Проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами состоящими на профилактическом учете

Обновлено: 04.05.2024

Индивидуальная профилактическая работа в Законерассматривается как деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психолого-педагогической реабилитации или предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений и осуществляется на основании:

заявления несовершеннолетнего либо его родителей, опекунов или попечителей об оказании им помощи по вопросам, относящимся к компетенции органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

приговора, решения, постановления или определения суда;

постановления комиссии по делам несовершеннолетних, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) проводится в течение срока, необходимого для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, но не менее шести месяцев со дня постановки несовершеннолетних на учет или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений, или до достижения ими возраста восемнадцати лет, или до наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством.

На каждого обучающегося, состоящего на профилактическом учете в инспекции по делам несовершеннолетних (далее – ИДН), рекомендуется вести учетно-профилактическое дело, которое должно содержать следующие материалы:

индивидуальный план работы с обучающимся, состоящим на профилактическом учете в ИДН (далее – План);

педагогическая и психологическая характеристики обучающегося;

рекомендации для родителей, учителей предметников, классного руководителя по работе с обучающимся;

акты обследования условий жизни и воспитания обучающегося (в соответствии с Планом);

информация о занятости обучающегося во внеурочное время;

выписки из протоколов заседаний советов учреждения образования по профилактике безнадзорности несовершеннолетних (далее – Совет по профилактике), педагогических советов;

аналитические справки о результатах проделанной работы, иные материалы.

Указанный план является системообразующим компонентом процесса индивидуальной работы с обучающимся, так как строится с учетом диагностики его личности, предполагает промежуточный и итоговый анализ результатов, разрабатывается в учреждении образования для каждого обучающегося, состоящего на учете в ИДН индивидуально.

Работа по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений должна строиться на основе взаимодействия учреждения образования, инспекции по делам несовершеннолетних и других ведомств.

Перед началом индивидуальной профилактической работы специалисты СППС вырабатывают стратегию сопровождения обучающегося, формулируют проблемы с которыми надо работать.

План утверждается на заседании Совета по профилактикене позднее 7 рабочих дней со дня получения информации от заинтересованных органов, учреждений о фактах безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.

По истечении срока реализации плана специалисты СППС проводят повторное психодиагностическое исследование личности обучающегося. По результатам диагностических данных, а также наблюдений, результата бесед с родителями и педагогами оценивается и анализируется результат проведенной работы с обучающимся.

Информация о проделанной работе с несовершеннолетним и его семьей должна отражать сведения о проведенных мероприятиях, их результативность и предложения по дальнейшей работе с ребенком и его семьей.

Индивидуальные меры профилактики преступлений должны быть направлены на устранение неблагоприятных воздействий на личность несовершеннолетнего, которые могут привести к формированию ее антиобщественной направленности и общественно опасному поведению. Если личность уже сформирована в антиобщественном духе, то индивидуальные меры профилактики должны изменить антиобщественную направленность характера личности.

Целью работы педагогических работников учреждения образования по профилактике правонарушений среди обучающихся, состоящих на учете в ИДН, является активная позитивная социализация, несовершеннолетних, осуществляемая путем:

обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры;

содействия интеллектуальному, духовному и нравственному развитию личности обучающихся в соответствии с интересами общества;

пропаганды здорового образа жизни;

повышения правовой культуры педагогических работников и родителей обучающихся в учреждении образования;

раннего выявления обучающихся, внешние показатели поведения или условий жизни которых могут привести к возникновению у них асоциального поведения.

В процессе индивидуальной профилактической деятельности специалисты СППСи педагогический коллектив должны выполнять следующие функции:

восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации;

активизирующую потребность подростка в самосовершенствовании и самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения к себе, выбора некоего идеала для подражания, принятия системы определенных нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения;

Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, состоящими на учете в ИДН, организуется с учетом особенностей их личности и окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания. При организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, необходимо принимать меры по обеспечению соблюдения их прав и законных интересов.

Система взаимодействия с обучающимися, состоящими на учете в ИДН предусматривает следующие направления деятельности:

включение в социально-значимую деятельностьнесовершеннолетнего;

изменение положения несовершеннолетнего в учебном коллективе, отношения к обучающемуся педагогических работников, внедрение технологии позитивного восприятия обучающегося;

помощь в формировании жизненных планов,ценностных ориентаций;

стимулирование учебной деятельности;

воспитание ответственности и дисциплины, чувства собственного достоинства.

Основные функции субъектов воспитательного процесса учреждений образования по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на учете в ИДН

Индивидуальная профилактическая работа с обучающимися, состоящими на учете в ИДНдолжна проводиться педагогическими работникамив рамках их должностных обязанностей, в пределах установленной компетенции и в соответствии с уставами учреждений образования.

В систему работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в ИДН, должны быть включены следующие специалисты: классные руководители (кураторы учебных групп), педагоги социальные, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, заместители деканов (директоров) по идеологической и воспитательной работе, профессорско-преподавательский состав, воспитатели общежитий, инспекторы ИДН РОВД, комиссии по содействию семье и школе заинтересованных предприятий, учреждений, организаций, другие заинтересованные представители общественности. Особая роль в этой работе должна быть отведена органам студенческого (ученического) самоуправления учреждения образования.

Заместитель директора

по учебно-воспитательной (воспитательной) работе

определяет цели, задачи, приоритетные направления воспитательно-профилактической работы в учреждении образования;

организует мероприятия с целью максимально раннего выявления признаков асоциального поведения несовершеннолетних и в пределах своей компетенции принимает мерыпоустранению причин и условийсовершения обучающимися правонарушений и преступлений (рейды по проверке условий проживания несовершеннолетних, учет посещения несовершеннолетними учреждения образования и др.);

осуществляет планирование и координирует работу Совета по профилактике;

осуществляет контроль за выполнением мероприятий плана взаимодействия учреждения образования и ИДН;

информирует ИДН по месту постоянного проживания несовершеннолетнего об убытии обучающегося, состоящего на учете в ИДН, на выходные и праздничные дни, каникулы по месту жительства родителей (законных представителей);

координирует работу по разработке и реализации индивидуального плана работы с учащимся, состоящем на профилактическом учете в ИДН;

оказывает организационно-методическую помощь субъектам воспитательного процесса в планировании и проведении индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на учете в ИДН;

обеспечивает разработку системы взаимодействия педагогических работников с семьями обучающихся, состоящими на учете в ИДН;

привлекает к профилактической работе с несовершеннолетними лиц, способных оказать на них положительное влияние;

решает, во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вопросы организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга обучающихся, состоящих на учете в ИДН;

анализирует и корректирует результаты проведения индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на учете в ИДН.

Педагог социальный

в сотрудничестве с педагогом-психологом исследует причины девиантного поведения несовершеннолетнего, состоящего на учете в ИДН, принимает мерыпоихустранениюи на основе полученных результатов координирует усилия педагогического коллектива по их коррекции;

ведет учет несовершеннолетних обучающихся, состоящих на профилактическом учете в ИДН;

участвует в разработке и реализации индивидуального плана работы с учащимся, состоящем на профилактическом учете в ИДН;

проводит социально-педагогическую диагностику с целью выявления уровня социальной адаптированности обучающихся;

осуществляет социальную и правовую поддержку обучающихся, состоящих на учете в ИДН;

организует во внеучебное время досуг учащихся, состоящих на профилактическом учете в ИДН;

разъясняет несовершеннолетнему последствия совершения им противоправных действий;

оказывает помощь и стимулирует учащегося в формировании позитивных жизненных планов;

организует социально-педагогическое, правовое просвещение и консультирование учащихся, родителей;

участвует в заседаниях Совета по профилактике;

проводит индивидуальную работу с родителями (законными представителями)несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в ИДН.

Педагог-психолог

обеспечивает раннее выявление обучающихся, склонных к нарушению дисциплины;

проводитпсиходиагностические исследования (изучение акцентуаций характера, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетних; уровня обучаемости; уровня тревожности и сниженного настроения (субдепрессии);оценкусклонности к агрессивному поведению;изучение ценностных ориентаций; диагностику мотивации учения и внеучебных интересов; изучение направленности личности (интересов и склонностей) и др.);

участвует в разработке и реализации индивидуального плана работы с учащимся, состоящем на профилактическом учете в ИДН;

составляет психологическую характеристику на учащегося, состоящего на учете в ИДН;

разрабатывает рекомендации для педагогов, учащихся и их родителей;

разрабатывает и реализует индивидуальные коррекционно-развивающие программы;

отслеживает динамику развития личности учащегося, состоящего на учете в ИДН;

проводит психологическое консультирование и просвещение учащихся и их родителей, педагогов;

проводит индивидуальную работу с родителями (законными представителями)несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в ИДН;

участвует в заседаниях Совета по профилактике, психолого-педагогических консилиумах.

Классный руководитель, куратор учебной группы, мастер производственного обучения

взаимодействует со всеми субъектами воспитательного процесса: заместителем директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, педагогом социальным, педагогом-психологом, руководителями объединений по интересам, преподавателями учебных дисциплин, медицинскими работниками;

участвует в изучении условий жизни и воспитания обучающегося;

участвует в разработке и реализации индивидуального плана работы с учащимся, состоящем на профилактическом учете в ИДН;

составляет педагогическую характеристику на учащегося, состоящего на учете в ИДН;

осуществляет контроль за посещаемостью и успеваемостью обучающегося, состоящего на учете в ИДН;

организует во внеучебное время досуг учащихся, состоящих на профилактическом учете в ИДН;

участвуют в заседаниях Совета по профилактике;

проводят индивидуальную работу с обучающимся, состоящим на учете ИДН, а также родителями (законными представителями);

вовлекают родителей (законных представителей) в жизнедеятельностькласса, учебной группы.

Воспитатель

содействует адаптации учащихся к новым условиям жизнедеятельности;

участвует в разработке и реализации индивидуального плана работы с учащимся, состоящем на профилактическом учете в ИДН;

содействует включению учащихся в социально-значимую деятельность, нормализации межличностных отношений;

организует во внеучебное время досуг учащихся, состоящих на профилактическом учете в ИДН;

сотрудничает с родителями (законными представителями) учащихся, проживающих в общежитии;

взаимодействует со всеми субъектами воспитательного процесса в рамках единого воспитательного процесса.

При проведении индивидуальной профилактической работы с обучающимися следует учитывать, что любой вид учета не может быть средством наказания несовершеннолетнего, а является способом активизации усилий всех субъектов профилактики правонарушений и безнадзорности в учреждении образования с целью предупреждения и преодоления асоциального поведения учащегося.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

«Планирование индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле

Автор: Конюкова Светлана Юрьевна,

социальный педагог ГБОУ СОШ № 172

В ГБОУ СОШ № 172 Калининского района создана система по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном контроле, далее - ВШК.

Индивидуальная работа с данной категорией обучающихся осуществляется с целью профилактики девиантного поведения, корректирования отклоняющегося поведения и изменения их воспитательной среды в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или другим антиобщественным действиям несовершеннолетних.

При необходимости к работе с данными обучающимися привлекаются специалисты других учреждений системы профилактики, таких как: подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН УМВД по Калининскому району), Центр социальной помощи семье и детям Калининского района (ЦСПСиД), Центр психолого-педагогической медико-социальной помощи Калининского района (ЦППМСП), Органы опеки и попечительства (ООиП), Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Калининского района (КДН и ЗП) и другие учреждения.

В своей работе, как социальный педагог я руководствуюсь следующими нормативными документами, которые помогают мне четко и грамотно спланировать свою деятельность.

Профилактическая работа с учащимися, требующими регулярного педагогического контроля, в том числе и для решения социальных проблем ребенка в нашей школе состоит из 4 этапов:

I - Диагностический этап.

II – Аналитико-поисковый этап.

III – Деятельностный этап.

IV – Оценочный этап.

I - Диагностический этап – выявление причин и условий, способствующих отклоняющемуся поведению обучающихся. Проводится анализ личностных особенностей учащегося, его успеваемости, поведения, взаимоотношений со сверстниками и учителями, состояния здоровья, включенность в досуговую деятельность, его увлечения и организация свободного времени. Собираются сведения о его семье и ближайшем окружении. Анализируются жилищно-бытовые условия проживания семьи. Выявляются вредные привычки и наклонности, круг знакомых и друзей.

Составляется единая карта внутришкольного контроля (далее – ВШК), характеристика на ученика и семью.

Сроки проведения – 3 недели.

II – Аналитико-поисковый этап – анализируется полученная информация на диагностическом этапе. Формулируются цели и задачи индивидуальной профилактической работы с обучающимся и его семьей с учетом его личных проблем и потребностей. Определяется круг специалистов, с помощью которых необходимо реализовать поставленные цели и задачи индивидуально-профилактической работы (далее – ИПР).

Составляются: обзорная справка на учащегося и семью рассмотренная на Совете по профилактике, план индивидуальной профилактической работы с учащимся и его семьей.

Срок проведения – с учетом сроков 1 этапа + одна неделя.

III –Деятельностный этап – реализация плана (мероприятий) индивидуально-профилактической работы с обучающимся.

Срок проведения – от трех до шести месяцев, либо до устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или другим антиобщественным действиям несовершеннолетних.

IV – Оценочный этап – проводится оценка (анализ) эффективности ИПР с обучающимся.

Составляется характеристика или информационная справка о результатах ИПР с обучающимся, анализируется положительная динамика ожидаемых результатов и проведенных профилактических мероприятий.

Принимается решение на Совете по профилактике о продлении или прекращении ИПР с учащимся. В случае продления ИПР необходимо начать работу с диагностического этапа.

Срок – одна неделя.

В качестве примера приведу поэтапную работу с одним их учащихся нашей школы, имеющим отклонения в поведении и представлю план индивидуальной профилактической работы с учащимся, поставленным на внутришкольный контроль.

«Петр Иванов* (фамилия и имя изменены в целях соблюдения конфиденциальности), в начале февраля 2017 года совершил административное правонарушение по статье 7.27 КРФ об АП – украл футболку в торговом центре. Был задержан сотрудником охраны магазина и передан сотрудникам правоохранительных органов территориального отделения полиции. Через неделю от инспекции по делам несовершеннолетних территориального отделения полиции в школу поступила информация о совершении учащимся данного деяния.

С момента получения официальной информации в образовательном учреждении началась диагностическая работа по проведению социально-педагогического мониторинга выявления причин совершения подростком данного правонарушения. В данной работе были задействованы: администрация школы (директор, заместители директора по УВР и ВР), социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, учителя-пердметники, медицинский персонал. На данном этапе проводились мероприятия: беседы с учащимся с целью более подробного изучения причины совершения антиобщественного деяния, выявлялись склонности к отклоняющемуся поведению, изучалась ситуация успеваемости, отношения к обучению, посещаемости, круг интересов подростка и ближайшего окружения. Проводились беседы с родителями с целью выявления детско-родительских отношений и роли родителей в воспитании ребенка. Проводился осмотр жилищно-бытовых условий проживания учащегося и его семьи. Со стороны педагога-психолога было получено расширенное заключение о личностных особенностях поведения учащегося. Со стороны классного руководителя и учителей-предметников было проанализировано отношение учащегося к обучению в школе, его успеваемости и посещаемости. Со стороны медицинского персонала школы получена информация о состоянии здоровья подростка, нахождения на диспансерном учете у врачей специалистов.

По итогам трехнедельной диагностической работы была составлена подробная психолого-педагогическая характеристика на учащегося и его родителей, которая была рассмотрена на Совете по профилактике при директоре школы с участием учащегося, его родителей, заместителей директора по УВР и ВР, классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, инспектора по делам несовершеннолетних. В ходе проведенного социально-педагогического мониторинга было установлено, что одной из причин побудивших ученика к совершению кражи являлось длительное общение в компании подростков, склонных к совершению правонарушений, неустойчивость в воспитании со стороны родителей, склонность к нарушениям норм правил в обществе. В результате, учащийся был поставлен на внутришкольный контроль сроком на три месяца (с конца февраля по конец мая 2017 года).

На Совете по профилактике школы были рассмотрены основные проблемы учащегося и семьи, вынесено решение по планированию дальнейшей профилактической работы.

На аналитико-поисковом этапе в течение недели социальным педагогом, совместно с классным руководителем и педагогом-психологом была составлена программа мероприятия (план индивидуальной профилактической работы - далее, план ИПР) сроком на три месяца, родители и учащийся были под подпись ознакомлены с планом. (см. приложение – План ИПР с учащимся, состоящим на ВШК, в том числе и на учете в ОДН).

Цель курсовой работы – выявить то как осуществляется профилактический учет.
Для достижения этой цели будут выполнены следующие задачи:
1. Исследованы основы профилактики, используемые в российской уголовно - исправительной системе;
2. Изучены мероприятия, проводимые в целях профилактики правонарушений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
1.Порядок постановки на профилактический учет осужденных, склонных к совершению правонарушений………………………………………………….5
2.Индивидуально-профилактическая работа с осужденными, поставленными на профилактический учет……..……………………………………………….11
3.Порядок осуществления надзора за осужденными, склонными к совершению правонарушений….……………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы….…………………………………………..19

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

1.Порядок постановки на профилактический учет осужденных, склонных к совершению правонарушений………………………………………… ……….5

2.Индивидуально- профилактическая работа с осужденными, поставленными на профилактический учет……..……………………………………………….11

3.Порядок осуществления надзора за осужденными, склонными к совершению правонарушений….…………………………………… ………….14

Список используемой литературы….………………………………………….. 19

Предупреждение преступности – это система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие целью ресоциализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений. Известно, что осужденный временно изолированный от общества, отрывается от привычной жизненной среды, что существенно снижает его адаптационные способности. При этом, освобождаясь из ест лишения свободы, человек возвращается уже в изменившиеся социально- экономические условия. Незнание новых правил общественной жизни воспринимается им как их отсутствие, или возможность создать свои. Поиски выхода из такой сложной в социально- психологическом плане ситуации часто приводят к совершению новых преступлений. Организация и содержание социальной, воспитательной и профилактической работы с осужденными во время отбывания наказания, так и после его отбывания. Их правовое регулирование должно облегчить им решение подобных проблем и способствовать более успешной адаптации в обществе после освобождения. Исходя из всего вышеизложенного можно сказать о том, что тема данной курсовой работы в настоящее время очень велика. В данной курсовой работе раскрыты основные вопросы, касающиеся профилактики преступлений среди осужденных. Наиболее подробно раскрыт вопрос, касающийся профилактического учета осужденных. Курсовая работа состоит из введения, трех вопросов, заключения, списка используемой литературы. Предметом выступают правовые нормы, регламентирующие порядок постановки на профилактический учет лиц как совершивших преступления, так и склонных к их совершению. Цель курсовой работы – выявить то как осуществляется профилактический учет. Для достижения этой цели будут выполнены следующие задачи:

  1. Исследованы основы профилактики, используемые в российской уголовно - исправительной системе;
  2. Изучены мероприятия, проводимые в целях профилактики правонарушений.

Методологической основой выступает диалектический метод научного познания, а также частнонаучные методы: историко – правовой, формально – логический.

1.Порядок постановки на профилактический учет осужденных, склонных к совершению правонарушений.

Перечень категорий лиц, в отношении которых участковый уполномоченный осуществляет контроль и профилактическую работу, на сегодня определяются ведомственными нормативными актами МВД Российской Федерации. 1 Рассмотрим перечень категорий лиц, подлежащих постановке на профилактический учет и сроки осуществления контроля. Таковыми являются:

  • освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых установлено ограничение в соответствии с законом (до полного отбывания назначенного судом срока наказания условно-досрочно), - в течение срока, установленного приговором (постановлением) суда;
  • осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы - до погашения судимости;
  • освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям – в течение года со дня вынесения постановления;
  • допускающие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений – один год с момента постановки на учет;
  • хронические алкоголики и наркоманы из числа состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, систематически допускающие правонарушения – один год с момента постановки на учет;
  • рапорт участкового уполномоченного о совершении лицом трех и более правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений (сигнальные карточки о выездах на бытовые конфликты);
  • рапорт участкового уполномоченного о совершении лицом в течение года двух или более мелких хулиганств в быту;
  • рапорт участкового уполномоченного о вынесении по материалу постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по факту угрозы убийством, причинения телесных повреждений на бытовой почве.

6. Сведения о состоящих на учетах в наркологических диспансерах ( кабинетах) лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и злоупотребляющих спиртными напитками (хронические алкоголики).
7. Рапорт сотрудника отдела (отделения) исполнения административного законодательства (далее - ОИАЗ) о лицах, привлекавшихся к административной ответственности за незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также их аналогов, потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других местах.
8. Рапорт участкового уполномоченного о выявлении среди лиц, проживающих на обслуживаемом административном участке:

  • содержателей притонов для потребления наркотических средств и занятия токсикоманией, предоставляющих помещения для этих целей; занимающихся незаконным посевом или выращиванием опийного мака, индийской, южной маньчжурской или южной чуйской конопли, либо других запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества, на приусадебных и дачно-садовых участках;
  • содержателей притонов для занятия проституцией, предоставляющих помещения для этих целей;
  • неблагополучных родителей или лиц, их заменяющих, или не надлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию или обучению несовершеннолетних детей.

2.Индивидуально- профилактическая работа с осужденными, поставленными на профилактический учет.

Индивидуальная профилактика правонарушений осуществляется путем:
- всестороннего изучения личности осужденного (подозреваемого и обвиняемого), его криминальных связей, характера, привычек, наклонностей, мотивации негативного поведения и высказываний;
- проведения индивидуальных бесед, разъяснения осужденным (подозреваемым и обвиняемым) пагубности допускаемых ими правонарушений, а также возможных последствий;
- изоляции осужденного (подозреваемого и обвиняемого) от связей и условий, оказывающих на него негативное влияние;
- привлечения осужденного (подозреваемого и обвиняемого) к общественно полезному труду, учебе, работе в самодеятельных организациях;
- использования в воспитательном процессе возможностей родственных и иных положительных связей;
- применения других форм и методов положительного влияния на подучетных лиц, исходя из конкретных условий и целесообразности.
Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой работник или сотрудник учреждения УИС, контактирующий с осужденными. Работник или сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах осужденного (подозреваемого и обвиняемого) на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС. Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам на их полную и всестороннюю проверку. Оперативные сотрудники в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте. Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен этот осужденный (подозреваемый и обвиняемый), приступает к подготовке соответствующего материала для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения осужденного (подозреваемого и обвиняемого) и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебного расследования по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие данное лицо) и предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС. Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии и учреждения УИС. На заседании комиссии в присутствии осужденного (подозреваемого и обвиняемого) заслушиваются начальник отряда (воспитатель), работник или сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет, и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются объяснения самого осужденного (подозреваемого и обвиняемого). По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии в обязательном порядке фиксируется в протоколе, утвержденном начальником учреждения УИС и подписанном членами комиссии. 3 В случае постановки конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется профессионально подготовленный сотрудник учреждения УИС, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим осужденным (подозреваемым и обвиняемым). Сотрудниками режимных служб на подучетное лицо заводится учетная карточка, которая регистрируется в журнале. Рапорт о постановке на профилактический учет лица, выписки из протоколов заседания комиссии учреждения УИС, справки, акты и другие материалы, свидетельствующие о его противоправной деятельности, передаются в отдел специального учета для приобщения их к личному делу осужденного (подозреваемого и обвиняемого), а результаты профилактической работы с ним фиксируются в тетрадях (карточках) индивидуальной воспитательной работы в специальном разделе в виде справок и рапортов. Если в процессе проведения профилактических мероприятий будет установлено отсутствие положительных результатов воспитательного воздействия на подучетное лицо,то по решению комиссии учреждения УИС за ним может быть закреплен другой работник или сотрудник, что в обязательном порядке отражается в учетной карточке и журнале регистрации учетных карточек. При поступлении в исправительную колонию осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки подучетных лиц, такие осужденные автоматически ставятся на профилактический учет по снованиям, указанным в учетных карточках. В отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются работники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев. По истечении указанного времени начальники отрядов, в которых содержатся эти лица, готовят материал к рассмотрению на заседании комиссии администрации исправительного учреждения, где вносят предложение о целесообразности продолжения профилактической работы либо снятия их с профилактического учета. Профилактическая работа с подучетными лицами может проводиться в течение всего срока пребывания их в учреждении, если в отношении них регулярно продолжает поступать информация о намерении совершить противоправные действия.

В своей работе мне и хотелось бы изложить те знания, рождённые тем опытом, который приобретался посредством активного усвоения мной закономерностей, принципов и их реализацией, проходя через призму некоторых особенностей, специфики и моей личности

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Обобщение опыта по теме самообразования:

Социальный педагог Никифорова Любовь Иннокентьевна

"Опыт" - в педагогическом словаре определяется как - "активное усвоение и реализация педагогом законов и принципов педагогики, с учётом конкретных условий, особенностей детей, коллектива и собственной личности".

В своей работе мне и хотелось бы изложить те знания, рождённые тем опытом, который приобретался посредством активного усвоения мной закономерностей, принципов и их реализацией, проходя через призму некоторых особенностей, специфики и моей личности.

"Опыт" - понятие социального процесса и как любое целенаправленное действие, происходящее в обществе, имеет свои особенности, стадии и этапы развития. Поэтому, для более чёткого и лаконичного изложения материала я решила обозначить весь процесс своей рабочей деятельности, через рассмотрение стадий развития идеального межличностного взаимодействия:

1. Стадия знакомства

2. Стадия неопределённости

3. Стадия поиска точек соприкосновения

4. Стадия сотрудничества

5. Стадия перспектив

Данные этапы помогут более чётко отследить содержание деятельности, её эмоциональную окраску, возникавшие трудности и достигнутые результаты на каждом последующем рубеже.

Теперь, о том, как в рамках социально-педагогического аспекта выглядят данные стадии, где и начинается непосредственное обобщение опыта работы.

1. Знакомство

Любое взаимодействие начинается со знакомства. Будь то люди, события, предметы или явления. От того, как пройдёт этот этап во многом зависит успешность всех последующих мероприятий. Моё знакомство с работой социального педагога в школе можно назвать успешным.

Положительных впечатлений было намного больше; предстоящих трудностей ещё не было видно а ознакомление и узнавание работы, как процесса приносило новые знания. Данный этап занял практически целый учебный год. За это время удалось узнать специфику работы в школе со всех сторон - со всеми подводными течениями. Постепенно стали вырисовываться основные "сложные" моменты, индивидуальности поведения детей, особенности воспитательного процесса и возможные методы воздействия. И вот тогда, когда радужное представление начинает ослабевать, когда становится понятно насколько тонкая и сложная работа предстоит, сколько предстоит сделать открытий и усилий наступает вторая стадия.

2. Стадия неопределённости

3.Стадия поиска точек соприкосновения.

Как и любое знакомство, так и любая работа включает в себя момент исследования и узнавания друг друга, то есть представление и поиск того, "через что" можно сотрудничать и вести двустороннее взаимодействие. Основным теоретическим вопросом на этом этапе было - определение целей, задач, выявление основных направлений деятельности.

В нашей стране происходят глубокие процессы демократических преобразований в социально-политической сфере жизни общества, формируется правовое государство, в сознании людей все более доминирует идея верховенства права, незыблемости закона.

С некоторых пор преступность стала стремительно молодеть. Все больше и больше несовершеннолетних втягиваются в различного рода криминальные сообщества. Все больше и больше несовершеннолетних попадается в проблемные ситуации и количество молодых людей, становящихся на путь совершения правонарушений увеличивается. Причем быстрыми темпами растет и количество малолетних преступников, которые в силу своего возраста вообще не подлежат привлечению к уголовной ответственности.

Каковы же причины столь бурного роста преступности несовершеннолетних?

Перечислим лишь некоторые, на наш взгляд, наиболее важные из них:

Последовательная пропаганда средствами массовой информации культу насилия и неограниченной власти денег;

Отсутствие ориентации на духовные ценности;

Отсутствие правовой пропаганды и ее низкий уровень;

Безответственность родителей за воспитание детей;

Основными направлениями моей работы является:

Работа с педагогическим коллективом;

педагогическое просвещение преподавателей, классных руководителей;

Организационно-методическая работа:

участие в педагогических советах, совещаниях, методических объединениях;

участие в организации и проведении семинаров-практикумов;

подбор литературы по социально-педагогическим проблемам для участников воспитательного процесса;

Профилактика правонарушений среди учащихся:

работа с родителями;

Взаимодействие со смежными структурами:

инспекциями и комиссией по делам несовершеннолетних Булунского района;

органами опеки и попечительства;

правоохранительными и правозащитными органами и т.д.

индивидуальная и групповая работа с семьями, оказавшимися в социально опасном положении (многодетными, неполными и т. д.);

педагогическое просвещение родителей.

Для более удобного контроля и учетности по данным направлениям разработаны и ведутся журналы:

- журнал посещения уроков, классных часов, внеклассных мероприятий;

-журнал протоколов, бесед с учащимися и их родителями при директоре;

-журнал взаимодействия специалистов с учащимися оказавшимися в социально-опасном положении;

-дневник наблюдения (Ф.И.О. состоящего на учете);

-журнал тематических групповых консультаций.

С помощью такой формы очень легко отслеживать ежедневную работу. На виду все занятия, консультации, беседы и другие различные мероприятия, причём в журналах указывается не только количественная сторона отчёта, но заполняются и качественные характеристики, такие как - глубина контакта, активность и результат о проделанной работе. Так же на каждого ученика, состоящего на внутришкольном, КДНиЗП, ПДН учетах заведено личное дело, где собирается накопительный материал (акты обследования семьи, характеристика, план индивидуальной профилактической работы, план работы педагога-психолога, выписки оценок и пропусков занятий).

4.Стадия сотрудничества.

Отлаженная и скоординированная работа со специалистами смежных структур, разработан план совместной профилактической работы социальных педагогов , план работы с участковой больницей (педиатр, нарколог, гинеколог). Также ведется тесное сотрудничество учреждениями дополнительного образования. Важную роль в организации и проведении профилактической работы с подростками оказывает Администрация поселка, КДНиЗП, ПДН, Органы опеки и попечительства.

Разработана система работы социального педагога:

Взаимодействие со смежными структурами поселка, района;

Система организации работы с учащимися, состоящими на профилактическом учете;

Проведение индивидуальной профилактической работы.

Мониторинг работы социально-педагогической службы показывает снижение роста правонарушений несовершеннолетних Таймылырской средней общеобразовательной школы за 3 года. Разработан индивидуальный план работы с каждым учеником, состоящим на учете. Совместно с классными руководителями ведется ежедневное наблюдение за успеваемостью, посещаемостью уроков и школы учащимися, состоящими на всех видах учета. Постоянно проводятся индивидуальные беседы о вреде курения, сквернословия и т.д.

Таким образом, на начало моего первого рабочего года на внутришкольном учете состояло 9 человека, причина постановки нарушение Устава школы, 4 несовершеннолетних на учете КДНиЗП.

В результате проведенных профилактических мероприятий в школе за три года снизилось число нарушителей школьного устава.

В данное время количество учащихся состоящих на учете в КДН и ЗП-0, ПДН-0, ВШУ-3 в сравнительном анализе за три года.

Любая профилактическая работа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

  1. распространение информации о причинах, формах и последствиях противоправных поступков.
  2. формирование у граждан, склонных к противоправному поведению, навыков собственного анализа и критической оценки возможных противоправных поступков.
  3. коррекция социально - психологических особенностей личности.

Общая профилактика правонарушений - деятельность, осуществляемая субъектами профилактики правонарушений по предотвращению и пресечению правонарушений, выявлению, анализу, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также выявлению, учету, правовому воспитанию граждан, склонных к противоправному поведению.

Индивидуальная профилактика правонарушений – деятельность, осуществляемая субъектами профилактики правонарушений по оказанию корректирующего воздействия на граждан, склонных к противоправному поведению и (или) совершивших правонарушения, в целях недопущения совершения ими правонарушений

Методы общей профилактики правонарушений

Правовое просвещение. Осуществляется всеми субъектами профилактики путем применения различных мер образовательного, воспитательного характера:

Методы индивидуальной профилактики правонарушений

Профилактическая беседа. Представляет собой разъяснение лицу, в отношении которого осуществляется профилактика правонарушений, его ответственности, социальных и правовых последствий противоправного поведения, общественной опасности противоправных деяний, правовых последствий, наступающих в результате совершения правонарушений, а также его убеждении в недопустимости их совершения, в необходимости следовать установленным нормам поведения.

Официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения. Выносится в письменной форме и объявляется под расписку гражданину, состоящему на профилактическом учете, в случаях совершения им правонарушения или когда имеются достаточные основания полагать о его намерении совершить правонарушение. Для вынесения официального предупреждения гражданин может быть вызван органом внутренних дел, в письменной форме в общественный пункт, помещение соответствующего субъекта профилактики правонарушений. При вынесении официального предупреждения проводится в том числе и профилактическая беседа с данным гражданином.

Информирование о причинах и условиях противоправного поведения. Осуществляется органами внутренних дел, прокуратуры, государственной безопасности, пограничной службы, таможенными органами, органом государственной охраны, органами финансовых расследований, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям путем направления письменной информации руководителю организации по месту жительства, работы или учебы граждан, склонных к противоправному поведению, с указанием совершенных ими правонарушений для устранения причин и условий противоправного поведения и принятия к ним мер общественного воздействия. О принятых мерах в месячный срок в письменной форме сообщается субъекту профилактики правонарушений, направившему информацию.

Социальная реабилитация и социальная адаптация. Осуществляются в отношении граждан:

  • пострадавших от насилия в семье;
  • освобожденных из исправительных учреждений, исправительных учреждений открытого типа, арестных домов и находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел как граждане без определенного места жительства;
  • других категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная реабилитация и социальная адаптация осуществляются путем:

  1. открытия центров социальной адаптации, социальных гостиниц, домов ночного пребывания и иных специализированных учреждений;
  2. контроля за трудовым и бытовым устройством лиц, находящихся в социально опасном положении и обратившихся за помощью;
  3. предоставления рабочих мест лицам, нуждающимся в социальной адаптации;
  4. проведения воспитательной работы;
  5. наставничества;
  6. в иных формах.

Профилактический учет. Состоит в изучении условий и образа жизни лица, поставленного на учет, наблюдении за его поведением, воспитательном воздействии на него, пресечении антиобщественного поведения, устранении условий, способствующих совершению правонарушения.

На профилактический учет ставятся граждане (кроме граждан, за которыми установлен (возобновлен) превентивный надзор или в отношении которых осуществляется профилактическое наблюдение) на основании постановления руководителя (заместителя руководителя).

Профилактический учет ведется органами внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, таможенными органами, органами финансовых расследований по месту жительства граждан.

Применение форм и методов профилактической работы советами ОПОП. Рассмотрение информаций субъектов профилактики о причинах и условиях противоправного поведения

В своей работе советами ОПОП в силу специфики своей деятельности и членского состава могут быть использованы следующие из вышеназванных форм общей и индивидуальной профилактической работы: правовое просвещение, профилактическая беседа.

Читайте также: