Протокол ребенок с овз кто он формы и методы работы с обучающимися с овз

Обновлено: 18.05.2024

В начале 21 века в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность.

Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Мной, как педагогом использоваться следующие методические приемы:

  • Поэтапное разъяснение заданий;
  • Последовательное выполнение заданий;
  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
  • Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
  • Близость к учащимся во время объяснения задания.
  • Перемена видов деятельности:
  • Чередование занятий и физминуток;
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  • Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
  • Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
  • Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  • Оценка переделанных работ;

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности

В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, при устном счете - плохое и фрагментарное выполнение задания. В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.

Трудности обучения русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.

С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание я уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.

Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.

Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс.

Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:

  1. индивидуальный подход;
  2. предотвращение наступления утомляемости;
  3. активизация познавательной деятельности;
  4. проведение подготовительных занятий;
  5. обогащение знаниями об окружающем мире;
  6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  7. проявление педагогического такта.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Бесплатные занятия с логопедом

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наше дошкольное учреждение посещают различные категории детей с ОВЗ:

Тяжелые нарушения речи (ТНР);

Задержка психического развития (ЗПР);

Умственная отсталость (УО);

Расстройства аутистического спектра (РАС).

При появлении в детском саду ребенка с ограниченными возможностями здоровья основные функции сопровождения возложены на психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), на котором педагоги обсуждают проблемы в обучении и воспитании детей и совместными усилиями ищут пути решения проблем дошкольника, разрабатывают индивидуальные образовательные программы, отслеживают динамику развития ребенка, оценивает успешность в освоении программ, дают рекомендации для педагогов и родителей.

Организация сопровождения детей с ОВЗ включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуального педагогического маршрута; организация педагогического взаимодействия всеми субъектами образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

динамическое отслеживание развития дошкольников в процессе обучения и воспитания;

развитие психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов;

психологическая поддержка педагогов.

Обучение детей с ОВЗ строится с учетом психофизических особенностей учащихся, для которых характерны незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений, снижение силы нервных процессов, повышенная склонность к инертности.

Главные условия при проведении занятий с детьми с ОВЗ:

- Замедленный темп обучения и воспитания;

- привлечение детей к предметно-практической деятельности;

- опора на возможности и способности ребенка.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ в нашей образовательной организации проводится по специальным методикам, с использованием разнообразным форм и методов, разработанных для каждого вида нарушений. Чтобы заинтересовать учащихся, используем в своей работе нестандартные подходы, инновационные технологии, разрабатываем и реализуем индивидуальные программы развития. Но, несмотря на имеющийся опыт работы с детьми с ОВЗ, важнейшей проблемой является поиск наиболее эффективных условий обучения и воспитания дошкольников.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ОВЗ очевидна, так как с её помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребёнка физические и творческие способности. С этой целью в работе применяем различные нетрадиционные направления:

Развитие артикуляционной моторики:

- с биоэнергопластикой (сочетание движений кисте рук с движениями органов речевого аппарата) способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений;

- упражнения с бусиной, баранкой и ложками;

- адаптированные интерактивные сказки и презентации.

сопряженная гимнастика пальцев и языка;

развитие фонематического слуха;

формирование слоговой структуры слова;

совершенствование лексико-грамматических категорий;

развитие связной речи.

3) Криотерапия (воздействие холодом) - воздействие холода на нервные окончания обладает положительными свойствами. Эффект достигается путем изменения деятельности сосудов (холод вызывает сокращение мышц, а тепло – расслабление, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего развивается двигательная зона). Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики, как следствие, улучшается процесс овладения графическими навыками, а параллельно и артикуляционной моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребёнка.

4) Нейропсихологические методы нацелены на компенсацию поврежденных функций головного мозга. Коррекционно – развивающая работа с применением нейропсихологических приемов имеет три направления:

1. Нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;

2. Ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов;

3. На развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста и позволяет более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.

5) Логопедический массаж применяется при нарушениях артикуляционной моторики, то есть при нарушении подвижности мышц языка, щек, губ, а также мимических мышц. Способствует нормализации гипо или гипертонуса мышц в мимической и артикуляционной мускулатуре; уменьшению гиперкинезов; улучшению качеств артикуляции, в том числе четкости, объема, скорости; восприятие движений речеобразующих органов. Спокойные движения способствуют расслаблению, помогают ребенку успокоиться. Более ритмичные приемы помогают получить заряд бодрости и энергии.

6) Музыкотерапия в комплексе с другими техниками воздействия искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения в психоречевом развитии детей. На занятиях используются следующие виды упражнений:

прослушивание музыкальных произведений;

прослушивание голосов природы, птиц, животных и т.д.

выполнение ритмичных движений под музыку.

7) Сказкотерапия является одним из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, которые имеют отклонения в психоречевом развитии, эмоциональной, физической и поведенческой сфере. Этот метод является открытым для понимания детей и позволяет решать проблемы речевого развития и эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, развивает связную речь, а также мотивирует детей к творчеству через совместное чтение и сочинение сказок.

Помимо нетрадиционных методов работы с детьми, важное место занимают традиционные технологии обучения, которые позволяют обогащать воображение воспитанников, стимулируют развитие речи дошкольников. Модернизацией традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм.

Важное место в обучении и воспитании дошкольников с ОВЗ занимают здоровьесберегающие технологии, основная цель которых – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья. Главная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация занятия. Применение данной технологии позволяет не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Использование здоровьесберегающей технологий на коррекционных занятиях позволяет решить ряд задач:

повышает речевую активность детей;

развивает речевые умения и навыки;

восстанавливает работоспособность на занятии;

улучшает концентрацию внимания;

укрепления здоровья детей, что позволяет успешнее усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную активность ребенка.

В рамках методической поддержки развития инклюзивного образования на педагогических и методических советах изучается нормативная база МОРФ, МОРО, проводятся мастер-классы, обобщение опыта педагогов по вопросам инклюзивного образования, разрабатываются методические рекомендации по адаптации детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

В детском саду проводятся педагогические советы, совещания, разработаны памятки, буклеты по проблеме сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Ежегодно одна из тем педсовета посвящена детям с особыми образовательными потребностями.

В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса осуществляется реализация коррекционно-развивающих программ, проведение тематических родительских собраний и педагогических всеобучей, в рамках которых происходит консультирование родителей по выбору стратегий воспитания детей с психо-физиологическими особенностями.

Читайте также: