуникаций.

9.5. Работы, связанные с разработкой грунта на улицах, тротуарах и дорогах, должны производиться с соблюдением следующих дополнительных условий:

- каждое место разрытия ограждается защитными ограждениями, препятствующими доступу граждан, а расположенное на транспортных и пешеходных путях, кроме того, оборудуется красными габаритными фонарями, соответствующими временными дорожными знаками и информационными щитами с обозначениями направлений объезда и обхода, с отметкой об уведомлении ГИБДД.

9.6. При невыполнении работ в установленные сроки заявитель может ходатайствовать о продлении срока действия.

9.7. По окончании основных работ строительная организация обязана уведомить организацию, восстанавливающую асфальтовое покрытие, о начале засыпки траншеи для осуществления контроля за качеством засыпки.

9.8. Организация, выполняющая работы по обратной засыпке выемок, обязана выдать трехлетнюю гарантию отсутствия просадок грунта и покрытия в пользу организации, эксплуатирующей дорогу.

9.9. После выполнения и сдачи работ должно быть выполнено комплексное восстановление нарушенного благоустройства территории, в том числе дорожного покрытия, бортового камня и элементов озеленения.

10. Ответственность за нарушение порядка

за осуществ­ление земляных работ

10.1. Юридические лица, граждане и должностные лица, нарушившие требования настоящего Положения, независимо от подчиненности и форм собственности несут ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими законодательными актами Российской Федерации.

10.2. Осуществление земляных работ без разрешения на осуществление земляных работ или с нарушением установленных сроков производства работ является самовольным и влечет административную ответственность.

10.3. Должностные лица и граждане, допустившие нарушения в части восстановления дорожного покрытия, благоустройства территории и несоблюдения сроков производства земляных работ, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

к настоящему Положению

(наименование органа местного самоуправления,

Ф.И.О., должность руководителя)

(для юридических лиц - наименование заявителя

местонахождение (юридический адрес), ОГРН,

_______________________________________почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон)

(для физических лиц - Ф.И.О., адрес места жительства)

______________________________________ (для индивидуальных предпринимателей Ф.И.О.,

адрес места жительства, ОГРНИП, адрес электронной _______________________________________

на предоставление разрешения на осуществ­ление земляных работ

В соответствии с Правилами благоустройства территории _________________________________________________________________

(наименование муниципального образования)

прошу выдать разрешение на осуществ­ление земляных работ на________________________________________________________________

на земельном участке по адресу: __________________________________________________________________,

наименование населенного пункта, название улицы, номер дома

(при отсутствии – местоположение земельного участка)

в связи с __________________________________________________________________

(основания проведения земляных работ)

Элементы благоустройства, нарушаемые в процессе производства работ:

общая площадь (кв. м) _________________, в т.ч. тротуар _________________ (асфальт ____________, плитка ___________, набивные дорожки __________), проезжая часть ___________, дворовая территория __________, зона зеленых насаждений ________, грунт __________, другие _________________________.

Производство работ предполагает/не предполагает (нужное подчеркнуть), закрытие, ограничения дорожного движения.

Особые условия производства земляных работ

(указываются при наличии)

Сроки производства земляных работ: с _____________ по ________________.

Подтверждаю свое согласие, а также согласие представляемого мною лица, на обработку персональных данных (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, а также иных действий, необходимых для обработки персональных данных в рамках предоставления услуги, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в автоматизированном режиме.

(Ф.И.О. представителя юридического лица, Ф.И.О. физического лица или его представителя)


На федеральном уровне понятие “земляные работы” законодательно не закреплено. При определении данного понятия представляется допустимым ориентироваться на определение, приведенное в Законе Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ “О благоустройстве в Московской области”. В соответствии с ним земляные работы – производство работ, связанных со вскрытием грунта на глубину более 30 сантиметров (за исключением пахотных работ), забивкой и погружением свай при возведении объектов и сооружений всех видов, подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, а равно отсыпка грунтом на высоту более 50 сантиметров.

Организация проведения земляных работ

В соответствии с п. п. 20.2 – 20.5 “ПОТ РО 14000-005-98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения” до начала земляных работ, независимо от места их проведения, на промплощадке и прилегающей территории перед разрытием шурфов, котлованов или траншей необходимо:

1) место работ надежно оградить по всему периметру; в дневное время у места работы выставить предупредительные знаки на расстоянии 5 м со стороны движения транспорта;

2) с наступлением темноты установить на ограждении с лобовой стороны на высоте 1,5 м сигнальный красный свет, а место работы осветить прожекторами или переносными электрическими лампочками, установленными на высоте не менее 2 м. Электрошнур должен иметь исправную изоляцию и находиться в резиновом шланге, на электролампы должны быть надеты предохранительные сетки;

3) при работе возле железнодорожных путей необходимо ограждение котлована устанавливать в зависимости от габарита подвижного состава и кривизны пути. Крепление котлована вблизи железнодорожных путей применять обязательно;

4) при рытье котлована или траншеи необходимо оставлять по краям их свободные проходы (бровки) шириной не менее 0,5 м;

5) в грунтах с естественной влажностью (при отсутствии грунтовых вод), а также в зависимости от характера грунта допускается рыть траншеи и котлованы с вертикальными стенами без откосов и креплений глубиной в пределах, определяемых далее в указанном Положении.

Требования к безопасности проведения земляных работ

Основные требования к безопасности проведения земляных работ определены в Строительных нормах и правилах Российской Федерации “Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП 12-04-2002”, утвержденных в Постановлении Госстроя России от 17.09.2002 N 123.

В соответствии с п. 5.1.1 указанных Строительных норм и правил при выполнении земляных и других работ, связанных с размещением рабочих мест в выемках и траншеях, необходимо предусматривать мероприятия по предупреждению воздействия на работников следующих опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

  • обрушающиеся горные породы (грунты);
  • падающие предметы (куски породы);
  • движущиеся машины и их рабочие органы, а также передвигаемые ими предметы;
  • расположение рабочего места вблизи перепада по высоте 1,3 м и более;
  • повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
  • химически опасные и вредные производственные факторы.

При наличии указанных опасных и вредных производственных факторов безопасность земляных работ должна быть обеспечена на основе выполнения содержащихся в организационно-технологической документации (ПОС, ППР и др.) следующих решений по охране труда:

  • определение безопасной крутизны незакрепленных откосов котлованов, траншей (далее – выемки) с учетом нагрузки от машин и грунта;
  • определение конструкции крепления стенок котлованов и траншей;
  • выбор типов машин, применяемых для разработки грунта, и мест их установки;
  • дополнительные мероприятия по контролю и обеспечению устойчивости откосов в связи с сезонными изменениями;
  • определение мест установки и типов ограждений котлованов и траншей, а также лестниц для спуска работников к месту работ.


С целью исключения размыва грунта, образования оползней, обрушения стенок выемок в местах производства земляных работ до их начала необходимо обеспечить отвод поверхностных и подземных вод.

Место производства работ должно быть очищено от валунов, деревьев, строительного мусора.

Производство земляных работ в охранной зоне кабелей высокого напряжения, действующего газопровода, других коммуникаций, а также на участках с возможным патогенным заражением почвы (свалки, скотомогильники, кладбище и т.п.) необходимо осуществлять по наряду-допуску после получения разрешения от организации, эксплуатирующей эти коммуникации, или органа санитарного надзора.

Производство работ в этих условиях следует осуществлять под непосредственным наблюдением руководителя работ, а в охранной зоне кабелей, находящихся под напряжением, или действующих газопроводов, кроме того, под наблюдением работников организаций, эксплуатирующих эти коммуникации.

В случае обнаружения в процессе производства земляных работ не указанных в проекте коммуникаций, подземных сооружений или взрывоопасных материалов земляные работы должны быть приостановлены до получения разрешения соответствующих органов (п. п. 5.1.2 – 5.1.4 Постановления Госстроя России от 17.09.2002 N 123).

В соответствии с п. п. 20.2 – 20.5 “ПОТ РО 14000-005-98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения” (утв. Минэкономики РФ 19.02.1998) производство земляных работ в зоне расположения подземных коммуникаций (электрических кабелей, кабелей связи, газопроводов и др.) допускается только с письменного разрешения организации, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием расположения и глубины заложения коммуникаций.

Разрешение (ордер) на проведение земляных работ

В соответствии с п. 3.1.2 Правил по охране труда при работах на воздушных линиях связи и проводного вещания (радиофикации), утв. Приказом Минсвязи РФ от 25.01.1996 N 8, производство земляных работ допускается только при наличии письменного ордера (разрешения) от соответствующих органов власти, а на дорогах вне населенных пунктов – при наличии разрешения на раскопки соответствующих дорожно-эксплуатационных организаций.

При производстве земляных работ в зоне расположения подземных коммуникаций ордер на раскопки выдается только при наличии письменного разрешения организации, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций.

К ордеру прикладывается план (схема) с указанием расположения и глубины заложения коммуникаций.

Порядок получения ордера на проведение земляных работ

В соответствии с п. 22 рекомендуемого перечня государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано по принципу “одного окна” в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2014 N 496 “О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797”, выдача ордеров на проведение земляных работ относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

На федеральном уровне порядок получения ордеров на проведение земляных работ детально не определен. Указанный порядок регламентируется на региональном уровне.


Так, в г. Москве Постановлением правительства Москвы от 19.05.2015 N 284-ПП утвержден Порядок оформления ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве (вместе с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы “Оформление ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве”), в г. Санкт-Петербурге Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 996 – Порядок организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при оформлении разрешений на использование земель или земельных участков, определении восстановительной стоимости зеленых насаждений и выдаче порубочных билетов, оформлении ордеров на производство земляных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, выполняемых при технологическом присоединении к электрическим сетям.

В соответствии с п. 1.1 раздела I Порядка, утвержденного Постановлением правительства Москвы от 19.05.2015 N 284-ПП, ордер (разрешение) – документ, являющийся основанием для проведения земляных работ с заглублением более 0,5 м (далее – земляные работы), установки временных ограждений, размещения временных объектов в целях проведения работ.

Далее определяется перечень работ, для проведения которых необходимо получение ордера. К ним, например, относятся:

1) строительство, реконструкция объектов капитального строительства;

2) строительство, реконструкция объекта капитального строительства в случае проведения работ в границах земельного участка, предназначенного для размещения объекта капитального строительства, указанного в разрешении на строительство, и без занятия проезжей части улиц и магистралей, территории остановок общественного транспорта, отстойно-разворотных площадок общественного транспорта, велосипедных дорожек с целью проведения (производства) работ, в том числе для обеспечения прохода пешеходов, а также без полного перекрытия тротуара;

3) прокладка инженерных сетей и сооружений к строящимся (реконструируемым) объектам капитального строительства;

4) инженерно-геологические изыскания, включающие в себя:

– проходку горных выработок;

– производство опытных работ, сопряженных с внедрением инструмента (оборудования) в подземное пространство;

5) проведение археологических полевых работ;

6) работы по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия;

7) установку опор информационных и рекламных конструкций.

Согласно п. п. 4 – 6 раздела I Порядка, утвержденного Постановлением правительства Москвы от 19.05.2015 N 284-ПП, ордер (разрешение) оформляется на период, предусмотренный календарным графиком производства земляных работ (работ по установке временных ограждений, размещению временных объектов), но не более срока действия разрешений, выданных для проведения работ, являющихся целью выдачи ордера.

Рассмотрение обращений об оформлении ордера (разрешения) на проведение земляных работ (установку временных ограждений, размещение временных объектов) осуществляется уполномоченным правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы в порядке, установленном соответствующим административным регламентом оказания государственной услуги.

При проведении земляных работ на территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, для получения ордера на проведение земляных работ необходимо наличие документации по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, порядок получения которой установлен в Административном регламенте предоставления государственной услуги города Москвы “Согласование разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ либо проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или плана проведения спасательных археологических полевых работ при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия” (утв. Постановлением правительства Москвы от 27.09.2017 N 723-ПП).

Орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный правительством Москвы на оформление ордера (разрешения) на проведение земляных работ (установку ограждений, размещение временных объектов), осуществляет ведение Реестра оформленных ордеров (разрешений).

Пункт 7 раздела I Порядка, утвержденного Постановлением правительства Москвы от 19.05.2015 N 284-ПП, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче ордера (разрешения):

1) непредставление (отсутствие) документов, необходимых для оформления ордера (разрешения) в соответствии с настоящим Постановлением;

2) представление заявки на оформление ордера (разрешения) неустановленной формы;

3) невозможность выполнения работ в заявленные сроки в связи с проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий, спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий;

4) несоответствие планируемых к установке ограждений утвержденным образцам;

5) несоответствие проекта проведения (производства) работ требованиям настоящих Правил;

6) неустранение нарушений, допущенных при проведении земляных работ, установке временных ограждений, размещении временных объектов (при повторном оформлении ордера);

7) неуплата в установленном порядке штрафа в связи с нарушениями, допущенными при проведении земляных работ, установке временных ограждений, размещении временных объектов (при повторном оформлении ордера).

Вопрос.

Может ли собственник участка П. рассчитывать на какие-либо компенсации, в том числе: снижение земельного налога; понуждение к установлению сервитута; возмещение убытков, связанных со строительством линейного объекта; требование о сносе самовольно построенного линейного объекта?

Ответ юриста.

Земельный налог регулируется главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации. Плательщиками земельного налога, по общему правилу, являются граждане и организации, обладающие земельными участками на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).

Согласно письму Минфина России от 23.04.2009 года № 03-05-05-02/23, поскольку главой 31 НК РФ не определены особенности налогообложения земельных участков, часть которых обременена сервитутом, то собственник такого земельного участка признается плательщиком земельного налога в отношении всего земельного участка, в том числе того, часть которого обременена сервитутом. То есть, установление сервитута не повлияет на размер уплачиваемых налоговых платежей.

Вместе с тем следует отметить, что базой земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка (пункт 1 статьи 391 НК РФ), которая может быть установлена в размере рыночной (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ). Установление кадастровой стоимости недвижимости в размере рыночной целесообразно в тех случаях, когда кадастровая стоимость превышает рыночную. Практика установления кадастровой стоимости в размере рыночной на основании отчетов об оценке в настоящее время получила широкое применение.

Обременение участка сервитутом неизбежно влечет за собой снижение рыночной стоимости такого участка. В этом случае, установление кадастровой стоимости в размере рыночной, приведет к снижению земельного налога. Однако, важно учитывать, что экономия на налоговых платежах должна превышать расходы, связанные с: подготовкой отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовкой заключения саморегулируемой организации на такой отчет, а также правовым сопровождением процедуры установления кадастровой стоимости в размере рыночной а административном или судебном порядке. Принимая во внимание сумму уплаченного гражданином П. земельного налога, реальная экономия за счет уменьшения земельного налога будет небольшой, вложенные затраты окупятся не ранее, чем через 10 лет.

Об установлении сервитута.

Ранее суды считали, что собственник земельного участка не вправе обращаться в суд с требованием об установлении сервитута. Согласно пункту 1 статьи 274 ГК РФ, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Обращение в суд с таким требованием рассматривалось в качестве ненадлежащего способа защиты и влекло за собой отказ в удовлетворении заявленных требований. Анализ имеющейся судебной практики показывает, что и в настоящее время некоторые судьи продолжают придерживаться данной позиции (Апелляционное определение Московского областного суда от 18.05.2015 года по делу № 33-11294/2015.)

Нужно учитывать, что до обращения в суд по спорам об установлении сервитута предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования. Согласно пункту 3 статьи 274 ГК РФ, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Плата за сервитут должна быть соразмерна материальной выгоде, которую мог получить собственник земельного участка, если бы земельный участок не был обременен сервитутом (например, возможной выгоде от предоставления части участка, используемого для проезда и прохода, в аренду третьим лицам.

Имеется судебная практика, которая использует по аналогии механизм расчета платы за сервитут, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 года № 1461.

Справедливо заметить, что помимо платы за установление сервитута у собственника земельного участка в результате размещения на соответствующем участке ЛЭП возникают убытки, о компенсации которых он вправе заявить. Представляется, что размер таких убытков следует исчислять как разницу между стоимостью земельного участка с построенным линейным объектом и стоимостью земельного участка без такого объекта. Указанное требование целесообразно заявлять совместно с требованием об установлении сервитута.

В данной ситуации (гражданина П.) очевидно, что размер платы за сервитут как и сумма компенсации его убытков будут небольшими.

По вопросу о том, возможно ли оспорить строительство линейного объекта, действующее законодательство такую возможность собственникам земельного участка предоставляет в рамках обращения в суд с негаторным иском.

Вместе с тем, когда ответчиком по делу оказывается частное лицо, и речь о публичных интересах неопределенного круга лиц (потребителей электроэнергии) не идет, то суды встают на сторону истца. Верховный суд Республики Башкортостан в Апелляционном определении от 28.10.2014 года по делу N 33-13473/2014 обязал ответчика за свой счет снести самовольно установленный на земельном участке, бетонный столб/опору высоковольтной линии электропередачи, так как со стороны ответчика в условиях обозначенных работ по установке линии электропередачи нарушены права истца.

Таким образом, принимая во внимание фактические обстоятельства нарушения прав Пермитина А.М. строительством на его земельном участке спорной опоры ЛЭП, следует констатировать, что вероятность решения суда о переноса опоры ЛЭП невелики.

Записей не найдено.

Как управляющей организации реагировать на начавшиеся во дворе многоквартирного дома раскопки? Какие документы запросить у рабочих и как проверить, что работы согласованы с администрацией? Подробности читайте далее.

УО и благоустройство дворовой территории

Кто может проводить раскопки во дворе

  • ресурсоснабжающие организации;
  • власти в рамках программы благоустройства города;
  • археологи (а вдруг!);
  • граждане, слабо знающие знающие законодательство, но желающие проложить трубу.

Когда во дворе начинаются раскопки, жители первым делом звонят в управляющую организацию и ждут от неё активных действий. Они переживают, что разрушенные газон или асфальтовое покрытие не будут восстановлены. Рассказываем, какие действия должна проделать УО, чтобы успокоить жителей дома.

Попросите разрешение на проведение работ

Приехав к дому, первым делом попросите рабочих предъявить ордер на проведение работ. Так вы проверите законность их действий и узнаете, какая организация производит раскопки.

Если проведение ремонтных работ невозможно без вскрытия грунта, организация должна получить на них разрешение уполномоченного органа МСУ. Порядок проведения работ и их согласования устанавливают правила благоустройства населённого пункта. После согласования уполномоченный орган выдаёт ордер на проведение земляных работ.

Вот так может выглядеть ордер или разрешение на раскопки:

В ордере будет написано, кто разрешил раскопки и кто ответственен за их проведение. Вы узнаете название подрядчика и какие конкретно работы будут сделаны. Также там будут указаны сроки, в которые рабочие обязаны восстановить асфальтовое покрытие и газоны.

Узнайте, действует ли публичный сервитут

Важно помнить, что ресурсонабжающая организация имеет право не согласовывать раскопки на придомовой территории с УО. Всё дело в публичном сервитуте. Если инженерные коммуникации проходят над или под землей, то на этот земельный участок устанавливается публичный сервитут.

Именно поэтому РСО не обязательно получать согласие собственников помещений МКД, управляющей организации или ТСЖ на проведение работ по обслуживанию или ремонту инженерных сетей. Но если такие работы невозможны без вскрытия грунта, организация запрашивает на них разрешение у уполномоченного органа.

Публичный сервитут устанавливает исполнительный орган государственной власти или МСУ. Это не лишает собственников МКД права владеть, пользоваться и распоряжаться своим земельным участком (ст. 23 Земельного кодекса РФ).

Такая форма сервитута призвана обеспечивать нужд государства, местного самоуправления или местного населения (ст. 23 ЗК РФ). Перед введением сервитута местная власть инициирует и проводит общественные слушания.

  • прохода или проезда через земельный участок, в том числе когда нужно обеспечить доступ к водному объекту общего пользования;
  • ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ;
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных;
  • использования земельного участка для охоты, рыболовства и рыбоводства;
  • проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Права собственников земельного участка при этом защищены: если установленный публичный сервитут причиняет неудобства в использовании земли, они могут потребовать плату за сервитут от органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Сервитут? А что это?

Действуйте по алгоритму

  1. Попросите у рабочих разрешение (ордер) на производство работ.
  2. Если рабочие отказываются показать ордер, обратитесь в местную администрацию.
  1. Проследите, чтобы были восстановлены разрушенные участки.
  1. Дорожное покрытие на придомовой территории не восстановили? Направьте в администрацию жалобу, приложите к ней подтверждающие фотографии.

Если этого не сделать, двор останется в разрушенном состоянии. Жители дома будут обращаться с жалобами сперва к вам, а после пойдут в ГЖИ. Там вам напомнят, что ответственность за причинение вреда общему имуществу несёт управляющая организация. Это правило закреплено законодательно.

Лучше сразу подстраховаться и потребовать от рабочих возместить вред, причинённый общедомовому имуществу.

Читайте также: