Профессия страховщик что это такое

Обновлено: 06.05.2024

Агентом называют человека, который действует от лица определенной фирмы и заключает договора страхования.

Сейчас можно встретить огромное количество вакансий с довольно приличной заработной платой. Действительно ли страховой агент — это такая престижная профессия?

Страховой агент – связующее звено крупной компании и людей, которые хотят сделать свою жизнь безопаснее. Страховой агент обязан выяснить желания клиента, рассказать ему о возможных условиях страхования, действующих тарифах и компенсационных выплатах.

После данных действий производится заключение договора страхования на наиболее выгодных для клиента условиях.

Данная профессия имеет определенные требования к кандидатам. Подходит общительным и целеустремленным людям. Стать страховым агентом может любой человек, достигший совершеннолетнего возраста.

Как и когда возникла профессия

История страхования уходит вглубь веков. Еще в Древнем Вавилоне члены земледельческой общины, купцы и торговцы договаривались между собой о коллективной поддержке любого из них в случае материальных потерь (порчи, пропажи имущества, потравы посевов). Каждый участник договора частично возмещал убыток пострадавшему. Позже в Древнем Риме коллегии ремесленников стали создавать специальные фонды для таких случаев.

С возникновением торговых и промышленных гильдий страховая система усложнилась, приобрела современные очертания. Появилось имущественное и личное страхование. Первые страховые общества как коммерческие проекты возникли в 17 веке. Появилось понятие полиса, на первый план выступили компенсации в случае несчастных случаев.

В середине 19 века страхование вышло на уровень крупного международного бизнеса. С начала 20 века этот вид предпринимательства стал одним из самых прибыльных в мире. В дореволюционной России профессия страхового агента была широко распространена, но после 1917 года перестала быть востребованной.

Страховая деятельность в СССР возродилась в 1936 году и существовала в строгих рамках советского законодательства. С распадом Союза в 1991 году она возобновилась в России на новом уровне – в рыночных условиях.




Как я пришла в страхование

Свою деятельность в страховании я начала в 1996 году. С мечтой о работе в имущественном страховании. Тем более, что тема проектов, зданий и сооружений была мне понятна, всё-таки по первой специальности я инженер-архитектор, по второй – страховщик.

Но судьба распорядилась иначе…

В то время в России активно набирало обороты корпоративное добровольное медицинское страхование (ДМС) с качественным сервисом и лечением на базе ведущих клиник России.

И мне поступило предложение попробовать себя в новом направлении, а именно в привлечении корпоративных клиентов по добровольному медицинскому страхованию (ДМС).

А значит, после такой фразы можно было вставать и уходить со встречи…

Шли годы. Стандарты работы по привлечению нового бизнеса менялись, но ценность от деятельности агента, персонального страхового консультанта, осталась неизменной.


Описание и характеристика профессии

Чтобы сделать это, он должен уметь слушать и убеждать, понимать желания клиентов и предлагать оптимальные условия договора. После заключения соглашения необходимо постоянно поддерживать отношения с клиентом, предупреждать конфликтные ситуации, предлагать новые услуги.

Существует 4 основных направления страхования:

  • имущество;
  • ответственность;
  • жизнь и здоровье;
  • финансовые и специфические риски.

Деятельность страхового агента регулируется договором, заключенным с компанией-работодателем. Представителю этой профессии необходимо находить компромисс интересов страховщика и клиента, стать полезным для последнего в решении его проблем, консультировать по любым вопросам. Для того чтобы зарабатывать самому и приносить доход компании, важно установление долгосрочных отношений с клиентом, а это возможно только на взаимовыгодной основе.

Страховому агенту предоставлена большая свобода в формировании рабочего графика, выборе средств и методов для привлечения клиентов.

Представитель страховой компании должен осознавать ответственность перед клиентом, быть готовым оказать ему моральную поддержку в трудные моменты.


Параметры создания должностной инструкции

В бизнес-практике применяются два формата должностных инструкций: типовой и расширенный. Типовой формат, который является самым распространённым, включает 4 раздела:

  • Общая часть.
  • Функции работника.
  • Данные ему полномочия.
  • Возможная ответственность.

Если компания-работодатель желает документировать другие аспекты деятельности служащего, то она может добавить к этим обязательным разделам ещё несколько. Наиболее востребованы:

  • Условия работы.
  • Критерии должностных взаимодействий.
  • Параметры изменений инструкции.
  • Критерии оценки эффективности (KPI).

Расширенная структура особенно востребована в крупном бизнесе. Она позволяет формализовать отношения с многочисленными сотрудниками, снижая необходимость личных разъяснений по трудовым вопросам.

Внимание! Инструкция относится к официальным документам, а это значит, что в ней должны присутствовать такие атрибуты, как расшифровка подписей, реквизиты компании и пр.

Общая часть

Начальная часть инструкции посвящена документированию базовых параметров должности:

  • Порядку найма, увольнения и временной замены сотрудника.
  • Уровню требуемой от него квалификации.
  • Правилам, которыми он должен руководствоваться.
  • Прочим аспектам общего характера, которые считает нужным описать работодатель.

Особую значимость имеют требования к квалификации. Они должны соотноситься с функциями, указанными во второй части инструкции, а также обеспечить прием на должность кандидата требуемого уровня.

Внимание! Навыки страховых агентов могут несколько отличаться в зависимости от конкретного вида страхования: физических и юридических лиц, недвижимого и движимого имущества и пр. Подобные специфические навыки прописываются в этом разделе.

Функции

Перечень должностных функций может несколько отличаться в разных компаниях. Он зависит от их организационно-правовой формы, региональной специфики, трудовой политики и прочих факторов. Выделяют также отдельную группу функций, обязательных для большинства профессий: работа с документами, поддержание корпоративных стандартов, правил поведения, требований безопасности.

Ответственность

В данном разделе в общей форме описаны возможности по привлечению сотрудника к ответственности за его нарушения. Общий формат объясняется тем, что конкретная мера наказания определяется на базе действующего законодательства, сложность и объем которого выходят за рамки инструкции.

Как стать страховым агентом

Чтобы получить эту профессию, необязательно иметь образование по профилю. В рамках любой страховой компании всегда есть школа страховых агентов, в которой можно пройти краткий курс обучения на платной или безвозмездной основе и в разных формах:

  • очные курсы;
  • дистанционное обучение;
  • презентации и видеоуроки;
  • тренинги и семинары;
  • вебинары;
  • мастер-классы ведущих специалистов.

Курс обучения длится несколько недель, после чего можно приступать к работе. Новичку предоставляют в помощь опытного наставника, который поможет освоиться, проконсультирует в сложных вопросах.

Очень важен выбор компании для начала карьеры – дальнейший успех во многом зависит от профессиональной поддержки, оказанной на старте. В ходе работы надо постоянно совершенствоваться, повышать квалификацию, накапливать опыт и мастерство. Для успешной деятельности страховому агенту нужно обладать хотя бы минимальными знаниями в юриспруденции, экономике, психологии и на высшем уровне владеть профессиональной терминологией, знать и помнить виды и условия предоставляемых услуг.

Крупные компании отдают предпочтение кандидатам со средним или высшим образованием, полагая, что по окончании колледжа или института специалист обладает достаточным кругозором и навыками общения для результативной работы.

В вузах России тонкостям страхования можно обучиться по следующим специальностям:

  • управление рисками и страховая деятельность;
  • финансы, кредит, страхование и учет;
  • страхование;
  • оценочная деятельность.

Для поступления на бюджетные места проходной порог по ЕГЭ требуется не менее 83, для платного обучения, как правило, уровень на 10–20 баллов ниже.










Что нужно знать и уметь

Успешный агент страховой компании – это, прежде всего, компетентный, владеющий исчерпывающими знаниями о продвигаемом страховом продукте и способах страховой защиты, специалист. Но при работе с клиентами на первый план выдвигаются требования к личным качествам.

Самым важным представляется умение выстраивать доверительный контакт с потенциальным страхователем. Клиент должен доверять компании и в немалой степени это зависит от ее представителя.

Агент должен демонстрировать доброжелательность и внимание, иметь располагающий внешний вид, проявлять терпение и готовность улаживать конфликтные ситуации.

Не менее важными качествами являются навыки планирования, желание учиться, настойчивость и энергичность. А чтобы работа приносила материальное и моральное удовлетворение, необходимо иметь интерес к страховой деятельности как профессии и желание трудиться и зарабатывать.

Обязанности

Для страховых агентов разработана стандартная должностная инструкция, в которой перечислены его обязанности:

  • изучение и формирование спроса на страховые услуги в конкретном регионе;
  • формирование, поддержание и расширение клиентской базы;
  • консультирование по видам и условиям страхования, разъяснение порядка выплат;
  • оценка стоимости объектов страхования, определение размера ущерба;
  • заключение договоров и контроль их исполнения;
  • оформление сопутствующей документации;
  • выявление рисков для страховщика, оценка платежеспособности клиента;
  • выявление причин нарушения страховых соглашений и их устранение;
  • обеспечение уплаты страховой премии, иногда – ее инкассация;
  • своевременная сдача документов строгой отчетности;
  • досудебное урегулирование споров о размере компенсации.

Главное для страхового агента – профессионализм и активность. Он должен в полной мере донести до клиента преимущества сотрудничества с компанией, которую представляет.

Примеры из практики

Поделюсь некоторыми примерами из своей практики.

Автострахование

На Новорижском шоссе автопоезд, перевозящий опору для линии электропередач, зацепил торчащей частью опоры припаркованный на обочине автомобиль и протащил его 500 метров вперёд. После чего, заметив это, остановился. Все участники и свидетели в шоке. Начинают выяснять обстоятельства случившегося, обмениваться документами. Полная неразбериха, подключаюсь к разбору ситуации.

В результате выясняется, что вина на грузовой компании, которая нарушила правила перевозки большого груза на автопоезде. Связываюсь с руководителем этой компании, объясняю ситуацию, прошу выслать копию их полиса по страхованию гражданской ответственности при грузоперевозках. Хорошо, что полис с таким покрытием рисков у компании был оформлен и пролонгировался из года в год на протяжении безубыточных 10 лет.

Итог. Владелец поврежденного автомобиля смог получить выплату в полном размере.

“Благодаря этому, у вас растёт клиентский портфель, повышается статус и удовлетворенность от работы”.

Медицинское страхование

Много раз возникали ситуации, и по личным страховым видам в том числе, когда необходимо было подключаться и помогать клиенту и страховщику. По своим каналам, по своим связям приходилось договариваться с клиниками, работающими по ОМС, чтобы госпитализировать застрахованного на плановое обследование или операцию.

Кому подходит профессия

Среди работающих на должности страхового агента есть студенты, пенсионеры, домохозяйки, активные молодые люди. Этот род деятельности может быть основным или дополнительным. Он подходит в равной степени мужчинам и женщинам, обладающим следующими качествами:

  • уравновешенность;
  • настойчивость;
  • пунктуальность;
  • ответственность;
  • уверенность;
  • доброжелательность;
  • инициативность;
  • способность и стремление постоянно обучаться;
  • целеустремленность;
  • умение предлагать, но не быть навязчивым;
  • внимательность и точность при заполнении документов;
  • быстрая реакция и умение приспосабливаться к меняющимся пожеланиям клиента;
  • общительность, умение первым вступать в контакт;
  • личное обаяние;
  • высокий самоконтроль.

Преимущество при поступлении на работу будут иметь кандидаты, обладающие опытом продаж и навыками ведения переговоров, грамотной речью и умением пользоваться компьютером.

Работа страхового агента привлекает людей, имеющих высокую потребность в общении, разнообразии, желающих быть нужными и полезными для других.

Заработная плата

Доход страхового агента напрямую зависит от количества заключенных договоров. Штатный сотрудник получает оклад, к которому прибавляется процент от продаж услуг компании, либо только комиссионные.

В начале карьеры оклад составляет 12 000–15 000 рублей, через год он повышается до 25 000–30 000 рублей, через 3–5 лет достигает 35 000–40 000. Комиссионные выплачиваются в размере 10 –25 % от суммы сделки, при оформлении договора страхования жизни ставка может подняться до 30–50 %.

После 3–5 лет работы и при наличии собственной большой клиентской базы заработок страхового агента может достигать 100 000–300 000 рублей. Многие компании практикуют систему поощрительных выплат – бонусов и премий тем, кто выполняет план. Внештатный сотрудник работает только за процент.

Плюсы и минусы профессии

Несмотря на высокий спрос, профессия страхового агента не относится к числу престижных. Ежедневно он должен общаться с большим количеством людей из разных социальных слоев, что со временем может вызвать эмоциональную усталость, выгорание. Тем не менее у профессии много преимуществ:

К недостаткам относятся:

  • Непрерывный поиск новых клиентов – от этого зависит эффективность работы и карьерный рост.
  • Нестабильность заработков, особенно в начале карьеры.
  • Частые стрессовые ситуации – хамство со стороны клиентов, конфликты, нуждающиеся в урегулировании.
  • Необходимость всегда быть собранным и готовым выехать на деловую встречу, которая может быть назначена в вечернее время, в выходной день.

Как строить карьеру

Профессия страхового агента примечательна тем, что освоить ее можно в любом возрасте. Как правило, начало карьеры связано с оформлением обязательных полисов автогражданской ответственности – клиентов не нужно искать, они сами ищут возможность заключить договор. Но заработок в этом направлении весьма ограничен, и нужно переключаться на добровольное страхование, чтобы реализовать свои способности по максимуму и получить достойные деньги. Суммы комиссионных выплат в этой сфере могут быть довольно высокими. Приобретение опыта и расширение собственной клиентской базы позволит обрести через 5–6 лет солидный доход.

Требования к знаниям

Должностная инструкция страхового агента


Обязанности

Перспективы профессии

В ходе трудовой деятельности необходимо постоянно совершенствовать и расширять свои знания. Не следует игнорировать обучающие семинары, которые проводит компания. На них сотрудники изучают изменения в законодательстве, условиях страхования, эффективные техники продаж, ведения переговоров.

Карьерный рост зависит от амбиций, работоспособности и умения соответствовать требованиям профессии. При наличии этих качеств и образования начинающий агент уже через полгода может стать начальником подразделения продаж, впоследствии – руководителем отдела или всей компании. При желании и упорстве есть все шансы дорасти и до создания собственного бизнеса.

Охватившая весь мир пандемия заставила людей жить иначе. Это коснулось всех сфер деятельности: учеба, работа, бизнес – все пришлось делать максимально удаленно, стараясь не подвергать опасности свое здоровье, и по-возможности сократить количество контактов с другими людьми. Неудивительно, что сфера онлайн продаж выросла за 2020 год на 245%. Не исключением стало и страхование. Пандемия подарила уникальную возможность страховым агентам. Страховые полисы тоже можно купить онлайн, спрос на такие покупки вырос, а это значит, что и заработать стало легче. О профессии страхового агента, как им стать и что входит в обязанности, поговорим сегодня.

Кто такой страховой агент?

Страховой агент — это специалист по оформлению страховых полисов. Он может работать на одну или несколько страховых компаний, на страхового брокера или на себя.

Работа страхового агента заключается не только в оформлении и продаже страховых полисов. Клиентов еще нужно найти и подобрать оптимальный вариант, рассказать об основных условиях договора, объяснить разницу между страховыми продуктами разных страховых компаний. Если переговоры прошли успешно, то агент заполняет необходимые документы, берет оплату, оформляет платежные документы и сдает отчеты в страховую компанию или брокеру.

Со временем, у хороших страховых агентов отпадает надобность в постоянном поиске новы клиентов. Во-первых, через год работы он формирует собственную клиентскую базу, и многие страхователи (покупатели страховок) пролонгируют полисы у одного и того же агента из года в год. Во-вторых, на профессионалов своего дела работает имя и, так называемое, “сарафанное радио”, когда существующие клиенты рекомендуют своим друзьям, родственникам и знакомым именно его.

Какие бывают страховые агенты?

Агентом можно работать в штате страховой компании. При такой схеме работы есть свои плюсы и минусы. Если страховой агент работает по трудовому договору, то у него есть свое рабочее место, график работы. На работу придется ходить по установленному в страховой компании графику, однако отпадает сложность в поиске новых клиентов. Еще один плюс – у штатных страховых агентов есть окладная часть. Как правило, она не очень большая, а общая заработная плата зависит от объема продаж, но для новичков — это огромное подспорье. Пока человек формирует собственную базу клиентов и постигает азы страхования он получит оклад в независимости от того были продажи за месяц или нет. Как правило, должность штатных страховых агентов звучит, как “менеджер по страхованию” или “страховой специалист”. В его обязанности входит тот же функционал, что и у агента: поиск клиентов, продажа страховых полисов, оформление необходимой документации, пролонгация договоров.

Еще одна схема работы – заключить агентские договора со страховыми компаниями и работать удаленно по собственному графику. При таком варианте у агента отсутствует оклад, его доход — это комиссионное вознаграждение от продажи полисов. Доход удаленного страхового агента не ограничен, и зависит только от собственной целеустремленности, дисциплины и желания заработать. На практике очень много примером, когда, начав заниматься страхованием в качестве подработки, со временем это становится основным источником дохода. Именно так начинали работать все крупные страховые агентства и брокеры. Сейчас у агентов огромные возможности.

Во – первых существуют обязательные виды страхования, такие как ОСАГО или страхование имущества при оформлении ипотечного кредита.

Во – вторых многие страховки можно продавать онлайн. Сейчас есть много онлайн – сервисов, которые позволяют начать зарабатывать на страховании через 10 минут после подключению к их сервису. При этом не нужно ездить по страховщикам, предоставлять документы для заключения агентского договора, получать БСО и сдавать отчеты. Все осуществляет онлайн. Например, партнерская программа компании Инзуро, позволяет своим агентам делать расчеты сразу в нескольких страховых компаниях. Это существенно упрощает работу: автоматизированные калькуляторы, возможность подтягивать информацию из баз данных, отсутствует региональный фактор – совершенно не важно, где находится клиент, не нужен офис и прочее.

Обязанности страхового агента

К основным обязанностям страхового агента относится продажа и оформление страховых полисов физическим и юридическим лицам. Страховой агент может продавать страховые продукты разных видов: медицинское страхование, автострахование (ОСАГО, КАСКО? Gap-страхование), страхование квартир и загородных домов, любую недвижимость (земельные участки, офисные и производственные помещения, станки и оборудование), ипотечное страхование, страховки для путешественников (ВЗР и Зеленая карта), бизнес и многое другое.

Помимо продаж полисов к должностному функционалу страхового агента можно отнести:

  • поиск потенциальных покупателей и формирование собственной клиентской базы (реклама в социальных сетях или собственном сайте, холодные звонки и рекомендации.
  • выявление и формирование потребностей у клиента. Хорошо работают, так называемые кросс-продажи. Кросс-продажи — это когда клиент по ОСАГО приобретает страховой продукт другого вида, например, ВЗР или Зеленую карту или страхует свою квартиру или дачу
  • подбирает оптимальную программу страхования с учетом потребностей клиента, рассказывает о различиях в правилах страхования у разных страховых компаний;
  • помогает собрать необходимые документы для оформления договора страхования или страхового случая;
  • заранее напоминает действующим клиентом об окончании действия страховки и продлевает ее на новый срок;
  • контролирует оплату полисов и оформляет все необходимые документы.

Качества и навыки страхового агента

  • Знать страховое законодательство или быть готовым изучить его. Не обязательно изучать все виды страхования. Можно выбрать одно направление и изучить его досконально;
  • Понимать и изучить текущую ситуацию на страховом рынке. Знание экономической ситуации в стране поможет правильно понимать, какой именно тип страховых услуг наиболее востребован. Например, при снижении банковских ставок по ипотечному и автокредитования, возрастает потребность в страховании авто КАСКО и ипотечному страхованию.
  • Быть хорошим психологом и обладать высокими коммуникативными навыками. Уметь слушать клиента, разговаривать с ним на одном языке.
  • Целеустремленность и стремление изучать что-то новое, самодисциплина – помогут быстро найти первых клиентов, а оптимизм не опускать руки при отказах.
  • Следить за изменениями в страховом законодательстве и новостями на страховом рынке.
  • Быть внимательным при оформлении договоров страхования и других юридических документов.

Любой страховой агент — это бизнесмен, который строит свое собственное дело. Вкладывает много сил и времени на первоначальном этапе, чтобы в дальнейшем получать достойный доход.

Какой доход у страхового агента?

Доход страхового агента не имеет верхней границы. Все зависит только от его личных качеств, упорства, работоспособности и дисциплины. Заработок страхового агента — это комиссионное вознаграждение (КВ) от суммы проданных им страховых полисов. Комиссия зависит от вида страхования и страховой компании. Самый низкий процент получают продавцы полисов ОСАГО в среднем по рынке комиссионное вознаграждение по ОСАГО составляет 10%. Значительно выше КВ по добровольным видам страхования, например по КАСКО комиссия может составлять и 25%, а при страховании имущества физических лиц (квартиры, загородные дома) 20 -35%.

Что лучше продавать страховому агенту?

В этом вопросе нет четких рекомендаций. Как правило, новички начинают с продажи полисов ОСАГО. По Российскому законодательству — это обязательный вид страхования, поэтому и спрос на такие полисы выше, соответственно, легче найти клиентов. И хотя в этом сегменте не высокое комиссионное вознаграждение, оно с лихвой может компенсироваться внушительным объемом продаж. Можно изучить другие обязательные виды страхования, такие как ОПО (обязательное страхование опасных производственных объектов) или ОСГОП (обязательное страхование ответственности перевозчиков) и искать клиентов в этом направлении. Учиться делать кросс-продажи, например, если вы застраховали новый автомобиль по ОСАГО, расскажите клиенту о программах защиты его транспорта по КАСКО.

Не стоит ждать сверхприбыли в первый месяц работы, но если правильно продумать план развития и соблюдать его, можно зарабатывать более 100 тысяч рублей в месяц.

Плюсы профессии страхового агента

Одно из главных преимуществ, это возможность работать удаленно:

  • у вас свободный график, вы сами решаете, когда и сколько работаете;
  • современные онлайн платформы позволяют работать из любой точки мира, а для работы достаточно смартфона с выходом в интернет;
  • вы можете работать страховым агентом по совместительству;
  • ваш заработок не ограничен никакими рамками, зависит только от вашей целеустремленности, самодисциплины и упорства;
  • у вас нет начальства;
  • а самое главное — это профессия, которая позволяет зарабатывать деньги даже в период пандемии и режима самоизоляции.

Партнерская программа Инзуро

У вас есть свой сайт, и вы желаете зарабатывать в автостраховании?

Установите наш виджет на свой сайт:

✅ Приятный и адаптивный дизайн!

✅ Легкая установка, не требует специальных знаний в программировании!

✅ Процесс оформления максимально автоматизирован!

✅ Удобная техническая поддержка!

✅ Высокий процент с продаж каждого полиса!

✅ Прозрачная и полная статистика по каждому клиенту!

✅ Оформление доступно из любого региона страны!

✅ Виджет легко настроить под ваш фирменный стиль!

Наш виджет будет полезен страховым агентам брокерам, автосалонам, интернет сервисам и не только.

Начните зарабатывать в страховании уже сейчас!

Сервис для страховых агентов

Работаете в страховании и желаете увеличить свой доход? Приглашаем вас к сотрудничеству!

Преимущества нашего сервиса:

✅ Высокое вознаграждение с каждого оформленного полиса!

✅ Разные виды страхования, восстановление КБМ, оформление ДКП и не только!

✅ Доступно оформление в любом регионе РФ!

✅ Расчет полиса по 25 страховых в одном окне!

✅ Стройте свою агентскую сеть и зарабатывайте вместе с каждым агентом!

✅ Стройте свою агентскую сеть, и получайте процент с каждой сделки вашей сети!

В последние десятилетия страхование в нашей стране начало стремительно развиваться, люди стали активнее обращаться за самыми разными страховыми услугами.

Рост спроса сделал профессию страхового агента престижной и хорошо оплачиваемой, и сегодня люди самого разного возраста выбирают именно эту работу.

Мы расскажем о том, кто такой современный страховой агент, какие обязанности на него возлагаются, каковы особенности данной профессии.

Страховой агент: общее понятие

Страховой агент

Агентами называют людей, которые ведут деятельность от лица конкретной организации. Страховой агент представляет интересы страховщика, выступает связующим звеном между своим работодателем и человеком, желающим воспользоваться конкретным страховым продуктом данной компании. К Вашим услугам дистанционные учебные курсы, которые помогут Вам обрести профессию мечты.

При этом важно четко понять, что хочет клиент, наглядно представить ему все преимущества обращения в данную фирму, рассказать об условиях и правилах страхования, действующих тарифах, порядке выплаты компенсации, помочь сделать оптимальный выбор и заключить договор.

Подобную профессию может выбрать представитель любой возрастной группы, но успеха смогут добиться лишь общительные, активные и целеустремленные работники.

Агент и брокер: в чем разница

Многие путают страховых агентов и брокеров или считают, что это одна и та же профессия. Сейчас мы расскажем, в чем разница.

Некоммерческим страхованием люди стали заниматься еще в древности. Лишь позднее этот вид деятельности стал коммерческим.

Услуги страхования предоставлял целый ряд учреждений, среди которых были государственные и частные компании. В поисках новой клиентуры агенты часто ходили по домам и улицам, уговаривая людей застраховать имущество от пожара или кражи.

Каждый страховой агент предлагал услуги только своего учреждения.

Страховые брокеры появились намного позже, когда людям пришла в голову мысль увеличить заработки за счет совмещения работы сразу на несколько фирм.

Брокер сотрудничает с несколькими страховыми организациями и может предлагать клиентам на выбор несколько вариантов страховки от разных компаний.

Брокер знаком со всем ассортиментом услуг своих работодателей и способен оказать реальную помощь клиенту в принятии оптимального решения, которое будет самым выгодным и подходящим для него.

Главное различие между брокером и агентом заключается в том, что страховой агент работает только на одну конкретную компанию, а брокер может предлагать клиентам полисы неограниченного количества страховщиков.

Основные обязанности агентов

Страховой агент является специалистом, на плечи которого возлагается целый ряд обязанностей. Он должен:

  1. Самостоятельно искать клиентов. Чем больше полисов продаст страховой агент, тем выше будет его комиссионное вознаграждение. Поисками он занимается самостоятельно, и наработать собственную базу поначалу достаточно трудно.
  2. Заключать страховые договоры и продлевать страховку. В интересах представителя компании разбираться сразу во всех видах страхования и предлагать клиентам различные виды покрытия.
  3. Оценивать ущерб. Как правило, в каждой организации есть сотрудники, которые занимаются оценкой и расчетом убытка. Однако страховой агент тоже иметь навыки оценки ущерба.
  4. Вести учет, обеспечивать сохранность документации.
  5. Рекламировать страховые продукты, привлекая новых клиентов.

Главной задачей любого страхового агента является привлечение максимального количества новых страхователей. Это и есть суть его работы.

И немаловажную роль здесь играют профессионализм, дар убеждения, умение работать индивидуально с каждым потенциальным клиентом. Далеко не каждый человек справится с таким заданием. Здесь надо обладать определенными качествами.

Основные качества страхового агента

Стрессоустойчивость: Поскольку работать приходится с большим количеством людей, то страховой агент в первую очередь должен быть стрессоустойчивым.

Нервные, импульсивные, взрывные люди неадекватно ведут себя в конфликтной обстановке и могут лишь отпугнуть потенциальных клиентов.

Задача агента – сохранять спокойствие в любых ситуациях. Даже если клиент начинает повышать голос, хамить, придется держать себя в руках, не вступать в перебранку или спор.

Общительность: Представители этой нелегкой профессии должны легко ладить с людьми, быстро и корректно отвечать на любые вопросы, подбирать интересные темы для разговора.

Агент не может просто выдать информацию о предлагаемом страховом продукте, выучив текст наизусть. Он должен преподнести ее так, чтобы вызвать у человека интерес.

Весомые аргументы быстрее убедят клиента застраховать свое имущество или здоровье, чем сухо изложенные факты, касающиеся условий страхования и стоимости полиса.

Почему человек должен страховать свою дачу? Не потому, что полис стоит всего 1%, а потому что лето сухое и жаркое, а у него дом деревянный и электрика в нем старая. К тому же дачные воры опять активизировались в данном районе.

Трудолюбие: Обычно страховой агент имеет ненормированный рабочий день. Это расслабляет, и некоторые нештатные сотрудники начинают лениться, уделяя делу недостаточно много времени. Однако с таким отношением много денег не заработаешь и клиентуру не расширишь.

Трудолюбие и готовность работать 24 часа в сутки принесут свои плоды и позволят человеку добиться максимального успеха.

Находчивость: С какими только неожиданностями не связана работа страхового агента! Приходится общаться с разными людьми, искать индивидуальный подход к каждому, в зависимости от его характера, настроения, убеждений.

Подстроиться под каждого и постоянно менять свой настрой сложно, и страховой агент должен обладать неплохим артистизмом, знаниями основ психологии, а порой и даже медицины.

Те, кто совершает обходы или звонит по телефону в поисках новых желающих приобрести полис, должны быть находчивыми и смекалистыми, чтобы достучаться до человека и убедить его выслушать информацию до конца.

Хорошая память: Работая с большим потоком информации, страховой агент просто обязан иметь безупречную память. Ему нужно помнить все нюансы предлагаемых страховых продуктов, условия страхования, выплаты возмещения.

Во избежание неловких ситуаций агент должен помнить и специфику своих клиентов, работать с ними в индивидуальном режиме.

Презентабельный вид: В случаях, когда страховой агент трудится не только онлайн, но также лично встречается с клиентами, то его внешность должна быть безупречной и внушать людям доверие.

Приличный ухоженный вид – залог того, что представитель компании вызовет максимальное доверие у человека.

Как стать агентом

Заниматься данным видом деятельности может любой совершеннолетний человек со средним образованием. Главное – иметь желание трудиться и обладать вышеперечисленными качествами, которые помогут быстрее добиться успеха.

Большинство компаний самостоятельно обучают своих сотрудников или отправляют новичков на специальные учебные курсы.

Каждый работодатель заинтересован в том, чтобы его сотрудники приносили максимальную пользу, поэтому никто не откажет в просьбе помочь с обучением.

Страховой агент – современная профессия с возможностью продвижения по карьерной лестнице и приличного заработка. Успех зависит только от усердия и желания самого человека.

Зарплата

Заработная плата у агентов не фиксирована, она зависит от их активности. Обычно страховой агент получает 10-20% от общей суммы продаж. В денежном эквиваленте зарплата может составлять:

  • от 18 000 рублей – для начинающих,
  • до 50 000 рублей – для опытных,
  • до 200 000 рублей – для агентов, наработавших уже очень широкую клиентскую базу.

Найти первых клиентов достаточно трудно, поэтому и заработок будет невысоким. Однако упорный труд быстро сделает свое дело, и дальше страховой агент начнет зарабатывать больше.

Мы рассказали вам о работе страховым агентом, в чем заключается специфика этой профессии, какие есть плюсы и минусы у такого занятия. Выбрав такой сложный путь, вы сможете построить карьеру и заработать неплохие деньги.

Но при этом важно иметь подход к людям, быть общительным и активным, обладать хорошей памятью, быть готовым к любым неожиданным сюрпризам и ненормированному рабочему графику. И тогда из вас получится хороший страховой агент.

Юрисконсульт. Специализация - гражданское право, автомобильные споры, споры со страховыми компаниями . Стаж более 10-ти лет.

Агентом называют человека, который действует от лица определенной фирмы и заключает договора страхования.

Сейчас можно встретить огромное количество вакансий с довольно приличной заработной платой. Действительно ли страховой агент — это такая престижная профессия?

Страховой агент – связующее звено крупной компании и людей, которые хотят сделать свою жизнь безопаснее. Страховой агент обязан выяснить желания клиента, рассказать ему о возможных условиях страхования, действующих тарифах и компенсационных выплатах.

После данных действий производится заключение договора страхования на наиболее выгодных для клиента условиях.

Данная профессия имеет определенные требования к кандидатам. Подходит общительным и целеустремленным людям. Стать страховым агентом может любой человек, достигший совершеннолетнего возраста.

Как и когда возникла профессия

История страхования уходит вглубь веков. Еще в Древнем Вавилоне члены земледельческой общины, купцы и торговцы договаривались между собой о коллективной поддержке любого из них в случае материальных потерь (порчи, пропажи имущества, потравы посевов). Каждый участник договора частично возмещал убыток пострадавшему. Позже в Древнем Риме коллегии ремесленников стали создавать специальные фонды для таких случаев.

С возникновением торговых и промышленных гильдий страховая система усложнилась, приобрела современные очертания. Появилось имущественное и личное страхование. Первые страховые общества как коммерческие проекты возникли в 17 веке. Появилось понятие полиса, на первый план выступили компенсации в случае несчастных случаев.

В середине 19 века страхование вышло на уровень крупного международного бизнеса. С начала 20 века этот вид предпринимательства стал одним из самых прибыльных в мире. В дореволюционной России профессия страхового агента была широко распространена, но после 1917 года перестала быть востребованной.

Страховая деятельность в СССР возродилась в 1936 году и существовала в строгих рамках советского законодательства. С распадом Союза в 1991 году она возобновилась в России на новом уровне – в рыночных условиях.




Как я пришла в страхование

Свою деятельность в страховании я начала в 1996 году. С мечтой о работе в имущественном страховании. Тем более, что тема проектов, зданий и сооружений была мне понятна, всё-таки по первой специальности я инженер-архитектор, по второй – страховщик.

Но судьба распорядилась иначе…

В то время в России активно набирало обороты корпоративное добровольное медицинское страхование (ДМС) с качественным сервисом и лечением на базе ведущих клиник России.

И мне поступило предложение попробовать себя в новом направлении, а именно в привлечении корпоративных клиентов по добровольному медицинскому страхованию (ДМС).

А значит, после такой фразы можно было вставать и уходить со встречи…

Шли годы. Стандарты работы по привлечению нового бизнеса менялись, но ценность от деятельности агента, персонального страхового консультанта, осталась неизменной.


Описание и характеристика профессии

Чтобы сделать это, он должен уметь слушать и убеждать, понимать желания клиентов и предлагать оптимальные условия договора. После заключения соглашения необходимо постоянно поддерживать отношения с клиентом, предупреждать конфликтные ситуации, предлагать новые услуги.

Существует 4 основных направления страхования:

  • имущество;
  • ответственность;
  • жизнь и здоровье;
  • финансовые и специфические риски.

Деятельность страхового агента регулируется договором, заключенным с компанией-работодателем. Представителю этой профессии необходимо находить компромисс интересов страховщика и клиента, стать полезным для последнего в решении его проблем, консультировать по любым вопросам. Для того чтобы зарабатывать самому и приносить доход компании, важно установление долгосрочных отношений с клиентом, а это возможно только на взаимовыгодной основе.

Страховому агенту предоставлена большая свобода в формировании рабочего графика, выборе средств и методов для привлечения клиентов.

Представитель страховой компании должен осознавать ответственность перед клиентом, быть готовым оказать ему моральную поддержку в трудные моменты.


Параметры создания должностной инструкции

В бизнес-практике применяются два формата должностных инструкций: типовой и расширенный. Типовой формат, который является самым распространённым, включает 4 раздела:

  • Общая часть.
  • Функции работника.
  • Данные ему полномочия.
  • Возможная ответственность.

Если компания-работодатель желает документировать другие аспекты деятельности служащего, то она может добавить к этим обязательным разделам ещё несколько. Наиболее востребованы:

  • Условия работы.
  • Критерии должностных взаимодействий.
  • Параметры изменений инструкции.
  • Критерии оценки эффективности (KPI).

Расширенная структура особенно востребована в крупном бизнесе. Она позволяет формализовать отношения с многочисленными сотрудниками, снижая необходимость личных разъяснений по трудовым вопросам.

Внимание! Инструкция относится к официальным документам, а это значит, что в ней должны присутствовать такие атрибуты, как расшифровка подписей, реквизиты компании и пр.

Общая часть

Начальная часть инструкции посвящена документированию базовых параметров должности:

  • Порядку найма, увольнения и временной замены сотрудника.
  • Уровню требуемой от него квалификации.
  • Правилам, которыми он должен руководствоваться.
  • Прочим аспектам общего характера, которые считает нужным описать работодатель.

Особую значимость имеют требования к квалификации. Они должны соотноситься с функциями, указанными во второй части инструкции, а также обеспечить прием на должность кандидата требуемого уровня.

Внимание! Навыки страховых агентов могут несколько отличаться в зависимости от конкретного вида страхования: физических и юридических лиц, недвижимого и движимого имущества и пр. Подобные специфические навыки прописываются в этом разделе.

Функции

Перечень должностных функций может несколько отличаться в разных компаниях. Он зависит от их организационно-правовой формы, региональной специфики, трудовой политики и прочих факторов. Выделяют также отдельную группу функций, обязательных для большинства профессий: работа с документами, поддержание корпоративных стандартов, правил поведения, требований безопасности.

Ответственность

В данном разделе в общей форме описаны возможности по привлечению сотрудника к ответственности за его нарушения. Общий формат объясняется тем, что конкретная мера наказания определяется на базе действующего законодательства, сложность и объем которого выходят за рамки инструкции.

Как стать страховым агентом

Чтобы получить эту профессию, необязательно иметь образование по профилю. В рамках любой страховой компании всегда есть школа страховых агентов, в которой можно пройти краткий курс обучения на платной или безвозмездной основе и в разных формах:

  • очные курсы;
  • дистанционное обучение;
  • презентации и видеоуроки;
  • тренинги и семинары;
  • вебинары;
  • мастер-классы ведущих специалистов.

Курс обучения длится несколько недель, после чего можно приступать к работе. Новичку предоставляют в помощь опытного наставника, который поможет освоиться, проконсультирует в сложных вопросах.

Очень важен выбор компании для начала карьеры – дальнейший успех во многом зависит от профессиональной поддержки, оказанной на старте. В ходе работы надо постоянно совершенствоваться, повышать квалификацию, накапливать опыт и мастерство. Для успешной деятельности страховому агенту нужно обладать хотя бы минимальными знаниями в юриспруденции, экономике, психологии и на высшем уровне владеть профессиональной терминологией, знать и помнить виды и условия предоставляемых услуг.

Крупные компании отдают предпочтение кандидатам со средним или высшим образованием, полагая, что по окончании колледжа или института специалист обладает достаточным кругозором и навыками общения для результативной работы.

В вузах России тонкостям страхования можно обучиться по следующим специальностям:

  • управление рисками и страховая деятельность;
  • финансы, кредит, страхование и учет;
  • страхование;
  • оценочная деятельность.

Для поступления на бюджетные места проходной порог по ЕГЭ требуется не менее 83, для платного обучения, как правило, уровень на 10–20 баллов ниже.










Что нужно знать и уметь

Успешный агент страховой компании – это, прежде всего, компетентный, владеющий исчерпывающими знаниями о продвигаемом страховом продукте и способах страховой защиты, специалист. Но при работе с клиентами на первый план выдвигаются требования к личным качествам.

Самым важным представляется умение выстраивать доверительный контакт с потенциальным страхователем. Клиент должен доверять компании и в немалой степени это зависит от ее представителя.

Агент должен демонстрировать доброжелательность и внимание, иметь располагающий внешний вид, проявлять терпение и готовность улаживать конфликтные ситуации.

Не менее важными качествами являются навыки планирования, желание учиться, настойчивость и энергичность. А чтобы работа приносила материальное и моральное удовлетворение, необходимо иметь интерес к страховой деятельности как профессии и желание трудиться и зарабатывать.

Обязанности

Для страховых агентов разработана стандартная должностная инструкция, в которой перечислены его обязанности:

  • изучение и формирование спроса на страховые услуги в конкретном регионе;
  • формирование, поддержание и расширение клиентской базы;
  • консультирование по видам и условиям страхования, разъяснение порядка выплат;
  • оценка стоимости объектов страхования, определение размера ущерба;
  • заключение договоров и контроль их исполнения;
  • оформление сопутствующей документации;
  • выявление рисков для страховщика, оценка платежеспособности клиента;
  • выявление причин нарушения страховых соглашений и их устранение;
  • обеспечение уплаты страховой премии, иногда – ее инкассация;
  • своевременная сдача документов строгой отчетности;
  • досудебное урегулирование споров о размере компенсации.

Главное для страхового агента – профессионализм и активность. Он должен в полной мере донести до клиента преимущества сотрудничества с компанией, которую представляет.

Примеры из практики

Поделюсь некоторыми примерами из своей практики.

Автострахование

На Новорижском шоссе автопоезд, перевозящий опору для линии электропередач, зацепил торчащей частью опоры припаркованный на обочине автомобиль и протащил его 500 метров вперёд. После чего, заметив это, остановился. Все участники и свидетели в шоке. Начинают выяснять обстоятельства случившегося, обмениваться документами. Полная неразбериха, подключаюсь к разбору ситуации.

В результате выясняется, что вина на грузовой компании, которая нарушила правила перевозки большого груза на автопоезде. Связываюсь с руководителем этой компании, объясняю ситуацию, прошу выслать копию их полиса по страхованию гражданской ответственности при грузоперевозках. Хорошо, что полис с таким покрытием рисков у компании был оформлен и пролонгировался из года в год на протяжении безубыточных 10 лет.

Итог. Владелец поврежденного автомобиля смог получить выплату в полном размере.

“Благодаря этому, у вас растёт клиентский портфель, повышается статус и удовлетворенность от работы”.

Медицинское страхование

Много раз возникали ситуации, и по личным страховым видам в том числе, когда необходимо было подключаться и помогать клиенту и страховщику. По своим каналам, по своим связям приходилось договариваться с клиниками, работающими по ОМС, чтобы госпитализировать застрахованного на плановое обследование или операцию.

Кому подходит профессия

Среди работающих на должности страхового агента есть студенты, пенсионеры, домохозяйки, активные молодые люди. Этот род деятельности может быть основным или дополнительным. Он подходит в равной степени мужчинам и женщинам, обладающим следующими качествами:

  • уравновешенность;
  • настойчивость;
  • пунктуальность;
  • ответственность;
  • уверенность;
  • доброжелательность;
  • инициативность;
  • способность и стремление постоянно обучаться;
  • целеустремленность;
  • умение предлагать, но не быть навязчивым;
  • внимательность и точность при заполнении документов;
  • быстрая реакция и умение приспосабливаться к меняющимся пожеланиям клиента;
  • общительность, умение первым вступать в контакт;
  • личное обаяние;
  • высокий самоконтроль.

Преимущество при поступлении на работу будут иметь кандидаты, обладающие опытом продаж и навыками ведения переговоров, грамотной речью и умением пользоваться компьютером.

Работа страхового агента привлекает людей, имеющих высокую потребность в общении, разнообразии, желающих быть нужными и полезными для других.

Заработная плата

Доход страхового агента напрямую зависит от количества заключенных договоров. Штатный сотрудник получает оклад, к которому прибавляется процент от продаж услуг компании, либо только комиссионные.

В начале карьеры оклад составляет 12 000–15 000 рублей, через год он повышается до 25 000–30 000 рублей, через 3–5 лет достигает 35 000–40 000. Комиссионные выплачиваются в размере 10 –25 % от суммы сделки, при оформлении договора страхования жизни ставка может подняться до 30–50 %.

После 3–5 лет работы и при наличии собственной большой клиентской базы заработок страхового агента может достигать 100 000–300 000 рублей. Многие компании практикуют систему поощрительных выплат – бонусов и премий тем, кто выполняет план. Внештатный сотрудник работает только за процент.

Плюсы и минусы профессии

Несмотря на высокий спрос, профессия страхового агента не относится к числу престижных. Ежедневно он должен общаться с большим количеством людей из разных социальных слоев, что со временем может вызвать эмоциональную усталость, выгорание. Тем не менее у профессии много преимуществ:

К недостаткам относятся:

  • Непрерывный поиск новых клиентов – от этого зависит эффективность работы и карьерный рост.
  • Нестабильность заработков, особенно в начале карьеры.
  • Частые стрессовые ситуации – хамство со стороны клиентов, конфликты, нуждающиеся в урегулировании.
  • Необходимость всегда быть собранным и готовым выехать на деловую встречу, которая может быть назначена в вечернее время, в выходной день.

Как строить карьеру

Профессия страхового агента примечательна тем, что освоить ее можно в любом возрасте. Как правило, начало карьеры связано с оформлением обязательных полисов автогражданской ответственности – клиентов не нужно искать, они сами ищут возможность заключить договор. Но заработок в этом направлении весьма ограничен, и нужно переключаться на добровольное страхование, чтобы реализовать свои способности по максимуму и получить достойные деньги. Суммы комиссионных выплат в этой сфере могут быть довольно высокими. Приобретение опыта и расширение собственной клиентской базы позволит обрести через 5–6 лет солидный доход.

Требования к знаниям

Должностная инструкция страхового агента


Обязанности

Перспективы профессии

В ходе трудовой деятельности необходимо постоянно совершенствовать и расширять свои знания. Не следует игнорировать обучающие семинары, которые проводит компания. На них сотрудники изучают изменения в законодательстве, условиях страхования, эффективные техники продаж, ведения переговоров.

Карьерный рост зависит от амбиций, работоспособности и умения соответствовать требованиям профессии. При наличии этих качеств и образования начинающий агент уже через полгода может стать начальником подразделения продаж, впоследствии – руководителем отдела или всей компании. При желании и упорстве есть все шансы дорасти и до создания собственного бизнеса.

Читайте также: