Проведение психологической работы с осужденными

Обновлено: 15.05.2024


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1 Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа психологии и педагогического образования, Кафедра психологии, Архангельск, Россия

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Совместное движение взрослого и ребенка и помощь взрослого

Ориентация ребенка в окружающем мире, умение понимать и принимать себя

Система профессиональной деятельности педагога-психолога

Отношение детей и взрослых, психическое развитие ребенка

Создание условий для позитивного развития с ориентацией на зону ближайшего развития

Оказание помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем и их предупреждении

Недирективная форма оказания психологической помощи

Развитие и саморазвитие самосознания личности, активизация собственных ресурсов

Поддержка на определенном этапе развития

Психически здоровые люди

Преодоление личностных трудностей

Система мероприятий (организационных, диагностических, обучающих и развивающих)

Педагоги, учащиеся, администрация, родители

Создание оптимальных условий для обучения и развития

Создание условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора

Исходным теоретическим положением для формирования теории и методологии сопровождения является системно-ориентированный подход, в логике которого развитие понимается, как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций. Сопровождение в этом контексте рассматривается, как поддержка человека в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам. Таким образом, сопровождение становится важным условием развития субъектных свойств человека.

Обобщая рассмотренные подходы, во-первых, психологическое сопровождение рассматривается как один из видов патронажа и компонент комплексной целостной системы психологической поддержки и помощи, во-вторых, интегративная технология, предназначенная для создания условий восстановления личностного потенциала развития и самореализации человека, в-третьих, процесс взаимодействия и определенного рода взаимоотношений между человеком, который нуждается в помощи и лицами, ее оказывающими. Содержание психологического сопровождения составляет формирование условий для актуализации способности личности к самопомощи, оказание необходимой и достаточной поддержки для перехода из беспомощного состояния в деятельное, при котором человек в состоянии самостоятельно справляться со своими жизненными трудностями.

Направлениями работы по психологическому сопровождению являются профилактика, индивидуальная и групповая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, индивидуальная и групповая развивающая работа, индивидуальная и групповая коррекционная работа, психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры и развитие психологической компетентности.

Основными характеристиками психологического сопровождения являются процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную жизнь человека. Результат психологического сопровождения личности - формирование нового жизненного качества – адаптивности, способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими в различных жизненных ситуациях.

Психологическое сопровождение спецконтингента предполагает изучение осужденных еще в карантине ИУ, разработку рекомендаций для индивидуализации процесса социальной реабилитации, выявление лиц группы повышенного риска – имеющих психические отклонения, склонность к суициду и самоповреждающему поведению, проведение психопрофилактических и коррекционных мероприятий. Также необходима разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога, создание при учреждениях УИС отделений социально-психологической реабилитации с целью оказания профильной психологической помощи осужденным, имеющим алкогольную или наркотическую зависимость, психические аномалии.

Знание и учет психологических особенностей осужденных необходимо для правильной организации взаимодействия с ними, для определения наиболее целесообразного пути позитивных изменений, выбора оптимальных методов воздействия для достижения целей их исправления. Для правильного построения воспитательного процесса и постановки задач ресоциализации осужденных разрабатывается психологическое сопровождение, которое базируется на углубленной и разносторонней психодиагностике и составлении по ее результатам индивидуальных программ сопровождения [3].

Методологическими основами построения программ психологического сопровождения с опорой, прежде всего, на его развитие в системе образования выступают:

- личностно-ориентированный подход, определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности при построении системы психологического сопровождения исправительного процесса, максимальный учет личностных особенностей каждого; сопровождение должно опираться на потребности и интересы конкретного человека, а не на заданные извне задачи;

- антропологический подход, предполагающий комплексное всестороннее воздействие на человека, смещение акцентов с отдельных психических процессов, свойств и состояний на изучение целостной ситуации развития личности с учетом его связей и отношений с людьми;

- система развивающего образования, утверждающая необходимость создания такого способа развития личности, развития личности, которая не только учит знаниям и умениям, но обеспечивает развитие фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств;

Парадигма гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного подходов определяет требования к принципам и методам психологического сопровождения воспитательно-исправительного процесса в ИУ:

В системе сопровождения присутствует особый предмет диагностики: условия и ситуация развития личности осужденного, отношения, возникающие между участниками воспитательного процесса и исправительных воздействий, процесс сотрудничества его с работниками ИУ и с другими осужденными. Такой подход полностью отражает все принципы психологического сопровождения: право человека, обратившегося за помощью, на свободный выбор своего пути развития; индивидуальный подход; запрет на проектирование результата; принцип реальности, предполагающий принятие жизни во всей полноте; ответственность субъекта за принятие решения, когда сопровождающий обладает только совещательными правами; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; принцип реалистичности, когда психолог не берет на себя задачи переделать клиента, а лишь содействует, создает условия для смысловой переработки проблемы и поиска ресурсов личности [2].

Программа сопровождения должна проектироваться по следующим этапам [6]:

- мотивационный - установление эмоционального контакта между психологом и клиентом, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение ожиданий от совместной работы;

- концептуальный - раскрытие содержания предстоящей работы, определение роли, статуса и общей позиции клиента и психолога относительно друг друга, распределение функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смысла сотрудничества;

- проектный - разработка проекта программы сопровождения, на основании ориентировочной диагностики; ознакомление с проектом программы других участников процесса сопровождения,

- реализация проекта - практическая реализация программы психологического сопровождения; одновременно проводится текущая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях - дополнительная психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений;

- рефлексивно-диагностический - завершение процесса, итоговая диагностика, совместный анализ результатов, внесение предложений по переходу на следующий этап развития личности.

К этапам осуществления программ психологического сопровождения относятся:

Для наибольшей эффективности исправления лиц, находящихся в местах лишения свободы, в сопровождении необходимо учитывать индивидуальные особенности личности при построении воспитательного процесса и постановке задач их ресоциализации. Для этого разрабатывается психологическое сопровождение, которое должно базироваться на углубленной и разносторонней психодиагностике и составлении по ее результатам индивидуальных программ сопровождения.

Деятельность психолога ИУ в рамках программы сопровождения предполагает анализ среды учреждения и ресурсов осужденного с точки зрения тех возможностей, которые они предоставляет для его развития, и требований, предъявляемых к его психологическим возможностям; определение психологических критериев эффективного исправления и саморазвития; разработку и внедрение мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного развития и исправления осужденных; приведение этих создаваемых условий в систему постоянной работы, дающую максимальный результат [6].

Таким образом, приоритетная задача изучения личности осужденных – подбор эффективных методов индивидуального психологического воздействия, с помощью которых можно достичь изменения их криминальной направленности, не допустить рецидива преступных деяний, снизить степень негативного влияния криминальной среды на конкретного человека, тем самым повысив эффективность исправления. Исходя из этого, сопровождение представляется чрезвычайно перспективным теоретическим принципом и с точки зрения осмысления целей и задач психологической практики, и с точки зрения разработки конкретной модели деятельности психолога, которая может быть внедрена и успешно реализована, как массовая технология работы.

Разработка обязательных программ психологической коррекции личности для лиц, осужденных за различные виды преступлений (преступления экстремистской и террористической направленности, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, корыстные преступления и др.), формирования социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество является в настоящее время одним из ведущих и наиболее сложных для психолога видов деятельности. Программы психологического сопровождения осужденных являются не просто суммой методов коррекционно-развивающей работы, но выступают, как комплексные технологии, особая культура поддержки и помощи осужденным в решении жизненных задач. Специалист, осуществляющий психологическое сопровождение, не только владеет методиками диагностики, консультирования и коррекции, но и имеет способности и навыки системного анализа проблемных ситуаций, программирования и планирования деятельности, направленной на их разрешение, объединение участников исправительно-воспитательного процесса.

Список литературы:

1. Бардиер Г., Ромазан Н., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинев: ВИРТ; СПб.: ДОРВАЛЬ, 1993. – 96 с.

3. Леус Э.В. Пенитенциарная психология / Э.В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. Ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2016. – 168 с.

5. Петрова Н.Ф. Теоретическое обоснование комплексного сопровождения развития ребенка в образовательной среде учреждений оздоровительного типа: дисс. . д-ра пед. наук - Ставрополь, 2006. – 500 с.

6. Психология трудных подростков: учебно-методическое пособие / Э.В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. Ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2013. – 118 с.

Читайте также: