Профстандарт 2020 год какие профессии

Обновлено: 15.05.2024

Профессиональные стандарты важны для рабочей сферы, поскольку позволяют выдвигать к сотрудникам, как действующим, так и потенциальным, определенные требования.

Несмотря на распространенность вопроса, некоторые до сих пор не знают, что это и как их применять, поскольку стандарты контролируют многие сферы рабочей деятельности.

Прежде всего, следует разобрать, что контролируют данные нормы, и как их применять в реальной жизни, чтобы не пренебрегать нормами закона.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Что это такое

Профессиональный стандарт — это наименование одного важного документа, являющегося основным. Как правило, в нем содержатся:

  • функции работника в зависимости от квалификации и полученной должности;
  • требования к опыту человека и теоретическим знаниям.

В его содержании оговаривается тот уровень квалификации, который должен иметь сотрудник, чтобы иметь возможность работать в любой компании на определенной специальности.

Таким образом, моделируется практически идеальный работник, требования к его навыкам и знаниям, и в первую очередь сверка при приеме на работу идет именно по этим стандартам. Все они создаются по единой структуре и даже схожи между собой .

Но отличаясь от специализированных справочников, предметом которых является квалификация, стандарты четко определяют функции конкретных сотрудников, а также дают им подробные описания.

Но на данный момент эти документы разграничены, и основным, как и более общим, является все же квалификационный справочник.

Работодатель, который нуждается в рабочей силе, для поиска кандидата может пользоваться стандартами и предъявлять совершенно обусловленные требования к человеку, ориентируясь на его качества и умения.

Как осуществляется государственный реестр

Поскольку государству нужна квалифицированная рабочая сила, власти разрабатывают профессиональные стандарты совместно с работодателями и специалистами в данной сфере.

Эти требования к сотрудникам содержат в себе обобщенные функции, чаще имеются отсылки к иному законодательству, из которого становится понятно, какая квалификация должна быть у работника, что за действия должны им выполняться в трудовой деятельности.

После обсуждения в рабочей группе, доводов “за” и “против”, утверждается стандарт, который затем размещается в реестре и становится необходимым для использования.

Это не диктуется желанием или рекомендацией властей, и поэтому за несоблюдение требований к сотрудникам работодателя вполне могут оштрафовать или повлиять на него иными санкциями.

Реестр является открытым и доступен на сайте Министерства труда, поэтому любой человек может зайти в него, открыть интересующую специальность, и прочесть о требованиях, которые предъявляются к ней.

Перечень профессий

На данный момент есть уже более тысячи профессиональных клише в России, которые внесены в соответствующую интернет-базу.

В частности, официальный сайт Минтруда, профстандарты в 2020 году оговаривает в таких сферах:

  • автомобилестроение;
  • сфера охраны здоровья;
  • образовательная;
  • пищевого производства;
  • сельскохозяйственная;
  • социальных услуг;
  • строительства;
  • жилищно-коммунального хозяйства;
  • физкультуры и спорта;
  • энергетики и другие.

К примеру в сфере медицины есть не только требования к терапевтам, но и к более узким специалистам.

Так, нормы для детского кардиолога разрабатывали с участием ответственной организации “Ассоциация детских кардиологов России”, а особенности для неонатологов были составлены с консультациями “Российского общества неонатологов”.

Кроме того, в базу заведены модели для специалистов по космическим услугам в части зондирования Земли, сталеваров-плавильщиков, инспекторов по техническому контролю железной дороги и многих других профессионалов .

Все эти нормы разработаны с подачи властей, но благодаря ответственным организациям, назначенным в официальном порядке.

Учитывая накопленный опыт, систему образования и сложность процедур, формируется общий портрет сотрудника конкретной специальности, это может быть как подробная характеристика, так и ссылки на нормы закона, в которых вопрос оговаривается полностью.

Кадровикам, которые по сути регулируют прием на работу, следует выписать требования к кандидатам и сверяться с ними при проведении собеседования или изучения документов.

Область их использования

Поскольку применяться данные условия в отношении сотрудников могут по разному, следует рассмотреть, в каких ситуациях это необходимо.

Ведь несмотря на достаточно узкое предназначение, есть только ограниченный круг возможных случаев использования.

Среди них можно выделить:

Организацию обучения и проведения аттестации работников Поскольку ориентироваться при этом будут именно на профессиональные клише, дабы достичь наилучшего результата
Формирование политики предприятия по поводу комплектования штата только людьми Имеющими высокую квалификацию и соответствующими требованиям, разработанным и утвержденным на официальном уровне
Организацию процессов управления внутри компании Благодаря которой каждый человек будет учтен и присовокуплен к делу, а поручения для него разрабатываются в этом случае с учетом непосредственных указаний
Разработку внутренней тарификации работ Согласно которой люди будут получать достойную заработную плату, согласно своему профессионализму
Возможность облегчить формирование и учет тарифных разрядов Которые также будут применяться на предприятии
Определение собственной внутренней системы трудового времени Принимая во внимание не только рекомендации официального уровня, но и аспекты работы в компании

Применение данных норм касательно квалификации конкретных кандидатов на должность является обязательным, и если трудовая инспекция выявит несоответствия с законом, она имеет право применить наказание.

Учитывая большой перечень всех должностей и специальностей, область применения является достаточно обширной, а учитывая постоянное пополнение реестра — вскоре все профессии будут жестко ограничены по уровню знаний.

Обязательное применение стандартов

В Трудовом кодексе России и его статье 57 четко говорится о том, что подобные клише следует применять в обязательном порядке, поскольку там же прописан трудовой договор, как один из связанных документов.

Если работнику полагаются льготы, компенсации или на него налагаются ограничения по прямой причине его должности, то работодатель попросту обязан руководствоваться прямыми указаниями властей.

Образцом может служить вредное производство, на котором сотрудники должны числиться в той должности, которая указана в профстандарте, в ином случае привилегии не будут предоставлены.

Поэтому следует учитывать все особенности и составлять все документы в соответствии с законодательством.

При обнаружении ошибки или умышленного игнорирования правил, руководство предприятия могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа.

Конкретный его размер зависит от субъекта, который нарушил правила:

Организация 50-100 тыс. рублей
Должностные лица 10-20 тысяч р.
Индивидуальные предприниматели 5-10 тысяч рублей

Видео: по данной теме

Требования к специалистам

В статье 195.3 Трудовым кодексом регулируется использование стандартов работниками, и там же подается краткое но наиболее полное определение квалификации.

Там же утверждается, что при наличии конкретной профессии в реестре, использование стандартов в отношении нее переходит в категорию обязательных для работодателя, а никак не правом. Но в зависимости от конкретной специализации, могут различаться установленные требования.

К примеру для должности главного бухгалтера требуется наличие у претендента высшего образования, а также стаж работы по данной специальности на протяжении трех лет, учитывая последние пять лет .

Но эти требования прописаны в законе, и если таких нормативных актов нет, то следует опираться на профстандарт.

Тот же бухгалтер может иметь даже среднее образование, если он не планирует работать в компаниях из статьи 7 законодательного акта 402-ФЗ, и тогда еще одним запросом к персоне является опыт труда.

Какие планируются ввести в данном году

В этом году требования разделяются на те, которые только будут разрабатываться и те, что предполагается уже внедрить в трудовую сферу для использования работодателями.

В 2020 году в реестр войдут требования относительно:

  • спортсменов и тренеров;
  • слесаря-сборщика;
  • поле- и овощевода;
  • инженера технолога в сфере производства микроэлектроники;
  • бетонщика и штукатура;
  • системного программиста;
  • спортивного судьи и др.

Всего в разработку попадет 51 стандарт, при этом есть два, которые были поданы организациями в инициативном порядке.

Это специалист по эксплуатации элементов оборудования систем газоснабжения домов и рабочий по эксплуатации газовых сетей и оборудования дома.

Некоторые из тех норм, которые подлежат актуализации в 2020 году, были установлены еще в 2014-2015 годах, а после того, как их содержание будет готово, финансирование на внедрение данных нормативов будет выделено из государственного бюджета РФ.

На рабочее место нельзя взять кого угодно, и необходимо соблюдать требования к претендентам на конкретную должность.

В России существует реестр Минтруда, в котором поданы профессиональные стандарты с требованиями касательно образования, опыта и общей квалификации претендента на должность.

Если профессия есть в законе, то наниматель обязан использовать требования к ней, а за несоблюдение таких условий будет назначено довольно большое наказание.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Стромова И. В.

Когда работодатель обязан применять профстандарт? Где это сказано? Разберем требования закона.

Есть ошибочное мнение, что применять профстандарт обязаны организации, у которых определенная организационно-правовая форма собственности. Например, бюджетники применять профстандарты обязаны, а коммерческие организации или индивидуальные предприниматели — нет. Это не так.

Обязанность применять профстандарты не зависит от организационно-правовой формы. Нет поблажек для ИП или малых предприятий.

Случаи, когда работодатели обязаны применять профстандарты

1. Если в законе есть требования к квалификации работника

В таблице ниже — несколько ярких примеров профессий, для которых есть требования к квалификации работников.

Что делать работодателям:

Реестр профессиональных стандартов ведет и обновляет Минтруд России. Тексты профстандартов размещены на сайте Минтруда России, а также в справочно-правовых базах. Вот несколько примеров:

2. Если работникам положены льготы, компенсации, ограничения

Работодатель должен быть в курсе требований статьи 57 Трудового кодекса. Здесь нас интересует следующая оговорка: если выполнение работ связано с предоставлением льгот и компенсаций или для работников есть ограничения, то и наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационным справочникам или профессиональным стандартам.

Пример: работник имеет право на льготную пенсию — в этом случае работодатель должен при переименовании должностей опираться на квалификационные справочники или профстандарты, если они уже появились.

Что надо знать о части 2 статьи 57 Трудового кодекса? Советы работодателю


Комментирует Евгения Конюхова, эксперт по трудовому законодательству:

«Норма части 2 статьи 57 Трудового кодекса не является новой и действует с начала существования Трудового кодекса. Напомню, в декабре 2013 года к квалификационным справочникам добавились профессиональные стандарты. Связано это, прежде всего, с тем, что некоторые должности, профессии, специальности в квалификационных справочниках не обновлялись более 25 лет и во многом не соответствуют современным требованиям. На практике работодатели могут столкнуться с тем, что по одной должности, профессии или специальности есть одновременно и квалификационный справочник, и профессиональный стандарт. На что ориентироваться при выборе наименования должности, профессии, специальности и определении квалификационных требований к ним? – работодатель принимает это решение самостоятельно. Норма является альтернативной, т.е. предполагает право выбора (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).

Внимание: если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот, либо есть ограничения, то работодатель обязан привести наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним в соответствии с требованиями квалификационного справочника или профессионального стандарта.

Профстандарт на практике

Вариант 1: использовать профстандарты как основу, рекомендательно:

  • если работодатель не нашел требований к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ, и
  • работа по определенным должностям, профессиям, специальностям не предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

В этом случае работодатель сам решает, в каком объеме он будет ориентироваться на профстандарт, от первой до последней строчки или всего на одно предложение. Этот выбор — на ответственности работодателя.

Вариант 2: использовать профстандарты обязательно:

  • если работодатель нашел требования к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ;
  • если работа по определенным должностям, профессиям, специальностям предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

Но! Работодатель вправе учитывать не все требования профстандарта, а только требования к наименованию должности (в случаях предусмотренных ч.2 ст. 57 ТК РФ) и требования к квалификации (знания, умения, опыт работы). В остальной части — описание трудовой функции, трудовых действий — по желанию.

Например, работодатель определяет самостоятельно, в каком объеме он возьмет из профстандарта описание трудовой функции для составления должностной инструкции.

Далее в статье читайте рекомендации по внедрению профстандартов. Эти советы актуальны для тех работодателей, кто обязан применять профстандарты, а также для тех, кто хочет ввести их добровольно.

Внедрение профстандартов в организации: что делать работодателю?

Для работы понадобится информация о наличии профессиональных стандартов и их применении (размещены на сайте Минтруда России).

Рабочая группа по внедрению профстандартов

Для внедрения профессиональных стандартов работодателю необходимо создать рабочую группу. Задача группы — разработать план по применению профстандартов у работодателя. Рабочая группа создается приказом руководителя. Количество и состав членов рабочей группы определяет исключительно работодатель. Рекомендуется включать в рабочую группу экономистов по труду или тех работников, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалистов по управлению персоналом, юристов, возможно руководителей структурных подразделений. В плане по переходу на профессиональные стандарты подробно необходимо прописать действия, сроки и ответственных за каждый этап лиц.

После того, как будут соотнесены должности, профессии, которые есть у работодателя, и выявлены профессиональные стандарты, которые подлежат применению, рабочая группа составляет отчет. В отчете надо отразить перечень принятых профессиональных стандартов, по которым есть виды деятельности у работодателя. Этот перечень станет основой для дальнейших действий.

Если работник не соответствует профстандарту — проводите аттестацию

На практике не все работники могут подойти под требования, изложенные в профстандартах.

Увольнять по причине несоответствия профстандарту нельзя. Работодатель может провести аттестацию. Для этого придется разработать целую систему локальных нормативных актов, которая описывает процедуру, порядок проведения аттестации. Надо будет создать комиссию, определить критерии, по которым будем оценивать работника. По итогам аттестации комиссия сделает выводы: соответствует работник занимаемой должности или нет.

Новых работников, которых будем принимать после 1 июля 2016 года, надо четко отбирать по установленным квалификационным требованиям, которые прописаны в профстандартах. Это относится исключительно к работодателям, для работников которых:

  1. в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации
  1. в соответствии с частью 2 статьи 57 ТК РФ выполнение работ связано с предоставлением льгот, компенсаций или для работников есть ограничения.

Все остальные работодатели применяют профстандарты в качестве основы — для них профессиональные стандарты рекомендательные, а не обязательные.

В материале кратко изложено применение, общие требования, структура профессионального стандарта, а также трудовые функции и характеристика современного педагога.

ВложениеРазмер
osnovnye_trebovaniya_professionalnogo_standarta_2020_goda.doc 65.5 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Основные требования профессионального стандарта 2020 года

Пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально-технического фактора его адаптация откладывалась. Вместе с тем утвержденный профессиональный стандарт педагога, нуждался в пересмотре, общественном обсуждении и внедрении в тестовом режиме, что и было реализовано на базе отдельных образовательных организаций.

Все мероприятия по внедрению профстандарта планируется завершить до 1 января 2020 года.

Тезисы, которые определяют суть профстандарта.

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (Статья 195-1, Федеральный закон РФ)

Стандарт – это документ, включающий совокупность требований, предъявляемых к образованию, уровню профессиональных компетенций и личностных качеств учителя или лица, претендующего на такую должность.

Стандарт - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт - объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт - средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт - основа формирования трудового договора.

Стандарт - основа должностной инструкции.

Цель применения профстандарта педагога:

1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результат обучения и воспитания ребенка.

2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиям.

4. Содействовать вовлечению педагога в решение задачи по повышению качества образования.

Общие требования профстандарта

Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем.

При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.

Не могут трудиться в роли педагогов лица:

  • лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
  • имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
  • признанные недееспособными;
  • имеющие определенные заболевания.

Основные термины профессионального стандарта

Основные термины профессионального стандарта определены методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными Приказом Минтруда России №170 н от 29.04.2013 г.

Вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда

Обобщенная трудовая деятельность – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном процессе

Трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции

Трудовое действие – процесс взаимодействия.

Единица профессионального стандарта – структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции

Квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям, дифференцируемым по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности

Квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках трудовой деятельности – официальное признание освоения компетенций

Компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА .

Профессиональный стандарт применяется в сфере дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Профессиональный стандарт педагога может применяться при:

- формировании кадровой политики;

- организации обучения и аттестации работников;

- заключении трудовых договоров;

- установлении системы оплаты труда;

- разработки должностных инструкций.

Требования профессионального стандарта педагога, апробация которого последовательно осуществляется в отдельных образовательных организациях и скоро станет повсеместной, базируется на восприятии учителя как ключевой фигуры в системе образования, что обуславливает необходимость выделения комплекса новых компетенций.

Новые компетенции педагога, их 5:

1. Работа с одарёнными обучающимися

2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

3. Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии.

4. Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не родной.

5. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.

Структура профессионального стандарта

Доработанный и обновленный профстандарт педагога 2019, утвержденный Правительством РФ, структурно практически не отличается от аналогичных документов, что обусловлено едиными нормами к нормативным актам такого образца, закрепленными приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013 г. Документ разделен на такие структурные блоки:

В первой части указаны общие сведения по профессии: наименование и основная цель вида профессиональной деятельности, группы занятий, отнесение к видам экономической деятельности

Во второй части – описание трудовых функций: функциональная карта вида профессиональной деятельности с указанием уровней и подуровней квалификации

В третьей части – описание каждой обобщенной трудовой функции: наименование профессии, код по классификатору, квалификационный уровень работника, наименование должностей работников, требуемый уровень их профессионального образования и обучения, практического опыта работы по профессии; описание трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний по обучению и воспитанию.

ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА
Профессиональная деятельность по обучению

1.Иметь образование соответствующее занимаемой должности учителя, старшего учителя, ведущего учителя.

2.Демонстрировать знание предмета и программы образования.

3.Уметь планировать и проводить уроки.

4.Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.д.

5.Использование специального подхода к обучению для того, чтобы включить в образовательный процесс всех учащихся: одаренных, со специальными потребностями,с ограниченными возможностями и т.д.

6.Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7.Владеть ИКТ- компетенциями.

ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА
Профессиональная деятельность по воспитанию
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН:

1.Владеть методами и формами воспитательной работы, используя их как

на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2.Владеть методами организации экскурсии, походов и экспедиций, музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

3.Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

4.Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

5.Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в школе.

7.Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

8.Уметь строить воспитательную деятельность с учениками культурных различий и индивидуальностей.

9.Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

10.Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях.

Помимо перечисленных выше компетенций, профессиональный стандарт педагога с 1 января 2019 года предусматривает систему дифференцирования владения профессиональными компетенциями по трем уровням: учитель, старший учитель, ведущий учитель.

Теперь, как мы и говорили ранее, подробнее остановимся на этом вопросе.

  1. Образование: высшее или среднее профессиональное.
  2. Опыт практической работы: нет требования к опыту.
  3. Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) осуществляет подачу учебного материала в соответствии с требуемыми параметрами, строит продуктивное взаимодействие с детьми, в том числе имеющими особые образовательные потребности и причисляемыми к группе риска, сотрудничает с родителями, систематически повышает уровень квалификации.
  1. Образование: высшее.
  2. Опыт практической работы: при наличии высшего образования – бакалавриата стаж педагогической работы не менее 4-х лет.

При наличии высшего образования – специалитета, высшего образования – магистратуры стаж педагогической работы не менее 2-х лет.

  1. Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) разрабатывает передовые приемы работы, проектирует программы коррекционной деятельности для участников образовательного процесса. Ведёт работу по улучшению широко распространенных педагогических методик. Оказывает методическую поддержку коллегам – педагогам.
  1. Образование: высшее.
  2. Опыт практической деятельности: при наличии высшего образования – бакалавриата стаж педагогической работы не менее 5-ти лет;

при наличии высшего образования – специалитета, высшего образования – магистратуры стаж педагогической работы не менее 3-х лет.

В отличие от первых двух должностей (учитель, старший учитель) к ведущему учителю предъявляются дополнительные требования.

- последние достижения в научно-предметной области и направления ее развития;

- инновационные методики обучения;

- лучшие практики в создании партнерских отношений с родителями (законными представителями) обучающихся и др.

- разрабатывать планы профессионального развития педагогов;

- выявлять и описывать инновационные методики и технологии, лучшие практики профессиональной деятельности педагогов и др.

- формирование образцов лучшей практики планирования занятий;

- формирование и применение образцов лучшей практики создания инклюзивной и мотивирующей образовательной среды;

- формирование образцов профессионального сотрудничества с коллегами;

- разрабатывание индивидуальных учебных планов для обучающихся с особыми образовательными потребностями и др.

На основании проекта профессионального стандарта определяется характеристика современного педагога. Внедрение профессионального стандарта кардинально изменяет сам подход к определению педагога, его функций, обязанностей и возможностей к самореализации.

Характеристики современного педагога :

  • Мобилен и прогрессивен;
  • Способен находить нестандартные решения различных задач;
  • Имеет глубокие знания по профильному предмету;
  • Хорошо ориентируется в смежных дисциплинах и успешно интегрирует эти знания для изучения своей дисциплины;
  • Активно внедряет в систему обучения IT-технологии;
  • Эффективно взаимодействует с другими специалистами (психологами, дефектологами и прочими);
  • Обязан быть терпимым и толерантным, умеет работать с разными детьми и находить к каждому ребенку индивидуальный подход.

(Это могут быть дети с ограниченными возможностями, одаренные дети или дети-мигранты, у которых могут возникать трудности с восприятием и пониманием русского языка.

На стиль его работы и процесс обучения и воспитания никак не должны влиять:

  • религиозные направления;
  • политические убеждения;
  • разнообразие культур.)

Этика для педагога – очень важный момент его профессиональной деятельности.

(Педагог находится в постоянном контакте с коллегами, учениками, родителями. Поэтому важно понимать основные аспекты психологии поведения и общения.)

Профессиональный стандарт определяет педагога, как вежливого , уважительного и корректного сотрудника. Педагог поддерживает культуру образовательного учреждения. Педагог никогда не злоупотребляет своим авторитетом.

Вывод. Профессиональный стандарт педагога РФ призван стать официальным документом, который регламентирует различные аспекты трудовой деятельности, в том числе, прием на работу и карьерный рост.

Использование профессионального стандарта педагога позволит вывести качество образования на новый уровень, привести его в соответствие с требованиями времени.

Педагогов он мотивирует к поиску наиболее эффективных методов работы, к стремлению повышать квалификацию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Самооценка качества педагогической деятельности учителя на основе требований профессионального стандарта педагога

Современное общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Однако существующая система образования н.

БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ИЗУЧЕНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ В ОБРАЗОВАНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНОГОГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА". В ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ ДАНА САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕДАГО.


Самооценка качества педагогической деятельности учителя на основе требований профессионального стандарта педагога

Современное общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Однако существующая система образования н.

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций с учётом требований профессионального стандарта педагога

Программа составлена по результатам самообследования по выявлению уровня соответствия профессиональной деятельности педагога требованиям профессионального стандарта. В программе представлены направлен.

Развитие и совершенствование профессиональных компетенций учителя физической культуры в свете требований Профессионального стандарта

Главная цель Российской образовательной политики - обеспечить современное качественное образование на основе сохранения его фундаментальности и соответ.


Проектирование профессионально- личностного развития - как необходимое условие соответствия требованиям профессионального стандарта.

Выступление на городском семинаре.


Основные требования профессионального стандарта 2020 года

В материале кратко изложено применение, общие требования, структура профессионального стандарта, а также трудовые функции и характеристика современного педагога.


Профессиональный стандарт – это перечень знаний, умений, опыта и профессиональных навыков, которыми должен обладать работник.

Это понятие появилось в Трудовом кодексе ещё 5 лет назад (Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ).

С тех пор Министерство труда регулярно утверждает новые и новые стандарты, применение которых стало обязательным для ряда организаций:

  • государственные учреждения и организации;
  • открытые акционерные общества (за исключением кредитных организаций);
  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионных фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании паевые инвестиционные фонды;
  • иные экономические субъекте, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций) или проведенные через онлайн кассы;
  • государственные внебюджетные фонды.

Только в области водоснабжения и водоотведения профессиональных стандартов почти 3 десятка.

  1. ПС_772_Оператор по доочистке и обеззараживанию очищенных стоков.docx
  2. ПС_720_Инженер-проектировщик сооружений очистки сточных вод.docx
  3. ПС_474_Специалист в области ценообразования и тарифного регулирования в ЖКХ.doc
  4. ПС_793_ Монтажник технологических трубопроводов.doc
  5. ПС_ 63_Специалист в области обращения с отходами.DOC
  6. ПС _80_Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения.DOC
  7. ПС_360_Диспетчер аварийно-диспетчерской службы.docx
  8. ПС_785_Работник по ТО систем учета и регулирования потребления электрич. и тепл. энергии и воды в ЖКХ.docx
  9. ПС_789_Слесарь домовых санитарно-технических систем и оборудования.docx
  10. ПС_438_Оператор водозаборных сооружений.docx
  11. ПС_787_Работник по техническому обслуживанию оборудования водоподготовки в системах теплоснабжения.docx
  12. ПС_798_ Рабочий по монтажу приборов и аппаратуры автоматического контроля, регулирования, управления.doc
  13. ПС_786_Работник по техническому обслуживанию насосных или компрессорных установок инженерной инфрастр. ЖКХ.docx
  14. ПС_770_Оператор на отстойниках и аэротенках систем водоотведения.docx
  15. ПС_794_ Монтажник санитарно-технических систем и оборудования.doc
  16. ПС_769_Оператор на решетках, песколовках и жироловках.docx
  17. ПС_771_Оператор озонаторной установки.docx
  18. ПС_485_Монтажник наружных трубопроводов инженерных сетей.docx
  19. ПС_555_Специалист по химическому анализу воды в системах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения.docx
  20. ПС_331_Оператор комплекса горизонтального направленного бурения в строительстве.docx
  21. ПС_77_Специалист по эксплуатации насосных станций водопровода.docx
  22. ПС_783_Работник по гидро- и теплоизоляции сетей водо- и теплоснабжения.docx
  23. ПС_774_ Оператор по обработке сырого и илового осадка.docx
  24. ПС_719_Инженер-проектировщик насосных станций систем водоснабжения и водоотведения.docx
  25. ПС_451_Специалист планово-экономического сопровождения деятельности организации водоснабжения и водоотведения.DOC
  26. ПС_ 79_Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений.DOC
  27. ПС_66_Специалист по эксплуатации станций водоподготовки.docx

Авторы, разработавшие профстандарты, уверены, что их использование позволит каждому работодателю наилучшим образом укомплектовать штат своего предприятия специалистами нужной квалификации, создать необходимый кадровый резерв, а также снизить текучесть кадров.

А в результате всё это должно привести к уменьшению затрат на кадровые мероприятия и благоприятно отразится на экономической стабильности компании.

Читайте также: