Проведение профилактической работы с целью предотвращения преступлений и правонарушений

Обновлено: 16.05.2024

профилактическая работа

В современном обществе одной из актуальных является проблема, касающаяся поведения подростков. Не каждый из них осознает, какие их действия могут вызвать серьезные и трудно исправимые последствия.

Социальные риски

Для начала следует рассмотреть само понятие правонарушения. Оно представляет собой виновное поведение субъекта, противоречащее нормативным предписаниям, причиняющее вред окружающим и влечет юридическую ответственность. Правонарушения подразделяются на две категории: проступки и преступления. Первые могут быть дисциплинарными, гражданскими, административными. Преступлениями называют деяния, за совершение которых предусматривается наказание по УК. Все правонарушения представляют собой социальную опасность в той или иной степени.

Ответственность

Она различается в зависимости от категории правонарушения. Так, существует:

  1. Административная ответственность. Она применяется за деяния, предусмотренные в КоАП. К таким проступкам относят нарушения ПДД, правил противопожарной безопасности и пр. К административной ответственности субъект может привлекаться с 16 лет. В качестве наказания выступают денежное взыскание, исправительные работы, предупреждение.
  2. Дисциплинарная ответственность. Она наступает при совершении нарушений в области трудового права. Такими проступками могут быть прогул, опоздание и пр.
  3. Гражданско-правовая ответственность. Она предусмотрена при совершении деяний, влекущих имущественный ущерб. В качестве санкций применяют компенсацию вреда.
  4. Уголовная ответственность. Она наступает при совершении деяний, нарушающих положения УК. За некоторые преступления ответственность для субъектов наступает с 14 л.

Важность своевременного предупреждения кризисных ситуаций

профилактика девиантного поведения

Профилактическая работа с несовершеннолетними является одним из эффективных методов борьбы с молодежной преступностью. Она включает в себя различные мероприятия. В вопросе предупреждения преступности особая роль отводится образовательному учреждению. Раннее выявление детей, склонных к нарушению моральных и правовых норм, позволяет снизить социальные риски. Образовательное учреждение должно создавать условия, обеспечивающие нормальное развитие детей. Педагогическая деятельность состоит не только в непосредственном обучении, но и в выявлении индивидуальных особенностей каждого ребенка, обнаружении и анализе причин моральной деформации личности. На образовательном учреждении также лежит обязанность по своевременному выявлению кризисных ситуаций типичного характера, в которую попадает та или иная группа риска. Несомненно, к этому процессу должны привлекаться и родители.

Классификация поведения

  1. Неодобряемые действия. Они связаны с шалостями, непослушанием, упрямством, озорством, непоседливостью.
  2. Порицаемые поступки. Такие действия вызывают ту или иную степень осуждения у родителей, педагогов, других людей. К таким поступкам можно отнести нерегулярное нарушение дисциплины, эпизодические случаи дерзости, драчливости, нечестности, грубости.
  3. Девиантное поведение. Оно предполагает отрицательные в моральном плане действия, которые приняли привычный или систематический характер. К ним, например, относят лицемерие, лживость, воровство, агрессивность, конфликтность, притворство, эгоизм и пр.
  4. Предпреступные действия. В них обнаруживаются зачатки деструктивного и криминального поведения. К таким действиям относят умышленные эпизодические нарушения требований и норм, регулирующих общественные взаимоотношения, вымогательство, избиения, распитие спиртного, хулиганство, злостное несоблюдение дисциплины и пр.
  5. Преступное поведение. Оно проявляется в совершении различных незаконных поступков.

Признаки отклонений

1. Уклонение от обучения в результате:

  • неуспеваемости по большей части дисциплин;
  • отставания по уровню интеллектуального развития;
  • отсутствия познавательного интереса;
  • ориентации на иные виды деятельности.

2. Низкую общественно-трудовую активность. Она проявляется в:

  • отказе от выполнения поручений;
  • пренебрежительном отношении к классным делам, общественной собственности и ее порче;
  • демонстративном уклонении от участия в трудовой деятельности.

3. Отрицательные поступки:

  • тягу к азартным играм;
  • курение и распитие спиртного;
  • употребление наркотиков и психотропных препаратов;
  • нездоровые поступки сексуального характера.

4. Негативную оценку действительности.

5. Повышенную критичность по отношению к взрослым и педагогам. Она проявляется в:

При этом такие дети могут проявлять различное отношение к попыткам взрослых их воспитывать. Оно может быть равнодушным, агрессивным, скептическим, негативным.

Предпосылки

Профилактика девиантного поведения только тогда будет эффективной, когда будет предварительно выполнен анализ причин деформации личности. К основным предпосылкам, обуславливающим такие сбои в развитии, следует отнести:

профилактическая работа в школе

  1. Неблагоприятные условия воспитания. Родители являются самым действенным образцом для ребенка. Если они систематически находятся в пьяном виде, проявляют жестокость, скандалят, то дети преимущественно следуют их примеру.
  2. Недостаток внимания и любви со стороны родителей. Модно одетый, ухоженный, накормленный ребенок внутренне может быть очень одинок. Он становится психологически безнадзорным потому, что до его переживаний, интересов, настроения никому нет дела. Такие дети обычно тянутся к сверстникам и взрослым вне семьи. В определенной степени это общение компенсирует его недостаток от родителей. Но если оно приобретает нездоровые черты, то начинает негативно отражаться на моральном состоянии ребенка.
  3. Излишнюю опеку. Некоторые родители, переживая, что их дети наделают ошибок, все стремятся решать за них, не давая им возможность самим выбирать и жить по внутреннему убеждению. В результате развивается инфантильность, личная несостоятельность, несамостоятельность ребенка.
  4. Чрезмерное удовлетворение всех запросов. В семье, где ребенку ни в чем не отказывают, избавляют от бытовых обязанностей, исполняют любые капризы, может вырасти не просто лентяй, а потребитель. Такие дети будут стремиться к новым удовольствиям и благам. При неразвитости привычки к самоограничению в разумных пределах они нередко идут на преступления. При этом деяния совершаются из исключительно потребительских мотивов.
  5. Авторитарность родителей и чрезмерную требовательность. Излишняя суровость взрослых, использование разнообразных запретов и ограничений, наказаний, оскорбляющих и унижающих детей, стремление подчинить их собственной воле, навязывание готовых решений и своего мнения, приказной тон, категоричность суждений, применение репрессивных и принудительных мер, в том числе и физических, негативно влияют на атмосферу в семье. В таких случаях дети зачастую идут на преступления.

Варианты решения проблем

Профилактика девиантного поведения является ключевой задачей для взрослых – родителей и педагогов. Образовательное учреждение должно стать тем местом, где будут проявляться возможности и инициатива ребенка. Профилактическая работа в школе предполагает формирование условий, не провоцирующих отклоняющихся поступков. Образовательное учреждение, наоборот, должно обеспечивать и расширять безопасное пространство для детей, в котором им будет спокойно и интересно. Наиболее эффективными в этом смысле являются учебные заведения с развитой системой внеурочной деятельности, в которой учитываются потребности различного возраста. Существующие виды профилактики (досуговая деятельность, беседы, спортивные, технические, художественные кружки и пр.) выступают в качестве мощного инструмента, позволяющего безболезненно воздействовать на детей, предупреждая развитие негативных склонностей. В учебном заведении, кроме прочего, должна быть сформирована система правил и норм, так как без них невозможно эффективно решить задачи не только педагогического, но и воспитательного характера. Все виды профилактики должны ориентироваться на:

  1. Создание уклада жизни в образовательном учреждении.
  2. Помощь детям в установлении взаимосвязи между личной свободой и ответственностью.
  3. Поддержку каждого ребенка при разрешении споров цивилизованными методами.
  4. Воспитание навыков правовой культуры.

Осуществляя профилактические мероприятия, главное – не упустить время. Именно на ранней стадии, по мнению А. Г. Аванесова, можно быстрее достичь успеха. Это обуславливается тем, что на этом этапе у личности еще не сформировались устойчивые привычки и взгляды. Если ранняя профилактическая работа окажется недостаточной, то она может быть восполнена мерами иного уровня, поскольку для этого есть определенный запас времени.

Основные задачи

Организация профилактической работы необходима для:

профилактическая работа с несовершеннолетними

  1. Оздоровления условий воспитания и жизни детей, когда ситуация создает угрозу для их нормального развития.
  2. Пресечения и выявления источников антиобщественного воздействия.
  3. Влияния на детей, допускающих отклонение в своих действиях, так чтобы неправомерные и безнравственные привычки и взгляды не смогли закрепиться в их сознании.

Ключевые направления

Проведение профилактических работ ориентировано на:

  1. Выявление неблагоприятных условий воспитания и жизни до того, как они отразились на действиях, процессе формирования взглядов конкретных детей.
  2. Обнаружение и устранение источников негативного влияния на подростков, способных склонить их к антиобщественным поступкам. Данное направление предусматривает:

I. Применение мер, ориентированных на оздоровление неблагоприятных условий домашней обстановки. В данном случае осуществляется профилактическая работа с семьей.

II. Изъятие детей из неблагоприятной обстановки.

III. Применение установленных законодательством мер к субъектам, вовлекающим несовершеннолетних в антиобщественную деятельность.

  • Оказание корректирующего и сдерживающего влияния на детей с отклоняющимися поступками.

При этом может оказываться влияние на детей, у которых еще не укрепились антиобщественные взгляды, и они совершают малозначительные проступки. Социально-профилактическая работа в первую очередь направлена на предотвращение укрепления антиобщественных привычек и взглядов, пресечение возможности реализоваться противоправной и аморальной позиции ребенка в преступлении.

Конкретные меры

Профилактическая работа предполагает не только оказание помощи ребенку, который находится в неблагоприятных условиях воспитания и проживания. В рамках данной деятельности осуществляется изъятие из негативной среды и помещение в детдом, интернат и прочие специализированные заведения. Кроме этого, может осуществляться индивидуальная профилактическая работа. Она предполагает постановку на учет в ИДН, назначение общественного воспитателя, шефа и пр. К детям, из которых инспекторами формируется условная группа риска, могут применяться и меры гражданско-правового, административного, общественного воспитательного характера.

Структура деятельности

Профилактика правонарушений включает в себя:

индивидуальная профилактическая работа

  1. Выполнение комплексной медицинской, психологической, педагогической диагностики для определения предпосылок возникновения сложностей при обучении, общении и пр.
  2. Выбор оптимального образовательного метода для каждого ребенка и мер психокоррекционного влияния на личность.
  3. Оказание индивидуальной помощи.
  4. Консультативную поддержку родителей, лиц, их заменяющих.
  5. Практическую и методическую помощь специалистам, осуществляющим реабилитационно-коррекционную деятельность.

Исходя из этого, можно выделить следующие аспекты профилактической работы:

  1. Диагностический.
  2. Психокоррекционный.
  3. Оздоровительный.
  4. Консультационный.
  5. Научно-методический.
  6. Общественно-аналитический.
  7. Просветительский.
  8. Учебно-воспитательный.
  9. Общественно-правовой.

На последние два направления необходимо сделать особый упор.

Учебно-воспитательный аспект

Профилактическая работа с подростками в рамках данного направления предполагает образование детей, имеющих затруднения при усвоении программ, связанных с неблагополучными жизненными условиями и особенностями психофизического развития, по ФГОС. В процессе данной деятельности создается надлежащая обстановка для личностно-ориентированной учебы. Она обеспечивает вариативный характер преподавания с постановкой задач коррекционно-развивающего типа. Целью деятельности является восстановление способности к обучению и повышение уровня воспитанности.

Общественно-правовой аспект

Профилактическая работа в рамках этого аспекта включает в себя оказание помощи детям при их адаптации в окружающей обстановке, в трудовом коллективе, при профориентации, получении специальности. Кроме этого, предусматривается обеспечение защиты прав и интересов каждого ребенка. В рамках общественно-правовой деятельности осуществляется консультирование детей и их родителей по юридическим вопросам, выполняются профилактические мероприятия, направленные на предупреждение беспризорности, бродяжничества, попыток суицида.

Диагностика

Профилактика правонарушений сопровождается анализом кризисных ситуаций и реакций на них детей. Диагностическая деятельность предполагает:

  1. Изучение степени воспитанности и уровня развития.
  2. Выявление детей в первом классе с отклонениями в поведении и своевременная коррекция.
  3. Наблюдение за учениками в разных ситуациях.
  4. Определение положения каждого ребенка в домашней обстановке и в классе.
  5. Выполнение социометрического анализа по установлению референтных категорий.
  6. Определение уровня самоконтроля, самооценки, навыков самовоспитания.
  7. Обнаружение недостатков и положительных качеств личности.
  8. Обнаружение и исследование склонностей и интересов.
  9. Изучение особенностей темперамента и характера каждого ребенка.
  10. Мониторинг состояния здоровья детей.
  11. Установление мотивов общения и поведения каждого ребенка.
  12. Наблюдение за взаимодействием детей и родителей (лиц, их заменяющих).

Коррекция

Она предполагает индивидуальный подход. Деятельность включает в себя:

профилактическая работа с семьей

  1. Консультирование по проблемам исправления выявленных при диагностике недостатков.
  2. Исследование личных особенностей, степени воспитанности детей. На основе изученного определяются конкретные задачи и методы последующего педагогического воздействия.
  3. Регулярное ведение дневника наблюдений за общением, поведением, положением каждого ребенка в коллективе.
  4. Занятия классного руководителя, педагога-психолога, администрации учебного заведения с детьми, требующими коррекции.
  5. Формирование условий для реализации творческого потенциала, поддержка при организации досуга.
  6. Вовлечение обучающихся в общественную деятельность.
  7. Обеспечение ненавязчивого контроля со стороны преподавателя, классного руководителя, социального педагога, психолога, директора образовательного учреждения действий детей в урочное и внеурочное время.
  8. Привлечение к чтению художественных произведений. по общению, психологической разгрузке, бесед, встреч с интересными личностями.

Взаимодействие с родителями

Профилактическая работа должна осуществляться совместно со взрослыми и включать в себя:

  1. Исследование положения ребенка дома.
  2. Выступление преподавателей на собраниях с родителями.
  3. Посещение семей.
  4. Встречи с сотрудниками ИДН, следственных органов, прокуратуры.
  5. Привлечение специалистов для консультаций родителей.
  6. Проведение тематических собраний, творческих встреч.

Заключение

Во многих школах проводятся месячники профилактики. В них, как правило, участвуют сотрудники правоохранительных органов, психологи и прочие специалисты. В рамках такой работы проводятся беседы по ПДД, об обязанностях и правах, здоровье и пр. Планирование этих месячников позволяет задействовать всех участников педагогического и воспитательного процесса. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на текущую ситуацию. Педагогический коллектив образовательного учреждения должен приложить все усилия для проведения эффективной профилактической работы.

Ключевая роль во взаимодействии учебного заведения и родителей принадлежит классным руководителям. От их деятельности будет зависеть, насколько хорошо семья понимает политику, которую проводит образовательное учреждение в рамках профилактической работы. Классные руководители, в свою очередь, должны понимать всю важность своей функции. Именно они обеспечивают организацию лекций, бесед, встреч со специалистами, осуществляют наблюдение, анализ, планируют профилактическую работу в классе. Педагоги должны установить взаимодействие с родителями. Это осуществляется не только в рамках собраний, но и в форме индивидуальной работы с каждой семьей. К ней, в частности, относят и консультирование родителей и детей на дому.


В статье рассматривается предупреждения и профилактика преступности несовершеннолетних. Определены основные понятия.

Ключевые слова: предупреждение правонарушений, профилактика преступлений, Курганская область.

Бесспорным является факт, что разработка теоретических основ по предупреждению и профилактики преступлений всегда был и остается. Накапливая знания в исследованиях, принципах, средствах, методах, возможно, предупредить преступление.

Итак, что же означает предупреждение?

Предупреждение — разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий [1].

Предупреждение преступности — это сложный комплекс различных мер упреждающего характера, является главным направлением деятельности в борьбе с преступностью несовершеннолетних.

Цели предупреждения такого вида преступности следующие. Во-первых, необходимо достигнуть и сохранить снижение количества преступлений. Во-вторых, социально и нравственно оздоровить и укрепить подрастающее поколение, в котором в нем видится будущее страны [2].

Под профилактикой преступности понимается воздействие общества, отдельных структур, которое приводит к сокращению или изменению структуры преступлений и к не совершению очевидных деяний [3].

Система профилактики включает в себя: принятие и исполнение законодательства о молодежи; помощь в решении проблем; сокращение подростковой и молодежной преступности; усиление позитивной работы с подростками, имеющими психические отклонения.

Основные направления совершенствования профилактики преступности несовершеннолетних это: подготовка социальных работников и педагогов специализирующихся на работе с трудными подростками, оздоровление условий их семейного и общественного воспитания, профессионализация работников специальных правоохранительных структур; усиление роли медико-психологической помощи и поддержки, а также коррекции отклоняющегося поведения подростков, реабилитация несовершеннолетних с различными формами социальной и психологической дезадаптации; строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики [4].

Профилактика преступности несовершеннолетних по своей сути является сложным и неоднозначным процессом, который можно рассматривать и как одну из задач социального управления, и как вид предупредительной деятельности соответствующих субъектов, и как комплекс профилактических мер общего и специального характера. В то же время разветвленная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой часть (или подсистему) существующей многоуровневой системы борьбы с преступностью и предупреждения административных правонарушений, которая, в свою очередь, входит в систему более высокого уровня — социального регулирования общественной жизни [6].

Система участников (субъектов) профилактики преступлений несовершеннолетних с необходимостью включает:

– органы власти и управления;

– институты социального воспитания, а именно семью, школу, учреждения культуры, досуговые объединения и т. п.;

– органы социальной защиты, медицинской и правовой помощи детям, находящимся в затруднительной жизненной ситуации или попавшим в экстремальные неблагоприятные жизненные обстоятельства;

– правоохранительные органы и их специализированные службы [2].

Программа предусматривает формирование навыков самостоятельного проживания воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, создание условий для их успешной социальной адаптации; повышение качества оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера, и формирование безопасной среды для развития детей. Срок реализации 2018–2022 годы. Планируемый общий объем бюджетных ассигнований за счет средств областного бюджета на реализацию программы составит в 2018–2022 годах 128926,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год — 20501 тыс. рублей, 2019 год — 56847,1 тыс. рублей, 2020 год — 27576,7 тыс. рублей, 2021 год — 12001 тыс. рублей, 2022 год — 12001 тыс. рублей. [7].

Например, сотрудниками УФСИН России по Курганской области, совместно с сотрудниками территориальных подразделений полиции УМВД России по Курганской области периодически проводятся групповые беседы, лекций, направленных на профилактику совершения повторных преступлений и правонарушений. Так в ходе таких мероприятий за 2018 год было охвачено 180 несовершеннолетних.

Студенты узнали о видах юридической ответственности, об уголовных наказаниях, о возрасте наступления уголовной и административной ответственности. Особое внимание было акцентировано на преступлениях против собственности, половой неприкосновенности, преступлениях против жизни и здоровья, а также преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических веществ.

Вторая часть мероприятия была посвящена теме подростковых суицидов. Психологи уголовно-исполнительной инспекции в форме тренинга отработали с ребятами различные варианты поведения в сложных жизненных ситуациях, решение которых вызвало у подростков определенные трудности. Также специалисты провели упражнения, направленные на формирование оптимистичного настроя на будущее.

Сотрудники УИИ УФСИН России по Курганской области регулярно организуют для несовершеннолетних, состоящих на учёте, встречи с психологами. Совместно с волонтерами проводят профилактические и патриотические акции, посещают музеи и выставки [9].

Также проводятся мероприятия для поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Встречу организовывают психологи. Обсуждают условия, которые способствуют правонарушениям несовершеннолетних. Специалисты рассказывают родителям, что такое отклоняющееся поведение подростков и факторы его возникновения.

Психологи отмечают, одним из опаснейших факторов возникновения асоциального поведения подростков является безнадзорность. В этой ситуации, по степени влияния, в сравнении с семьей и школой на первое место выходят неформальные группы сверстников. Т. е. ребёнок проводит свободное время без контроля взрослых и велик риск стать приверженцем криминальной субкультуры. Такие группы могут совершать различные преступления, антиобщественные поступки и являются социально-опасными.

Специалисты дают рекомендации законным представителям несовершеннолетних как избежать пагубного влияния неблагоприятных факторов на подростков. А именно, осуществлять чуткий контроль за детьми и не оставлять без присмотра, организовывать полезную занятость и принимать активное участие во всех сферах жизни ребёнка [10].

В заключение следует еще раз отметить, что комплекс мер по противодействию преступлений, совершаемых несовершеннолетними, является достаточно эффективным. Однако для реализации большинства задач необходимо продолжительное время.

Основные термины (генерируются автоматически): Курганская область, профилактика преступлений, Россия, профилактика преступности, мероприятие, правонарушение, предупреждение, профилактическая операция, трудная жизненная ситуация, уголовно-исполнительная инспекция.

Основы профилактики правонарушений: во имя закона или вопреки ему?

Одним из самых громких законодательных нововведений последнего времени наряду с так называемым "пакетом Яровой" стал закон об основах профилактики правонарушений (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"; далее – закон о профилактике правонарушений). Развернувшиеся вокруг нового закона дискуссии касались опасений, что принятый закон может нарушить принцип презумпции невиновности, а также послужить основой для последующих коррупционных нарушений. Разберемся, насколько обоснованны опасения, связанные с его принятием.

С чем связано принятие этого закона, и что именно он регламентирует?

Потребность в отдельном законе о профилактике правонарушений связана прежде всего с необходимостью установить порядок взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в этой области. Если в одних регионах действовали местные законы (например, Закон г. Москвы от 19 марта 2008 г. № 14 "О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве"), то в других такие законы отсутствовали вовсе. Кроме того, не было единообразия и системности в подходе к регулированию профилактической деятельности. В результате, подчеркивают разработчики нового закона 1 , профилактика была малоэффективной. Новый закон призван разрешить эту проблему.

О том, вправе ли сотрудники полиции обращаться к группам граждан с требованием разойтись или перейти в другое место и в каких случаях, узнайте из материала "Права полиции" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите
бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Объектом внимания при осуществлении профилактики станет антиобщественное поведение. Под ним понимается не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц (п. 6 ст. 2 закона о профилактике правонарушений). Осуществлять профилактическую деятельность уполномочены федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры, следственные органы, органы государственной власти субъектов России и органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 5 закона о профилактике правонарушений).

Закон определяет два вида профилактики правонарушений:

  • общий – выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению, а также повышение уровня правовой грамотности граждан;
  • индивидуальный – оказание воспитательного воздействия на конкретных лиц, устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также помощь пострадавшим лицам (ст. 15 закона о профилактике правонарушений).

Уточняется также, что меры индивидуальной профилактики будут применяться прежде всего в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, лиц, отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы, лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, несовершеннолетних, подвергнутых принудительным мерам воспитательного воздействия, лиц без определенного места жительства и т. д. (ч. 2 ст. 24 закона о профилактике правонарушений).

Профилактическое воздействие в соответствии с новым законом может осуществляться в форме правового просвещения, профилактической беседы, объявления официального предостережения, профилактического учета, надзора, социальной адаптации, ресоциализации и др. (ч. 1 ст. 17 закона о профилактике правонарушений). Основанием для применения профилактических мер является решение суда или одного из уполномоченных органов (ч. 3 ст. 16 закона о профилактике правонарушений).

При этом лица, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, имеют право:

  • получать информацию об основаниях и причинах их применения, а также об условиях и характере этих мер;
  • знакомиться с собранными в отношении них материалами;
  • обжаловать действия/бездействие и решения уполномоченных органов, их должностных лиц, а также иных лиц, участвующих в профилактике правонарушений (ст. 28 закона о профилактике правонарушений).

Важно, что одним из основных принципов деятельности уполномоченных органов и иных лиц, участвующих в профилактике правонарушений, является соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, а также конфиденциальность полученной информации (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 закона о профилактике правонарушений).

Способен ли новый закон повлиять на сокращение числа правонарушений?

Оценивая данную инициативу в целом, эксперты находят ее перспективной. "Это правильный закон, который дает предпосылки для сокращения правонарушений. Мы сможем лучше знать, что происходит в обществе. Он не решит все вопросы, но это хороший инструмент", – убежден партнер Юридической фирмы "ЮСТ" Александр Боломатов.

Юлия Жиронкина, адвокат Коллегии адвокатов города Москвы "Барщевский и Партнеры":

"В содержание закона включен такой основополагающий принцип, как приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений. Субъекты профилактики правонарушений, действуя в соответствии с законодательными требованиями, обязаны соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, а также конфиденциальность полученной при осуществлении профилактики правонарушений информации, обеспечивать доступ к информации о своей деятельности. При этом лица, участвующие в профилактике правонарушений, не вправе своими действиями создавать препятствия деятельности субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц. Таким образом, законодатель попытался обеспечить баланс прав и законных интересов участников правоотношений в сфере профилактики.

Представляется, что этот закон повысит эффективность деятельности по профилактике правонарушений и создаст дополнительные условия для минимизации случаев совершения правонарушений в стране. По сути, правонарушение – "болезнь" в обществе, а, как говорится, лучше болезнь предупреждать, чем лечить".

Сергей Карпушкин, юрист практики "Разрешение споров" юридической фирмы "Борениус":

"Сам факт более пристального внимания государства именно к профилактике позитивен. Лучше избежать правонарушения, чем бороться с его последствиями, затрачивая на это гораздо большие ресурсы, чем на превенцию.

Трудно сказать, поможет ли рассматриваемый закон сократить число правонарушений или останется очередным благим намерением. Законы, как известно, сами себя не применяют. Любой закон является всего лишь инструментом, который может использоваться по-разному. Поэтому главную роль, как и всегда, сыграют правоприменители.

Однако поскольку любое соприкосновение частного лица с лицом публичным является некоторым стрессом для первого, профилактика должна быть деликатной и не должна превратиться в агрессивно-репрессивное ограничительное воздействие на "профилактируемых" лиц.

Полагаю, что позитивный потенциал рассматриваемого закона сильнее негативного, а квалифицированное, разумное и системное применение профилактических мер может привести к значительному сокращению правонарушений".

Сложности в реализации закона о профилактике правонарушений

Вместе с тем новый закон вызвал немало критики со стороны юристов. То есть, с одной стороны, они признают, что этот акт является необходимым и долгожданным инструментом для повышения правосознания граждан и снижения уровня правонарушений, но, с другой, отмечают его несовершенство и возможные злоупотребления, которые могут возникнуть в процессе реализации предусмотренных в нем положений.

Сергей Карпушкин, юрист практики "Разрешение споров" юридической фирмы "Борениус":

"Системы профилактики правонарушений вместе с комплексом их нормативного регулирования существуют в большинстве стран мира, и Россия не является пионером в этой области. Сложно назвать закон о профилактике правонарушений революционным нововведением. По сути, это унификация на федеральном уровне в рамках одного закона существующих ведомственных и региональных систем профилактики. Но непосредственно правил поведения в рассматриваемом законе чрезвычайно мало. Дан ответ на вопрос, что такое система профилактики и из чего она состоит, однако трудно понять, как работает эта система. Таким образом, принятый закон – это "скелет" российской профилактики правонарушений. "Лицо" этой профилактики можно будет увидеть лишь после установления конкретных правил применения профилактических мер, что законом отнесено к ведомственному регулированию, и их реализации на практике".

Мария Баст, председатель Ассоциации Адвокатов России за Права Человека:

"Данный закон имеет ряд стилистических недоработок. Например, под правонарушением понимается преступление и административное правонарушение. При этом в юридической науке правонарушением считается деяние, нарушающее закон, менее опасное, чем преступление, то есть административное правонарушение. В данном же случае с юридической точки зрения правильнее было бы применить понятие "противоправное деяние". Само название закона вводит термин "профилактика правонарушений", но он является не юридическим, а, скорее, медицинским. В юридической науке есть другой устоявшийся термин – "предупреждение противоправного деяния". В законе также упоминается об "общепринятых нормах поведения". Однако непонятно, что под этим следует понимать, – в разных субъектах России такие нормы могут не соответствовать друг другу. Это может привести к тому, что такие принципы как научность подхода к профилактике правонарушений и компетентность субъектов профилактики не будут соблюдаться. Мы придем к профилактике ради профилактики, а не к сокращению правонарушений".

Кроме того, по мнению экспертов, вопрос профилактики правонарушений нельзя решить без содействия психологов, педагогов и других специалистов. "Природой любого антиобщественного поведения является в первую очередь конфликт личности с социумом. Прежде чем говорить о профилактике, мы должны понимать суть проблемы, разобраться в мотивах, подвигающих личность к конфликту с обществом. Это работа не только юридического характера, но и педагогического, психологического – то есть специалист должен знать психологию личности и понимать, где грань между общественными и личными интересами", – отмечает Мария Баст. Поэтому важно провести работу по соответствующему повышению квалификации специалистов как в органах полиции, так и в других органах исполнительной власти всех уровней.

Ведение профилактического учета и презумпция невиновности

Пожалуй, наиболее остро стоит вопрос об одной из предусмотренных законом мер воздействия: ведении профилактического учета (ст. 21 закона о профилактике правонарушений). Подразумевается, что уполномоченные органы будут вести подобный учет в отношении определенных категорий граждан: беспризорных несовершеннолетних, лиц без определенного места жительства и др. (ч. 2 ст. 24 закона о профилактике правонарушений).

Одни эксперты считают, что эта мера вполне может отразиться на правах и свободах граждан, отмечая вместе с тем, что этого можно будет избежать, если законодатель регламентирует те положения, которые не отражены в новом законе.

Сергей Карпушкин, юрист практики "Разрешение споров" юридической фирмы "Борениус":

"В регулировании такой формы профилактического воздействия, как профилактический учет, можно усмотреть определенные трудности. Так, сам факт состояния на таком учете может "отрикошетить" на разные сферы жизни лица и превратиться в своего рода "клеймо" (приниматься к сведению при выдаче кредита, приеме на работу и т. п.). Закон не отвечает на вопрос об основаниях и условиях постановки на профилактический учет. Отсутствует иерархия форм профилактического воздействия, что гипотетически может привести к постановке на учет при случайном единичном появлении признака социальной неблагополучности. Неясно, является ли профилактический учет единым на всей территории России или каждое правоохранительное ведомство уполномочено вести свой профилактический учет, каков общий порядок снятия с профилактического учета, насколько открытой является информация о самом факте нахождения лица на профилактическом учете, необходимо ли уведомлять лицо о его постановке на профилактический учет и т. д. Острота проблемы несколько снимается в связи с тем, что на учете могут состоять только определенные категории граждан. При этом закон декларирует конфиденциальность персональных данных о лицах, состоящих на профилактическом учете".

А другие не усматривают в ведении такого учета никаких негативных аспектов.

Александр Боломатов, партнер Юридической фирмы "ЮСТ":

"Соответствующий реестр неблагополучных граждан должен быть. Но реестр – не единственный метод регулирования. Закон предусматривает разные способы профилактического воздействия, и реестр – лишь один из инструментов, но далеко не главный. Его главная цель – проанализировать причины правонарушений и снизить их количество. Опасения в отношении профилактического учета фантомные. Наивно думать, что таких списков сейчас нет – это нормальная правоохранительная практика. Но органы должны определить, что именно должно стать основанием для включения человека в реестр".

Что касается принципа презумпции невиновности, сомнения вызывает возможность применения мер профилактического воздействия к "лицам, намеревающимся совершить правонарушение", то есть формально ничего еще не совершившим (ч. 2 ст. 16 закона о профилактике правонарушений). Однако в этом вопросе эксперты проявляют оптимистичное единодушие. "Никто не умаляет презумпцию невиновности. Этот закон не имеет к ней никакого отношения. Нигде не написано, что факт применения профилактических мер в отношении лица влияет на его права или нарушает их. Напротив, это, скорее, позволит внимательнее анализировать деятельность уполномоченных органов", – убежден Александр Боломатов.

Мария Баст, председатель Ассоциации Адвокатов России за Права Человека:

"Презумпция невиновности подразумевает доказанность вины человека только судом. Вины в совершенном им противоправном деянии. Меры предупреждения, прописанные в законе о профилактике правонарушений, такие как правовое просвещение, беседа и др., не могут нарушать презумпцию невиновности".

Сергей Карпушкин, юрист практики "Разрешение споров" юридической фирмы "Борениус":

"Обвинения в умалении презумпции невиновности принятием рассматриваемого закона едва ли имеют под собой какие-либо правовые основания. Закон направлен на правоотношения на этапе до совершения правонарушения, когда сама постановка вопроса о вине и ответственности несвоевременна и неуместна. Раздражающее критиков понятие "лица, намеревающиеся совершить правонарушение" содержится только в одном положении закона (ч. 2 ст. 16 закона о профилактике правонарушений) и является дефектом юридической техники, неудачным словоупотреблением, не означающим какого-либо концептуального подхода.

Иными словами, речь идет о лицах, которые подвержены риску совершить правонарушение. Без такой категории полностью утрачивает смысл идея предотвращения правонарушений, тогда как и подверженному указанному риску лицу, и обществу намного выгоднее путем применения профилактических мер избежать правонарушения, чем ожидать его совершения и претерпевать связанные с ним негативные последствия. Перефразируя классика, слухи об умалении презумпции невиновности сильно преувеличены".

Риск злоупотреблений со стороны уполномоченных органов

Помимо прочего, закон о профилактике правонарушений содержит ряд оценочных понятий (например, "антиобщественное поведение"). В связи с этим возникает справедливый вопрос о возможных злоупотреблениях со стороны уполномоченных органов в процессе реализации предусмотренных законом требований. "Что делать, когда чиновник, который может применять данный закон и предусмотренные в нем меры профилактического воздействия, коррумпирован?", – задается вопросом Мария Баст.

Тем не менее наличие оценочных понятий, по мнению юристов, являются важной составляющей действующего законодательства.

Сергей Карпушкин, юрист практики "Разрешение споров" юридической фирмы "Борениус":

"Оценочные понятия действительно открывают простор для их различного толкования. Однако в связи с многообразием и уникальностью жизненных ситуаций, каждую из которых просто невозможно уместить в "прокрустово ложе" статьи закона, без них обойтись не удается ни одному правопорядку. Такие понятия содержатся во многих законах (например, "добросовестность" (ст. 1 ГК РФ), "злоупотребление правом" (ст. 10 ГК РФ), "особая жестокость" (ст. 105 УК РФ), "значительный ущерб" (ст. 158 УК РФ), "опасное вождение" (п. 2.7 ПДД) и др.). Они помогают суду и другим правоприменителям учесть конкретные жизненные обстоятельства и использовать закон хирургически точно для достижения справедливого результата, соответствующего не только букве, но и духу закона.

Действительно, непросто абстрактно определить, что из себя представляет "антиобщественное поведение" или исчерпывающим образом перечислить все случаи такого поведения. Конкретным содержанием оценочное понятие наполняет именно правоприменительная практика".

Таким образом, с учетом всех упомянутых пробелов закон о профилактике правонарушений требует конкретизации. Тем не менее, этот закон, соглашаются эксперты, создает предпосылки к организованному решению наиболее острых вопросов и своевременному принятию соответствующих мер реагирования в сфере предотвращения противоправного поведения граждан.


Проблемы профилактики правонарушений, вопросы правовой пропедевтики, правовой безопасности несовершеннолетних одни из главных, стоящих перед нашим обществом. Подростковоя преступность тревожит педагогов, юристов, общественность.

Содержимое разработки

Профилактика правонарушений и преступлений

(методическая разработка)

Проблемы профилактики правонарушений, вопросы правовой пропедевтики, правовой безопасности несовершеннолетних одни из главных, стоящих перед нашим обществом. Подростковоя преступность тревожит педагогов, юристов, общественность.

И самое главное: не сделать больно! Не обмануть! Не обидеть! Помочь!

По нашей школе статистика такова, что все преступления, правонарушения совершаются только в воскресное или каникулярное время (все обучающиеся вовлечены с утра до вечера в учебно – воспитательный процесс, ночующие - круглосуточно).

Правовую основу профилактики правонарушений нашей работы составляют:

- Конвенция о правах ребёнка

- Программы, приказы, распоряжения, инструкции МКОУ

.Наши цели:

-добиться снижения уровня правонарушений среди учащихся школы путем проведения мероприятий воспитательно-нравственного содержания.

-расширить кругозор учащихся по вопросам правовой культуры.

-формировать единое социально-педагогическое пространство в сфере профилактики правонарушений для обучающихся и воспитанников школы - интерната.

Наши задачи:

- Создание условий для проявления учащимися нравственных и правовых знаний, умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.

- Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.

- Воспитание у учащихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей.

- Обеспечение социальной защиты детей и подростков через совместные усилия взрослых. Обеспечение сохранения здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- Создание условий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних

- Оздоровление системы межличностных отношений подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников;

- Привитие навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе общепринятых норм;

- Привлечение обучающихся к общественно-полезной деятельности;

- Включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности;

- Содействие профессиональной ориентации и получению специальности;

- Оказание юридической консультации и правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов;

Специфика обучающихся нашей школы (проблемы социальной адаптации, наличие низкого уровня самоконтроля (в большинстве случаев таковой отсутствует), низкая самооценка ведет к желанию самоутвердиться любым образом, тотальность нервно – психологического страдания личности) - повышает вероятность формирования устойчивой установки на противоправное поведение.

Каковы же основные причины правонарушений обучающихся специальной (коррекционной) школы – интернат IIIV вида?

Мы выделяем следующие факторы:

- неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);

- дефекты умственного развития;

- недоразвитие эмоционально- волевой сферы обучающихся с проблемами в развитии, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.)

- неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Профилактика правонарушений зависит от определения социальных условий жизни и характеристик личности обучающегося, склонного к таким поступкам..

Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей (низкий воспитательный потенциал, алкоголизация, родительская некомпетентность, безразличное отношение к детям) имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений.

Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей.

Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании.

Профилактическая работа ведется по нескольким направлениям:

- совместная работа педагогического коллектива и обучающихся:

проведение классных часов тематических по правовому просвещению

наркоконтроля, участковых уполномоченных.

- Проведение уроков правового факультатива (в т. ч. выездные заседания в суд);

В школе ведется большая работа по обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказывается помощь малообеспеченным семьям. Школой закупается одежда, обувь, билеты для организации культурного отдыха (кроме собственного ресурса используется возможности шефов, спонсоров).

При составлении планов внеклассной воспитательной работы учитываются направления, проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

- осуществление комплексного подхода в решении данного вопроса;

- совершенствование работы с неблагополучными семьями;

- профилактика алкоголизма и преступности в детской среде;

Ожидаемые результаты.

1.Снижение количества обучающихся, не посещающих школу по неуважительным причинам.

2.Повышение эффективности деятельности школы по профилактике правонарушений, безнадзорности и злоупотребления ПАВ.

3.Максимальный охват учащихся досуговой деятельностью.

4.Cнижение количества учащихся, склонных к правонарушениям, безнадзорности, наркомании и других форм негативного социального поведения.

5.Укрепление психологического здоровья учащихся (проявление навыков ЗОЖ в повседневной деятельности учащихся).

6.Улучшение эмоционально-психологической атмосферы в школе.

7.Формирование потребности в здоровом образе жизни у воспитанников школы.

8. Привитие учащимся правил культурного поведения, которые они сознательно применяют в своей жизни.

9.Сокращение пропусков уроков учащимися без уважительной причины.

Рекомендации по организации системы профилактической работы с обучающимися и родителями:

– совершенствование нормативно – правовой базы;

– определение стратегии и тактики деятельности

– укрепление межведомственного сотрудничества;

– обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;

– разработки методик и проведение в школе правовой пропедевтики обучающихся, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений;

– поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность

– оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

– использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.

- подведение практических итогов выполнения Программы, перспективное планирование в данном направлении

Оказание систематической квалифицированной педагогической, психологической, медицинской (и иных видов) помощи и поддержки будет продолжено.

Будет продолжена работа по коррекции отклоняющегося от нормы поведения, правовой пропедевтике, профилактика правонарушений несовершеннолетних, обеспечение правовой безопасности обучающихся.

4.5.Осуществление правого воспитания учащихся.

МЕРОПРИЯТИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Ознакомление учащихся с основными положениями Устава школы на классных часах.

В начале учебного года

Профилактические беседы с учащимися в рамках правового лектория.

Уполномоченный по правам участников образовательного процесса, классные руководители

В соответствии с учебно-воспитательным планом, по плану уполномоченного

Знакомство учащихся и их родителей с основными положениями Конвенции о правах ребёнка на классных часах и родительских собраниях.

Уполномоченный по правам участников образовательного процесса, классные руководители, воспитатели

В соответствии с учебно-воспитательным планом по плану уполномоченного

Беседа сотрудников КДН, ПДН с учащимися по вопросу профилактики подростковой преступности

Уполномоченный по правам участников образовательного процесса, сотрудники полиции

В соответствии с учебно-воспитательным планом, по плану уполномоченного

Уполномоченный по правам участников образовательного процесса, классные руководители, сотрудники ГИБДД

В соответствии с учебно-воспитательным планом, по плану уполномоченного

Классные руководители Уполномоченный по правам участников образовательного процесса,

В соответствии с учебно-воспитательным планом, по плану уполномоченного

Беседа с учащимися об их правах и обязанностях при задержании полицией.

классные руководители Уполномоченный по правам участников образовательного процесса

В соответствии с учебно-воспитательным планом по плану уполномоченного

классные руководители, психолог

В соответствии с учебно-воспитательным планом,

В соответствии с учебно-воспитательным планом

Уполномоченный по правам участников образовательного процесса, классные руководители

В соответствии с учебно-воспитательным планом

Инспектор ГИБДД, заместитель директора по ВР

В соответствии с учебно-воспитательным планом

Проведение уроков мужества с участием ветеранов Великой Отечественной войны с целью воспитания патриотизма и гражданского самосознания.

Заместитель директора по ВР, классные руководители, воспитатели

Контроль за осуществлением правового воспитания.

Заместитель директора по ВР

Анализ проделанной работы.

Заместитель директора по ВР

1 раз в полугодие

Проведение тематических классных часов.

Еженедельно, по планам классных руководителей

Семинары по правовым вопросам.

Заместитель директора по ВР, Уполномоченный по правам участников образовательного процесса

4.6 Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди учащихся и воспитанников интерната

МЕРОПРИЯТИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Диагностика учащихся с целью выявления детей, предрасположенных к злоупотреблению ПАВ, девиантному поведению

Участие в районных конкурсах плакатов и рисунков по профилактике правонарушений

Воспитатели, классные руководители

В соответствии с планом

В соответствии с планом

Подготовка методических рекомендаций по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма для классных руководителей и воспитателей для организации работы с родительской общественностью.

В соответствии с планом

Подготовка и модернизация стенда по профилактике правонарушений, безнадзорности и злоупотребления психоактивными веществами.

1 раз в четверть

Проведение классных часов, родительских собраний, посвященных профилактике злоупотребления ПАВ с участием психологов.

Классные руководители, психолог

1 раз в четверть

Контроль проведения классных часов, посвящённых профилактике табакокурения.

Заместители директора по УР, ВР

1 раз в четверть

1 раз в четверть

Читайте также: